ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-194/2018 от 24.05.2018 Холмогорского районного суда (Архангельская область)

Дело № 2-194/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Холмогоры 24 мая 2018 года

Холмогорский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Коневца С.А., при секретаре Жгилёвой С.М., с участием представителя ответчика ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Холмогоры гражданское дело по иску ФИО2 к обществу с ограниченной ответственностью «ДОМ» о возложении обязанности производить перерасчет платы за содержание жилого помещения и взыскании денежных средств,

установил:

ФИО2 обратилась с иском к обществу с ограниченной ответственностью «ДОМ» (далее по тексту – ООО «ДОМ») с требованиями:

Обязать ООО «ДОМ» с 01 марта 2018 года производить расчет платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме с исключением суммы расходов на оплату холодной воды, потребляемой на выполнение услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с исключением суммы расходов на оплату холодной воды, потребляемой на выполнение услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;

Взыскать с ответчика уплаченные за услуги денежные средства в размере 283 руб. 58 коп., неустойку в размере 3% от 20 руб. 60 коп., начиная с 27 ноября 2017 года по 31 марта 2018 года в размере 77 руб. 50 коп, компенсацию морального вреда 10000 руб. 00 коп.

Мотивировав тем, что общедомовой прибор учета обязательной установке на дом в котором проживает истец не подлежит в соответствии с требованиями Федерального закона № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года, в доме отсутствует техническая возможность установки общедомового прибора учета, площадь помещений, входящих в состав общего имущества не определена, норматив потребления в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме утвержденный постановление министерства ТЭК и ЖКХ Архангельской области от 30 мая 2017 года № 58-пн в редакции постановления от 30 июня 2017 года № 58-пн не распространяется на многоквартирные жилые дома по вышеуказанным причинам, с 01 июня 2017 года применяется недействующий норматив на воду, услуга по холодному водоснабжению на общедомовые нужды фактически не оказывается, конструктивные особенности системы холодного водоснабжения не предусматривают возможности потребления воды на общедомовые нужды, вода на общедомовые нужды не потребляется, ответчик не выполнил требования претензии от 27 ноября 2017 года о возврате денежных средств за непредоставляемую услугу по холодному водоснабжению на общедомовые нужды.

Истец, представитель истца в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, сведений об уважительных причинах отсутствия не представили.

Представитель ответчика в судебном заседании с заявленными требованиями не согласен в полном объеме. Возможность забора воды в местах общего пользования имеется, есть кран для забора воды, что подтверждается фотографией сделанной в ходе проверки проведенной прокуратурой Холмогорского района. Вода периодически расходуется на общедомовые нужды, производилась промывка системы отопления, об этом свидетельствуют акты от 30 августа 2016 и 31 августа 2017 года. Пояснил, что общая площадь жилых помещений дома составляет 738,4 кв.м. по сравнению с техническим паспортом 760,3 кв.м., она уточнена на основании уточняющих технических паспортов на жилые помещения, которые предоставлялись в управляющую компанию собственниками жилых помещений. Площадь помещений, входящих в состав общего имущества определена в соответствии с техническим паспортом. Общедомовой счетчик на холодную воду не установлен, но это обязанность собственников жилых помещений в соответствии с п.38 Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомового прибора учета не составлялся ввиду того, что такой вопрос до настоящего времени не возникал. Дом в котором проживает истец не относится к ветхим, аварийным, подлежащим сносу или подлежащим капитальному ремонту в ближайшее время. По степени благоустройства относится к двухэтажным домам со всеми видами благоустройства без горячего водоснабжения.

Дело рассмотрено в отсутствие истца, представителя истца.

Изучив материалы дела, выслушав мнение представителя ответчика суд приходит к следующему.

ФИО2 является собственником квартиры по адресу: <адрес>. Ответчик является управляющей организацией и одновременно исполнителем услуги по холодному водоснабжению помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, производит начисления и принимает плату.

За период с января 2017 года по февраль 2018 года включительно истец оплатила за водоснабжение общего имущества дома 283 руб. 58 коп., о чем свидетельствуют копии счет- квитанций и копии кассовых чеков.

27 ноября 2017 года ФИО2 обращалась с заявлением к ответчику с указанием на то, что места общего пользования не оснащены водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием, с требованием возместить убытки в сумме 193 руб. 58 коп. «Водоснабжение общего имущества дома», на данное заявление - претензию ответчик ответил письмом от 04 декабря 2017 года № 471 в котором фактически отказал в удовлетворении требований (л.д. 15).

В соответствии с п. 9.1 - 9.3 ст. 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В судебном заседании возможность забора воды в местах общего пользования в доме с достоверностью не подтверждена, соответствующая техническая документация не представлена, фотография крана для забора воды не отвечает требованиям относимости и допустимости, не содержит данных о времени, месте, обстоятельствах ее изготовления и технической возможности фактического использования данного крана, в том числе, для забора воды для промывки системы отопления дома, сведений о иных расходах воды на общедомовые нужды суду не представлено. Дом не оборудован общедомовым прибором учета холодной воды.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года.

Производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Дом в котором проживает истец не относится к ветхим, аварийным, подлежащим сносу или капитальному ремонту, следовательно, подлежит оборудованию прибором учета холодной воды.

В части 5 статьи 13 указанного закона закреплено обязательное требование об оснащении многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

В соответствии с пп. «и» и «к» п.11 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 обязанность по установке общедомового прибора учета лежит на управляющей компании вне зависимости от наличия решения собрания собственников.

Данная правовая позиция изложена в Апелляционном определении Верховного Суда РФ от 20.09.2016 N АПЛ16-403, согласно которому работы по установке приборов учета используемых энергоресурсов, как и другие мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий, отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома, в связи с чем должны осуществляться независимо от наличия решения общего собрания собственников помещений в доме о проведении этих работ. При наличии заключенного договора управления многоквартирным домом управляющая компания обязана выполнять требования подпунктов "и" и "к" пункта 11 Правил с отнесением расходов на проведение указанных мероприятий на собственников помещений в многоквартирном доме.

Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Ввиду отсутствия общедомового прибора учета плата за холодную воду, потребляемую на выполнение услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, по адресу: <адрес> подлежит начислению с применением утвержденных норматива и тарифа.

При этом, в соответствии с п. 48 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме в случаях, установленных в пункте 40 настоящих Правил, определяется в соответствии с формулой 10 приложения № 2 к настоящим Правилам. При этом объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулой 15 приложения № 2 к настоящим Правилам.

Формула 10. Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения согласно пунктам 44 - 48 Правил определяется по формуле 10:

,

где:

- объем (количество) коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение;

- тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле 15:

где:

- норматив потребления соответствующего вида коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме за расчетный период, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)

(см. текст в предыдущей редакции)

- общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

При определении приходящегося на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объема холодной воды, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам;

- общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;

- общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.

Истцом при расчете цены иска использована формула расчета платы за холодную воду на общедомовые нужды:

Ц = (Нхводн х Sоди) х Дi х Тхв, где:

Ц – цена оказания услуги;

Нхводн – норматив по холодному водоснабжению ОДН, 0,033 м3;

Sоди – площадь помещений, входящих в общее имущество, 97,5 м2;

Дi - доля в праве на общее имущество 70,7 м2/760, 3 м2;

Тхв – тариф на холодное водоснабжение (л.д. 31)

В представленных формулах используется норматив потребления.

При начислении истцу платы за холодную воду на общедомовые нужды ответчик весь период, в том числе с 01 июня 2017 года использовал норматив 0,035 м.3.

В период с января 2017 года по 30 июня 2017 года действовал тариф 64,96 руб. за м.3 с 01 июля 2017 года тариф 68,85 руб., за м3, установленный Агентством по тарифам и ценам Архангельской области от 18.11.2015 № 63-в/2 (в редакции постановления 22.112016 № 54-в/15).

С 01 июня 2013 года действовал норматив 0,035 м3, утвержденный постановлением Министерства энергетики и связи Архангельской области от 30 мая 2013 № 69-пн «О внесении изменений в постановление министерства энергетики и связи Архангельской области от 22 августа 2012 года № 17-пн».

Согласно данному постановлению норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды не устанавливается для многоквартирных и жилых домов, которые отвечают одному из нижеуказанных критериев:

1. дома, на которые не распространяются требования Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ в части обязательной установки коллективного (общедомового) прибора учета;

2. дома, в которых отсутствует техническая возможность установки коллективного (общедомового) прибора учета воды в соответствии с приказом Министетства региональгого развития Российской Федерации от 29.12.2011 № 627;

3. дома, в которых не определены площади помещений, входящие в состав общего имущества.

С 01 июня 2017 действует норматив 0,033 м3, утвержденный постановлением министерства ТЭК и ЖКХ Архангельской области от 30 мая 2017 года № 58-пн (в редакции постановления министерства ТЭК и ЖКХ от 30.06.2017 года № 80-пн) «Об утверждении нормативов потребления холодной воды, горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории муниципального образования «Холмогорский муниципальный район».

Согласно примечанию к таблице в данном постановлении нормативы потребления холодной воды, горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, установленные в настоящей таблице, не распространяются на многоквартирные и жилые одно- и двухэтажные дома (далее - дома), которые отвечают одному из нижеуказанных критериев:

1. дома, на которые не распространяются требования Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ в части обязательной установки коллективного (общедомового) прибора учета воды;

2. дома, в которых отсутствует техническая возможность установки коллективного (общедомового) прибора учета воды в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 № 627;

3. дома, в которых не определены площади помещений, входящих в состав общего имущества дома.

Обязанность доказать обоснованность применения норматива в расчетах с потребителем лежит на ответчике – управляющей компании.

Дом истца не признан ветхим, аварийным и подлежащим капитальному ремонту. Вопреки доводам истца площадь помещений, входящих в состав общего имущества определена в соответствии с данными технического паспорта.

Однако, достоверных доказательств наличия либо отсутствия технической возможности установки общедомового прибора учета ответчиком суду не представлено, по сведениям представителя ответчика такой акт не составлялся.

В соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 № 627 «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения» результаты обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида указываются в акте обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета.

В силу пп. «и» и «к» п.11 Правил утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 и ч. 12 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность по установке общедомового прибора учета и как следствие по составлению акта обследования на предмет установления наличия(отсутствия) технической возможности установки прибора учета в целях определения возможности установки общедомового прибора учета лежит на ответчике – управляющей компании а также на ресурсоснабжающей организации поставляющей воду по присоединенным сетям.

Учитывая, что утвержденные нормативы не подлежат применению в случае отсутствия технической возможности установки общедомового прибора учета, соответствующий акт обследования не составлялся, обоснованность применения нормативов в расчетах с потребителем ответчиком не доказана, как следствие не доказана обоснованность начисления платы за холодное водоснабжение на общедомовые нужды, с учетом изложенного, требования истца о взыскании убытков, в виде необоснованно начисленной платы за водоснабжение общего имущества дома за период с января 2017 года по февраль 2018 года включительно 283 руб. 58 коп. подлежат удовлетворению.

Также суд находит подлежащим удовлетворению требование истца об обязании общества с ограниченной ответственностью «ДОМ» с 01 марта 2018 года, до определения в установленном порядке технической возможности установки общедомового прибора учета, и как следствие, возможности применения норматива потребления холодной воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, производить расчет платы истцу за содержание жилого помещении в многоквартирном доме с исключением суммы расходов на оплату холодной воды, потребляемой на выполнение услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Истцом заявлены требования в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» о взыскании неустойки в связи с невыполнением требования потребителя о возврате необоснованно начисленной суммы в размере 3 % от 20 руб. 60 коп., начиная с 27 ноября 2017 года по 31 марта 2018 года в размере 77 руб. 50 коп., компенсации морального вреда 10000 руб. 00 коп., в связи с неисполнением требований потребителя.

Суд полагает неправомерном применении к возникшим правоотношениям Закона РФ «О защите прав потребителей», выставление счетов на оплату жилищно-коммунальных услуг не является услугой, оказываемой потребителю на основании Закона РФ «О защите прав потребителей».

Возможность выплаты штрафа при неправильном начислении жилищно-коммунальных услуг предусмотрена п. 155(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Основываясь на положении п. 155 названных выше Правил, по смыслу приведенной нормы, моральный вред компенсируется только в случае доказанности причинения в результате действий исполнителя физических или нравственных страданий, а не по факту установления неправильности начислений за жилищно-коммунальные услуги, при этом доказательств причинения истцу по вине ответчика физических или нравственных страданий не представлено.

Суд полагает необоснованным взыскание неустойки, компенсации морального вреда и штрафа в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей», поскольку к возникшим правоотношениям указанные нормы не применяются.

В соответствии со статьёй 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета муниципального района подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобождён, в размере 700 руб. 00 коп. (при подаче искового заявления имущественного характера 400 руб. 00 коп. и при подаче искового заявления имущественного характера не подлежащего оценке в размере 300 руб. 00 коп.).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

иск ФИО2 к обществу с ограниченной ответственностью «ДОМ» о возложении обязанности производить перерасчет платы за содержание жилого помещения и взыскании денежных средств удовлетворить частично.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ДОМ» в пользу ФИО2 внесенную плату за услугу по холодному водоснабжению общего имущества дома за период с 01 января 2017 года по февраль 2018 года включительно в размере 283 руб. 58 коп.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «ДОМ» с 01 марта 2018 года производить расчет платы собственнику жилого помещения, по адресу: 164530, Архангельская область, <адрес> за содержание жилого помещении в многоквартирном доме, до определения в установленном порядке технической возможности установки общедомового прибора учета, и как следствие, возможности применения норматива потребления холодной воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, с исключением суммы расходов на оплату холодной воды, потребляемой на выполнение услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

В удовлетворении требований ФИО2 к обществу с ограниченной ответственностью «ДОМ» о взыскании в соответствии с Законом «О защите прав потребителей» неустойки в размере 3 % от 20 руб. 60 коп., начиная с 27 ноября 2017 года по 31 марта 2018 года в размере 77 руб. 50 коп., компенсации морального вреда 10000 руб. 00 коп., отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ДОМ» в доход бюджета муниципального района государственную пошлину в размере 700 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Холмогорский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий С.А. Коневец

(Решение в окончательной форме изготовлено 29 мая 2018 года)