УИД18RS0001-02-2020-001914-76
Дело № 2-194/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 февраля 2021 года г. Ижевск
Ленинский районный суд города Ижевска в составе: председательствующего судьи Савченковой И.В., при секретаре Храмцовой С.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации города Ижевска в лице Управления имущественных отношений и земельных ресурсов к ФИО1, ФИО2 об освобождении самовольно занятого земельного участка,
у с т а н о в и л:
Администрация г. Ижевска в лице Управления имущественных отношений и земельных ресурсов обратилась в суд с иском к ФИО2, ФИО1 об освобождении самовольно занятой территории земель, государственная собственность на которую не разграничена, площадью 427 кв.м, прилегающую к земельному участку с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> с северной стороны от расположенных на ней деревянного ограждения и въездных ворот из листов профнастила с координатами (Х: 384697.007 иY:2221299.513), координаты (Х: 384717.650 иY:2221305.944),координаты (Х: 384711.469 иY:2221324.697), до координаты (Х: 384691.013 иY:2221318.628), а также расположенных на указанной территории хозяйственных построек, путем их демонтажа, иприведении указанной территории земель в состояние, пригодное для ее дальнейшего использования.
Требования мотивированы тем, что 25.05.2020 специалистами Отдела муниципального земельного контроляУправления имущественных отношений и земельных ресурсовАдминистрации г. Ижевска проведен плановый (рейдовый) осмотр, обследование территории земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве общей долевой собственности ответчикам ФИО3. Проведеннымосмотром, согласно акту планового (рейдового) осмотра, обследования № 307, установлено, что на территории земельного участка расположен жилой дом. Деревянное ограждение и въездные ворота из листов профнастила с северной стороны выходят за пределы границ земельного участка, содержащиеся в ЕГРН, с занятием территории земель, находящейся в неразграниченной государственной собственности в кадастровом квартале №. По результатам проведенного осмотра, специалистами муниципального бюджетного учреждения «Архитектурно-планировочное бюро» произведена контрольная съемка земельного участка. В результате контрольной съемки установлено, что общая площадь огражденной территории, расположенной за пределами границ земельного участка, составляет 427 кв.м. Таким образом, ответчики, установив деревянное ограждение и въездные ворота из листов профнастила, самовольно заняли территорию площадью 427 кв.м, которая относится к землям, находящимся в не разграниченной государственной собственности в кадастровом квартале № и использует данную территорию без оформленных в установленном законом порядке правоустанавливающих документов. Данная территория находится в едином землепользовании с земельным участком, принадлежащим ответчикам на праве собственности.
Незаконно используя земли государственной собственности без оформленных в установленном законом порядке правоустанавливающих документов, ответчики нарушают права собственника этих земель. В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Согласно с п. 2 ст. 3.3. ФЗ от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, расположенными на территории городского округа, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления. В соответствии с пп.1 п.4 ст.44 Устава г. Ижевска, утв. Решением городской думы г. Ижевска от 16.06.2005 №333, Администрация г. Ижевска осуществляет управление и распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, на территории муниципального образования «Город Ижевск» до разграничения государственной собственности на землю. Согласно положениям п.1.1 Положения об Управлении имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации г. Ижевска, утвержденного решением Городской Думы г. Ижевска от 06.06.2006 №116, Управление является функциональным органом – структурным подразделением Администрации г. Ижевска, осуществляющим функции управления в области земельных отношений, и осуществляет свою деятельность на землях, находящихся на территории муниципального образования «Город Ижевск». В соответствии с ст. 11, 12, 304 ГК РФ, пп. 2 п. 1, пп.4 п.2 ст. 60, п. 2 ст. 62, ст. 76 ЗК РФ, ч. 2 ст. 3.3 ФЗ от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской федерации», ст. 333.36 НК РФ, ст.ст. 131-132 ГПК РФ просит удовлетворить заявленные требования.
Представитель истца Администрации г.Ижевска в лице Управления имущественных отношений и земельный ресурсов – ФИО4, действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом. Представил заявление, в котором просил дело рассмотреть в отсутствие представителя Управления, ввиду большой загруженности.Дополнительно сообщил, что в настоящее время в Генеральный план г. Ижевска изменения не внесены. Работы по подготовке Проекта внесения изменений в Генеральный план г. Ижевска приостановлены до завершения работ по разработке Стратегии пространственного развития г. Ижевска, выполняемой по инициативе Главы и Правительства Удмуртской Республики. По информации Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики УР завершение работ по подготовке Стратегии запланировано не раньше февраля 2021. В то же время, после принятия данной стратегии, работы по внесению изменений в Генеральный план г. Ижевска займут не менее года.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившегося представителя истца, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании не возражал против удовлетворения иска. Пояснил, что постройки они уже убрали, сейчас построек на участке нет. Зона использования не изменилась. В настоящее время вопрос об изменении зоны не разрешен, но должен быть решен в третьем квартале текущего года. Не оспаривал, что часть территории земель занята ими самовольно, без наличия правоустанавливающих документов. Готовы убрать ограждение. Участок размежеван, границы земельного участка определены.
Изучив и исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что ответчикам ФИО2 и ФИО1 на праве собственности (каждому в ? доле) принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, что следует из выписки из ЕГРН от 21.09.2020.
На основании планового (рейдового) задания на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования № 307 от 22.05.2020, уполномоченным должностным лицом Управления имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации г. Ижевска Л.С.С., 25.05.2020 проведенплановый (рейдовый) осмотр территории земельного участка с К№, в ходе проведения которой проведено фотографирование территории участка по <адрес>, составлена фототаблица.
По результатам проверки составлен акт, согласно пояснительной записке которого управлением произведен осмотр земельного участка по указанному адресу, в результата осмотра было установлено, что на участке расположен жилой дом. Северное ограждение участка выдвинуто на земли общего пользования и перегораживает их.
14.08.2020 государственным инспектором Удмуртской Республики по использованию и охране земель, главным специалистом-экспертом отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Удмуртской Республике В.К.И. проведено административное обследование объекта земельных отношений: УР, <адрес>, К№, путем проведения анализа сведений из ЕГРН, сведений из геоинформационной системы анализа структуры землепользования территории МО «Город Ижевск» (ГИС АСЗ), общедоступных сведений, визуального осмотра земельного участка и его фотографирования, вычисление координат, длин линий, площадей проводилось в ГИС АСЗ. В ходе изучения сведений из ГИС АСЗ, визуального осмотра земельного участка и его фотографирования установлено, что территория земельного участка расширена в северном направлении, путем занятия части земель кадастрового квартала в площадью 428,9 кв.м. Правовых оснований занимать указанную территорию у лиц не имеется.
Как следует из акта проверки органом государственного надзора от 17.09.2020, на основании распоряжения № 1709 от 15.09.2020проведена внеплановая, документарная проверка в отношении ФИО2, по адресу: УР, <адрес>, кадастровый №, в ходе которой установлено:
- согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 18:26:040008:37по адресу: УР, <адрес>, уточненной площадью 1000 кв.м, принадлежит на праве общей долевой доля в праве ?, в том числе ФИО2,
- специалистами Управления Росреестра по УР проведено административное обследования земельного участка, по результатам которого составлен акт № 01/170-2020 от 14.08.2020;
- В ходе изучения сведений из ГИС АСЗ, визуального осмотра земельного участка и его фотографирования установлено, что территория земельного участка расширена в северное направлении, путем занятия части земель кадастрового квартала площадью 428,9 кв.м;
- Правовые основания занимать часть земель кадастрового квартала № площадью 428,9 кв.м у ФИО2 отсутствуют;…
- Отсутствие предусмотренных законодательством прав на землю является нарушением требований ст.ст. 25, 26, 39.1 Земельного кодекса РФ.
Таким образом, ФИО2 допустила занятие части земель кадастрового квартала №, общей площадью занятия 428,9 кв.м, в нарушение ст.ст. 25,26,39.1 Земельного кодекса РФ, за что предусмотрена административная ответственность по ст. 7.1 КоАП РФ.
17.09.2020 в отношении ответчика ФИО2 государственным инспектором Удмуртской Республики по использованию и охране земель, главным специалистом-экспертом отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Удмуртской Республике В.К.И.. вынесено предписание об устранении выявленного нарушений требований земельного законодательства Российской Федерации, из которого следует, что меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, установленных законодательством по указанному факту, ФИО2 необходимо устранить в срок до 17.12.2020.
Данные обстоятельства установлены в судебном заседании пояснениями представителя истца, исследованными материалами гражданского дела.
Согласно ст. 11 ЗК РФ, п.10 ст.3 ФЗ от 25.10.2001 «О введении в действие Земельного кодекса РФ» до разграничения государственной собственности на землю распоряжение землями, находящимися в государственной собственности в пределах муниципального образования, осуществляют органы местного самоуправления.
В соответствии с п.1 ч.4 ст. 44 Устава г.Ижевска, утвержденного Решением Городской думы г. Ижевска от 16.06.2005 N 333 (ред. от 26.06.2014) "О принятии Устава муниципального образования "Город Ижевск", управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и землями, находящимися в государственной собственности, на территории муниципального образования "Город Ижевск" до разграничения государственной собственности на землю входит в полномочия Администрации города по решению вопросов местного значения в области земельных отношений и градостроительства.
Согласно ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
На основании пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления.
Согласно п. 1.1.Положения об Управлении имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации города Ижевска, утвержденногорешением Городской думы г. Ижевска от 06.06.2006 N 116 управление имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации города Ижевска (далее - Управление) является функциональным органом - структурным подразделением Администрации города Ижевска, осуществляющим управленческие функции в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования "Город Ижевск".
В силу пункта 2 части 1 и пункта 4 части 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка, а действия, нарушающие права на землю, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права.
В соответствии с частью 2 статьи 62, частью 2 и частью 3 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельный участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре, в том числе сносу незаконно возведенных зданий, строений и сооружений; без возмещения произведенных им за время незаконного пользования земельным участком затрат; собственными силами или за его счет.
В судебном заседании ответчики А-ны не оспорили самовольное занятие земельного участка. Пояснили, что самовольно занятый земельный участок огорожен деревянным ограждением и въездными воротами из листов профнастила.
Следовательно, исковые требования об обязании ответчиков освободить самовольно занятый земельный участок от расположенного на немдеревянного ограждения и въездных ворот из листов профнастила, подлежит удовлетворению.
Как следует из искового заявления, представленных фототаблиц, схем, на самовольно занятом земельном участке расположены хозяйственные постройки, от которых истец просит освободить земельный участок.
Ответчики отрицали факт нахождения на спорном участке хозяйственных построек. Поскольку в ходе судебного разбирательства наличие хозяйственных построек не установлено, заявленное требование удовлетворению не подлежит.
Учитывая, что согласно ст.103 ГПК РФ, 333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины истец освобожден, с ответчиков, не освобожденных от ее уплаты, в местный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб., то сеть по 150 руб. с каждого.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Администрации города Ижевска в лице Управления имущественных отношений и земельных ресурсов к ФИО1, ФИО2 об освобождении самовольно занятого земельного участка– удовлетворить частично.
Обязать ФИО1, ФИО2 освободить самовольно занятую территорию земель, государственная собственность на которую не разграничена, площадью 427 кв.м., прилегающую к земельному участку с кадастровым номером № по адресу: <адрес> с северной стороны от расположенных на ней деревянного ограждения и въездных ворот из листов профнастила с координаты (Х: 384697.007 иY:2221299.513), координаты (Х: 384717.650 иY:2221305.944), координаты (Х: 384711.469 иY:2221324.697), до координаты (Х: 384691.013 иY:2221318.628),и привести указанную территорию земель в состояние, пригодное для ее дальнейшего использования.
Исковые требования Администрации <адрес> в лице Управления имущественных отношений и земельных ресурсов к ФИО1, ФИО2 об освобождении самовольно занятого земельного участка от расположенных на указанной территории хозяйственных построек, путем их демонтажа – оставить без удовлетворения.
Взыскать с ФИО1, ФИО2 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб., то есть с каждого по 150 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в порядке апелляционного производства путем принесения апелляционной жалобы в Ленинский районный суд г. Ижевска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме вынесено 12 февраля 2021 года.
Судья И.В. Савченкова