ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1950/2021 от 27.10.2021 Сальского городского суда (Ростовская область)

Дело № 2-1950/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 октября 2021 года г.Сальск Сальский городской суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Бабиной С.А.,

с участием представителя истца Коваленко И.Н., представителя ответчика Спитановой Д.Г.,

при секретаре Черненко Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в Сальском, Песчанокопском, Целинском, Егорлыкском, Орловском, Пролетарском (с) районах к Администрации Сальского района Ростовской области об обязании устранить нарушения,

У С Т А Н О В И Л :

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в лице Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в Сальском, Песчанокопском, Целинском, Егорлыкском, Орловском, Пролетарском (с) районах обратилось в суд с иском к Администрации Сальского района об обязании устранения нарушений, указывая, что в соответствии с Указом Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 21 мая 2012 года № 636 Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, а Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области - территориальным органом вышеназванного Федерального органа исполнительной власти.

Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 322 утверждено «Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 24 апреля 2006 года № 308 утверждено «Типовое положение о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».

Кроме того, полномочия Управления Роспотребнадзора по Ростовской области утверждены приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 16 августа 2006 года № 257 «Об утверждении Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области».

Право Управления Роспотребнадзора по Ростовской области на подачу иска в защиту прав неопределенного круга потребителей вытекает также из ст.ст. 17, 40, 46 Закона РФ «О защите прав потребителей».

В процессе контрольно-надзорных мероприятий, данных оперативного мониторинга осуществляется работа по исполнению требований Ростовской межрайонной природоохранной прокуратуры о состоянии законности в сфере охраны и использования водных объектов на территории Ростовской области и о многочисленных нарушениях санитарного законодательства Российской Федерации хозяйствующими субъектами, осуществляющими использование подземных и поверхностных водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения Ростовской области, выразившихся в т.ч. в отсутствии благоустройств территорий зон санитарной охраны источников водоснабжения и ограждений территорий, проектов зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения, санитарно-эпидемиологических заключений (СЭЗ) об их соответствии санитарным правилам, кроме того, Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой во исполнение поручения прокуратуры Ростовской области разработана Дорожная карта по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения, водоохранных зон, прибрежных защитных полос всех водных объектов и др. В данную Дорожную карту включено мероприятие по реализации Дорожной карты, разработанной МинЖКХ, по разработке и утверждению ЗСО источников питьевого водоснабжения, утвержденной по результатам работы межведомственной рабочей группы, ответственность за санитарные нарушения и проведение необходимых мероприятий в них лежит на органах коммунального хозяйства или других владельцев водопроводов; в пределах второго и третьего поясов ЗСО – на владельцах объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.

На территории Сальского района, сельских населенных пунктах расположены 119 источников питьевого водоснабжения. До 2017 года все источники являлись собственностью Администрации сельских поселений, однако, в соответствии с Областным законом от 07 декабря 2016 года №740-ЗС «О внесении изменений в областной закон «О местном самоуправлении в Ростовской области» по актам приема-передачи недвижимого имущества с 09 января 2017 года в муниципальную собственность муниципального образования «Сальский район» поэтапно перешли все водопроводы Сальского района.

Обслуживает скважины и разводящую сеть (водопроводы) водоснабжающая организация ООО «Родник» по договорам аренды.

Все подземные источники центрального водоснабжения (артезианские скважины) эксплуатируются ООО «Родник» при отсутствии проектов зон санитарной охраны, санитарно-эпидемиологических заключений об их соответствии санитарным правилам, что является нарушением ст.18 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.6, п.1.11, п.1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

Письма о необходимости разработки проектов ЗСО систем центрального водоснабжения направлялись в адрес главы администрации Сальского района (исх. 20/83-23572 от 21 декабря 2020 года).

Согласно представленной информации заместителя главы Администрации Сальского района (вх. №13618 от 22 июня 2021 года) выполнение работ для 116 источников по разработке проектов ЗСО для источников водоснабжения запланировано до 2023 года.

Таким образом, Администрацией Сальского района не в полной мере принята система мер, обеспечивающая санитарную охрану подземных вод.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец просит обязать Администрацию Сальского района в срок до 30 декабря 2022 года:

- разработать проекты зон санитарной охраны на источники водоснабжения, расположенные в населенных пунктах Сальского района (исключение п.Приречный) (п.1.4; п.1.6; 1.11 СанПиН 2.14.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения);

- получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водных объектов - источников централизованного водоснабжения находящихся на территории Администрации Сальского района санитарным правилам и санитарно-эпидемиологических заключений на проекты зон санитарной охраны подземных источников водоснабжения (ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года, п.1.13 СааПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»).

В судебном заседании представитель истца по доверенности Коваленко И.Н. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации Сальского района Спитанова Д.Г., подтвердила факт выявленных нарушений, представила суду письменные возражения (л.д. 214-216). В судебном заседании пояснила, что исполнить решение суда со сроком на один год до 30 декабря 2022 года Администрацией Сальского района заведомо неисполнимо. В настоящее время на территориях сельских поселений Сальского района имеются скважины, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования «Сальский район», под которыми необходимо формирование земельных участков, проведение кадастровых работ и регистрация прав муниципальной собственности на них.

Ориентировочно по предварительно проведенному анализу требуется формирование участков под 32 скважинами.

Процедура формирования земельных участков в соответствии с действующими требованиями земельного и гpадостроительного законодательства может занять до 2 месяцев.

Отделом ЖКХ, энергетики, промышленности и связи Администрации Сальского района предварительно проведена работа по сбору коммерческих предложений на ценовое (коммерческое) предложение для оказания услуги по разработке зон санитарной охраны 12 скважин для обоснования включения денежных средств на 2022 год в бюджет Сальского района в размере 2 053 333,33 рублей и выделения указанной суммы из местного бюджета по прогpамме «Обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами населения Ростовской области» в целях реализации мероприятия 2.1 «Строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт объектов водопроводного хозяйства, включая разработку проектной документации».

В 2021 году решением Собрания депутатов Сальского района на мероприятия по разработке проектов зон санитарной охраны были заложены в бюджет средства в сумме 860,9 тыс. рублей. В результате проведенных торгов заключен контракт на разработку проектов зон санитарной охраны на сумму 488,3 тыс. рублей. Сумма экономии перераспределена отделом жилищно-коммунального хозяйства на мероприятия по разработке схем водоснабжения и водоотведения.

Учитывая большое количество объектов, указанное в исковом заявлении Роспотребнадзора на 119 источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения выделить на 2022 год такой объем денежных средств для муниципалитета не представляется возможным.

Для эффективного исполнения решения суда Администрации Сальского района потребуется не менее 5 лет для поэтапного ежегодного выделения денежных средств на разработку проектов зон санитарной охраны и проведению процедур объявления электронного аукциона, заключения муниципального контракта и получение соответствующего разрешения уполномоченного органа.

Формирование бюджета на очередной финансовый год производится за год до принятия соответствующего решения. Бюджет Сальского района является дотационным. В том числе, процедура электронного аукциона может быть признана несостоявшейся, срок проведения данной процедуры может занять около 6 месяцев.

После заключения Контракта предусмотрен забор сезонных проб воды в источниках водоснабжения, который осуществляется 1 раз в квартал, не менее 3 проб, данная процедура займет не менее одного года.

Окончательным и завершающим этапом исполнения муниципального контракта является прохождение экспертизы проектно-сметной документации объектов зон санитарной охраны артезианских и разведочно-эксплуатационных буровых на воду скважин в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области» и утверждении проекта в Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области составляет 6 месяцев.

В связи с чем, просили в удовлетворении исковых требований к Администрации Сальского района отказать в полном объеме. В случае удовлетворения исковых требований к Администрации Сальского района установить срок исполнения решения до 5 лет.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив доказательства, суд установил следующее.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.

В силу ст. 195 ГПК РФ суд основывает свое решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, оценивая все доказательства, представленные суду в совокупности.

Исходя из положений ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы есть нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

Согласно ст. 51 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ в случае нарушения санитарного законодательства главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными ст. 50 настоящего Федерального закона вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан.

При этом, право на обращение в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц не ставится в зависимость от наличия или отсутствия предписаний уполномоченных контрольных и надзорных органов, требования действующих санитарных норм являются обязательными к исполнению в силу требований федерального законодательства постоянно, не имеют законодательно установленных сроков исполнения.

Обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением, Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в Сальском, Песчанокопском, Целинском, Егорлыкском, Орловском, Пролетарском (с) районах руководствовался ч. 1 ст. 46 ГПК Российской Федерации, согласно которой в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 гола № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.

Статьей 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Частью 1 ст. 18 ФЗ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (части 4, 5 статьи 18 этого же Федерального закона).

Судом установлено, что на территории Сальского района, сельских населенных пунктах расположены 119 источников питьевого водоснабжения. До 2017 года все источники являлись собственностью Администрации сельских поселений, однако, в соответствии с Областным законом от 07 декабря 2016 года №740-ЗС «О внесении изменений в областной закон «О местном самоуправлении в Ростовской области» по актам приема-передачи недвижимого имущества с 09 января 2017 года в муниципальную собственность Муниципального образования «Сальский район» поэтапно перешли все водопроводы Сальского района.

Скважины и разводящую сеть (водопроводы) обслуживает водоснабжающая организация ООО «Родник», что подтверждается договорами аренды:

- Договор аренды №1 систем коммунальной инфраструктуры: объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в собственности Администрации Гигантовского сельского поселения Сальского района Ростовской области для обеспечения потребителей Гигантовского сельского поселения услугами водоснабжения и водоотведения от 21 марта 2016 года. Договору аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования «Сальский район» между Администрацией Сальского района и ООО «Родник» от 11 декабря 2020 года №95.24-Д/10, договор сроком на 5 лет.

- Договор №1 аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования «Ивановское сельское поселение» между Администрацией Ивановское сельское поселение и ООО «Родник» от 22 января 2016 года №1. Дополнительное соглашение к договору аренды от 22 января 2016 года №1 между Администрацией Сальского района и ООО «Родник» от 19 мая 2020 года.

- Договор №12/2016 аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования «Екатериновское сельское поселение» между Администрацией Сальского района и ООО «Родник» от 17 февраля 2016 года. Дополнительное соглашение к договору аренды №12/2016 от 17 февраля 2016 года между Администрацией Сальского района и ООО «Родник» от 19 мая 2020 года.

- Договор №1 аренды муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования «Буденновское сельское поселение» между Администрацией Буденновского сельского поселения и ООО «Родник» от 25 января 2016 года. Дополнительное соглашение к договору аренды от 22 января 2016 года №1 между Администрацией Сальского района и ООО «Родник» от 19 мая 2020 года.

-. Договор №2 аренды муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования «Буденновское сельское поселение» между Администрацией Буденновского сельского поселения и ООО «Родник» от 25 января 2016 года. Дополнительное соглашение к договору аренды №1, №2 от 25 января 2016 года между Администрацией Сальского района и ООО «Родник» от 19 мая 2020 года.

- Договор №1/2016 аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования «Юловское сельское поселение» между Администрацией Юловского сельского поселения и ООО «Родник» от 04 февраля 2016 года №1/2016. Дополнительное соглашение к договору аренды №1/2016 от 04 февраля 2016 года между Администрацией Сальского района и ООО «Родник» от 19 мая 2020 года.

- Договор №1 аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования «Рыбасовское сельское поселение» между Администрацией Рыбасовского сельского поселения и ООО «Родник» от 22 января 2016 года №1. Дополнительное соглашение к договору аренды №1 от 11 января 2016 года между Администрацией Сальского района и ООО «Родник» от 09 января 2017 года.

- Договор №2 аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования «Сандатовское сельское поселение» между Администрацией Сандатовского сельского поселения и ООО «Родник» от 12 февраля 2016 года. Договор №3 аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования «Сальский район» между Администрацией Сальского района и ООО «Родник» от 12 мая 2020 года. Договор №4 аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования «Сальский район» между Администрацией Сальского района и ООО «Родник» от 02 апреля 2018 года. Акта закрепления бесхозяйных объектов инженерной инфраструктуры холодного водоснабжения (водопроводные сети, артезианские скважины, водонапорные башни), для эксплуатации ООО «Родник», на срок проведения процедуры оформления права муниципальной собственности.

- Договор №1 аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования «Манычское сельское поселение» между Администрацией Манычского сельскокого поселения и ООО «Родник» от 25 января 2016 года №1. Дополнительное соглашение к договору аренды №1 от 25 января 2016 года между Администрацией Сальского района и ООО «Родник» от 19 мая 2020 года.

- Договор №1/2016 аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования «Кручено-Балковское сельское поселение» между Администрацией Кручено-Балковского сельского поселения и ООО «Родник» от 14 марта 2016 года. Дополнительное соглашение к договору аренды №1/2016 от 14 марта 2016 года между Администрацией Сальского района и ООО «Родник» от 19 мая 2020 года.

- Договоры аренды недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования «Сальский район» от 09 августа 2017 года №2 между Администрацией Сальского района и ООО «Родник» (водопровод в с.Новый Егорлык, в с.Романовка).

Как следует из материалов дела, территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в Сальском, Целинском, Песчанокопском, Егорлыкском, Орловском, Пролетарском (с) районах в процессе контрольно-надзорных мероприятий, данных оперативного мониторинга осуществлялась работа по исполнению требований Ростовской межрайонной природоохранной прокуратуры о состоянии законности в сфере охраны и использования водных объектов на территории Ростовской области и о многочисленных нарушениях санитарного законодательства Российской Федерации хозяйствующими субъектами, осуществляющими использование подземных и поверхностных водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения Ростовской области, выразившихся в т.ч. в отсутствии благоустройств территорий зон санитарной охраны источников водоснабжения и ограждений территорий, проектов зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения, санитарно-эпидемиологических заключений (СЭЗ) об их соответствии санитарным правилам, кроме того, Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой во исполнение поручения прокуратуры Ростовской области разработана Дорожная карта по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения, водоохранных зон, прибрежных защитных полос всех водных объектов и др. В данную Дорожную карту включено мероприятие по реализации Дорожной карты, разработанной МинЖКХ, по разработке и утверждению ЗСО источников питьевого водоснабжения, утвержденной по результатам работы межведомственной рабочей группы, ответственность за санитарные нарушения и проведение необходимых мероприятий в них лежит на органах коммунального хозяйства или других владельцев водопроводов; в пределах второго и третьего поясов ЗСО – на владельцах объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.

Все подземные источники центрального водоснабжения (артезианские скважины) эксплуатируются ООО «Родник» при отсутствии проектов зон санитарной охраны.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 года N 10, утверждены Санитарные правила и нормы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02", которые определяют требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения и обязательны для исполнения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами.

Согласно п.1.4 санитарных правил СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

В силу п.1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. В каждом из трех поясов, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

В соответствии с рассматриваемыми санитарными правилами на территории 1-го пояса подземных источников водоснабжения должны выполняться следующие мероприятия: территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие (п.3.2.1.1); все водозаборы должны быть оборудованы аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности, предусмотренной при его проектировании и обосновании границ ЗСО (п.3.2.1.5).

Дополнительно санитарными правилами СанПиН 2.1.4.1110-02 определено, что организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: а) определение границ зоны и составляющих ее поясов; б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО (п. 1.6). Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально (п.1.11).

Пунктом 1.13 Правил установлено, что проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

В соответствии со ст.11 ФЗ от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства; согласно ч.3 ст. 39 ФЗ №52 соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Письма о необходимости разработки проектов ЗСО систем центрального водоснабжения направлялись Роспотребнадзором в адрес главы администрации Сальского района, на что был получен ответ за исх. 13618 от 21 декабря 2020 года, подписанный заместителем главы Администрации Сальского района А.С.Поляниным, о том, что в соответствии с поручением Региональной комиссии по вопросам развития строительства и жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области проведено выездное комиссионное обследование подземных источников водоснабжения Сальского района. Проанализированы возможные проблемы с оформлением правоустанавливающих документов на земельные участки для организации зон санитарной охраны 1-го пояса.

«Дорожная карта» по изготовлению проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения Сальского района приведена в соответствие с требованиями по учету необходимых мероприятий (земельные вопросы, финансирование, конкурсные процедуры) и определением объективных сроков их исполнения по каждому источнику водоснабжения.

Согласно «дорожной карте», изготовление проектов зон санитарной охраны на 116 скважин запланировано до 2023 года (л.д. 201).

Следовательно, подземные источники централизованного водоснабжения (артезианские скважины) на территории Сальского района эксплуатируются водоснабжающей организацией ООО «Родник» в отсутствии проектов зон санитарной охраны, санитарно-эпидемиологических заключений об их соответствии санитарным правилам, что является нарушением ст. 18 ФЗ №52 от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 1.6, 1.11, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

Все подземные источники центрального водоснабжения (артезианские скважины) эксплуатируются ООО «Родник» при отсутствии проектов зон санитарной охраны.

Таким образом, Администрацией Сальского района не в полной мере принята система мер, обеспечивающая санитарную охрану подземных вод, предусматривающая:

- разработку проектов зон санитарной охраны для действующих источников водоснабжения (нарушение п.1.6, п.1.11, п.1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»);

- оформление на источники водоснабжения санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии водных объектов санитарным правилам и санитарно-эпидемиологических заключений на проекты зон санитарной охраны подземных источников водоснабжения (ч.4 ст. 18 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года, п.1.13 нарушение СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»).

Согласно ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В соответствии с п. 3 ст. 18 Федерального закона от 30 июня 1999 года N52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Исходя из положений ст. ст. 18, 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 N 52-ФЗ, ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округов относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа, а также организация в границах муниципального, городского округа водоснабжения населения и водоотведения, осуществление в пределах установленных законодательством полномочий собственника водных объектов, установления правил использования водных объектов, утверждение генеральных планов муниципального, городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов муниципального, городского округа документации по планировке территории.

Согласно ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 N 52-ФЗ «О санитарном эпидемиологическом благополучии населения» население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Согласно ч. 1 ст. 55 Водного кодекса РФ собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.

В силу ст. 27 Водного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся: 1) владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; 2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; 3) осуществление мер по охране таких водных объектов; 4) установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов в области водных отношений, кроме полномочий собственника, предусмотренных частью 1 статьи 27 Кодекса, относится установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований, для личных и бытовых нужд.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе организация в границах поселений водоснабжения населения.

Исходя из указанных норм, обязанность по разработке проектов и обеспечения зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, обеспечению санитарно-эпидемиологическим заключением о соответствии водных объектов санитарным правилам, разработке мероприятий по улучшению санитарного состояния территории санитарной охраны и предупреждению загрязнения водных объектов лежит на органе местного самоуправления.

В настоящее время все подземные источники центрального водоснабжения (артезианские скважины) (исключение п.Приречный) эксплуатируются ООО «Родник» при отсутствии проектов зон санитарной охраны, обустройство которых призвано не допустить возможность загрязнения данных источников, в связи с чем суд пришел к выводу о том, что отсутствие разработанного проекта зоны санитарной охраны данного объекта создает реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, а также заболевания населения.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Всесторонне исследовав представленные доказательства в их совокупности, проверив и оценив их, суд приходит к выводу, что требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

В силу положений ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, определяющей, что в случае, если действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, могут быть совершены только ответчиком, в решении устанавливается срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, суд с учетом того, что администрации Сальского района передано в собственность большое количество подобного рода объектов, работу которых необходимо приводить в соответствии с нормами и правилами, что в свою очередь ведет к расходованию бюджетных средств, полагает возможным установить срок исполнения решения суда до 30 декабря 2026 года, с учетом пояснений представителя ответчика и отсутствием возражений представителя истца о предоставлении срока 5 лет.

В силу пунктов 2, 3 статьи 46 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", при удовлетворении иска в интересах неопределенного круга потребителей суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

В связи с чем, суд полагает обязать Администрацию Сальского района Ростовской области в течении месяца после вступления решения в законную силу довести данное решение до сведения потребителей Сальского района через средства массовой информации или иным способом указанное решение.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в Сальском, Песчанокопском, Целинском, Егорлыкском, Орловском, Пролетарском (с) районах к Администрации Сальского района Ростовской области об обязании устранить нарушения, удовлетворить.

Обязать Администрацию Сальского района Ростовской области в срок до 30 декабря 2026 года разработать проекты зон санитарной охраны на источники водоснабжения, расположенные в населенных пунктах Сальского района Ростовской области (исключение п. Приречный), получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водных объектов-источников централизованного водоснабжения находящихся на территории Администрации Сальского района Ростовской области санитарным правилам и санитарно-эпидемиологических заключений на проекты зон санитарной охраны подземных источников водоснабжения.

Обязать Администрацию Сальского района Ростовской области в течении месяца после вступления решения в законную силу довести до сведения потребителей Сальского района через средства массовой информации или иным способом указанное решение.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Сальский городской суд Ростовской области в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий С.А. Бабина

Решение в окончательной форме изготовлено 28 октября 2021 года.