ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1951/20 от 22.09.2020 Октябрьского районного суда г. Кирова (Кировская область)

2-1951/2020

43RS0002-01-2020-002942-50

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. ФИО3 22 сентября 2020 года

Октябрьский районный суд города Кирова в составе

судьи Стародумовой С.А.

при секретаре Кокориной И.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ИП ФИО2 о защите прав потребителей,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась с иском к ИП ФИО2 о защите прав потребителей. В обоснование иска указала, что 15.02.2020 между истцом и ответчиком заключен договор № 356770 по адресу: ФИО3, ул. Московская. Д.181, салон мебели « Мебель братьев Баженовых». В соответствии с договором ответчик обязался оказать услуги по изготовлению мебели: кресло «Комфорт» в количестве 2 штуки, стоимостью 34090 руб., кресло «Комфорт» в количестве 3 штуки, стоимостью 48522 руб., со сроком изготовления 14.03.2020 года. Общая стоимость составляет 64400 руб. В соответствии с условиями договора истцом в день подписания 15.02.2020 г. внесен аванс в сумме 20000 руб., что подтверждается квитанцией – договором № 356770. Оставшаяся сумма в размере 44400 руб. внесена 18.03.2020 г. Доставка товара осуществлена ответчиком 20.03.2020г.В день доставки товара истцом обнаружены следующие недостатки: форма, габариты и размер не соответствовали заявленным требованиям. Ответчиком был изготовлен и доставлен товар, не отвечающий требованиям истца. В тот же день истец возвратил товар, завив о его замене, после принятия товара было заявлено об отказе в замене. В связи с отказом ответчика в тот же день истец отказался от товара и потребовал возврата уплаченных денежных средств. На указанное заявление истцом получен ответ от 24 марта 2020 года, согласно которому в удовлетворении требований было отказано. Истец считает, что ответчиком нарушено ее право, как потребителя, на приобретение товара надлежащего качества, отвечающей целям, для которых приобретен товар. На основании ст. 495 ГК РФ, ст. 13, 23 ФЗ «О защите прав потребителей» просит взыскать с ответчика в пользу истца уплаченную сумму в размере 64400 руб., неустойку за просрочку исполнения требования за период с 25 марта 2020 года по 09 июня 2020 года в сумме 48944 руб. (64400*1%*76), всего 113344 руб. Расторгнуть договор №356770 руб. от 15.02.2020 года, заключенный между истцом и ответчиком. Взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 5000 руб., штрафа за несоблюдение в добровольном порядке.

Истец в судебное заседание не явилась, извещена, просит рассмотреть дело без ее участия.

Представитель по доверенности ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержала, указав, что 20 марта 2020 года с нарушением условий поставки товара, товар был доставлен ответчиком до подъезда, услуги по подъему ответчик не оказывал. После получения товара -20 марта 2020 года истец обнаружила, что приобретенная мебель не подходит по своим габаритам, т.е. мебель не соответствует своим целям и задачам, для которых она приобреталась. Истцу был поставлен товар, который не соответствовал ее требованиям. Товар был возвращен ответчику, который принят последним. Считает, что договор не содержит описание приобретаемой мебели, данные о размерах не отражены в договоре. Параметры кресел не отражены в квитанции-договоре, в представленной квитанции представлены лишь указание на вид, количество товара, стоимость и название ткани и цвет дерева, но не содержит сведений о габаритах, размерах-в квитанции идет подсчет стоимости товара с учетом количества (единицы) мебели и ткани. Указанный товар не имеет индивидуально-определенных свойств. Истец не была ознакомлена с параметрами товара, регламентом изготовления спорной продукции. Полная и достоверная информация о мебели не была представлена истцу, что не позволило обеспечить правильность выбора. Спорная мебель не является гарнитуром, комплектом, это единичные изделия, и являются штучным товаром. Ответчик не выполнил свою обязанность по предоставлению истцу как покупателю необходимой и полной информации о товаре (размеры кресел) и не отразил данные сведения в договоре, и в силу Закона О защите прав потребителей ответчик за недостаток товара, возникший после его передачи вследствие отсутствия у нее такой информации, несет ответственность. Образца необходимой мебели при выборе товара в торговом зале не было. Если бы истец получила полную информацию о товаре, она не заключила бы данный договор. Согласно п.п.1,2 ст. 497 ГК РФ договор розничной продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с образцом товара, предложенным продавцом и выставленным в месте продажи товара. Ссылку продавца на то, что кресла не подлежат возврату, несостоятельна, поскольку не подлежат возврату гарнитуры, комплекты. При указанных обстоятельствах требования истца подлежат удовлетворению.

Ответчик ИП ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен.

Представитель ответчика по доверенности ФИО5 в судебном заседании с иском не согласен. Истец в обоснование требований указывает на отказ продавца удовлетворить досудебную претензию от 20.03.2020, в соответствии с которой в товаре выявлен существенный недостаток - не соответствие товара заявленным параметрам заказчика. В силу закона «О защите прав потребителей» продавец обязан возвратить оплаченные денежные средства исключительно в случае наличия в товаре недостатков. Вопреки заявленным в претензии от 20.03.2020 доводам истца при осмотре кресел менеджером магазина несоответствие условий договора образцу или требованиям государственных стандартов не установлено, о чем было сообщено заказчику. Товар не имел заявленных недостатков, о чем ответчик сообщил истцу, указав об отсутствии правовых оснований для удовлетворения претензии. Ответчик выполнил обязательства по договору надлежащим образом, товар соответствует образцу, описанию и качеству информации, представленной заказчику и информации, доведенной до его сведения при выборе и передаче товара, все указано в техническом паспорте и правилах использования. При оформлении заказа истцу была предоставлена полная информация о товаре. С образцом мебели, каталогом и особенностями выбранного облицовочного материала заказчик был ознакомлен, о чем свидетельствует ее подпись в договоре (п.5.2) В нарушение ст. 56 ГПК РФ истцом не представлены доказательства того, что до истца ответчиком не была доведена информация, не позволяющая сделать истцу правильный выбор. Считает, что ст. 25 Закона «О защите прав потребителей» регулирует отношения, которые вытекают из договора купли продажи. В данном случае заключенный договор между сторонами является договором на изготовление мебели под заказ. По смыслу ст. 25 Закона «О защите прав потребителей» потребитель вправе требовать возврата денежных средств за товар надлежащего качества, если в продаже отсутствует аналогичный товар и обмен товара надлежащего качества на аналогичный, но другого цвета или размера невозможен. Истцом не представлено доказательств обращения к ответчику с данными требованиями. Кроме того, указанная норма предусматривает возможность ограничения такого права на обмен товара. Так в силу п. 8 Правил продажи отдельных видов товара, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездной предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размеров, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55, мебель бытовая (мебельные гарнитуры и комплекты) не подлежат обмену и возврату. Согласно ст. 3 ТР ТС 025/2012 Технический регламент Таможенного союза «О безопасности мебельной продукции» кресла относятся к бытовой мебели. Предметом заключенного с истцом договора является принятие индивидуального заказа на изготовление комплекта мягкой мебели согласно сведениям оговоренным с заказчиком и указанным в договоре, а заказчик обязуется принять данную продукцию. Истец непосредственно и лично определил комплектацию кресел, заказав обивочный материал по своему усмотрению, выбрав не стандартное сочетание материала кресел К1 «Флекс 015», К2 «Далкири ком 03», К 1 «Беверли 12», К2 «Лофт 6». По желанию заказчика изменен дизайн кресел путем оснащения его опорами от другой модели кресел «Гауди», что подтверждается квитанцией договором. Указанные обстоятельства подтверждают, что был заказан комплект кресел «Комфорт 23», объединенных одинаковыми художественно-стилистическими признаками для обустройства истцом определенной функциональной зоны помещения. С учетом изложенного, оснований для расторжения договора и возврата денежных средств не имеется, права потребителя ответчиком не нарушены оснований для взыскания неустойки, компенсации морального вреда и штрафа не имеется. В иске просит отказать.

Суд, заслушав стороны, допросив свидетелей П. А.В., К. Ю.Ю., П. Л.Н., исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В силу ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» исполнитель обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.

Согласно абз. 8 преамбулы Закона РФ «О защите прав потребителей» недостаток товара (работы, услуги) - несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.

Согласно п.1 ст. 497 ГК РФ договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с образцом товара, предложенным продавцом и выставленным в месте продажи товаров (продажа товара по образцам).

В части 3 ст. 497 ГК РФ договор розничной купли-продажи товара по образцам или договор розничной купли-продажи, заключенный дистанционным способом продажи товара, считается исполненным с момента доставки товара в место, указанное в таком договоре, а если место передачи товара таким договором не определено, с момента доставки товара по месту жительства покупателя-гражданина или месту нахождения покупателя - юридического лица.

В соответствии с пунктом 2 статьи 497 ГК РФ договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара).

В соответствии с положениями статьи 22 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" требования потребителя о возврате уплаченной за товар денежной суммы, возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению продавцом в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.

В соответствии с п. 1 ст. 469 Гражданского кодекса Российской Федерации продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи.

При продаже товара по образцу и (или) по описанию продавец обязан передать покупателю товар, который соответствует образцу и (или) описанию (п. 3 ст. 469 Гражданского кодекса Российской Федерации). Аналогичные требования зафиксированы в п. п. 1, 4 ст. 4 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".

Пунктом 30 Правил продажи товаров по образцам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1997 года № 918, предусмотрено, что продавец обязан передать покупателю товар, который полностью соответствует его образцу или описанию, качество которого соответствует информации, представленной покупателю при заключении договора, а также информации, доведенной до его сведения при передаче товара (в техническом паспорте на товар, правилах его использования, на этикетке или ярлыке, прикрепленным к товару, на самом товаре или его упаковке либо другими способами, предусмотренными для отдельных видов товаров).

Согласно п. 8 Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 мебель бытовая (мебельные гарнитуры и комплекты) не подлежит возврату и обмену.

В соответствии с ГОСТом 20400-2013. Межгосударственный стандарт. Продукция мебельного производства. Термины и определения, введенным в действие Приказом Росстандарта от 22.11.2013 N 1796-ст кресло является одним из видов изделий мебели бытовой.

Судом установлено, что 15.02.2020 года между истцом (заказчик) и ответчиком ИП ФИО2 (исполнитель) был заключен договор №356770, по условиям которого исполнитель обязуется изготовить заказчику товар (в дальнейшем мебель), а заказчик обязуется принять товар и уплатить за него сумму, в порядке и на условиях договора. Цена мебели по настоящему договору составляет 64400 руб. (с учетом скидки). Оплата производится следующим порядком аванс в размере 20000 руб. (п.2.1, 2.2 договора). Оставшаяся стоимость оплачивается в течение 3 дней с момента получения уведомления о готовности мебели к передаче. Передача производится при условии полной оплаты. Срок исполнения заказа 17.03.2020 года. Заказчик обязан принять мебель не позднее 3 рабочих дней с момента уведомления о готовности передачи мебели. Заказчик подтверждает, что ему передано Приложении 1 к настоящему договору, с образцом мебели и особенностями выбранного облицовочного материала ознакомлен. Согласно разделу 5 договора Заказчику должным образом доведена информация, содержащаяся в паспорте на мебель. С содержанием информационного стенда заказчик ознакомлен, согласен. (л.д.28).

Согласно договору –квитанции (приложение 1 к договору) истцом была заказана модель кресла «комфорт 23», без короба 2 штуки на сумму 34090 руб., и модель кресла «комфорт 23» без короба - 3 штуки на сумму 48522 руб. Вариант 1 - ткань к первым двум креслам: «К 1- флэкс 015», «К2 - Далкири ком 03», вариант ткани к 3-м креслам - К 1 «Беверли 12», К 2 «Лофт 6», опора кресел от модели кресел «Гауди», цвет «дуб беленый» (л.д.9).

По заявлению истца внесены изменения в заказываемую модель кресла «Комфорт 23» путем внесения изменений в комплектацию, а именно, заменены опоры на опоры от кресел «Гауди», цвет беленый дуб, по причине дизайна, что подтверждается заявлением истца от 15.02.2020 (л.д.58).

15.02.2020 года истцом по договору уплачен аванс 20000 руб., а 18.03.2020 года окончательный расчет в сумме 44400 руб.

20.03.2020 года по товарной накладной от 18.03.2020 года товар, указанный в договоре был передан заказчику ответчиком, и принят истцом (л.д. 56). Товар изготовлен и передан истцу в установленные сроки в договоре.

В тот же день приобретенные истцом по договору кресла в количестве 5 штук, изготовленные ответчиком, были возвращены ответчику с приложением претензии возвратить истцу денежные средства на основании ст.25 Закона «О защите прав потребителей», поскольку они не подошли покупателю по габаритам, форме и размеру (л.д.11).

24.03.2020 года ответчиком направлен ответ на претензию, согласно которой в удовлетворении требований о возврате денежных средств отказано, товар не подлежит возврату или обмену, мебель выполнена в соответствии с условиями договора и недостатков не содержит, в связи с чем предложено забрать заказ.

В силу Закона РФ "О защите прав потребителей", продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора (ст. 12).

Информация о товарах в соответствии с п. 2 ст. 8 Закона РФ "О защите прав потребителей" должна в наглядной и доступной форме доводиться до сведения потребителя при заключении договоров о реализации товаров способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания.

В соответствии со ст. 10, 12 Закона "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством РФ.

Если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.

Истец при рассмотрении спора заявила о нарушении ее права на информацию о товаре, которая связана с информацией о габаритах заказанных кресел, которая, по мнению истца, не была доведена до истца надлежащим образом, что не позволило истцу сделать правильный выбор.

Согласно показаниям свидетелей, и пояснениям ответчика кресла истец выбирала по образцу, при этом образец осматривала истец, ей был вручен каталог с размерами габаритов заявленного товара, в дальнейшем с помощью дизайнера, заказ осуществлялся истцом с подбором материала и внесением изменений в модель путем использования опоры от другой модели кресел. Указанные действия осуществлялись в присутствии свидетеля П. А.В. Покупка товара по образцу подтверждается и личной подписью истца в договоре от 15.02.2020 года, согласно которому с образцом мебели и особенностями выбранного материала ознакомлена (п.5.2 договора). Получение от ответчика дополнительного каталога с выбранной моделью кресла, в котором указаны размерами кресла, подтвердил и свидетель П. А.В. Размеры изготавливаемого изделия согласованы, с ними истец ознакомлена, в том числе путем осмотра, и дополнительно по каталогу, размеры (габариты) являются стандартными для данной модели кресла «Комфорт 23», и не подлежали изменению, что не оспаривал и свидетель П. А.В.

Таким образом, доводы истца о том, что ответчиком не доведена надлежащая информация о заказываемом товаре, что не позволило сделать правильный выбор, суд находит несостоятельными, указанные доводы противоречат материалам дела. Позиция стороны истца, что они не смогли оценить занимаемую креслами площадь в принадлежащем им помещении, не свидетельствует о предоставления ответчиком неполной информации, поскольку информация о габаритах кресла соответствующей модели была получена путем осмотра образца и в каталоге модели, переданного истцу.

Ст. 18 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", предоставляющая потребителю право отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы, потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом,

Пунктом 2 статьи 476 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в отношении товара, на который предоставлена гарантия качества, продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что недостатки товара возникли после его передачи покупателю вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения, либо действий третьих лиц, либо непреодолимой силы.

На какие-либо недостатки в качестве кресел истец, как и свидетель П. А.В. в ходе рассмотрения дела не ссылались, указав, что кресла не подходят лишь по габаритам.

Оценивая представленные истцом доказательства, в совокупности с иными доказательствами: объяснениями сторон спора, договором купли-продажи, показаниями допрошенных свидетелей, суд приходит к выводу об отсутствии оснований полагать, что ответчиком была предоставлена ненадлежащая информация о товаре, лишившая возможности правильного выбора истца. Материалы дела не содержат сведений о том, что до истца была доведена неполная и ненадлежащая информация о товаре, в частности его размерах. Таких доказательств суду не представлено. Напротив, истцом были осмотрены образцы заказываемой модели кресла, что подтверждается договором и последующим поведением истца ФИО1, которой с учетом изменения дизайна кресел и при помощи дизайнера были внесены изменения при изготовлении кресел «Комфорт 23» путем замены опоры и использования опоры от кресел иной модели «Гауди», а также применении иных тканей по собственному желанию, что подтверждает получение истцом полной и достоверной информации о заказываемом товаре. Доводы о том, что до истца не были доведены размеры приобретаемых кресел, опровергаются договором, согласно которому истец лично осмотрела кресла и получила каталоги с размерами, а также показаниями свидетеля П. А.В., который подтвердил информацию о том, что размеры кресла доведены до них и не подлежали изменению. Данные обстоятельства подтверждаются и показаниями свидетелей П. Л.Н. и К. Ю.Ю., оснований подвергать сомнению показания данных свидетелей у суда не имеется. Данных о наличии в изготовленном товаре недостатков в ходе судебного заседания не установлено. Истцом не представлено доказательств, свидетельствующих, что приобретенные истцом у ответчика кресла является товаром ненадлежащего качества

Нормы ст. 25 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" исходя из характера возникшего спора и на которые истец сослалась в иске, предоставляют потребителю право потребовать возврата уплаченной за товар надлежащего качества, но не подошедшего по размеру, денежной суммы, лишь в случае, если товар подходящих для истца размеров у продавца отсутствует. Однако с такими требованиями истец не обращалась, что подтверждается показаниями допрошенного свидетеля П. А.В. Кроме того, при рассмотрении дела истец не указывала на нарушение ее прав как потребителя, установленных ст. 25 Закона РФ «О защите прав потребителей».

В соответствии со ст. 502 ГК РФ, ст. 25 Закона РФ "О защите прав потребителей", покупатель вправе в течение четырнадцати дней с момента передачи ему непродовольственного товара, обменять купленный товар на аналогичный других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации.

При отсутствии необходимого для обмена товара у продавца покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму.

Перечень товаров, которые не подлежат обмену или возврату по указанным основаниям, определяется в порядке, установленном законом или иными правовыми актами.

Мебель бытовая, к которой относится кресло возврату и обмену на аналогичный товар другого размера, формы, габаритов, фасона, расцветки не подлежит (п. 8 Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. N 55).

Анализируя представленные в материалы дела доказательства, в том числе договор купли-продажи № 356770 и приложение квитанции - договора, суд приходит к выводу, что приобретенный истцом товар является комплектом, поскольку кресла выбраны одной модели, заказаны в сочетании цветов, с внесением изменений в декор кресел, их можно передвигать и комбинировать, кресла сочетаются дизайном, заказ осуществлен в одном художественно-стилистическом решении, в связи с чем суд приходит к выводу об отнесении приобретенного истцом товара к Перечню товаров непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (п. 8).

Суд, проанализировав представленные доказательства в порядке ст. 67 ГПК РФ, пришел к выводу об отсутствии оснований для расторжения договора и взыскания с ответчика в пользу истца уплаченной стоимости товара, поскольку доказательств, свидетельствующих о недостатках проданного истцу товара, не представлено, доставленные и изготовленные кресла соответствуют условиям договора. Поскольку факт нарушения прав истца как потребителя, не подтвержден, информация о товаре до покупателя доведена надлежащим образом, недостатки в товаре отсутствуют, в связи с чем отсутствуют правовые основания для расторжения договора купли-продажи, возврата уплаченной за товар денежной суммы, а также возложения на ответчика штрафа в соответствии со ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей», взыскания компенсации морального вреда, и неустойки как производных требований.

С учетом изложенного, в удовлетворении требований истцу следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск ФИО1 к ИП ФИО2 о расторжении договора, взыскании денежных средств, уплаченных за товар, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в Кировский областной суд через Октябрьский районный суд города Кирова в течение месяца в апелляционном порядке со дня вынесения решения в окончательной форме – 29.09.2020 года.

Судья С.А. Стародумова