ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1951/2022 от 19.09.2022 Кинешемского городского суда (Ивановская область)

Дело № 2-1951/2022

УИД 37RS0007-01-2022-002653-58

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 сентября 2022 года гор. Кинешма, Ивановской области

Кинешемский городской суд Ивановской области в составе: председательствующего судьи Капустиной Е.А., при секретаре Колесниковой И.В., с участием старшего помощника Кинешемского городского прокурора Киселевой О.А., представителя ответчика Администрации городского округа Кинешма Брука С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Кинешме, Ивановской области материалы гражданского дела по исковому заявлению Кинешемского городского прокурора Ивановской области, поданному в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному образованию «Городской округ Кинешма» в лице Администрации городского округа Кинешма, МУ города Кинешмы «Управление капитального строительства», МКУ городского округа Кинешма «Городское управление строительства» об обязании совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л :

Кинешемский городской прокурор Ивановской области обратился в Кинешемский городской суд Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию «Городской округ Кинешма» в лице Администрации городского округа Кинешма об обязании совершить определенные действия.

Определением суда к его участию в качестве соответчиков привлечены: МУ города Кинешмы «Управление капитального строительства», МКУ городского округа Кинешма «Городское управление строительства».

Требования мотивированы тем, что Кинешемской городской прокуратурой в связи с поступившим обращением жителей дома <адрес> проведена проверка соблюдения администрацией городского округа Кинешма и подведомственными муниципальными учреждениями требований законодательства об управлении муниципальным имуществом, законодательства о безопасности зданий и сооружений, в результате которой установлено, что объект недвижимости («<адрес>) получен в дар от ОАО «<данные изъяты>» в собственность муниципального образования, и является незавершенным, застройка сооружения длительное время не проводится. При этом, свободный доступ на него не ограничен, отсутствует надлежащее ограждение.

Постановлением администрации г.о. Кинешма от 22.08.2022 №1296-п «О списании муниципального имущества» определены мероприятия по ликвидации объекта незавершенного строительства, выполнение которых возложено на МКУ г.о. Кинешма «Городское управление строительства» и МУ г. Кинешмы «УКС». В соответствии с постановочной частью указанного постановления на МУ г. Кинешма «УКС» возложена обязанность списать с баланса объект незавершенного строительства - <адрес>, на МКУ г.о. Кинешма «Городское управление строительства» - обязанность составить сметную документацию на демонтаж, вывоз и утилизацию муниципального имущества, указанного в п. 1.1 настоящего постановления, и провести конкурсные процедуры по определению подрядчика (исполнителя) на оказание услуг в соответствии со сметной документацией, указанной в п. 2.1 настоящего постановления.

Предусмотренные постановлением мероприятия до настоящего времени не исполнены.

В силу п.4 ст. 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник имущества.

На основании изложенного, руководствуясь положениями ст. 45 Г"ПК РФ, ст. 27 ФЗ «О прокуратуре РФ», истец в окончательной редакции просит суд:

1. Обязать Муниципальное казенное учреждение городского округа Кинешма «Городское управление строительства» в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу составить сметную документацию на демонтаж, вывоз и утилизацию объекта незавершенного строительства - <адрес>, и провести конкурсные процедуры по определению подрядчика (исполнителя) на оказание услуг в соответствии с составленной сметной документацией.

2. Обязать Муниципальное учреждение города Кинешмы «Управление капитального строительства» списать с баланса объект незавершенного строительства - <адрес>, после выполнения работ по утилизации указанного объекта незавершенного строительства.

3. В случае недостаточности денежных средств у Муниципального казенного учреждения городского округа Кинешма «Городское управление строительства» на выполнение мероприятий по составлению сметной документации на демонтаж, вывоз и утилизацию объекта незавершенного строительства - <адрес>, и проведение конкурсных процедур по определению подрядчика (исполнителя) на оказание услуг в соответствии с составленной сметной документацией возложить обязанность по их софинансированию - на Администрацию городского округа Кинешма.

Представитель истца старший помощник Кинешемского городского прокурора Ивановской области Киселева О.А. исковые требования поддержала, сославшись на обстоятельства, изложенные в иске.

Представитель ответчика Администрации городского округа Кинешма Брук С.С. с исковыми требованиями не согласился, представил суду отзыв на иск, из которого усматривается, что согласно положениям ст. ст. 45, 46 Устава муниципального образования «Городской округ Кинешма», к ведению администрации городского округа Кинешма, как исполнительно - распорядительного органа, наделенного полномочиями на решение вопросов местного значения, отнесено управление и распоряжение муниципальной собственностью в соответствии с порядком, принятым городской Думой городского округа Кинешма. Администрация городского округа Кинешма полагает, что предприняло меры, направленные на демонтаж и утилизацию конструкций объекта незавершенного строительства <адрес>.

Представители ответчиков МУ города Кинешма «Управление капитального строительства», МКУ городского округа Кинешма «Городское управление строительства» своих представителей в судебное заседание не направили, будучи надлежащим образом извещенными о дате, времени и месте рассмотрения дела, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли, возражений не представили.

Суд, с учетом мнения участвующих лиц, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, определил о рассмотрении дела при имеющейся явке.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации права и свободы человека являются высшей ценностью и государство, выполняя свою обязанность по соблюдению и защите прав и свобод человека, устанавливает способы их охраны и защиты в различных отраслях прав.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

В соответствии со ст. 16 указанного Федерального закона к вопросам местного значения городского округа относится: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 50 указанного Федерального закона в собственности муниципальных образований может находиться, в том числе, имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

В соответствии со ст. 130 ГК РФ, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Согласно ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором

Минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) установлены Федеральным законом от 30.12.2009 N 394-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".

Согласно п. 24 ст. 2 указанного Закона, строительная конструкция - часть здания или сооружения, выполняющая определенные несущие, ограждающие и (или) эстетические функции.

Как установлено ст. 7 Федерального закона, строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части.

Согласно ст. 5 Федерального закона безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта (далее также - строительство) и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса.

В соответствии со ст. 35 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт здания или сооружения, консервация объекта, строительство которого не завершено, должны осуществляться таким образом, чтобы негативное воздействие на окружающую среду было минимальным и не возникала угроза для жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, жизни и здоровья животных и растений.

Из материалов дела усматривается, что Кинешемской городской прокуратурой в связи с поступившим обращением жителей дома <адрес> проведена проверка соблюдения администрацией городского округа Кинешма и подведомственными муниципальными учреждениями требований законодательства об управлении муниципальным имуществом, законодательства о безопасности зданий и сооружений.

В ходе проверки установлено, что на территории городского округа Кинешма по адресу: <адрес> расположен объект незавершенного строительства - «<данные изъяты>».

Данный объект получен в дар от ОАО «<данные изъяты>» в собственность муниципального образования, в соответствии с Постановлением главы администрации города Кинешма от 02.11.2004 № 2399, он включен в Единый реестр муниципальной собственности городского округа Кинешма и состоит на балансе МКУ городского округа Кинешма «Городское управление строительства, что подтверждается выпиской из Единого реестра от 25.07.2022.

По делу достоверно установлено, что строительство данного объекта является незавершенным, застройка сооружения длительное время не проводится, при чем, свободный доступ на него не ограничен.

Постановлением администрации г.о. Кинешма от 22.08.2022 №1296-п «О списании муниципального имущества» определены мероприятия по ликвидации объекта незавершенного строительства, выполнение которых возложено на МКУ г.о. Кинешма «Городское управление строительства» и МУ г. Кинешмы «УКС». В соответствии с данным постановлением, на МУ г. Кинешма «УКС» возложена обязанность списать с баланса объект незавершенного строительства - «<адрес>; на МКУ г.о. Кинешма «Городское управление строительства» - составить сметную документацию на демонтаж, вывоз и утилизацию муниципального имущества, указанного в п. 1.1 настоящего постановления, и провести конкурсные процедуры по определению подрядчика (исполнителя) на оказание услуг в соответствии со сметной документацией, указанной в п. 2.1 настоящего постановления.

Доводы стороны ответчика о том, что все необходимые меры по содержанию имущества им принимаются, суд отклоняет, как необоснованные, поскольку представленными материалами подтверждается факт дальнейшего разрушения здания, что создает угрозу жизни и здоровью граждан, может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций.

В связи с этим требования прокурора об обязании: Муниципального казенного учреждения городского округа Кинешма «Городское управление строительства» - составить сметную документацию на демонтаж, вывоз и утилизацию объекта незавершенного строительства - «<адрес>, и провести конкурсные процедуры по определению подрядчика (исполнителя) на оказание услуг в соответствии с составленной сметной документацией; Муниципального учреждения города Кинешма «Управление капитального строительства» - списать с баланса объект незавершенного строительства - «<адрес>, после выполнения работ по утилизации указанного объекта незавершенного строительства, являются законными и обоснованными.

Как следует из п. 4 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

Таким образом, на Администрацию городского округа Кинешма следует возложить субсидиарную ответственность, в виде софинансирования, в случае недостаточности денежных средств у Муниципального казенного учреждения городского округа Кинешма «Городское управление строительства» на выполнение мероприятий по составлению сметной документации на демонтаж, вывоз и утилизацию объекта незавершенного строительства - «<адрес>, и проведение конкурсных процедур по определению подрядчика (исполнителя) на оказание услуг в соответствии с составленной сметной документацией.

В порядке ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в защиту прав граждан неопределенного круга лиц, а также публичных интересов.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о возможности удовлетворения исковых требований Кинешемского городского прокурора Ивановской области в полном объёме.

В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд, с учетом обстоятельств дела, признает разумным и достаточным срок для обеспечения выполнения возложенных на ответчиков обязанностей.

На основании изложенного, руководствуясь положениями ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Кинешемского городского прокурора Ивановской области () удовлетворить в полном объёме.

Обязать Муниципальное казенное учреждение городского округа Кинешма «Городское управление строительства» () в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу составить сметную документацию на демонтаж, вывоз и утилизацию объекта незавершенного строительства - <адрес>, и провести конкурсные процедуры по определению подрядчика (исполнителя) на оказание услуг в соответствии с составленной сметной документацией.

Обязать Муниципальное учреждение города Кинешма «Управление капитального строительства» () списать с баланса объект незавершенного строительства - «<адрес>, после выполнения работ по утилизации указанного объекта незавершенного строительства.

В случае недостаточности денежных средств у Муниципального казенного учреждения городского округа Кинешма «Городское управление строительства» на выполнение мероприятий по составлению сметной документации на демонтаж, вывоз и утилизацию объекта незавершенного строительства - «<адрес>, и проведение конкурсных процедур по определению подрядчика (исполнителя) на оказание услуг в соответствии с составленной сметной документацией, возложить обязанность по их софинансированию - на Администрацию городского округа Кинешма ().

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Кинешемский городской суд втечение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья: Капустина Е.А.

Решение в окончательной форме принято 26 сентября 2022 года.