УИД 37RS0005-01-2023-001755-61
Дело № 2-1951/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 сентября2023года г. Иваново
Ивановский районный суд Ивановской области
в составе председательствующего судьи Меремьяниной Т.Н.
при ведении протокола судебного заседания Фроловой Е.А.,
с участием представителя истца помощника прокурора Мироновой А.А.,
представителя ответчика Администрации Ивановского муниципального района Ивановской области – Бирюковой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Ивановского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности по организации дорожного движения,
установил:
Заместитель Ивановского межрайонного прокурора, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором, с учетом представленного в порядке ст. 39 ГПК РФ заявления об уточнении требований, просит суд
обязатьадминистрацию Ивановского муниципального районаИвановской области в срок до01.12.2023 включить мостовое -сооружение через р.Сиверка в реестр муниципальной собственности, в срок до 01.09.2024 устранитьнарушения п.п. п. 5.1.2, 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 на мостовом сооружении черезр. Сиверка, расположенном на участке автомобильной дорогиот д. Бурмакино дод. Игнатцево, Ивановского района;
обязать администрацию ИвановскогомуниципальногорайонаИвановской области в срок до 01.10.2024 организовать стационарноеискусственное освещение в границах населенных пунктов Игнатцево, Вурмакино,Кожевницы, Теплово и за 100 метров от них в соответствии с требованиями п.4.6.1.1. ГОСТ Р 52766-2007;
обязать администрацию Ивановского муниципального района Ивановской области в срок до 01.10.2024 включить участок автомобильной дороги от автомобильной дороги «Ростов-Иваново-Нижний Новгород» до «подъезд к д. Теплово» в перечень межмуниципальных автомобильных дорог общего пользования Ивановского муниципального района и автомобильных дорог общего пользования Ивановского муниципального района в границах сельских поселений Ивановского муниципального района, утвержденный постановлением администрации Ивановского муниципального района от 14.10.2015 №, присвоить ей идентификационный номер, установить протяженность, класс, категорию, а также разработать в отношении данной дороги проект организации дорожного движения и организовать на вышеуказанной автомобильной дороге дорожное движение в соответствии с ним.
Исковые требования мотивированы тем, что Ивановской межрайонной прокуратурой проведена проверка по вопросу организации дорожного движения на территории Ивановского муниципального района.
В ходе проверки установлено, что автомобильные дороги«д. Теплово - д.Кожевницы» 24207 ОП МР Н-040 и «подъезд к д. Теплово»24 207 ОП МР Н-029 включены в Перечень автомобильных дорог общегопользования местного значения Ивановского муниципального района,утвержденный Постановлением администрации Ивановского муниципальногорайона от 14.10.2015 №. Также установлено, что на мостовом сооружении через р. Сиверка, расположенном на участке автомобильной дороги от д. Бурмакино до д. Игнатцево, Ивановскогорайона, имеются дефекты пешеходного ограждения, а также на пешеходной дорожке (тротуаре) мостового сооружения имеются посторонние предметы, не относящиеся к элементу обустройства, а именно древесно-кустарниковая растительность и сорная трава.
Также установлено, что стационарное искусственное освещение в границах населенных пунктов д. Игнатцево, д. Бурмакино, д. Кожевницы, д. Теплово и за 100 метров от них в соответствии с требованиями п. 4.6.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 отсутствует.
Кроме того, дорожное движение научастке от автомобильной дороги «Ростов-Иваново-Нижний Новгород» до участка«подъезд к д. Теплово» не организовано, вперечень межмуниципальныхавтомобильных дорог общего пользования Ивановского муниципального районаи автомобильных дорог общего пользования Ивановского муниципальногорайонав границах сельских поселений Ивановского муниципального района, утвержденный постановлением администрации Ивановского муниципальногорайона от 14.10.2015 № вышеуказанная автомобильная дорога не включена, в связи с чемидентификационный номер, протяженность, класс, категория дороги, а также проект организации дорожного движения отсутствуют.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с указанным иском в суд.
Определением Ивановского районного суда Ивановской области от 29.09.2023 принят отказ истца от иска в части требований о возложении на администрацию Ивановского муниципального района Ивановской области обязанности в срок до 01.10.2024 привести покрытие автомобильной дороги «подъезд к д. Теплово» в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52766-2007, производство по делу в указанной части прекращено.
Представитель истца заместителя Ивановского межрайонного прокурора –помощник прокурора Миронова А.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика - Администрации Ивановского муниципального района Ивановской области – Бирюкова Е.Н., действующая на основании надлежащим образом оформленной доверенности, в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований не возражала, однако указала, что выполнить все требования в установленные сроки невозможно, в связи с большим объемом работ, который необходимо выполнить, поэтому просила увеличить срок.
Также представитель ответчика указала, что 19.07.2023 участок автомобильной дороги и мостовое сооружение через реку Сиверка в районе д. Бурмакино Ивановского района было обследовано. Наличие загрязнений не установлено. Установлено незначительное выкрошивание бетона, мостовое сооружение находится в нормативном состоянии. На мостовом сооружении колейности, просадок не зафиксировано.
Дорога д. Бурмакино- д. Игнатцево отсутствует в реестре дорог Ивановского муниципального района,соответственно,денежные средства тратить на ремонт оснований не имеется. В испрашиваемый на исполнение решения срок, в случае если у дорожного покрытия имеются недостатки, с учетом информации о том,что в реестре дороги нет, устранить недостатки возможности не имеется. Внесение изменений в бюджет -1 месяц, закупка -1 месяц,исполнение — до 2месяцев, еще одна закупка(знаки)-1 месяц,установка -1 месяц.
Организация уличного освещения предполагает следующие этапы:
1)внесение изменений в бюджет;
получение технических условий на подключение;
заключение контракта на разработку проектно- сметной документации, разработка проектно-сметной документации;
экспертиза достоверности сметной стоимости;
заключение контракта на выполнение работ по установке и монтажу линии электроосвещения, собственно, установка и монтаж.
подключение.
Поскольку бюджет на 2023,плановый период 2024 года принят и поскольку в бюджете 2024 денежные средства на организацию уличного освещения в отношении указанных улиц не предусматривались, то в соответствии со ст.9,153,154,169 Бюджетного кодекса РФ, Уставом Ивановского муниципального района, вопрос о внесении изменений в бюджет в указанных целях будет вынесен на Совет Ивановского муниципального района.
В целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, обеспечивая муниципальную нужду Ответчик — муниципальное учреждение при осуществлении закупок в силу закона обязан руководствоваться Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Срок проведения закупки от этапа внесения изменений в план-график до подписания контракта составляет не менее 1 месяца. Срок разработки проектно-сметной документации -2 и более месяцев. Экспертиза достоверности сметной стоимости - 1 месяц. Закупка на выполнение работ по установке и монтажу линии освещения - 1 месяц, собственно работы по установке и монтажу — до 3 месяцев.
В соответствии с п. 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила) срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению для юридических лиц, который исчисляется со дня заключения договора, не может превышать 6 месяцев.
Согласно п. 18 раздела 2 Мероприятия по технологическому присоединению включают в себя:
а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и ихсогласование с системнымоператором (субъектом оперативно-диспетчерскогоуправления в технологически изолированных территориальныхэлектроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условийэлектростанцией - согласование их с системным оператором (субъектомоперативно-диспетчерского управления в технологически изолированныхтерриториальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевымиорганизациями;
б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;
в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;
г) выполнение заявителем и сетевой организацией технических условий, включая осуществление сетевой организацией мероприятийпо подключениюэнергопринимающих устройств (объектов микрогенерации) под действие устройств сетевой, противоаварийной и режимной автоматики, а такжевыполнение заявителем и сетевой организацией требований по созданию(модернизации) комплексов и устройств релейной защиты и автоматики впорядке, предусмотренномПравилами технологического функционированияэлектроэнергетических систем, утвержденными постановлением ПравительстваРоссийской Федерации от 13 августа 2018 г. N 937 "Об утверждении Правилтехнологического функционирования электроэнергетических систем и овнесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (за исключением заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящихПравил, кроме случаев, если технологическое присоединениеэнергопринимающих устройств (объектов микрогенерации) таких заявителейосуществляется на уровне напряжения выше 0,4 кВ);
д) проверку выполнения заявителем (за исключением заявителей,указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, кроме случаев, если технологическое присоединениеэнергопринимающих устройств таких заявителей осуществляется на уровне напряжения выше 0,4 кВ) и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил.
Таким образом, срок выполнения решения по данному требованию выходит за рамки 12 месяцев.
Что касается мероприятий по включению в реестр автомобильных дорог в Ивановском муниципальном районе, то они ведутся с определенной периодичностью. После включения автомобильной дороги в реестр, будет соответственно, предусмотрено финансирование, разработан ПОДД, закуплены дорожные знаки, выполнены иные мероприятия в соответствии с проектом организации дорожного движения.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что межрайонной прокуратурой проводилась проверка по обращению ФИО5 по вопросу надлежащего состояния автомобильных дорог на территории Ивановского муниципального района.
Согласно сообщению МО МВО России по Ивановской области от 21.07.2023 сотрудниками 18.07.2023 было проведено обследование автомобильной дороги, ведущей к г.Игнатцево, д.Бурмакино, д. Кожевницы, д.Теплово, Ивановского муниципального района. В результате обследования, выявлено следующее;
- в нарушении п. 5.1.2 ГОСТ Р 50597-2017 года «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» на участке от автомобильной дороги «Ростов-Иваново-Нижний Новгород» до д. Бурмакино, Ивановского муниципального района имеются загрязнения проезжей части;
- в нарушении п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 года «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» на всем протяжении автомобильной дороги от д.Бурмакнно до д.Теплово) имеются дефекты дорожного покрытия;
- в нарушении п. 5.1.1 ГОСТ Р 50597-2017 года «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» на пешеходной дорожке (тротуаре) р.Сиверка имеются посторонние предметы не относящиеся к элементу обустройства (древесно-кустарниковая растительность, сорная трава);
- в нарушении п. 6.5.2 ГОСТ Р 50597-2017 года «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» па мостовом сооружении р.Сиверка имеются дефекты пешеходного ограждения.
В ответ на запрос Прокурора Ивановской межрайонной прокуратуры, администрация Ивановского муниципального района своим письмом от 24.07.2023 сообщила, что к ней поступила жалоба ФИО5, проживающей в д. Игнатцево Ивановского района. Сотрудниками администрации произведен выезд для осмотра участка дороги и мостового сооружения через р. Сиверка. По результатам составлен акт. Мост через р. Сиверка выполнен из железобетонных конструкций. Протечек после выпадения обильных дождевых осадков под конструкцией моста не выявлено. По результатам выезда установлено, что с внешних сторон перекрытия мостового сооружения имеется незначительное выкрашивание бетона. Конструкция моста находится в эксплуатационном состоянии. На покрытии проезжей части автомобильной дороги выявлено разрушение асфальтобетонного покрытия в виде колейности и просадок.
Автомобильная дорога д. Теплово-д. Кожевницы имеет протяжность 1076 м.
В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6октября2003года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии сзаконодательствомРоссийской Федерации.
В силу ч. 3 той же статьи к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренныеп.п. 1-3,9,10,12,14,17, 19(за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения),20(в части принятия в соответствии с гражданским законодательствомРоссийской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями),21,28,30,33 ч. 1настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренныхч. 1настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренногоп. 23 ч. 1настоящей статьи).
Согласно ч. 4 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ иные вопросы местного значения, предусмотренныеч. 1настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии сч. 3настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 5 Устава Ивановского муниципального района к вопросам местного значения Ивановского муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах Ивановского муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах Ивановского муниципального района и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10декабря1995года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон «О безопасности дорожного движения») основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Частью 4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района в целях обеспечения безопасности дорожного движения; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального района; ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
На основании п. 1 ст. 21 того же Закона мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
В силу п. 2 указанной статьи Закона № 196-ФЗ разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе документации по организации дорожного движения, разработанной в соответствии с Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно п.п. 6-8 ст. 3 Федерального закона от 8ноября2007года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 257-ФЗ) дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, полномочия владельца автомобильных дорог вправе осуществлять Государственная компания «Российские автомобильные дороги» в отношении автомобильных дорог, переданных ей в доверительное управление; пользователи автомобильными дорогами - физические и юридические лица, использующие автомобильные дороги в качестве участников дорожного движения.
На основании п. 10 ст. 5 Закона № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.
Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 257) содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Таким образом, обязанность по организации электрического стационарного освещения автомобильной дороги относится к полномочиям администрации Ивановског муниципального района Ивановской области.
Согласно п. 4.6.1.1 ГОСТ ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» на автомобильных дорогах на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м должно быть предусмотрено стационарное электрическое освещение.
По классификации технических средств и устройств организации и обеспечения безопасности дорожного движения (ГОСТ Р 52765-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация), стационарное электрическое освещение является одним из элементов обустройства автомобильной дороги, предназначенного для улучшения условий видимости.
Освещение дороги в пределах всего населенного пункта или на наиболее опасных участках является одним из основных мероприятий, направленных на повышение безопасности движения в населенных пунктах, через которые проходит автомобильная дорога.
Наличие на участке автомобильной дороги общего пользования местного значения, надлежащего стационарного электрического освещения, предназначенного для улучшения условий видимости, обеспечения безопасности,дорожного движения, напрямую связано с достижением указанных целей, предусмотренных статьей 46 Федерального закона от 27.12.2002№ 184-ФЗ «О техническом регулировании».
Положения ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» о наличии стационарного электрического освещения на автомобильных дорогах научастках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м, направлены на защиту жизни, здоровья граждан,имущества и в силу приведенных норм Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» не подлежат применению в зависимости от усмотрения лица.
Из материалов дела следует, что постановлением Администрации Ивановского муниципального района Ивановской области от 14.10.2015 № утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования Ивановского муниципального района Ивановской области и автомобильных дорог общего пользования местного значения Ивановского муниципального района Ивановской области в границах сельских поселений Ивановского муниципального района Ивановской области.
Судом установлено, что автомобильная дорога д. Теплово-д. Кожевницы и подъезд к д. Теплово включены в указанный перечень дорог.
Вместе с тем, стационарное искусственной освещение в границах населенных пунктов д. Игнатцево, д. Бурмакино, д. Кожевницы, д. Теплово и за 100 метров от них отсутствует.
Данное обстоятельство не оспаривалось стороной ответчика.
Отсутствие уличного освещения нарушает права граждан на личную безопасность в вечернее и ночное время суток, а также на безопасность дорожного движения на территории поселения. Данные обстоятельства ведут к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Организация освещения улиц является обязанностью органа местного самоуправления, направленной на обеспечение безопасности жителей, а также дорожного движения и профилактики совершения правонарушений. Отсутствие освещения на улицах поселения в ночное время суток свидетельствует о нарушении прав граждан на благоприятные условия проживания.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса РФ защита нарушенного права может осуществляться путем присуждения к исполнению обязанностей в натуре.
С учетом изложенного суд находит обоснованной позицию прокурора о том, что допущенные нарушения ведут к нарушению прав как местных жителей, так и иных граждан на личную безопасность в вечернее и ночное время суток. Таким образом, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
В силу положений ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" мосты, как искусственное дорожное сооружение, являются частью автомобильных дорог, поэтому содержание автомобильной дороги включает в себя обязанности и по содержанию ее технологических частей - мостов.
Не включение тех или иных объектов в реестр имущества муниципального образования, то есть факт отсутствия регистрации права собственности на дорогу (мост) не освобождает органы местного самоуправления от исполнения обязанности по содержанию и ремонту таких объектов, принадлежность которых должна определяться в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Из материалов дела усматривается, что искусственное дорожное сооружение - мост через реку Сиверка, расположенный на участке автомобильной дороги от д. Бурмакино до д. Игнатцево на кадастровый учет муниципальным образованием не поставлен, право собственности на него не зарегистрировано.
Отсутствие государственной регистрации права собственности создает препятствие в осуществлении государственного контроля за техническим состоянием дорог, за безопасностью дорожного движения и применения мер ответственности в случае выявления несоответствия состояния дорог установленным правилам и стандартам.
Кроме того, из материалов дела также следует, что на мостовом сооружении через р. Сиверка имеются дефекты пешеходного ограждения, а также на пешеходной дорожке (тротуаре) мостового сооружения имеются посторонние предметы, не относящиеся к элементу обустройства, а именно древесно-кустарниковая растительность и сорная трава.
Пунктом 5.1.1 ГОСТ Р 50597-2017 предусмотрено, что проезжая часть дорог и улиц, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки, посадочные площадки остановочных пунктов, разделительные полосы и обочины должны быть без посторонних предметов, в том числе предметов, не относящихся к элементам обустройства.
В силу п. 5.1.2 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части дорог и улиц, укрепительных полос и полос безопасности не должно иметь загрязнений (розлив горюче-смазочных материалов, россыпь грунта, торфа и т.п.) площадью 1 м2 и более.
Согласно п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.
Основными мероприятиями, направленными на повышение безопасности движения в населенных пунктах, повышение допустимых скоростей движения и улучшение экологической обстановки населенных пунктов, через которые проходит автомобильная дорога, являются, в частности, разделение путей движения автомобилей и пешеходов, устройство тротуаров вдоль линиизастройки; освещение дороги в пределах всего населенного пункта или на наиболее опасных участках.
Пунктом 7.1. «СНиП 2.05.02-85. Автомобильные дороги» (далее - СНиП 2.05.02-85) установлено, что дорожная одежда должна соответствовать общим требованиям, предъявляемым к дороге как транспортному сооружению.
Согласно п. 7.2 СНиП 2.05.02-85 следует, что конструкцию дорожной одежды и вид покрытия следует принимать исходя из транспортно- эксплуатационных требований и категории проектируемой дороги с учетоминтенсивности движения и состава автотранспортных средств, климатических и грунтово-гидрологических условий, санитарно-гигиенических требований, а также обеспеченности района строительства дороги местными строительными материалами.
Таким образом, требования прокурора в данной части направлены на обеспечение и защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства, и с учетом установленных обстоятельств, подлежат удовлетворению.
Также из материалов дела следует, что в ходе проведенной проверки установлено, что дорожное движение научастке от автомобильной дороги «Ростов-Иваново-Нижний Новгород» доучастка «подъезд к д. Теплово» не организовано, в перечень межмуниципальныхавтомобильных дорог общего пользования Ивановского муниципального районаи автомобильных дорог общего пользования Ивановского муниципальногорайона в границах сельских поселений Ивановского муниципального района,утвержденный постановлением администрации Ивановского муниципального района от 14.10.2015 № вышеуказанная автомобильная дорога не включена, в связи с чем идентификационный номер, протяженность, класс, категориядороги, а также проект организации дорожного движения отсутствуют.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о бездействии администрации в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
Доказательств, опровергающих содержание представленных стороной истца в материалы дела документов в подтверждение изложенных в иске доводов, суду на дату разрешения спора ответчиком, как того требуют положения ст. 56 ГПК РФ, не представлено.
Отсутствие достаточного финансирования муниципалитета в данном случае не является безусловным основанием для освобождения ответчика от исполнения возложенных на него законом обязанностей и не может ставить в зависимость реализацию прав граждан на безопасность дорожного движения.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии судом решения, обязывающего совершить определенные действия, может быть установлен срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Решая вопрос о сроке, в течение которого Администрации Ивановского муниципального района Ивановской области надлежит исполнить решение суда, суд с учетом предусмотренных законодательством особенностей бюджетного процесса, значимость действий, совершение которых возлагается судом на ответчика, объем работ, которые необходимо выполнить, считает возможным согласиться с указанным прокуратурой сроком исполнения решения суда, полагая, что он является разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Ивановского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Ивановского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности по организации дорожного движения удовлетворить.
Обязать Администрацию Ивановского муниципального района Ивановской области (ОГРН № ИНН №) в срок до 01.12.2023 в срок до 01.12.2023 включить мостовое сооружение через р. Сиверка в реестр муниципальной собственности, в срок до 01.09.2024 устранить нарушения п.п. 5.1.2, 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 на мостовом сооружении через р. Сиверка, расположенном на участке автомобильной дороги от д. Бурмакино до д. Игнатцево, Ивановского района.
Обязать Администрацию Ивановского муниципального района Ивановской области (ОГРН № ИНН №) в срок до 01.10.2024 организовать стационарное искусственное освещение в границах населенных пунктов Игнатцево, Бурмакино, Кожевницы, Теплово и за 100 метров от них в соответствии с требованиями п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007.
Обязать Администрацию Ивановского муниципального района Ивановской области (ОГРН № ИНН №) в срок до 01.10.2024 включить участок автомобильной дороги от автомобильной дороги «Ростов-Иваново-Нижний Новгород» до «подъезд к д. Теплово» в перечень межмуниципальных автомобильных дорог общего пользования Ивановского муниципального района и автомобильных дорог общего пользования в границах сельских поселений Ивановского муниципального района в границах сельских поселений Ивановского муниципального района, утвержденный постановлением администрации Ивановского муниципального района от 14.10.2015 №, присвоить ей идентификационный номер, установить протяженность, класс, категорию, а также разработать в отношении данной дороги проект организации дорожного движения и организовать на вышеуказанной автомобильной дороге дорожное движение в соответствии с ним.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ивановский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 06.10.2023