ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1953/13 от 06.11.2013 Грозненского районного суда (Чеченская Республика)

Дело № 2-1953/13

_

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

ДД.ММ.ГГГГ                                 <адрес>

Грозненский районный суд Чеченской Республики

в составе председательствующего судьи Висиханова З.З.,

при секретаре ФИО2,

с участием старшего помощника прокурора <адрес> Чеченской Республики ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению заместителя прокурора <адрес> Чеченской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации Чечен-Аульского сельского поселения Грозненского муниципального района Чеченской Республики о понуждении устранить нарушения требований Федерального закона № 210-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора <адрес> Чеченской Республики обратился в суд с указанным заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Чечен-Аульского сельского поселения Грозненского муниципального района Чеченской Республики (далее – Администрация поселения), ссылаясь на то, что в ходе проведенной проверки на предмет соблюдения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Федеральный закон № 210-ФЗ) в деятельности администрации выявлены нарушения действующего законодательства, требующие принятия неотложных мер для их устранению.

Проверкой установлено, что вопреки указанным требованиям Федерального закона № 210-ФЗ Администрацией поселения не приняты меры по определению помещений предоставления услуг, залов ожидания, мест для заполнения запросов, с оборудованием в них информационных стендов с образцами их заполнения и перечнем документов, необходимых для предоставления каждой услуги.

Также, Администрацией поселения не приняты меры по заключению с многофункциональным центром соглашения о межведомственном взаимодействии по предоставлению необходимых документов и информации.

Указанные обстоятельства исключают возможность обмена документов и информации, необходимой для предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме.

В нарушение требований ч.4 ст.9 Федерального закона № 210-ФЗ на едином портале государственных и муниципальных услуг Администрацией поселения не размещены перечни услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг.

Кроме того, на официальном сайте Администрации поселения отсутствуют перечни услуг, а также регламенты их предоставления.

В нарушение требований ст.11 Федерального закона № 210-ФЗ Администрацией поселения не осуществляется формирование и ведение реестров муниципальных услуг, что подтверждается отсутствием на официальном сайте сведений о муниципальных услугах.

Также проверкой установлено, что Администрацией поселения ненадлежащим образом выполняются требования ст.13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ-8 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», поскольку на официальном сайте отсутствует следующая информация:

- административные регламенты;

- перечни информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении государственного органа, органа местного самоуправления, подведомственных организаций;

- информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в соответствии с законодательством России о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

- порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений, принятых государственным органом, его территориальными органами, муниципальных правовых актов;

- сведения об использовании государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств;

- информацию о кадровом обеспечении государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе:

- сведения о вакантных должностях государственной службы, имеющихся в государственном органе, его территориальных органах, о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправления.

Просит суд признать бездействие Администрации поселения незаконным и обязать главу администрации устранить выявленные нарушения закона.

В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> Чеченской Республики ФИО3 заявленные требования поддержал по изложенным в заявлении доводам и просил их удовлетворить.

Представитель администрации Чечен-Аульского сельского поселения Грозненского муниципального района Чеченской Республики, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с требованиями ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, препятствующего осуществлению прав и свобод граждан Российской Федерации.

О неисполнении Администрацией поселения установленных Федеральным законом № 210-ФЗ требований свидетельствует справка помощника прокурора <адрес> ЧР ФИО4 о проведенной проверке и письменные объяснения главы Администрации поселения от ДД.ММ.ГГГГ, имеющиеся в материалах дела.

В соответствии со ст.2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.

В силу ч.2 ст.15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Федеральный закон № 210-ФЗ определяет принципы и процедуру предоставления государственных и муниципальных услуг, условия и порядок их оплаты, права заявителей и обязанности органов государственной власти, местного самоуправления.

Во исполнение положений названного Федерального закона Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет» одобрена Концепция единой системы информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет; утверждены Правила размещения в федеральных государственных информационных системах «Сводный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» и «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» сведений о государственных и муниципальных услугах (функциях), определены уполномоченные государственные органы.

Правовой механизм реализации положений названного Федерального закона предусматривает и принятие нормативно-правовых актов на уровне органов местного самоуправления.

Так, ч.4 ст.29 Федерального закона № 210-ФЗ предусматривает, что в отношении реализации положений данного Федерального закона, предусматривающих предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг переход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме соответственно федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных ч.1 ст.1 данного Федерального закона государственных и муниципальных услуг, осуществляется поэтапно в соответствии с планами-графиками перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, утверждаемыми соответственно Правительством России, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления.

Однако, как установлено в судебном заседании, названный нормативно-правовой акт в нарушение изложенной правовой нормы не разработан и не принят в Администрации поселения.

Незаконный характер носит и бездействие в форме непринятия мер по обеспечению размещения в сводном реестре сведений о муниципальных услугах (функциях).

Согласно частей 1 и 7 статьи 11 Федерального закона № 210-ФЗ государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг; формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном местной администрацией. Реестр муниципальных услуг является составной частью Сводного реестра, что предусмотрено названным выше Постановлением Правительства РФ. Им же в общих правилах размещения сведений установлено, что формирование сведений об услугах (функциях) для размещения в сводном реестре осуществляют в том числе и органы местного самоуправления, предоставляющие соответствующие услуги (исполняющие соответствующие функции).

Постановлением Правительства Чеченской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении положения о порядке формирования и ведения государственных информационных систем Чеченской Республики «Реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» и «Портал государственных и муниципальных услуг (функций)» в п. 8 органам местного самоуправления Чеченской Республики рекомендовано принять решение о размещении в региональном реестре сведений о муниципальных услугах (функциях).

При этом ч.3 ст.29 Федерального закона № 210-ФЗ регламентировано, что предусмотренные данным Федеральным законом сведения о государственных услугах, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, и муниципальных услугах должны быть включены в государственные и муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг, и доступны для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Из системного толкования вышеизложенных норм и, особо учитывая положения ст.29 Федерального закона № 210-ФЗ, обладающего большей юридической силой, следует вывод об обязательном характере принятия мер по обеспечению размещения в Сводном реестре сведений о муниципальных услугах (функциях) через его составную часть - реестр муниципальных услуг.

Относительно бездействия по определению муниципальных служащих, ответственных за размещение сведений о муниципальных услугах (функциях) в сводном реестре суд приходит к аналогичному выводу об обязательном характере принятия данных мер ввиду нормативного требования о наличии и доступности сведений о муниципальных услугах в соответствующей форме (ч.3 ст.29 Федерального закона).

Также в целях реализации положений Федерального закона № 210-ФЗ Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет» рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления определить из числа сотрудников органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных осуществлять информационное взаимодействие, а также из числа сотрудников органов местного самоуправления лиц, ответственных за размещение сведений о государственных и муниципальных услугах (функциях) в сводном реестре, и организовать получение ими сертификатов ключей подписей и средств электронной цифровой подписи.

Аналогичная норма закреплена и в вышеназванном Постановлении Прави&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;????????????????????????_?_?&#0;???????_?_?&#0;?????????????&#0;??????????&#0;??????????&#0;????????????&#0;???????&#0;?????????_?_??????????&#0;?j&#0;???????????_?????_??????_?_?&#0;???????_?_?&#0;???????_?_?&#0;??????????_?_?&#0;???&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;/&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;

Таким образом, допущенным бездействием нарушаются права заявителей при получении государственных и муниципальных услуг, перечисленные в ст.5 Федерального закона № 210-ФЗ.

Постановлением Правительством РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления» (п.1) в соответствии со ст.15 Федерального закона № 210-ФЗ утверждены:

перечень государственных услуг, предоставление которых организуется по принципу «одного окна», в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов;

рекомендуемый перечень государственных и муниципальных услуг, предоставление которых может быть организовано по принципу «одного окна», в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.

Принцип «одного окна» при предоставлении государственных услуг предусматривает исключение или максимально возможное ограничение участия заявителей (граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) в процессах сбора из разных инстанций и предоставления в разные инстанции различных документов и справок, подтверждающих права заявителей на получение государственных услуг.

Подпунктами «а» и «б» п.3 названного Постановления Правительства РФ высшим исполнительным органам государственной власти субъектов РФ рекомендовано: 1) определить многофункциональный центр субъекта РФ в качестве уполномоченного на заключение соглашений о взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти; 2) при формировании перечня государственных услуг, предоставляемых органами государственной власти субъекта РФ и территориальными государственными внебюджетными фондами, руководствоваться рекомендуемым перечнем, утвержденным настоящим постановлением; 3) организовать заключение соглашений о взаимодействии с уполномоченным многофункциональным центром; 4) принять меры по обеспечению организации предоставления в многофункциональных центрах государственных услуг, указанных в рекомендуемом перечне, утвержденном настоящим постановлением;

Органам местного самоуправления рекомендовано: 1) при формировании перечня муниципальных услуг руководствоваться рекомендуемым перечнем, утвержденным настоящим постановлением; 2) организовать заключение соглашений о взаимодействии органов местного самоуправления с уполномоченным многофункциональным центром; 3) принять меры по обеспечению организации предоставления в многофункциональных центрах муниципальных услуг, указанных в рекомендуемом перечне, утвержденным настоящим постановлением.

В соответствии с п.4 ст.9 Федерального закона № 210-ФЗ перечни услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг, размещаются на официальных сайтах органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, на сайтах организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных ч.1 ст.1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, а также в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на едином портале государственных и муниципальных услуг.

В силу п.7 ст.11 Федерального закона № 210-ФЗ формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном местной администрацией.

На основании ч.1 ст.13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети «Интернет», в зависимости от сферы деятельности государственного органа, органа местного самоуправления содержит:

1) общую информацию о государственном органе, об органе местного самоуправления, в том числе:

е) перечни информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении государственного органа, органа местного самоуправления, подведомственных организаций;

2) информацию о нормотворческой деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе:

в) информацию о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

г) административные регламенты, стандарты государственных и муниципальных услуг;

е) порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений, принятых государственным органом, его территориальными органами, муниципальных правовых актов;

7) статистическую информацию о деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе:

б) сведения об использовании государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств;

8) информацию о кадровом обеспечении государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе:

б) сведения о вакантных должностях государственной службы, имеющихся в государственном органе, его территориальных органах, о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправления…

В соответствии с п.7 ст.14 названного Федерального закона перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления.

Вместе с тем, Федеральным законом № 210-ФЗ (ст.14) закреплены требования к стандарту предоставления государственной или муниципальной услуги, среди которых предусмотрены и требования к помещениям предоставления услуг, залам ожидания, местам для заполнения запросов, информационных стендов с образцами их заполнения и перечнем документов, которые определяются правовым актом органа местного самоуправления.

В силу ч.4 ст.13 указанного Федерального закона в случае отсутствия официального сайта органа местного самоуправления, являющегося разработчиком административного регламента, проект административного регламента подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте муниципального образования, а в случае отсутствия официального сайта муниципального образования - на официальном сайте субъекта РФ.

Исходя из положений статей 37 и 43 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» о том, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) уполномочена на решение вопросов местного значения и на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, правовые акты местной администрации входят в систему муниципальных правовых актов, учитывая при этом, что заявленные к исполнению меры не относятся к исключительной компетенции иных органов местного самоуправления, а также отсутствие утвержденного перечня информации о деятельности органа местного самоуправления, суд находит требование о признании незаконным бездействия Администрации поселения и ее обязании устранить нарушения подлежащим удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Суд оценивает заявленную к исполнению меру как адекватную и достаточную в целях устранения допущенного нарушения прав граждан, а срок исполнения с учетом характера дела, рекомендованных Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 1993-р сроков реализации этапов перехода на предоставление услуг (функций) в электронном виде, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод «до ДД.ММ.ГГГГ» - разумным.

Решая вопрос о распределении судебных расходов, суд руководствуется п. 9 ч.1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ и ч. 2 ст. 45 ГПК РФ о том, что прокурор освобожден от обязанности по уплате судебных расходов. Согласно п.8 ч.1 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований. Однако органы местного самоуправления по настоящему делу относятся к категориям лиц, освобожденных от уплаты государственной пошлины (пп.19 п.1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ). Администрация поселения входит в структуру органов местного самоуправления (ч.1 ст.34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление заместителя прокурора <адрес> Чеченской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации Чечен-Аульского сельского поселения Грозненского муниципального района Чеченской Республики о понуждении устранить нарушения требований Федерального закона № 210-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» удовлетворить.

Признать бездействие администрации Чечен-Аульского сельского поселения Грозненского муниципального района Чеченской Республики, связанные с неисполнением требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» незаконным.

Обязать главу администрации Чечен-Аульского сельского поселения Грозненского муниципального района» ЧР в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить допущенные нарушения закона, выполнив следующие действия:

- принять правовой акт в сфере реализации Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» - план-график перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме;

- принять меры по обеспечению размещения в сводном реестре сведений о муниципальных услугах (функциях);

- определить муниципальных служащих, ответственных за размещение сведений о муниципальных услугах (функциях) в Сводном реестре;

- заключить с многофункциональным центром соглашение о межведомственном взаимодействии по предоставлению необходимых документов и информации;

- разместить на официальном сайте перечень услуг, являющихся необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг, а также в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на едином портале государственных и муниципальных услуг;

- разместить на официальном сайте утвержденный перечень информации о деятельности органа местного самоуправления.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чеченской Республики в течение месяца со дня вынесения через Грозненский районный суд Чеченской Республики.

Судья

(подпись)

З.З. Висиханов

Копия верна:

Судья:

Секретарь: