Дело № 2-1953/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 декабря 2021 года г. Нижний Новгород
Приокский районный суд города Нижнего Новгорода в составе председательствующего Рекуновой Т.В., при секретаре судебного заседания Арсеновой Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ТСЖ «Парус» к Гордей ВН о взыскании задолженности за коммунальные услуги и по встречному иску Гордей ВН к ТСЖ «Парус» о признании незаконным включение в квитанции начислений, перерасчете платы за отопление жилого помещения, признании начислений способом неосновательного обогащения, выплате (возврате) денежных средств, взыскании компенсации морального вреда, взыскании штрафа,
У С Т А Н О В И Л :
ТСЖ «Парус» обратилось с иском к Гордей В.Н. о взыскании задолженности по коммунальным платежам. В обоснование иска истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ. в соответствии с протоколом № общего собрания участников долевого строительства жилого <адрес> (по генплану) по <адрес>, организовано ТСЖ «парус». Одновременно выбран способ управления многоквартирным домом - управление товариществом собственников жилья. В настоящее время вышеуказанный многоквартирный дом имеет адрес: <адрес>.
Гордей В.Н. является собственником жилого помещения - <адрес>, что подтверждается сведениями ЕГРП.
В настоящее время ответчик имеет задолженности перед истцом по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере 111 942,80 руб. за периоды: ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается выпиской по лицевому счету.
ДД.ММ.ГГГГ. по заявлению истца мировым судьей судебного участка № Приокского судебного района г. Нижнего Новгорода вынесен судебный приказ о взыскании с ответчика вышеуказанной задолженности.
ДД.ММ.ГГГГ. определением мирового судьи судебного участка № Приокского судебного района г. Нижнего Новгорода судебный приказ отменен по заявлению ответчика.
ТСЖ «Парус» просило взыскать с Гордей В.Н. задолженность по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги в размере 111 942,80 руб. и расходы по уплате госпошлины в сумме 3 438,86 руб.
В период нахождения дела в суде, истец уменьшил размер исковых требований, просит взыскать с Гордей В.Н. задолженность за периоды: с ДД.ММ.ГГГГ. в размере 74 812,65 руб. Дополнительно указал, что отсутствие в жилом помещении ответчика приборов учета коммунальных услуг не имеет значения для взыскания задолженности, поскольку взыскивается задолженность за содержание жилья, отопление, обращение с ТКО, ТО домофона и ОДН по электроэнергии и ХВС (на основании показаний общедомовых счетчиков).
Гордей В.Н. обратилась с встречным иском, указывая, что у неё с ДД.ММ.ГГГГ. имеется спор с ТСЖ «Парус» о незаконных начислениях платы по обращению с ТКО, платы за отопление, при его отсутствии вне отопительного сезона, и не осуществлении перерасчета по количеству фактически использованной тепловой энергии (тепловой мощности), определяемой по показаниям общедомового прибора учета.
Несмотря на то, что она является собственником квартиры в <адрес>, её не уведомляли в установленной форме и в предусмотренном законом срок о заключенном договоре с региональным оператором, или о другом договоре на предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО. Поскольку она не проживает в жилом помещении, то не образует ТКО, следовательно, необходимости в их вывозе не имеется. Договор на предоставление данной коммунальной услуги с ней не заключался, каких-либо необходимых сведений для регионального оператора и ТСЖ «Парус» она не передавала, конклюдентных действий не совершала.
Предъявляемые ей для уплаты начисления за обращения с ТКО считает незаконными, в том числе потому, что коммунальной услуги по обращению с ТКО, ТСЖ «Парус» не предоставляет.
Как следует из договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от ДД.ММ.ГГГГ., между ТСЖ «Парус» и региональным оператором имеется договоренность о следующем: 1) ООО «<данные изъяты>» обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены договором, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ. 2) ТСЖ «Парус» обязуется оплачивать услуги регионального оператора.
Таким образом, ТСЖ «Парус» осуществляет начисления платы, которые должны соответствовать установленным тарифам, законодательству в части правильности его применения к коммунальным услугам, и не нарушать права граждан-потребителей.
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. №, предусмотрены в числе других коммунальных услуг, основания и порядок предоставления услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (раздел ХV (1) «Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами»).
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
Условия предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются: а) в договоре управления многоквартрным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом упрвления товарищества, кооператива с управляющей организацией; в) в договорах на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемым собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующим региональным оператором по обращению с ТКО.
ТСЖ «Парус» обязано известить собственников и пользователей жилых помещений о дате заключения и начале исполнения региональным оператором по обращению с ТКО договора на оказание данной коммунальной услуги. Договор должен включать условия, а также порядок определения объема предоставленной коммунальной услуги и размер оплаты за коммунальную услугу, в том числе сведения о количестве расчетных единиц, утверждаемых при определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов органами исполнительной власти субъекта РФ…и т.д.
Кроме того, на основании вышеуказанных правил (п. 148 (22-1)), ТСЖ «Парус» обязано устанавливать количество граждан, проживающих в занимаемом потребителем жилом помещении, для расчета размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с ТКО.
Поскольку в её квартире никто не проживает и не стоит на регистрационном учете с ДД.ММ.ГГГГ., о чем знает ТСЖ «Парус», то уплачивать предъявляемые начисления она не должна. У неё имеется необходимый договор по месту фактического проживания и состояния на регистрационном учете.
Требования истца по первоначальному иску оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО, просто исходя из общей площади её жилого помещения, в том числе за не предоставленную услугу, не являются законными.
Несмотря на поданную ранее претензию в ДД.ММ.ГГГГ. и в ДД.ММ.ГГГГ., руководство ТСЖ «Парус» не только не ответило на нее, но и не произвело перерасчет начислений, в том числе по начислениям и уплате за отопление на основании имеющихся данных прибора учета.
Таким образом, ответчик допускает завышение расчетов, начисляет плату за отопление, когда его нет, незаконно продолжает начисления за обращения с ТКО в квитанции «за содержание жилого помещения и коммунальные услуги», что в целом, стало препятствием для оплаты по квитанциям.
ТСЖ «Парус» фактически отказалось выполнить необходимые действия, что привело к нарушению её прав, как потребителя его услуг.
В силу ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», она имеет право на компенсацию морального вреда. С учетом длительности нарушения её прав и оказания на неё давления, повлекшее сильные нервные переживания, Гордей В.Н. оценивает причиненный моральный вред в размере 10 000 руб.
Поскольку ежемесячно ей незаконно начисляли к уплате за ТКО с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. по 258,08 руб. и далее, то сумма, которую следует отнести к способу получения ТСЖ «Парус» неосновательного обогащения, на сегодняшний день составляет 7 193,64 руб. Гордей В.Н. полагает, что она не может быть взыскана с неё судом (по ДД.ММ.ГГГГ. она составляет 6 209,48 руб.).
Гордей В.Н. просит признать незаконным включение ТСЖ «Парус» в квитанции «за жилое помещение и коммунальные услуги» начислений по уплате за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Признать незаконными начисления за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в размере 6 209,48 руб., предъявляемые ей ТСЖ «Парус» к уплате за коммунальную услугу, предоставляемую ООО «<данные изъяты>» по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирном доме.
Обязать ТСЖ «Парус» произвести перерасчет платы за отопление жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с ТСЖ «Парус» компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.
Признать начисления к уплате по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 6 209,48 руб., как способ получения неосновательного обогащения ТСЖ «Парус».
Взыскать с ТСЖ «Парус» штраф в размере 50% от суммы денег, присужденной в её пользу.
В дальнейшем Гордей В.Н. увеличила исковые требования, указала, что согласно договору об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор ООО «<данные изъяты>» обязуется принимать твердые коммунальные отходы (ТКО) в объеме и в месте, которые определены договором. Объем ТКО, места накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов и периодичность вывоза ТКО определены в Приложении № к настоящему договору.
Объем ТКО и цена за услугу по транспортировке, обработке, захоронению определяются тарифом из расчета объема, приходящегося на 1 человека.
П.6.4 Договора предусмотрено согласование с Исполнителем (ТСЖ «Парус») объема ТКО при их несоответствии запланированному и подлежащему оплате. Оплата производиться по фактическому объему определяемому по заполнению контейнеров.
Учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с Правилами коммерческого учета и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016г. №.
2. Согласно п.3 Договора на отпуск коммунальных ресурсов (для нужд отопления и горячего водоснабжения) количество отпущенного Исполнителю (ТСЖ «Парус») коммунального ресурса определяется на основании показаний коммерческих приборов учета Исполнителя, допущенных в эксплуатацию в соответствии с действующими правилами учета тепловой энергии и теплоносителя.
В соответствии с п.3.1 указанного договора, количество коммунального ресурса на отопление, вентиляцию, тепловые потери определяется на основании тепловых нагрузок на отопление, вентиляцию и тепловые потери с учетом фактической среднемесячной температуры наружного воздуха и нормативной температуры воздуха внутри помещений и фактической продолжительности работы систем теплопотребления исполнителя.
На основании п.3.1.3 Договора при наличии приборов учета тепловой энергии на источнике тепловой энергии (отопления) количество тепловой энергии определяются с учетом их показаний пропорционально расчетному теплопотреблению всех потребителей без приборов учета тепловой энергии.
П. 3.4 Договора «Начало и завершение отопительного сезона определяются в соответствии с постановлением Администрации г.Нижнего Новгорода. Продолжительность работы систем отопления принимается равной отопительному сезону, если нет двухсторонних актов Ресурсоснабжающей организации и Исполнителя об иной продолжительности.
На основании п. 5.6.1 Договора Исполнитель (ТСЖ «Парус») обязан предоставлять в Ресурсоснабжающую организацию копию (информацию) журнала учета тепловой энергии и другие записи показаний.
На основании п. 7.1.4 Договора Исполнитель обязуется производить корректировку размера платы гражданам (потребителям) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам при этом размер корректировки определяется в соответствии с п.7.1.5 настоящего Договора.
В соответствии с п.7.1.5 Договора Ресурсоснабжающая организация проводит Исполнителю корректировку размера платы по настоящему Договору один раз в календарный год и выявленную разницу учитывает в выставляемых платежных документах за январь месяц следующего календарного года, после отчетного. При этом, количество фактически отпущенного коммунального ресурса определяется в соответствии с п.3 настоящего Договора. Расчет корректировки Ресурсоснабжающая организация направляет Исполнителю в месте с платежными документами, в которых отражен ее результат (то есть, на январь месяц).
Таким образом, ТСЖ «Парус» было обязано осуществлять перерасчет платы за отопление гражданам, исходя из произведенной корректировки (перерасчета) ресурсоснабжающей организацией по фактически потребленному коммунальному ресурсу ежегодно, что ответчиком не осуществлялось, начиная с 2019г.
Гордей В.Н. просит обязать ТСЖ «Парус» выплатить (вернуть) Гордей В.Н. денежные средства, исходя из разницы, установленной при корректировке (перерасчете) фактического объема потребленного коммунального ресурса (тепловой энергии) на основании показаний прибора учета и объема, оплаченного равными платежами в течение года, за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представители ТСЖ «Парус» - председатель ТСЖ В и Н, действующий по доверенности (л.д. 99) исковые требования ТСЖ и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержали в полном объеме. Встречный иск не признали, пояснили, что права Гордей В.Н. не нарушены, перерасчет за отопление производился ежегодно, о чем указывалось в квитанциях. Гордей В.Н., как собственник жилого помещения обязана оплачивать коммунальную услугу - обращение с твердыми коммунальными отходами.
Гордей В.Н. иск ТСЖ «Парус» не признала по причинам, изложенным в возражениях на исковое заявление (л.д. 95). Встречный иск и доводы, изложенные в исковом заявлении и заявлении об увеличении размера исковых требований, поддержала в полном объеме.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно ст. 307 п. 1 Гражданского кодекса РФ
1. В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Согласно ст. 309 ч. 1 Гражданского кодекса РФ
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно ст. 30 Жилищного кодекса РФ
1. Собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
3. Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
4. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ст. 153 Жилищного кодекса РФ
1. Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
2. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у:
5) собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
Согласно ст.154 Жилищного кодекса РФ,
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
3. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
4. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
5. В случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме, в случаях, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно ст.155 Жилищного кодекса РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Согласно ст. 137 п.1, п. 3 Жилищного кодекса РФ
1. Товарищество собственников жилья вправе:
1) заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом и иные обеспечивающие управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры;
2) определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели;
3) устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме;
4) выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги;
5) пользоваться предоставляемыми банками кредитами в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством;
6) передавать по договору материальные и денежные средства лицам, выполняющим для товарищества работы и предоставляющим товариществу услуги;
7) продавать и передавать во временное пользование, обменивать имущество, принадлежащее товариществу.
3. В случае неисполнения собственниками помещений в многоквартирном доме своих обязанностей по участию в общих расходах товарищество собственников жилья в судебном порядке вправе потребовать принудительного возмещения обязательных платежей и взносов.
Согласно ст. 158 п. 1 Жилищного кодекса РФ
1. Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.
По делу установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. в соответствии с протоколом № общего собрания участников долевого строительства жилого <адрес> (по генплану) по <адрес>, организовано Товарищество собственников жилья «Парус». Выбран способ управления многоквартирным домом - управление товариществом собственников жилья (л.д. 47-49). ТСЖ «Парус» зарегистрировано, как юридическое лицо ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 35-45).
В настоящее время вышеуказанный многоквартирный дом имеет адрес: <адрес>.
Собственником жилого помещения - <адрес> является Гордей В.Н., что подтверждается Выпиской из ЕГРН (л.д. 12-15).
Согласно карточке лицевого счета № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. в <адрес> в квартире никто не проживает и не состоит на регистрационном учете (л.д. 16-18). Из таблицы начислений и оплат следует, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. вносится не регулярно.
ТСЖ «Парус» заявлены требования о взыскании с Гордей В.Н. задолженности за периоды: ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в размере 74 812,65 руб.
Из распечатки начислений усматривается, что Гордей В.Н. выставляются счета по следующим позициям: ТО домофона, обращение с твердыми коммунальными отходами, содержание, отопление (жилье), ОДН ХВС, ОДН эл. (л.д. 116-133).
Гордей В.Н. не представлено доказательств оплаты за содержание жилья и коммунальных услуг за указанные периоды.
Встречные требования Гордей В.Н. о признании незаконным включение в квитанции начислений за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, признании незаконными начислений за ТКО и способом неосновательного обогащения в размере 6 209,48 руб. удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Согласно ст. 157.2 Жилищного кодекса РФ
1. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме (далее в настоящей статье - собственники и пользователи помещений в многоквартирном доме) предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в следующих случаях:
1) при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса;
2) при прекращении заключенных в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации, между управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (далее в настоящей статье - лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом) и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления соответствующей коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме (далее также - договор ресурсоснабжения), договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами вследствие одностороннего отказа ресурсоснабжающей организации, регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами от исполнения договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по основанию, предусмотренному частью 2 настоящей статьи;
3) если между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами заключены договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги при изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.
2. Ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения заключенных с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами при наличии у лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, признанной им или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере, равном или превышающем две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения или договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, независимо от факта последующей оплаты данной задолженности лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, за исключением случая полного погашения данной задолженности лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, до вступления в законную силу судебного акта. Среднемесячная величина обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения или договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами определяется ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами путем деления суммы обязательств лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, по договору ресурсоснабжения или договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за двенадцать месяцев, предшествующих дате направления уведомления об одностороннем отказе от исполнения договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, на двенадцать. В случае, если договор ресурсоснабжения, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами исполнялись менее двенадцати месяцев, среднемесячная величина обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения или договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами определяется путем деления суммы обязательств лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, за период действия договора ресурсоснабжения или договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на количество месяцев их действия.
6. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами заключаются на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Заключение договора в письменной форме не требуется.
7. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами считаются заключенными со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме одновременно:
1) в случае, предусмотренном пунктом 1 части 1 настоящей статьи, с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренном пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса. По решению ресурсоснабжающей организации, регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами указанный срок может быть перенесен, но не более чем на три календарных месяца. О таком решении ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами уведомляют лицо, по инициативе которого было созвано данное собрание, не позднее пяти рабочих дней со дня получения копий решения и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 46 настоящего Кодекса;
9. Положения настоящей статьи также распространяются на отношения с участием лиц, указанных в пунктах 1, 1.1, 3, 4, 6, 7 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса. В случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме, в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, в случае отсутствия договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных между ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, коммунальные услуги предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемыми в порядке, предусмотренном частью 6, пунктом 3 части 7 настоящей статьи, и с учетом особенностей, предусмотренных правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах.
Согласно договору № № от ДД.ММ.ГГГГ. на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенному между ТСЖ «Парус» (исполнитель) и ООО «<данные изъяты>» (региональный оператор (л.д. 147-151), региональный оператор принимает твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в договоре, обеспечивает транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ. Исполнитель оплачивает услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услуги регионального оператора.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирных домах регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354 (далее - Правила).
Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из цены, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора, установленного региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, определенном Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» (пункт 148(28) Правил).
В соответствии с пунктом 148(34) Правил размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами, исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении. Потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.
В пункте 148(24) Правил предусмотрено, что потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право, в том числе требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
В силу пункта 148(22) Правил исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и при наличии оснований производить, перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
В соответствии с пунктом 148(44) Правил при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми, коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII настоящих Правил.
Таким образом, перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами возможен в случае временного отсутствия (то есть более 5 полных календарных дней подряд) проживающего (постоянно или временно) жилом помещении потребителя, подтвержденного в установленном порядке, в соответствии с разделом VIII Правил.
Иного порядка перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами Правила не содержат.
В силу ч. 11 ст. 155 Жилищного кодекса РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 148 (36) Правил прямо предусмотрено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Пункт 148(36) Правил был предметом рассмотрения Верховного Суда Российской Федерации по административному исковому заявлению К. о признании данного пункта Правил недействующим.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2020 года N АКПИ19-967 в удовлетворении административного искового заявления К. о признании недействующим пункта 148(36) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 отказано. При этом Верховный Суд Российской Федерации указал, что ввиду отсутствия возможности определения объема индивидуального потребления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами размер платы за данную услугу рассчитывается исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении, а при отсутствии информации о таковых - с учетом количества собственников жилого помещения.
Согласно пункту 56(2) Правил определено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ. Гордей В.Н. направила ТСЖ «Парус» телеграмму, в которой просила сделать перерасчет начислений за вывоз ТКО и отопление до ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 166).
Неиспользование Гордей В.Н. жилого помещения (непроживание в жилом помещении) не тождественно понятию «временное, отсутствие потребителя», применяемому в Правилах для проведения соответствующего перерасчета и не является основанием для освобождения её, как собственника жилого помещения от оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
На основании изложенного, требования ТСЖ «Парус» о взыскании с Гордей В.Н. задолженности по оплате за вывоз твердых коммунальных отходов обоснованы и подлежат удовлетворению. Встречные требования о признании незаконными начисления за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в размере 6 209,48 руб., предъявляемые к уплате за коммунальную услугу, предоставляемую ООО «<данные изъяты>» по обращению с твердыми коммунальными отходами и признании начисления к уплате по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 6 209,48 руб., способом получения неосновательного обогащения ТСЖ «Парус» необоснованны, удовлетворению не подлежат.
В соответствии с п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Из статьи 548 Гражданского кодекса РФ следует, что к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила договоров энергоснабжения (параграф 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации). Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Абонент обязан оплатить фактически принятое количество энергии (пункт 1 статьи 539, пункт 1 статьи 541 ГК РФ).
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 31 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354 исполнитель обязан: а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; б) заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям, за исключением случаев, указанных в пункте 17 настоящих Правил; в) самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, если иное не установлено в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "б","г" - "ж" пункта 17 настоящих Правил; г) производить в установленном настоящими Правилами порядке с учетом особенностей, установленных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги.
Согласно абз. 1 п. 42(1) Правил N 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В соответствии с абз. 4 п. 42(1) Правил N 354 многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым)_ прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения N 2 к настоящим Правилам, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (далее КПУ).
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 29.06.2016 N 60 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг», органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, решение об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года).
На территории Нижегородской области в настоящее время действует порядок оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года.
Таким образом, при расчете платы за отопление <адрес> подлежит применению формула, предполагающая начисление платы за отопление по среднемесячному объему потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, рассчитанного, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
В соответствии с пунктом 60 Правил в редакции до ДД.ММ.ГГГГ, по истечении указанного в подпункте "а" пункта 59 настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающих коэффициентов, предусмотренных утвержденными Правительством Российской Федерации Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, плата за коммунальную услугу, предоставленную в нежилое помещение, - в соответствии с пунктом 43 настоящих Правил исходя из расчетного объема коммунального ресурса.
Согласно договору № на отпуск коммунальных ресурсов от ДД.ММ.ГГГГ., заключенному между ОАО «Теплоэнерго» (ресурсоснабжающая организация) и ТСЖ «Парус» (исполнитель) (л.д. 134-144), АО «Теплоэнерго» отпускает ТСЖ «Парус» тепловую энергию для последующего оказания коммунальных услуг потребителям. Количество отпущенного исполнителю коммунального ресурса определяется на основании показаний коммерческих приборов учета исполнителя.
Многоквартирный жилой <адрес> оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии и теплоносителя.
В соответствии с требованиями нормативных положений Правил, плата за коммунальные ресурсы при наличии в многоквартирном жилом доме общедомового прибора учета (ОДПУ) тепловой энергии и теплоносителя подлежит начислению исходя из показаний ОДПУ.
Гордей В.Н. является собственником жилого помещения - <адрес>, площадью 46.5 кв. м, в силу закона обязана вносить плату за коммунальную услугу по отоплению за жилое помещение и обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых она несет, как собственник помещения, исходя из долей в праве общей собственности на общее имущество в доме.
Из представленного расчета задолженности собственника <адрес>, усматривается, что в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. расчет платы за отопление произведен ТСЖ «Парус», исходя из общей площади квартиры Гордей В.Н., и в соответствии с показаниями ОДПУ.
Перерасчет о котором заявлено Гордей В.Н., является требованием корректировке общей суммы, внесенной в течение года за услугу теплоснабжение, с показаниями ОДПУ. Такой перерасчет возможен в случае превышения оплаченной и фактически предоставленной тепловой энергии.
Из предоставленных ТСЖ «Парус» доказательств следует, что показания ОДПУ в отопительный период контролируются и фиксируются ежедневно, оплата АО «Теплоэнерго» производится в соответствии с показаниями. Из расчета начисленных, но не оплаченных Гордей В.Н. сумм усматривается, что корректировка сумм по отоплению производилась, как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения (л.д. 123-133).
Согласно ст. 13 п. 6 ФЗ «О защите прав потребителей»
6. При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Согласно ст. 15 ФЗ «О защите прав потребителей»
Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
В ходе рассмотрения дела не установлено нарушений со стороны ТСЖ «Парус» прав Гордей В.Н., как потребителя. Требования о взыскании компенсации морального вреда и штрафа удовлетворению не подлежат.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, с Гордей В.Н. в пользу ТСЖ «Парус» подлежит взысканию госпошлина, пропорционально удовлетворенным исковым требованиям.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск ТСЖ «Парус» удовлетворить.
Взыскать с Гордей ВН в пользу ТСЖ «Парус» задолженность по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 74 812 рублей 65 копеек, расходы по оплате госпошлины в сумме 2 444 рубля 38 копеек, всего 77 257 рублей 03 копейки (семьдесят семь тысяч двести пятьдесят семь рублей 03 копейки).
В удовлетворении исковых требований Гордей ВН к СТЖ «Парус» о признании незаконным включение в квитанции начислений, перерасчете платы за отопление жилого помещения, признании начислений способом неосновательного обогащения, выплате (возврате) денежных средств, взыскании компенсации морального вреда, взыскании штрафа отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда в течение месяца через Приокский районный суд г. Нижнего Новгорода.
Судья: Т.В. Рекунова
Копия верна. Судья: