Дело № 2-1954/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Биробиджан 12 сентября 2018 года
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе судьи Белоусовой И.А.,
при секретаре Джулай Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заявления прокурора Биробиджанского района Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» Еврейской автономной области о возложении обязанности совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Биробиджанского района ЕАО обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО о возложении обязанности совершить определенные действия. Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой Биробиджанского района в ходе осуществления надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере выявлены нарушения в деятельности администрации МО «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО. Согласно реестра муниципального имущества муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО, утвержденного решением Собрания депутатов муниципального образования «Биробиджанского муниципального района» от 26.06.2015 № 56 имуществом муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» являются следующие объекты недвижимости:
- котельная, расположенная по ул. 40 лет Победы, д. 1 «а», с. Найфельд
(год постройки и ввода в эксплуатацию 1970);
- тепловые сети, расположенные от котельной в с. Найфельд (ул.
Центральная, ул. 40 лет Победы, ул. Школьная), протяженностью 1711,1 п.м.
(год постройки и ввода в эксплуатацию 1965).
Объекты теплоснабжения, являющиеся имуществом муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район», расположенные в с.Найфельд администрация МО «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО в настоящее время ни одной из организаций для оказания населению услуг теплоснабжения, не переданы. Раннее, администрация МО «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО объекты теплоснабжения, расположенные на территории МО «Найфельдское сельское поселение» ЕАО, передала в безвозмездное пользование ООО «Подряд ДВ» с целью оказания коммунальных услуг на период до окончания отопительного периода 2017-2018 гг. С учетом того, что дата ввода в эксплуатацию вышеуказанных объектов теплового хозяйства превышает пять лет, передача данных объектов в силу вышеприведенных норм закона должна осуществляться путем проведения конкурсных процедур с целью заключения концессионного соглашения. Передача в безвозмездное пользование объектов теплоснабжения, расположенных на территории МО «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО без проведения конкурсных процедур какой-либо организации не соответствует требованиям закона. Ненадлежащая передача объектов жилищно-коммунального хозяйства в части отказа от конкурсных процедур может привести к нарушениям подачи коммунальных ресурсов по теплоснабжению в отопительном периоде, что повлечет нарушение прав потребителей тепла, то есть, неопределенного круга лиц, способствует проявлению коррупции в сфере распоряжения муниципальным имуществом. Просит суд обязать администрацию муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить передачу права пользовании объектами теплоснабжения, находящимися в собственности муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» в соответствии с требованиями закона, а именно: разработать конкурсную документацию в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении следующих объектов:
- котельной, расположенной по ул. 40 лет Победы, д. 1 «а», с. Найфельд
(год постройки и ввода в эксплуатацию 1970);
- тепловых сетей, расположенных от котельной в с. Найфельд (ул.
Центральная, ул. 40 лет Победы, ул. Школьная), протяженностью 1711,1 п.м.
(год постройки и ввода в эксплуатацию 1965).
В судебном заседании помощник прокурора Биробиджанского района Волохович А.Д. исковые требования и доводы, изложенные в иске, поддержала в полном объеме. Дополнительно пояснила, что в настоящее время объекты теплоснабжения в с.Найфельд не переданы для оказания населению услуг теплоснабжения какой-либо организации. В 2017 году указанные объекты находились в безвозмездном пользовании ООО «Подряд ДВ», который передал объекты обратно администрации МО «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО по окончанию отопительного периода. Просит удовлетворить требования.
Представитель ответчика администрации МО «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО ФИО1 в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без их участия, о чем указал в ходатайстве.
Суд, с учетом мнения представителя истца, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав пояснения представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Положения п.3 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) предоставляют право органам местного самоуправления поселений владеть и пользоваться муниципальным имуществом.
В соответствии с ч. 1 ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ в муниципальной собственности может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.
Согласно п. 1 ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Действуя на основании статей 215, 216 ГК РФ, собственник, в частности, правомочен закрепить имущество, находящееся в муниципальной собственности, за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296 настоящего Кодекса).
С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и статьей 28.1 Закона о теплоснабжении.
Частями 1 и 3 ст. 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» предусмотрено, что передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
В случае если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению.
Согласно п. 11 ч.1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее Федеральный закон № 115-ФЗ) объектами концессионного соглашения являются, в том числе объекты коммунальной инфраструктуры.
В соответствии с пунктом 5 названной нормы, концессионное соглашение может быть заключено в отношении нескольких объектов концессионных соглашений, если такие действия (бездействие) не приведут к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Согласно ст. 10 Федерального закона № 115-ФЗ, концессионное соглашение должно включать в себя следующие существенные условия: обязательства концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, соблюдению сроков его создания и (или) реконструкции; обязательства концессионера по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением; срок действия концессионного соглашения; описание, в том числе технико-экономические показатели, объекта концессионного соглашения; срок передачи концессионеру объекта концессионного соглашения; порядок предоставления концессионеру земельных участков, предназначенных для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, и срок заключения с концессионером договоров аренды (субаренды) этих земельных участков (в случае, если заключение договоров аренды (субаренды) земельных участков необходимо для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением); цели и срок использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения; способы обеспечения исполнения концессионером обязательств по концессионному соглашению (предоставление безотзывной банковской гарантии, передача концессионером концеденту в залог прав концессионера по договору банковского вклада (депозита), осуществление страхования риска ответственности концессионера за нарушение обязательств по концессионному соглашению), размеры предоставляемого обеспечения и срок, на который оно предоставляется; размер концессионной платы, форму или формы, порядок и сроки ее внесения, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 статьи 7 настоящего Федерального закона; порядок возмещения расходов сторон в случае досрочного расторжения концессионного соглашения.
В случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты в том числе теплоснабжения, отдельные объекты таких систем, концессионное соглашение наряду с предусмотренными частью 1 настоящей статьи существенными условиями должно содержать следующие существенные условия: значения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера (долгосрочных параметров регулирования тарифов, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения, долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения); задание и основные мероприятия, определенные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона, с описанием основных характеристик таких мероприятий; предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществлять в течение всего срока действия концессионного соглашения концессионером; плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плановые значения показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, плановые значения иных предусмотренных конкурсной документацией технико-экономических показателей данных систем и (или) объектов; порядок возмещения расходов концессионера, подлежащих возмещению в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения и не возмещенных ему на момент окончания срока действия концессионного соглашения.
Статьей 6 Федерального закона № 115-ФЗ установлено, что срок действия концессионного соглашения устанавливается концессионным соглашением с учетом срока создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, объема инвестиций в создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения и срока окупаемости таких инвестиций, других обязательств концессионера и (или) концедента по концессионному соглашению.
Между тем, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений.
Выявленные нарушения закона в части отказа от конкурсных процедур, незаконного предоставления прав на использование муниципального имущества способствуют проявлению коррупции в сфере распоряжения муниципальной собственностью.
В соответствии подп. «а» п. 2 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 года № 27З-ФЗ «О противодействии коррупции» под противодействием коррупции понимается, в там числе деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органа в местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в там числе по выявлению и по следующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).
На основании п. 14 ст. 7 данного Федерального закона одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения.
В судебном заседании установлено, что решением Собрания депутатов МО «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО от 26.06.2015 года № 56 утвержден реестр муниципального имущества МО «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО, в который в том числе включены объекты недвижимости:
- котельная, расположенная по ул. 40 лет Победы, д. 1 «а», с. Найфельд
(год постройки и ввода в эксплуатацию 1970);
- тепловые сети, расположенные от котельной в с. Найфельд (ул.
Центральная, ул. 40 лет Победы, ул. Школьная), протяженностью 1711,1 п.м.
(год постройки и ввода в эксплуатацию 1965).
Указанное подтверждается и перечнем объектов теплоснабжения на территории Биробиджанского муниципального района ЕАО.
Согласно договору № 16 от 01.11.2017 года администрация МО «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО передал ООО «Подряд ДВ» в безвозмездное временное пользование муниципальный имущественный комплекс, указанный в приложении № 1,с целью оказания коммунальных услуг с использованием объектов теплоснабжения потребителям и оказания услуг горячего водоснабжения социальных объектов, расположенных на территории с.Найфельд Биробиджанского муниципального района ЕАО.
Согласно указанному приложению № 1, ответчик передавал ООО «Подряд ДВ» во временное безвозмездное пользование, в том числе котельную, расположенную по адресу: ЕАО с.Найфельд, ул.40 лет Победы, 1 А, 1970 года ввода в эксплуатацию и тепловую сеть от котельной с Найфельд (ул.Центральная, ул.40 лет Победы, ул.Школьная), 1965 года ввода в эксплуатацию, протяженностью 1711, 1 п.м.
Из вышеуказанного договора № 16 от 01.11.2017 года также следует, что объекты теплоснабжения предавались ООО «Тепло ДВ» с 01.11.2017 года до окончания отопительного периода 2017-2018 годов.
Согласно сведениям, предоставленным администрацией МО «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО от20.07.2018 года и от 06.09.2018 года, в настоящее время объекты теплоснабжения, расположенные в том числе в Найфельдском сельском поселении Биробиджанского муниципального района ЕАО, по окончанию отопительного периода 2017-2018 годов, третьим лицам по договорам не передавались.
Согласно п. 17 ч.3 ст. 26 устава МО «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО, к полномочиям администрации муниципального района в части решения вопросов местного значения органами местного самоуправления муниципального района на территории сельских поселений, входящих в состав муниципального района, согласно части 2 статьи 3 настоящего Устава относятся полномочия по организации теплоснабжения, предусмотренные Федеральным законом «О теплоснабжении».
Согласно ч.1 ст. 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 16 части 1 названной статьи.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что передача муниципального имущества в пользование ООО «Подряд ДВ» была осуществлена без проведения конкурсных процедур, а в настоящее время указанное имущество не передавалось по каким-либо договорам третьим лицам, что противоречит действующему законодательству, препятствует развитию конкуренции, приводит к ненадлежащему содержанию муниципального имущества - котельной и тепловых сетей, в частности к невозможности разработки и реализации инвестиционных программ, направленных на модернизацию объектов теплоснабжения. Ненадлежащая передача объектов жилищно-коммунального хозяйства может привести к нарушениям подачи коммунальных ресурсов по теплоснабжению в отопительном периоде, что повлечет нарушение прав потребителей тепла, т.е. неопределенного круга лиц. Таким образом, устранение выявленных в ходе указанной проверки нарушений способствует профилактике коррупции в сфере распоряжения муниципальным имуществом.
Поскольку администрация МО «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО самостоятельно не исполняет возложенные на нее законами обязанности по профилактике коррупции в сфере распоряжения муниципальным имуществам, заявленные требования прокурора Биробиджанского района ЕАО суд находит законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в части указанных в исковом заявлении объектов теплоснабжения.
Устанавливая срок исполнения возложенной на ответчика обязанностей, суд учитывает мнение истца, а также реальные возможности ответчика по разработки конкурсной документации и проведения открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения считает 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу разумным сроком для исполнения обязанностей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд -
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление прокурора Биробиджанского района Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» Еврейской автономной области о возложении обязанности совершить определенные действия - удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» Еврейской автономной области в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить передачу права пользования объектами теплоснабжения, находящимися в собственности муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» Еврейской автономной области, в соответствии с требованиями закона, а именно: разработать конкурсную документацию в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 21 февраля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов: котельной, расположенной по адресу: <...> Победы, д. 1 «а»
(год постройки и ввода в эксплуатацию 1970) и тепловой сети, протяженностью 1711,1 п.м. (год постройки и ввода в эксплуатацию 1965), расположенные от котельной в с. Найфельд (ул.
Центральная, ул. 40 лет Победы, ул. Школьная).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения.
Судья И.А. Белоусова