ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1954/20 от 04.09.2020 Димитровградского городского суда (Ульяновская область)

Дело №2-1954/2020

73RS0013-01-2020-003030-05

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Берхеевой А.В., при секретаре Кузьминой О.В., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области, Областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области об установлении факта постоянного проживания на территории Ульяновской области, понуждении к выдаче свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась с иском в суд к ответчикам в обосновании которого указала, что в период времени с 14.10.2015 по 30.08.2016 она была зарегистрирована в общежитии Рязановского сельсхозтехникума по адресу: <адрес>. На момент рождения детей она фактически проживала на съемной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, р.<адрес>.

27.08.2016 в результате многоплодных родов у нее родились сыновья – Р*, и Р*.

С 08.08.2018 она состоит на регистрационном учете по адресу: <адрес>

В июне 2020 года она обратилась в Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области с целью получения свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения при рождении детей в результате многоплодных родов.

Согласно уведомлению от 10.06.2020 №73-ИОГВ-1201/4730 в выдаче свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения при рождении детей ей было отказано.

Отказ мотивирован тем, что не подтверждено постоянное проживание на территории Ульяновской области на дату рождения детей. Кроме того, по мнению ответчика, правом на получение указанного свидетельства могут воспользоваться только многодетные семьи.

Полагает отказ незаконным.

В соответствии с порядком предоставления денежных выплат, утвержденным Постановлением Правительства Ульяновской области №368-П от 16.08.2013 «О мерах по реализации Закона Ульяновской области «О некоторых мерах по улучшению демографической ситуации в Ульяновской области», единовременная денежная выплата полагается при рождении двоих детей в результате многоплодных родов.

Кроме того, регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных

Конституцией РФ.

Просит установить факт проживания ее постоянно на территории Ульяновской области на дату рождения детей 28 августа 2016 года; обязать ответчика – Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области выдать свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения при рождении детей в результате многоплодных родов.

В судебном заседании ФИО1 исковые требования поддержала, пояснила, что она является сиротой. После детского дома, она поступила в Рязановский сельскохозяйственный техникум, проживала в общежитии, имела временную регистрацию. После этого забеременела, родилась двойня. Они с отцом детей стали проживать на съемной квартире в р.п. Новая Майна, где проживают по настоящее время. В связи с тем, что у нее родилась двойня, она обратилась в Министерство с целью получения единовременной выплаты, ей было разъяснено какие документы необходимо предоставить. В 2018 году она заключила брак с отцом детей. После этого предоставила необходимые документы, но ей разъяснили, что какие то справки просроченные. Брак с отцом ее детей не заключала, поскольку ей как сироте была положена квартира по соц.найму. Сказали, что если брак заключит ранее, то право на квартиру потеряет. Квартиру предоставили в августе 2018 года, после этого они зарегистрировали брак. Все это время она проживает на территории <адрес>.

Представитель ФИО1 адвокат Погодин Ю.Ю., допущенный к участию в деле на основании устного заявления истца, в судебном заседании пояснил, что в ранее действующей редакции Закона, на момент рождения детей, не было предусмотрено, что выплата при рождении двойни производится только многодетным семьям. Полагает, что право ФИО1 на получение свидетельства должно определяться не на момент подачи заявления, а на день рождения детей. При этом срок для обращения за соответствующим свидетельством не ограничен.

Представитель ответчика Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела. Направил в суд отзыв на исковое заявление, в котором указал, что ФИО1 было отказано в получении единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием права.

В соответствии с ч.1.1 ст.4 Закона определено, что многодетным семьям, в которых в результате многоплодных родов родились дети предоставляется единовременная социальная выплата на приобретение жилого помещения. Указанная мера представляется при соблюдении ряда условий: оба родителя детей, состоят между собой в браке, заключенным в органах записи актов гражданского состояния; хотя бы один из родителей детей, являющихся членами указанной семьи, имеет постоянный источник дохода; хотя бы один из родителей состоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; ребенок, в связи с рождением которого возникло право на данную меру социальной поддержки, находится в живых.

В семье ФИО1 в результате многоплодных родов родились первый и второй ребенок, таким образом, семья не является многодетной, так как в семье на воспитании и содержании находятся два ребенка.

Кроме того, право на обращение за свидетельством имеет один из родителей в многодетной семье, являющейся гражданином РФ, постоянно проживающий на территории Ульяновской области на момент рождения детей и на момент обращения за социальной выплатой.

ФИО1 не представила документ подтверждающий постоянное проживание на территории Ульяновской области на дату рождения детей.

С учетом указанного ФИО1 не имеет право на единовременную социальную выплату, решение Министерства законно и обосновано.

Представитель Областного казенного учреждения социальной защиты населения Ульяновской области (отделение по г.Димитровграду) в судебное заседание не явился, направил в суд отзыв на исковое заявление, в котором указал, что решение о выдаче или отказе в выдаче свидетельства о предоставлении единовременной социальной выплаты принимает Министерство.

Выслушав пояснения истца, представителя истца, опросив свидетеля, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.1 Закона Ульяновской области от 02.11.2011 N 180-ЗО "О некоторых мерах по улучшению демографической ситуации в Ульяновской области" (Далее - Закон №180-ЗО от 02.11.2011) меры социальной поддержки предоставляются семьям, в которых в результате многоплодных родов родились дети.

В статье 4 указанного закона определены конкретные меры поддержки семья, в которых в результате многоплодных родов родились дети, оказываются следующие меры социальной поддержки.

Согласно п.п.1 ст.4 Закона №180-ЗО от 02.11.2011, многодетным семьям, в которых в результате многоплодных родов родилось трое и более детей, предоставляется единовременная социальная выплата на приобретение жилого помещения, размер которой рассчитывается как произведение средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в Ульяновской области, установленной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти на дату рождения детей в результате многоплодных родов, и общей площади жилого помещения в размере 18 квадратных метров на каждого ребенка, в связи с рождением которого возникло право на данную единовременную социальную выплату.

Согласно ч.3 ст.4 Закона №180-ЗО от 02.11.2011 мера социальной поддержки, установленная частью 1.1 настоящей статьи, предоставляется один раз при условии, если по состоянию на день обращения за ее получением многодетная семья, в которой в результате многоплодных родов родилось трое и более детей, соответствует совокупности следующих требований:

1) оба родителя детей, являющихся членами указанной семьи, состоят между собой в браке, заключенном в органах записи актов гражданского состояния;

2) хотя бы один из родителей детей, являющихся членами указанной семьи, имеет постоянный источник дохода;

3) не менее чем трое из числа родившихся в результате многоплодных родов детей находятся в живых.

Кроме того, ст.2 Закона №180-ЗО от 02.11.2011 предусмотрено, что действие настоящего Закона распространяется на семьи, указанные в статье 1 настоящего Закона (за исключением многодетных семей), в которых один или оба родителя (супруга) являются гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими на территории Ульяновской области. На многодетные семьи действие настоящего Закона распространяется в случаях, предусмотренных статьями 4 и 8.1 настоящего Закона.

Судом установлено, что ФИО1(ДАТА) в результате многоплодных родов родила двоих детей: Р* и Р*, что подтверждается записями акта о рождении №233 и №234 от 02.09.2016.

Согласно записям Акта о рождении №233 и №244 сведения об отце детей Р* были внесены 25.08.2018. При этом фамилии детей и матери детей изменены с «З*» на «ФИО1(а)».

Как следует из Записи Акта о заключении брака №* от (ДАТА) брак между Р* и З* зарегистрирован в отделе ЗАГС по Мелекесскому району 25 августа 2018 года.

В связи с рождением детей в результате многоплодных родов, с целью получения меры социальной поддержки, предусмотренной Законом Ульяновской области от 02.11.2011 №180-ЗО, ФИО1 в июне 2020 года обратилась в Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области.

Согласно уведомлению от 10.06.2020 №73-ИОГВ-1201/4730 ей было отказано в предоставлении меры социальной поддержки, поскольку семья не является многодетной, а также то, что не представлены документы, подтверждающие постоянное проживание на территории Ульяновской области на дату рождения детей.

Судом установлено, что ФИО1 обучается в ОГБПОУ «Рязановский сельскохозяйственнный техникум» Мелекесского района Ульяновской области.

Зачислена приказом от 16.08.2015.

06.09.2016 предоставлен академический отпуск в связи с рождением детей.

11.09.2017 восстановлена и 18.09.2017 предоставлен академический отпуск по уходу за детьми.

30.08.2019 допущена к учебным занятиям из академического отпуска.

Согласно свидетельствам о регистрации по месту пребывания №2120, №1984, №1863 ФИО1 была зарегистрирована по месту пребывания с 14.10.2015 по 30.08.2016, с сентября 2016 по 30.08.2017, с 15.09.2017 по 30.08.2018 по адресу: <адрес>.

Судом опрошена свидетель В*, которая пояснила, что сдает ФИО1 квартиру с июля 2016 года по адресу: <адрес>, р.<адрес>.

Согласно записям Акта о рождении детей Р* и Р* они родились в г.Ульяновске.

Совокупность исследованных доказательств позволяет сделать вывод, что ФИО1 на день рождение детей (27.08.2016) постоянно проживала на территории Ульяновской области.

Разрешая требование о предоставлении социальной выплаты, суд исходит из следующего.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 19.08.2013 N 368-П "О мерах по реализации Закона Ульяновской области "О некоторых мерах по улучшению демографической ситуации в Ульяновской области" установлен механизм предоставления единовременных выплат, предусмотренных частью 1.1 статьи 4 Закона Ульяновской области от 02.11.2011 N 180-ЗО.

Согласно п.12 Постановления Правительства Ульяновской области от 19.08.2013 N 368-П, наличие права на получение выплаты определяется на дату подачи заявления, при этом датой подачи заявления считается:

1) дата регистрации заявления и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктами 6 - 8 настоящего Положения, в учреждении - в случае представления заявления и документов через учреждение;

2) дата, указанная на почтовом штемпеле оператора почтовой связи по месту отправки заявления и копий документов, предусмотренных пунктами 6 - 8 настоящего Положения, - в случае представления заявления и копий документов через оператора почтовой связи;

3) дата регистрации заявления и документов, предусмотренных пунктами 6 - 8 настоящего Положения, в МФЦ - в случае представления заявления и документов через МФЦ;

4) дата размещения заявления на Портале - в случае представления заявления посредством Портала.

Как следует из материалов дела, ФИО1 обратилась с заявлением на получение единовременной выплаты в июне 2020 года.

Согласно п.п.1.1 ст.4 редакции Закона Ульяновской области от 02.11.2011 N 180-ЗО "О некоторых мерах по улучшению демографической ситуации в Ульяновской области" на момент обращения ФИО1 единовременная социальная выплата на приобретение жилого помещения в случае многоплодных родов предоставляется только многодетным семьям.

Семья ФИО1 не является многодетной, поскольку в ней воспитывается два ребенка.

Действительно в 2016 году Закон Ульяновской области от 02.11.2011 N 180-ЗО в п.4 ч.1 ст.4 предусматривал предоставление единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения при рождении в результате многоплодных родов не только многодетным семьям.

Однако Законом Ульяновской области от 25.12.2017 N 177-ЗО указанный подпункт был исключен и в ст.4 введена ч.1.1, которая предусматривает предоставление меры социальной поддержки в случае многоплодных родов только многодетным семьям.

Постановление Правительства Ульяновской области от 19.08.2013 N 368-П четко определило, что право определяется на дату обращения с необходимыми документами. С учетом указанного, оснований для определения права на получение единовременной выплаты на дату рождения детей не имеется.

При этом следует отметить, что и на дату рождения детей у ФИО1 права на получение выплаты не имелось, поскольку она не состояла в браке (требования п.п.1 ч.3 ст.4 Закона №180-ЗО от 02.11.2011).

После того как она зарегистрировала брак 25.08.2018, она уже не являлась нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, поскольку 31.07.2018 с ней был заключен договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и ей предоставлено жилое помещение на территории г.Димитровграда общей площадью 33,9 кв.м.

Кроме того, уже действовала новая редакция Закона №180-ЗО от 02.11.2011, которая предусматривала выплату только многодетным семьям.

С учетом указанного, оснований к понуждению Министерство предоставить ФИО1 свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения при рождении детей в результате многоплодных родов не имеется.

В удовлетворении иска в данной части надлежит отказать.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Установить, что ФИО1 на 27 августа 2016 года постоянно проживала на территории Ульяновской области.

В удовлетворении требования о понуждении Министерство семейной демографической политики и социального благополучия Ульяновской области выдать свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения при рождении детей в результате многоплодных родов отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме – 11 сентября 2020 года.

Председательствующий судья А.В.Берхеева