Принято в окончательной форме
12.02.2021
Дело № 2-47/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 февраля 2021 года ЗАТО г.Североморск
Североморский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Моховой Т.А.,
при секретаре Рожковской Я.А.,
c участием представителя истца ФИО3,
представителя ответчика ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО5 к Комитету имущественных отношений администрации ЗАТО г.Североморск о понуждении к заключению договора социального найма жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО5 обратилась в суд с иском к Комитету имущественных отношений ЗАТО г. Североморск о понуждении к заключению договора социального найма жилого помещения.
В обоснование иска указано, что на основании служебного ордера № 267 от 29.04.1992, выданного ОМИС Североморского района Министерства обороны РФ, её супругу на состав семьи из трех человек было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: ***
Распоряжением Правительства РФ № 1579-р от 19.10.1996 данная квартира была передана в муниципальную собственность. При передаче в муниципальную собственность квартира утратила статус служебной, и к данному жилому помещению должен применятся правовой режим, установленных для помещений, предоставляемых по договорам социального найма.
Супруг истца ФИО1. скончался ***, в связи с чем полагала, что нанимателем спорного жилого помещения в настоящее время является она.
В конце июля 2020 года ФИО5 обратилась в Комитет имущественных отношений администрации ЗАТО г.Североморск с заявлением о заключении договора социального найма вышеуказанного жилого помещения. Однако КИО администрации ЗАТО г.Североморск в удовлетворении заявления отказал, мотивируя тем, что истец занимает жилое помещение на основании служебного ордера.
Полагает, что в связи со сменой собственника квартиры статус служебного жилья был утрачен. После перехода права собственности статус служебного жилого помещения в установленном порядке не присваивался.
На основании изложенного, со ссылкой на ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», просила обязать Комитет имущественных отношений администрации ЗАТО г.Североморск заключить с ФИО5 договор социального найма жилого помещения по адресу: ***, с включением в договор совместно проживающих членов семьи.
Истец ФИО5 в судебное заседание не прибыла, в соответствии со ст.48 ГПК Российской Федерации воспользовалась правом на рассмотрение дела с участием представителя.
Представитель истца ФИО3 в судебном заседании поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика Комитета имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск ФИО4 в судебном заседании заявленные исковые требования не признала по доводам, изложенном в отзыве, в котором указано, что спорное жилое помещение предоставлялось истцу как работнику ПУ «Водоканал». С учетом действовавших на момент предоставления жилого помещения норм Жилищного кодекса РСФСР, указанное жилое помещение является служебным в связи с характером трудовых отношений ФИО1. К числу служебных данное помещение было отнесено постановлением администрации города Североморска №166 от 09.04.1992 и на основании служебного ордера № 267 от 29.04.1992 было предоставлено ФИО1. на время трудовых отношений. На основании распоряжения Правительства РФ от 19.10.1996 № 1579-р спорное жилое помещение в настоящее время находится в муниципальной собственности ЗАТО г. Североморск. Указанное распоряжение не регулирует вопросы перевода жилых помещений из специализированного жилищного фонда в фонд социального использования. Полагает, что статья 7 ФЗ от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» не распространяется на отдельные жилые помещения, не являющиеся общежитиями. Поскольку спорное жилое помещение в качестве общежития не использовалась, данная квартира не утратила статус служебной, в связи с чем законных оснований для заключения КИО администрации г. Североморск договора социального найма с истцом не имеется. Жилое помещение не признавалось органами местного самоуправления утратившим статус служебного. Спорное жилое помещение не было закреплено за каким-либо государственным предприятием или учреждением на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а наоборот находилось в ведении администрации города Североморск. Кроме того, истцом не представлено доказательств признания ФИО5 малоимущей и нуждающейся в жилом помещении. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Привлеченный судом к участию в деле в качестве третьего лица ФИО6, действующий от своего имени и как законный представитель несовершеннолетнего ФИО2., в судебное заседание не явился, извещен, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Поддерживает требования матери.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее – жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее – жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
На основании ст. 10 Жилищного кодекса РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В соответствии со ст. 15 Жилищного кодекса РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения.
Согласно ст. 19 Жилищного кодекса РФ жилищный фонд – совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации. В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на частный, государственный и муниципальный жилищные фонды. В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на: жилищный фонд социального использования – совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; специализированный жилищный фонд – совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; а также индивидуальный жилищный фонд и жилищный фонд коммерческого использования.
Согласно положений статьи 60 ЖК Российской Федерации, по договору социального найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 61 Жилищного кодекса Российской Федерации, пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения.
Нормами пункта 1 статьи 63 Жилищного кодекса Российской Федерации регламентировано, что договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
С принятием Жилищного кодекса Российской Федерации и введением его в действие с 01.05.2005 служебные жилые помещения в силу пункта 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации отнесены к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (статьи 92, 93).
Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, в связи с прохождением службы и проч. и предоставляются на основании решений собственников таких помещений (статья 99 Жилищного кодекса РФ).
Аналогичное правовое решение в целом предусматривалось и положениями статей 101, 102, 104, 105, 106 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в период отнесения спорной квартиры к числу служебных.
В частности, согласно требованию ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления квартиры, служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
В соответствии с данной нормой жилое помещение приобретало статус служебного только после принятия решения соответствующим исполкомом Совета народных депутатов, при этом, независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежало жилое помещение.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ФИО1., *** г.р., в период с 18.09.1989 по 02.06.1998 работал в Производственном управлении «Водоканал» в должности электромонтера. Уволен по собственному желанию.
Постановлением администрации города Североморска от 20.02.1992 № 78 был утвержден перечень организаций, для которых разрешено иметь служебное жилье в г.Североморске. Пунктом 4 указанно постановления определено, что при передаче жилого фонда и объектов благоустройства с баланса ведомств на баланс местных Советов, выделение служебного жилья для эксплуатирующих организаций производить через администрацию г. Североморска.
30.03.1992 начальнику 1973 ОМИС было направлено ходатайство № 189 о выдаче служебного ордера, в том числе ФИО1. на квартиру по адресу: ***
Постановлением администрации города Североморска от 09.04.1992 № 166 двухкомнатная квартира *** отнесена к числу служебных.
На основании служебного ордера № 267 от 29.04.1992 ФИО1. предоставлена служебная двухкомнатная квартира по адресу: <...>, в которой с 08.05.1992 был зарегистрирован он, а также члены его семьи, в том числе супруга ФИО5 (истец).
ФИО1. скончался ***.
В настоящее время в спорном жилом помещении зарегистрирован истец ФИО5, ФИО6 (сын) – с 08.08.2008 и несовершеннолетний ФИО2., приходящийся истцу внуком, - с 11.06.2020.
В июле 2020 года истец обратилась с письменным заявлением о заключении с ней договора социального найма жилого помещения по адресу: ***.
Письмом от 05.08.2020 Комитет имущественных отношений отказал истцу в заключении договора социального найма жилого помещения в связи с сохранением за данной квартирой статуса специализированного (служебного) жилого помещения.
Оценивая право истца на заключение договора социального найма спорного жилого помещения, которое производно от прав ее мужа – ФИО1., суд исходит из следующего.
На момент выдачи ФИО1. ордера на право занятия спорной квартиры жилищные правоотношения регулировались принятыми Верховным Советом СССР 24.06.1981 Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик, Жилищным кодексом РСФСР.
В соответствии с абзацем третьим статьи 4 Основ жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик, жилищный фонд включал, в том числе жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд).
В соответствии с абзацем третьим статьи 4 Основ жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик, жилищный фонд включал, в том числе жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд).
Согласно статье 5 Основ жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик жилые дома и жилые помещения предназначались для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений и общежитий.
Статьей 7 Основ жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик было закреплено право граждан на получение в установленном порядке жилого помещения в домах государственного жилищного фонда в бессрочное пользование.
В силу положений статьи 11 Основ управление жилищным фондом местных Советов народных депутатов осуществлялось их исполнительными комитетами и образуемыми ими органами управления, а управление ведомственным жилищным фондом осуществлялось министерствами, государственными комитетами, ведомствами и подчиненными им предприятиями, учреждениями, организациями.
Положениями статьи 19 Основ предусматривалось, что учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию – также и по месту жительства.
Согласно статье 25 Основ жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик, принятых Верховным Советом СССР 24.06.1981, ордер на жилое помещение являлся единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. В соответствии со статьей 26 Основ жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик договор найма жилого помещения заключался в письменной форме на основании ордера на жилое помещение.
ФИО5 просит обязать Комитет имущественных отношений администрации ЗАТО г.Североморск заключить договор социального найма жилого помещения по адресу: г***, считая, что указанная квартира при передаче из государственной собственности в муниципальную собственность ЗАТО г.Североморск статус служебной утратила.
Как установлено судом, до 1996 года спорная квартира находилась в ведомственном жилищном фонде Министерства Обороны СССР (РФ), а именно – в управлении и пользовании 1973 Отделения морской инженерной службы Северного флота.
Так, постановлением № 7 администрации города Североморска от 05.01.1992 (в редакции постановления администрации города Североморска от 21.03.1995 № 139) вновь возведенный жилой дом на ул. Инженерной, дом 6 передан на баланс 1973ОМИС.
Согласно техническому паспорту на жилой дом № 6 по ул. Инженерной в г.Североморск, владельцем указанного объекта являлся 1973ОМИС, впоследствии изменен на МО ЗАТО г. Североморск в связи с принятием в муниципальную собственность на основании постановления от 16.04.1998 № 229.
Указанное также подтверждается Распоряжением Правительства РФ № 1579-р от 19.10.1996, на основании которого из ведомства Министерства Обороны РФ квартира перешла в собственность муниципального образования ЗАТО г.Североморск.
Данные обстоятельства также подтверждаются представленной в материалы дела выпиской из реестра муниципального имущества ЗАТО г. Североморск от 24.09.2020 № 610.
Таким образом, довод ответчика о том, что жилой дом № 6 по ул. Инженерной в г. Североморск относился к собственности муниципального образования ЗАТО г.Североморск с момента его ввода в эксплуатацию следует признать несостоятельным, поскольку опровергается представленными в материалы дела доказательствами. Вопреки доводам ответчика квартира передана в муниципальную собственность в 1996 году.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «Овведении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 21 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года (от 07.06.2006) следует, что факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.
Следовательно, при передаче в муниципальную собственность указанные жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
При этом в отличие от общего порядка исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда, закрепленного в ст. 92 ЖК РФ, изменение особого правового режима жилых помещений при передаче в ведение органов местного самоуправления не связывается с принятием органами местного самоуправления решений об исключении указанных жилых помещений из специализированного фонда.
Как следует из материалов дела, доказательств того, что спорная квартира установленным порядком отнесена к числу специализированных жилых помещений после передачи её в муниципальную собственность в 1996 году, ответчиком в порядке статей 56-57 ГПК Российской Федерации не представлено.
Между тем, в соответствии с пунктом 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 № 1301 (в ред. постановления Правительства от 30.04.2009 № 388), государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.
Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение их жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно быть учтено в качестве такового, однако, ответчиком таких доказательств не представлено.
На основании изложенного, у суда имеются основания признать, что спорное жилое помещение в силу закона утратило статус служебного жилья.
Поскольку судом установлено, что спорная квартира по адресу: *** в силу закона утратила статус служебной в связи с её передачей в ведение органов местного самоуправления, следовательно, на отношения по пользованию указанным жилым помещением распространяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.
То обстоятельство, что истец не является нанимателем спорного жилого помещения, не может служить основанием для отказа в удовлетворении ее требований.
Так, согласно положениями части 2 статьи 82 Жилищного Кодекса РФ, дееспособный член семьи нанимателя с согласия остальных членов своей семьи и наймодателя вправе требовать признания себя нанимателем по ранее заключенному договору социального найма вместо первоначального нанимателя. Такое же право принадлежит в случае смерти нанимателя любому дееспособному члену семьи умершего нанимателя.
Истец вселена в вышеуказанную квартиру в качестве члена семьи нанимателя в 1992 году на основании ордера, с момента вселения в жилое помещение в качестве члена семьи нанимателя проживает в спорной квартире более 25 лет, законность ее нахождения в данном жилом помещении и ее права как члена семьи нанимателя квартиры на протяжении всего его периода проживания сомнению судом не подвергается.
Поскольку наниматель жилого ФИО1. скончалсяв 2014 году, соответственно, истец вправе требовать признания себя нанимателем спорного жилого помещения.
Рассматриваемые в системной взаимосвязи с положением части 2 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности, указанные нормы статьи 82 Жилищного кодекса Российской Федерации направлены на обеспечение стабильности отношений, связанных с социальным наймом жилых помещений и имеют своей целью обеспечение баланса интересов сторон договора социального найма.
На основании изложенного, суд удовлетворяет иск в полном объеме.
Как следует из п. 3.5.4 Положения «О Комитете имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск», утвержденного решением Совета депутатов ЗАТО г. Североморск от 27.10.2020 № 18, полномочиями по заключению договоров социального найма, договоров найма специализированного жилого помещения и договоров найма жилищного фонда коммерческого использования с гражданами (нанимателями) на владение и пользование жилыми помещениями муниципального жилищного фонда для проживания в них на условиях, установленных Жилищным кодексом наделен Комитет имущественных отношений администрации ЗАТО г.Североморск, в связи с чем суд возлагает на ответчика - Комитет имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск обязанность по заключению договора социального жилого помещения – квартиры ***.
Суд рассматривает данный спор на основании представленных сторонами доказательств, с учетом требований статей 56, 57 ГПК Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 56-57, 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО5 к Комитету имущественных отношений администрации ЗАТО г.Североморск о понуждении к заключению договора социального найма жилого помещения, – удовлетворить.
Обязать Комитет имущественных отношений администрации ЗАТО г.Североморск заключить с ФИО5, *** г.р., договор социального найма жилого помещения – квартиры ***. с включением в договор в качестве членов семьи сына - ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р., внука -ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Мурманский областной суд через Североморский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Т.А. Мохова