Дело № 2-1954/2013
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 декабря 2013 года г. Кострома
Ленинский районный суд г. Костромы в составе:
председательствующего судьи Спицыной О.А.
при секретаре Шумиловой А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Кологривского района к ОГКУ «Костромаавтодор», Департаменту транспорта и дорожного хозяйства Костромской области об обязании выполнения работ и их финансирования,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Кологривского района Костромской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Областному государственному казенному учреждению «Костромское областное управление автомобильных дорог общего пользования «Костромаавтодор» об обязании устранить требования законодательства в сфере безопасности дорожного движения на автомобильной дороге ... путем проведения ремонта разрушенных участков автомобильной дороги <данные изъяты>, осуществив действия: выборку слабых грунтов в местах образования пучин и замену его на дренирующий грунт (песок), устройство песчано-гравийного дорожного покрытия из песчано-гравийной смеси или щебня. При отсутствии у ОГКУ «Костромаавтодор» необходимых денежных средств, достаточных для проведения ремонтных работ на автомобильной дороге ... возложить на Департамент транспорта и дорожного хозяйства Костромской области обязанность по финансированию мероприятий по выполнению данных ремонтных работ. Устранить нарушения в течение dd/mm/yy с момента вступления решения суда в законную силу. Требования истец мотивировал тем, что прокуратурой Кологривского района Костромской области проведена проверка деятельности ОГКУ «Костромаавтодор» в части содержания автомобильной дороги общего пользования ... находящаяся на праве оперативного управления за ОГКУ «Костромаавтодор», по результатам которой выявлены нарушения закона. Так, отдельные участки автодороги имеют недостатки, затрудняющие по ней движение транспортных средств: ... имеется ямочность и просадка земляного полотна, что влияет на безопасность дорожного движения.
В ходе рассмотрения дела Прокурор Кологривского района Костромской области исковые требования уточнил, изложив их следующим образом: обязать ОГКУ «Костромаавтодор» устранить препятствия для проезда транспорта по автомобильной дороге общего пользования ... путем устранения ямочности и просадок земляного полотна в срок до dd/mm/yy. При отсутствии у ОГКУ «Костромаавтодор» необходимых денежных средств, достаточных для проведения ремонтных работ на автомобильной дороге ... возложить на Департамент транспорта и дорожного хозяйства Костромской области обязанность по финансированию мероприятий по выполнению данных ремонтных работ.
В судебное заседание, назначенное на dd/mm/yy истец не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, о причине неявки суд не уведомил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не направил.
Представитель ответчика ОГКУ «Костромаавтодор» Игнатовская Г.В. иск не признала, настаивала на рассмотрении дела по существу в отсутствие истца.
Представитель Игнатовская Г.В. в судебном заседании пояснила, что указанный в иске участок дороги ... является дорогой общего пользования межмуниципального значения, категория V техническая, тип покрытия - грунтовое, а следовательно, все работы на нем могут осуществляться только в рамках содержания дороги. Содержание автомобильной дороги ... осуществляет ГПКО «ДЭП № 21», все работы по поддержанию автодороги в надлежащем техническом состоянии приводятся в рамках плановых работ, в соответствии с госконтрактом. Представленный прокурором акт комиссионного обследования дороги от dd/mm/yyг., в котором отражены недостатки дороги на отдельных ее участках, на день рассмотрения дела в суде не является объективным доказательством, поскольку после dd/mm/yy на участке дороги проводились мероприятия, направленные на устранение ямочности и колейности: грейдирование, профилирование, планировка обочин, подсыпка грунтом и ПГС (песчано-гравийной смесью). После проведенных на спорном участке дороги работ повторная проверка прокурором не проводилась, предписаний в адрес ДЭП-21 уполномоченными организациями не выдавалось, доказательств факта ненадлежащего состояния дороги ничем не подтвержден, просит суд в иске прокурору отказать.
Ранее в судебном заседании представитель ОГКУ «Костромаавтодор» по доверенности Кудрявцев А.Е. пояснил, что в связи с обращениями жителей ... была проведена проверка состояния автодороги ..., действительно, спорный участок дороги требует проведения соответствующих работ в рамках содержания. Покрытие дороги - переходного типа, из щебня <данные изъяты> км, а также грунт <данные изъяты>, в соответствии с классификацией работы проводятся в рамках содержания, состояние дороги напрямую зависит от погодных условий. После обследования дороги dd/mm/yy с участием представителя ОГКУ «Костромаавтодор», состояние дороги было взято на контроль, с dd/mm/yy dd/mm/yy ДЭП-21 провело ряд работ, направленных на планирование проезжей части. Он, как должностное лицо, выезжал в dd/mm/yy с проверкой, давал указания к принятию мер по устранению разрушения участков дороги. Помимо этого, силами организаций, осуществляющих вывоз леса, на участке дороги ... дополнительно dd/mm/yy были осуществлены работы по устройству лежневки из бревен именно на этом участке, что позволило для пропуска движения обойтись без выборки слабых грунтов в местах образования пучин и замены его на дренирующий грунт (песок).
Представитель ответчика Департамента транспорта и дорожного хозяйства Костромской области о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Ранее в судебном заседании представитель ответчика Гаврилов М.А. иск не признал на том основании, что Департамент транспорта и дорожного хозяйства Костромской области осуществляет финансирование мероприятий в сфере дорожной деятельности в рамках доведенных ему лимитов, и не наделен правом финансовой росписи средств из бюджета, собственными средствами не обладает. В связи с чем возложение на Департамент транспорта и дорожного хозяйства по финансированию работ за счет средств дорожного фонда невозможно. Также просил учитывать то обстоятельство, что после dd/mm/yy ОГКУ «ДЭП-21» на спорном участке автодороги ... проводило работы в рамках содержания и доказательств тому, что объема этих работ недостаточно для устранения ямочности и колейности, истцом не представлено.
Представитель 3-го лица Администрации Костромской области о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просили дело рассмотреть дело в их отсутствие. Представили отзыв, согласно которому иск считают необоснованным.
Представитель 3-го лица Департамента финансов Костромской области о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Представили в дело отзыв, согласно которому иск считают необоснованным.
Представители 3-х лиц ГПКО «Костромское ДЭП-21», УГИБДД УМВД России по Костромской области в суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причине неявки суд не уведомили.
Изучив материалы гражданского дела, выслушав объяснения лиц, участвовавших в деле, суд приходит к следующему.
Предусмотренная Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанность по содержанию автомобильных дорог, в том числе по их ремонту, дифференцирована в зависимости от обладателя вещного права и назначения автомобильной дороги.
Согласно пункту 6 статьи 3 ФЗ от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность включает: проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт (в том числе капитальный), содержание автомобильных дорог.
В содержание автомобильной дороги входит: поддержание надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценка технического состояния, организация и обеспечение безопасности дорожного движения.
Классификация работ по ремонту, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог установлена Приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 г. N 402. В нем определены состав и виды дорожных работ отдельно по каждому из направлений: по содержанию автодорог, по ремонту автодорог, по капитальному ремонту автодорог, которыми следует руководствоваться при планировании объемов этих работ. Установленный документом состав дорожных работ может дополняться необходимыми видами работ, определенными с учетом конструктивных особенностей автомобильной дороги и искусственных сооружений на ней и ее месторасположения.
Согласно статье 212 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (пункт 1).
Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (пункт 2).
Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.
Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности (пункт 3).
В соответствии со статьей 210 ГК собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Судом установлено, что автодорога ... является собственностью Костромской области и находится в оперативном управлении ОГКУ «Костромаавтодор».
Содержание дороги осуществляет ГПКО «Костромское ДЭП-21» в рамках заключенного государственного контракта.
Согласно статье 15 Федерального закона РФ от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения» задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В силу ст. 2 ФЗ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", безопасность дорожного движения - это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. организация дорожного движения - комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах.
Согласно ст. 5 вышеназванного Закона обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством деятельности пот организации дорожного движения, а также материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
В соответствии с п. 3 ст. 6 указанного Закона к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности.
Полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ в области безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами субъектов РФ.
Статьей 12 Федерального закона РФ от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 12 ФЗ от 08 ноября 2007 года № 257 ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, в т.ч. относятся:
осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения;
разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения;
осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения;
утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и правил расчета размера ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на указанные цели;
осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
ОГКУ «Костромаавтодор» по своей организационно - правовой форме является областным государственным казенным учреждением.
Согласно Уставу ОГКУ «Костромаавтодор» целями деятельности учреждения является: реализация государственной, экономической, инвестиционной, научно-технической политики в сфере использования автомобильных дорог и осуществлении дорожной деятельности; координация и осуществление перспективного развития сети автомобильных работ; организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог за счет и в пределах предназначенных для этой цели финансовых средств; обеспечение сохранности автомобильных дорог и сооружений на них.
Предметом деятельности учреждения является осуществление в пределах определенных настоящим Уставом компетенции полномочий исполнительных органов государственной власти Костромской области в сфере использования автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения на территории Костромской области и осуществление на них дорожной деятельности.
Для достижения указанных выше целей учреждение осуществляет специальные управленческие, организационные и иные функции в области дорожной деятельности и использования автомобильных дорог в Костромской области, в том числе: выполняет в установленном порядке функции государственного заказчика по разработке и реализации программ и проектов в области дорожной деятельности, финансируемых за счет средств областного бюджета и других источников; обеспечивает проектно-сметную документацию и ее утверждение; организует размещение государственного заказа, финансируемого за счет средств областного бюджета от имени Костромской области; заключает государственные контракты по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных работ и сооружений на них в пределах своей компетенции от имени Российской Федерации; организует и осуществляет технической надзор и приемку выполненных работ; осуществляет оплату выполненных работ; осуществляет контроль за выполнением условий государственных контрактов; осуществляет контроль за состоянием автомобильных дорог и сооружений на них, включая техническое обследование, испытания, паспортизацию, диагностику и оценку транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог; проводит мероприятия по обеспечению безопасного и бесперебойного движения транспорта по автомобильным дорогам, анализирует состояние безопасности дорог; обеспечивает сохранность имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления; определяет состав и порядок разработки и утверждения проектно-сметной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт автомобильных работ; проводит капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог, финансируемых за счет средств областного бюджета Костромской области.
С учетом вышеуказанного суд приходит к выводу о том, что обеспечение безопасности дорожного движения и осуществление дорожной деятельности в отношении автодороги ... является прямой обязанностью ОГКУ «Костромаавтодор».
Судом установлено, что dd/mm/yy на основании поступившего обращения жителей ..., прокурором Кологривского района в присутствии директора ГПКО «ДЭП-21», представителя Администрации <данные изъяты> района проведено обследование автодороги ..., составлен Акт проверки, согласно которому Отдельные участки дороги имеют недостатки, влияющие на безопасность дорожного движения: ... - ямочность и просадки земляного полотна. К акту составлена фототаблица с видами на обследуемые участки автомобильного полотна.
Согласно акту проверки от dd/mm/yy, прокурором Кологривского района в присутствии директора ГПКО «ДЭП-21», представителя ОГИБДД <данные изъяты>, представителя ОГКУ «Костромаавтодор» проведено обследование автодороги ..., составлен акт проверки, согласно которому отдельные участки дороги имеют недостатки, влияющие на безопасность дорожного движения: ... - ямочность и просадки земляного полотна.
Представитель ОГКУ «Костромаавтодор» не оспаривал выявленные на dd/mm/yy недостатки дороги ....
Согласно Приказу Минтранса России от 16 ноября 2012 года N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" в отношении грунтовых дорог, со щебневым покрытием проводятся лишь работы по содержанию таких дорог. Капитальный ремонт таких дорог не предусмотрен.
Так, к числу работ по содержанию отнесено восстановление поперечного профиля и ровности проезжей части автомобильных дорог с щебеночным, гравийным или грунтовым покрытием без добавления новых материалов; профилировка грунтовых дорог; восстановление поперечного профиля и ровности проезжей части гравийных и щебеночных покрытий с добавлением щебня, гравия или других материалов
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно справке ведущего инженера ОГКУ «Костромаавтодор» П от dd/mm/yy в связи с погодными условиями ГПКО «Кологривское ДЭП-21» приступило к выполнению работ по отводу воды с проезжей части, подсыпке грунтом и планировке проезжей части с dd/mm/yy.
Как следует из Журнала производства работ по содержанию автодорог ... с dd/mm/yy по dd/mm/yy на спорных участках автодороги проведены следующие работы: планировка проезжей части и обочин автогрейдером. Факт проведения работ также подтвержден путевыми листами за указанный период (dd/mm/yy - планировочные работы, dd/mm/yy - грейдирование дороги, dd/mm/yy - профилирование дороги, dd/mm/yy - профилирование дороги.).
Согласно акту обследования автомобильной дороги ... от dd/mm/yy, составленного ведущим инженером ОГКУ «Костромаавтодор», проведено обследование участка ... в присутствии директора ГПКО «Кологривское ДЭП-21», установлено, что на участке ... силами ООО "В" локально уложена лежневка (настил из бревен) с подсыпкой песчано-гравийной смесью.
Доказательств, опровергающих содержание документов, подтверждающих факт выполнения ГПКО «Кологривское ДЭП-21» работ, направленных на устранение выявленных в ходе проверки dd/mm/yy недостатков автодороги ..., у суда не имеется.
Суд учитывает, что технический способ, с использованием которого были проведены работы по устранению препятствий для проезда транспорта по автомобильной дороге, определяется обязанным лицом самостоятельно.
Доказательств, объективно подтверждающих, что объем проведенных работ не достаточен для устранения выявленных нарушений, что после проведения вышеуказанных работ, направленных на планировку проезжей части спорного участка, автодорога по прежнему находилась в ненадлежащем состоянии, что препятствовало проезду транспорта, истцом на день рассмотрения настоящего гражданского дела суду не представлено.
С учетом установленных по делу обстоятельств суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований прокурора Кологривского района к ОГКУ «Костромаавтодор», Департаменту транспорта и дорожного хозяйства Костромской области об обязании выполнения работ и их финансирования.
Руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В иске Прокурору Кологривского района к ОГКУ «Костромаавтодор», Департаменту транспорта и дорожного хозяйства Костромской области об обязании выполнения работ и их финансирования отказать.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Костромы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.А.Спицына