Дело № 2-1954/2022
24RS0017-01-2022-001824-12 027г
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 11 августа 2022 года г. Красноярск
Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе: председательствующего судьи – Лузгановой Т.А., при секретаре – Голомазовой А.А., с участием:
представителя ответчика администрации г.Красноярска – ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО2 к Министерству образования Красноярского края, Администрации г.Красноярска об обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с иском к Министерству образования <адрес>, Администрации <адрес> об обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда. Требования мотивированы тем, что истец относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истца - ФИО3 решением Первомайского районного суда <адрес> Республики от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, в отношении детей ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО2 Отец истца - ФИО6 умер ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ истец приобрела гражданство Российской Федерации на основании пункта «в» части 6 статьи 14 Федерального закона №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» в Посольстве Российской Федерации в Кыргызской Республике. ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа №/с от ДД.ММ.ГГГГ она зачислена на очную форму обучения в ФГАОУВО «Сибирский федеральный университет», «Институт цветных металлов и материаловедения». В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец была зарегистрирована по адресу: <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГФИО2 зарегистрирована по месту пребывания: <адрес>, общ. ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Отдел опеки и попечительства <адрес> с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. ДД.ММ.ГГГГ заявление ФИО2 было принято за входящим номером 51. Однако истцу во включение в список детей-сирот было отказано, поскольку согласно представленным документам, она является сособственником части жилого дома и земельного участка по адресу: <адрес>. Согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ основанием для отказа во включении в список явилось нарушение установленного порядка постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, предусмотренного пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ –ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». По мнению истца, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. На момент подачи искового заявления ФИО2 не имеет никакого жилого помещения, имеет временную регистрацию по адресу: <адрес>, общ.
На основании изложенного, истец просила суд признать отказ Министерства образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ о включении в список детей-сирот, вынесенный на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, незаконным. Обязать Министерство образования <адрес> поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении из специализированного жилищного фонда, включив в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Обязать администрацию <адрес> предоставить ей благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в черте населенного пункта <адрес>, исходя из общей площади нормы предоставления 33 квадратных метра.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству Министерство строительства <адрес> привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
Истец ФИО2, представитель истца ФИО7 (доверенность в деле) в судебное заседание не явились; направили в суд письменные возражения на отзыв ответчика – Администрации <адрес>, в котором поддержали исковые требования по изложенным выше основаниям. Отзыв содержит ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель ответчика – Администрации <адрес> - ФИО1 (полномочия проверены) в судебном заседании с требованиями не согласилась, просила отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве. В отзыве представитель ответчика ссылается на то, что в соответствии с информацией, изложенной в исковом заявлении, истец в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилым помещением, не включена. Действие Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (до, изменений, внесенных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №15-ФЗ) распространяется на категории детей, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, а также в случае, если их проживание в ранее занимаемых помещениях признается невозможным. Гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, до 23 лет. Истец обратилась в Министерство образования <адрес> с заявлением о постановке на учет, в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по категории дети-сироты, в ответ на которое получила отказ. Из ответа министерства образования <адрес> следует, что решение об отказе ФИО2 во включении в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, было принято на основании того, что истец является собственником части жилого дома и земельного участка по адресу: <адрес>. При достижении совершеннолетия истец имела право на вселение в указанное жилое помещение, проживание в нем. Каких-либо доказательств того, что указанные жилые помещения были непригодны для проживания, либо был установлен факт невозможности проживания истца в данных помещениях на момент ее совершеннолетия, в материалы дела не представлено. Кроме того, внесены изменения в закон <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№. В соответствии с п.14 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О защите прав ребенка» (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ (<адрес>№)),общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека (далее - норма предоставления). С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей размер общей площади, определенный исходя из нормы предоставления, но не более чем на 9 квадратных метров. С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью менее размера общей площади, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем на 11 квадратных метров. Таким образом, при рассмотрении настоящего дела по существу необходимо учесть указанные изменения, поскольку указание на норму предоставления - 33 кв.м, может привести к затруднительности исполнения решения суда в части предоставления квартиры именно указанной площадью. Помимо этого, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. С 0.01.2022 между Министерством строительства <адрес> и администрацией города заключается соглашение, согласно которому Министерство обязуется предоставить администрации города субвенцию на реализацию <адрес>№ «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из их числа, не имеющих жилого помещения». Соглашением предусмотрен 3-х годичный период исполнения переданных <адрес>№ государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот. Во исполнение Закона № заключено соглашение от ДД.ММ.ГГГГ№ о взаимодействии министерства <адрес> и администрации города по реализации в 2022 -2024 годах государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, согласно которому в 2022 году администрации <адрес> необходимо обеспечить приобретение (строительство) и предоставление детям-сиротам не менее 302 жилых помещений. Указанный порядок для администрации является обязательным. Так как истец на учете нуждающихся не состоит, соответственно, она не может быть обеспечена жилым помещением, в порядке, предусмотренным указанным выше соглашением. Действующим законодательством не предусмотрено предоставление жилых помещений детям-сиротам за счет бюджета муниципального образования. С ДД.ММ.ГГГГ Министерство строительства <адрес> является главным распорядителем бюджетных средств, в связи с чем, возложение на администрацию <адрес> обязанности по предоставлению жилого помещения невозможно без одновременного возложения на министерство строительства обязанности о выделении дополнительных бюджетных средств в текущем периоде. Просила отказать в удовлетворении иска.
Представитель Министерства образования <адрес> в суд не явился, о слушании дела уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил. Ранее были представлены письменные возражения на исковое заявление, в которых указано, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в Министерство с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению впоследствии жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений. Министерство отказало в постановке на учет, в связи с противоречием заявления пункту 3 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Кроме того, ранее решением комиссии, заседание которой состоялось ДД.ММ.ГГГГ, истцу было отказано во включении в список в связи с тем, что она является собственником части жилого дома и земельного участка по адресу: <адрес>. На основании вышеизложенного, представитель ответчика просит отказать в удовлетворении искового заявления, рассмотреть дело в отсутствие представителя министерства.
Представитель соответчика – Министерства строительства <адрес> в зал суда не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Представитель третьего лица - Администрации Кировского района в г.Красноярске в лице отдела опеки и попечительства, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причине неявки суду не сообщил; ранее представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица.
Представителем истца - ФИО7 представлены письменные возражения на отзыв представителя администрации <адрес>, в которых указано, что не может являться препятствием к обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то обстоятельство, что указанные граждане не состояли до ДД.ММ.ГГГГ на учете, как нуждающиеся в жилье. Законодательством РФ не предусматривалось для лиц указанной категории такого условия обеспечения их жилыми помещениями, как постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Напротив, согласно пункту 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ в редакции, действующей до ДД.ММ.ГГГГ, указанным гражданам жилые помещения предоставлялись из фонда социального использования по договорам социального найма вне очереди. Вопрос о порядке реализации права гражданина на предоставление жилого помещения вне очереди разъяснялся Верховным Судом РФ таким образом, что предусмотренное ЖК РФ внеочередное предоставление жилого помещения не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь. Право граждан на получение жилого помещения вне очереди не было поставлено ЖК РФ в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право подлежало реализации вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условии, и времени приняты их на учет. По второму доводу - из ответа министерства образования <адрес> следует, что решение об отказе ФИО2 во включении в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, было принято на основании того, что истец является собственником части жилого дома и земельного участка по адресу: <адрес>. Однако, согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ№, Министерство образования <адрес> отказало во включении в список детей-сирот по иному основанию. Так, исходя из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, основанием для отказа во включении в список явилось нарушение установленного порядка постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, предусмотренного пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Видимо, Администрация <адрес> ссылается на ответ министерства образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, которое не имеет отношения к рассматриваемому спору. Согласно справке о зарегистрированных правах на недвижимое имущество на территории Кыргызской Республики по данным ЕИСН от ДД.ММ.ГГГГ (ранее представлена в материалы дела), жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес>, в силу свидетельства о праве на наследство по закону № от ДД.ММ.ГГГГ, принадлежали ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО2. В соответствие с указанной справкой, право собственности на данное имущество прекращено ДД.ММ.ГГГГ. Исходя из справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Государственным учреждением «КАДАСТР» Бишкекский филиал на запрос ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, на единицу недвижимости по адресу: <адрес>, идентификационный код №01 было зарегистрировано право собственности за ФИО4, ФИО2, ФИО5, ФИО2 на основании свидетельства о праве на наследство по закону № от ДД.ММ.ГГГГ, и продано на основании договора купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в ГУ Кадастр. По соглашению сторон стоимость отчуждаемого имущества определена в размере 712 640 сом. Таким образом, объекты недвижимости, расположенные по адресу: <адрес>, отчуждены в 2014 году, на дату продажи ФИО2 было 14 лет. Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, выданному нотариусом ФИО8 (ранее представлена в материалы дела), наследниками имущества ФИО6, умершего ДД.ММ.ГГГГ, являются дети: ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО2. Наследственное имущество состоит из части жилого дома по адресу: <адрес>, полезная площадь 39,7 кв.м, жилая площадь 32,7 кв.м. Следовательно, на каждого члена семьи приходится по 9,925 кв.м площади жилого помещения, что менее установленной нормы площади жилого помещения для постановки на жилищный учет (учетная норма) граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории <адрес>, установленной в размере 12 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека. Из Закона №159-ФЗ и ЖК РФ не следует, что если дети-сироты имеют какое-либо недвижимое имущество на территории других государств, не в праве быть обеспечены жильем на территории РФ. По третьему доводу — с ДД.ММ.ГГГГ между Министерством строительства <адрес> и администрацией города заключается Соглашение, согласно которому Министерство обязуется предоставить администрации города субвенцию на реализацию <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№. Так как истец на учете нуждающихся не состоит, соответственно, он не может быть обеспечен жилым помещением в порядке, предусмотренным указанным выше Соглашением. ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Отдел опеки и попечительства <адрес> с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. ДД.ММ.ГГГГ заявление принято за входящим номером 51. Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ№, Министерство образования <адрес> отказало ФИО2 во включении в список детей-сирот по иному основанию. Следовательно, ссылка на Соглашение, заключенное между Министерством строительства <адрес> и администрацией города с ДД.ММ.ГГГГ, не состоятельна, так как устанавливает порядок взаимоотношений между данными сторонами, да и то, только с ДД.ММ.ГГГГ, и не может ограничивать право истца на предоставление жилого помещения. Кроме того, в силу Закона Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в отдельные <адрес> о наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов края государственными полномочиями в сфере защиты прав ребенка», внесены в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов края государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних» следующие изменения в статье 2: а) пункт «б» признать утратившим силу; б) в пункте «в» слово «образования,» заменить словом «строительства»; 3) в пункте «в» статьи 3 слово «образования» заменить словом «строительства». Настоящий Закон вступает в силу с ДД.ММ.ГГГГ, но не ранее дня, следующего за днем его официального опубликования. Просил удовлетворить заявленные требования, рассмотреть дело в отсутствие истца и его представителя.
В силу ч.3 ст.17 Конституции Российской Федерации, злоупотребление правом не допускается. Согласно ч.1 ст.35 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Кроме того, по смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве, иных процессуальных прав.
С учетом мнения представителя ответчика администрации г.Красноярска, дело рассмотрено в отсутствии указанных лиц, в порядке ст.167 ГПК РФ.
Изучив доводы иска, письменную позицию сторон по делу, выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В силу ч.3 ст.40 Конституции Российской Федерации, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со ст.98.1 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.109.1 ЖК РФ (введена Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №15-ФЗ), предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.8 ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №15-ФЗ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Вступившая с 01 января 2013 года в законную силу ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предусматривает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статья 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 №12-961 «О защите прав ребенка» устанавливает, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в связи с наличием обстоятельств, установленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются в виде жилых домов и квартир. При этом, жилые помещения предоставляются вышеуказанным лицам, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению, поданному в письменной форме в уполномоченный орган местного самоуправления вышеуказанными лицами, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, прохождения военной службы по призыву, отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Формирование и ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - список), которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящей статьей, осуществляется уполномоченным <адрес> органом исполнительной власти края в области образования. В список включаются лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, достигшие возраста 14 лет, имеющие постоянное место жительства на территории края, которым ранее не предоставлялось жилое помещение в соответствии с настоящей статьей, на основании документов, указанных указанные в подпунктах «а» - «в» пункта 5 настоящей статьи.
Комиссия готовит предложения уполномоченному органу исполнительной власти края в области образования о включении лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, на которых представлены документы, необходимые для предоставления жилых помещений, в список либо об отказе во включении их в список.
Решение о включении в список (об отказе во включении в список) лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, принимается уполномоченным органом исполнительной власти края в области образования с учетом предложений комиссии, оформленных протоколом, в срок не позднее 5 рабочих дней со дня заседания комиссии (статья <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в <адрес> «О защите прав ребенка»»).
Акт об отказе во включении в список принимается в случае отсутствия оснований для предоставления жилого помещения, предусмотренных статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В акте об отказе во включении в список указывается основание такого отказа со ссылкой на соответствующую норму указанного Федерального закона.
Как установлено в судебном заседании, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес> ССР, имеет временную регистрацию по месту пребывания и зарегистрирована по месту жительства: <адрес>, общ.
Согласно справке ОП № по вопросу миграции МУ МВД России «Красноярское», ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., является гражданином РФ и документирована паспортом гражданина РФ ДД.ММ.ГГГГ (в 14лет), на основании п.«в» ч.6 ст.14 Федерального закона «О гражданстве РФ» в Посольстве Российской Федерации в Кыргызской Республике.
Из представленных в материалах дела документов следует, что отец ФИО2 – ФИО6 умер ДД.ММ.ГГГГ; мать – ФИО3 на основании решения Первомайского районного суда <адрес> Республики от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав в отношении четырех детей, в том числе, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
<адрес>ной администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ опекунами в отношении ФИО2 назначены ФИО9, ФИО10
Согласно выписке из приказа №/с по Сибирскому федеральному университету от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 является студенткой 4 курса, очной формы обучения, по направлению подготовки ДД.ММ.ГГГГ «Металлургия», финансируемое за счет средств федерального бюджета.
На период обучения ФИО2 было предоставлено общежитие.
Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ№, наследниками ФИО6, умершего ДД.ММ.ГГГГ, являются дети: ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО2, проживающие в <адрес>. В равных долях наследственное имущество, на которое выдано настоящее свидетельство, состоит из части жилого дома, по адресу: <адрес>, общ.пол.пл. 42,8 кв.м, общ.жил.пл. 31,1 кв.м, зем.мера 586 кв.м, принадлежащее наследодателю на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ№.
По данным Бишкекского городского Управления по землеустройству и регистрации прав на недвижимое имущество, право собственности на часть жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>,зарегистрировано в равных долях за ФИО4, ФИО2, ФИО5, ФИО2ДД.ММ.ГГГГ указанный дом был продан ФИО11 Гулсане, стоимость отчужденного недвижимого имущества 712 640 рублей.
Кроме того, как следует из справки Департамента кадастра и регистрации прав на недвижимое имущество Кыргызской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 также принадлежит на праве общедолевой собственности право на часть дома и жилой участок, расположенные по адресу: <адрес>, ул.Волковой А., <адрес> ( на основании свидетельства о праве на наследство по закону № от ДД.ММ.ГГГГ). Сведения об отчуждении данного недвижимого имущества материалы дела не содержат.
В соответствии с представленными сообщениями муниципальной администрации мэрии <адрес> по Октябрьскому административному району за август 2019 года, ни ФИО2, ни ее родители в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не состояли, жилое помещение им не выделялось.
Из представленных суду сведений Управления Росреестра по <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, следует, что за ФИО2 какие-либо объекты недвижимости на праве собственности на территории <адрес> не зарегистрированы.
Из сообщения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что информация о заключении договоров социального найма с ФИО2 в администрации района отсутствует.
ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратилась в отдел опеки и попечительства <адрес> с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. То есть, на дату обращения с данным заявлением истцу исполнился 21 год.
Данное заявление и учетное дело ФИО2 были переданы в Министерство образования <адрес> для рассмотрения вопроса о включении ФИО12 в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилым помещением.
Министерство образования <адрес>, рассмотрев данное заявление и представленные истцом документы, ДД.ММ.ГГГГ приняло решение об отказе во включении ФИО2 в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилым помещением, о чем сообщило истцу в письме № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписке из приказа Министерства образования Красноярского края №4-11-05 от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 отказано во включении в указанный Список, в соответствии с п.3 ст.8 Закона №–ФЗ (нарушен установленный порядок постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий).
Как следует из п.3 ст.8 Федерального закона №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.
Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.
Из содержания письма № от ДД.ММ.ГГГГ, направленного ответчиком в адрес ФИО2 следует, что ей отказано во включении в список детей-сирот, в связи с отсутствием оснований для предоставления жилого помещения, предусмотренного ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Кроме того, как указано в данном письме, ранее решением комиссии, заседание которой состоялось ДД.ММ.ГГГГ, было принято решение об отказе ФИО2 во включении в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, так как, согласно представленным документам учётного дела, она является собственником части жилого дома и земельного участка в <адрес>. Учитывая данные обстоятельства, министерством не установлено право истца на обеспечение жилым помещением по категории детей-сирот.
Вместе с тем, как видно из выписки из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, такое основание, как наличие у заявителя в собственности другого жилого помещения, не указано.
В чем нарушен порядок постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (как указано в оспариваемом решении комиссии), документы ответчика сведений не содержат.
Таким образом, при рассмотрении настоящего дела, суд приходит к выводу о незаконности отказа Министерства образования <адрес> во включении ФИО2 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, оформленного приказом Министерства образования <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ, по основанию п.3 ст.8 Закона №159-ФЗ (нарушен установленный порядок постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий).
Также суд считает необходимым обязать Министерство образования <адрес> в месячный срок повторно рассмотреть заявление ФИО2 о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Учитывая изложенное, исковые требования ФИО2 подлежат удовлетворению в части признания незаконным отказа Министерства образования <адрес> во включении истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, оформленного приказом Министерства образования Красноярского края №4-11-05 от 11 января 2022 года.
В остальной части требования истца об обязании Министерства образования <адрес> поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении из специализированного жилищного фонда, включив в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями., а также об обязании администрации <адрес> предоставить ей благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в черте населенного пункта <адрес>, исходя из общей площади нормы предоставления 33 квадратных метра, удовлетворению не подлежат, поскольку заявлены преждевременно.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Министерства образования <адрес> во включении ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> Кыргызской Республики, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, оформленный приказом Министерства образования <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Министерство образования <адрес> в месячный срок повторно рассмотреть заявление ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> Кыргызской Республики, от ДД.ММ.ГГГГ о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения. Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд, в течение месяца после изготовления его в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд <адрес>.
Председательствующий Лузганова Т.А. В окончательной форме решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ. Судья Лузганова Т.А.