ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1955/2017 от 15.05.2017 Новоуренгойского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 мая 2017 года г. Новый Уренгой

Новоуренгойский городской суд Ямало-Ненецкого АО в составе:

председательствующего судьи Евстифеевой Е.Г.,

при секретаре судебного заседания Маслюковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1955/2017 по иску Корсак В.Д., Корсак М.М. к Администрации г. Новый Уренгой о признании незаконным и отмене решения от 23.01.2017 года «О непризнании молодой семьи Корсак повторно участницей мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям», признании права на участие в окружной подпрограмме «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе», восстановлении в списке участников,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в Новоуренгойский городской суд с вышеназванным иском, указав, что в целях улучшения своих жилищных условий в 2014 году обратились в Администрацию г. Новый Уренгой с заявлением о признании их как молодой семьи – участниками мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение(строительство) жилья молодым семьям подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в ЯНАО», окружной долгосрочной целевой программы «Жилище», на 2011-2015годы. Решением Департамента городского хозяйства Администрации города Новый Уренгой от 07.05.2014 года семья Корсак, состоящая из 4 человек, была признана участницей мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям. Решением Департамента городского хозяйства Администрации г. Новый Уренгой от 27.01.2016 года, молодая семья Корсак вновь признана участницей мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям Однако, социальная выплата в 2016г. не была предоставлена молодой семье. Решением Департамента городского хозяйства Администрации города Новый Уренгой от 23.01.2017 года молодая семья Корсак не признана участницей мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в ЯНАО», государственной программы ЯНАО «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения», на 2014-2020 годы», поскольку комиссия при рассмотрении документов установила, что истец Корсак М.В. достигла возраста 36 лет, а, соответственно, семья не соответствует требованиям, указанным в пп. «в» п. 1.3. Порядка. Истцы считают, что указанное решение уполномоченного органа является незаконным и необоснованным. На момент принятия решения в 2014 году Корсак М.В. не исполнилось 36 лет, соответственно, основания для исключения молодой семьи из состава участников подпрограммы нет. Кроме того, в соответствии с правилами Порядка № 535-П утвержденными Постановлением Правительства ЯНАО, определены основания исключения из состава участников подпрограммы, среди которых основание, указанное в обжалуемом решении, отсутствует. Считают, что их семья стала участником подпрограммы на законных основаниях, а отсутствие длительное время у уполномоченного органа финансирования, в ожидании которого Корсак М.В. достигла возраста 36 лет, не может явиться основанием для исключения семьи из состава участников и фактически лишения ее права на получение социальной поддержки. На основании вышеизложенного просит признать незаконным и отменить решение Департамента городского хозяйства Администрации города Новый Уренгой от 23.01.2017 года, «О непризнании молодой семьи Корсак повторно участницей мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительства) жилья молодым семьям»; признать за семьей Корсак в составе 4-х человек Корсак В.Д., Корсак М.М., действующими в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Корсак Д.В., Корсак Р.В., право на участие в окружной подпрограмме «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2020 годы», с даты подачи заявления; восстановить семью Корсак в списке участников окружной подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в ЯНАО» государственной программы ЯНАО «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2020 годы» по дате подачи заявления.

В судебном заседании истцы Корсак В.Д., Корсак М.М. участия в судебном заседании не принимали, были извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, предоставили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, с участием их представителя Манохина И.Н.

Представитель истцов Манохин И.Н., действующий на основании ордера №89/101-17 от 15.05.2017 года в судебном заседании исковые требования поддержал, приведя доводы, изложенные в иске.

Представитель ответчика Администрации г. Новый Уренгой Васильева А.Ф., действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласилась, просила в удовлетворении иска отказать, указала, что молодая семья Корсак 27.03.2014г. подала заявление на включение в состав мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям подпрограммы «Обеспечение доступным и комфортным жильем молодых семей» ФЦА «Жилище» на 2011-2015годы» (оплата первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита (займа). 07.07.2014 года решением органа местного самоуправления молодая семья Корсак признана участницей мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям. 10.12.2015 года молодой семьей подано заявление на включение в состав мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в ЯНАО», государственной программы ЯНАО, «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2020 годы» (погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам). В связи с ограниченным финансированием данной подпрограммы в 2016 г., выплата молодой семье не была произведена, в связи, с чем молодая семья Корсак включена в резервный список молодых семей, имеющих право на получение социальных выплат под №51. 27.01.2017 года органом местного самоуправления вынесено решение о непризнании повторно молодой семьи Корсак участницей мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» государственной программы ЯНАО «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2020 годы». Требования Порядка исключают предоставление социальных выплат молодым семьям, достигшим 36 летнего возраста. Сам по себе факт признания молодой семьи участником подпрограммы не влечет безусловного возникновения права на получение социальной выплаты, поскольку молодая семья должна отвечать возрастному критерию на весь период участия в подпрограмме, вплоть до включения в список претендентов.

Представитель третьего лица МКУ «Дирекция капитального строительства и жилищной политики» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.

Выслушав пояснения сторон, исследовав обстоятельства дела, суд приходит к следующему.

Согласно пунктам «ж» и «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита; жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

В соответствии с ч. 1 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 года №1099-П утверждена государственная программа ЯНАО «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2020 годы», в состав которой включена подпрограмма «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе». В целях реализации подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2020 годы» утвержден Порядок предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - Порядок).

В судебном заседании установлено, что в компетенцию Департамента городского хозяйства Администрации г. Новый Уренгой входит рассмотрение вопросов: о принятии решения о признании (непризнании) молодой семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий; о принятии решения о выдаче (отказе в выдаче) свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительства) жилья.

Распоряжением Администрации г. Новый Уренгой от 09.04.2012 г. № 588-р «Об уполномоченном органе» уполномоченным органом по исполнению мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» окружной целевой долгосрочной программы «Жилище» на 2011-2015 г.г., утвержденной постановлением Правительства ЯНАО от 18.11.2010г. № 383-П, назначен Департамент городского хозяйства Администрации г. Новый Уренгой.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ года Корсак В.Д. и Пелих М.М. заключили брак, после чего Пелих М.М. была присвоена фамилия Корсак. ДД.ММ.ГГГГ года у Корсак В.Д. и Корсак М.М. родился сын К.Д,В.., что подтверждается свидетельством о рождении серии <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ года у Корсак В.Д. и Корсак М.М. родился сын К.Р.В.., что подтверждается свидетельством о рождении серии <данные изъяты>.

Решением начальника Департамента городского хозяйства Администрации г. Новый Уренгой от 07.05.2014 года молодая семья Корсак признана участницей мероприятий по предоставлению социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в рамках Окружной подпрограммы (л.д. ).

На момент принятия решения о включении молодой семьи на участие в подпрограмме, семья отвечала предъявляемым требованиям для включения в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты.

02.03.2015 года истцами была получена копия решения о признании молодой семьи Корсак участницей мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение(строительство) жилья молодым семьям подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» окружной долгосрочной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы (л.д. ).

18.03.2016 г. истцы были уведомлены о том, что их семья включена в Окружной резервный список молодых семей, в связи с неполучением социальной выплаты в связи с недостаточностью денежных средств в 2016 г., в период с 01 по 31 декабря текущего года им предложено обновить представленные документы (л.д. ).

Решением начальника Департамента городского хозяйства Администрации г.Новый Уренгой от 27.01.2016 года молодая семья Корсак повторно признана участницей мероприятий по предоставлению социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в рамках Окружной подпрограммы (л.д. 16).

Постановлением Правительства ЯНАО от 18.11.2010г. № 383-П «Об утверждении окружной долгосрочной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы» была принята подпрограмма «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе», в том числе для улучшения жилищных условий молодых семей.

Постановлением Правительства ЯНАО от 25.12.2013 г. №1099-П утверждена государственная программа ЯНАО «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2020 годы», и оно распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2014 года.

Постановление Правительства ЯНАО от 18.11.2010г. №383-П «Об утверждении окружной долгосрочной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» утратило силу с 04.04.2014 года.

В целях реализации программы ЯНАО «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2020 годы» продолжает действовать Порядок предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в ЯНАО, утвержденный постановлением Правительства ЯНАО от 27.12.2010 г. №535-П.

Исходя из п.1.6 Порядка предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в ЯНАО молодые семьи - участники Федеральной или Окружной подпрограммы могут привлекать в целях приобретения жилого помещения собственные средства, а также заемные средства.

Согласно пп. 2.7, 6.6 Порядка основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей Окружной подпрограммы и в выдаче свидетельства являются в том числе несоответствие требованиям, указанным в подп. «д» п.1.2, п.1.3 данного Порядка.

Согласно подп. «в» п. 1.3. указанного Порядка Участницей Федеральной или Окружной подпрограммы может быть молодая семья, в которой возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия департаментом строительства и жилищной политики автономного округа (далее - департамент) решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (не достиг 36 лет ).

Таким образом, участником Программы может быть семья, если возраст каждого из супругов не превышает 35 лет. Несоблюдение этого условия, то есть достижение супругов возраста 36 лет исключает возможность участия семьи в подпрограмме.

Закрепив в Программе право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство РФ было вправе, как это следует из статей 38, 40, 114 Конституции РФ, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть и специальные условия для получения выплаты - ограничение по возрасту, который для каждого из супругов не должен превышать 35 лет на день принятия решения органом исполнительной власти субъекта РФ о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты.

Как установлено в судебном заседании, ко времени формирования списка молодых семей-участников подпрограммы на 2017 год истице Корсак М.М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения достигла возраста 37 лет, т.е семья Корсак перестала отвечать требованиям п.1.3 Порядка и условиям участия в подпрограмме «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в ЯНАО» государственной программы ЯНАО «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2020 годы».

При таких обстоятельствах у Департамента городского хозяйства Администрации г. Новый Уренгой не имелось оснований для включения семьи Корсак в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в 2017 году.

Факт признания молодой семьи участницей подпрограммы в 2014 году не влечет безусловного возникновения права на получение социальной выплаты, поскольку семья должна отвечать возрастному критерию на весь период участия в подпрограмме вплоть до включения в вышеуказанный список претендентов. Период же ожидания включения в список претендентов зависит от объема финансирования, количества участников подпрограммы.

Как в силу федерального, так и регионального законодательства молодая семья с момента признания ее участницей подпрограммы становится лишь кандидатом на получение субсидии. В случае утраты статуса молодой семьи она утрачивает основания для дальнейшего участия в целевой программе по категории «молодая семья».

Само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья.

Указанное согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 29.03.2016 года №699-О, определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2015 г. № 3-О.

В связи с изложенным суд полагает решение Департамента городского хозяйства Администрации г. Новый Уренгой о непризнании повторно семьи Корсак участниками подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в ЯНАО» государственной программы ЯНАО «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2020 годы» законным.

При изложенных обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ :

Корсак В.Д., Корсак М.М. в удовлетворении иска к Администрации г. Новый Уренгой о признании незаконным и отмене решения от 23.01.2017 года «О непризнании молодой семьи Корсак повторно участницей мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям», признании права на участие в окружной подпрограмме «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе», восстановлении в списке участников по дате подачи заявления отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в суд Ямало-Ненецкого АО через Новоуренойский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Е.Г.Евстифеева