ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1955/2021 от 24.12.2021 Сафоновского районного суда (Смоленская область)

Дело № 2-1955/2021

67RS0007-01-2021-003254-11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 декабря 2021 года <адрес>

Сафоновский районный суд <адрес> в составе: председательствующего федерального судьи Мельничук Е.В., при секретаре Пшеничниковой А.В., с участием помощника Сафоновского межрайонного прокурора Петровой В.А., представителя ответчика ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. Сафоновского межрайонного прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Смоленскому областному государственному бюджетному общеобразовательному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Сафоновский детский дом-школа» о понуждении к совершению действий,

установил:

И. о. Сафоновского межрайонного прокурора в порядке ст.45 ГПК РФ, обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с требованием к Смоленскому областному государственному бюджетному общеобразовательному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Сафоновский детский дом-школа» о понуждении к совершению действий, указывая, что Сафоновской межрайонной прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности ответчика. В ходе проверки установлено, что на основании решения исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов от дд.мм.гггг№ ххх на государственной охране состоит объект культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения «Здание школы - интерната, где дд.мм.ггггФИО2 встречался с преподавателями и учащимися школы. Установлена мемориальная доска», расположенный по адресу: <адрес>, д.Клинка, <адрес>. Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 11.082017 ЛГУ 96909-р объект культурного наследия зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия под номером № ххх. Приказом начальника Главного управления от дд.мм.гггг№ ххх в установленном законодательством порядке утверждено охранное обязательство в отношении данного объекта культурного наследия. Объект культурного наследия включен в реестр государственной собственности <адрес>, находится в оперативном управлении <адрес> государственного бюджетного общеобразовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Сафоновский детский дом-школа». Согласно п.4 договора о закреплении за учреждением государственного имущества на праве оперативного управления № ххх от дд.мм.гггг учреждение владеет, пользуется и распоряжается государственным имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления. В соответствии с п.8 договора в обязанности учреждения входит обеспечивать сохранность имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления. В нарушении указанных требований, ответчик не выполняет возложенные на него обязанности по осуществлению охранных мероприятий, направленных на обеспечение сохранности объекта культурного наследования. В ходе визуального осмотра установлено, что объект представляет собой здание общественного назначения, бескаркасное, четырехэтажное, прямоугольной формы в плане, с размерами в крайних осях (согласно обмерных чертежей) - 56,81*24,72 м., крыша - двухскатная, вальмовая, с организованным наружным водостоком, под зданием имеется подвал. В целом техническое состояние здания, которое имеет дефекты и повреждения, свидетельствует об исчерпании несущей способности и опасности обрушения. В соответствии с приказом и.о. директора учреждения от дд.мм.гггг№ ххх приостановлена эксплуатация учебного корпуса, дд.мм.гггг отменены учебные занятия в связи с переходом классов школы – интернат в общежитие № ххх и дальнейшей организацией учебных классов классными руководителями. дд.мм.гггг Сафоновским городским судом вынесено решение об удовлетворении требований Сафоновского межрайонного прокурора о выделении денежных средств на проведение капитального ремонта здания учебного корпуса. дд.мм.гггг Сафоновским РОСП УФССП России по <адрес> на основании предъявленного прокурором исполнительного листа возбуждено исполнительное производство № ххх в отношении <адрес> государственного бюджетного общеобразовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Сафоновский детский дом-школа» об обязании выполнить мероприятия по проведению капитального ремонта здания. В 2012 году ООО «Землемер» произведено детальное обследование несущих конструкций, которым установлено нецелесообразность проведения капитального ремонта аварийного здания, и выполнение незамедлительного демонтажа. дд.мм.гггг Сафоновским районным судом вынесено определение о прекращении исполнительного производства. На момент проверки в марте 2021 года аварийное здание не демонтировано. дд.мм.гггг в Сафоновский суд направлено исковое заявление о понуждении <адрес> по образованию и науке, Департамента имущественных и земельных отношений осуществить мероприятия по разборке проектной документации по сносу (демонтажу) аварийного здания учебного корпуса. Между тем, апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от дд.мм.гггг прекращено производство по гражданскому делу по иску прокурора, в связи с отказом от заявленных требований, так как было установлено, что здание относится к объектам культурного наследия. Поскольку в настоящее время здание не демонтировано, и не может быть снесено в силу закона, в отношении него не проведены противоаварийные и консервационные мероприятия, а также принимая во внимание, что после прекращения эксплуатации здания учебного корпуса уполномоченным представителем образовательного учреждения, за которым на праве оперативного управления закреплено государственное имущество в виде здания учебного корпуса не приняты меры по обеспечению безопасности несовершеннолетних вблизи здания, препятствующие несанкционированному доступу людей, здание представляет собой опасность для несовершеннолетних детей, воспитывающихся в данном учреждении, а также иных лиц. Просит суд обязать Смоленское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Сафоновский детский дом-школа» в течение одного года после вступления решения суда в законную силу выполнить противоаварийные и консервационные мероприятия на объект культурного наследия «здание школы - интерната, где дд.мм.ггггФИО2 встречался с преподавателями и учащимися школы. Установлена мемориальная доска», расположенный по адресу: <адрес>, д.Клинка, <адрес>.

В ходе судебного процесса помощник прокурора Петрова В.А. требования, с учетом уточнений, поддержала.

Представитель ответчика - <адрес> государственного бюджетного общеобразовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Сафоновский детский дом-школа» -ФИО1 считала иск не подлежащим удовлетворению; указала что охранная грамота учреждением была получена только дд.мм.гггг, с этого момента должны осуществляться полномочия по охране объекта в пределах компетенции школы.

Представитель третьего лица - <адрес> по образованию и науке - в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещался надлежащим образом; представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Департамента, представлены письменные возражения на иск.

Представитель третьего лица - Главного <адрес> по культурному наследию - в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, в котором указано, что дд.мм.гггг специалистами Главного управления совместно с директором «Сафоновской детский дом-школа» проведен осмотр объекта культурного наследия, по результатам которого составлен и подписан акт технического состояния. Общее состояние признано удовлетворительным. Письмом Главного управления от дд.мм.гггг№ ххх в адрес ответчика направлено охранное обязательство.

Выслушав объяснения сторон, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 7 Федерального закона от дд.мм.гггг № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» гражданам Российской Федерации гарантируется обеспечение сохранности объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом. Каждый имеет право на доступ к объектам культурного наследия в порядке, установленном статьей 47.4 настоящего Федерального закона.

В интересах сохранения объекта культурного наследия, включенного в реестр (его части), доступ к объекту культурного наследия может быть приостановлен на время проведения работ по сохранению объекта культурного наследия или в связи с ухудшением его физического состояния. Приостановление доступа к объекту культурного наследия (его части) и возобновление доступа к нему осуществляются по решению соответствующего органа охраны объектов культурного наследия, определенного пунктом 7 статьи 47.6 настоящего Федерального закона (ст. 47.5 Федерального закона от дд.мм.гггг № 73-ФЗ).

По делу установлено, что на основании решения исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов от дд.мм.гггг№ ххх на государственной охране состоит объект культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения «Здание школы - интерната, где дд.мм.ггггФИО2 встречался с преподавателями и учащимися школы. Установлена мемориальная доска», расположенный по адресу: <адрес>, д.Клинка, <адрес>. На основании договора № ххх от дд.мм.гггг в оперативном управлении <адрес> государственного бюджетного общеобразовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Сафоновский детский дом-школа»; здание передано в оперативное управление не как объект культурного наследия (л.д.49-52). Приказом Министерства культуры Российской Федерации от дд.мм.гггг ЛГУ 96909-р объект культурного наследия зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия под номером № ххх. Приказом начальника Главного управления от дд.мм.гггг№ ххх в установленном законодательством порядке утверждено охранное обязательство в отношении данного объекта культурного наследия.

Решением Сафоновского городского суда <адрес> от дд.мм.гггг удовлетворены требования Сафоновского межрайонного прокурора о понуждении <адрес> и <адрес> по образованию и науке выделить денежные средства на ремонт здания <адрес> государственного бюджетного общеобразовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Сафоновская общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей», понуждении <адрес> государственного бюджетного общеобразовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Сафоновская общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» выполнить мероприятия по проведению капитального ремонта здания школы (л.д.74-78). Определением Сафоновского районного суда <адрес> от дд.мм.гггг удовлетворено заявление <адрес> государственного бюджетного общеобразовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Сафоновская общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» о прекращении исполнительного производства по решению суда от дд.мм.гггг в связи с невозможностью исполнения судебного акта (л.д.82-84). Решением Сафоновского районного суда <адрес> от дд.мм.гггг отказано в иске Сафоновскому межрайонному прокурору, инициировавшему исковое заявление о понуждении провести работы и выполнить демонтаж находящегося в оперативном управлении <адрес> государственного бюджетного общеобразовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Сафоновская общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» здания по адресу: <адрес>, д.Клинка, <адрес> (л.д.86-90).

При проведении прокурорских проверок в период времени с 2009 года по 2021 год не было выявлено, что являющееся предметом спора здание по упомянутому выше адресу является объектом культурного наследия, состоящим на государственной охране.

Сафоновской межрайонной прокуратурой на указанном объекте в августе 2021 года проведена проверка: в ходе визуального осмотра установлено, что объект представляет собой здание общественного назначения, бескаркасное, четырехэтажное, прямоугольной формы в плане, с размерами в крайних осях (согласно обмерных чертежей) - 56,81*24,72 м., крыша - двухскатная, вальмовая, с организованным наружным водостоком, под зданием имеется подвал. В целом техническое состояние здания, которое имеет дефекты и повреждения, свидетельствует об исчерпании несущей способности и опасности обрушения. В соответствии с приказом и.о. директора учреждения от дд.мм.гггг№ ххх приостановлена эксплуатация учебного корпуса, дд.мм.гггг отменены учебные занятия в связи с переходом классов школы - интернат в общежитие № ххх и дальнейшей организацией учебных классов классными руководителями. Как упомянуто выше, дд.мм.гггг Сафоновским городским судом вынесено решение об удовлетворении требований Сафоновского межрайонного прокурора о выделении денежных средств на проведение капитального ремонта здания учебного корпуса. дд.мм.гггг Сафоновским РОСП УФССП России по <адрес> на основании предъявленного прокурором исполнительного листа возбуждено исполнительное производство № ххх в отношении <адрес> государственного бюджетного общеобразовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Сафоновский детский дом-школа» об понуждении выполнить мероприятия по проведению капитального ремонта здания. В 2012 году ООО «Землемер» произведено детальное обследование несущих конструкций, которым установлено нецелесообразность проведения капитального ремонта аварийного здания, и выполнение незамедлительного демонтажа. дд.мм.гггг Сафоновским районным судом вынесено определение о прекращении исполнительного производства. На момент проверки в марте 2021 года аварийное здание не демонтировано. дд.мм.гггг в Сафоновский суд направлено исковое заявление о понуждении <адрес> по образованию и науке, Департамента имущественных и земельных отношений осуществить мероприятия по разборке проектной документации по сносу (демонтажу) аварийного здания учебного корпуса. Между тем, апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от дд.мм.гггг прекращено производство по гражданскому делу по иску прокурора, в связи с отказом от заявленных требований, так как было установлено, что здание относится к объектам культурного наследия.

В данном иске истец просит обязать ответчика произвести противоаварийные и консервационные работы по указанному объекту, поскольку объект в настоящее время создает угрозу безопасности для неопределенного круга лиц.

Проанализировав изложенные в иске доводы, документы дела, суд приходит к выводу, что заявленные истцом требования не подлежат удовлетворению ввиду следующего.

В соответствии со ст. 45 Федерального закона от дд.мм.гггг № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются:

1) федеральным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;

2) региональным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия;

3) муниципальным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

Задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия составляется с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия.

Форма выдачи задания, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, порядок выдачи указанных документов, подготовки и согласования проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению данного объекта, устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

Порядок подготовки и согласования проектной документации на работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия, порядок утверждения формы разрешения и выдачи разрешения на проведение работ, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия, определяются Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся в соответствии с правилами проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, в том числе правилами проведения работ, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, утверждаемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Приемка работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия осуществляется собственником или иным законным владельцем указанного объекта культурного наследия либо лицом, выступающим заказчиком работ по сохранению данного объекта культурного наследия, при участии соответствующего органа охраны объектов культурного наследия, выдавшего разрешение на проведение указанных работ.

Порядок подготовки акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия и его форма утверждаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

Письмом Минкультуры России от дд.мм.гггг№ ххх-ГП также даны разъяснения о ремонтных и противоаварийных работах объектов культурного наследия, в котором указано, что в соответствии со статьей 40 Федерального закона от дд.мм.гггг № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» сохранение объекта культурного наследия - направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно- исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.

Согласно статье 41 Федерального закона от дд.мм.гггг № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» консервация объекта культурного наследия - научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, в том числе комплекс противоаварийных работ по защите объекта культурного наследия, которому угрожает быстрое разрушение, проводимые в целях предотвращения ухудшения состояния объекта культурного наследия без изменения дошедшего до настоящего времени облика указанного объекта культурного наследия и без изменения предмета охраны объекта культурного наследия.

В целом, консервация - комплекс мероприятий, предохраняющих памятник от дальнейшего разрушения и обеспечивающих укрепление и защиту конструктивных частей и декоративных элементов без изменений исторически сложившегося облика памятника.

Одним из видов консервации являются противоаварийные работы, состоящие из мероприятий, обеспечивающих физическую сохранность памятника.

В состав научно-проектной документации в соответствии с ГОСТ Р 55528-2013 «Состав и содержание научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия. Памятники истории и культуры. Общие требования» входит, в том числе, раздел «Предварительные работы». При необходимости, в составе предварительных работ разрабатывается проект первоочередных противоаварийиых и консервационных мероприятий, включающий пояснительную записку, рабочую документацию, объектную и локальные сметы.

Техническое состояние памятника, в том числе его аварийное состояние, подтверждается на основании акта технического состояния (технического отчета о состоянии объекта культурного наследия).

Акт составляется на основании визуального и (или) инженерно- технического обследования памятника и включает в себя описание состояния сохранности памятника и выявленные причины разрушения.

При выявлении на этапе предварительных работ аварийного технического состояния объекта культурного наследия (частей объекта) Акт служит основанием для разработки проекта первоочередных противоаварийиых мероприятий.

Таким образом, противоаварийные работы проводятся на памятнике на основании проектной документации по проведению противоаварийных работ на объекте культурного наследия, разработанной в рамках раздела «Предварительные работы» научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия.

Из акта осмотра технического состояния объекта культурного наследия усматривается, что должностными лицами Главного управления <адрес> по культурному наследию определен перечень мероприятий по сохранению объекта, в том числе разработка проектной документации, проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, проведение работ по установке информационных надписей и обозначений на объекте культурного наследия. В настоящее время проектная документация уполномоченным органом не разработана, что само по себе препятствует проведению работ, в том числе, по консервации объекта культурного наследия.

При этом суд отмечает, что после завершения разработки полного объема научно-проектной документации, предусмотренной заданием на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, она подлежит согласованию в установленном законом порядке.

Как следствие, проведение каких-либо работ на территории объекта культурного наследия <адрес> государственным бюджетным общеобразовательным учреждением для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Сафоновский детский дом-школа» возможны только по согласованию и разрешению соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, в связи с чем требования истца о понуждении ответчика, в оперативном управлении которого находится здание, не определенное договором № ххх от дд.мм.гггг как объект культурного наследия, произвести противоаварийные и консервационные работы по спорному объекту, - не подлежат удовлетворению, как не основанные на нормах действующего законодательства.

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд полагает заявленные исковые заявленные необоснованными и не подлежащими удовлетворению,

руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

И.о. Сафоновского межрайонного прокурора <адрес>, действующему в интересах неопределенного круга лиц, в иске к Смоленскому областному государственному бюджетному общеобразовательному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Сафоновский детский дом-школа» о понуждении к совершению действий, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Сафоновский районный суд. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Е.В. Мельничук

Решение в окончательной форме

составлено дд.мм.гггг.