ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1955/2021 от 30.06.2021 Куйбышевского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело №2-1955/2021

УИД 78RS0011-01-2021-001366-47

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Санкт-Петербург 30 июня 2021 года

Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Плиско Э.А.,

при секретаре Беличенко Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1к Некоммерческой организации «Фонд – региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» о взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к ответчику о взыскании денежных средств, мотивируя тем, что является собственником квартиры по адресу: <адрес>; ДД.ММ.ГГГГ КГИОП составлен акт, которым установлено захламление чердачного помещения дома, поражение гнилью и наличие следов поражения балок подкосов, обрешетки и остальных деревянных элементов стропильной системы крыши, неудовлетворительное состояние кровли, отсутствие в квартире штукатурной поверхности стен и потолка, деструкция чердачного перекрытия, со стороны помещения квартиры в результате частичного обрушения конструкций перекрытия видна деревянная балка, имеющая следы поражения грибком, местами подперта ввиду возможного продолжения обрушения. Установив, что завершение работ по капитальном у ремонту крыши дома в соответствии с региональной программой запланировано на 2032 год, истец заключил договор подряда от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Стройком» на выполнение работ по ремонту и перепланировки квартиры, перечень работ согласован с КГИОП. ДД.ММ.ГГГГ подписан акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, за производство которых истцом уплачено 1478031 рублей. В иске также указано, что, поскольку проведенные работы включали замену и восстановление составных частей объекта, усиление существующих металлических балок, демонтаж участка перекрытия, устройство нового перекрытия, протезирование существующих деревянных балок перекрытия с устройством ж/б плиты по несъемной опалубке и др, данные работы, по мнению истца, относятся к капитальному ремонту. С учетом данных обстоятельств истец, ссылаясь на Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания заданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, Положение о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений к капитальному ремонту производственных зданий и сооружений, ГОСТ Р 51929-2002, ст.ст.166,168,180,182,188,190 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.15 Гражданского кодекса Российской Федерации, просил взыскать с ответчика в счет возмещения убытков денежные средства в сумме 1478031 рублей.

В судебное заседание истец и его представитель требования поддержали.

Представитель ответчика в судебное заседание явился, просил отказать в удовлетворении заявленных требований.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, приходит к выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. В соответствии с частью 2 статьи 1064 Гражданского кодекса РФ лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

По смыслу приведенных норм материального права обязательство по возмещению убытков возникает при наличии одновременно следующих условий наступления деликтной ответственности: наличие негативных последствий в виде причинения ущерба и его размер, противоправность поведения причинителя вреда, причинно-следственная связь между противоправным поведением причинителя вреда и возникшими убытками, вина причинителя вреда.

Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце 2 п.12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков.

Как следует из материалов дела, истец является собственником квартиры по адресу: <адрес> с 22.02.2017 года (л.д.23).

03.04.2017 года истцом заключен договор подряда с ООО «Стройком», согласно которому подрядчик принял обязательства выполнить работы по ремонту и перепланировке квартиры , расположенной по указанному адресу, согласно перечню, определенному проектной документацией, согласованной КГИОП. Истец принял на себя обязательства по оплате производимых работ, стоимость которых составила 1478031 рубль.

Согласно акту приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия от 30.01.2019 года, в процессе производства работ по ремонту и перепланировке квартиры в пределах капитальных стен были выполнены ремонт и перепланировка квартиры в пределах капитальных стен, демонтаж ненесущих перегородок, усиление и ремонт междуэтажного перекрытия над шестым этажом, реставрационный ремонт кирпичной кладки стен, раскрытие одного исторического заложенного оконного проема и восстановление исторических габаритов измененного в ходе предыдущих ремонтов исторического оконного проема с устройством оконных заполнений, ремонт и частичная замена инженерного оборудования, устройство чистовой отделки полов, стен, потолков, устройство входной двери.

Полагая, что обязанность по ремонту межэтажного перекрытия возложена на ответчика и не была им исполнена, истец требует возмещения убытков с заявленного им ответчика.

Вместе с тем, правовое регулирование деятельности региональных операторов, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, установлено Жилищным кодексом Российской Федерации.

Согласно ст. 182 Жилищного кодекса РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта.

В целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор обязан обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утвердить проектную документацию, нести ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов; привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществлять приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ.

В силу ст.168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов.

Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.

Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта) формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя:

1) перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов, и (или) многоквартирные дома, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. При этом не позднее чем через шесть месяцев со дня утверждения региональной программы капитального ремонта или принятия решения об исключении многоквартирных домов из такой программы нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации должны быть определены порядок, сроки проведения и источники финансирования реконструкции или сноса этих домов либо иных мероприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и обеспечивающих жилищные права собственников жилых помещений и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма в этих домах;

2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах;

3) плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ с учетом необходимости оказания услуг и (или) выполнения работ, предусмотренных п.1 ч.1 ст.166 настоящего Кодекса, одновременно в отношении двух и более внутридомовых инженерных систем в многоквартирном доме, определяемой нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, при этом указанный срок может определяться указанием на календарный год или не превышающий трех календарных лет период, в течение которых должен быть проведен такой ремонт;

4) иные сведения, подлежащие включению в региональную программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям.

Региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год.

Порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом.

В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом.

Региональная программа капитального ремонта и краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта подлежат размещению в системе органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, утвердившими программу или соответствующий краткосрочный план, в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.

Законом Санкт-Петербурга от 11.12.2013 года №690-120 «О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге» установлено, что региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге разрабатывается и утверждается Правительством Санкт-Петербурга на срок 25 лет (ст.1 Закона).

Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге утверждена Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.2.2014 года №84, актуализация которой предусмотрена ежегодно до 01 июня.

В соответствии с данной региональной программой, относительно многоквартирного дома по <адрес> предусмотрены работы по капитальному ремонту систем теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, лифтового оборудования в период 2015-2017 годы; лифтового оборудования в период 2017-2019 годы; фасада, системы электроснабжения в период 2018-2020 годы; подвальных помещений в период 2024-2026 годы; крыши в период 2030-2032 годы.

Законом Санкт-Петербурга от 11.12.2013 года №690-120 предусмотрено, что краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта составляется на основе региональной программы капитального ремонта и утверждается Правительством Санкт-Петербурга сроком на 3 года с распределением по годам в пределах данного срока

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.02.2014 года №86 утвержден Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при актуализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурга, согласно которому Жилищный комитет по результатам обобщения и анализа представленных сведений и полученных в результате мониторинга технического состояния многоквартирных домов, с учетом решений о необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирной доме, принятых в предыдущем и текущем годах, разрабатывает и ежегодно до 20 мая обеспечивает внесение на рассмотрение Правительства Санкт-Петербурга проекта Постановления Правительства Санкт-Петербурга о внесении изменений в региональную программу.

Краткосрочными планами на 2015,2017 годы, утвержденными Постановлениями Правительства Санкт-Петербурга от 28.12.2015 года, от 29.12.2017 года предусмотрены работы по капитальному ремонту лифтового оборудования многоквартирного дома <адрес>.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ, формирование и утверждение краткосрочных планов отнесено к полномочиям Жилищного комитета Санкт-Петербурга.

Краткосрочным планом на 2022 год, утвержденным распоряжением Жилищного комитета от 30.09.2020 года №962-р, предусмотрены работы по капитальному ремонту систем теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения в данном многоквартирном доме.

Иные работы и в иные сроки, в том числе в спорный период времени, в отношении данного многоквартирного дома региональной программой, краткосрочными планами, не предусмотрены.

Таким образом, у ответчика в соответствии с утвержденными программами капитального ремонта общего имущества отсутствовали основания к организации производства и финансированию работ по капитальному ремонту общего имущества в квартире истца, в частности, заявленные им работы по ремонту межэтажного перекрытия, в том числе к моменту заключения и исполнения заключенного истцом договора подряда.

Производство работ по капитальному ремонту межэтажного перекрытия в многоквартирном доме, в том числе в квартире истца, за производство которого истец требует взыскать убытки, ни одной из программ не предусмотрено. Кроме того, произведенные по заказу истца работы не относятся к объему работ относительно основных повреждений, зафиксированных представленным истцом актом от 03.09.2013 года (повреждения кровли, крыши, чердачного помещения).

Срок исполнения обязательств по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома не наступил и не изменялся.

В соответствии со ст.189 Жилищного кодекса Российской Федерации, проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных ч.6 настоящей статьи.

Собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе.

Не менее чем за шесть месяцев (если иной срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации) до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, либо региональный оператор (в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора) представляет таким собственникам предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта, в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Собственники помещений в многоквартирном доме не позднее чем через три месяца с момента получения предложений, указанных в ч.3 настоящей статьи (если более продолжительный срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации), обязаны рассмотреть указанные предложения и принять на общем собрании решение в соответствии с ч.5 настоящей статьи.

В случае, если в срок, указанный в ч.4 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирном доме, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме, орган местного самоуправления в течение месяца со дня истечения указанного срока принимает решение о проведении такого капитального ремонта в соответствии с региональной программой капитального ремонта, уведомив собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятом решении, в том числе с использованием системы. В случае возникновения аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера решение по вопросам, предусмотренным п.п.1,2 настоящей статьи, принимается в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В указанном случае капитальный ремонт многоквартирного дома осуществляется без его включения в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта и только в объеме, необходимом для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, за счет средств регионального оператора, определенных ст.185 настоящего Кодекса и законом субъекта Российской Федерации в качестве денежных средств для обеспечения финансовой устойчивости деятельности регионального оператора, и учитывается при ежегодной актуализации региональной программы капитального ремонта (часть 6).

Согласно ч.7 ст.189 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае, если капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, не проведен в срок, предусмотренный региональной программой капитального ремонта, и при этом в соответствии с порядком установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме требуется оказание какого-либо вида услуг и (или) выполнение какого-либо вида работ, предусмотренных для этого многоквартирного дома региональной программой капитального ремонта, орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня получения соответствующего уведомления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и направляет такое решение владельцу специального счета. Владелец специального счета обязан перечислить средства, находящиеся на специальном счете, на счет регионального оператора в течение одного месяца с момента получения такого решения органа местного самоуправления. Решение о капитальном ремонте общего имущества в этом многоквартирном доме принимается в соответствии с ч.ч.3-6 настоящей статьи. В случае, если владелец специального счета не перечислил средства, находящиеся на специальном счете, на счет регионального оператора в срок, установленный настоящей частью, региональный оператор, любой собственник помещения в многоквартирном доме, орган местного самоуправления вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании средств, находящихся на специальном счете, с перечислением их на счет регионального оператора.

В течение десяти дней с даты подписания акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор обязан передать лицу, осуществляющему управление этим многоквартирным домом, копии документов о проведенном капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме (в том числе копии проектной, сметной документации, договоров об оказании услуг и (или) о выполнении работ по капитальному ремонту, актов приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ) и иные документы, связанные с проведением капитального ремонта, за исключением финансовых документов.

В соответствии с положениями указанной нормы решение о проведении капитального ремонта в многоквартирном доме по <адрес> не принималось. Согласно объяснениям истца, он каких-либо действий по организации общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, включению в повестку дня вопроса о необходимости производства капитального ремонта не предпринимал.

Также, согласно объяснениям истца, с момента приобретения права собственности, он не обращался в уполномоченные органы исполнительной власти с вопросом о необходимости внесения изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге.

Каких-либо данных о наличии оснований к проведению капитального ремонта межэтажных перекрытий в многоквартирном доме в порядке ч.6 ст.189 Жилищного кодекса Российской Федерации без включения в краткосрочный план реализации региональной программы суду не представлено.

Таким образом, Региональный фонд, в том числе в рамках уставной деятельности, осуществляет аккумулирование средств фонда и обеспечивает целевое использование средств, выполняет функции заказчика; проведение капитального ремонта обеспечивает в объеме и сроки, которые установлены региональной программой.

Полномочиями по формированию региональной программы капитального ремонта, внесению в нее изменений, организации капитального ремонта по своему усмотрению вне рамок региональной программы и краткосрочных планов, региональный оператор не наделен.

Пунктом 6 ст. 182 Жилищного кодекса РФ на регионального оператора возложена ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.

Обстоятельств, свидетельствующих о ненадлежащем исполнении обязанности, либо ее неисполнении ответчиком, в рамках данных правоотношений, судом не установлено.

Проведение ремонтных работ по согласованию с КГИОП в данном случае не имеет правового значения. Полученные истцом сведения о необходимости производства ремонтных работ для проживания в кратчайшие сроки не возлагают на ответчика обязанности по организации и финансированию капитального ремонта в особом, индивидуальном порядке, вне рамок региональной программы в порядке ч.6 ст.189 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо по возмещению понесенных собственником затрат на производство ремонта, тем более, если собственник не сообщал о возникшей необходимости производства такого ремонта.

Распределение бремени доказывания в данных правоотношениях сторон и относительно предмета иска сторонам разъяснено, однако истцом каких-либо надлежащих достоверных доказательств несения убытков по вине ответчика, неправомерного бездействия ответчика, а равно наличия причинно-следственной связи в действиях ответчика и понесенных истцом расходах на ремонт, не представлено.

В свою очередь, стороной ответчика исполнены требования ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в рамках доказывания своей правовой позиции и исполнения возложенного бремени доказывания, представлены доказательства, исключающие признание требований истца обоснованными и возложение на ответчика обязанности по возмещению истцу понесенных им затрат на произведенные ремонтные работы.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Косторному ФИО6 отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья

Решение в окончательной форме изготовлено 07.07.2021г.