ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1956/2014 от 30.09.2014 Устиновского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

Дело № 2-1956-2014

Решение

Именем Российской Федерации

 «30» сентября 2014 года. г. Ижевск

 Устиновский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Полякова Д.В.,

 при секретаре судебного заседания Петуховой О.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике к Органу территориального общественного самоуправления «Комитет территориального общественного самоуправления деревни «Смирново» о ликвидации некоммерческой организации и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц,

Установил  :

 Управление Министерства юстиции РФ по УР обратилось в суд с иском к Органу территориального общественного самоуправления «Комитет территориального общественного самоуправления деревни «Смирново», в соответствии с которым просит ликвидировать Орган территориального общественного самоуправления «Комитет территориального общественного самоуправления деревни «Смирново» (ОГРН № и исключить сведения об указанной организации из Единого государственного реестра юридических лиц.

 Исковые требования истцом мотивированы тем, что орган территориального общественного самоуправления «Комитет территориального общественного самоуправления деревни «Смирново» (далее по тексту решения ТОС «Смирново»), зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ мэром г. Ижевска.

 Сведения о ТОС «Смирново» внесены в Единый государственный реестр юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией Министерства РФ по налогам и сборам по Устиновскому району г. Ижевска с присвоением государственного регистрационного номера <данные изъяты>.

 ТОС «Смирново» обладает правами юридического лица и действует на основании устава, принятого ДД.ММ.ГГГГ на конференции жителей дер. Смирново и зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ мэром г. Ижевска.

 Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, постоянно действующий орган ТОС «Смирново» находится по адресу: <адрес>. Председателем правления ТОС «Смирново» является <данные изъяты>., избранный на свою должность на собрании жителей от ДД.ММ.ГГГГ

 Согласно подпунктам 37, 39 и 81 пункта 6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21.05.2009 года № 147, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике (далее -- Управление) наделено полномочиями по принятию решений о государственной регистрации некоммерческих организаций, по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации, а также по обращению в суд с заявлениями о ликвидации некоммерческой организации.

 В соответствии с пунктом 3 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства (формы №).

 Согласно пункту 3.1. статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.

 Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 года № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» установлено, что сведения, предусмотренные пунктами 3 и 3.1. статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ, предоставляются не позднее 15 апреля года, следующего за отчётным.

 Согласно пункту 10 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных статьей 32 Федерального закона № 7-ФЗ, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

 В результате реализации контрольных полномочий Управлением установлено, что ответчиком не представлены отчеты и сведения, предусмотренные пунктом 3 (3.1.) статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ, за ДД.ММ.ГГГГ

 Управлением неоднократно в адрес ТОС «Смирново», сведения о котором содержатся в учредительных документах и Едином государственном реестре юридических лиц, были вынесены письменные предупреждения о недопустимости нарушения законодательства Российской Федерации, а также привлекалось к административной ответственности за неисполнение предупреждения.

 Несмотря на все принятые меры реагирования, отчётные сведения за ДД.ММ.ГГГГ ТОС «Смирново» до настоящего времени не представил.

 В соответствии с планом проверок некоммерческих организаций на ДД.ММ.ГГГГ, Управлением в период с ДД.ММ.ГГГГ в отношении ТОС «Смирново» проведена плановая документарная проверка на предмет соблюдения требований законодательства и целей, предусмотренных в учредительных документах юридического лица.

 В результате проверки Управлением было установлено, что в проверяемый период с ДД.ММ.ГГГГ ТОС «Смирново» не осуществляло свою деятельность направленную на достижение его уставных целей.

 По результатам проверки Управлением в адрес ТОС «Смирново» вынесено предупреждение (предписание) о недопустимости нарушения законодательства РФ и установлен срок для устранения выявленных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.

 Неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, в соответствии с п. 10 ст. 32 Федерального Закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», является основанием для обращения уполномоченного органа или территориального органа в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации.

 Вызванные в судебное заседание стороны – Управление Министерства юстиции РФ по УР, ответчик – ТОС «Смирново» в лице ФИО1 в судебное заседание не явились, представили заявления, в которых просили о рассмотрении дела в их отсутствие.

 В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Межрайонной инспекции ФНС России №8 по УР не явился, представив заявление о рассмотрении гражданского дела в отсутствие представителя налогового органа.

 На основании п. 5 ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие представителя истца, представителя ответчика и представителя третьего лица, просивших о рассмотрении гражданского дела без их участия.

 Как установлено из представленных сторонами заявлений, Управление Министерства юстиции РФ по УР исковые требования поддержал, ТОС «Смирново» с требованиями заявленными Управлением Министерства юстиции РФ по УР согласился.

Суд, исследовав имеющиеся по делу доказательства, считает установленными следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела:

 ДД.ММ.ГГГГ на основании протокола № 1 схода жителей деревни Смирново создан орган территориального общественного самоуправления и принят Устав органа территориального общественного самоуправления «Комитет территориального общественного самоуправления деревни Смирново».

 ДД.ММ.ГГГГ постановлением мэра г. Ижевска № орган территориального общественного самоуправления «Комитет территориального общественного самоуправления деревни Смирново» был зарегистрирован, и ему присвоен регистрационный номер №

 Как следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, орган территориального общественного самоуправления «Комитет территориального общественного самоуправления деревни Смирново» ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован и ему присвоен государственный регистрационный номер №, а также ТОС «Смирново» поставлен на учёт в налоговом органе ДД.ММ.ГГГГ.

 В соответствии с Уставом ТОС «Смирново» комитет территориального общественного самоуправления деревни Смирново является органом территориального общественного самоуправления. Комитет создан в целях самостоятельного решения вопросов местного значения и привлечению жителей к участию в решении этих вопросов (п.1.1 Устава). Комитет является некоммерческой организацией, наделяется правами юридического лица с момента регистрации в Администрации г. Ижевска (п.1.2 Устава). Согласно раздела 3 Устава, Комитет организует трудовое участие жителей по благоустройству территории, озеленению и улучшению санитарного состояния жилого комплекса, строительству и ремонту дорог, тротуаров, канализационных сетей, спортивных и детских площадок и других работ, связанных с благоустройством и санитарной очисткой территории; содействует городской Администрации в осуществлении контроля за соблюдением правил застройки на территории комплекса, информирует администрацию района о фактах самовольного строительства домов и пристроек к ним, индивидуальных гаражей и других строений; ходатайствует о выделении кредитов на ремонт жилищного фонда малообеспеченным жителям; оказывает помощь учреждениям культуры, здравоохранения, народного образования, расположенным на территории комплекса; организует помощь в трудоустройстве, летнем отдыхе детей и т.д.

 В соответствии с п.п. 4.1, 4.5 Устава, на первом заседании члены комитета выбирают из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря Комитета и распределяю обязанности между другими членами Комитета. Председатель Комитета является исполнительным руководителем Комитета. Председатель заключает договоры от имени Комитета, без доверенности действует от имени Комитета и представляет Комитет в судах.

 Протоколом общего собрания жителей ул. Старосмирновская Устиновского района г. Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ осуществлены перевыборы председателя, которым избран <данные изъяты>.

 Согласно сведений из Единого государственного реестра юридических лиц, <данные изъяты> имеет право без доверенности действовать от имени юридического лица.

 ДД.ММ.ГГГГ Управлением Министерства юстиции РФ по УР в адрес ТОС Смирново направлялись неоднократные предупреждения (предписания) о недопустимости нарушения ФЗ «О некоммерческих организациях», и необходимости представления в Управление Министерства юстиции РФ по УР документов, в соответствии с п.3, п. 3.1 ст. 32 Федерального Закона № 7-ФЗ «О некоммерческих организаций» содержащих отчёт о деятельности организации, о персональном составе руководящих органов, документов о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Получив вышеуказанные предупреждения, ТОС Смирново никаких действий по предоставлению в Управление Министерства юстиции РФ по УР соответствующих документов не предпринял, нарушив п. 3, п. 3.1 ст. 32 Федерального Закона № 7-ФЗ «О некоммерческих организаций», а именно не представив в Управление Министерства Юстиции РФ по УР документы, предусмотренные указанной нормой за ДД.ММ.ГГГГ.

 ДД.ММ.ГГГГ мировым судьёй судебного участка № 1 Устиновского района г. Ижевска вынесено постановление по делу об административном правонарушении в отношении ТОС Смирново о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ, которое вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, ТОС Смирново признано виновным в совершении данного административного правонарушения и в отношении ТОС Смирново назначено наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты>.

 На основании распоряжения начальника Управления Министерства Юстиции РФ по УР № 372-р от 16 июня 2014 года в отношении ТОС Смирново проведена плановая документарная проверка ТОС Смирново.

 По результатам проведённой документарной проверки составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ № 40 Управлением Министерства Юстиции РФ по УР сделан вывод о том, что в период времени с ДД.ММ.ГГГГ ТОС Смирново не осуществлял деятельность направленную на достижение уставных целей.

 ДД.ММ.ГГГГ от председателя ТОС Смирново в адрес Управления Министерства Юстиции РФ по УР подано заявление с просьбой закрыть предприятие ТОС Смирново как юридическое лицо.

 Из справки Управления Министерства юстиции РФ по УР от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в журналах регистрации учета входящей корреспонденции за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время каких-либо документов от ТОС Смирново в Управление Министерства Юстиции РФ по УР не поступало.

Исходя из указанных выше доказательств, имеющих значение для рассмотрения дела, суд приходит к следующим выводам:

 Согласно пп. 63,65,73,74 п.6 Положения об Управлении Министерства Юстиции РФ по субъекту (субъектам) РФ, утвержденному Приказом Министерства юстиции РФ № 26 от 03.03.2014 года, Управление Министерства юстиции РФ по субъекту РФ уполномочено принимать решение о государственной регистрации некоммерческих организаций; осуществлять контроль за соответствием деятельности некоммерческих организаций требованиям законодательства Российской Федерации; обращаться в суд с заявлениями о ликвидации некоммерческих организаций.

 На территории Удмуртской Республики указанные полномочия осуществляет Управление Министерства юстиции РФ по УР.

 Согласно п.п. 3, 3.1 ст.32 Федерального Закона № 7-ФЗ от 12.01.1996 года ( в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) «О некоммерческих организациях», некоммерческие организации, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

 Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.

 В соответствии с пп. «а» п.2 Постановления Правительства РФ от 15.04.2006г. № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» некоммерческая организация представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

 Некоммерческая организация представляет указанные документы в уполномоченный орган (его территориальный орган) непосредственно или в виде почтового отправления с описью вложения. Уполномоченный орган (его территориальный орган) не вправе отказать в принятии указанных документов и в случае их непосредственного представления некоммерческой организацией обязан выдать расписку с отметкой об их получении. Датой представления некоммерческой организацией указанных документов считается дата их принятия уполномоченным органом (его территориальным органом), если документы представлены непосредственно, или дата отправки почтового отправления с описью вложения, если документы представлены в виде почтового отправления с описью вложения.

 В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 50 Гражданского Кодекса РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

 Согласно ч.8 ст. 51 Гражданского Кодекса РФ, юридическое лицо считается созданным, а данные о юридическом лице считаются включёнными в единый государственный реестр юридических лиц со дня внесения соответствующей записи в этот реестр.

 Орган территориального общественного самоуправления «Комитет территориального общественного самоуправления деревни «Смирново» осуществляет свою деятельность с момента регистрации, то есть, с ДД.ММ.ГГГГ.

 ТОС Смирново является действующим юридическим лицом, некоммерческой организацией.

 Следовательно, в своей деятельности ответчик обязан руководствоваться требованиями Федерального Закона № 7-ФЗ от 12.01.1996 года «О некоммерческих организациях».

 Доказательств, подтверждающих то, что ответчик прекратил свою деятельность и был ликвидирован в установленном законом порядке, в судебное заседание не представлено.

 В соответствии с указанными выше нормативными положениями ст.32 ФЗ «О некоммерческих организациях», ТОС Смирново в период с ДД.ММ.ГГГГ обязано было представлять в Управление Министерства юстиции по УР в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ соответственно, за ДД.ММ.ГГГГ документы, содержащие отчёт о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также заявления, подтверждающие соответствие ТОС Смирново критериям, указанным в ч.3.1 ст. 32 Федерального Закона № 7-ФЗ от 12.01.1996 года «О некоммерческих организациях», информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности.

 Лицом, ответственным за правильность и своевременность предоставления указанной информации, является Председатель ТОС Смирново ФИО1

 Указанная обязанность ТОС Смирново не была исполнена.

 В ДД.ММ.ГГГГ Управлением Министерства юстиции РФ по УР в адрес ТОС Смирново неоднократно направлялись предупреждения о недопустимости нарушения Федерального Закона № 7-ФЗ от 12.01.1996 года «О некоммерческих организациях» и о необходимости представления в Управление Министерства юстиции РФ по УР указанной выше информации.

 Несмотря на это, ответчиком до настоящего времени выявленные нарушения требований ч.ч. 3, 3.1 ст.32 Федерального Закона № 7-ФЗ от 12.01.1996 года «О некоммерческих организациях» не устранены.

 В соответствии с ч.1 ст.18 Федерального Закона № 7-ФЗ от 12.01.1996 года «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены указанным федеральным законом.

 Согласно ч.10 ст.32 Федерального Закона № 7-ФЗ от 12.01.1996 года «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных указанной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

 Неоднократное неисполнение ТОС Смирново на протяжении длительного времени (с ДД.ММ.ГГГГ.), в том числе, после направления ответчику соответствующих письменных предупреждений (предписаний) о недопустимости нарушения требований Федерального Закона № 7-ФЗ от 12.01.1996 года «О некоммерческих организациях» и устранении выявленных нарушений, обязанностей, предусмотренных ч.3, 3.1 ФЗ «О некоммерческих организациях», является грубым нарушением норм вышеуказанного закона и свидетельствует об умышленном, злостном уклонении ответчика от исполнения Федерального Закона № 7-ФЗ от 12.01.1996 года «О некоммерческих организациях».

 Существенный характер допущенных юридическим лицом нарушений, злостное уклонение ответчика от их устранения являются в совокупности достаточным основанием для его ликвидации.

 Установив изложенные обстоятельства, суд признает исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике к Органу территориального общественного самоуправления «Комитет территориального общественного самоуправления деревни «Смирново» о ликвидации некоммерческой организации законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.

 Таким образом, суд полагает, что исковые требования Управления Министерства юстиции РФ по УР к Органу территориального общественного самоуправления «Комитет территориального общественного самоуправления деревни «Смирново» о ликвидации некоммерческой организации подлежат удовлетворению.

 Согласно п. 3 ч.3 ст. 61 Гражданского Кодекса РФ, юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

 В силу ч.9 ст. 63 Гражданского Кодекса РФ, ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

 В соответствии с пунктом 6 статьи 22 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 года «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.

 Приказом Минюста РФ от 12.11.2010 года № 343 утверждён Порядок взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций.

 В соответствии с п. 12 Порядка в случае принятия судом в отношении некоммерческой организации решения о ликвидации и исключении из государственного реестра (о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении из государственного реестра) Минюст России (Территориальный орган Минюста России) направляет в налоговый орган (в данном случае ИФНС России по Кемеровской области) заверенные в установленном порядке копии распоряжения и решения суда. Налоговый орган вносит в государственный реестр на основании представленных документов запись в соответствии с решением суда, направляет с сопроводительным письмом в Минюст России (территориальный орган Минюста России) выписку из государственного реестра.

 Поскольку решение суда о ликвидации некоммерческой организации - Органа территориального общественного самоуправления «Комитет территориального общественного самоуправления деревни «Смирново» подлежит удовлетворению, данное обстоятельство является основанием для исключения сведений о вышеуказанном юридическом лице из Единого государственного реестра юридических лиц,

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167, 194-198, 199 ГПК РФ, суд

Решил  :

 Исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике к Органу территориального общественного самоуправления «Комитет территориального общественного самоуправления деревни «Смирново» о ликвидации некоммерческой организации и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц- удовлетворить.

 Ликвидировать некоммерческую организацию - Орган территориального общественного самоуправления «Комитет территориального общественного самоуправления деревни «Смирново» (ОГРН №).

 Решение суда является основанием для исключения сведений о некоммерческой организации Орган территориального общественного самоуправления «Комитет территориального общественного самоуправления деревни «Смирново» из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение одного месяца с момента вынесения решения через Устиновский районный суд г. Ижевска.

Судья Д.В. Поляков