ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1956/2016 от 25.02.2016 Центрального районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

российская федерация

центральный районный суд г.Новосибирска

630099, г. Н о в о с и б и р с к, ул. М. Г о р ь к о г о, д. 89

Дело № 2-

/2016

решение именем российской федерации

Центральный районный суд г. Новосибирска в составе:

председательствующего судьи Пиотровской Ю.Е.,

с участием прокурора Громова Е.Г.,

секретаря судебного заседания Зубовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С. к Управлению ФСКН России по Новосибирской области о признании решения о прекращении допуска к государственной тайне, приказа об увольнении незаконными, восстановлении на службе,

установил:

Истец С. А.С. обратился в суд с иском, в котором просит отменить решение о прекращении его допуска к государственной тайне, отменить приказ об увольнении со службы в органах наркоконтроля и восстановить его прежнем месте работы.

В обоснование требований истец указал, что письменных решения о прекращении допуска к государственной тайне и приказа об увольнении С. А.С. вручено не было. Считает решение о прекращении его допуска к государственной тайне и приказ об увольнении С. А.С. со службы в органах наркоконтроля незаконными, так как нарушений условий контракта он не допускал.

Истец С. А.С. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, содержится в ФКУ СИЗО №1 г. Новосибирска, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель ответчика Управления ФСКН России по Новосибирской области Ч. Я.Р. на основании доверенности от 21.10.2015 г. иск не признала по основаниям изложенным в письменных возражениях. (л.д. 9-14).

Выслушав пояснения, заключение прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что на основании контракта №2843 от 04.06.2012 года С. А.С. принят для прохождения службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в должности следователя 2 отдела следственной службы. (л.д. 15-21).

В соответствии с п. «г» ч. 1 данного контракта С. А.С. принял на себя обязательство строго руководствоваться в служебной деятельности Положением о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденным Указом Президента РФ от 05.06.2003 г. №613 и другими нормативно-правовыми актами РФ и ФСКН России, регламентирующим деятельность органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Приказом №10-лс от 16.01.2015 г. С. А.С. назначен следователем 1 отдела (л.д. 21).

В соответствии с пунктом 7 служебного контракта С. А.С. был поставлен в известность о том, что по роду своей деятельности и обязанностям он будет допущен к государственной тайне и принял на себя добровольно обязательства, связанные с допуском к государственной тайне, на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

30.10.2015 года заместителем Председателя Следственного комитета РФ в отношении С. А.С. возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 290 Уголовного кодекса РФ (л.д. 22-23).

12.11.2015 года Центральным районным судом г. Новосибирска в отношении С. А.С. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, с содержанием в ФКУ СИЗО №1 г. Новосибирска на срок до 30.12.2015 г. (л.д. 18-20), постановлением этого же суда от 25.12.2015 г. срок содержания под стражей С. А.С. продлен до 29.02.2016 г. (л.д. 27).

16.11.2015г. начальником Управления ФСКН России по Новосибирской области утверждено заключение по результатам служебной проверки.

В ходе служебной проверки установлено, что С. А.С, занимая должность следователя 1 отдела следственной службы Управления, в период с 05.09.2015 по 02.10.2015 совершил грубое нарушение служебной дисциплины, предусмотренное подпунктом 12 пункта 142 Положения, выразившееся в несоблюдении прав и интересов человека и гражданина, являясь должностным лицом, а также выходя за рамки установленной законодательством Российской Федерации компетенции органов наркоконтроля из личной корыстной заинтересованности; незаконном бездействии; несоблюдении запретов и ограничений, установленных законодательством, порочащих честь и достоинства сотрудника, а также нанесении ущерба репутации и авторитету Управления и ФСКН России в целом, чем нарушил положения требований подпунктов б), в), д), ж), м), пункта 2 Общих принципов служебного поведения государственных служащих, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 12.08.2002 №885, подпунктов б), в), д), ж), м) пункта 9 Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного исполняющим обязанности директора ФСКН России К. В.А.

За грубое нарушение служебной дисциплины, с учетом тяжести совершенного проступка, обстоятельств, при которых он был совершен, степени вины, отношения к службе, деловых и личных качеств сотрудника, на С. А.С. предлагалось наложить дисциплинарное наказание в виде увольнения со службы в органах наркоконтроля.

Согласно акта от 19.11.2015 года С. А.С. отказался от подписи в ознакомлении с заключением результата служебной проверки (л.д. 36).

Взыскание по данному основанию в отношении С. А.С. реализовано не было в связи с появлением иного основания увольнения С. А.С.

Решением начальника Управления ФСКН России по Новосибирской области от 13.11.2015 года допуск следователя 1 отдела следственной службы С. А.С. к государственной тайне прекращен в соответствии со статьями 22, 23 Закона РФ «О государственной тайне», пп. «в» п. 15 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 г. №63, а именно из-за нахождения С. А.С. под следствием за тяжкое преступление. (л.д. 41-42).

Согласно акта от 19.11.2015 г. С.э А.С. отказался от ознакомления с данным решением (л.д. 43).

Уведомление о прекращении допуска к государственной тайне С. А.С. получил 19.11.2015 г. (л.д. 39-40).

Согласно акта от 19.11.2015 г. следователя 1 отдела С. А.С. персонально предупредили о его предстоящем увольнении по пп. 16 п. 142 Положения (л.д. 44).

Как следует из листа беседы от 19.11.2015 года С. А.С. разъяснено, что в связи с принятием решения 13.11.2015 года по прекращению допуска к государственной тайне в связи с нахождением С. А.С. под следствием за государственное тяжкое преступление, он подлежит увольнению со службы в органах наркоконтроля на основании пп. 16 (в связи с прекращением допуска к сведениям, составляющим государственную тайну) п. 142 Положения. С. А.С. разъяснено, что при увольнении по вышеуказанному основанию ему будут осуществлены выплаты. С. А.С. разъяснено, что в соответствии со штатом Управления по состоянию на 19.11.2015 года должности сотрудников, для исполнения обязанностей по которым не требуется допуск к государственной тайне, отсутствуют. В Управлении имеется 6 вакантных должностей работников бюджетной сферы, для исполнения обязанностей по которым не требуется допуск к государственной тайне, от всех должностей С. А.С. отказался, о чем собственноручно написал. Кроме того, С. А.С. ознакомлен с порядком увольнения, предусмотренным пунктами 141-146 и 149-159 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (л.д. 45-46).

Приказом №738-лс от 27.11.2015 года на основании пп. 16 п. 142 С. А.С. исключен из списков сотрудников органов наркоконтроля, основанием послужило решение о прекращении допуска к государственной тайне от 13.11.2015 года, лист беседы, акт (л.д. 47-48).

Выписку из приказа от 27.11.2015 г. №738-лс С. А.С. получил на руки 27.11.2015 г. (л.д. 49).

Правовая основа и порядок прохождения гражданами Российской Федерации правоохранительной службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ определяется Положением "О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ", утвержденным Указом Президента РФ от 05.06.2003 N 613. (далее Положение)

Согласно п. 2 указанного Положения прохождение службы в органах наркоконтроля осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими порядок ее прохождения, а также в соответствии с настоящим Положением.

В соответствии с пунктом 61 Положения, сотрудник обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, международные договоры и нормативные правовые акты ФСКН России( подпункт 1).

Согласно статьи 1 Закона Российской Федерации от 24 июля 1993г. № 5485-1 «О государственной тайне» положения настоящего Закона обязательны для исполнения на территории Российской Федерации и за её пределами в том числе должностными лицами и гражданами Российской Федерации, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Статья 23 данного закона устанавливает, что допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в том числе при однократном нарушении взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны.

В соответствии со ст. 22 вышеназванного Закона основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне может являться нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010г. № 63 утверждена Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне. Подпункт «б» пункта 15 Инструкции определяет, что допуск гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению должностного лица, принявшего решение о его допуске к государственной тайне в случае однократного нарушения им обязательств, связанных с защитой государственной тайны. Решение о прекращении допуска к государственной тайне может быть обжаловано гражданином в вышестоящую организацию или в суд.

Как установлено судом, С. А.С. обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 290 Уголовного кодекса РФ, что в соответствии с главой 30 данного кодекса относится к преступлениям против государственной власти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления, а в соответствии со ст. 15 данного кодекса относится к категории тяжких преступлений.

Учитывая, что решение о прекращении допуска к государственной тайне вынесено по основанию, предусмотренному ст. 22 Закона РФ «О государственной тайне», нашедшего свое подтверждение в судебном заседании, надлежащим должностным лицом, указанным в ст. 23 вышеназванного Закона – начальником Управления Д. А.А. в пределах компетенции, установленной п. 15 Инструкции, суд приходит к выводу, что оснований для отмены данного решения не имеется, а исковые требования в данной части удовлетворению не подлежат.

Довод С. А.С. о том, что решение о прекращении допуска к государственной тайне ему не было вручено суд не принимает, поскольку как следует из представленного ответчиком акта от 19.11.2015 года С. А.С. с решением ознакомился, но от подписи отказался (л.д. 43).

Отказ от подписи в ознакомлении с документов является волеизъявлением истца, обязанности предоставлять копию решения С. А.С. Законом РФ «О государственной тайне» не предусмотрено.

Кроме того суд учитывает, что С. А.С. было получено уведомление о прекращении допуска о государственной тайне (л.д. 39-40), в котором изложены обстоятельства, аналогичные обстоятельствам, указанным в решении.

Разрешая исковые требования об отмене приказа об увольнении С. А.С. и восстановлении на службе, суд исходит из следующего.

Как следует из пп. 16 п. 5 служебного контракта С. А.С. он может быть прекращен или расторгнут, в том числе в связи с прекращением допуска к государственной тайне.

Данное основание предусмотрено пп. 16 п. 142 Указа Президента РФ от 05.06.2003 N 613 "О службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ".

Решение о прекращении допуска к государственной тайне С. А.С. от 13.11.2015 г. судом признано законным.

При этом согласно пп. 3 п. 144 увольнение сотрудника со службы в органах наркоконтроля по основаниям, предусмотренным п.п. 16 п. 142 настоящего Положения, осуществляется независимо от воли сторон, заключивших контракт.

Процедура увольнения сотрудника наркоконтроля регламентирована Приказом ФСКН РФ от 12.04.2005 N 115 "Об утверждении Инструкции об организации работы по увольнению сотрудников со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ".

Согласно пункта 5.8 Инструкции увольнение сотрудника со службы в органах наркоконтроля по подпункту 16 пункта 142 Положения осуществляется в двухнедельный срок со дня окончания оформления документов, подтверждающих наличие оснований для увольнения сотрудника, если невозможно перевести сотрудника на другую вакантную должность в органах наркоконтроля для исполнения обязанностей которой не требуется допуск к государственной тайне, или если сотрудник отказывается от перевода на такую должность.

Учитывая, что решение о прекращении допуска к государственной тайне в отношении С. А.С. принято 13.11.2015 г., а приказ об увольнении вынесен 27.11.2015 г., суд приходит к выводу, что установленный двухнедельный срок для увольнения по данному основанию ответчиком не пропущен.

Кроме того, согласно представленных представителем УФСКН России по Новосибирской области доказательств, в Управлении отсутствуют должности правоохранительной и государственной гражданской службы, которые не требуют допуска к сведениям, составляющим государственную тайну (л.д. 50).

От перевода на другие предложенные должности, для исполнения которых не требуется допуск к государственной тайне С. А.С. отказался (л.д. 46).

Учитывая, что увольнение истца произведено по основанию, которое осуществляется независимо от воли сторон, процедура и сроки увольнения соблюдены, суд не находит оснований для отмены приказа об увольнении С. А.С. и восстановлении его на службе.

Довод истца С. А.С. о том, что приказ об увольнении ему вручен не был, суд не принимает, при этом исходит из следующего.

В соответствии с п. 21.1. Инструкции кадровое подразделение соответствующего органа наркоконтроля в соответствии с пунктами 154, 155 Положения знакомит под роспись уволенного со службы сотрудника с приказом (приказами) или выпиской из приказа (приказов) об увольнении и исключении из списков сотрудников органов наркоконтроля и - выдает ему заверенную выписку из приказа (приказов) об увольнении и исключении из списков сотрудников органов наркоконтроля.

Учитывая, что выписку из приказа об увольнении С. А.С. получил 27.11.2015 г. (л.д. 49), а обязанности выдавать копию самого приказа Инструкцией не предусмотрена, нарушений ответчиком процедуры ознакомления С. А.С. с приказом об увольнении судом не усматривается.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 196-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении иска С. о признании решения о прекращении допуска к государственной тайне, приказа об увольнении незаконными, восстановлении на службе - отказать.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через суд вынесший настоящее решение.

Судья Пиотровская Ю.Е.

решение в окончательной форме составлено 09.03.2016г.