ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1957/2013 от 02.09.2013 Златоустовского городского суда (Челябинская область)

Дело № 2-1957/2013РЕШЕНИЕ   Именем Российской Федерации

02 сентября 2013 г.

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи С.Ю.Фомина

при секретаре Н.М.Шарифуллиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Златоусте гражданское дело по заявлению М. о возложении на Генеральную Прокуратуру Российской Федерации обязанности предоставить информацию,

УСТАНОВИЛ:

М. обратился в суд с заявлением, в котором просил возложить на Генеральную Прокуратуру Российской Федерации (далее – Генеральная Прокуратура РФ) обязанность предоставить информацию.

В обоснование заявленного требования указал, что ДД.ММ.ГГГГ направил жалобу № в Генеральную Прокуратуру РФ, в которой просил сообщить юридические адреса суда, Следственного управления Следственного Комитета РФ по Уральскому федеральному округу, в которые он может обжаловать бездействия органов прокуратуры и следственного комитета. Ответчик, в своем ответе № от ДД.ММ.ГГГГ проявил бездействие, поскольку указанные сведения М. не сообщил, чем нарушил его право на информацию.

Заявитель М. о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, поскольку отбывает наказание в виде лишения свободы (л.д. 42).

Представитель Генеральной Прокуратуры РФ в судебное заседание не явился, о месте и времени заседания извещен надлежащим образом (л.д. 39-40).

В письменном возражении, представленном в материалы дела, указал, что ДД.ММ.ГГГГ в управление Генеральной Прокуратуры РФ поступило обращение М. о неполучении ответов на предыдущие жалобы, в том числе из следственного управления Следственного комитета РФ по Уральскому федеральному округу. В связи с тем, что в соответствии со ст. 39 УПК РФ контроль за деятельностью подчиненных следователей возложен на руководителя следственного органа, обращение в соответствии с установленной компетенцией направлено для рассмотрения руководителю следственного управления. В остальной части обращение рассмотрено управлением, ДД.ММ.ГГГГ заявителю направлен мотивированный ответ, копия которого представлена в материалы дела. Кроме того, в жалобе имелась просьба сообщить почтовые адреса судов <адрес>. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. В этой связи, информирование граждан о местах дислокации судов в компетенцию прокурора не входит, поэтому соответствующая информация М. не направлялась. Вместе с тем, поскольку установление адресов судов вызывает у М. трудности, управлением в инициативном порядке ему направлен список судов <адрес> и правоохранительных органов с почтовыми адресами (л.д. 28-29).

Исследовав материалы дела, суд находит требования М. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Анализ указанных нормпозволяет сделать вывод, что в судебном порядке могут быть оспорены действия (бездействия) и решения, в результате которых нарушены права и свободы граждан; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и обязанностей; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность.

В силу п.4 ст.29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 2 мая 2006г. N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее Закон) граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.   При этом в силу ст.4 Закона под обращением гражданина понимаются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

Согласно ст.5 Закона при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Для реализации указанного права гражданина обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению(п.1 ст.9 Закона).

На основании п.1 ст.12 Закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В соответствии со ст.10 Федерального закона от 17.01.1992 г. №2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным.

Согласно п.п. 3.1., 3.2 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генеральной Прокуратуры РФ от 30.01.2013 г. №45 (далее – Инструкция) по обращению, поступившему в органы прокуратуры Российской Федерации, должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к рассмотрению; о прекращении проверки; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы; о приобщении к ранее поступившей жалобе. Обращения, решения по которым не принимали руководители нижестоящих прокуратур, направляются им для проверки доводов с установлением контроля либо без контроля, с одновременным уведомлением об этом заявителя. Обращения, рассмотрение которых относится к компетенции нескольких подразделений, направляются в нижестоящую прокуратуру подразделением, указанным среди исполнителей первым (ответственный исполнитель), с поручением о проверке доводов в полном объеме, если обращение может быть разрешено нижестоящей прокуратурой. В случае, если часть доводов не может быть проверена в нижестоящей прокуратуре, копия обращения для разрешения в этой части направляется в соответствующее подразделение аппарата.

В соответствии с п.5.1 указанной Инструкции обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - не позднее 15 дней. Если установленный срок разрешения обращения истекает в выходной или праздничный день, последним днем разрешения считается следующий за ним рабочий день.

Как установлено судом, в управление Генеральной Прокуратуры РФ в Уральском федеральном округе ДД.ММ.ГГГГ поступила жалоба М. № от ДД.ММ.ГГГГ о неполучении ответов на предыдущие жалобы (л.д. 30).

Указанная жалоба в части неполучения ответа от следственного управления Следственного комитета РФ по Уральскому федеральному округу была ДД.ММ.ГГГГ направлена для рассмотрения по существу руководителю следственного управления Следственного комитета РФ по Уральскому федеральному округу. Жалоба М. в части доводов о неполучении ответа на его обращение из управления Генеральной прокуратуры РФ в Уральском федеральном округе рассмотрена ДД.ММ.ГГГГ, о чем заявитель уведомлен (л.д. 31, 32).

Согласно ответа исполняющего обязанности заместителя начальника управления Генеральной прокуратуры РФ в Уральском федеральном округе Ц. (л.д. 32) жалоба М. № от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрена. Установлено, что требований Инструкции при рассмотрении жалобы не допущено.

М. даны разъяснения по существу его обращения.

Указанный ответ был направлен в адрес начальника ФКУ Т ГУФСИН России по Челябинской области для объявления М. ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 32).

Таким образом, из представленных доказательств следует, что управление Генеральной Прокуратуры РФ в Уральском федеральном округе рассмотрело обращение М. в установленный законом срок и предоставило в его адрес ответ на обращение.

Доводы заявителя о том, что Генеральная Прокуратура РФ проявила бездействие, не предоставив ему информацию об адресах суда, следственного Управления Следственного Комитета РФ по Уральскому федеральному округу, суд находит несостоятельными по следующим основаниям.

По смыслу гл. 25 ГПК РФ к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

В силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 г. №2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура осуществляет:

надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

надзор за исполнением законов судебными приставами;

надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.

В соответствии со ст.10 указанного закона в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.

Анализ указанных норм позволяет прийти к выводу о том, что в органах прокуратуры разрешаются обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Информирование граждан о месте нахождения судов либо каких-то иных государственных органов, организаций, не относится к полномочиям органов прокуратуры.

Кроме того, как следует из ответа заместителя начальника управления Генеральной прокуратуры РФ в Уральском федеральном округе Д. (л.д. 33), а также письменных возражений (л.д. 28-29), в связи с затруднениями, возникшими у М. с установлением адреса судов и правоохранительных органов, заявителю в инициативном порядке направлен список судов г. Екатеринбурга и правоохранительных органов с почтовыми адресами (л.д. 34).

На основании изложенного, у суда не имеется оснований для возложения обязанности на Генеральную прокуратуру РФ предоставить М. сведения о месте нахождения судов и правоохранительных органов. Нарушений прав М. действиями Генеральной прокуратуры РФ при рассмотрении данного дела не установлено.

При этом суд учитывает, что при рассмотрении вышеуказанной жалобы М. Генеральной прокуратурой Российской Федерации в полной мере были соблюдены требования Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а также Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации.

В силу ч.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

На основании изложенного, суд находит, что действия Генеральной прокуратуры РФ по рассмотрению жалобы М. не противоречат требованиям действующего законодательства, следовательно, не нарушают прав заявителя, в связи с чем, требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.12, 198, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать М. в удовлетворении требований о возложении обязанности на Генеральную Прокуратуру Российской Федерации предоставить информацию.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Златоустовский городской суд.

Председательствующий: С.Ю. Фомин

Решение не вступило в законную силу