Дело № 2-1957/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Ломоносов 24 октября 2016 года
Ломоносовский районный суд Ленинградской области
в составе председательствующего судьи Смирнова А.С.,
при секретаре **,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ***** к администрации МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области об оспаривании решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду и обязании предоставить земельный участок в аренду,
УСТАНОВИЛ:
***** обратилась в суд с исковым заявлением к администрации МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области, указав, что *** она обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка площадью 2000 кв.м., кадастровый **, с разрешенным использованием: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский муниципальный район, Кипенское сельское поселение, **
*** получен ответ № ** за подписью заместителя главы администрации ** о том, что отсутствую законные основания в предоставлении земельного участка. Поскольку отказ был немотивированным, ******** обратилась с жалобой на этот отказ к вышестоящему должностному лицу - главе администрации МО Ломоносовский муниципальный район **, на что *** ответом № ** за подписью и.о. главы администрации ** в удовлетворении жалобы и предоставлении земельного участка было отказано.
***** считает, что отказ администрации противоречит Земельному кодексу РФ и нарушает предоставленное законом право истца на получение в аренду земельного участка без проведения торгов, поскольку в отношении испрашиваемого земельного участка было принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду постановлением местной администрации МО Кипенское сельское поселение от *****, срок действия которого не истек.
Истец отмечает, что ответ администрации от *** и ответ по жалобе от *** не содержит ссылки на соответствующую норму Земельного кодекса РФ, на основании которой ей отказано в предоставлении земельного участка, и просит признать незаконным отказ в предоставлении ей в аренду земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства без проведения торгов и обязать администрацию МО Ломоносовский муниципальный район ** заключить с ней договор аренды земельного участка площадью 2000 кв.м., кадастровый **, с разрешенным использованием: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: **, Ломоносовский муниципальный район, Кипенское сельское поселение, ** сроком на 20 лет в целях ведения личного подсобного хозяйства.
В судебное заседание ***** не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена через своего представителя (л.д. 46), о причинах неявки не сообщила, об отложении рассмотрения дела не просила.
Представитель истца – адвокат **, действующий на основании ордера и доверенности (л.д. 17, 26), в судебном заседании поддержал исковые требования по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика - администрации МО Ломоносовский муниципальный район ****, действующая на основании доверенности (л.д. 31), в судебном заседании поддержала письменные возражения по иску (л.д. 32-37), из которых следует, что по результатам опубликования извещения о предоставлении земельного участка в аренду поступили заявления от трёх заинтересованных лиц о намерении участвовать в аукционе, а постановление местной администрации МО Кипенское сельское поселение от ***** принято в нарушение норм действующего земельного законодательства.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ суд нашел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно п. 2 ст. 22 Земельного кодекса РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Из материалов дела усматривается, что постановлением местной администрации МО Кипенское сельское поселение от ***** утверждена схема расположения земельного участка (кадастровый **:ЗУ1) на кадастровом плане территории кадастрового квартала 47:14:1109003, площадью 2000 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов; присвоен адрес этому земельному участку: **, Ломоносовский муниципальный район, Кипенское сельское поселение, **А; установлен вид разрешенного использования земельного участка – для ведения личного подсобного хозяйства; предварительно согласовано предоставление указанного земельного участка ***** в соответствии с прилагаемой к постановлению схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала (л.д. 13-14, 15).
Согласно кадастровому паспорту от ***** испрашиваемого ***** земельного участка, сведения об участке внесены в государственный кадастр недвижимости ***, участок имеет кадастровый **, площадь 2000 кв.м, расположен по адресу: **, Ломоносовский муниципальный район, Кипенское сельское поселение, **А, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства (л.д. 7-8).
Письмом администрации МО Ломоносовский муниципальный район ** от *** № ** за подписью заместителя главы администрации ** по обращению представителя ***** – ** о предоставлении указанного земельного участка без проведения торгов в аренду сообщено о том, что у администрации отсутствуют для этого законные основания, поскольку не представлены сведения о поступлении (не поступлении) по результатам размещения местной администрацией МО Кипенское сельское поселение извещения о возможном предоставлении земельного участка в аренду заявлений иных граждан о намерении участвовать в аукционе (л.д. 9).
По результатам рассмотрения жалобы представителя ***** – ** на указанное решение от *** в ответе администрации МО Ломоносовский муниципальный район ** от *** № ** за подписью и.о. главы администрации ** разъяснен порядок предоставления земельных участков, в соответствии с которым после опубликования извещения о предоставлении земельного участка лица, заинтересованные в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, вправе подать заявление о намерении участвовать в аукционе, и указано, что по результатам такого опубликования поступило три заявления иных граждан о намерении участвовать в аукционе, а постановление местной администрации МО Кипенское сельское поселение от ***** принято в нарушение норм действующего земельного законодательства, в связи с чем отказано в предоставлении земельного участка в аренду (л.д. 10-12).
Согласно п. 2 ст. 22 Земельного кодекса РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса (изъятые из оборота земельные участки, занятые объектами находящимися в федеральной собственности), могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 Земельного кодекса РФ (ст. 39.2 Земельного кодекса РФ).
Положениями абзаца 2 п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
С *** произошло перераспределение полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти ** и органами местного самоуправления **.
С *** в ** на основании Областного закона ** от *****-оз произошло перераспределение отдельных полномочий в области земельных отношений между органами местного самоуправления ** и органами государственной власти **, а именно статьей 1 указанного областного закона полномочия органов местного самоуправления поселений по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории поселений, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселений отнесены к полномочиям органов государственной власти **.
Областным законом ** от *****-оз «О наделении органов местного самоуправления отдельными полномочиями в области земельных отношений, отнесенными к полномочиям органов государственной власти **» органы местного самоуправления муниципальных районов ** наделены полномочиями, отнесенными к полномочиям органов государственной власти **, по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории поселений соответствующего муниципального района, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки таких поселений, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Таким образом, после перераспределения отдельных полномочий в области земельных отношений администрация МО Ломоносовский муниципальный район ** с *** является уполномоченным органом по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории поселений Ломоносовского муниципального района, в том числе на территории МО Кипенское сельское поселение, ПЗЗ которого утверждены, а до *** такими полномочиями обладала местная администрации МО Кипенское сельское поселение.
В силу п. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно п. 15 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Так, положениями ч. 1 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
В порядке положений п. 1 ч. 1 и ч. 2 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ местной администрацией МО Кипенское сельское поселение на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» было опубликовано 08.12.2015 года извещение о возможности предоставления земельного участка в аренду для ведения личного подсобного хозяйства и о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка.
В силу ч. 4 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
Согласно ч. 5 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;
2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", и направляет указанное решение заявителю.
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение (ч. 7 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ):
1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;
2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Таким образом, возможность принятия уполномоченным органом решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка гражданину, от которого поступило заявление об этом, поставлена в зависимость от результатов опубликования соответствующего извещения и поступления или не поступления заявлений иных лиц о намерении участвовать в аукционе.
Данные положения призваны обеспечивать реализацию принципов участия населения в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан - пп. 4, 11 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ.
Публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могли быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Исходя из системного толкования предусмотренных Земельным кодексом РФ стадий и условий выбора земельного участка его предварительное согласование предоставления конкретному лицу могло быть оформлено только после такого публичного информирования.
Опубликование сообщения о передаваемом земельном участке в средствах массовой информации является обязательной процедурой, по итогам которой орган местного самоуправления определяет дальнейший порядок предоставления земельного участка.
Передача земельных участков без информирования населения через средства массовой информации, и как следствие, невыявление иных претендентов и рассмотрения их заявок противоречит земельному законодательству.
В этой связи принятие местной администрацией МО Кипенское сельское поселение решения о предварительном согласовании предоставления ***** земельного участка, который предстоит образовать, в постановлении от ***** являлось преждевременным и принятым в нарушении процедуры предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, поскольку принято до опубликования соответствующего извещения и поступления или не поступления заявлений иных лиц о намерении участвовать в аукционе.
Из сообщения местной администрации МО Кипенское сельское поселение следует, что по результатам опубликования извещения принято три заявки от заинтересованных лиц (претендентов на земельный участок).
В этой связи уполномоченным с *** органом - администрацией МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области принято правомерное решение об отказе в предоставлении земельного участка ***** без проведения аукциона и подлежал проведению аукцион на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером **, площадью 2000 кв.м, расположенного по адресу: **, Ломоносовский муниципальный район, Кипенское сельское поселение, ** категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства.
С учетом установленных обстоятельств, суд не усматривает оснований для признания незаконным решения администрации МО Ломоносовский муниципальный район ЛО об отказе ***** в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении искового заявления ***** к администрации МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области об оспаривании решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду и обязании предоставить земельный участок в аренду.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ломоносовский районный суд Ленинградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 31 октября 2016 года.
Судья: А.С. Смирнов