Дело №2-54/2021
УИД 02RS0001-01-2020-005229-87
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 июня 2021 года г. Горно-Алтайск
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
Председательствующего судьи Поляковой С.И.,
при секретаре Якпуновой Э.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Республики Алтай в интересах Республики Алтай к Автономному учреждению дополнительного образования Республики Алтай «Республиканский центр туризма, отдыха и оздоровления» о взыскании денежных средств, использованных не по целевому назначению,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Республики Алтай в интересах Республики Алтай обратился в суд с иском к АУДО РА «Республиканский центр туризма, отдыха и оздоровления» (далее – АУДО РА «РесЦТОиО») о взыскании ущерба, причиненного нецелевым использованием бюджетных средств в размере <данные изъяты>. Требования мотивированы тем, что между Министерством образования и науки РА и АУ ДО РА «РесЦТОиО» ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение № о предоставлении субсидии в размере <данные изъяты>. Дополнительными соглашениями № от ДД.ММ.ГГГГ№ от ДД.ММ.ГГГГ министерство размер субсидий увеличило на <данные изъяты>. Государственное задание предусматривало оказание АУ ДО РА «РесЦТОиО» государственных услуг по реализации дополнительных общеразвивающих программ; реализации дополнительных общеразвивающих программ; государственных работ по организации летнего отдыха и оздоровления детей и по методическому обеспечению образовательной деятельности. Субсидия автономному учреждению предоставлена из республиканского бюджета в рамках реализации подпрограммы «Развитие дошкольного образования» государственной программы Республики Алтай «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства РА № от ДД.ММ.ГГГГ для организации летнего отдыха и оздоровления детей. Однако АУ ДО РА «РесЦТОиО» из выделенной на государственное задание суммы субсидии <данные изъяты> в период май-июль 2019 года были направлены не по целевому назначению, а именно перечислены ООО «Строительные технологии» по договорам на оказание услуг по обеспечению безопасности граждан на пляже <адрес>. Первая сделка совершена ДД.ММ.ГГГГ, исполнитель по заключенному договору должен был организаовать работу матросов-спасателей, информировать отдыхающих о мере безопасности на воде и выполнять иные обязанности, связанные с оказанием этих услуг. Данная закупка на сумму <данные изъяты> осуществлена АУ ДО РА «РесЦТОиО» у единственного поставщика ООО «Строительные технологии», без проведения конкурсных процедур. Срок выполнения определен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Следующим договором № от ДД.ММ.ГГГГ между вышеуказанными сторонами было достигнуто соглашение на сумму <данные изъяты> об оказании тех же услуг на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. АУ ДО РА «РесЦТОиО» <данные изъяты> были израсходованы на оплату по договору об оказании услуг по обеспечению безопасности на пляже <адрес> всем отдыхающим гражданам, независимо от их возраста. Вместе с тем, АУ ДО РА «РесЦТОиО» данные денежные средства направлены на услуги, не предусмотренные государственным заданием, а именно на обеспечение безопасности граждан, которым само учреждение государственные услуги не оказывает. Соответственно ответчиком было совершено нецелевое использование бюджетных средств на общую сумму <данные изъяты>, которые прокурор просит взыскать с ответчика в доход республиканского бюджета.
В судебном заседании представитель истца Д. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика АУ ДО РА «РесЦТОиО» Ш. в судебном заседании по требованиям возражал.
Представитель третьего лица Министерства финансов Республики Алтай А. в судебном заседании просила вынести решение в соответствии с требованиями федерального законодательства.
Представитель третьего лица Министерства образования и науки Республики Алтай О. в судебном заседании по требованиям возражала.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора ООО «Строительные технологии», А. в судебное заседание не явились, о дне слушания извещены надлежащим образом. А. просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 38 БК РФ в основе использования денежных средств находится принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств, либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 БК РФ из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
Согласно пункту 3 ст. 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты (пункт 4 статьи 219 БК РФ).
Статья 162 БК РФ, регламентирующая бюджетные полномочия получателя бюджетных средств, устанавливает, что получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Согласно п. 1 ст. 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
В соответствии с пунктом 7 ст. 306.2 БК РФ наряду с применением бюджетных мер принуждения применяются меры ответственности в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В силу п. 3 ст. 306.4 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в размере средств, использованных не по целевому назначению, и (или) в размере платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Установлено, что государственное задание на 2019 год и плановый 2020 и 2021 года, утвержденное министром образования и науки Республики Алтай ДД.ММ.ГГГГ, предусматривает оказание Учреждением двух государственных услуг и двух государственных работ: реализация дополнительных общеразвивающих программ (с показателем, характеризующим содержание государственной услуги: дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ); работы: организация летнего отдыха и оздоровления детей; методическое обеспечение образовательной деятельности.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ между Министерством образования и науки Республики Алтай и АУ ДО РА «РесЦТОиО» заключено соглашение №.
Предметом соглашения, согласно пунктам 1.1, 2.2 является предоставление из республиканского бюджета Республики Алтай автономному учреждению субсидии в размере <данные изъяты> на финансовой обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) по <данные изъяты> (в рамках реализации основного мероприятия «Развитие системы дополнительного образования детей» подпрограммы «развитие дополнительного образования детей" государственной программы Республики Алтай «Развитие образования».
Как следует из преамбулы соглашения, субсидия предоставляется в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и Положением о порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Республики Алтай и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденным постановлением Правительства Республики Алтай № от ДД.ММ.ГГГГ.
В последующем к соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ между вышеназванными сторонами было заключены дополнительные соглашения (№ от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ), согласно которым размер субсидии увеличен на <данные изъяты>
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между АУ ДО РА «РесЦТОиО» и ООО «Строительные технологии» заключен договор об оказании услуг № на сумму <данные изъяты> с установлением предмера договора: оказание услуг спасателей по обеспечению мер безопасности по сохранению жизни людей на пляже <адрес> Срок выполнения работ установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ между АУ ДО РА «РесЦТОиО» и ООО «Строительные технологии» заключен договор об оказании услуг № на сумму <данные изъяты> с установлением предмера договора: оказание услуг спасателей по обеспечению мер безопасности по сохранению жизни людей на пляже <адрес>. Срок выполнения работ установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Платежными поручениями № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ АУ ДО РА «РесЦТОиО» перечислены ООО «Строительные технологии» денежные средства в общей сумме <данные изъяты>.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО «Строительные технологии» является строительство жилых и нежилых зданий, дополнительный вид деятельности, предусматривающий обеспечение безопасности на водных объектах, за ООО «Строительные технологии» не закреплен.
Кроме того, установлено, что в летнем сезоне 2019 года объект <адрес> не мог эксплуатироваться по назначению, поскольку Управлением Роспотребнадзора по Республике Алтай санитарно-эпидемиологического заключение на пользование водного объекта в целях купания, занятия спортом, отдыха и в лечебных целях не выдавалось.
Таким образом, судом установлено, что Учреждение осуществило нецелевое расходование средств субсидии в размере <данные изъяты>, путем оплаты услуг спасателей по обеспечению мер безопасности по сохранению жизни людей на пляже <данные изъяты>.
Факт нецелевого использования средств подтвержден постановлениями Министерства финансов Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ№, №, №, №, в соответствии с которыми АУ ДО РА «РесЦТОиО» признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ, учреждению назначены наказания в виде штрафа. Постановления вступили в законную силу.
Согласно пункту 1 Порядка исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения, решения об изменении (отмене) решения о применении бюджетных мер принуждения, утвержденного приказом Министерства финансов Республики Алтай №-п от ДД.ММ.ГГГГ, данный правовой акт определяет процедуру исполнения Министерством финансов Республики Алтай решения о применении бюджетных мер принуждения за совершение бюджетного нарушения в отношении финансовых органов муниципальных образований Республики Алтай, главных распорядителей средств республиканского бюджета Республики Алтай, распорядителей средств республиканского бюджета Республики Алтай, получателей средств республиканского бюджета Республики Алтай, главных администраторов доходов республиканского бюджета Республики Алтай и главных администраторов источников финансирования дефицита республиканского бюджета Республики Алтай, решения об изменении (отмене) указанного решения.
Автономные учреждения в силу положений статьи 6 БК РФ к категории перечисленных организаций не относятся.
Прокуратурой республики в Министерство образования и науки Республики Алтай дважды направлялись письма (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ) с требованием принять в соответствии с п. 7 постановления Правительства Республики Алтай № от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах реализации Закона Республики Алтай «О республиканском бюджете Республики Алтай на 2019 год и плановый период 2020-2021 годы», п. 42 Положения о порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Республики Алтай и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденного постановлением правительства РА от ДД.ММ.ГГГГ№, меры к понуждению подведомственного учреждения возместить сумму нецелевого использования.
Выставленное министерством требование о возврате в доход республиканского бюджета субсидии в размере <данные изъяты> ответчиком не исполнено, со ссылкой на отсутствие возможности выполнить данное требование.
Поскольку факт нецелевого использования бюджетных средств подтверждается всей совокупностью исследованных доказательств по делу, поэтому требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В связи с удовлетворением исковых требований, с ответчика в доход бюджета МО «г. Горно-Алтайск» подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление заместителя прокурора Республики Алтай в интересах Республики Алтай удовлетворить.
Взыскать с Автономного учреждения дополнительного образования Республики Алтай «Республиканский центр туризма, отдыха и оздоровления» в доход бюджета Республики Алтай денежные средства в размере <данные изъяты>, путем зачисления на счет Министерства образования Республики Алтай.
Взыскать с Автономного учреждения дополнительного образования Республики Алтай «Республиканский центр туризма, отдыха и оздоровления» в доход местного бюджета МО «город Горно-Алтайск» государственную пошлину в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 07.06.2021 года.
Судья С.И. Полякова