ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-195/19 от 15.01.2019 Асбестовского городского суда (Свердловская область)

66RS0015-01-2019-000002-24 Решение составлено: 28.05.2019г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 мая 2019г. г. Асбест.

Асбестовский городской суд Свердловской области в составе судьи Архипова И.В., при секретаре Гайсиной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-195/2019 по иску Прокурора города Асбеста, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к АО «ВОДОКАНАЛ» «Об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды».

Установил:

Истец Прокурор г. Асбеста, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ответчику АО «ВОДОКАНАЛ» «Об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды», указав, что в ходе осуществления общенадзорных полномочий установлено, что АО «ВОДОКАНАЛ» допускает сброс загрязняющих веществ со сточными водами в водный объект р. Островная, р. Шамейка с превышением установленных нормативов допустимых сбросов.

На основании изложенного, истец просит суд:

Обязать АО «ВОДОКАНАЛ» в срок до *Дата* обеспечить нормативную степень очистки сточных вод, сбрасываемых в р. Островная и р. Шамейка на выпуске с очистных сооружений, в соответствии с разрешительной документации. (л.д. 3-7 том 1)

В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела 08.02.2019 к участию в деле в качестве соответчика привлечены администрация Асбестовского городского округа, в качестве третьего лица – Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области (л.д. 67 том 1)

Истцом неоднократно уточнялись исковые требования, согласно итоговым уточненным исковым требованиям истец указал, что прокуратурой г.Асбеста по поручению прокуратуры области проведены общенадзорные мероприятия соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды АО «Водоканал».

В ходе осуществления общенадзорных мероприятий установлено, что Департаментом Росприроднадзора по Уральскому Федеральному округу на основании приказа от *Дата**Номер* ЗАО «Водоканал» выдано разрешение *Номер* (С) на сброс загрязняющих веществ в составе поверхностных сточных вод без очистки по выпуску сточных вод *Номер*, разрешение *Номер* (С) на сброс загрязняющих веществ в составе хозяйственно-бытовых сточных вод после сооружений биологической очистки по выпуску *Номер*, разрешение *Номер* (С) на сброс загрязняющих веществ в составе хозяйственно-бытовых сточных вод после сооружений биологической очистки в болото Кудельное по выпуску *Номер*а. В приложениях к указанным разрешениям утвержден перечень и количество загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу.

Министерством природных ресурсов и экологии принято решение от *Дата**Номер* о предоставлении АО «Водоканал» в пользование водного объекта – р.Островная.

Сброс сточных вод осуществляется АО «Водоканал» на постоянной основе, что подтверждается сведениями учета объема сброса сточных (дренажных) вод за 2018 год, отчетами по выполнению программы производственного контроля очищенных сточных вод.

В ходе осуществления общенадзорных полномочий установлено, что АО «Водоканал» допускает сброс загрязняющих веществ со сточными водами в водный объект р.Островная с превышениями установленных нормативов допустимых сбросов. Так, согласно сведений учета качества сточных вод за 1 квартал 2018 АО «Водоканал» концентрация БПК полн. в первом квартале 2018 составила 13,2 мг/дм ? (нормативно допустимый объем – 3 мг/дм ?), что превышает допустимую концентрацию в 4,4 раз; концентрация нитратов в первом квартале 2018 составила 41,2 мг/дм ? (нормативно допустимый объем – 40 мг/дм ?), что превышает допустимую концентрацию на 1,2 мг/дм ?.

Министерством природных ресурсов и экологии принято решение от *Дата**Номер* о предоставлении АО «Водоканал» в пользование водного объекта – р. Шамейка.

Сброс сточных вод осуществляется АО «Водоканал» на постоянной основе, что подтверждается сведениями учета объема сброса сточных (дренажных) вод за 2018 год, отчетами по выполнению программы производственного контроля очищенных сточных вод.

В ходе осуществления общенадзорных полномочий установлено, что АО «Водоканал» допускает сброс загрязняющих веществ со сточными водами в водный объект р. Шамейка с превышениями установленных нормативов допустимых сбросов. Так, согласно сведений учета качества сточных вод за 1 квартал 2018 года АО «Водоканал» концентрация нитратов в первом квартале 2018 составила 47,4 мг/дм ? (нормативно допустимый объем – 40 мг/дм ?), что превышает допустимую концентрацию в 1,17 раз, БПК полн. в первом квартале 2018 составила 5,6 мг/дм ? (нормативно допустимый объем – 3 мг/дм ?), что превышает допустимую концентрацию в 1,8 раз. Согласно сведений учета качества сточных вод за 2 квартал 2018 года АО «Водоканал» концентрация БПК полн. во втором квартале 2018 составила 3,2 мг/дм ? (нормативно допустимый объем – 3 мг/дм ?), что превышает допустимую концентрацию в 1,06 раз.

На основании договора аренды сложной вещи – комплекса объектов водоснабжения и водоотведения Асбестовского городского округа *Номер* от *Дата* очистные сооружения, с которых производится сброс в водные объекты р. Шамейка и р. Островная передан Асбестовским городским округом в лице администрации Асбестовского городского округа АО «Водоканал».

Бездействие АО «Водоканал» как хозяйствующего субъекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Указанные нарушения недопустимы и подлежат немедленному устранению.

На основании изложенного, истец просит суд:

Обязать АО «Водоканал» в срок до *Дата* обеспечить нормативную степень очистки сточных вод, сбрасываемых в р. Островная и р. Шамейка на выпуске с очистных сооружений Асбестовского городского округа, в соответствии с разрешительной документацией. (л.д. 82-87 том 2).

На основании заявления прокурора г.Асбеста об отказе от исковых требований в отношении Администрации Асбестовского городского округа по заявленным исковым требованиям (л.д. 88-90 том 2), судом принят отказ прокурора г.Асбеста, действующего в интересах неопределенного круга лиц, в части исковых требований к Администрации Асбестовского городского округа, о возложении на Администрацию Асбестовского городского округа обязанности организовать работы по обеспечению нормативной степени очистки сточных вод, сбрасываемых в р. Островная и р. Шамейка, на выпуске с очистных сооружений Асбестовского городского округа, о чем вынесено отдельное определение ( л.д.94, т.2), и в этой части исковых требований производство по гражданскому делу прекращено.

Помощник прокурора г. Асбеста – Макеева М.А. в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных уточненных исковых требованиях, подтвердив доводы, изложенные в исковом заявлении, уточнив, что по концентрации нитратов в р. Островной превышения не имеется, указание на данное обстоятельство в исковом заявлении ошибочно.

Представители ответчика – АО «Водоканал» Ситникова И.В., Поролло К.В., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании признали исковые требования, представили суду заявление о признании исковых требований (л.д. 93). Дополнительно указав, что по концентрации нитратов в р.Островной не имеется превышения.

Представитель третьего лица – Администрации Асбестовского городского округа Бубнов А.В. в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований к АО «Водоканал», пояснив, что АО «Водоканал» является организацией, осуществляющая эксплуатацию централизованной системы водоотведения, которая должна обеспечивать соблюдение требований законодательства по нормативной степени очистки сточных вод, контроле за сточными водами, поступающими от абонентов, взыскания расходов с абонентов за превышение концентраций, разработку программы повышения экологической эффективности, предусматривающей объем и источники финансирования, в том числе от абонентов. Ранее представили письменные возражения по иску (л.д. 78-81 том 1, 52-57 том 2).

Представители третьего лица – Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области в судебное заседание не явились, извещены о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, ранее представляли суду ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии их представителя, исковые требования поддерживают (л.д. 83 том 1).

Заслушав мнения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.

В силу ст. 21 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»:

1. В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:

нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов;

технологические нормативы;

технические нормативы;

нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;

нормативы допустимых физических воздействий (уровни воздействия тепла, шума, вибрации и ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);

нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды;

нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.

2. Соблюдение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, за исключением технологических нормативов и технических нормативов, должно обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды.

3. Юридические лица и индивидуальные предприниматели за превышение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»:

1. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.

2. Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории.

3. Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой соответственно в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 31.2 настоящего Федерального закона, кроме случаев, предусмотренных статьей 23.1 настоящего Федерального закона.

4. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории.

5. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов не рассчитываются для объектов IV категории.

6. Методики и (или) методы разработки нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

7. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов радиоактивных веществ устанавливаются для стационарных источников разрешениями на выбросы радиоактивных веществ, разрешениями на сбросы радиоактивных веществ, выдаваемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

8. Разрешение на выбросы радиоактивных веществ, разрешение на сбросы радиоактивных веществ выдаются сроком на семь лет.

9. Порядок разработки и установления нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов радиоактивных веществ, а также выдачи разрешений на выбросы радиоактивных веществ, разрешений на сбросы радиоактивных веществ устанавливается Правительством Российской Федерации.

10. Для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов в отношении загрязняющих веществ, не относящихся к технологически нормируемым веществам, нормативы допустимых сбросов устанавливаются комплексным экологическим разрешением или рассчитываются при подаче декларации о воздействии на окружающую среду в целях расчета нормативов состава сточных вод абонента.

11.Нормативы допустимых сбросов для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов в отношении загрязняющих веществ, не относящихся к технологически нормируемым веществам, устанавливаются расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды с учетом фонового состояния водного объекта в отношении загрязняющих веществ, содержание которых в сточных водах объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов при сбросах в водные объекты, определенное на основе сведений об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, проводимой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, превышает значение предельно допустимой концентрации загрязняющего вещества в воде водного объекта.

Согласно пункту 5.3.15 Постановления Правительства РФ от 30.07.2004 N 400 (ред. от 05.10.2018) "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. N 370", указанный орган осуществляет полномочия по выдаче решений на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.

Исходя из ч. 1 ст. 4 Водного кодекса Российской Федерации, использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований названного Кодекса и законодательства в области охраны окружающей среды.

В силу п. 1 ст. 60 Водного кодекса Российской Федерации, при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается: осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").

Согласно ч. 6 ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации, сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

В силу ст. 10 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "О водоснабжении и водоотведении":

1. Собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

2. Входящие в состав централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения здания и сооружения, включая сети инженерно-технического обеспечения, а также связанные с такими зданиями и сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) должны соответствовать требованиям Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".

Как установлено в судебном заседании, прокуратурой г. Асбеста, по поручению прокуратуры области, проведены общенадзорные мероприятия соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды АО «Водоканал».

В ходе осуществления общенадзорных мероприятий установлено, что Департаментом Росприроднадзора по Уральскому Федеральному округу на основании приказа от *Дата**Номер* ЗАО «Водоканал» выдано разрешение *Номер* (С) на сброс загрязняющих веществ в составе поверхностных сточных вод без очистки по выпуску сточных вод *Номер*, разрешение *Номер* (С) на сброс загрязняющих веществ в составе хозяйственно-бытовых сточных вод после сооружений биологической очистки по выпуску *Номер*, разрешение *Номер* (С) на сброс загрязняющих веществ в составе хозяйственно-бытовых сточных вод после сооружений биологической очистки в болото Кудельное по выпуску *Номер*а. В приложениях к указанным разрешениям утвержден перечень и количество загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу. (л.д. 16 том 1)

Министерством природных ресурсов и экологии принято решение от *Дата**Номер* о предоставлении АО «Водоканал» в пользование водного объекта – р.Островная.

Сброс сточных вод осуществляется АО «Водоканал» на постоянной основе, что подтверждается сведениями учета объема сброса сточных (дренажных) вод за 2018 год, отчетами по выполнению программы производственного контроля очищенных сточных вод.

В ходе осуществления общенадзорных полномочий установлено, что АО «Водоканал» допускает сброс загрязняющих веществ со сточными водами в водный объект р.Островная с превышениями установленных нормативов допустимых сбросов. Так, согласно сведений учета качества сточных вод за 1 квартал 2018 АО «Водоканал» концентрация БПК полн. в первом квартале 2018 составила 13,2 мг/дм ? (нормативно допустимый объем – 3 мг/дм ?), что превышает допустимую концентрацию в 4,4 раз (л.д. 21-23 том 1).

Министерством природных ресурсов и экологии принято решение от *Дата**Номер* о предоставлении АО «Водоканал» в пользование водного объекта – р.Шамейка. (л.д. 8-9 том 1)

Сброс сточных вод осуществляется АО «Водоканал» на постоянной основе, что подтверждается сведениями учета объема сброса сточных (дренажных) вод за 2018 год, отчетами по выполнению программы производственного контроля очищенных сточных вод. (л.д. 10-15 том 1)

В ходе осуществления общенадзорных полномочий установлено, что АО «Водоканал» допускает сброс загрязняющих веществ со сточными водами в водный объект р. Шамейка с превышениями установленных нормативов допустимых сбросов. Так, согласно сведений учета качества сточных вод за 1 квартал 2018 года АО «Водоканал» концентрация нитратов в первом квартале 2018 составила 47,4 мг/дм ? (нормативно допустимый объем – 40 мг/дм ?), что превышает допустимую концентрацию в 1,17 раз, БПК полн. в первом квартале 2018 составила 5,6 мг/дм ? (нормативно допустимый объем – 3 мг/дм ?), что превышает допустимую концентрацию в 1,8 раз. Согласно сведений учета качества сточных вод за 2 квартал 2018 года АО «Водоканал» концентрация БПК полн. во втором квартале 2018 составила 3,2 мг/дм ? (нормативно допустимый объем – 3 мг/дм ?), что превышает допустимую концентрацию в 1,06 раз.

На основании договора аренды сложной вещи – комплекса объектов водоснабжения и водоотведения Асбестовского городского округа *Номер* от *Дата* очистные сооружения, с которых производится сброс в водные объекты р. Шамейка и р. Островная передан Асбестовским городским округом в лице администрации Асбестовского городского округа АО «Водоканал».

В соответствии с п.2.2.4 указанного договора, арендодатель (Асбестовский городской округ в лице администрации Асбестовского городского округа) обязан возместить арендатору стоимость произведенных последним неотделимых улучшений арендуемого имущества, а также капитальных ремонтов такого имущества в соответствии с Положением «О порядке возмещения арендатором стоимости неотделимых улучшений и затрат капитального характера в имущество, принадлежащее на праве собственности Асбестовскому городскому округу», утв.Решением Думы Асбестовского городского округа от 18.09.2008 №7/7.

Согласно п.2.3.5 указанного договора, арендатор (АО «Водоканал») вправе производить неотделимые улучшения арендованного имущества, а также его капитальный ремонт за счет арендодателя в случае письменного согласования с последним объемов и стоимости таких улучшений и капитальных ремонтов (л.д. 48-57 том 1).

В соответствии с п. 1 ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ответчик вправе признать иск. Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

В соответствии с п. 2 ст. 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств. Признание заносится в протокол судебного заседания. Признание, изложенное в письменном заявлении, приобщается к материалам дела.

В соответствии с п. 3 ст. 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Учитывая, что признание ответчиком АО «ВОДОКАНАЛ» исковых требований о возложении обязанности на АО «Водоканал» в срок до 31 декабря 2021 года обеспечить нормативную степень очистки сточных вод, сбрасываемых в р. Островная и р. Шамейка, на выпуске с очистных сооружений Асбестовского городского округа, в соответствии с разрешительной документацией, не противоречит закону и не нарушает чьих-либо прав и охраняемых законом интересов, - суд считает, что имеются основания для принятия данного признания судом.

Таким образом, на основании вышеизложенного, исходя из совокупности установленных судом обстоятельств, исследованных доказательств, анализа норм права, регулирующих спорные правоотношения, суд считает, что исковые требования Прокурора г.Асбеста, действующего в интересах неопределенного круга лиц, надлежит удовлетворить, а именно:

Обязать АО «Водоканал» в срок до 31 декабря 2021 года обеспечить нормативную степень очистки сточных вод, сбрасываемых в р. Островная и р. Шамейка, на выпуске с очистных сооружений Асбестовского городского округа, в соответствии с разрешительной документацией.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Исковые требования Прокурора г. Асбеста, действующего в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

1. Обязать АО «Водоканал» в срок до 31 декабря 2021 года обеспечить нормативную степень очистки сточных вод, сбрасываемых в р. Островная и р. Шамейка, на выпуске с очистных сооружений Асбестовского городского округа, в соответствии с разрешительной документацией.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Асбестовский городской суд в течение 1 месяца.

Судья ___________________________ И.В. Архипов