ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-195/20 от 19.03.2020 Кировского районного суда (Ставропольский край)

Дело

(УИД 26RS0-06)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 марта 2020 года <адрес>

Кировский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Кулик П.П., при секретаре ФИО5, с участием зам. прокурора <адрес>ФИО7, представителей ответчиков администрации Кировского городского округа <адрес>ФИО2, действующей на основании доверенности, отдела имущественных и земельных отношений администрации Кировского городского округа ФИО16, действующей на основании доверенности, представителя ответчика ФИО1 - ФИО13, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кировского районного суда <адрес> гражданское дело по иску прокуратуры <адрес> в интересах муниципального образования Кировского городского округа, неопределенного круга лиц к администрации Кировского городского округа, отделу имущественных и земельных отношений администрации Кировского городского округа, ФИО1 о признании незаконным договора аренды земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> в интересах муниципального образования Кировского городского округа, неопределенного круга лиц, в порядке статьи 45 ГПК РФ, обратился в Кировский районный суд <адрес> с иском к администрации Кировского городского округа <адрес>, отделу имущественных и земельных отношений администрации Кировского городского округа <адрес>, ФИО1 о признании незаконным договора аренды земельного участка.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка законности заключения администрацией Кировского городского округа с ФИО1 договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка по адресу: <адрес> «М» с кадастровым номером 26:35:060204:1410. Так, ДД.ММ.ГГГГ в газете «Новопавловское утро» опубликовано извещение о проведении открытого аукциона по продаже прав на заключение договора аренды вышеуказанного земельного участка, победителем которого признан ФИО1, с которым ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> заключен договор аренды земельного участка сроком на 5 лет. Предметом договора является: участок относится с категории земель населенных пунктов и имеет разрешенное использование – автомобильный транспорт (размещение зданий и сооружений, предназначенных для обслуживания пассажиров, а также обеспечивающих работу транспортных средств, для размещения стоянок автомобильного транспорта, осуществляющего перевозки людей по установленному маршруту).

По утверждению прокурора, действующее законодательство относит вопросы организации движения транспортных средств на территории муниципальных образований в виде регулярных перевозок населения по установленным маршрутам за плату и по расписанию, к полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно информации Кировского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, на территории Кировского городского округа перевозки по установленным маршрутам осуществляет: ОАО «Пятигорскавтокоммервис», ООО «Паскомсервис» и ИН ФИО6 Всего внутри округа действует 10 муниципальных маршрутов, которые обслуживаются 10 транспортными средствами: 6 – по городу Новопавловску, 4 – регулярные перевозки между <адрес> и населенными пунктами <адрес>. Расписание движения транспортных средств по муниципальным маршрутам размещено на официальном сайте администрации Кировского городского округа. Все установленные маршруты имеют начальную или конечную точку движения – «автостанция в <адрес> «М». На автостанции, но за пределами земельного участка с КН 26:35:060204:1410, имеется диспетчерская. Таким образом, администрацией Кировского городского округа принимаются меры по организации регулярных перевозок на территории Кировского городского округа. Главным звеном в организации транспортного обслуживания населения является автостанция, расположенная по адресу: <адрес> «М». На автостанции, расположенной на земельном участке с КН 26:35:060204:1410, останавливаются и стоят автобусы, маршрутные такси, осуществляющие регулярные перевозки по установленным маршрутам в <адрес>, Старопавловская, <адрес> и Минеральные Воды и т.д.

Согласно кадастровому паспорту, видом разрешенного использования земельного участка с КН 26:35:060204:1410 является: автомобильный транспорт (размещение зданий и сооружений, предназначенных для обслуживания пассажиров, а также обеспечивающих работу транспортных средств, для размещения стоянок автомобильного транспорта, осуществляющего перевозки людей по установленному маршруту).

В соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, наименование вида разрешенного использования земельного участка «Автомобильный транспорт» включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 7.2.1-7.2.3.

Код 7.2.2 «Обслуживание перевозок пассажиров» содержит описание вида «Размещение зданий и сооружений, предназначенных для обслуживания пассажиров, за исключением объектов капитального строительства, размещение которых предусмотрено содержанием вида разрешенного использования с ко<адрес>.6».

Код 7.2.3 «Стоянки транспорта общего пользования» содержит описание вида «Размещение стоянок транспортных средств, осуществляющих перевозки людей по установленному маршруту».

При этом, в методологических положениях по статистике транспорта, утвержденных приказом Росстата от ДД.ММ.ГГГГ, даны определения, из которых следует, что транспорт общего пользования – транспорт, осуществляющий общедоступное транспортное обслуживание населения. К перевозкам транспорта общего пользования относятся перевозки на коммерческой основе (за плату) пассажиров (включая граждан, пользующихся правом бесплатного проезда на общественном транспорте) или грузов. Перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуются в установленном порядке.

Таким образом, спорный земельный участок предназначен для размещения стоянок транспортных средств общего пользования, осуществляющих перевозки людей по установленному маршруту и, одновременно, предназначен для размещения зданий и сооружений, предназначенных для обслуживания пассажиров, использующих эти самые транспортные средства общего пользования.

В нарушение указанных требований закона администрацией <адрес> (в настоящее время права и обязанности перешли в администрацию Кировского городского округа) и отделом имущественных и земельных отношений администрации Кировского городского округа ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ заключены договора аренды земельного участка и дополнительное соглашение к нему с физическим лицом – ФИО1, который не имеет право на использование данного земельного участка, поскольку не осуществляет регулярные перевозки граждан по установленным маршрутам. Как следствие в настоящее время спорный земельный участок используется, в том числе, по нецелевому назначению, а именно арендатором используется для стоянки индивидуальных частных такси, что затрудняет движение транспортных средств общего пользования и создает условия для предоставления транспортных услуг по установленным маршрутам, не отвечающим требованиям безопасности, в том числе требованиям о противодействии терроризму.

Об умысле на использование земельного участка по нецелевому назначению свидетельствуют также действия ФИО1 в период с января по август 2019 года по обращению в администрацию Кировского городского округа с заявлениями о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства – второй диспетчерской, наряду с действующей, что в последующем предоставит ему право на выкуп земельного участка в индивидуальную собственность. На 4 заявления ему дано 4 отрицательных ответа.

Таким образом, ФИО1 практически и теоретически не может использовать земельный участок по целевому назначению, что также противоречит п. 4.4.2 договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому арендатор обязан использовать земельный участок в соответствии с разрешенными видами использования (целевым назначением). Очевидно, что арендатор не мог и не может использовать земельный участок для размещения стоянок автомобильного транспорта, осуществляющего перевозки людей по установленному маршруту, поскольку данный вид деятельности не является его основным или дополнительным видом деятельности (выписка из ЕГРИП).

Помимо этого, арендатором нарушен п. ДД.ММ.ГГГГ договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому об обязан своевременно принимать все возможные меры по предотвращению угрозы или повреждения участка и расположенных на нем объектов, немедленно извещать арендодателя и соответствующие государственные органы о грозящем нанести такой ущерб событии. Однако, как указано выше, автостанция не отвечает требованиям законодательства о противодействии терроризму и представляет угрозу общественной безопасности, угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц.

Кроме того, заключив договор аренды, администрация Кировского городского округа фактически передала полномочия органов местного самоуправления по организации транспортного обслуживания физическому лицу, что недопустимо. ФИО1 в свою очередь препятствует администрации Кировского городского округа в реализации указанных полномочий (обеспечение безопасности пассажиров, ограничение движения транспортных средств, противодействие терроризму в местах массового скопления граждан).

С учетом изложенного, просит признать договор аренды земельного участка с кадастровым номером 26:35:060204:1410, заключенный ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес>ДД.ММ.ГГГГ администрацией Кировского городского округа) с ФИО1, дополнительное соглашение к указанному договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенное ДД.ММ.ГГГГ отделом имущественных и земельных отношений администрации Кировского городского округа с ФИО1, недействительными ничтожными сделками; исключить из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости записи о регистрации договора аренды земельного участка с кадастровым номером 26:35:060204:1410 от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительного соглашения у нему от ДД.ММ.ГГГГ; вернуть в пользование и владение администрации Кировского городского округа земельный участок с кадастровым номером 26:35:060204:1410.

В судебном заседании зам. прокурора <адрес>ФИО7 исковые требования поддержал в полном объеме и просил суд их удовлетворить.

Ответчик ФИО1, будучи надлежащим и своевременным образом уведомленным о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, но своим письменным ходатайством просил дело рассмотреть в его отсутствие, с непризнанием заявленного иска в полном объеме, с участием своего представителя ФИО13, что суд считает возможным, в виду отсутствия возражений процессуальных участников.

Представитель ответчика ФИО1 - ФИО13 в судебном заседании заявленные исковые требования считала необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Представитель ответчика администрации Кировского городского округа <адрес>ФИО2 в судебном заседании считала иск прокурора <адрес> СК обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.

Представитель ответчика отдела имущественных и земельных отношений администрации Кировского городского округа ФИО16, в судебном заседании также считала иск прокурора <адрес> СК обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Свидетель №2 суду показала, что работает в должности государственного инспектора <адрес> СК по использованию и охране земель. Указанный земельный участок предназначен для размещения стоянок транспортных средств общего пользования, осуществляющих перевозки людей по установленному маршруту и, одновременно, предназначен для размещения зданий и сооружений, предназначенных для обслуживания пассажиров, использующих эти самые транспортные средства общего пользования. Однако в настоящее время указанный участок используется, в том числе, по нецелевому назначению, а именно арендатором используется для стоянки индивидуальных частных такси. Таким образом, использование вышеуказанного земельного участка для стоянок частных индивидуальных такси является нецелевым использованием земельного участка. С проверкой она туда не выезжала, но являясь жителем <адрес>, не однократно бывала в этом месте, этот участок предназначен для общего пользования, но туда не подъехать, потому что водители частных такси выходят и говорят, что это их место и территория.

Свидетель ФИО8 суду показал, что работает в должности государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Кировскому городскому округу. Автостанция в <адрес> «М» предназначена для обслуживания пассажирских перевозок, но там и такси и частные машины, кому как угодно паркуются, безопасности нет. Предписание им не выдавалось, так как это прилегающая территория, рядом выдавалось предписание - установить дорожные знаки и пешеходные ограждения. Эти нарушения им были выявлены визуально, но он может выдать предписание администрации на установление дорожных знаков, но они не могут их там установить, так как это не их территория.

Свидетель Свидетель №3 суду показал, что состоит в должности начальника отдела строительства, архитектуры, дорожного хозяйства и транспорта администрации Кировского городского круга СК. Спорный земельный участок имеет категорию земель и вид разрешенного использования - это размещение зданий и сооружений, предназначенных для обслуживания пассажиров, а так же обеспечение транспортных средств, для размещения стоянок которые осуществляют перевозки людей по установленному маршруту. Считает, что данный земельный участок на основании договора аренды, в котором так же был прописан вид разрешенного использования, используется не по назначению, так как на данный момент осуществляются перевозки в виде личного транспорта индивидуального предпринимателя ФИО1, который не осуществляет перевозки по установленным маршрутам, т.е. земля используется не по назначению. У них есть автостанция на которой завязаны все городские и межпоселенческие маршруты и этот земельный участок препятствует подъезду к этой автостанции. У них есть ограничения, которые были неоднократно высказаны им и перевозчику от ФИО1 о том, что это его арендованная земля и они не имеют возможности заезжать на его индивидуальную землю, так же он (ФИО1) просил дать разрешение установить забор, но к счастью в этом ему было отказано, в противном случае, вообще были бы блокированы все перевозки. Нахождение в аренде земельного участка у ФИО1 препятствует органам местного самоуправления в организации движения транспортных средств по установленным маршрутам. На данный момент, на основании проведенного конкурса по отбору претендентов на осуществление перевозок, по городскому и межпоселенческому маршруту, перевозчиком является Пятигорская организация и по городу осуществляется 6 зарегистрированных маршрутов и 4 межпоселенческих маршрута. Всего 10 маршрутов. В картах маршрутов прописано прохождение маршрута, начиная с автостанции до поселка Солнечный. Диспетчерская принадлежит либо ФИО9 либо Кузнецовой Наталье. Ему известно, что там есть расписание, места, где пассажиры ожидают, есть возвышенность, которая позволяет людям войти в транспорт. От исполнителя контракта по автомобильным перевозкам поступали неоднократные жалобы о том, что создаются препятствия для въезда на территорию из-за большого количества транспорта - такси «Престиж», оформленного на ИП ФИО1, срок разрешения свидетельства у него истек еще в 2016 году.

Как следует из оглашенных в судебном заседании письменных объяснений начальника отдела имущественных и земельных отношений администрации Кировского городского округа СК ФИО10, согласно кадастровому паспорту, видом разрешенного использования спорного земельного участка с КН 26:35:060204:1410 является: автомобильный транспорт (размещение зданий и сооружений, предназначенных для обслуживания пассажиров, а также обеспечивающих работу транспортных средств, для размещения стоянок автомобильного транспорта, осуществляющего перевозки людей по установленному маршруту). Таким образом, спорный земельный участок предназначен для размещения стоянок транспортных средств общего пользования, осуществляющих перевозки людей по установленному маршруту и, одновременно, предназначен для размещения зданий и сооружений, предназначенных для обслуживания пассажиров, использующих эти самые транспортные средства общего пользования. В нарушение вышеуказанных требований закона, администрацией <адрес>ДД.ММ.ГГГГ заключен договор аренды земельного участка и дополнительное соглашение к нему с физическим лицом ФИО1, который не имеет право на использование данного земельного участка, поскольку не осуществляет регулярные перевозки граждан по установленным маршрутам. Как следствие, в настоящее время спорный земельный участок используется, в том числе, по нецелевому назначению, а именно арендатором используется для стоянки индивидуальных частных такси.

Суд, ознакомившись с исковым заявлением, изучив ходатайство ответчика ФИО1, выслушав процессуальных участников, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, оценив собранные доказательства в их совокупности, считает, что данные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом /оспоримая сделка/ либо независимо от такого признания /ничтожная сделка/. Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любом заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе.

Согласно ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре/в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или представленной услуге/возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

В силу ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также п.п. 9 п. 2.3 Положения об администрации Кировского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.

Согласно п. 1 ст. 784 ГК РФ, перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами (подп. 1 п. 2 ст. 784 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

Пунктом 2 ст. 786 Гражданского кодекса РФ и п. 2 ст. 105 Воздушного кодекса РФ определено, что заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией. Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" на основании настоящего Федерального закона, Правительство Российской Федерации утверждает правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а также правила перевозок грузов автомобильным транспортом.

Порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа установлен Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 112.

В пункте 3 названных Правил предусмотрено, что регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются по расписаниям. Расписание регулярных перевозок пассажиров и багажа составляется для каждого остановочного пункта маршрута регулярных перевозок, в котором предусмотрена обязательная остановка транспортного средства (пункт 4). Расписание содержит интервалы отправления транспортных средств, в том числе по периодам времени суток, или временной график отправления транспортных средств от остановочного пункта (пункт 5).

Исходя из изложенного, действующее законодательство относит вопросы организации движения транспортных средств на территории муниципальных образований в виде регулярных перевозок населения по установленным маршрутам за плату и по расписанию к полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно информации администрации Кировского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, на территории Кировского городского округа перевозки по установленным маршрутам осуществляет: ОАО «Пятигорскавтокоммервис», ООО «Паскомсервис» и ИН ФИО6 Всего внутри округа действует 10 муниципальных маршрутов, которые обслуживаются 10 транспортными средствами: 6 – по городу Новопавловску, 4 – регулярные перевозки между <адрес> и населенными пунктами <адрес>. Расписание движения транспортных средств по муниципальным маршрутам размещено на официальном сайте администрации Кировского городского округа. Все установленные маршруты имеют начальную или конечную точку движения – «автостанция в <адрес> «М».

Таким образом, администрацией Кировского городского округа принимаются меры по организации регулярных перевозок на территории Кировского городского округа. Главным звеном в организации транспортного обслуживания населения является автостанция, расположенная по адресу: <адрес> «М». На автостанции, расположенной на земельном участке с КН 26:35:060204:1410, останавливаются и стоят автобусы, маршрутные такси, осуществляющие регулярные перевозки по установленным маршрутам в <адрес> и Минеральные Воды и т.д.

Согласно пункту 1 статьи 615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора, а если они не определены - в соответствии с назначением имущества.

В силу пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой же статьи.

Согласно пункту 17 статьи 39.8 Земельного кодекса внесение изменений в заключенный по результатам аукциона договор аренды земельного участка в части изменения видов его разрешенного использования не допускается.

Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ в газете «Новопавловское утро» было опубликовано извещение о проведении открытого аукциона по продаже прав на заключение договора аренды вышеуказанного земельного участка.

Согласно протокола о результатах аукциона на право заключения договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, победителем аукциона признан участник под номером 2 - ФИО1

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО <адрес> (в настоящее время права и обязанности перешли в администрацию Кировского городского округа) и ФИО1 заключен договор аренды земельного участка (далее – договор) с кадастровым номером 26:35:060204:1410 площадью 426 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – автомобильный транспорт (размещение зданий и сооружений, предназначенных для обслуживания пассажиров, а также обеспечивающих работу транспортных средств, для размещения стоянок автомобильного транспорта, осуществляющего перевозки людей по установленному маршруту) по адресу: <адрес> «м».

ДД.ММ.ГГГГ между отделом имущественных и земельных отношений администрации Кировского городского округа <адрес> и ФИО1 заключено дополнительное соглашение к договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 4.4.2 договора аренды, арендатор имеет право использовать участок в соответствии с разрешенными видами использования (целевым назначением).

Приняв на себя права и обязанности по указанному договору, ФИО1 как арендатор выразил свое согласие на использование земельного участка в соответствии с установленным видом разрешенного использования, тем самым реализовав свое право, предусмотренное пунктом 3 статьи 85 Земельного кодекса.

В соответствии с п. 2 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (ч. 1, 2 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 2 статьи 7 ЗК РФ, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Согласно п. 11 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.

Согласно пп. 8 п. 1 ст. 1, п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В силу положений ст. ст. 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации в порядке реализации положений ст. 9 (ч. 1) и ст. 36 (ч. ч. 1 и 2) Конституции Российской Федерации закрепляет в качестве основного принципа земельного законодательства принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 13-П; определения от ДД.ММ.ГГГГ N 2153-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 671-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 1453-О и от ДД.ММ.ГГГГ N 443-О). Данный принцип земельного законодательства призван обеспечить эффективное использование и одновременно охрану земли как важнейшего компонента окружающей среды; этой же цели служат положения ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, возлагающие на собственников земельных участков обязанность использовать их в соответствии с разрешенным видом использования и целевым назначением (определение от ДД.ММ.ГГГГ N 1919-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 2347-О).

Таким образом, спорный земельный участок предназначен для размещения стоянок транспортных средств общего пользования, осуществляющих перевозки людей по установленному маршруту и, одновременно, предназначен для размещения зданий и сооружений, предназначенных для обслуживания пассажиров, использующих эти самые транспортные средства общего пользования.

В материалы дела прокурором представлены бесспорные доказательства, подтверждающие использование ответчиком ФИО1 земельного участка не по целевому назначению.

Согласно выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от ДД.ММ.ГГГГ № ИЭ, основным видом деятельности ФИО1 является деятельность легкового такси и арендованных легковых автомобилей с водителем.

Из сообщения МИФНС по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что основным видом деятельности индивидуального предпринимателя ФИО1 является деятельность легкового такси и арендованных легковых автомобилей с водителем (ОКВЭД 49.32). Учитывая заявленный вид деятельности, предметом договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ является участок, который относится к категории земель населенных пунктов и имеет разрешенное использование: автомобильный транспорт (размещение зданий и сооружений, предназначенных для обслуживания пассажиров, а также обеспечивающих работу транспортных средств, для размещения стоянок автомобильного транспорта, осуществляющего перевозки людей по установленному маршруту) ставится под сомнение использование ИП земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием.ДД.ММ.ГГГГ в отношении ИП ФИО1 в ЕГРИП внесена запись о дополнительном виде деятельности: регулярные перевозки пассажиров прочим сухопутным транспортом в городском и пригородном сообщении (код ОКВЭД 49.31.2) (л.д. 119).

Согласно кадастровому паспорту, видом разрешенного использования спорного земельного участка с КН 26:35:060204:1410 является: автомобильный транспорт (размещение зданий и сооружений, предназначенных для обслуживания пассажиров, а также обеспечивающих работу транспортных средств, для размещения стоянок автомобильного транспорта, осуществляющего перевозки людей по установленному маршруту).

В соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков наименование вида разрешенного использования земельного участка «Автомобильный транспорт» включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 7.2.1-7.2.3.

Код 7.2.2 «Обслуживание перевозок пассажиров» содержит описание вида «Размещение зданий и сооружений, предназначенных для обслуживания пассажиров, за исключением объектов капитального строительства, размещение которых предусмотрено содержанием вида разрешенного использования с ко<адрес>.6».

Код 7.2.3 «Стоянки транспорта общего пользования» содержит описание вида «Размещение стоянок транспортных средств, осуществляющих перевозки людей по установленному маршруту».

При этом, в методологических положениях по статистике транспорта, утвержденных приказом Росстата от ДД.ММ.ГГГГ, даны определения, из которых следует, что транспорт общего пользования – транспорт, осуществляющий общедоступное транспортное обслуживание населения. К перевозкам транспорта общего пользования относятся перевозки на коммерческой основе (за плату) пассажиров (включая граждан, пользующихся правом бесплатного проезда на общественном транспорте) или грузов. Перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуются в установленном порядке.

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 220-ФЗ).

Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок, которые выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок (часть 2 статьи 17, часть 2 статьи 19 Закона № 220-ФЗ).

Согласно п.19 ч.1 ст.3 Закона № 220-ФЗ, свидетельством об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок является документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок. Карта маршрута регулярных перевозок - документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту (п.20 ч.1 ст.3 Закона № 220-ФЗ).

Карта муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту (ч.3 ст.17 Закона № 220-ФЗ).

В соответствии с п.9 ч.1 ст.26 Закона № 220-ФЗ, в реестры маршрутов регулярных перевозок должны быть включены, в том числе, сведения о видах транспортных средств и классы транспортных средств, которые используются для перевозок по маршруту регулярных перевозок, максимальное количество транспортных средств каждого класса.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст.23 Закона – ФЗ, к участию в открытом конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, соответствующие в том числе следующему требованию: наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих требованиям, указанным в реестре маршрута регулярных перевозок, в отношении которого выдается свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, либо принятие на себя обязательства по приобретению таких транспортных средств в сроки, определенные конкурсной документацией.

Из сообщения администрации Кировского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на территории Кировского городского округа <адрес> регулярные перевозки пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам осуществляются по нерегулируемым тарифам. Открытый конкурс на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории Кировского городского округа СК, объявленный ДД.ММ.ГГГГ, проводился согласно извещению и конкурсной документации, утвержденных постановлением администрацией от ДД.ММ.ГГГГ. На каждый лот открытого конкурса было подано две заявки: от ОАО «Пятигорскавтокомсервис» и ИП «ФИО6». По итогам оценки участников открытого конкурса первое место присвоено заявке ОАО «Пятигорскавтокомсервис». По итогам осмотра транспортных средств, заявленных победителем открытого конкурса, ОАО «Пятигорскавтокомсервис» выданы свидетельства об осуществлении перевозок по соответствующему муниципальному маршруту регулярных перевозок и карт маршрута. Администрация Кировского городского округа каких-либо договоров в сфере транспортного обслуживания населения по установленными администрацией муниципальным маршрутам пассажирских перевозок с ФИО1 не заключала, свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок и карты маршрутов ему не выдавались.

Кроме того, в администрацию Кировского городского округа поступило два заявления: от собственника земельного участка, на котором расположена автостанция по <адрес>ФИО11 об исключении данного остановочного пункта из всех муниципальных маршрутов Кировского городского округа, в связи с отказом перевозчика ОАО «Пятигорскавтокомсервис» заключать договора с владельцем на использование данного земельного участка под загрузку/выгрузку пассажиров, стоянку/отстой транспортных средств и от перевозчика ОАО «Пятигорскавтокомсервис» о том, что предложенные условия собственником земельного участка ФИО11 не выполнимы и просит выделить место для остановочного пункта в районе больницы (л.д. 108-115).

Таким образом, судом установлено, что в нарушение вышеуказанных требований закона, администрацией <адрес> (в настоящее время права и обязанности перешли в администрацию Кировского городского округа) и отделом имущественных и земельных отношений администрации Кировского городского округа ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ заключены договора аренды земельного участка и дополнительное соглашение к нему с физическим лицом – ФИО1 не имеющим право на использование данного земельного участка, поскольку он фактически не осуществляет регулярные перевозки граждан по установленным маршрутам.

Вместе с тем, внесение ответчиком записи в ЕГРИП о дополнительном виде деятельности: регулярные перевозки пассажиров прочим сухопутным транспортом в городском и пригородном сообщении (код ОКВЭД 49.31.2), при отсутствии заключенного в установленном законом порядке договора в сфере транспортного обслуживания населения по установленным администрацией Кировского городского округа СК муниципальным маршрутам пассажирских перевозок, а также свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок и карты маршрутов, ни коим образом не свидетельствуют об осуществлении указанным лицом данного вида деятельности.

Как следует из сообщения начальника ОВО по Кировскому городскому округу – филиала ФГКУ «УВО ГУ ВНГ России по <адрес>» ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГ, автостанция в <адрес> «М» функционирует с нарушением законодательства о противодействии терроризму. Данный объект является местом массового скопления граждан. Нарушения законодательства о противодействии терроризму выражаются в не осуществлении пропускного режима, отсутствии периметрального ограждения (забора), что позволяет свободный въезд и нахождение на территории автостанции посторонних транспортных средств, а именно не автобусов и не маршрутных такси. Кроме того, на территории автостанции находятся частные (индивидуальные такси), которые ни кем не досматриваются при въезде на территорию, что недопустимо.

В связи с чем, суд считает возможным согласиться с доводами прокурора о том, что спорный земельный участок используется, в том числе, по нецелевому назначению, а именно арендатором используется для стоянки индивидуальных частных такси, что затрудняет движение транспортных средств общего пользования и создает условия для предоставления транспортных услуг по установленным маршрутам, не отвечающим требованиям безопасности, в том числе требованиям о противодействии терроризму.

В соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 1 ЗК РФ одним из основных принципов регулирования земельных правоотношений является принцип сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

Сам факт использования не по назначению земельного участка свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц на его использование в соответствии с той целью, для которой он предоставлялся, с учетом отнесения его к землям населенных пунктов вид разрешенного использования – автомобильный транспорт (размещение зданий и сооружений, предназначенных для обслуживания пассажиров, а также обеспечивающих работу транспортных средств, для размещения стоянок автомобильного транспорта, осуществляющего перевозки людей по установленному маршруту).

Таким образом, суд признает договор аренды земельного участка с кадастровым номером 26:35:060204:1410, заключенный ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> с ФИО1, а также дополнительное соглашение к указанному договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенное ДД.ММ.ГГГГ отделом имущественных и земельных отношений администрации Кировского городского округа с ФИО1, недействительными, в силу их ничтожности, в соответствии со ст.ст. 166,168 ГК РФ.

Поскольку требования прокурора об исключении из ЕГРН записей о регистрации договора аренды земельного участка с КН 26:35:060204:1410 от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительного соглашения к нему от ДД.ММ.ГГГГ, являются производными от требований о признании указанных сделок ничтожными, соответственно и в указанной части иск подлежит удовлетворению.

Оценив в совокупности все доказательства представленные сторонами в состязательном процессе, признав из относимыми, допустимыми, достоверными и достаточными в рамках рассматриваемого дела суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокуратуры <адрес> в интересах муниципального образования Кировского городского округа, неопределенного круга лиц к администрации Кировского городского округа, отделу имущественных и земельных отношений администрации Кировского городского округа, ФИО1 о признании незаконным договора аренды земельного участка, удовлетворить.

Признать договор аренды земельного участка с кадастровым номером 26:35:060204:1410, заключенный ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес>ДД.ММ.ГГГГ администрацией Кировского городского округа) с ФИО1, дополнительное соглашение к указанному договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенное ДД.ММ.ГГГГ отделом имущественных и земельных отношений администрации Кировского городского округа с ФИО1, недействительными ничтожными сделками.

Исключить из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости записи о регистрации договора аренды земельного участка с кадастровым номером 26:35:060204:1410 от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительного соглашения к нему от ДД.ММ.ГГГГ.

Вернуть в пользование и владение администрации Кировского городского округа <адрес> земельный участок с кадастровым номером 26:35:060204:1410.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда через Кировский районный суд в течение месяца с момента его вынесения.

СУДЬЯ П.П. КУЛИК.

Мотивированное решение изготовлено 24 марта 2020 года.