ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-195/20 от 24.01.2020 Красноармейского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело № 2-195/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Красноармейский районный суд города Волгограда

в составе председательствующего судьи Мурашкиной И.А.,

при секретаре Тен А.А.,

с участием представителей ответчика Волковой Е.А., Долгова К.В., Колкина Р.Ю.,

24 января 2020 года в городе Волгограде, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рыбинец ФИО20 к Астраханской таможне о признании незаконными доклада о результатах проверки, протокола заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов от 04.10.2019г., приказа от 18.10.2019г. № , отмене взыскания в виде замечания, компенсации морального вреда, выплате материальной стимулирующей выплаты, поощрительной выплаты,

установил:

Рыбинец Н.Ю. обратилась в суд с иском к Астраханской таможне о признании незаконными доклада о результатах проверки, протокола заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов от 04.10.2019г., приказа от 18.10.2019г. , отмене взыскания в виде замечания, компенсации морального вреда, признании права на материальную стимулирующую выплату за 3 и 4 квартал 2019 года.

В обоснование требований указала, что работает в должности <данные изъяты>.

В период времени с 24.06.2019г по 17.09.2019г. Астраханской таможней в отношен нее проводилась проверка, по результатам которой на нее наложено взыскание – замечание.

Считает, что проверка была проведена с нарушениями, так как ей не была предоставлена возможность полноценной защиты ее прав, не была определена ее вина в совершении коррупционного проступка, не исследовался вопрос о том, обязана ли она представлять справку о доходах. Взыскание наложено с нарушением порядка, установленного ст. 59.3 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной службе Российской Федерации». При проведении проверки были допущены нарушения порядка проведения проверки: основанием для проведения проверки послужила информация заместителя начальника Астраханской таможни, который не является работником подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений Астраханской таможни; была предоставлена недостоверная информация о том, что она не уведомила начальника о возможном возникновении конфликта интересов; заместитель начальника Астраханской таможни ФИО21, не являясь должностным лицом уполномоченного на проведение проверки подразделения кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений, фактически участвовал в проведении проверки, т.к. он направлял запрос на предприятие, являющееся работодателем ее супруга, в то время как подобный запрос мог быть подписан только начальником Астраханской таможни; по окончании ее ознакомили с результатами проверки, однако начальнику таможни был представлен доклад по результатам проверки, в котором содержались другие результаты; заместитель начальника таможни ФИО22 являлся заинтересованным в результатах проверки и в результатах заседания комиссии лицом; она не была уведомлена о начале проверки в течение двух рабочих дней с даты ее начала; проверка проведена должностными лицами отдела государственной службы и кадров, в то время как в соответствии с законом она проводится подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений; в течение срока проведении проверки она была лишена возможности получения информации о том, какие сведения проверялись в отношении нее, Астраханской таможней проверялся конфликт интересов, а по окончании проверки на предмет конфликта интересов, ответчик привлек ее к ответственности за указание недостоверных сведений в справке о доходах; в нарушение требований закона с ней не была проведена беседа в установленные 7 дней; копия доклада была ей направлена не кадровой службой, а начальником Астраханской таможни, после окончания проверки по истечении срока ее проведения; приказ Астраханской таможни о наложении наказания не содержит информации о нормативных правовых актах, которые были нарушены.

При формировании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов Астраханской таможни, а также в процессе ее работы, были допущены нарушения: в состав комиссии включено лицо, являющееся инициатором проверки, - ФИО23, который с 17.09.2019г. не являлся должностным лицом Астраханской таможни; из 12 членов комиссии только 2 члена не являлись должностными лицами Астраханской таможни; она не была извещена надлежащим образом о времени и месте заседания комиссии, была вынуждена отказаться от участия в комиссии; ее непосредственный начальник и два государственных служащих, замещающих в государственном органе аналогичные должности, фактически не принимали участие в заседании комиссии, так как они лишь были опрошены с использованием ведеоселекторной связи.

В судебное заседаниеистец Рыбинец Н.Ю. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ранее в судебном заседании она и ее представитель по устному заявлению Рыбинец Д.М. исковые требования уточнили, просили признать незаконными доклад о результатах проверки, протокол заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов от 04.10.2019г., приказ от 18.10.2019г. , отменить взыскание в виде замечания, взыскать компенсацию морального вреда, взыскать материальную стимулирующую выплату за 3 квартал 2019 года в сумме 21000 руб., поощрительную выплату за 2019 год в сумме 72500 руб. по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представителт ответчика Волкова Е.А., Долгов К.В., Колкин Р.Ю. в судебном заседании исковые требования не признали, пояснив, что основанием для проведения проверки в отношении Рыбинец Н.Ю. послужили сведения, изложенные в докладной записке заместителя начальника таможни ФИО24.

В ходе проверки было установлено, что обязанность по уведомлению начальника таможни о возможности возникновении конфликта интересов в отношении деятельности своего супруга была исполнена Рыбинец Н.Ю., однако были установлены факты предоставления недостоверных сведений в справках о доходах в отношении себя и супруга.

Результаты проверки были представлены на заседание комиссии о соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

По итогам заседания комиссии начальнику таможни рекомендовано применить к Рыбинец Н.Ю. взыскание в виде замечания.

При этом при подготовке к заседанию комиссии были затребованы справки формы 2-НДФЛ Рыбинец Н.Ю. за 2018 год, была рассмотрена информация, изложенная в объяснении Рыбинец Н.Ю. от 01.10.2019г., в которых она не смогла пояснить причину предоставления недостоверных сведений.

Доклад о результатах проверки и протокол комиссии никаких юридических последствий дл истца не несли, не содержат обязательных для истца предписаний, в связи с чем требования о признании этих актов незаконными несостоятельны.

18.09.2019г. в адрес Рыбинец Н.Ю. направлено письмо с приложением копии доклада, 01.10.2019г. истец направила в Астраханскую таможню пояснения по выявленным фактам, в связи с чем реализовала свою возможность предоставления доказательств в обоснование своей позиции относительно ранее представленных сведений о доходах.

Рыбинец Н.Ю. является лицом, которое обязано представлять работодателю сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своего супруга, несовершеннолетних детей.

Нарушений при проведении проверки допущено не было, проверка проводилась на основании докладной записки, которая подготовлена должностным лицом отдела инспектирования и профилактики правонарушений, т.е. лицом кадрового подразделения, ответственным за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, на основе сведений, полученных из отделения по противодействию коррупции, указанная докладная записка подписана заместителем таможни ФИО25, координирующим работу отдела государственной службы и кадров, а также отдела инспектирования и профилактики правонарушений.

Рыбинец Н.Ю. была уведомлена о начале проверки в течение 2х рабочих дней путем направления заказного письма с уведомлением.

После поступления от Рыбинец Н.Ю. пояснения от 01.08.2019г., содержащее просьбу о проведении беседы, 08.08.2019г. Рыбинец Н.Ю. была приглашена в Астраханскую таможню, где с ней была проведена беседа.

13.09.2019г. в адрес истца направлено письмо о результатах проверки

Нарушений при формировании комиссии допущено не было, в состав комиссии входили лица, не имеющие личной заинтересованности в рассмотрении вопроса. ФИО26 являлся должностным лицом таможни. Согласно протоколу в состав комиссии входило 5 членов комиссии во главе с председателем, два независимых эксперта и секретарь комиссии. Рыбинец Н.Ю. была надлежащим образом уведомлена о заседании комиссии, ей было предложено участвовать в заседании в здании Дзержинского таможенного поста посредством видеоселекторной связи.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что не имеется оснований для удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.

Государственная гражданская службы как особый вид государственной службы граждан Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Согласно части 1 статьи 15 Закона о государственной гражданской службе Российской Федерации гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляет представителю нанимателя сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи.

Согласно пункта 4 части 1 статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) лица, замещающие должности, указанные в п.п. 1-3 настоящей части.

Как указано в п.п. 1, 5, 6 части 1 статьи 18 Закона № 79-ФЗ гражданский служащий должен исполнять должностные обязанности добросовестно на высоком профессиональном уровне; не совершать действия, связанные влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей; соблюдать ограничения, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами для государственных служащих.

Порядок предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера регулируется Положением о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имущества и обязательствах имущественного характера, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 559.

Указом Президента Российской Федерации № 1065 от 21 сентября 2009 года «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению» предусмотрено, что на подразделения кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений возложены функции обеспечения соблюдения федеральными государственными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами; обеспечения деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов; проведения служебных проверок.

Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 года № 1065 определен порядок осуществления проверки (пункт 1):

а) достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 559:

гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы на отчетную дату;

федеральными государственными служащими на отчетный период за два года, предшествующих отчетному периоду;

б) достоверности и полноты сведений (в части, касающейся профилактики коррупционных правонарушений), представленных гражданами при поступлении на федеральную государственную службу в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации;

в) соблюдения государственными служащими в течение трех лет, предшествующих поступлению информации, явившейся основанием для осуществления проверки, предусмотренной настоящим подпунктом, ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

Проверка, предусмотренная подпунктами «б» и «в» пункта 1 настоящего Положения осуществляется соответственно в отношении граждан, претендующих на замещение любой должности федеральной государственной службы, и государственных служащих, замещающих любую должность федеральной государственной службы (пункт 2).

Проверка, предусмотренная пунктом 1 настоящего Положения, осуществляется по решению : Руководителя Администрации Президента Российской Федерации, председателя президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции; Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – Руководителя аппарата Правительства российской Федерации; руководителя федерального государственного органа или территориального органа федерального государственного органа либо должностного лица, которому такие полномочия предоставлены (пункт 4).

Пунктом 7 Положения установлено, что кадровые службы федеральных государственных органов и кадровые службы территориальных органов федеральных государственных органов, кроме федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, по решению должностного лица, уполномоченного руководителем соответствующего федерального государственного органа, либо руководителем соответствующего территориального органа федерального государственного органа осуществляют проверку:

а) достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются руководителем соответствующего федерального государственного органа или уполномоченными им лицами, а также сведений, представляемых указанными гражданами в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации;

б) достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых государственными служащими, замещающими должности федеральной государственной службы, указанные в подпункте «а» указанного пункта;

в) соблюдения государственными служащими, замещающими должности федеральной государственной службы, указанные в подпункте «а» настоящего пункта, требований к служебном поведению.

Согласно пункта 10 Положения основанием для осуществления проверки, предусмотренной пунктом 1 настоящего Положения, является достаточная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке:

а) правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами;

а.1) работниками подразделений кадровых служб федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностными лицами кадровых служб указанных органов, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

Из пункта 12 Положения следует, что проверка осуществляется в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проверки может быть продлен до 90 дней лицами, принявшими решение о ее проведении.

Исходя из пункта 15 Положения, при осуществлении проверки должностные лица кадровых служб вправе проводить беседу с гражданами или государственным служащими; изучить представленные гражданином или государственным служащим сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и дополнительные материалы; получать от гражданина или государственного служащего пояснения по представленным им сведениям о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и материалам; направлять в установленном порядке запрос (кроме запросов, касающихся осуществления оперативно-розыскной деятельности или ее результатов), в органы прокуратуры Российской Федерации, иные федеральные государственные органы, государственные органы субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных государственных органов, органы местного самоуправления, на предприятия, в учреждения, организации и общественные объединения об имеющихся у них сведениях о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина или государственного служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; о достоверности и полноте сведений, представленных гражданином в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации; о соблюдении государственным служащим требований к служебному поведению; наводить справки у физических лиц и получать от них информацию с их согласия; осуществлять анализ сведений, представленных гражданином или государственным служащим в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.

Пунктом 18 Положения установлено, что запросы, кроме запросов в кредитные организации, налоговые органы Российской Федерации и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, направляются:

а) начальником Управления или уполномоченным им должностным лицом Управления, руководителем подразделения Аппарата Правительства Российской Федерации, руководителем федерального государственного органа либо уполномоченным им должностным лицом - в государственные органы и организации;

б) руководителем территориального органа федерального государственного органа - в государственные органы субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных государственных органов (кроме территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление оперативно-разыскной деятельности), органы местного самоуправления, на предприятия, в учреждения, организации и общественные объединения.

Согласно пункта 18.1 Положения запросы в кредитные организации, налоговые органы Российской Федерации и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, направляются руководителями (должностными лицами) федеральных государственных органов, перечень которых утвержден Президентом Российской Федерации.

Исходя из пункта 23 Положения, по окончании проверки Управление, подразделение Аппарата Правительства Российской Федерации или соответствующая кадровая служба обязаны ознакомить государственного служащего с результатами проверки с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Пунктом 24 Положения установлено, что государственный служащий вправе:

а) давать пояснения в письменной форме: в ходе проверки; по вопросам, указанным в подпункте "б" пункта 22 настоящего Положения; по результатам проверки;

б) представлять дополнительные материалы и давать по ним пояснения в письменной форме;

в) обращаться в Управление, подразделение Аппарата Правительства Российской Федерации или в соответствующую кадровую службу с подлежащим удовлетворению ходатайством о проведении с ним беседы по вопросам, указанным в подпункте "б" пункта 22 настоящего Положения.

Указом Президента Российской Федерации от 01 июля 2010 года № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» утверждено Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Пунктом 7 Положения установлено, что в состав комиссии входят председатель комиссии, его заместитель, назначаемый руководителем государственного органа из числа членов комиссии, замещающих должности государственной службы в государственном органе, секретарь и члены комиссии. Все члены комиссии при принятии решения обладают равными правами. В отсутствие председателя комиссии его обязанности исполняет заместитель председателя комиссии.

Согласно пункта 8 Положенияв состав комиссии входят:

а) заместитель руководителя государственного органа (председатель комиссии), руководитель подразделения кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностное лицо кадровой службы государственного органа, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений (секретарь комиссии), государственные служащие из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения, других подразделений государственного органа, определяемые его руководителем;

б) представитель Управления Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции или соответствующего подразделения Аппарата Правительства Российской Федерации;

в) представитель (представители) научных организаций и образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, деятельность которых связана с государственной службой.

Исходя из пункта 9 Положения, руководитель государственного органа может принять решение о включении в состав комиссии:

а) представителя общественного совета, образованного при федеральном органе исполнительной власти в соответствии с частью 2 статьи 20 Федерального закона от 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации";

б) представителя общественной организации ветеранов, созданной в государственном органе;

в) представителя профсоюзной организации, действующей в установленном порядке в государственном органе.

Согласно пункта 11 Положения, число членов комиссии, не замещающих должности государственной службы в государственном органе, должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов комиссии.

Состав комиссии формируется таким образом, чтобы исключить возможность возникновения конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые комиссией решении (пункт 12 Положения).

В соответствии с пунктом 14 Положения заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа членов комиссии. Проведение заседаний с участием только членов комиссии, замещающих должности государственной службы в государственном органе, недопустимо.

Согласно пункта 16 Положения, основаниями для проведения заседания комиссии являются:

а) представление руководителем государственного органа в соответствии с пунктом 31 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1065, материалов проверки, свидетельствующих:

о представлении государственным служащим недостоверных или неполных сведений, предусмотренных подпунктом "а" пункта 1 названного Положения;

о несоблюдении государственным служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов;

б) поступившее в подразделение кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностному лицу кадровой службы государственного органа, ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, в порядке, установленном нормативным правовым актом государственного органа:

обращение гражданина, замещавшего в государственном органе должность государственной службы, включенную в перечень должностей, утвержденный нормативным правовым актом Российской Федерации, о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, до истечения двух лет со дня увольнения с государственной службы;

заявление государственного служащего о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

заявление государственного служащего о невозможности выполнить требования Федерального закона от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" (далее - Федеральный закон "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами") в связи с арестом, запретом распоряжения, наложенными компетентными органами иностранного государства в соответствии с законодательством данного иностранного государства, на территории которого находятся счета (вклады), осуществляется хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранном банке и (или) имеются иностранные финансовые инструменты, или в связи с иными обстоятельствами, не зависящими от его воли или воли его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

уведомление государственного служащего о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов;

в) представление руководителя государственного органа или любого члена комиссии, касающееся обеспечения соблюдения государственным служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов либо осуществления в государственном органе мер по предупреждению коррупции;

г) представление руководителем государственного органа материалов проверки, свидетельствующих о представлении государственным служащим недостоверных или неполных сведений, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" (далее - Федеральный закон "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам");

д) поступившее в соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и статьей 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации в государственный орган уведомление коммерческой или некоммерческой организации о заключении с гражданином, замещавшим должность государственной службы в государственном органе, трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, исполняемые во время замещения должности в государственном органе, при условии, что указанному гражданину комиссией ранее было отказано во вступлении в трудовые и гражданско-правовые отношения с данной организацией или что вопрос о даче согласия такому гражданину на замещение им должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение им работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации комиссией не рассматривался.

Заседание комиссии проводится, как правило, в присутствии государственного служащего, в отношении которого рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, или гражданина, замещавшего должность государственной службы в государственном органе. О намерении лично присутствовать на заседании комиссии государственный служащий или гражданин указывает в обращении, заявлении или уведомлении, представляемых в соответствии с подпунктом "б" пункта 16 настоящего Положения.

Из содержания пункта 19.1 Положения следует, что заседания комиссии могут проводиться в отсутствие государственного служащего или гражданина в случае:

а) если в обращении, заявлении или уведомлении, предусмотренных подпунктом "б" пункта 16 настоящего Положения, не содержится указания о намерении государственного служащего или гражданина лично присутствовать на заседании комиссии;

б) если государственный служащий или гражданин, намеревающиеся лично присутствовать на заседании комиссии и надлежащим образом извещенные о времени и месте его проведения, не явились на заседание комиссии.

Согласно пункта 22 Положения по итогам рассмотрения вопроса, указанного в абзаце втором подпункта "а" пункта 16 настоящего Положения, комиссия принимает одно из следующих решений:

а) установить, что сведения, представленные государственным служащим в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1065, являются достоверными и полными;

б) установить, что сведения, представленные государственным служащим в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Положения, названного в подпункте "а" настоящего пункта, являются недостоверными и (или) неполными. В этом случае комиссия рекомендует руководителю государственного органа применить к государственному служащему конкретную меру ответственности.

Решения комиссии по вопросам, указанным в пункте 16 настоящего Положения, принимаются тайным голосованием (если комиссия не примет иное решение) простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии (пункт 29).

Решения комиссии оформляются протоколами, которые подписывают члены комиссии, принимавшие участие в ее заседании. Решения комиссии, за исключением решения, принимаемого по итогам рассмотрения вопроса, указанного в абзаце втором подпункта "б" пункта 16 настоящего Положения, для руководителя государственного органа носят рекомендательный характер. Решение, принимаемое по итогам рассмотрения вопроса, указанного в абзаце втором подпункта "б" пункта 16 настоящего Положения, носит обязательный характер (пункт 30).

Копии протокола заседания комиссии в 7-дневный срок со дня заседания направляются руководителю государственного органа, полностью или в виде выписок из него - государственному служащему, а также по решению комиссии - иным заинтересованным лицам (пункт 33).

Руководитель государственного органа обязан рассмотреть протокол заседания комиссии и вправе учесть в пределах своей компетенции содержащиеся в нем рекомендации при принятии решения о применении к государственному служащему мер ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также по иным вопросам организации противодействия коррупции. О рассмотрении рекомендаций комиссии и принятом решении руководитель государственного органа в письменной форме уведомляет комиссию в месячный срок со дня поступления к нему протокола заседания комиссии. Решение руководителя государственного органа оглашается на ближайшем заседании комиссии и принимается к сведению без обсуждения (пункт 34).

В случае установления комиссией признаков дисциплинарного проступка в действиях (бездействии) государственного служащего информация об этом представляется руководителю государственного органа для решения вопроса о применении к государственному служащему мер ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 35).

В соответствии со статьей 57 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) предупреждение о неполном должностном соответствии;

5) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами "а" - "г" пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.

Статья 58 Федерального закона № 79-ФЗ устанавливает, что до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.

Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.

Статья 59.3 Федерального закона № 79-ФЗ устанавливает, что взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии. С согласия гражданского служащего и при условии признания им факта совершения коррупционного правонарушения взыскание, за исключением увольнения в связи с утратой доверия, может быть применено на основании доклада подразделения кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений о совершении коррупционного правонарушения, в котором излагаются фактические обстоятельства его совершения, и письменного объяснения такого гражданского служащего.

При применении взысканий, предусмотренных статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

Взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периодов временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, и не позднее трех лет со дня совершения им коррупционного правонарушения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

Взыскание в виде замечания может быть применено к гражданскому служащему при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения.

В акте о применении к гражданскому служащему взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения в качестве основания применения взыскания указывается статья 59.1 или 59.2 настоящего Федерального закона.

Копия акта о применении к гражданскому служащему взыскания с указанием коррупционного правонарушения и нормативных правовых актов, положения которых им нарушены, или об отказе в применении к гражданскому служащему такого взыскания с указанием мотивов вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.

В судебном заседании установлено, что Рыбинец Н.Ю. работает в Астраханской таможне в должности <данные изъяты>.

Между Астраханской таможней и Рыбинец Н.Ю. 18.12.2012г. заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности гражданской службы Российской Федерации .

24.06.2019г. Астраханской таможней издан приказ «О проведении проверки соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнении обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральным законами.

В соответствии с указанным приказом в период с 24 июня 2019 года по 23 августа 2019 года следовало провести проверку соблюдения старшим государственным таможенным инспектором (по информационно-технической работе) Красноармейского таможенного поста таможни Рыбинец Н.Ю. в течение трех лет, предшествующих поступлению информации, явившейся основанием для осуществления проверки, ограничений и запретов, исполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008г. № 274-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

Основанием для проведения проверки послужили сведении, изложенные в докладной записке, подписанной заместителем начальника таможни ФИО27 от 21.06.2019г. «О проведении проверки», из которой следует, что у Рыбинец Н.Ю. имеется реальная возможность возникновения конфликта интересов и личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей по причине того, что ее супруг ФИО28 занимает должность <данные изъяты>, которое является участником внешней экономической деятельности.

Данная информация была подготовлена должностным лицом отдела инспектирования и профилактики правонарушений ФИО29, т.е. лицом кадрового подразделения, ответственным за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, на основе сведений, полученных из отделения по противодействию коррупции.

В соответствии с требованиями п. 3.4 Приложения к приказу Астраханской таможни от 18.12.2018г. «О распределении обязанностей между начальником таможни, первым заместителем начальника таможни, заместителями начальника таможни, начальником службы таможни» указанная докладная записка была направлена начальнику Астраханской таможни за подписью заместителя начальника таможни ФИО30, координирующего работу отдела государственной службы и кадров, а также отдела инспектирования и профилактики правонарушений.

В связи с тем, что Рыбинец Н.Ю. с 17.06.2019г. по 16.07.2019г. находилась в очередном отпуске, уведомление о начале проведения проверки было направлено в адрес Рыбинец Н.Ю. 25.06.2019г., т.е. в установленный 2-х дневный срок, заказным письмом с уведомлением.

Согласно ответа ФГУП «Почта России» данное отправление не было вручено Рыбинец Н.Ю. в связи с отсутствием адресата на момент доставки. Извещение с приглашением за получением почтового отправления было опущено в абонентский почтовый ящик адресата. В связи с не востребованием адресатом и истечением срока хранения заказное письмо Астраханской таможни 29.07.2019г. было возвращено отправителю.

26.07.2019г. в адрес Рыбинец Н.Ю. повторно направлено письмо таможни, которым она проинформирована о проведении в отношении нее проверки, разъяснены положения п. 22 Положения № 1065.

В пояснении Рыбинец Н.Ю. от 22.07.2019г., адресованном Астраханской таможне, она просила ознакомить ее с информацией, явившейся основанием для проведения проверки, приказом от 24.06.2019г., сведениями, подлежащими проверке.

В пояснении Рыбинец Н.Ю. от 01.08.2019г., адресованном в Астраханскую таможню, истец просила провести с ней беседу, в связи с чем она была приглашена в Астраханскую таможню на беседу на 08.08.2019г.

Приказом начальника Астраханской таможни от 22.08.2019г. в приказ от 2406.2019г внесены изменения, в пунктах 1,3 слова «23 августа 2019 года» заменит словами «17 сентября 2019 год».

В ходе проверки было установлено, что Рыбинец Н.Ю. обязанность, предусмотренная ч. 2 ст. 11 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» была исполнена, что подтверждается заявлением Рыбинец Н.Ю., имеющимся в материалах личного дела.

В ходе проверки были установлены факты предоставления недостоверных сведений в справках о доходах в отношении себя за 2016 и 2018 годы и супруга за 2016 год.

По результатам проверки, изложенным в докладной записке от 17.09.2019г. «Доклад о результатах проверки в отношении Н.Ю. Рыбинец» на имя начальника таможни, было предложено представить материалы проверки в комиссию Астраханской таможни по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

При подготовке заседания комиссии были затребованы в отделе бухгалтерского учета и финансового мониторинга Астраханской таможни справки формы 2-НДФЛ на Рыбинец Н.Ю. за 2018 год. Проведенный анализ справок за 2017 и 2018 год показал, что сведения о доходе в справке за 2017 год аналогичны сведениям в справке за 2018 год, был сделан вывод о наличии в действиях Рыбинец Н.Ю. вины, выразившейся в невнимательности (неосторожности) при заполнении справки за 2018 год (в справку за 2018 год перенесены сведены о сумме дохода за 2017 год).

Кроме того, были выявлены несоответствия сведений о доходах, представленных Рыбинец Н.Ю. в отношении себя за 2016г., 2018 г., супруга ФИО31 за 2016г.

18.09.2019г. на адрес электронной почты Рыбинец Н.Ю. направлено письмо Астраханской таможни от 18.09.2019г. «О результатах проверки» с приложением копии доклада. 20.09.2019г. Рыбинец Н.Ю. ознакомилась с данным докладом.

01.10.2019.от Рыбинец Н.Ю. в Астраханскую таможню поступили объяснения, в которых она указала, что не может объяснить причину предоставления недостоверных сведений в справке.

Приказом Астраханской таможни от 23.08.2019г. утвержден состав комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов Астраханской таможни.

Из Приложения № 1 к указанному приказу следует, что в состав комиссии входят: ФИО32 – заместитель начальника таможни – председатель комиссии; ФИО33 – начальник отдела инспектирования и профилактики правонарушений –заместитель председателя комиссии; члены комиссии: ФИО34, представители научных организаций и образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, деятельность которых связана с государственной службой; представитель общественной организации ветеранов таможенной службы; представитель профсоюзной организации Астраханской таможни; ФИО35 – секретарь комиссии, ФИО36 – секретарь комиссии на период отсутствия ФИО37

25.09.2019г., 01.10.2019г. Астраханская таможня направила в адрес начальника Красноармейского т/п сообщение, что 04.10.2019г. будет проходить заседание комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов Астраханской таможни в отношении Рыбинец Н.Ю., просят организовать явку Рыбинец Н.Ю., а также ее непосредственного руководителя на заседание в помещение Дзержиского таможенного поста, с которым установлена связь с конференц-залом таможни.

Как следует из пояснений представителей ответчика, перед заседанием комиссии издается приказ о том, кто будет принимать участие в комиссии излиц, не замещающих должности государственной службы в таможенном органе, членов профорганизации, членов –ветеранов таможенной службы.

02.10.2019г. Астраханской таможней был издан приказ , в соответствии с которым для проведении 04.10.2019г. заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, включить в состав комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов Астраханской таможни, следующих лиц: ФИО38 – главного государственного таможенного инспектора отдела товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений таможни – представителя первичной профорганизации Астраханской таможни; ФИО39 – главного государственного таможенного инспектора отдела тылового обеспечения таможни – представителя Астраханского регионального отделения Совета ветеранов таможенной службы; ФИО40 – заместителя директора заведующего учебным отделом Астраханского филиала Международного юридического института; ФИО41 – доцента кафедры уголовно-правовых дисциплин Астраханского филиала Международного юридического института. В приложении № 1 слова «ФИО42» заменить на «ФИО43».

Материал проведенной проверки в отношении Рыбинец Н.Ю. были представлены на заседание комиссии. Из протокола от 04.10.2019г. заседания комиссии Астраханской таможни по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулировании конфликта интересов следует, что на заседании комиссии присутствовали: ФИО44 – председатель комиссии; члены комиссии: ФИО45 (представитель профсоюзной организации), ФИО46 (представитель Астраханского областного регионального отделения Союза ветеранов таможенной службы), ФИО47, секретарь комиссии ФИО48.

По итогам заседания комиссии на основании протокола от 04.10.2019г. было принято решение рекомендовать начальнику таможни применить к Рыбинец Н.Ю. меру дисциплинарной ответственности.

Приказом Астраханской таможни от 18.10.2019г. «О привлечении должностного лица к ответственности» на Рыбинец Н.Ю. было наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания.

Разрешая заявленные исковые требования, суд исходит из того, что истец замещает должность <данные изъяты>, которая включена в Перечень должностей федеральной государственной службы в таможенных органах Российской Федерации, представительствах (представителей) таможенной службы Российской Федерации в иностранных государствах и учреждениях, находящихся в ведении ФТС России, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имущества и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного приказом ФТС России от 25 сентября 2015 года № 1936.

Комиссия, чье решение оформлено протоколом от 04.10.2019г. установила имеющие несоответствия в справке о доходах, предоставленной истцом на себя и своего супруга, и, учитывая отсутствие дисциплинарных взысканий, взысканий за коррупционные правонарушения, рекомендовала применить к Рыбинец Н.Ю. меру юридической ответственности в виде замечания за коррупционное правонарушение.

С учетом положений ст. 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ, ст. 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ действия истца были обоснованно квалифицированы как коррупционное правонарушение.

Доводы истца о нарушении порядка назначения и проведения проверки в отношении нее, не нашли своего подтверждении при рассмотрении дела, истец в установленный срок была уведомлена о начале проверки, из названия проверки следует, что она проводилась не только по вопросам урегулирования конфликта интересов, но и для проверки ограничений и запретов, исполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», предусматривающего обязанность должностного лица в предоставлении сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Доводы истца о том, что запрос в организацию, где работает супруг истца, подписан ненадлежащим лицом, суд считает не имеет существенного значения для решения вопроса о правильности проведения проверки и наложения взыскания.

Доводы истца о заинтересованности заместителя начальника Астраханской таможни ФИО49 в результатах проверки ничем не был подтвержден при рассмотрении дела.

В процессе проведения проверки истец представляла свои письменные пояснения 22.07.2019г., 01.08.2019г., 17.09.2019г., таким образом, она не была лишена возможности изложить свою позицию относительно проверки.

Доводы истца о нарушениях ответчиком порядка организации комиссии, суд отклоняет, поскольку состав комиссии не противоречит. п. 8, 11, 12 Положения о комиссиях. Заседание комиссии состоялось при наличии кворума.

Довод истца о том, что истец вынуждена была отказаться от участия в заседании комиссии, суд находит несостоятельным, так как истец заблаговременно была извещена о дате и времени заседания комиссии, о том, что заседание будет проводиться в здании Дзержинского таможенного поста посредством видеоселекторной связи, что суд находит не противоречащим требованиям закона, добровольно отказалась от участия в заседании.

Приказ о наложении на истца дисциплинарного взыскания издан уполномоченным лицом – начальником Астраханской таможни.

Взыскание в виде замечания применено к истцу с соблюдением установленного законом срока, сучетом характера совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжести, обстоятельств, при которых оно совершено, соблюдения гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующих результатов исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

Довод истца о том, что проведенной Астраханской транспортной прокуратурой проверкой выявлены факты нарушения Астраханской таможней порядка проведения проверки в отношении истца, суд считает не имеющим влияния на существо рассматриваемого спора.

Кроме того, по представлению Астраханской транспортной прокуратуры в адрес Астраханской таможни, проведена служебная проверка, по заключению которой нарушений по проведению проверки в отношении Рыбинец Н.Ю. установлено не было, действия должностных лиц таможни соответствуют требованиям норм законодательства о противодействии коррупции, о чем в адрес Астраханской транспортной прокуратуры направлено сообщение с копией заключения.

Требования истца о признании незаконными доклада о результатах проверки, протокола заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов от 04.10.2019г., не могут быть предметом рассмотрения, так как данные документы не порождают для истца прав и обязанностей, а лишь содержат информацию о проведенной в отношении истца проверке.

При установленных в судебном заседании обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования истца о признании незаконнымидоклада о результатах проверки, протокола заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов от 04.10.2019г., приказа от 18.10.2019г. , отмене взыскания в виде замечания, компенсации морального вреда, выплате материальной стимулирующей выплаты, поощрительной выплаты, удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194-199ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Рыбинец ФИО50 к Астраханской таможне о признании незаконным доклада о результатах проверки, протокола заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов от 04.10.2019г., приказа от 18.10.2019 года отмене взыскания в виде замечания, компенсации морального вреда, выплате материальной стимулирующей выплаты за 3 квартал 2019 года в сумме 21000 руб., поощрительной выплаты за 2019 год в сумме 72500 руб. отказать.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Красноармейский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено машинописным текстом 31 января 2020 года.

Председательствующий: И.А. Мурашкина