ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-195/2016 от 28.03.2016 Вилегодского районного суда (Архангельская область)

Дело № 2-195/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 марта 2016 года с. Яренск

Вилегодский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего Якимова В.Н.,

при секретаре Свиридовой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Яренске гражданское дело по иску ФИО1 к государственному казенному учреждению Архангельской области «Отделению социальной защиты населения по Ленскому району» об обязании назначить и выплачивать ежемесячную денежную выплату при рождении третьего ребенка,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к государственному казенному учреждению Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по Ленскому району» (далее – ГКУ Архангельской области «ОСЗН по Ленскому району») об обязании назначить и выплачивать ежемесячную денежную выплату при рождении третьего ребенка.

В обоснование исковых требований указала, что с 2014 года переехала из Республики Коми на постоянное место жительства в <адрес>. В августе 2014 года зарегистрировалась по указанному адресу. _____.__г родила третьего ребенка, и семья получила статус многодетной. В сентябре 2015 года она обратилась в ГКУ Архангельской области «ОСЗН по Ленскому району» за получением пособий и льгот положенных многодетной семье. Однако, ответчик отказал в получении регионального материнского капитала и ежемесячного пособия на третьего ребенка в возрасте до трех лет, ссылаясь на то, что она не имеет права на получение пособий, так как истец не проживает на территории Архангельской области три года. Считает действия ответчика нарушающими ее права на получение мер социальной поддержки как многодетной семьи. В связи с чем, просит обязать ответчика назначить и выплачивать ежемесячную денежную выплату на третьего ребенка, начиная с сентября 2015 года до достижения ребенком возраста трех лет в размере 10138 рублей 00 копеек ежемесячно, с последующей индексацией.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала, по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика ГКУ Архангельской области «ОСЗН по Ленскому району» ФИО2 в судебном заседании с заявленными требованиями истца не согласилась, просит в их удовлетворении отказать. Пояснила, что в отказе ФИО1 в начислении ежемесячного пособия до трех лет на третьего ребенка, нет нарушений положений Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 606 «О мерах реализации демографической политики Российской Федерации», так как он носит рекомендательный характер для субъектов Российской Федерации по вопросу введения ежемесячной денежной выплаты в случае рождения третьего ребенка и последующих детей. Статьей 8.1 Закона Архангельской области от 22 июня 2005 г. № 55-4-ОЗ «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Архангельской области» (далее - Закон Архангельской области от 22 июня 2005 г. № 55-4-ОЗ), установлено, что для назначения ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка необходимо проживать на территории Архангельской области не менее трех лет. ФИО3 зарегистрирована на территории Архангельской области с _____.__г, то есть менее трех лет, по этому основанию и было отказано в назначении ежемесячного денежного пособия на третьего ребенка.

Суд, выслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.

Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся защита семьи, материнства, отцовства и детства социальная защита, включая социальное обеспечение.

В соответствии с частью 2 статьи 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.

В силу положений пункта 24 части 2 ст. 26.3 названного Федерального закона решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» рекомендовано высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации установить до 1 июля 2012 года нуждающимся в поддержке семьям ежемесячную денежную выплату в размере определенного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей, назначаемую в случае рождения после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.

Из изложенных правовых норм следует, что полномочия по защите материнства, детства, социальному обеспечению находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Указанные полномочия, в том числе по социальной поддержке и социальному обслуживанию семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), реализуются субъектами Российской Федерации путем принятия областных законов и иных нормативных правовых актов. Установление выплаты, назначаемой в случае рождения после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, является правом субъекта Российской Федерации. Право на такого рода льготу непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает.

Статьей 8.1 Закона Архангельской области от 22 июня 2005 г. № 55-4-ОЗ (в редакции закона Архангельской области от 29 октября 2012 года № 552-34-ОЗ, на дату рождения Б_____.__г), в развитие положений Указа Президента РФ 7 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» было установлено, что одному из родителей (усыновителей) по их выбору, единственному родителю (усыновителю), родившему (усыновившему) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2013 года, назначается и выплачивается ежемесячная денежная выплата при соблюдении на день обращения за назначением указанной выплаты следующих условий: наличие гражданства Российской Федерации у лица, обратившегося за назначением ежемесячной денежной выплаты (далее - заявитель), и у ребенка, на которого выплачивается ежемесячная денежная выплата; проживание на территории Архангельской области в течение не менее трех лет; наличие статуса многодетной семьи; среднедушевой доход семьи не превышает среднедушевой доход населения на территории Архангельской области; возраст ребенка, на которого выплачивается ежемесячная денежная выплата, не превышает трех лет.

Статьей 8.1. вышеуказанного Закона в действующей редакции (в ред. закона Архангельской области от 28.09.2015 N 329-19-ОЗ) одним из условий назначения и выплаты ежемесячной денежной выплата установлено, как и в предыдущей редакции Закона, необходимость проживания на территории Архангельской области в течение не менее трех лет.

Указанная норма Закона Архангельской области от 22 июня 2005 г. № 55-4-ОЗ не соответствующей положениям федерального законодательства на дату рассмотрения дела не признана, следовательно, подлежит применению.

Из буквального толкования положений указанного областного закона следует, что многодетной семье при рождении (усыновлении) третьего или последующего ребенка, начиная с _____.__г год, при соответствии установленным требованиям, назначается и выплачивается ежемесячная денежная выплата. Изложенное согласуется и с положениями Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», согласно которому субъект Российской Федерации вправе установить ежемесячную денежную выплату в случае рождения после _____.__г третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, то есть при рождении одного из детей.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, ФИО1 является матерью несовершеннолетних детей: Д, родившегося _____.__г; В, родившейся _____.__г; Б, родившейся _____.__г.

В назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка Б, родившейся _____.__г, предусмотренной статьей 8.1 Закон Архангельской области от 22 июня 2005 г. № 55-4-ОЗ ФИО1 ответчиком отказано, в связи с тем, что она проживает на территории Архангельской области менее трех лет.

Как пояснил в судебном заседании представитель ответчика, других оснований для отказа ФИО1 в назначении и выплате данной денежной выплаты не имеется.

Из адресной справки ТП УФМС России по <адрес> в <адрес> от _____.__г следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с _____.__г зарегистрирована в поселке <адрес> (л.д. 40).

Сведения, изложенные в данной справке, истцом не оспариваются и были подтверждены ФИО1 в судебном заседании.

При таких обстоятельствах, в судебном заседании установлен факт проживания ФИО1, на дату рождения третьего ребенка Б_____.__г, менее трех лет на территории Архангельской области.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что у ФИО1 не возникло право на ежемесячную денежную выплату при рождении третьего ребенка, установленную Законом Архангельской области от 22 июня 2005 г. № 55-4-ОЗ, в связи с тем, что она на дату обращения к ответчику и рассмотрения дела в суде менее трех лет проживает на территории Архангельской области. Данное право у истца ФИО1 возникнет с _____.__г.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО1 к ГКУ Архангельской области «ОСЗН по Ленскому району» об обязании назначить и выплачивать ежемесячную денежную выплату при рождении третьего ребенка, удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к государственному казенному учреждению Архангельской области «Отделению социальной защиты населения по Ленскому району» об обязании назначить и выплачивать ежемесячную денежную выплату при рождении третьего ребенка, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Вилегодский районный суд Архангельской области.

Мотивированное решение суда составлено 01 апреля 2016 года.

Председательствующий В.Н. Якимов