Дело № 2-195/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Чкаловск 29 августа 2016 года
Чкаловский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Казаковцевой А.А., при секретаре судебного заседания Корневой Г.А., с участием истца ФИО1, ее представителя – адвоката адвокатской конторы Чкаловского района Нижегородской области ФИО2 (по ордеру), представителя ответчика ГУ – УПФ РФ по Чкаловскому району Нижегородской области – ФИО3 (по доверенности), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ по городскому округу город Чкаловск Нижегородской области о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, признании права на досрочную трудовую пенсию по старости и назначении пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Первоначально истец обратился в суд с иском, указав в обоснование заявленных требований, что <дата> она обратилась в ГУ – УПФ РФ по городскому округу город Чкаловск Нижегородской области с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Комиссия Пенсионного фонда, рассмотрев поданное заявление, отказала ей в назначении пенсии решением № от <дата> и дополнительным решением (письмо № от <дата>). Ответчик не включил в стаж работы следующие периоды:
- с <дата> по <дата> - работа в должности «вожатой» в <данные изъяты>;
- с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, <дата>, <дата>, с <дата> по <дата>, <дата>, <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> – учебные отпуска (всего 2 месяца 12 дней) в период трудовой деятельности в должности учителя начальных классов в <данные изъяты> и курсы повышения квалификации (всего 1 месяц 22 дня) в период трудовой деятельности в должности учителя физической культуры в <данные изъяты>.
С данным решением ответчика истец не согласна по следующим основаниям.
Статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 указанного Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федеральною закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Список), а также утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке. При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела «Наименование должностей» Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела «Наименование учреждений» Списка.
С <дата> она была принята на должность учителя начальных классов в <данные изъяты>, что подтверждается приказом № от <дата>, а также записью в трудовой книжке под номером 8. Для выполнения работы на указанной должности ей необходимо было пройти переквалификацию, в связи с чем, она была вынуждена поступить в Шуйский государственный педагогический университет, где обучалась с <дата> по <дата> по заочной форме. В период обучения ей предоставлялись учебные отпуска, в течение которых ей сохранялся средний заработок, с которого отчислялись все страховые взносы и, следовательно, у Пенсионного фонда нет оснований не включать данный период в её специальный стаж.
С <дата> она была принята на должность вожатой в <данные изъяты>, что подтверждается приказом № от <дата>.
На основании вышеуказанного приказа в трудовую книжку была внесена запись под № от <дата> о том, что в период работы с <дата> по <дата> она исполняла трудовые обязанности в должности «вожатой» в <данные изъяты>. Однако фактически в указанный период она исполняла обязанности организатора внеклассной работы и воспитателя группы продленного дня (л.д. 40).
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельности в школах и других учреждениях для детей» установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в вязи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 01 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463, а периоды работы после указанной даты – в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего постановления.
Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Советом Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463, предусмотрена должность – воспитатель и учреждение – школы и школы-интернаты всех типов и наименований.
Принимая во внимание, что в период с <дата> по <дата> она работала в должности воспитателя и осуществляла образовательные, педагогические и воспитательные функции, то ответчик необоснованно отказался засчитать вышеуказанный период работы в её специальный педагогический стаж для назначения пенсии досрочно.
Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781) периоды выполнявшейся до 01.09.2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01.09.2000 года – при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы, за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.
Просит суд возложить обязанность на ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ по Чкаловскому району Нижегородской области зачесть в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, следующие периоды работы: с <дата> по <дата> – работа в должности «вожатой» в <данные изъяты>; с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> - учебные отпуска (всего 2 месяца 12 дней) в период трудовой деятельности в должности учителя начальных классов в <данные изъяты>; с <дата> по <дата>, <дата>, <дата>, с <дата> по <дата>, <дата>, <дата>, с <дата> по <дата>, <дата> по <дата>, и курсы повышение квалификации (всего 1 месяц 22 дня) в период трудовой деятельности в должности учителя физической культуры в <данные изъяты>, и признать право на досрочную страховую пенсию по старости как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Впоследствии истец дополнила заявленные исковые требования и просила возложить обязанность на ГУ – УПФ РФ по городскому округу город Чкаловск Нижегородской области зачесть в её стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, следующие периоды: с <дата> по <дата> в должности организатора внеклассной работы в <данные изъяты>; с <дата> по <дата> в должности воспитателя группы продленного дня в <данные изъяты>, а также период: с <дата> по <дата> в должности инструктора по физвоспитанию в <данные изъяты>, что подтверждается справкой № от <дата>, уточняющей особый характер работы и условия труда, необходимые для назначения пенсии, и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, с <дата> (л.д. 55).
В судебном заседании истец ФИО1 и её представитель ФИО2 на заявленных исковых требованиях (с учетом их дополнения в порядке ст. 39 ГПК РФ) настаивали и просили удовлетворить их в полном объёме.
Представитель ответчика ГУ – УПФ РФ по городскому округу город Чкаловск Нижегородской области – ФИО3 пояснила, что с исковыми требованиями ФИО1 не согласна, считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению, пояснив, что согласно п.п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Пунктом 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения трудовой пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. № 516 утверждены «Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Частью 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Таким образом, в подсчет лет на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не могут быть включены период работы с <дата> по <дата> в должности «вожатой» на 0,5 ставки и должности «библиотекаря» на 0,5 ставки, так как данные должности не предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2002 года № 781. Кроме того, установить должность, в которой производилась работа в данный период, не предоставляется возможным, так как кроме вышеуказанных должностей согласно уточняющей справке имеется возложение обязанностей организатора внеклассной работы, воспитателя группы продленного дня, а увольнение согласно выписке из приказа № от <дата> произведено с должности библиотекаря.
В соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, должности «вожатая», «инструктор по физвоспитанию» не предусмотрены. Также данные должности не соответствуют ранее действующему законодательству, а именно Списку от 06.09.1991 года № 463, Списку от 22.09.1999 года № 1067.
Периоды работы в должности «вожатой» и в должности «инструктор по физвоспитанию» засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии педагогическим работникам до 01 октября 1993 года в соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, при условии, если не енее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной пенсии, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на такую пенсию.
Таким образом, периоды работы истца с <дата> по <дата> в должности «вожатой», с <дата> по <дата> в должности «инструктор по физвоспитанию» не могут быть включены в подсчет лет, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по вышеуказанным основаниям.
Периоды нахождения в учебных отпусках: с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, <дата>, <дата>, с <дата> по <дата>, <дата>, <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> не могут быть включены в подсчет лет, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, так как не соответствуют п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516.
Стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, на дату обращения в ГУ – УПФ РФ по городскому округу город Чкаловск Нижегородской области составляет 22 года 8 месяцев 10 дней.
Следовательно, ФИО1 не имеет права на досрочное назначение пенсии в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Свидетель С.Е.Н. в судебном заседании <дата> показала, что вместе с ФИО1 она работала в <данные изъяты>, имеет учительский стаж с <дата> по <дата>. Помнит, что ФИО1 работала в должности воспитателя с августа <дата> по август <дата>, в её обязанность входило: подготовка всех детских праздников, работа с детьми, оформление с ними зала к праздникам. С <дата> по <дата> ФИО1 была переведена воспитателем группы продлённого дня, она готовила с детьми домашнее задание и кроме этого исполняла обязанности библиотекаря. ФИО1 приходила в школу утром вместе со всеми и оставалась там допоздна с детьми.
Свидетель М.Г.А. в судебном заседании <дата> и <дата> показала, что с <дата> она вместе с ФИО1 работали в <данные изъяты>, при этом она (М.Г.А.) занимала должность директора по воспитательно-образовательной работе, а ФИО1 работала библиотекарем с 08:00 до 12:00 и с 12:00 до 16:00 на 0,5 ставки воспитателем группы продлённого дня, эта должность была тарифицирована. Вожатой ФИО1 в этот период не являлась, поскольку пионерской организации уже не было. Трудовые книжки раньше заполнял директор школы, поэтому и возникли такие разногласия, считает, что не по вине ФИО1
Выслушав объяснения истца и его представителя, представителя ответчика, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
По общему правилу каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений (ч. 1 ст. 56 ГПК РФ).
Согласно ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В судебном заседании установлено, что истец <дата> обратилась в ГУ – УПФ РФ по городскому округу город Чкаловск Нижегородской области с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», полагая, что имеет право на назначение ей вышеуказанного вида пенсии.
Комиссия Пенсионного фонда, рассмотрев поданное заявление, отказала ей в назначении пенсии решением № от <дата> и дополнительным решением (письмо № от <дата>), с чем истец не согласна.
Из записей в трудовой книжке истца ФИО1 следует, что с <дата> на основании приказу по РОНО № от <дата> она принята учителем начальных классов в <данные изъяты> (л.д. 6 оборот).
Из справки № от <дата> Управления образования и молодежной политики администрации г.о.г. Чкаловск Нижегородской области за подписью начальника К.А.М. и юрисконсульта А.Е.С. следует, что согласно выписке из приказа № от <дата> ФИО1 предоставлен отпуск по уходу за ребёнком с <дата> с содержанием до 1,5 лет (л.д. 13).
Согласно выписке из приказа № от <дата> ФИО1 приступила к работе в связи с окончанием отпуска по уходу за ребёнком и в связи с производственной необходимостью на неё возложены обязанности организатора внеклассной работы и библиотекаря с оплатой по штатному расписанию (л.д. 13).
Согласно записи в трудовой книжке ФИО1 согласно приказу № от <дата> переведена на 0,5 ставки вожатой и 0,5 ставки библиотекаря <данные изъяты> (л.д. 6 оборот).
Согласно выписке из приказа № от <дата> с <дата> ФИО1 назначена воспитателем группы продлённого дня на 0,5 ставки (л.д. 13).
Согласно выписке из приказа № от <дата> ФИО1 уволена с должности библиотекаря по собственному желанию переводом в <данные изъяты> в качестве учителя начальных классов (л.д. 13), что отражено записью в трудовой книжке (л.д. 6 оборот).
В трудовой книжке за указанный период отсутствуют записи о том, что на ФИО1 приказом № от <дата> в связи с производственной необходимостью возлагались обязанности организатора внеклассной работы, и что приказом № от <дата> с <дата> она была назначена воспитателем группы продлённого дня на 0,5 ставки.
В судебном заседании нашел подтверждение тот факт, что школы <данные изъяты> и <данные изъяты> являются сельскими (л.д. 78).
Согласно представленной тарификации по <данные изъяты> за <дата>-<дата> ФИО1 (вожатая, библиотекарь) протарифицирована на 0,5 ставки воспитателя группы продлённого дня и библиотекаря (л.д. 66-69).
Каких-либо документальных подтверждений тому, что ФИО1 действительно, начиная с <дата> по <дата> исполняла обязанности не вожатой, а организатора внеклассной работы, не имеется.
В приказе № от <дата> указано, что на ФИО1 в связи с производственной необходимостью возлагаются обязанности организатора внеклассной работы и библиотекаря с оплатой по штатному расписанию.
Из справки № от <дата> следует, что приказом № от <дата> ФИО1 - библиотекарь уволена по собственному желанию с <дата> переводом в <данные изъяты> (л.д. 13), что позволяет судить о том, что основная должность у ФИО1 в указанный период была именно библиотекарь.
Доказательств тому, на какой конкретно срок на ФИО1 возлагались обязанности организатора внеклассной работы в связи с производственной необходимостью, суду не представлено, поскольку отсутствуют тарификационные листы, штатное расписание по <данные изъяты> за указанный период, а именно с <дата> по <дата>, не представлено каких-либо зарплатных ведомостей и начислений.
При таких обстоятельствах оснований для включения этого периода работы ФИО1 в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не имеется.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05.07.2005 года № 440 по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации и по представлению Министерства образования и науки Российской Федерации установлено тождество наименований должностей «воспитатель группы продленного дня» наименованию должности «воспитатель».
Министерством здравоохранения и социального развития РФ в рамках предоставленной ему Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516 компетенции признано, что должностные обязанности воспитателя группы продленного дня совпадают по характеру и функциям с должностными обязанностями воспитателя.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 в период с <дата> по <дата> фактически работала в сельской школе (<данные изъяты>) воспитателем группы продленного дня, ее работа была связана с организацией досуга детей, занимающихся в группе продленного дня, с их обучением и преподаванием.
Таким образом, истец выполняла работу, непосредственно связанную с педагогической деятельностью в учреждении для детей. При этом должность воспитателя имеет общее понятие, дополнение к должности воспитателя места выполнения этих обязанностей не образует новой должности, а указывает на специфику работы в этой должности. Указанное обстоятельство само по себе не может повлечь исключение спорных периодов из специального трудового стажа и ущемление пенсионных прав гражданина.
Материальные нормы права, в соответствии с которыми гражданам назначаются досрочные страховые пенсии, закреплены в ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон 400-ФЗ).
Страховая пенсия по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 30 Закона 400-ФЗ назначается ранее достижения общеустановленного возраста лицам не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) согласно п. 2 ст. 30 Закона 400-ФЗ утверждаются Правительством Российской Федерации.
При назначении данного вида пенсий в настоящее время применяется Постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781, утвердившее Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Кроме того, при решении вопроса о возможности назначения досрочной страховой пенсии в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 30 Закона 400-ФЗ обязательны к применению Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Закона, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года № 516. Также применяются Списки, утвержденные Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года № 1067, подлежащие применению на основании Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 года № 2-П.
В соответствии с пунктом 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781, периоды выполнявшейся до 01.09.2000 года работы в должностях и в учреждениях, указанных в Списке, утвержденном в 2002 году, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01.09.2000 года – при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).
При этом согласно пункту 6 указанных Правил, а также абзацу 2 пункта 1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года № 1067, работа в должности учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований, включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
Суд считает, что время работы ФИО1 воспитателем группы продлённого дня с <дата> по <дата> подлежит зачёту в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в количестве 11 месяцев 27 дней.
Статьей 39 Конституции РФ гарантировано право каждому гражданину на социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» - страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам:
- лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно ст. 112 КЗоТ РФ, действовавшего до 1 февраля 2002 года, при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.
Согласно ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
То есть, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Следовательно, исчисление стажа в данный период времени производится в том же порядке, что и соответствующая профессиональная деятельность.
Суд считает доводы ответчика в этой части исковых требований несостоятельными, и периоды нахождения ФИО1 на курсах повышения квалификации в период ее педагогической деятельности: с <дата> по <дата> (приказ № от <дата>) – 13 дней; <дата> (приказ № от <дата>) – 1 день; <дата> (приказ № от <дата>) – 1 день; с <дата> по <дата> (приказ № от <дата>) – 13 дней; <дата> (приказ № от <дата>) – 1 день; <дата> (приказ № от <дата>) – 1 день; с <дата> по <дата> (приказ № от <дата>) – 12 дней; с <дата> по <дата> (приказ № от <дата>) – 9 дней, а всего 1 месяц 21 день, подлежат зачёту в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Истцом заявлены также требования о включении в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов нахождения в учебных отпусках в период трудовой деятельности в должности учителя начальных классов в <данные изъяты>: с <дата> по <дата> (приказ № от <дата>) – 14 дней, с <дата> по <дата> (приказ № от <дата>) – 41 день, с <дата> по <дата> (приказ № от <дата>) – 22 дня, а всего 2 месяца 12 дней.
Ответчик данные требования не признал в полном объёме, что признаётся судом необоснованным и незаконным.
Статьей 173 Трудового кодекса Российской Федерации прямо предусмотрена возможность предоставления дополнительных оплачиваемых отпусков работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной форме обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, которые также подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы.
Согласно п. 21 рекомендаций Международной организации труда от 24.06.1974 года № 148 «Об оплачиваемых учебных отпусках» период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений, прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике.
На основании ст. 167 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 проходила обучение по заочной форме в <данные изъяты> государственном педагогическом университете с <дата> по <дата>, что подтверждается копией диплома (л.д. 84).
В период обучения ей предоставлялись учебные отпуска согласно приказам по <данные изъяты>, на время которых сохранялся средний заработок, из которого отчислялись все страховые взносы, в связи с чем, у ответчика нет оснований не включать эти периоды в льготный стаж истца.
Суд разделяет доводы ответчика в том, что период работы с <дата> по <дата> в должности «инструктор по физвоспитанию» не подлежит зачёту в льготный стаж истца, поскольку в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российском Федерации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 гада № 781, должность «инструктор по физвоспитанию» не предусмотрена.
Также данная должность не соответствуют ранее действующему законодательству, а именно Списку от 06.09.1991 года № 463, Списку от 22.09.1999 года № 1067.
Период работы в должности «инструктор по физвоспитанию» засчитывается в стаж, даюший право на досрочное назначение пенсии педагогическим работникам до 01 октября 1993 года в соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной пенсии, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на такую пенсию. Таким образом, период работы истца с <дата> по <дата> в должности «инструктор по физвоспитанию» не может быть включен в подсчет лет, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по вышеуказанным основаниям.
Таким образом, стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на момент обращения с заявлением о назначении пенсии к ответчику с учетом периодов работы, подлежащих зачёту в льготный стаж, составляет 24 года 10 дней (22 года 8 месяцев 10 дней – стаж, принятый ответчиком, + 11 месяцев 27 дней – работа в качестве воспитателя группы продлённого дня + 1 месяц 21 день – периоды нахождения на курсах повышения квалификации + 2 месяца 12 дней – периоды учебных отпусков), при требуемом стаже 25 лет.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 с момента обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии по день вынесения решения суда (28.08.2016 г.) продолжает работать в <данные изъяты> в должности учителя физической культуры, что подтверждается записью в трудовой книжке (л.д. 7 оборот-8). Периодов, подлежащих исключению из льготного стажа, не имеется. То есть, после обращения истца к ответчику с заявлением о назначении пенсии (<дата>) по день вынесения решения суда (28.08.2016 г.) истец проработала 7 месяцев 7 дней.
При таких обстоятельствах на момент вынесения решения (28.08.2016 г.) стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости составляет 24 года 7 месяцев 17 дней, при требуемом стаже 25 лет.
Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Суд установил, что ни на момент обращения истца к ответчику с заявлением о назначении пенсии, ни на момент вынесения решения суда ФИО1 не приобрела право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Суд считает, что при вынесении решения суд не может обязать ответчика включить в льготный стаж истца периоды, подлежащие включению и указанные выше, так как трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. На момент приобретения истцом права на пенсию пенсионное законодательство может быть изменено и, кроме того, по действующему законодательству ответчик сам может включить периоды, указанные выше в льготный стаж истца при возникновении права на пенсию и при условии действия вышеуказанных норм Закона.
В связи с вышеизложенным, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать в полном объёме.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В связи с тем, что исковые требования истца не подлежат удовлетворению в полном объёме, уплаченная государственная пошлина при подаче истцом искового заявления, не подлежит взысканию с ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ по городскому округу город Чкаловск Нижегородской области о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, признании права на досрочную трудовую пенсию по старости и назначении пенсии, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.А. Казаковцева
Решение в окончательной форме принято 31.08.2016 года.
Судья А.А. Казаковцева. Решение не вступило в законную силу.