ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-195/2017 от 01.02.2017 Ленинскогого районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Дело 2-195-17

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд города Ростова-на-Дону в составе:

Председательствующего судьи Баташевой М. В.,
при секретаре Андриевской К. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФКУ «Объединенное стратегическое командование ЮВО», Комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений о признании заключения об отказе в выдаче удостоверения ветерана боевых действий незаконным, возложении обязанности по выдаче удостоверения ветерана боевых действий, взыскании судебных расходов

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО1 обратился в суд с иском, в обоснование которого указал, что в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, он проходил службу в воинской части в составе группировки войск (сил) на территории республик Южной Осетии и Абхазии, участвовавшей в выполнении задач по обеспечению безопасности и защите граждан РФ проживающих на территориях р. Южной Осетии и р.Абхазии.

ДД.ММ.ГГГГг. Федеральным казенным учреждением военным комиссариатом Волгоградской области отделом по Ленинскому и Среднеахтубинскому району, был направлен пакет документов в Федеральное Казённое Учреждение «Военный Комиссариат Волгоградской области» на выдачу удостоверения ветерана боевых действии. Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГг. из военного комиссариата Волгоградской области следует, что документы, отправленные для проверки в военный комиссариат Волгоградской области для дальнейшего направления на рассмотрение на заседании комиссии Южного военного округа г. Ростов-на-Дону об оформлении и выдаче удостоверения ветерана боевых действии, были возвращены из военного комиссариата Волгоградской области на дооформление в соответствии, с требованиями аб. 5 п. 9 Порядка выдачи удостоверения ветерана боевых действий в Вооруженных Силах РФ, утвержденного приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ.( в представленных материалах отсутствовала выписка из приказов соответствующих командиров воинских частей, штабов, оперативных и иных групп, подтверждающие выполнение задач по обеспечению безопасности и защите граждан РФ, проживающих на территориях республика Южная Осетия и республики Абхазии в период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг.).

При повторном обращении согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГг. из Федерального казенного учреждения военного комиссариата Волгоградской области отдел по Ленинскому и Среднеахтубинскому району ему вновь отказали в выдаче удостоверения ветерана боевых действий с указанием УК ЮВО от ДД.ММ.ГГГГг.

Считает решение комиссий об отказе в получении удостоверения ветерана боевых действии незаконным по следующим основаниям: указанный период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. соответствует Разделу 3 Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ № 5- ФЗ «О ветеранах»( с 08 августа по 22 августа 2008г.). Статьей 3 ФЗ «О ветеранах» четко определены категорий лиц, которые законодателем отнесены к числу ветеранов боевых действий.

Согласно записи в военном билете п. 12, истец осуществлял задачи в составе группировки войск, участвовавших в выполнении задач по обеспечению безопасности и защите граждан РФ проживающих на территорий республик Южной Осетии и Абхазии с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг.

Согласно выписки из приказа Командира воинской части от ДД.ММ.ГГГГ: в соответствии с Федеральным Законом РФ № 53 от 23 марта 1998 года пункта 4 МО РФ 1996 года № 9 с 29 апреля 2008 года истцу засчитываются в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии из расчета- один месяц военной службы в составе КСМП в зоне конфликта в Абхазии, Грузия - за три месяца.

Согласно справки- от ДД.ММ.ГГГГг. выданной Начальником штаба воинской части с ДД.ММ.ГГГГ августа по ДД.ММ.ГГГГг. истцу выплачивались суточные денежные пособия за участие по обеспечению безопасности и защите граждан РФ, проживающих на территории республики Южной Осетии и республике Абхазия.

Согласно выписки из приказа Командира воинской части от ДД.ММ.ГГГГ: истец считался убывшим в пункт постоянного дислоцирования войсковой части города Новороссийск, с ДД.ММ.ГГГГ снят с котлового довольствия.

Согласно справки выданной объединенным штабом группы по поддержанию мира в зоне Грузино-Абхазского конфликта от ДД.ММ.ГГГГг., он с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. выполнял задачи в составе группировки войск (сил), участвовавшей в выполнении задач по обеспечению безопасности и защите граждан РФ проживающих на территориях р. Южная Осетия и р. Абхазия.

Согласно ч. 1 ст. 25 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим, постоянно или временно выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, предоставляются дополнительные гарантии и компенсации, установленные федеральным законом и иными нормативными правовыми актами РФ.

Ввиду своей юридической неграмотности, ему пришлось воспользоваться помощью юриста при составлении заявления и защите своих интересов в суде. Стоимость оказанных услуг составила 15000 (пятнадцать тысяч) рублей. В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, стороне в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

На основании изложенного просит суд признать решение комиссии об отказе в выдаче удостоверения ветерана боевых действий незаконным, обязать выдать удостоверение ветерана боевых действий, взыскать судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 15000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.

В судебном заседании истец ФИО1. не присутствует, извещен, направил своего представителя, ранее просил о рассмотрении дела в его отсутствие Дело рассмотрено в отсутствие истца в порядке ст.167 ГПК РФ.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель ответчиков ФКУ «Объединенное стратегическое командование ЮВО», Комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений «Ветерана боевых действий» в судебном заседании просил в иске отказать, подержал доводы своих письменных возражений.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года N 559, от 25 марта 2013 года N 257), выдачу удостоверения ветерана боевых действий единого образца предписано осуществлять лицам, указанным в подпунктах 1 - 6 п. 1 ст. 3 ФЗ "О ветеранах" федеральным органам исполнительной власти, направлявшим (привлекавшим) указанных лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий, либо федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим в настоящее время функции в установленной сфере деятельности упраздненных государственных органов, направлявших (привлекавших) указанных лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий.

Как следует из положений ст. 3 ФЗ "О ветеранах", к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (пп. 1 п. 1). Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону. Изменения в указанный перечень вносятся федеральным законом (п. 3).

Таким образом, выдача удостоверения ветерана боевых действий осуществляется исключительно лицам, принимавшим участие в боевых действиях на основании распоряжений специально уполномоченных органов и в соответствии с Перечнем территорий и периодов ведения боевых действий.

Факты выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий устанавливаются на основании соответствующих приказов специально уполномоченных органов, в которых конкретно определяется конкретный состав лиц, и периоды (время) непосредственного участия этих лиц в выполнении данных приказов.

С ДД.ММ.ГГГГ порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах РФ регулируется Приказом Министра обороны РФ от 11 августа 2012 г. № 2288 «Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации» (далее по тексту - Приказ МО РФ № 2288). Настоящий Порядок разработан в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003г. № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий».

Таким образом, правом установления факта участия в боевых действия гражданина по линии Министерства обороны РФ в соответствии с действующим законодательством РФ наделено исключительно коллегиально созданная комиссия соответствующего военного округа Министерства обороны РФ.

Для получения удостоверения «Ветеран боевых действий» военнослужащему проходящему военную службу в ВС РФ - через командира войсковой части, а в иных случаях через территориальный военный комиссариат необходимо обратиться с соответствующим заявлением и предоставить все необходимые документы в соответствующую территориальную комиссию военного округа.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 обратился с заявлением в комиссию Южного военного округа через военный комиссариат Волгоградской области по Ленинскому и Среднеахтубинскому району для оформления и выдачи удостоверения ветерана боевых действий.

Однако заключением комиссии Южного военного округа от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в выдаче удостоверения боевых действий по причине того, что в представленных материалах отсутствуют выписки из приказов командира в\ч, подтверждающие период выполнения задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республика Абхазия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, либо документы, подтверждающие полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, также реализованный наградной материал.

Истец считает вышеуказанное Заключение незаконным и необоснованным.

Суд не может согласиться с позицией истца по следующим основаниям.

В соответствии с требованиями Приказа МО РФ Министра обороны РФ от 11 августа 2012 г. № 2288 к заявлению для оформления удостоверения действующему или состоящему в запасе военнослужащему необходимо подготовить и сдать следующие документы: для военнослужащих - личный номер, воинское звание, дата рождения, занимаемая воинская должность, сроки (периоды) участия в боевых действиях (выполнения задач), а также территория ведения боевых действий в соответствии с разделом III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (приложение к Федеральному закону "О ветеранах") (далее - раздел III Перечня); для иных лиц - личный номер (при наличии), воинское звание в запасе, в отставке (при наличии), дата рождения, сроки (периоды) участия в боевых действиях (выполнения задач), а также территория ведения боевых действий в соответствии с разделом III Перечня.

По итогам рассмотрения комиссия принимает решение о выдаче (отказе) удостоверения в соответствии с принятым решением готовит заключение о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения.

Между тем, согласно Постановления Правительства РФ от 31.03.1994 № 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций» периоды выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.

В качестве документов, подтверждающих факт непосредственного участия в боевых действиях обратившихся могут быть представлены: выписки из приказов соответствующих командиров, об обстоятельствах их непосредственного участия в боевых действиях; выписки из донесений соответствующих командиров об обстоятельствах их непосредственного участия в боевых действиях; выписки из журналов боевых действий;записи в удостоверениях личности, военных билетах и трудовых книжках; копии командировочных удостоверений; выписки из послужного списка личного дела; копии документов о полученном ранении (контузии, увечье), связанном с непосредственным участием в боевых действиях: реализованный наградной материал; копии справок соответствующих воинских частей и организаций, подтверждающие факт непосредственного участия в боевых действиях: копии архивных справок.

Статьей 16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» установлены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий.

В силу статьи 28 названного Федерального закона реализация мер их социальной поддержки осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного Правительством РФ.

Во исполнение указанных положений Федерального закона Правительством РФ 19 декабря 2003 года издано постановление № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий», утвердившее Инструкцию о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий.

Согласно пункту второму названного постановления в редакции постановления Правительства РФ от 22 июля 2008 года № 559 выдача указанных удостоверений производится в порядке, установленном соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

В соответствии с пунктом первым, подпунктом 43 пункта седьмого Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года № 1082, Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ функции, реализует меры правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Министерство обороны РФ в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 года № 1009, в пределах своей компетенции на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ издает нормативные правовые акты.

На основании указанных выше норм Федерального закона и нормативных правовых актов, Министром обороны РФ в рамках предоставленных ему этими нормативными правовыми актами полномочий 11 августа 2012 года издан приказ № 2288 «Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации», которым утвержден Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах РФ.

Данный приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 27 сентября 2012 года, № 2555, и официально опубликован в «Российской газете», 2012 г., 5 октября, № 230.

Кроме того, вопрос о соответствии приказа Минобороны РФ № 2288 от 11 августа 2012 года Федеральному закону «О ветеранах» неоднократно являлся предметом оценки Верховного Суда РФ, решением которого от 10 июля 2013 г. № ВКГПИ13-28 и определением от 5 сентября 2013 г. № АПЛ 13-404, п. 9 данного приказа Верховным судом РФ был признан не противоречащим законодательству и не ущемляющим права граждан.

Определение критериев принадлежности лиц к категории ветеранов боевых действий является прерогативой законодателя, который, действуя в рамках своих полномочий, предусмотрел конкретные меры социальной защиты, критерии их дифференциации и условия их предоставления с учетом норм, обуславливающих специальный статус отдельных категорий граждан.

Законодательством предусмотрены различные меры социальной защиты лиц, выполнявших задачи в зонах вооруженных конфликтов и в условиях чрезвычайного положения, и лиц, признанных ветеранами боевых действий.

Согласно доводам, изложенным ФИО2 в иске, факт его непосредственного участия в выполнении задач по обеспечению безопасности и защите граждан РФ проживающих на территориях р. Южной Осетии и р.Абхазии подтверждается:

- записью в военном билете о том, что истец выполнял задачи в составе группировки войск, участвовавших в выполнении задач по обеспечению безопасности и защите граждан РФ, проживающих на территории республик Южная Осетия и Абхазия,

- выпиской из приказа Командира воинской части от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в соответствии с Федеральным Законом РФ № 53 от 23 марта 1998 года пункта 4 МО РФ 1996 года № 9 с 29 апреля 2008 года истец считается прибывшим для прохождения военной службы на территории государств Закавказья (Абхазии и Грузии) в составе Коллективных Сил СНГ по поддержанию мира в зоне грузино-абхазского конфликта, истцу засчитываются в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии из расчета- один месяц военной службы в составе КСМП в зоне конфликта в Абхазии, Грузия - за три месяца.

- справкой от ДД.ММ.ГГГГг. выданной Начальником штаба воинской части с ДД.ММ.ГГГГ августа по ДД.ММ.ГГГГг., согласно которой истцу выплачивались суточные денежные пособия за участие по обеспечению безопасности и защите граждан РФ, проживающих на территории республики Южной Осетии и республике Абхазия.

- выпиской из приказа Командира воинской части от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой истец считался убывшим в пункт постоянного дислоцирования войсковой части города Новороссийск, с ДД.ММ.ГГГГ снят с котлового довольствия.

- выпиской из приказа Командира воинской части от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой истец считался прибывшим из командировки из республики Абхазия, с ДД.ММ.ГГГГ. поставлен на котловое довольствие.

- справкой, выданной объединенным штабом группы по поддержанию мира в зоне Грузино-Абхазского конфликта от ДД.ММ.ГГГГг., согласно которой истец с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. выполнял задачи в составе группировки войск (сил), участвовавшей в выполнении задач по обеспечению безопасности и защите граждан РФ проживающих на территориях р. Южная Осетия и р. Абхазия.

В Вооруженных Силах РФ порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий регулируется Приказом Министра обороны РФ от 11 августа 2012 г. № 2288 «Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации» (в ред. Приказа Министра обороны РФ от 15 апреля 2013 г. № 282 (далее по тексту - Порядок).

Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом от 15 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003г. № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий».

В соответствии с п.9 Приказа Министра обороны РФ от 11.08.2012 N 2288 (ред. от 04.03.2016) "Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации" следует, что для оформления заключения о выдаче (об отказе в выдаче) удостоверения и ведения учета ветеранов боевых действий в обращении, кроме фамилии, имени и отчества заявителя для лиц, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, выполнявших задачи по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия, - выписки из приказов соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп, подтверждающие периоды выполнения задач указанными лицами, либо документы, подтверждающие полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал

Содержание указанного положения указывает на то, что в качестве подтверждения участия лица в боевых действиях могут быть использованы только документальные доказательства в виде соответствующих приказов, утвержденных руководителями оперативного штаба в установленном порядке.

В отсутствие же таких утвержденных в установленном порядке приказов, которые являются единственным правовым основанием для приобретения особого статуса военнослужащего как непосредственного участника боевых действий, военнослужащими исполняются только общие обязанности военнослужащих, определенными Уставом Внутренней Службы, а также Положением о порядке прохождения военной службы, не смотря на то, что воинская часть (подразделение), в которой военнослужащий проходит службу, дислоцируется на постоянной либо временной основе в зоне чрезвычайного положения или вооруженного конфликта.

Приобретение статуса ветерана боевых действий законодатель ставит в зависимость от соблюдения двух условий: фактическое участие в боевых действиях или осуществление функций, приравненных к участию в боевых действиях для целей присвоения статуса ветерана; оформление соответствующего удостоверения в порядке и на условиях, предусмотренных соответствующими нормативными актами.

Предусмотренные законодательством меры социальной поддержки могут быть предоставлены только на основании удостоверения, оформленного в установленном законами, подзаконными и ведомственными актами порядке.

Принятие решения о признании лица ветераном боевых действий при наличии установленных доказательств, а также выдачу удостоверения установленного Правительством РФ образца, по линии Министерства обороны Российской Федерации, законодатель относит к исключительной компетенции комиссий по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверения ветерана боевых действий, создаваемой федеральным органом исполнительной власти, и не входит в полномочия судебных органов.

Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 (ред. от 09.02.2012) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»: в случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или не совершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия).

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что истцом не представлено достаточных допустимых доказательств в порядке ст.ст.56,57 ГПК РФ с очевидной достоверностью подтверждающих факт его участия в выполнении задач по обеспечению безопасности и защите граждан РФ проживающих на территориях р. Южная Осетия и р. Абхазия применительно к положениям ст.3 ФЗ «О ветеранах», поскольку представленные документы с достаточной степенью достоверности не подтверждают обстоятельств, на которые ссылается истец. Кроме того, ссылка на получение денежных средств за участие, на которое также указано в приказах командира части, объективно доказательствами также не подтверждено,

Сам по себе факт нахождения на территории зоны грузино-абхазского конфликта при отсутствии подтверждающих документов, указание на это в военном билете истца, наличие приказов о прибытия и убытии, само по себе не свидетельствует о наличии права на установление статуса ветерана боевых действий, следовательно, и возложения обязанности на ответчика по оформлению и выдаче соответствующего удостоверения.

Учитывая отказ в удовлетворении иска, оснований для взыскания каких-либо судебных расходов в порядке, предусмотренном положениями ст.ст.98,100 ГПК РФ в пользу истца у суда не имеется.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к ФКУ «Объединенное стратегическое командование ЮВО», Комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений о признании заключения об отказе в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, возложении обязанности по выдаче удостоверения ветерана боевых действий, взыскании судебных расходов - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы в Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий: