ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-195/2017 от 23.01.2018 Тюменцевского районного суда (Алтайский край)

Дело №2-4/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 января 2018 года с. Тюменцево

Тюменцевский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Савостина А.Н.,

при секретаре Донец М.В.,

с участием представителя истца ФИО1,

ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Акционерного общества «Сетевая компания Алтайкрайэнерго» к ФИО2 о расторжении договора об осуществлении технологического присоединения и взыскании расходов, понесенных в связи с неисполнением договора,

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество «Сетевая компания Алтайкрайэнерго» (далее также - АО «СК Алтайкрайэнерго», сетевая организация) обратилось в суд с иском к ФИО2, в котором просит: расторгнуть договор от 30 ноября 2016 года №2848/16, заключенный между АО «СК Алтайкрайэнерго» и ФИО2; взыскать с ФИО2 13913 рублей 97 копеек расходов АО «СК Алтайкрайэнерго», понесенных в связи исполнением договора; взыскать с ответчика понесенные судебные расходы.

В обоснование заявленных требований ссылается на то, что в соответствии с условиями договора об осуществлении технологического присоединения от 30 ноября 2016 года №2848/16 (далее по тексту – Договор), заключенного между АО «СК Алтайкрайэнерго» и ФИО2, истец принял на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя, а последний обязался оплатить технологическое присоединение в порядке и на условиях, предусмотренных п.3.1 Договора в размере 550 рублей. Технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям осуществляется в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года №861. Обязанности сторон по Договору определены в п.2.1, п.2.4 Договора и в п.1, п.2 приложения №2 к Договору (технические условия) соответственно. В соответствии с абз.19 п.15 Правил №861 Договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию. Таким образом, указанный выше Договор между сторонами был заключен 19 декабря 2016 года. По условиям Договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 4 месяца и истек 20 апреля 2017 года. Вместе с тем, в адрес истца уведомления о выполнении технических условий Заявителем и готовности его электроустановок к технологическому присоединению не поступило, что в силу положений п.16.5 и п.16.6 Правил №861 является основанием для расторжения Договора по требованию сетевой организации по решению суда. Истцом при исполнении Договора понесены расходы на подготовку технических условий и их согласование, сумма которых в соответствии с приложением №3.2 к Решению Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 25 декабря 2015 года №779 составляет 13913 рублей 97 копеек, которые истец расценивает компенсацией фактически понесенных им расходов (убытками). От ответчика истцу поступило заявление от 12 мая 2017 года о расторжении Договора. Истец направил ответчику соглашение о расторжении Договора, однако от ответчика поступило несогласие с указанной выше суммой фактических затрат. После чего ответчику было направлено письмо с разъяснением начисления суммы в размере 13913 рублей 97 копеек. До настоящего времени данное соглашение ответчиком не подписано, сумма фактических затрат (убытков) - не оплачена. При этом, обязанность ответчика возместить истцу данные затраты установлена также и п.2.6 Договора.

В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО1 настаивал на исковых требованиях, поддержал доводы и основания, указанные в исковом заявлении, также пояснил, что на основании поданного ФИО2 заявления о расторжении Договора (волеизъявления на расторжение Договора), сетевой организацией, поскольку Договор заключен в письменной форме и в соответствии со ст.451 Гражданского кодекса Российской Федерации, он и расторгаться должен в той же форме, было подготовлено и направлено ответчику соглашение о расторжении Договора, в котором была указана сумма задолженности, подлежащей уплате ответчиком в случае расторжения Договора. Подписание соглашения о расторжении Договора и соответствующие выплаты со стороны ответчика являлись бы удостоверением расторжения Договора. Однако от подписания данного соглашения ответчик отказалась, какой-либо оплаты не произвела. В соответствии с Договором на каждую сторону возложено исполнение определенных обязанностей. Истцом выполнено лишь одно мероприятие: подготовка и выдача ответчику технических условий, оставшиеся мероприятия по технологическому присоединению сетевой компанией не были исполнены по причине не исполнения своих обязательств со стороны ответчика. То есть Договор об осуществлении технологического присоединения представляет две половины обязательств. Исполнение Договора возможно лишь в случае выполнения обязательств обеими сторонами. При этом, если заявитель не исполняет свою часть обязательств, то сетевая организация ни как не может воздействовать на него. После составления технических условий остальными действиями истца являются проверка выполнения заявителем технических условий и осуществление самого технологического присоединения. Их технических условий видно, что есть пакет мероприятий со стороны заявителя, который указан в пункте 2, в пункте 1 мероприятия со стороны сетевой организации не предусмотрены, поскольку линии, проходящие с жилым домом заявителя вполне готовы к технологическому присоединению. В данном договоре срок выполнения мероприятий установлен 4 месяца. Это вполне разумный срок проведения мероприятий со стороны заявителя, к которым относятся установка щитка учета, монтаж прибора учета, автомата и прокладка соответствующего кабеля до границы земельного участка. Цена договора и сам расчет задолженности ответчика подлежит расчету на основании решения №779 Управления Алтайского края по регулированию цен и тарифов, в Приложении №3.2 к которому указан размер тарифа: 786 рублей 10 копеек за 1 кВт присоединяемой мощности, принцип расчета указан и в заголовке данного приложения. Поскольку ответчиком была заявлена мощность присоединения в 15 кВт, то расчет подлежит следующим образом: 786,10 рублей ? 15 кВт + 18% НДС, так как истец является плательщиком НДС. Рассчитанные таким образом расходы, составляющие 13913 рублей 97 копеек, являются фактическими затратами, понесенными истцом. РЭК устанавливает цены на электроэнергию, с помощью которой истец возмещает свои затраты. Каждый год регулятор устанавливает экономически обоснованные, с их точки зрения, тарифы. По состоянию на 2016 год данные затраты экономически обоснованы. Установленная по Договору плата за технологическое присоединение в размере 550 рублей является для ответчика льготной, указанная сумма не отражает реальные затраты сетевой компании на выполнение всего комплекса мероприятий по технологическому присоединению. Остальную часть затрат истца возмещает регулятор, но возмещение производится только в том случае, если договор исполнен, сетевая организация имеет право на возмещение выпадающих расходов со стороны государства лишь после того, как было осуществлено технологическое присоединение. Сетевая организация изначально нацелена на исполнение всех обязательств по Договору. В данном случае Договор не расторгнут, поэтому истец и просит его расторгнуть. И так как истцу понесенные им расходы не будут возмещены со стороны государства, то они правомерно подлежат взысканию с ответчика, так как в случае отказа от выполнения условий Договора и осуществления технологического процесса, ответчик должна компенсировать истцу фактически понесенные затраты. Кроме того, ссылается на практику рассмотрения судами дел указанной категории, в том числе и Верховным Судом Российской Федерации, который согласился, что данный расчет для сетевой компании подлежит возмещению со стороны заявителя в случае расторжения договора на осуществление технологического присоединения.

ОтветчикФИО2 в судебном заседании исковые требования в части расторжения договора и взыскании расходов истца по Договору в размере 550 рублей признала, в остальной части не признала, так как считает их необоснованными, представила суду письменный отзыв, в котором указывает, что технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям представляет собой комплекс мероприятий и осуществляется на основании возмездного договора, заключаемого сетевой организацией с обратившимся к ней лицом (заявителем). По условиям этого договора сетевая организация обязана реализовать мероприятия, необходимые для осуществления такого технологического присоединения (в том числе разработать технические условия), а также заявитель обязан помимо прочего внести плату за технологическое присоединение. Статья 393 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) обязывает должника возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, в том числе реальный ущерб и упущенную выгоду. Сторона, заявившая об одностороннем отказе от исполнения договора в связи с существенным нарушением его условий со стороны контрагента, вправе предъявить ему требование о возмещении убытков, причиненных прекращением договора. Сетевая компания подготовив и выдав технические условия, исполнила часть своих обязательств в рамках договора, понеся определенные производственные издержки. Издержки, не компенсированные сетевой компании, уменьшают её имущественную базу. Однако в силу требований статей 393 и 453 ГК РФ компенсации подлежат фактически понесенные истцом расходы на изготовление технических условий. Доказательства, обосновывающие размер фактических расходов, обязана представить сетевая компания. При этом, ставка тарифа не может корректно отражать издержки сетевой компании по оказанию услуг конкретному лицу, так как она рассчитана из плановых величин расходов на технологическое присоединение на период регулирования, что не равнозначно фактическим затратам. В то же время расходы сетевых компаний на технологическое присоединение ограничиваются тарифным органом до экономически обоснованных величин, поэтому расходы, подлежащие возмещению сетевой компании, не должны превышать стоимость услуг, рассчитанную с применением тарифа. Заявленные в исковом заявлении расходы рассчитаны исходя из объёма присоединяемой мощности и тарифа, указанного в приложении №3.2 к Решению Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 25 декабря 2015 года №779, где 786,1 (тариф) ? 15 кВт (мощность) ?1,18 = 13313 рублей 97 копеек. Из приведенного расчета не ясно, что за коэффициент 1,18 применен истцом и каким правовым актом он предусмотрен. Согласно п.3 договора от 30 ноября 2016 года №2848/16 плата за технологическое присоединение составляет 550 рублей. Поскольку истцом не представлены доказательства в обоснование заявленной ко взысканию суммы в размере 13913 рублей 97 копеек, как фактических расходов, то необходимо исходить в определении их размера из условий договора.

Также ответчик ФИО2 пояснила, что Договор, на который ссылается истец в обоснование своих требований, действительно был с ней заключен, она подписала его. С условиями Договора была ознакомлена. При этом, в отличие от представленного истцом Договора, в её экземпляре Договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению не указан, считает, что эти обстоятельства имеют существенное значение для разрешения заявленных истцом требований. Выполнение данного договора должно осуществляться в течение 6 месяцев. Когда была отменена льгота за электроэнергию, она сразу пошла и написала заявление о расторжении договора. После этого ей пришел документ о том, что она должна заплатить 13 913 рублей 97 копеек, на что она написала письмо-несогласие. Письмо от 14 июня 2017 года, в котором разъясняется, что она должна выплатить эту сумму, не получала. Она стала с мужем разбираться и пришла к выводу, что истец хочет наказать её за неисполнение Договора. При этом, считает, с её стороны ни каких нарушений не было, так как она сразу написала заявление об отказе на технологическое присоединение. Ей не понятно за что она должна заплатить эти деньги, так как у них ничего не делалось. В договоре указано, что она должна была оплатить 550 рублей в течение 6 месяцев за технологическое присоединение. Получала ли технические условия, точно не помнит, но с учетом пояснений свидетеля ФИО3, допускает, что получала. Мероприятия по осуществлению выполнения Договора ею выполнены не были, уведомление о готовности к подключению в Сетевую компанию не направляла, производить технологическое присоединение не намерена, отказалась от этого.

Выслушав стороны, свидетеля ФИО4 (супруга ответчика), изучив и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из п.1 ст.26 Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее по тексту – ФЗ «Об электроэнергетике») технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

Порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством Российской Федерации, устанавливает:

- правила выбора сетевой организации, которой принадлежат объекты электросетевого хозяйства с необходимым классом напряжения на соответствующей территории, к которой следует обращаться заинтересованным в технологическом присоединении лицам и которая не вправе отказать обратившемуся к ней лицу в услуге по технологическому присоединению и заключении соответствующего договора;

- процедуру технологического присоединения (в том числе перечень мероприятий по технологическому присоединению, предельные сроки их выполнения) и ее особенности в случаях присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам;

- правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора;

- состав технических условий для технологического присоединения энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики;

- ответственность сетевых организаций за несоблюдение сроков осуществления технологического присоединения.

По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).

Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение) определен Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года №861 (далее по тексту - Правила №861).

Согласно п.3 Правил №861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

В силу п.6 Правил №861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

В соответствии с п.8 Правил №861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных п.8(1) настоящих Правил.

В соответствии с п.16 Правил №861 договор должен содержать, существенные условия, в том числе: перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению; срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 4 месяца - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно; положение об ответственности сторон за несоблюдение установленных договором и настоящими Правилами сроков исполнения своих обязательств.

Согласно п.17 Правил №861 плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при присоединении заявителя, владеющего объектами, отнесенными к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВ включительно необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности. Размер платы за технологическое присоединение устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

В соответствии с п.18 Правил мероприятия по технологическому присоединению включают в себя, в том числе подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий; выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией; проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий.

В судебном заседании установлено, что 25 ноября 2016 года ФИО2 обратилась к истцу с заявкой (с приложением необходимых документов), в которой просила осуществить технологическое присоединение жилого дома (энергопринимающих устройств), расположенного по адресу: <адрес>, в связи с увеличением объема максимальной мощности до 15 кВт (л.д. 13, 15, 17-24).

В соответствии с указанной заявкой между АО «СК Алтайкрайэнерго» (сетевой организацией) и ФИО2 (заявителем) был заключен договор об осуществлении технологического присоединения №2848/16 от 30 ноября 2016 года (л.д. 10-12). Факт заключения данного договора ответчиком в судебном заседании не оспаривался, также подтвержден и свидетелем ФИО4

Как следует из абз.19 п.15 Правил №861 договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию.

Согласно материалам дела подписанный ФИО2 экземпляр Договора поступил в АО «СК Алтайкрайэнерго» 19 декабря 2016 года, следовательно, с этой даты он считается заключенным.

Согласно Договору сетевая организация принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя, в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства АО «СК Алтайкрайэнерго» (включая их проектирование, строительство, реконструкцию) к присоединению энергопримающих устройств заявителя, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики), с учетом характеристик, в том числе максимальной мощности присоединяемых энергопринимающих устройств 15 кВт (п.1.1 Договора).

Согласно п.1.2 Договора технологическое присоединение необходимо для электроснабжения жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

В соответствии с п.1.4 Договора технические условия являются неотъемлемой частью Договора и приведены в приложении №2 (л.д. 14).

Факт подготовки истцом и выдачи ответчику технических условий на технологическое присоединение для электроснабжения жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с условиями Договора, подтвержден материалами дела, а также представителем истца и свидетелем ФИО4 в судебном заседании, ответчик в ходе предварительного судебного заседания также не оспаривала эти обстоятельства, но в ходе судебного заседания пояснила, что не помнит получала ли она технические условия, но допускает, что они были ею получены.

В соответствии с п.1.5 Договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 4 месяца со дня заключения Договора, что соответствует приведенным выше положениям п.16 Правил №861 и опровергает доводы ответчика в этой части. При этом, учитывая, что ответчик отказалась от исполнения Договора в одностороннем порядке эти обстоятельства не имеют существенного значения для разрешения заявленных истцом исковых требований.

В соответствии с п.3.1 Договора размер платы за технологическое присоединение определен в соответствии с Решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов №779 от 25 декабря 2015 года и составляет 550 рублей, в том числе НДС 18% в сумме 83 рубля 90 копеек. При этом, согласно п.3.2 Договора указанная плата вносится заявителем по частям в различные сроки.

Как установлено в судебном заседании из пояснений сторон, плата по Договору ответчиком не вносилась, доказательств обратного суду не представлено.

В соответствии с п.2.1 Договора сетевая организация обязуется, в том числе, в течение 5 рабочих дней со дня уведомления заявителем сетевой организации о выполнении им технических условий, но не ранее выполнения сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению до границ участка заявителя, осуществить проверку выполнения технических условий заявителем, провести с участием заявителя осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя; не позднее 15 рабочих дней со дня проведения осмотра (обследования), при отсутствии замечаний указанных в п.2.3 Договора, осуществить фактическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям, фактический прием (подачу) напряжения и мощности, составить при участии заявителя акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности, акт об осуществлении технологического присоединения и направить их заявителю.

В соответствии с п.2.3 Договора сетевая организация имеет право не осуществлять фактического присоединения энеропринимающих установок заявителя к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации в случае невыполнения заявителем обязательств, предусмотренных условиями Договора.

Согласно п.2.4 Договора заявитель обязуется, в том числе, надлежащим образом исполнять обязательства по Договору; после выполнения мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ участка заявителя, предусмотренных техническими условиями, уведомить сетевую организацию о выполнении технических условий; принять участие в осмотре (обследовании) присоединяемых энергопринимающих устройств сетевой организации.

В силу ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Как установлено в судебном заседании, следует из пояснений сторон и свидетеля ФИО4, после заключения Договора и получения от истца технических условий на технологическое присоединение, ФИО2 своих обязательств по Договору не исполнила: мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположен жилой дом по адресу: <адрес>, предусмотренных техническими условиями, в установленный Договором срок не выполнила, и как следствие этого, уведомления истцу о выполнении технических условий не направила. При этом, 12 мая 2017 года ответчик обратилась к истцу с заявлением, в котором просила расторгнуть договор №2848/16 об осуществлении техприсоединения жилого дома по вышеуказанному адресу по причине отмены льгот сельским педагогам (материальное положение) (л.д. 27).

Таким образом, в судебном заседании установлено, что Договор не был исполнен истцом в связи с невыполнением его условий ответчиком (отказа ответчика от исполнения договора), данные обстоятельства ответчиком не оспаривались, доказательств обратного суду не представлено.

Согласно п.5.2 Договора, Договор может быть расторгнут по требованию одной из сторон по основаниям, предусмотренным ГК РФ.

Как следует из ст.450 ГК РФ, расторжение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором (п.1). По требованию одной из сторон договор может быть расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором (п.2).

Согласно п.2.6 Договора при невыполнении заявителем в установленный Договором срок мероприятий по технологическому присоединению и/или отказе заявителя от исполнения Договора по основаниям, не предусмотренным п.5.3 Договора, заявитель обязан уплатить сетевой организации стоимость фактически выполненных последней мероприятий по технологическому присоединению, рассчитанную в соответствии в решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов об установлении платы за технологическое присоединение, действовавшему на момент заключения договора. В случае, если определить плату за фактически выполненные мероприятия не представляется возможным, заявитель обязан оплатить фактически понесенные сетевой организацией расходы на выполнение последней мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с техническими условиями.

Согласно п.5.3 Договора заявитель вправе при нарушении сетевой организацией указанных в настоящем договоре сроков технологического присоединения в одностороннем порядке расторгнуть договор. Таких обстоятельств судом не установлено, как указано выше, Договор не исполнен истцом в связи с неисполнением взятых на себя обязательств ответчиком, то есть по независящим от истца обстоятельствам.

Таким образом, судом установлено, что технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям представляет собой комплекс мероприятий и осуществляется на основании возмездного договора, заключаемого сетевой организацией с обратившимся к ней лицом (заявителем). По условиям этого договора сетевая организация обязана реализовать мероприятия, необходимые для осуществления такого технологического присоединения (в том числе разработать технические условия), а заявитель обязан помимо прочего внести плату за технологическое присоединение (п.4 ст.23.1, п.2 ст.23.2, п.1 ст.26 ФЗ «Об электроэнергетике», пп.«е» п.16, п.16(2), п.16(4), п.17, п.18 Правил №861).

Из характера обязательств сетевой организации и заявителя следует, что к правоотношениям по технологическому присоединению применимы как нормы главы 39 ГК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период), так и общие положения об обязательствах и о договоре (раздел III ГК РФ).

Статья 393 ГК РФ обязывает должника возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, в том числе реальный ущерб и упущенную выгоду (п.2 ст.15 ГК РФ).

Сторона, заявившая об одностороннем отказе от исполнения договора в связи с существенным нарушением его условий со стороны контрагента, вправе предъявить ему требование о возмещении убытков, причиненных прекращением договора (п.1 ст.393, п.3 ст.450, п.5 ст.453 ГК РФ).

В соответствии с положениями п.1 ст.782 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.

Сетевая компания, подготовив и выдав ответчику ФИО2 (заявителю) технические условия, исполнила часть своих обязательств в рамках Договора, понеся определенные производственные издержки. Издержки, не компенсированные сетевой компании, уменьшают её имущественную базу и, как следствие, являются для неё убытками.

Ввиду того, что убытки возникли в связи с неисполнением и отказа от исполнения ответчиком условий договора и неисполнением последним своих обязательств по оплате оказанных услуг, именно ответчик, как в силу требований статей 393, 453 ГК РФ, так и ст.782 ГК РФ, обязан компенсировать сетевой компании фактически понесенные расходы на изготовление технических условий.

Предметом требований истца в рассматриваемом случае является несение истцом расходов по изготовлению и выдаче ответчику технических условий в связи с заявкой последнего на технологическое присоединение. Спорные затраты понесены истцом в интересах ответчика для исполнения его заявки на технологическое присоединение, неизбежность этих затрат для сетевой организации обусловлена публично-правовым характером правоотношений по технологическому присоединению.

Как следует из пунктов 1 и 4 ст.23.1 ФЗ «Об электроэнергетике» в электроэнергетике цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, подлежат государственному регулированию в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе плата за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети, к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.

Согласно п.2 ст.23.1 ФЗ «Об электроэнергетике» плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства может устанавливаться, в том числе посредством установления размера платы органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций, рассчитываются и устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов едиными для всех территориальных сетевых организаций на территории субъекта Российской Федерации. Указанные стандартизированные тарифные ставки дифференцируются исходя из состава мероприятий по технологическому присоединению, обусловленных в том числе видами и техническими характеристиками объектов электросетевого хозяйства, уровнем напряжения в точке присоединения энергопринимающих устройств, максимальной мощностью присоединяемых энергопринимающих устройств и категорией надежности энергоснабжения, и по иным установленным федеральными законами основаниям в соответствии с основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. Затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение.

На территории Алтайского края органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов за технологическое присоединение энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства является Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов.

На момент заключения Договора действовало Решение Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 25 декабря 2015 года №779 «Об установлении платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям Открытого акционерного общества «Сетевая компания Алтайкрайэнерго» на 2016 год» (далее по тексту – Решение №779), вынесенное в том числе в соответствии с ФЗ «Об электроэнергетике», постановлениями Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года №1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», от 27 декабря 2004 года №861, приказом Федеральной службы по тарифам от 11 сентября 2012 года №209-э/1 «Об утверждении Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям».

Как следует из приложения №1 к Решению №779, в соответствии с п.17 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года №861 (Правила технологического присоединения), заявитель, подающий заявку в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), оплачивает установленную плату при присоединении объектов, отнесенных к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВ включительно необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности. Размер этой платы для физических лиц, подающих заявку на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, составляет 550 рублей. Однако, как следует из пояснений представителя истца в судебном заседании данная плата носит льготный характер и не отражает реальные затраты сетевой организации на технологическое присоединение, данные расходы возмещаются государством, причем лишь после выполнения всего комплекса мероприятий по технологическому присоединению, при этом, в случае не выполнения этого комплекса мероприятий такого возмещения не производится.

Данная позиция представителя истца согласуется с положениями п.8 Решения №779, согласно которому установлен размер расходов ОАО «Сетевая компания Алтайкрайэнерго», связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемых в плату за технологическое присоединение, на 2016 год в размере 30858 500 рублей без НДС, а также согласуется и с иными нормативными правовыми актами, регулирующими данные правоотношения, что следует из их анализа.

Согласно п.2 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 11 сентября 2012 года №209-э/1 (ред. от 01 августа 2014 года) (далее по тексту - Методические указания), действовавших на момент заключения сторонами Договора, Методические указания определяют основные положения по расчету размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - Устройства) к объектам электросетевого хозяйства (далее - плата за технологическое присоединение) сетевых организаций, и предназначены для использования Федеральной службой по тарифам (далее - Служба), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, сетевыми организациями, а также лицами, обратившимися к сетевым организациям с заявками на технологическое присоединение Устройств к объектам электросетевого хозяйства сетевых организаций (далее - Заявители).

Согласно п.4 Методических рекомендаций плата за технологическое присоединение рассчитывается в случаях присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных Устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также в случаях, при которых в отношении ранее присоединенных Устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких Устройств.

Как следует из пп.«а» п.16 Методических рекомендаций для расчета платы за технологическое присоединение к электрическим сетям учитываются расходы на выполнение сетевой организацией следующих обязательных мероприятий, в том числе: подготовку и выдачу сетевой организацией технических условий.

Аналогичные положения содержатся и в действующих в настоящее время Методических указаниях по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 29 августа 2017 года №1135/17.

Согласно пп.«а» п.6 Решения №779 плата за технологическое присоединение к территориальным распределительным электрическим сетям энергопринимающих устройств отдельных потребителей и объектов по производству электрической энергии с учетом стандартизированных тарифных ставок определяется по формулам исходя из стандартизированных тарифных ставок и способа технологического присоединения к электрическим сетям сетевой организации и реализации соответствующих мероприятий, определенных приложением 1 к Методическим указаниям, определенным следующим образом: если отсутствует необходимость реализации мероприятий «последней мили», то формула платы определяется как произведение стандартизированной тарифной ставки на покрытие расходов на технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, по мероприятиям, указанным в пункте 16 Методических указаний (кроме подпунктов «б» и «в»), (С1) и объема максимальной мощности (Ni), указанного в заявке на технологическое присоединение Заявителем.

Как следует из Договора и пояснений представителя истца мероприятия «последней мили» при осуществлении технологического присоединения указанного выше объекта (дома) ответчика предусмотрены не были.

В соответствии с п.7 Решения №779 плата за технологическое присоединение для конкретного Заявителя с учетом ставок за единицу максимальной мощности определяется сетевой организацией по формуле как произведение отдельных ставок платы за единицу максимальной мощности согласно приложению 3.1, 3.2 по мероприятиям, реализуемым сетевой организацией для подключения конкретного Заявителя, умноженных на объем максимальной мощности, указанный Заявителем в заявке на технологическое присоединение на уровне напряжения i и (или) диапазоне мощности j (руб./кВт). Для каждого конкретного Заявителя при определении размера платы применяются те ставки, которые согласно поданной заявке соответствуют способу технологического присоединения.

Так, в приложении 3.2 к Решению №779 установлены ставки за единицу максимальной мощности, руб./кВт, для определения платы при технологическом присоединении энергопринимающих устройств максимальной мощностью до 150 кВт к электрическим сетям ОАО «Сетевая компания Алтайкрайэнерго» без НДС. В п.1 указанного приложения установлена ставка платы за технологическое присоединение за выполнения мероприятия: подготовка и выдача сетевой организацией технических условий Заявителю (ТУ), которая составляет 786,10 руб./кВт.

В силу п.1 ст.143 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) АО «СК Алтайкрайэнерго», как организация, является плательщиком налога на добавленную стоимость (далее по тексту – НДС), размер ставки данного налога в соответствии с п.3 ст.164 НК РФ составляет для истца 18%.

Таким образом, плата за подготовку и выдачу сетевой организацией технических условий Заявителю, как за выполнение мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств потребителя электрической энергии при максимальной мощности присоединяемых энергопринимающих устройств 15 кВт, подлежит определению исходя из следующего расчета: 786,10 рублей ? 15 кВт = 11791,50 рублей, а с учетом НДС 18% составляет: 13913 рублей 97 копеек (11791,50 рублей ? 18%). Указанные расходы, вопреки доводам ответчика, изложенным в письменном объяснении на иск, по мнению суда, отражают размер фактических расходов истца на подготовку и выдачу ответчику технических условий, являются экономически обоснованными, учитывая, что установлены тарифным органом, проверившим это. Данные обстоятельства ответчиком не опровергнуты.

Кроме того, суд учитывает, что и условиями Договора, с которыми согласилась ответчик, добровольно заключив данный Договор с истцом, стоимость фактически выполненных истцом мероприятий по технологическому присоединению подлежит расчету в соответствии с решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов об установлении платы за технологическое присоединение, действовавшему на момент заключения договора, именно исходя из такого расчета ответчик обязалась уплатить сетевой организации стоимость фактически выполненных последней мероприятий по технологическому присоединению в случае невыполнения ею в установленный Договором срок мероприятий по технологическому присоединению и/или отказе от исполнения Договора (п.2.6 Договора). При этом, суд считает, что данные положения Договора не противоречат действующему законодательству и не нарушают прав ответчика.

В силу п.1 ст.421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

При таких обстоятельствах, учитывая также признание иска ответчиком в указанной выше части, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных истцом требований, доказательств, опровергающих доводы стороны истца, ответчиком в нарушение требований ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определяющей, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, не представлено. В связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Судом установлено, что при подаче иска истец понес расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 557 рублей, что подтверждается платежными поручениями от 04 сентября 2017 года и от 19 октября 2017 года (л.д. 5, 67).

При этом, в силу ч.1 ст.88 ГПК РФ указанные расходы по уплате государственной пошлины отнесены законом к судебным расходам.

Согласно ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Таким образом, учитывая, что исковые требования удовлетворены судом, то с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины (судебные расходы) в размере 6 557 рублей, из которых: 6000 рублей - за требование о расторжении договора, 557 рублей - за требование о взыскании денежных средств.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Расторгнуть договор от 30 ноября 2016 года №2848/16 об осуществлении технологического присоединения, заключенный между Акционерным обществом «Сетевая компания Алтайкрайэнерго» и ФИО2.

Взыскать с ФИО2 в пользу Акционерного общества «Сетевая компания Алтайкрайэнерго» расходы, понесенные в связи исполнением договора от 30 ноября 2016 года №2848/16 об осуществлении технологического присоединения, в размере 13913 рублей 97 копеек.

Взыскать с ФИО2 в пользу Акционерного общества «Сетевая компания Алтайкрайэнерго» расходы по уплате государственной пошлины в размере 6557 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда, с принесением жалобы в Тюменцевский районный суд Алтайского края.

Председательствующий: А.Н. Савостин

Решение в окончательной форме принято 26 января 2018 года.