ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-195/2021 от 11.10.2021 Глазуновского районного суда (Орловская область)

Гражданское дело №2-195/2021

УИД 57RS0003-01-2021-000288-59

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 октября 2021 года п. Глазуновка Орловской области

Глазуновский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего судьи Летова Е.Н.,

с участием прокурора Глазуновского района Орловской области Тапехиной М.В.,

представителя ответчика администрации Глазуновского района Орловской области Герасимова В.А., действующего по доверенности,

при секретаре судебного заседания Володиной Г.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании районного суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Глазуновского района Орловской области Тапехиной М.В. в интересах неопределенного круга лиц к администрации Глазуновского района Орловской области об обязании обеспечить разработку, согласование с уполномоченными органами и утверждение проектов организации дорожного движения для автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных на территории Глазуновского района Орловской области,

установил:

прокурор Глазуновского района Орловской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратилась в Глазуновский районный суд Орловской области с иском к администрации Глазуновского района Орловской области об обязании обеспечить разработку, согласование с уполномоченными органами и утверждение проектов организации дорожного движения для автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных на территории Глазуновского района Орловской области.

В обоснование иска указав, что по информации ОМВД России по <адрес> прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, по которым проходят маршруты следования школьных автобусов. В результате проведенной прокуратурой района проверки исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на школьных маршрутах установлено, что приказом Управления образования администрации <адрес> утверждено 12 маршрутов движения школьных автобусов, уоторые проходят по автомобильным дорогам, включенным в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных на территории <адрес>: автодорога Отрада-Рождественно (с 0+000 по 3+500км) включена в перечень автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов на территории <адрес> сельского поселения (идентификационный <№>ПМП210 Д-7); автодорога н.<адрес> – н.<адрес> – н.<адрес> посадка (<данные изъяты>) включена в перечень автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов на территории <адрес> сельского поселения (идентификационный <№> ОП МП 804 Л-5); автодорога н.<адрес> – н.<адрес><данные изъяты>) включена в перечень автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов на территории <адрес> сельского поселения (идентификационный <№> ОП МП 819 3-1); автодорога н.<адрес> – н.<адрес> подъезд к Очкинской образовательной школе (с <данные изъяты>) включена в перечень автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов <адрес> сельского поселения (идентификационный <№> ОП МП 813 В-3). До настоящего времени не разработана, не согласована с уполномоченными органами и не утверждена в установленном порядке документация по организации дорожного движения – проекты организации дорожного движения. Конкретные меры по разработке ПОДД в отношении автомобильных дорог местного значения ответчиком в течение разумного времени не приняты. Подобное бездействие администрации <адрес> нарушает права и законные интересы граждан на безопасность дорожного движения, создает угрозу безопасности дорожного движения, сохранению жизни, здоровья неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних обучающихся, не позволяет реализовать комплекс мер по организации дорожного движения, включая размещение на автодорогах технических средств организации дорожного движения, остановочных пунктов. В связи с чем просят суд обязать администрацию <адрес> в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить разработку, согласование с уполномоченными органами и утверждение проектов организации дорожного движения для вышеуказанных автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных на территории Глазуновского района.

В судебном заседании прокурор Глазуновского района Тапехина М.В. исковые требования поддержала полностью по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель ответчика администрации Глазуновского района Орловской области Герасимов В.А. исковые требования признал в полном объеме. Ч.3 ст. 173 ГПК РФ ему разъяснена и понятна. Приобщил письменное заявление.

Выслушав доводы прокурора Глазуновского района Орловской области Тапехинйо М.В., представителя ответчика Герасимова В.А. и огласив его письменное заявление о признании иска, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 ч 1, ч. 4 ст. 14 Федерального закона от <ДД.ММ.ГГГГ> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района на территории сельских поселений относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 3 Федерального закона от <ДД.ММ.ГГГГ> № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

В ст. 5 Федерального закона №196-ФЗ указано, что обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством осуществления деятельности по организации дорожного движения.

Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона №196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на территориях сельских поселений, участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального района.

В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 21 Федерального закона №196-ФЗ мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог органами местного самоуправления, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе документации по организации дорожного движения, разработанной в соответствии с Федеральным законом "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В силу п. 1, п. 3 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от <ДД.ММ.ГГГГ> N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области организации дорожного движения относятся: организация и мониторинг дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; установка, замена, демонтаж и содержание технических средств организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения.

В ч. 5 ст. 9 Федерального закона №443-ФЗ указано, что разработка мероприятий по организации дорожного движения осуществляется на основании документации по организации дорожного движения, разработанной и утвержденной в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.

Согласно ч. 4, ч. 6 ст. 16 Федерального закона №443-ФЗ в состав документации по организации дорожного движения включаются комплексные схемы организации дорожного движения и (или) проекты организации дорожного движения. Мероприятия, предусмотренные документацией по организации дорожного движения, являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями в соответствии с разработанными в целях реализации этих мероприятий региональными и муниципальными программами.

В соответствии с ч. 1, п. 1 ч. 2, п. 1 ч. 3, ч. 9, ч. 11 ст. 18 Федерального закона №443-ФЗ проекты организации дорожного движения (ПОДД) разрабатываются в целях реализации комплексных схем организации дорожного движения и (или) корректировки отдельных их предложений либо в качестве самостоятельного документа без предварительной разработки комплексной схемы организации дорожного движения. Проекты организации дорожного движения разрабатываются, в том числе на период эксплуатации дорог или их участков. Проекты организации дорожного движения на период эксплуатации дорог или их участков разрабатываются в целях определения постоянных схем движения транспортных средств и (или) пешеходов в отношении существующих, реконструируемых или строящихся дорог или их участков. Внесение изменений в утвержденный проект организации дорожного движения на период эксплуатации дорог или их участков либо его повторное утверждение должно осуществляться не реже чем один раз в три года.

Проекты организации дорожного движения, разрабатываемые для автомобильных дорог местного значения либо их участков, для иных автомобильных дорог либо их участков, расположенных в границах муниципального образования, утверждаются органами местного самоуправления или организациями, уполномоченными органами местного самоуправления в области организации дорожного движения, по согласованию:

1) с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, или подведомственными ему федеральными государственными учреждениями либо в случаях, если автомобильные дороги переданы в доверительное управление Государственной компании "Российские автомобильные дороги", этой компанией при условии, что автомобильные дороги местного значения либо их участки примыкают к автомобильным дорогам федерального значения или пересекают их;

2) с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными в области организации дорожного движения, в случае, если автомобильные дороги местного значения либо их участки примыкают к автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения;

3) с органами и организациями, перечень которых установлен органом местного самоуправления.

Реализация проектов организации дорожного движения, не прошедших обязательных согласований, не допускается.

В развитие ч. 5 ст. 16 Федерального закона № 443-ФЗ приказом Минтранса России от <ДД.ММ.ГГГГ> N 274 утверждены Правила подготовки документации по организации дорожного движения, требования к составу и содержанию документации по организации дорожного движения, порядку ее разработки, согласования и утверждения (далее по тексту – Правила).

Пунктами 43, 44, 55 Правил предусмотрено, что ПОДД, разрабатываемые для автомобильных дорог местного значения либо их участков, для иных автомобильных дорог либо их участков, расположенных в границах муниципального образования, утверждаются органами местного самоуправления или организациями, уполномоченными органами местного самоуправления в области организации дорожного движения. Органы и организации, указанные в пунктах 41 - 43 Правил, либо организации, осуществляющие разработку ПОДД, представляют ПОДД на согласование в органы и организации, указанные в частях 8 и 9 статьи 18 Закона об организации дорожного движения, а также органы и организации, установленные нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, в том числе в территориальные подразделения Госавтоинспекции. ПОДД должен быть утвержден не позднее 30 календарных дней со дня получения согласований всех органов и организаций, рассматривающих ПОДД.

Приказом Управления образования администрации <адрес> от <ДД.ММ.ГГГГ><№> «Об организации льготного подвоза обучающихся в <ДД.ММ.ГГГГ> учебном году» утверждено 12 маршрутов движения школьных автобусов согласно приложению в целях подвоза обучающихся муниципальных образовательных организаций к месту учебы и обратно (л.д.<№>).

Постановлением администрации района от <ДД.ММ.ГГГГ><№> утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных на территории <адрес>: автодорога <адрес> (с 0+000 по 3+500км) включена в перечень автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов на территории <адрес> сельского поселения (идентификационный <№>ПМП210 Д-7); автодорога н.<адрес> – н.<адрес> – н.<адрес> посадка (с 0+000 по 2+200км) включена в перечень автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов на территории <адрес> сельского поселения (идентификационный <№> ОП МП 804 Л-5); автодорога н.<адрес> – н.<адрес> (с 0+000 по 4+700км) включена в перечень автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов на территории <адрес> сельского поселения (идентификационный <№> ОП МП 819 3-1); автодорога н.<адрес> – н.<адрес> подъезд к <адрес> образовательной школе (с 0+000 по 1+980км) включена в перечень автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов <адрес> сельского поселения (идентификационный <№> ОП МП 813 В-3) (л.д.<№>).

<ДД.ММ.ГГГГ> прокуратурой <адрес> в адрес главы администрации <адрес> вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, где указывалось, что проекты организации дорожного движения в отношении автомобильной дороги по которой проходит маршрут следования школьного автобуса «<адрес> посадка- д. <адрес>-<адрес> слободка» до настоящего времени не разработаны, не согласованы и не утверждены. Указывалось на необходимость в течении 1 месяца принять меры к устранению указанных нарушений (л.д.28-32).

Согласно ответа администрации <адрес> исх. <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> следует, что представление удовлетворено, проводятся необходимые мероприятия (л.д.<№>).

<ДД.ММ.ГГГГ> главным государственным инспектором ОГИБДД ОМВД России по <адрес> в адрес администрации <адрес> выдано предписание об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, в котором требовалось разработать проекты организации дорожного движения (ПОДД) на все дороги, проходящие по территории <адрес>. Срок исполнения указан 1 месяц с момента получения (л.д.<№>).

<адрес> письмом от <ДД.ММ.ГГГГ> года исх. <№> в предлагалось главе администрации <адрес> в срок до <ДД.ММ.ГГГГ> предоставить документы о разработке, согласовании и утверждении проекта организации дорожного движения в отношении дрог местного значения, о размещении технических средств организации дорожного движения в соответствии с ПОДД (л.д.<№>).

Согласно ответа администрации <адрес> исх. <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> следует, что представление удовлетворено, проводятся необходимые мероприятия (л.д.<№>).

До настоящего времени конкретные меры по разработке ПОДД в отношении автомобильных дорог местного значения ответчиком не приняты.

В нарушение требований законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения администрацией Глазуновского района для указанных автомобильных дорог местного значения, по которым проходят школьные маршруты, до настоящего времени не разработана, не согласована с уполномоченными органами и не утверждена в установленном порядке документация по организации дорожного движения – проекты организации дорожного движения, что не обеспечивает безопасность дорожного движения, делает невозможным размещение технических средств организации дорожного движения и пунктов остановки посадки и высадки детей.

Подобное бездействие администрации Глазуновского района, выраженное в не исполнении установленных законом обязанностей по разработке, согласованию и утверждению документации по организации дорожного движения для автомобильных дорог местного значения, по которым проходят школьные маршруты, нарушает права и законные интересы граждан на безопасность дорожного движения, создает угрозу безопасности дорожного движения, сохранению жизни, здоровья неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних обучающихся, не позволяет реализовать комплекс мер по организации дорожного движения, включая размещение на автодорогах технических средств организации дорожного движения, остановочных пунктов.

С учетом изученных доказательств, суд считает, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно ч.1 ст. 39, ч.3 ст. 173 ГПК Российской Федерации ответчик вправе признать иск и при признании ответчиком иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.

Суд принимает признание требований представителем ответчика, так как признание исковых требований не нарушает прав и законных интересов третьих лиц.

Руководствуясь ч.3 ст. 173, ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

принять признание иска представителем ответчика администрации <адрес> Герасимовым В.А.

Исковые требования прокурора Глазуновского района Орловской области Тапехиной М.В. в интересах неопределенного круга лиц к администрации Глазуновского района Орловской области об обязании обеспечить разработку, согласование с уполномоченными органами и утверждение проектов организации дорожного движения для автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных на территории Глазуновского района Орловской области, удовлетворить полностью.

Обязать администрацию Глазуновского района Орловской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить разработку, согласование с уполномоченными органами и утверждение проектов организации дорожного движения для автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных на территории <адрес>: автомобильной дороги <адрес> (идентификационный <№>ПМП210 Д-7); автомобильной дороги н.<адрес> -н.<адрес>-н.<адрес> посадка (идентификационный <№> ОП МП 804 Л-5); автомобильной дороги н.<адрес>- н.<адрес> (идентификационный <№> ОП МП 819 3-1); автомобильной дороги н.<адрес> –н.<адрес> подъезд к <данные изъяты> образовательной школе (идентификационный <№>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Глазуновский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированный текст решения изготовлен и подписан 12 октября 2021 года.

Председательствующий Е.Н. Летов.