ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-195/2021 от 12.08.2021 Гусевского городского суда (Калининградская область)

№ 2-195/2021

39RS0008-01-2021-000218-66

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 августа 2021 года г. Гусев

Гусевский городской суд Калининградской области в составе: председательствующего судьи Колотилина Д.В.,

при секретаре Мельникене О.С.,

с участием истца ФИО1,

представителей ответчика ФИО2 и ФИО3,

третьего лица ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации МО «Гусевский городской округ» Калининградской области о признании недействительным отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился с иском к администрации МО «Гусевский городской округ» Калининградской области о признании недействительным отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

В обоснование истец указал, что у него многодетная семья: <данные изъяты>

27 августа 2020 года он обратился в администрацию МО «Гусевский городской округ» Калининградской области с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в целях получения меры социальной поддержки для многодетных семей в соответствии с положениями ст. 14 Закона Калининградской области № 318 от 07.10.2019 года «О социальном кодексе Калининградской области»в виде денежной компенсации взамен земельного участка, предоставляемого в собственность бесплатно многодетным семьям для жилищного строительства, на основании положенийЗакона Калининградской области «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области».

Решением жилищной комиссии администрации МО «Гусевский городской округ» от 24 сентября 2020 года, утвержденным Постановлением главы администрации от 25 сентября 2020 года, истцу было отказано в принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях на основании п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ, посколькусреднедушевой доход семьи истца превышаетразмер прожиточного минимума за 2 квартал 2020 года, утвержденный Постановлением Правительства Калининградской области от 17.08.2020 № 575.

С данным решением жилищной комиссии истец не согласился в виду неправильного произведенного расчета дохода и обратился в Гусевскую городскую прокуратуру.

Проведенной прокурорской проверкой указанные доводы истца были признаны обоснованными, и в адрес администрации МО «Гусевский городской округ» Калининградской области внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства.

22 декабря 2020 года жилищной комиссией администрации МО «Гусевский городской округ» рассмотрено представление Гусевского городского прокурора, и истцу было повторно отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.

В данном случае основанием для отказа послужило то, что в 2012 году семья истца получила социальную выплату <данные изъяты> на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>.После завершения строительства и ввода в эксплуатацию дома, истец должен был зарегистрировать право собственности на это недвижимое имущество в общую собственность всех членов семьи в равных долях. Но поскольку право собственности на дом не зарегистрировано, комиссия посчитала, что истец злоупотребляет правом, не вводя дом в эксплуатацию, с целью получения мер социальной поддержки. Также комиссия повторно пришла к выводу, что среднедушевой доход семьи превышает установленный прожиточный минимум.

Вместе с тем, жилой дом не достроен, в нем не оборудована система отопления в связи с отсутствием газоснабжения, не выполнен ремонт, необходимый для постоянного проживания, и это произошло по независящим от истца причинам.

Так, после банкротства в 2014 году АКБ «Инвестбанк» истцу не были выплачены его денежные средства <данные изъяты>.Строительство дома приостанавливалосьпо вине ОАО «Янтарьэнерго» из-за отсутствия электроснабжения, которое было подключено только в 2018 году.

Истец полагает, что его средний месячный доход был определён неправильно, поскольку был рассчитан не за 12 месяцев, а за меньший период (6 и 4 месяца), в течение которого он был получен.

Доходысупруги истца, являющейся индивидуальным предпринимателем на упрощенной системе налогообложения «доходы минус расходы», вопреки разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов РФ №03-11-10/36931 от 28.07.2014, учтены без уменьшения доходов, полученных от предпринимательской деятельности на величину расходов, связанных с предпринимательской деятельностью.

Приведя в иске соответствующий расчет, истец указывает, чтосреднедушевой доход семьи, <данные изъяты> что менее величины прожиточного минимума, установленного вышеуказанным постановлением Правительства Калининградской области, который в расчете на душу населения составляет 11706,00 руб.

На основании изложенного истец просилпризнать недействительным отказ в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и возложить на ответчика обязанность поставить его с составом семьи <данные изъяты> на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель – ФИО4, также привлеченная при рассмотрении дела в качестве третьего лица, заявленные исковые требования поддержали в полном объеме по изложенным основаниям.

По существу дела пояснили, что денежная компенсация за земельный участок необходима для завершения строительства уже имеющегося дома. В случае предоставления в собственность земельного участка, они как собственники вправе им распорядиться, а вырученные денежные средства израсходовать на завершение строительства указанного жилого дома. В представленные в администрацию сведения об имуществе жилой дом не был включен, поскольку он не достроен и не введен в эксплуатацию. Срок разрешения на строительство дома истекает в декабре 2022 года.

ФИО4 является индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения. Её деятельность заключается в обслуживании корпоративных клиентов оператора сотовой связи <данные изъяты> на основании агентского договора. Счета по оплате услуг связи корпоративных клиентов выставляются оператором на её имя, абоненты сначала перечисляют ей денежные средства, а затем она - оператору связи. Поскольку перечисления денежных средств оператору связи происходят от её имени, в книге учета доходов и расходов она указывает этот как расходы на услуги связи.

Представители администрации МО «Гусевский городской округ» Калининградской области ФИО2 и ФИО3 заявленные исковые требования не признали. По существу дела пояснили, что ранее семья ФИО1 уже воспользовалась правом на улучшение жилищных условий посредством получения социальной выплаты на строительство индивидуального жилого дома как мерой социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями.

В соответствии с положениями п. 4 ч.7 ст. 16.2 Закона Калининградской области от 21.12.2006 №105 «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области» основанием для отказа в постановке на учет многодетных граждан в целях предоставления земельного участка в соответствии с настоящим Законом является, в том числе, ранее реализованное право на получение меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

На основании программы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» в 2012 году семье В-вых было предоставлено <данные изъяты> для постройки индивидуального жилого дома общей площадью 128,5 кв.м. В сентябре 2013 года на основании обращения истца был утвержден акт освидетельствования проведения основных работ по строительству дома, однако до настоящего времени право собственности на жилой дом в равных долях на всех членов семьи не зарегистрировано, и он не введен в эксплуатацию.

Ссылка истца на разъяснения Министерства финансов РФ №03-11-10/36931, изложенные в письме от 28.07.2014 «О расчете среднедушевого дохода семьи в целях назначения ежемесячного пособия на ребенка гражданами, являющимися индивидуальными предпринимателями, применяющими специальные налоговые режимы» несостоятельна, поскольку указанные разъяснения не являются ни нормативным правовым актом, ни официальным разъяснением норм закона.

При этом положений, предусматривающих вычет расходов при определении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, Закон Калининградской области от 05.07.2017 N 90 «О порядке признания граждан малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Калининградской области», а также принятый в исполнение этого закона Порядок учета и определения размера дохода и стоимости имущества для признания граждан малоимущими в целях принятия на учет, не содержат.

Расчет величины прожиточного минимума за 2 квартал 2020 года жилищной комиссией произведен верно, поскольку письмо Министерства финансов РФ № 03-11-10/36931 от 28.07.2014, как и другие письма, носит разъяснительный и рекомендательный характер и являются его позицией, не будучи нормативным правовым актом обязательного действия.

Кроме того, истец желает получить денежную компенсацию взамен предоставления земельного участка для завершения строительства своего жилого дома.

Однако, в соответствии с пунктом 3 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями в виде единовременной денежной выплаты, утвержденного Постановлением Правительства Калининградской области от 11.01.2019 №4 «О мерах по реализации статьи 14 Закона Калининградской области от 7 октября 2019 года N 318 «Социальный кодекс Калининградской области», такие средства могут быть направлены: на уплату первоначального взноса при получении жилищного кредита; погашение основной суммы долга по жилищным кредитам; оплату жилого помещения, приобретенного по договору купли- продажи жилого помещения с рассрочкой платежа; оплату земельного участка, приобретенного под индивидуальное жилищное строительство.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями частей 1 и 1.1 ст. 16.1 Закона Калининградской области от 21.12.2006№ 105 «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области» (далее по тексту Закон КО от 21.12.2006 № 105), граждане Российской Федерации, проживающие на территории Калининградской области и имеющие трех и более детей (включая усыновленных, удочеренных) в возрасте до 18 лет, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеющие основания для постановки их на данный учет (далее - многодетные граждане), имеют право однократно бесплатно приобрести земельные участки в собственность, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов в порядке, установленном настоящей статьей. Земельный участок предоставляется одному из многодетных граждан, являющемуся родителем (усыновителем) в семье, имеющей трех или более детей.

В силу ч.1 ст.16.2 Закона КО от 21.12.2006 № 105многодетные граждане приобретают в собственность земельный участок в порядке очередности. Ведение учета граждан, имеющих право и желающих получить земельный участок в собственность бесплатно, осуществляется органом местного самоуправления на основании поданных заявлений (пункт 1).

Регистрация и учет заявлений многодетных граждан, имеющих право и желающих получить земельный участок в собственность бесплатно, ведется органом местного самоуправления отдельно от других категорий граждан (пункт 2).

Дата регистрации заявлений о постановке на учет учитывается при принятии решения о предоставлении земельных участков (пункт 3).

В соответствии со ст.14 Закон Калининградской области от 07.10.2019 № 318 «Социальный кодекс Калининградской области» (далее по тексту Закон КО от 07.10.2019 № 318), гражданам, состоящим в соответствии со статьями 16.1, 16.2Закона Калининградской области «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области» на учете в целях предоставления земельных участков без торгов в собственность бесплатно, с их согласия взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно может быть предоставлена мера социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями в виде единовременной денежной выплаты (далее - единовременная денежная выплата) (пункт 1).

Достижение одним из детей гражданина, поставленного на учет в целях предоставления земельных участков без торгов в собственность бесплатно, возраста 18 лет после постановки на учет не является основанием для отказа в предоставлении ему единовременной денежной выплаты ( подп.1 пункта 1).

Размер и порядок предоставления единовременной денежной выплаты, в том числе порядок подачи гражданами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, заявления о предоставлении единовременной денежной выплаты, перечень документов, прилагаемых к данному заявлению, порядок его рассмотрения, основания отказа в предоставлении единовременной денежной выплаты, цели и порядок использования гражданином единовременной денежной выплаты и порядок выплаты средств единовременной денежной выплаты устанавливаются Правительством Калининградской области(пункт 1).

В силу пункта 1 Постановления Правительства Калининградской области от 11.01.2019 №4 «О мерах по реализации статьи 14 Закона Калининградской области от 7 октября 2019 года N 318 «Социальный кодекс Калининградской области» (далее по тексту Постановление Правительства КО от 11.01.2019 №4), гражданам, имеющим трех и более детей (включая усыновленных, удочеренных) в возрасте до 18 лет, состоящим на учете в целях предоставления земельного участка бесплатно в собственность в органах местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области, с их согласия взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно может быть предоставлена мера социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями в виде единовременной денежной выплаты в размере 300000 (трехсот тысяч) рублей.

Согласно пункта 3Порядка предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями в виде единовременной денежной выплаты гражданам, имеющим трех и более детей (включая усыновленных, удочеренных) в возрасте до 18 лет, состоящим на учете в целях предоставления земельного участка в собственность бесплатно в органах местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области, с их согласия взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно, утверждённого Постановление Правительства КО от 11.01.2019 №4, единовременная денежная выплата может направляться на:

1) уплату первоначального взноса заявителем или его супругом при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома;

2) погашение основной суммы долга по жилищным кредитам, оформленным на заявителя или его супруга, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам;

3) оплату жилого помещения, приобретенного по договору купли-продажи жилого помещения с рассрочкой платежа, заключенному заявителем или его супругом не ранее 1 января 2019 года и прошедшему государственную регистрацию в установленном порядке;

4) оплату земельного участка, приобретенного в Калининградской области по договору купли-продажи с рассрочкой платежа с видом разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство, заключенному заявителем или его супругом не ранее даты вступления в силу настоящего постановления и прошедшему государственную регистрацию в установленном порядке.

Согласно ч. 2 ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится, в том числе, установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда (п. 2 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ).

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ основаниями для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, является обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно Постановления главы администрации Гусевского городского округа от 30.11.2005 № 1205 (ред. от 16.05.2007) «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилых помещений», норма предоставления площади жилого помещения на территории муниципального образования «Гусевский городской округ» определена 14 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека; учетная норма площади жилого помещения - 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

В силу ст. 2 Закона Калининградской области от 05.07.2017 № 90 «О порядке признания граждан малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Калининградской области» (далее по тексту Закон КО от 05.07.2017 № 90) органы местного самоуправления признают граждан малоимущими в целях применения настоящего Закона с учетом размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина), и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи (одиноко проживающего гражданина) и подлежащего налогообложению, в порядке, установленном приложением 1 к настоящему Закону. Размер дохода и стоимость имущества для признания граждан малоимущими устанавливаются представительным органом соответствующего муниципального образования.

В соответствии с пунктом 5 Порядка признания граждан малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Калининградской области (далее по тексту Порядок), утвержденного Законом КО от 05.07.2017 № 90, в целях признания граждан малоимущими и нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма учитывается стоимость имущества, находящегося в собственности таких граждан и членов их семьи и подлежащего налогообложению.

Согласно законодательству о налогах и сборах к имуществу, находящемуся в собственности членов семьи и подлежащему налогообложению, относятся, в том числе, жилые дома, автомобили, земельные участки.

Пунктом 8 Порядка предусмотрено, что расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина, оценка стоимости имущества семьи и одиноко проживающего гражданина производятся органами местного самоуправления за расчетный период, равный одному календарному году, непосредственно предшествующему месяцу подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Согласно пункта 9 Порядка, среднедушевой доход семьи при решении вопроса о признании ее малоимущей для предоставления жилых помещений по договору социального найма рассчитывается путем деления суммы доходов каждого члена семьи, полученных им в течение расчетного периода, на число месяцев, в течение которых он имел эти доходы. Сумма установленных таким образом среднемесячных доходов каждого члена семьи составит среднемесячный совокупный доход семьи в расчетном периоде, который делится на количество членов семьи. Доходы каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина учитываются после уплаты налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 решения окружного Совета депутатов Гусевского городского округа от 12.09.2018 N 61 (ред. от 27.03.2019) «Об установлении размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, стоимости имущества, находящегося в собственности граждан, для признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и освобождения от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем) жилищного фонда муниципального образования», размер среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи (дохода одиноко проживающего гражданина), не должен превышать величину прожиточного минимума на душу населения (в среднем за месяц), установленную Правительством Калининградской области.

Постановлением Правительства Калининградской области от 17.08.2020 № 575 установлена величина прожиточного минимума в Калининградской области на II квартал 2020 года в расчете на душу населения в размере 11706 рублей.

Согласно Постановления Правительства Калининградской области от 18.02.2021 № 68 величина прожиточного минимума в Калининградской области на III квартал 2020 года в расчете на душу населения установлена в размере 12018 рублей.

Как следует из материалов дела и пояснений сторон, 27 августа 2020годаФИО1 как многодетный гражданин, <данные изъяты> в целях получения меры социальной поддержки в виде денежной компенсации взамен земельного участка, предоставляемого бесплатно в соответствии с частями 1 и 1.1 ст. 16.1 Закона КО от 21.12.2006 № 105,обратился в администрацию МО «Гусевский городской округ» с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с составом семьи <данные изъяты>

Решением жилищной комиссии администрации МО «Гусевский городской округ» от 24 сентября 2020 года, утвержденным Постановлением главы администрации от 25 сентября 2020 года № 820, истцу отказано в принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях на основании п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ, поскольку среднедушевой доход семьи истца, который был определён комиссией в сумме 23 611, 85 руб., превышаетразмер прожиточного минимума за 2 квартал 2020 годав расчете на душу населения – 11 706 руб., утвержденный Постановлением Правительства Калининградской области от 17.08.2020 г. № 575.

На основании решения жилищной комиссии администрации МО «Гусевский городской округ» от 22 декабря 2020 года, утвержденного Постановлением главы администрации от 22 декабря 2020 года № 1157, истцу по результатам рассмотрения представления Гусевского городского округа повторно отказано в принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях на основании п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ, поскольку среднедушевой доход семьи истца, который был определён комиссией в сумме <данные изъяты>, превышает размер прожиточного минимумав Калининградской области.

Согласно выписокиз протоколов №12 от 24 сентября 2020 года и №17 от 22 декабря 2020 заседаний жилищной комиссии, при рассмотрении вопроса о наличии оснований для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях установлены следующие обстоятельства.

Семья заявителя зарегистрирована в жилом помещении общей площадью 82.1 кв.м. по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве собственности родителям ФИО4 Уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения, с учетом, что помимо семьи истца в жилом помещении зарегистрировано еще 3 человека, определен 10.26 кв.м. на одного человека, из расчета: 82.1/8 чел.

В собственности ФИО1 находится земельный участок КН <...>, площадью 800 +\- 8 кв.м., вид разрешенного использования – для строительства индивидуального жилого дома, приобретенный на основании договора купли-продажи от 9 ноября 2012 года.

В соответствии с Постановлением Правительства Калининградской области от 22.11.2019 № 788 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Калининградской области» кадастровая стоимость указанного земельного участка составляет 453 136 рублей.

Также в собственности ФИО5 находится автомобиль «Рено-Сценик», <данные изъяты>. Стоимость данного транспортного средства не определена. Согласно содержания договора купли-продажи от 20 декабря 2014 года, покупная цена автомобиля составила <данные изъяты> руб.

Согласно сведений о доходах, ФИО1 за период с августа 2019 года по июль 2020 года включительно получено:

- <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Истец ФИО1, оспаривая данный расчет, указывает, что его среднемесячный доход должен быть определен путем деления общей суммы доходов в размере <данные изъяты> за период с августа 2019 года по июль 2020 года на 12 месяцев.

Вместе с тем, суд полагает, что расчет среднемесячного дохода истца ФИО1, приведенный в протоколах №12 от 24 сентября 2020 года и №17 от 22 декабря 2020 года заседаний жилищной комиссии, полностью соответствует требованиям пункта 9 Порядка, утвержденного Законом КО от 05.07.2017 № 90,то есть путем деления суммы доходов, полученных лицом в течение расчетного периода, на число месяцев, в течение которых лицо имело эти доходы, поэтому, вопреки доводов истца ФИО1, является правильным.

Также истцом ФИО1 и третьим лицом ФИО4 оспаривается правильность произведенного жилищной комиссией расчета среднемесячного дохода последней, полученного от предпринимательской деятельности.

Так, за период с августа 2019 года по июль 2020 года ФИО6 получены в качестве мер социальной поддержки ежемесячные выплаты на общую сумму <данные изъяты>

Кроме того, ФИО4 является индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, и в подтверждение сведений о её деятельности представлены книги учета доходов и расходов индивидуального предпринимателя за 2019 и 2020 годы.

За период с августа по декабрь 2019 года в книге учета размер дохода ФИО4 указан в сумме <данные изъяты>

За период с января по июль 2020 года в книге учета размер дохода ФИО4 указан в сумме <данные изъяты>

Итого за период с августа 2019 года по июль 2020 года, согласно данным книг учета доходов и расходов индивидуального предпринимателя, доход составил –<данные изъяты>

Из расчетов, содержащихся в выписках из протоколов №12 от 24 сентября 2020 года и №17 от 22 декабря 2020 года заседаний жилищной комиссии, следует, что размер среднемесячного дохода ФИО4 при получении мер социальной поддержки определён в сумме <данные изъяты> Обоснованность это расчета сторонами не оспаривается.

При этом, среднемесячный доход ФИО4 от предпринимательской деятельности в первом случае определен в сумме <данные изъяты>

Вместе с тем, в соответствии с разъяснениями, содержащимся в письме Минфина России от 31.01.2013 №03-11-10/1925, в целях назначения мер социальной поддержки органами социальной защиты населения расчет дохода индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, в целях назначения мер социальной поддержки также следует производить исходя из дохода, полученного от ведения предпринимательской деятельности, уменьшенного на величину расходов, связанных с его получением, и на сумму налога, уплаченного в связи с применением указанной системы налогообложения.

Аналогичные разъяснения о порядке расчета среднедушевого дохода семьи индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, в целях назначения ежемесячного пособия на ребенка, содержатся в письме Минфина России от 28.04.2014 № 03-11-10/36931.

Согласно положений ч.1 ст.34.2 НК РФ, Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Действительно, как указывает сторона ответчика, письма Минфина России, в которых разъясняются вопросы применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, не содержат правовых норм, не конкретизируют нормативные предписания и не являются нормативными правовыми актами. Эти письма имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Однако, поскольку в настоящее время действующим законодательством не конкретизирован порядок расчета дохода индивидуальных предпринимателей, применяющим упрощенную систему налогообложения, в целях назначения мер социальной поддержки, и указанные разъяснения Минфина России не противоречат действующему законодательству, суд соглашается с доводами истца о неправильности произведенного расчета дохода ФИО4 от предпринимательской деятельности, при котором полученный доход не был уменьшен на величину расходов.

В соответствии со ст. 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на материальные расходы (подпункт 5 пункта 1), расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, а также на расходы на оплату услуг связи (подпункт 18 пункта 1).

Как следует из содержания книг учета доходов и расходов индивидуального предпринимателя за 2019 и 2020 годы, ФИО4 в состав ежемесячных расходов, помимо прочего, в том числе уплаченных налогов, включено «ПАО Мегафон услуги связи».

Размер этих расходов «ПАО Мегафон услуги связи» за период с августа по декабрь 2019 года составляет:

- август – <данные изъяты>., сентябрь – <данные изъяты>., октябрь – <данные изъяты>., ноябрь – <данные изъяты>., декабрь – <данные изъяты>, - всего <данные изъяты>.;

за период с января по июль 2020 года составляет:

- январь – <данные изъяты>, февраль- <данные изъяты>., март - <данные изъяты>, апрель - <данные изъяты>, май – <данные изъяты>, июня – <данные изъяты>., июль – <данные изъяты> – всего <данные изъяты>

Пунктом 2 ст. 346.16 НК РФ предусмотрено, что расходы, указанные в пункте 1 данной статьи, принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Кодекса.

В силу п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Принимая во внимание вид деятельности, который осуществляет ФИО4, и что, как следует из её пояснений, она, выполняя фактически агентскую деятельность, от своего имени перечисляет в ПАО «Мегафон» денежные средства других абонентов, суд полагает, что данные расходы - «ПАО Мегафон услуги связи», не соответствуют критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 НК РФ, и при расчете среднемесячного дохода от предпринимательской деятельности ФИО4 подлежат исключению из категории расходов.

Таким образом, размер расходов, подлежащий учету при расчете среднемесячного дохода ФИО4 от предпринимательской деятельности, суд определяет следующим образом: за период с августа по декабрь 2019 года в сумме <данные изъяты>; за период с января по июль 2020 года – <данные изъяты>

Среднемесячный доход ФИО4 от предпринимательской деятельности за период с августа 2019 года по июль 2020 года суд определяет следующим образом:((<данные изъяты>

В этой связи общий ежемесячный среднедушевой доход на каждого члена семьи истца ФИО1 за период с августа 2019 года по июль 2020 года составит <данные изъяты>

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что в целом выводыжилищной комиссии, что среднедушевой доход семьи истца превышает размер прожиточного минимума в расчете на душу, установленного в Калининградской области, являются правильными.

Кроме того, разрешая по существу заявленные исковые требования, суд принимает во внимание следующие обстоятельства.

Пунктом 1 ст. 10 ГК РФ установлена недопустимость действий граждан и юридических лиц исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

Под злоупотреблением правом понимается поведение управомоченного лица по осуществлению принадлежащего ему права, сопряженное с нарушением, установленных в статье 10 ГК РФ, пределов осуществления гражданских прав, осуществляемое с незаконной целью или незаконными средствами, нарушающее при этом права и законные интересы других лиц и причиняющее им вред или создающее для этого условия.

По своей правовой природе злоупотребление правом является нарушением запрета, установленного в статье 10 ГК РФ, в связи с чем в случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи (злоупотребления правом), суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично (п. 2 ст. 10 ГК РФ).

Как следует из доводов стороны ответчика, которые не оспариваются стороной истца и третьим лицом, в 2012 году семье В-вых предоставлено <данные изъяты> в качестве меры социальной поддержки молодых семей для постройки индивидуального жилого дома общей площадью 128,5 кв.м. на земельном участке по адресу: <адрес>.После завершения строительства и ввода в эксплуатацию указанного жилого дома, истец ФИО1 должен был зарегистрировать право собственности на это недвижимое имущество в общую собственность всех членов семьи в равных долях.

В сентябре 2013 года на основании обращения истца был утвержден акт освидетельствования проведения основных работ по строительству дома.

Вместе с тем, как на момент обращения с заявлением в администрацию МО «Гусевский городской округ» 27 августа 2020 года, так и в настоящее время, жилой дом в эксплуатацию не введен, право собственности на это недвижимое имущество в установленном порядке не зарегистрировано, что не позволяет учитывать ни стоимость этого имущества при определении материального положения семьи истца, ни уровеньжилищной обеспеченности.

Истец ФИО1 и третье лицо ФИО4 указывают на невозможность ввести дом в эксплуатацию в связи с отсутствием в нем отопления и на то, что срок выданного разрешения на строительство дома истекает только в декабре 2022 года.

Вместе с тем, в ходе проведенного при рассмотрении дела осмотра установлено, что строительство дома окончено, к фасаду строения подведен газовый ввод, территория двора благоустроена; в помещении дома на первом этаже полностью выполнена чистовая внутренняя декоративная отделка; в холле находится кухонный гарнитур, подключена электрическая плита и духовка, имеются: мебель, диван, телевизор с жидкокристаллическим экраном большой диагонали, декоративные растения, шторы на окнах, освещение, холодильник, к раковине подключена вода; в прихожей находятся предметы мебели, соответствующие функциональному назначению помещения; в ванной комнате полностью выполнена чистовая внутренняя отделка, установлены и подключены: бойлер, унитаз, стиральная машина, раковина, имеются фильтры для очистки воды, а также предметы личной гигиены; на первом этаже дома имеется жилая комната, в которой установлен компьютер; на втором этаже жилого дома выполнена чистовая внутренняя декоративная отделка; на втором этаже находятся: жилая комната-спальня, в которой имеется двуспальная кровать с матрацем и постельными принадлежностями, компьютер, стол, предметы мебели и интерьера, а также комната, в которой хранятся бытовые вещи.

Из представленных ОАО «Водоканал» и АО «Янтарьэнергосбыт сведений об объеме потребленных ресурсов и начислениях, следует, что, начиная с января 2019 года в указанном жилом доме происходит ежемесячное потребление коммунальных ресурсов (воды, электричества) в объёмах, свидетельствующих об использовании этого жилого помещения для постоянного проживания.

В этой связи суд приходит к выводу, что, несмотря на то, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, после окончания его строительства не введен в эксплуатацию, и право собственности на это имущество не зарегистрировано в установленном порядке за истцом и членами его семьи, это жилое помещение пригодно для постоянного проживания, и фактически используется для этого семьей В-вых.

Каких-либо объективных доказательств о невозможности ввести в эксплуатацию жилой дом, стороной истца не представлено, поэтому суд полагает, что истец ФИО1, имея формальную возможность до истечения в декабре 2022 года срока действия разрешения на строительство, не вводить в эксплуатацию это жилое помещение и не регистрировать в отношении него право собственности, тем самым злоупотребляет своими правами с целью искусственного создания условий для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

На основании изложенного, оценив установленные по делу обстоятельства в совокупности с положениями действующего законодательства, регулирующим спорные правоотношения, суд считает необходимым отказать ФИО1 в удовлетворении заявленных исковых требований.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Гусевский городской суд Калининградской области в течение одного месяца в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 19 августа 2021 года.

Судья Д.В. Колотилин