РЕШЕНИЕ
По делу № 2-195/2021
Именем Российской Федерации
19 марта 2021г.
Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:
председательствующего судьи Изгарёвой И.В.,
при секретаре Сытиной Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Тамбовской области, Управлению культуры и архивного дела Тамбовской области о признании действий незаконными, обязании направления ходатайства о представлении к награждению, обязании рассмотреть документы о представлении к награждению,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился с иском к Администрации Тамбовской области, Управлению культуры и архивного дела Тамбовской области о признании действий незаконными, обязании направления ходатайства о представлении к награждению, обязании рассмотреть документы о представлении к награждению.
В обоснование своих требований заявитель указал, что является директором ***». В 2020 году коллектив ***» выдвинул его кандидатуру для награждения почетным званием «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».
В соответствии с Указом Президента РФ от 07.09.2010 №1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации», Почетное звание "Заслуженный работник культуры Российской Федерации" присваивается высокопрофессиональным работникам организаций, работающих в области культуры, искусства, образования, полиграфии, печати, кинематографии, радио и телевидения. Почетное звание "Заслуженный работник культуры Российской Федерации" присваивается, как правило, не ранее чем через 20 лет с начала осуществления профессиональной деятельности и при наличии у представленного к награде лица отраслевых наград (поощрений) федерального органа государственной власти или органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Истец полностью соответствует данным критериям.
Однако, 05.08.2020 года в адрес заместителя ***» А.И. Ж. Управлением культуры и Архивного дела Тамбовской области было направлено уведомление о том, что Администрацией Тамбовской области наградные материалы ФИО1 возвращены в связи с несоответствием кандидата требованию подпункта «г» пункта 37 Указа Президента Российской Федерации от 07.09.2010 №1099.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 37 Указа Президента РФ от 07.09.2010 №1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» представление о награждении государственными наградами, внесенное
Президенту Российской Федерации, признается недействительным в случае возбуждения уголовного дела в отношении лица, представленного к государственной награде.
В соответствии со ст. 140 УПК РФ поводами для возбуждения уголовного дела служат: заявление о преступлении; явка с повинной; сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников; постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании. Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.
Истец полагал незаконными действия Администрации Тамбовской области, выразившиеся в возвращении наградных материалов на него, поскольку в отношении него отсутствует какое-либо возбужденное уголовное дело, иное уголовное преследование, он не имеет неснятой, непогашенной судимости, таким образом, к нему не применимы положения уголовно-процессуального законодательства о возбуждении уголовного дела.
В пункте 37 Указа Президента РФ от 07.09.2010 №1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации», возбуждение уголовного дела в отношении кандидата устанавливается как критерий недействительности представления, внесенного Президенту Российской Федерации, а не внесенного в региональные органы исполнительной власти.
Истец просил признать незаконными действия Администрации Тамбовской области, выразившиеся в возвращении наградных материалов ФИО1 о награждении почетным званием «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».
В ходе рассмотрения спора истец уточнил свои требования. В уточнениях к иску ФИО1 указал, что ответчиками было нарушено его неимущественное право - быть представленным к высшей форме поощрения граждан - государственной награде.
Кроме того, ответчиками нарушен порядок рассмотрения поступивших в Администрацию области представлений к награждению государственными наградами Российской Федерации. В соответствии с Положением о комиссии по предварительному рассмотрению документов о представлении к награждению государственными наградами Российской Федерации (утв. Постановлением Администрации Тамбовской области от 29.06.2004 № 589), комиссия Администрации Тамбовской области рассматривает поступившие наградные материалы, а также приложения, представленные к наградным документам, заключения и иные материалы. Комиссия может принять следующие решения:
- о поддержке представления о награждении государственной наградой Российской Федерации и ведомственной наградой;
- об изменении вида награды;
- об отказе в поддержке представления о награждении государственной наградой Российской Федерации и ведомственной наградой.
Полномочий по возвращению представления к награждению в орган, его внесший, в действующем законодательстве не предусмотрено.
В соответствии с п. 4.1.9 Положения об Управлении культуры и архивного дела Тамбовской области от 26.06.2014 №64, управление имеет право представлять в установленном порядке работников Управления и других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, к присвоению почетных званий и награждению государственными наградами Российской Федерации, ведомственными наградами, установленными федеральными органами исполнительной власти, наградами Тамбовской области и органов государственной власти Тамбовской области. Полномочий по возвращению ходатайства о представлении к награждению из Администрации Тамбовской области в действующем законодательстве не предусмотрено.
Истец полагал, что поступившее в Администрацию Тамбовской области представление к награждению ФИО1 почетным званием «Заслуженный работник культуры Российской Федерации» в обязательном порядке должно было быть рассмотрено комиссией по предварительному рассмотрению документов о представлении к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными наградами.
Истец просил признать незаконными действия Администрации Тамбовской области и Управления культуры и архивного дела Тамбовской области, выразившиеся в
возвращении наградных материалов ФИО1 о награждении
почетным званием «Заслуженный работник культуры Российской Федерации». Просил обязать Управление культуры и архивного дела Тамбовской области направить ходатайство о представлении к награждению ФИО1 почетным званием «Заслуженный работник культуры Российской Федерации» для дальнейшего рассмотрения в Администрацию Тамбовской области. Просил обязать Администрацию Тамбовской области рассмотреть на комиссии по предварительному рассмотрению документов о представлении к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными наградами поступившее в администрацию области представление к награждению ФИО1 почетным званием «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».
В дальнейшем истец уточнил основания иска. Он указал, что ответчики не учитывают положения Уголовно-процессуального кодекса, согласно которым возбуждение уголовного дела лишь первоначальный этап уголовного преследования, результатом которого, в том числе, может быть прекращение уголовного дела, а также оправдательный приговор. Законодатель в Указе Президента установил недействительность представления к награждению именно в момент неопределенности статуса лица, представленного к награде, в связи с невозможностью оценки результата уголовного преследования, определения тяжести вины, наличия непогашенной судимости.
Также Указом Президента от 07.09.2010г. установлено лишь одно полномочие в случае возбуждения уголовного дела в отношении лица, представляемого к награде -признание недействительным представления о награждении. Признание недействительным представления к награждению на уровне Администрации Тамбовской области и Управления культуры и архивного дела Тамбовской области в рассматриваемом случае не должно иметь места.
В судебном заседании представитель истца ФИО2 исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Администрация Тамбовской области подала возражения на иск, в которых указала, что в июне 2020 года в Администрацию области поступило ходатайство Управления культуры и архивного дела области о представлении ФИО1 к присвоению почетного звания «Заслуженный работник культуры Российской Федерации» (письмо от 15.05.2020 № 23.01-19/569). Наградные материалы представлены Управлением культуры и архивного дела области в установленном Указом Президента РФ от 07.09.2010 № 1099 порядке, т. е. после согласования главой города Тамбова Тамбовской области.
По аналогии с процедурой рассмотрения наградных материалов на федеральном уровне, а также в соответствии с рекомендациями Комиссии при Президенте Российской Федерации по государственным наградам (письмо Администрации Президента Российской Федерации от 04.04.2012 № АК-3560) в Тамбовской области постановлением администрации области от 29.06.2004 №589 «О комиссии по предварительному рассмотрению документов о представлении к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными наградами» создана комиссия по предварительному рассмотрению документов о представлении к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственным наградами, которая в пределах своей компетенции запрашивает от органов, организаций, а также от должностных лиц необходимые материалы и сведения при рассмотрении ходатайств о награждении государственными наградами Российской Федерации, ведомственными наградами.
В соответствии с п.п. «г» п. 37 Указа Президента РФ от 07.09.2010 № 1099 установлено, что представление о награждении государственными наградами, внесенное Президенту Российской Федерации, признается недействительным в случае возбуждения уголовного дела в отношении лица, представленного к государственной награде.
В целях подготовки наградных материалов для заседания Комиссии департамент государственной, муниципальной службы и противодействия коррупции аппарата главы Администрации области, осуществляющий в соответствии с Положением о комиссии подготовку материалов для заседания комиссии, организационно-техническое обеспечение ее деятельности и последующую работу с наградными документами, направил запрос о привлечении ФИО1 к уголовной и административной ответственности в информационный центр УМВД России по Тамбовской области.
По результатам рассмотрения запроса от информационного центра УMBД России по Тамбовской области получена информация, что в отношении ФИО1 в 1997г. велось уголовное преследование по ч. 1 ст. 264 Уголовного кодекса Российской Федерации (нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека). Уголовное дело в отношении кандидата по обвинению в совершении преступления прекращено по нереабилитирующему основанию (п. 4 ст. 5 УПК РСФСР: вследствие акта амнистии, если он устраняет применение наказания за совершенное деяние, а также ввиду помилования отдельных лиц).
Вышеуказанная информация письмом департамента государственной, муниципальной службы и противодействия коррупции аппарата главы Администрации области от 23.06.2020 № 4.1-06/1073 доведена до сведения заместителя главы Администрации области, курирующего соответствующую сферу деятельности в соответствии с распределением обязанностей, который направил ее в Управление культуры и архивного дела области.
Управление культуры и архивного дела области письмом от 21.07.2020 № 23.01-19/843 отозвало ходатайство о представлении ФИО1 к государственной награде.
В связи с отзывом Управлением культуры и архивного дела области ходатайства о представлении ФИО1 к государственной награде наградные материалы ФИО1 возвращены департаментом государственной, муниципальной службы и противодействия коррупции аппарата главы Администрации области в Управление культуры и архивного дела области (письмо от 22.07.2020 № 4.2.3-21/127).
Таким образом, Администрация области, ее должностные лица не принимали решения о несоответствии ФИО1 требованию п.п. «г» п. 37 Указа Президента Российской Федерации от 07.09.2010 № 1099, поскольку наградные материалы ФИО1 возвращены на основании их отзыва (несогласования) Управлением культуры и архивного дела области — отраслевого исполнительного органа государственной власти области, осуществляющего в регионе реализацию государственной политики в сфере культуры, в том числе и по представлению работников сферы культуры области к государственным, ведомственным, региональным и иным наградам. В этой связи Администрацией области права истца не нарушались и не создавались препятствия к их осуществлению. Совершенные действия свидетельствуют о соблюдении процедуры предварительного рассмотрения, оформления и направления на рассмотрение наградных документов.
В дополнительных возражениях на иск Администрация Тамбовской области указала, что в соответствии с письмами Минкультуры России от 04.08.2004 № 2-01-16/01 и от 12.07.2006 № 33-01-35/01-ЛН в перечень представляемых для награждения государственными наградами документов включено решение коллегии органа исполнительной власти в сфере культуры субъекта Российской Федерации. Управление культуры и архивного дела области наделено правом представлять в установленном порядке лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, к награждению государственными наградами Российской Федерации. В соответствии с рекомендациями Комиссии при Президенте Российской Федерации по государственным наградам (письмо Администрации Президента Российской Федерации от 04.04.2012 № АК-3560) срок действия наградных документов не должен превышать один год с момента возбуждения ходатайства в коллективе предприятия, учреждения, организации, где работает представляемый к награждению. Ходатайство о представлении ФИО1 к награждению почетным званием «Заслуженный работник культуры Российской Федерации» возбуждено коллективом ТОГБУК «Государственный ансамбль «Цвета радуги» 12.02.2020г. Учитывая, что срок действия наградных документов, оформленных в соответствии с решением коллектива ТОГБУК «Государственный ансамбль «Цвета радуги» от 12.02.2020г., в настоящее время истек, повторное рассмотрение данных документов с их последующим направлением в установленном порядке не представляется возможным.
Пунктом 39 Указа Президента РФ от 07.09.2010 № 1099 установлено право согласующих инстанций принимать решения о нецелесообразности поддержки ходатайства о награждении (поддерживание ходатайства является правом, а не обязанностью при поступлении наградных документов). В этой связи наградные материалы на истца могут быть рассмотрены согласующими инстанциями, в том числе Управлением культуры и архивного дела области, в установленном порядке с принятием решения о поддержке представления к награждению либо об отказе в такой поддержке.
В дополнениях к возражениям на иск Администрация Тамбовской области указала, что согласно подпункта «г» пункта 37 Положения о государственных наградах Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 07.09.2010 №1099[1] определяющим в качестве дискриминирующего признака является сам факт возбуждения уголовного дела. При этом не установлены возможные последствия его возбуждения в виде привлечения к уголовной ответственности либо прекращения дела по любому из установленных в законе оснований. Кроме этого, указанной нормой не устанавливается временной период с момента возбуждения дела до даты представления к награждению. Следовательно, если в отношении лица, представляемого к награждению, имелся факт возбуждения уголовного дела, то само представление в отношении него признается недействительным и действия по награждению не производятся.
В судебном заседании представитель Администрации Тамбовской области ФИО3 исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на иск.
Управление культуры и архивного дела Тамбовской области также подало возражения на иск, в которых указало, что 24.03.2020г. в адрес Управления поступило ходатайство *** о представлении к награждению почетным званием «Заслуженный работник культуры Российской Федерации» ФИО1 - директора ***».
В соответствии с подпунктом 4.1.9 Положения об Управлении, утвержденного постановлением главы Администрации Тамбовской области от 26.06.2014 № 64, управление имеет право «представлять в установленном порядке работников Управления и других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, к присвоению почетных званий и награждению государственными наградами Российской Федерации, ведомственными наградами, установленными федеральными органами исполнительной власти, наградами Тамбовской области и органов государственной власти Тамбовской области». Учитывая данное полномочие, совещательным органом при управлении - коллегией при начальнике управления, рассмотрены наградные документы, представленные на ФИО1
27.03.2020г. кандидатура ФИО1 поддержана большинством членов коллегии. По итогам заседания коллегии было издано постановление коллегии от 01.04.2020 № 4 «О представлении к присвоению почетного звания «Заслуженный работник культуры Российской Федерации» ФИО1, директора ***».
Наградные материалы на ФИО1 в установленном порядке в мае 2020 года были направлены для дальнейшего рассмотрения в адрес Администрации Тамбовской области. На момент рассмотрения коллегией при начальнике Управления указанных выше наградных материалов, в Управление не поступала информация об уголовном преследовании в отношении кандидата по обвинению в совершении преступления прекращенного по нереабелитирующему основанию. У Управления отсутствует право запрашивать в отношении кандидатов, представляемых на поощрение государственными наградами информации, подтверждающей наличие или отсутствие судимости, либо сведений, указывающих о возбуждении в отношении него уголовного дела, привлечения его к уголовной ответственности. Оценка кандидата осуществлялась на основе его профессиональных заслуг в сфере культуры.
В июне 2020 года в адрес Управления поступило поручение заместителя главы Администрации области Н.Е.А. о рассмотрении обращения департамента государственной, муниципальной службы и противодействия коррупции аппарата главы Администрации области (письмо от 23.06.2020 № 4.1-06/1073), содержащее информацию об имевшемся уголовном преследовании в отношении ФИО1, а также указание на то, что возбуждение уголовного дела в отношении лица, представленного к государственной награде, в соответствии с Указом Президента РФ от 07.09.2010 № 1099 является основанием для признания недействительным представления о награждения государственной наградой.
После получения данной информации Управление обратилось за консультацией (по телефону) в отдел государственной службы, кадров и наград Министерства культуры Российской Федерации с просьбой разъяснения возможности представления кандидатов, в отношении которых возбуждались уголовные дела, к награждению государственными наградами. Специалист вышеуказанного отдела Минкультуры России пояснил, что наградные материалы кандидатов, в отношении которых уголовное преследование в совершении преступления прекращено по нереабилитирующему основанию, остаются без рассмотрения. Учитывая указанные обстоятельства, Управление направило в адрес Администрации области обращение с просьбой отозвать наградные документы на ФИО1
В судебном заседании представитель Управления культуры и архивного дела Тамбовской области ФИО4 исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на иск.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, считает необходимым отклонить исковые требования.
Судом установлено, что ФИО1 является директором ***». В 2020 году коллектив ансамбля выдвинул его кандидатуру для награждения почетным званием «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».
После согласования наградных материалов с главой г.Тамбова 24.03.2020г. в адрес Управления культуры и архивного дела Тамбовской области поступило ходатайство ***» о представлении к награждению почетным званием «Заслуженный работник культуры Российской Федерации» ФИО1
В соответствии с подпунктом 4.1.9 Положения об Управлении культуры и архивного дела Тамбовской области, утвержденного постановлением главы Администрации Тамбовской области от 26.06.2014 № 64, управление имеет право «представлять в установленном порядке работников Управления и других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, к присвоению почетных званий и награждению государственными наградами Российской Федерации, ведомственными наградами, установленными федеральными органами исполнительной власти, наградами Тамбовской области и органов государственной власти Тамбовской области». Учитывая данное полномочие, совещательным органом при управлении - коллегией при начальнике управления, рассмотрены наградные документы, представленные на ФИО1
27.03.2020г. кандидатура ФИО1 поддержана большинством членов коллегии. По итогам заседания коллегии было издано постановление коллегии от 01.04.2020 № 4 «О представлении к присвоению почетного звания «Заслуженный работник культуры Российской Федерации» ФИО1, директора Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный ансамбль бального танца «Цвета радуги».
Наградные материалы на ФИО1 в мае 2020 года были направлены для дальнейшего рассмотрения в адрес Администрации Тамбовской области.
В июне 2020 года в адрес Управления культуры и архивного дела Тамбовской области поступило поручение заместителя главы Администрации области Н.Е.А. о рассмотрении обращения департамента государственной, муниципальной службы и противодействия коррупции аппарата главы Администрации области, содержащее информацию об имевшемся уголовном преследовании в отношении ФИО1, а также указание на то, что возбуждение уголовного дела в отношении лица, представленного к государственной награде, в соответствии с Указом Президента РФ от 07.09.2010 № 1099 является основанием для признания недействительным представления о награждения государственной наградой.
Согласно данных, предоставленных Информационным центром УМВД по Тамбовской области в адрес суда, ФИО1 привлекался к уголовной ответственности в 1997г. по ***. Производство по уголовному делу в отношении истца было прекращено 28.01.1998г. в связи с актом амнистии.
Управление культуры и архивного дела области письмом от 21.07.2020 № 23.01-19/843 отозвало ходатайство о представлении ФИО1 к государственной награде. Аппарат главы Администрации Тамбовской области 22.07.2020г. возвратил наградные материалы на истца в Управление культуры и архивного дела. Письмом от 05.08.2020 года в адрес заместителя ***» А.И. Ж. Управлением культуры и архивного дела Тамбовской области было сообщено о том, что Администрацией Тамбовской области наградные материалы ФИО1 возвращены в связи с несоответствием кандидата требованию подпункта «г» пункта 37 Указа Президента Российской Федерации от 07.09.2010 №1099. Предложено забрать наградные материалы.
Названные обстоятельства подтверждены показаниями сторон и материалами дела.
Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 года N 1099 установлен порядок представления к награждению государственными наградами, а также форма наградного листа, утверждено Положение о государственных наградах Российской Федерации.
Данным указом звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации» отнесено к почетным званиям РФ и является государственной наградой.
В силу пункта 1 Положения о государственных наградах Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от Российской Федерации от 7 сентября 2010 года N 1099, государственные награды Российской Федерации являются высшей формой поощрения граждан Российской Федерации за заслуги в области государственного строительства, экономики, науки, культуры, искусства и просвещения, в укреплении законности, охране здоровья и жизни, защите прав и свобод граждан, воспитании, развитии спорта, за значительный вклад в дело защиты Отечества и обеспечение безопасности государства, за активную благотворительную деятельность и иные заслуги перед государством.
Согласно пункту 15 указанного Положения, решение о награждении государственной наградой принимается Президентом Российской Федерации на основании представления, внесенного Президенту Российской Федерации, и предложения Комиссии при Президенте Российской Федерации по государственным наградам.
Ходатайство о награждении государственной наградой возбуждается по месту основной (постоянной) работы лица, представленного к государственной награде:
а) коллективами организаций;
б) государственными органами или органами местного самоуправления (пункт 16 Положения).
На основании ходатайства о награждении государственными наградами формируются документы о награждении, которые направляются главе муниципального образования, на территории которого осуществляется работа или общественная деятельность лица, в отношении которого возбуждено ходатайство о награждении государственной наградой.
Глава муниципального образования рассматривает документы о награждении и направляет их для дальнейшего рассмотрения высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации (далее - высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации) (пункт 18 Положения).
В соответствии с пунктами 19-20 названного Положения Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации рассматривает документы о награждении и по результатам рассмотрения направляет их полномочному представителю Президента Российской Федерации в федеральном округе на согласование, который рассматривает документы о награждении и в случае согласования возвращает их высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации, за исключением документов о награждении граждан, представление которых Президенту Российской Федерации осуществляет полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе.
После согласования документов о награждении полномочным представителем Президента Российской Федерации в федеральном округе высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации представляет их в соответствии со своей компетенцией Президенту Российской Федерации либо направляет документы о награждении в соответствующий федеральный орган исполнительной власти в соответствии с отраслевой принадлежностью лиц, представленных к награде.
В силу пункта 22 Положения о государственных наградах Российской Федерации руководители федеральных органов исполнительной власти рассматривают документы о награждении и в случае согласования представляют их Президенту Российской Федерации.
По результатам согласования документов о награждении руководители федеральных органов исполнительной власти могут принять решение о нецелесообразности награждения лица государственной наградой, об изменении вида или степени государственной награды, к награждению которой представлено лицо.
В силу пункта 39 Положения о государственных наградах Российской Федерации в случае принятия согласующими инстанциями решения о нецелесообразности поддержки ходатайства о награждении согласующие инстанции информируют об этом ходатайствующий орган (организацию) с подробным указанием причины отказа.
Из приведенных выше нормативных положений следует, что существует определенный порядок представления к награждению государственными наградами, который строго регламентирован.
В целях разъяснения такового порядка Комиссией при Президенте РФ по государственным наградам разработаны Методические рекомендации о порядке оформления и представления документов о награждении государственными наградами РФ (направлены правоприменителям Письмом Администрации Президента РФ от 04.04.2012г. № АК-3560).
В рамках своих дискреционных полномочий Администрацией Тамбовской области принято Постановление Администрации Тамбовской области от 29 июня 2004 г. N589
"О комиссии по предварительному рассмотрению документов о представлении к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными наградами". В соответствии с названным постановлением комиссия по предварительному рассмотрению документов о представлении к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными наградами (далее именуется Комиссия) является постоянно действующим консультативным органом по предварительному рассмотрению и проведению общественной оценки материалов о представлении к награждению государственными наградами Российской Федерации, ведомственными наградами, обеспечению объективного подхода к поощрению граждан, проживающих на территории области.
Комиссия в пределах своей компетенции осуществляет, в том числе, следующие функции:
рассматривает поступившие в администрацию области представления к награждению государственными наградами Российской Федерации, ведомственными наградами, готовит заключения и вносит главе администрации области предложения о возможном представлении к награждению граждан, постоянно или преимущественно проживающих на территории Тамбовской области, государственными наградами Российской Федерации и ведомственными наградами;
запрашивает от исполнительных органов государственной власти области и органов местного самоуправления, общественных объединений и иных органов, организаций, а также от должностных лиц необходимые материалы и сведения при рассмотрении ходатайств о награждении государственными наградами Российской Федерации, ведомственными наградами.
Комиссия рассматривает поступившие наградные материалы, а также приложения, представленные к наградным документам заключения и иные материалы.
Комиссия может принять следующие решения:
о поддержке представления о награждении государственной наградой Российской Федерации и ведомственной наградой;
об изменении вида награды;
об отказе в поддержке представления о награждении государственной наградой Российской Федерации и ведомственной наградой.
Подготовку материалов для заседания Комиссии, организационно-техническое обеспечение работы Комиссии и последующую работу с наградными документами обеспечивает департамент государственной, муниципальной службы и противодействия коррупции аппарата главы администрации области.
В соответствии с подпунктом 4.1.9 Положения об Управлении культуры и архивного дела Тамбовской области, утвержденного постановлением главы Администрации Тамбовской области от 26.06.2014 № 64, управление имеет право «представлять в установленном порядке работников Управления и других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, к присвоению почетных званий и награждению государственными наградами Российской Федерации, ведомственными наградами, установленными федеральными органами исполнительной власти, наградами Тамбовской области и органов государственной власти Тамбовской области».
То есть, и Управление культуры и архивного дела, и Администрация Тамбовской области действовали при рассмотрении наградных материалов на истца в рамках своих полномочий, установленных нормативными актами субъекта РФ, в рамках федеральных норм (Указа Президента РФ от 07.09.2010г. № 1099 и Методических рекомендаций о порядке оформления и представления документов о награждении государственными наградами РФ.).
Судом установлено, что при этом алгоритм действий в отношении документов истца ответчиками не нарушен и ущемления прав ФИО1 по порядку рассмотрения его наградных материалов не допущено.
В соответствие с п.37 Положения о государственных наградах Российской Федерации представление о награждении государственными наградами, внесенное Президенту Российской Федерации, признается недействительным, в том числе, в случае возбуждения уголовного дела в отношении лица, представленного к государственной награде.
Рассматривая указанную норму, суд полагает, что применение к ней правил, предусмотренных уголовным законодательством, не допустимо. Положения ст.86 УК РФ о погашении судимости и ст.140 УПК РФ об основаниях возбуждения уголовного дела реализуются в рамках правоотношений, урегулированных Уголовным и Уголовно-процессуальным кодексами РФ. В данном случае имеет место иная процедура, урегулированная иными нормативными актами, приведенными выше.
Позицию истца, отрицающего факт возбуждения уголовного дела в отношении него, суд расценивает как основанную на ошибочном толковании норм права. Исходя из буквального смысла вышеприведенного пункта Положения о государственных наградах Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что наличие самого факта возбуждения уголовного дела расценено законодателем как основание для отказа в награждении государственной наградой.
Поскольку, как было указано выше, по результатам согласования документов о награждении руководители федеральных органов исполнительной власти могут принять решение о нецелесообразности награждения лица государственной наградой, а согласующие инстанции могут принять решение о нецелесообразности поддержки ходатайства о награждении, применение ответчиками означенной нормы Положения о государственных наградах Российской Федерации в отношении истца допустимо и обоснованно.
Доводы истца о том, что решение о его не награждении могло быть принято только на уровне Президента РФ, опровергаются совокупностью означенных правовых норм и признаются судом субъективными.
Доводы Администрации Тамбовской области об истечении срока действия наградных документов истца в данном случае правового значения не имеют.
На основании изложенного у суда отсутствуют законные основания для удовлетворения требований ФИО1
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
ФИО1 в удовлетворении исковых требований к Администрации Тамбовской области, Управлению культуры и архивного дела Тамбовской области о признании действий незаконными, обязании направления ходатайства о представлении к награждению, обязании рассмотреть документы о представлении к награждению отказать.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца с момента его составления в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 24.03.2021г.
Судья: