ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-195/2022 от 13.04.2022 Каменского городского суда (Алтайский край)

УИД 22RS0010-01-2022-000034-80

(производство № 2-195/2022)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 апреля 2022 года г. Камень-на-Оби

Каменский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего: Балакиревой А.Ю.,

при секретаре: Паршуковой Т.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кокоткина С. Н. к Обществу с ограниченной ответственностью «Линнет» о расторжении договора об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,

УСТАНОВИЛ:

*** между истцом и ответчиком был заключен договор об оказании услуг по обращению с твердыми отходами сроком действия до *** С момента заключения указанного договора истец является добросовестным плательщиком указанного вида услуг, что подтверждается отсутствием у истца задолженности по оплате этих услуг. Вместе с тем ответчик ООО «Линнет» свои обязательства по договору по вывозке мусора исполняет ненадлежащим образом, с декабря 2021 года фактически вывоз мусора бестарным способом (в мешках) не производит, мусор скапливался в мешках на придомовой территории. Сам он проживает в частном доме с печным отоплением и фактически не нуждается в оказании услуг данного регионального оператора, так как все твердые бытовые отходы самостоятельно сжигаются им в печи, а зола высыпается в огород. Он неоднократно обращался к ответчику в целях разрешения ситуации связанной с накоплением мусора, однако, на протяжении продолжительного времени его требования игнорировались. Закон о защите прав потребителя предусматривает возможность отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в случае, если исполнитель нарушил сроки выполнения работ (оказания услуг). Просил расторгнуть договор от *** об оказании услуг с ООО «Линнет».

В судебном заседании истец поддержал заявленные исковые требования, ссылаясь на основания указанные в исковом заявлении, дополнительно пояснил, что с декабря 2021 г. бестарный вывоз мусора ответчиком перестал производиться, в связи с чем мусор скапливался на придомовой территории, установленные ближайшие контейнеры для сбора мусора находятся для него неудобно - на расстоянии двух остановок, куда выносить мусор далеко и проблематично. Кроме того, он проживает в частном доме с печным отоплением и вообще не нуждается в вывозе мусора, поскольку самостоятельно его утилизирует путем сжигания и высыпания золы в огород. Просил удовлетворить исковые требования.

Представитель ответчика Устинова И.С. исковые требования не признала, пояснила, что между Министерством строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края и ООО «Линнет» заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Каменской зоне Алтайского края - от ***, в соответствии с которым ООО «Линнет» присвоен статус Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. Между ООО «Линнет» и ООО «КарьерДорСтрой» заключен договор на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Алтайского края в пределах зоны деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенной границами Каменской зоны Алтайского края от ***, согласно которому ООО «КарьерДорСтрой» приняло на себя обязательство по оказанию услуг по транспортированию ТКО в г. Камень-на-Оби. Собственники ТКО обязаны заключать договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления. Плата за услуги Регионального оператора является частью бремени содержания имущества, при этом потребитель в силу закона лишен возможности распоряжаться ТКО по своему усмотрению и обязан утилизировать их посредством регионального оператора. *** между истцом и ответчиком был заключен договор об оказании услуг по обращению с твердыми отходами сроком действия до *** С *** сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов по адресу: ........ в .... осуществлялся бестарным способом в соответствии с графиком транспортирования ТКО. *** администрация Каменского района сообщила ООО «Линнет» о формировании дополнительных мест установки контейнеров ТКО в г. Камень-на-Оби. С *** бестарный сбор ТКО по ряду улиц г. Камень-на-Оби, в том числе по .... был прекращен, в связи с чем Кокоткин С.Н., проживающий по ........ должен был складировать ТКО на ближайших контейнерных площадках по своему выбору по адресам: ........ - .... (бункер 8куб.м.), .... (контейнерная площадка с тремя контейнерами объемом по 0,75 куб.м. каждый), .... -16 (контейнерная площадка с двумя контейнерами объемом по 0,75 куб.м. каждый). Данная информация была доведена через средства массовой информации и на официальном сайте. Все обязательства по договору ответчиком выполнены, определение количества и мест размещения контейнеров относится к ведению органов местного самоуправления. Просила отказать в удовлетворении исковых требований.

Представители третьих лиц Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края, ООО «КарьерДорСтрой», администрации Каменского района Алтайского края в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще. Третье лицо Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края в письменном отзыве просило отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенных в отзыве.

Суд, выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Судом установлено, что между Министерством строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края и ООО «Линнет» заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Каменской зоне Алтайского края от ***, в соответствии с которым ООО «Линнет» присвоен статус Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

*** между ООО «Линнет» и ООО «КарьерДорСтрой» заключен договор на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Алтайского края в пределах зоны деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенной границами Каменской зоны Алтайского края от ***, согласно которому ООО «КарьерДорСтрой» приняло на себя обязательство по оказанию услуг по транспортированию ТКО в г. Камень-на-Оби.

*** между истцом и ответчиком был заключен договор об оказании услуг по обращению с твердыми отходами сроком действия до ***.

Задолженность по оплате указанных услуг у Кокоткина С.Н. отсутствует.

С *** сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов по адресу: ........ в .... осуществлялся бестарным способом в соответствии с графиком транспортирования ТКО.

С *** бестарный сбор ТКО по ряду улиц г. Камень-на-Оби, в том числе по .... был прекращен, вывоз ТКО с .... в .... осуществлялся с ближайших контейнерных площадок, расположенным по адресам: .... -.... - .... (бункер 8куб.м.), .... (контейнерная площадка с тремя контейнерами объемом по 0,75 куб.м. каждый), .... -.... (контейнерная площадка с двумя контейнерами объемом по 0,75 куб.м. каждый).

В силу пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обращения с отходами на территориях сельских поселений относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов.

В соответствии с частью 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату, в том числе за обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).

Согласно части 5 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

В соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральным законом 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», частью 9 статьи 155 ЖК РФ самостоятельное содержание имущества собственником в отношении сбора и вывоза твердых бытовых отходов, за исключением крупногабаритных отходов, невозможно и должно производиться в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

В соответствии с п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и п. 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Такой договор является публичным для регионального оператора по обращению с ТКО. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.

В соответствии с п. 148 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий (то есть действий, свидетельствующих о намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг) и считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, в соответствии с п. 148 (21) Правил.

В соответствии с п. 8 (18) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641», до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается РО в соответствии с условиями типового договора и Соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу РО, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

Обязанность по предоставлению достоверных сведений о количестве проживающих в жилом помещении в адрес Регионального оператора законодательством закреплена за собственником такого помещения (п. 148 (25) Правил).

ООО «Линнет» является специально уполномоченной организацией, в ведении которой находится осуществление деятельности по сбору, транспортировке, утилизации бытовых отходов, а также расчет и сбор платежей с жителей г. Камень-на-Оби и является единственной специализированной организацией, которая оказывает населению услуги по сбору и вывозу ТБО на территории г. Камень-на-Оби и Каменского района.

Согласно информации ООО «КарьерДорСтрой» вывоз ТКО осуществляется на ежедневной основе по утвержденному графику, с .... вывоз осуществляется по заявкам и с ближайших к этой улице контейнерных площадок, расположенных около дома по ........ (Аллея), ............ - .... и ........

При этом судом в ходе рассмотрения дела не установлено нарушений условий договора со стороны ответчика, истцом относимых и допустимых доказательств того, что в период с декабря 2021 г. им осуществлялся самостоятельно вывоз ТБО или посредством услуг иной организации, осуществляющей вывоз ТБО ввиду ненадлежащего осуществления этих обязательств ответчиком, суду не представлено.

В соответствии с частью 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пункта 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами (далее ТКО), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156, все собственники ТКО (граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица) обязаны заключить договор с Региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.

Учитывая, что заключение договора на вывоз ТБО является обязанностью потребителя, доказательств заключения договоров с иной организацией не представлено, оснований для принятия одностороннего отказа от исполнения договора не имеется, в данном случае односторонний отказ от исполнения договора при установленных выше обстоятельствах законом не предусмотрен.

Так, согласно пункта 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления.

При этом на основании части 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации, законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору.

Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.

При изложенных обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных Кокоткиным С.Н. исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Кокоткина С. Н. к Обществу с ограниченной ответственностью «Линнет» о расторжении договора об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Каменский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Балакирева А.Ю.

Мотивированное решение изготовлено 20 апреля 2022 года.