Дело №2-195/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Быстрый Исток 14 ноября 2023 года
Быстроистокский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Вдовенко А.В.
при секретаре Булавкиной О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Быстроистокского района Алтайского края, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Муниципальному казённому общеобразовательному учреждению «Верх-Озернинская общеобразовательная средняя (полная) школа» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Быстроистокского района Алтайского края, действуя в соответствии со ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному казённому общеобразовательному учреждению «Верх-Озернинская общеобразовательная средняя (полная) школа» (далее – МКОУ, Верх-Озернинская ОСШ) о возложении обязанности на указанное образовательное учреждение в течение 2-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу приобрести и использовать в образовательном процессе географическую карту, учитывающую принятые в состав Российской Федерации на основании Федерального конституционного закона от 04.10.2022 №8-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта – Херсонской области», Федерального конституционного закона от 04.10.2022 №7-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта – Запорожской области», Федерального конституционного закона от 04.10.2022 №5-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта – Донецкой Народной Республики», Федерального конституционного закона от 04.10.2022 №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта – Луганской Народной Республики», Федерального конституционного закона от 21.03.2014 №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» Херсонскую область, Запорожскую область, Донецкую Народную Республику, Луганскую Народную Республику, Республику Крым и город федерального значения Севастополь.
В обоснование иска указано, что при проведении проверки соблюдения требований законодательства в деятельности МКОУ, в нарушение положений Конституции Российской Федерации, а также положений Федеральных законов «Об образовании в Российской Федерации», «О противодействии экстремистской деятельности», установлено неиспользование в образовательном процессе географической карты Российской Федерации, учитывающей принятые в состав Российской Федерации новых субъектов Российской Федерации.
В этой связи прокурор, действуя в интересах неопределённого круга лиц, просит возложить на МКОУ обязанность в 2-месячный срок приобрести и использовать в образовательном процессе географическую карту Российской Федерации, учитывающую вошедшие в состав Российской Федерации новые субъекты – Херсонскую область, Запорожскую область, Донецкую Народную Республику, Луганскую Народную Республику, Республику Крым и город федерального значения Севастополь.
Процессуальный истец – заместитель прокурора Быстроистокского района Алтайского края Гудкова А.П. в судебном заседании на иске настаивала, просила его удовлетворить по изложенным в нём доводам. Дополнительно отметила, что в Российской Федерации приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 №370 утверждена Федеральная образовательная программа основного общего образования, которая по учебному предмету «География» даёт представление о целях обучения, воспитания и развития обучающихся, устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает распределение его по классам и структурирование его по разделам и темам курса, даёт распределение учебных часов по тематическим разделам курса и последовательность их изучения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся; определяет возможности предмета для реализации требований к результатам освоения программы основного общего образования, требований к результатам обучения географии, а также основных видов деятельности обучающихся. Изучение географии, помимо прочего, направлено на воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине, взаимопонимания с другими народами на основание формирования целостного географического образа России, ценностных ориентаций личности; формирование комплекса практико ориентированных географических знаний и умений, необходимых для развития навыков их использования при решении проблем различной сложности в повседневной жизни на основе краеведческого материала, осмысления сущности происходящих в жизни процессов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире. Отсутствие же актуальной географической карты в образовательном учреждении при ведении образовательного процесса по предмету «География» является причиной, по которой невозможно достичь целей изучения указанной дисциплины, обозначенных в Федеральной образовательной программе основного общего образования.
Ответчик – МКОУ «Верх-Озернинская ОСШ», будучи надлежаще извещённым, в судебное заседание своего представителя не направил, просил рассмотреть дело в отсутствие такового. Директор МКОУ представил письменный отзыв, в котором указал о согласии с заявленными исковыми требованиями.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, – отдел администрации Быстроистокского района по образованию и молодёжной политике, администрация Быстроистокского района Алтайского края, будучи надлежаще извещёнными, в судебное заседание своих представителей не направили, о причинах неявки таковых суду не сообщили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали.
На основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело при явке только лишь процессуального истца.
Выслушав пояснения процессуального истца, исследовав материалы дела, изучив собранные по делу доказательства, дав им оценку в совокупности по своему внутреннему убеждению, как того требует статья 67 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется различными способами, предусмотренными законом, в том числе путём пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с ч.ч.2, 4 ст.43 Конституции Российской Федерации, основное общее образование в Российской Федерации является обязательным, при этом гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Согласно ч.4 ст.67.1 Конституции Российской Федерации, дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создаёт условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим.
В соответствии с отдельными положениями Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон №273-ФЗ), в Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путём создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни (ч.4 ст.5).
Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают: единство образовательного пространства Российской Федерации; преемственность основных образовательных программ; возможность формирования основных профессиональных образовательных программ различных уровней сложности, профилей и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей обучающихся, а также потребностей общества и государства в квалифицированных кадрах; государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения (ч.1 ст.11 Закона №273-ФЗ).
При разработке основной общеобразовательной программы организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, предусматривают непосредственное применение при реализации обязательной части образовательной программы начального общего образования федеральных рабочих программ по учебным предметам «Русский язык», «Литературное чтение» и «Окружающий мир», а при реализации обязательной части образовательных программ основного общего и среднего общего образования федеральных рабочих программ по учебным предметам «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География» и «Основы безопасности жизнедеятельности» (ч.6.3 ст.12 Закона №273-ФЗ).
Образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации. При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение (ч.ч.1, 2 ст.13 Закона №273-ФЗ).
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 №370 утверждена Федеральная образовательная программа основного общего образования (далее – Программа), в которой разработана Федеральная рабочая программа по учебному предмету «География».
Так, согласно п.152 Программы, содержание географии на уровне основного общего образования является базой для реализации краеведческого подхода в обучении, изучения географических закономерностей, теорий, законов и гипотез на уровне среднего общего образования, базовым звеном в системе непрерывного географического образования, основой для последующей уровневой дифференциации. Изучение географии в общем образовании направлено на достижение следующих целей:
- воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине, взаимопонимания с другими народами на основе формирования целостного географического образа России, ценностных ориентаций личности;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, проблем повседневной жизни с использованием географических знаний, самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитание экологической культуры, соответствующей современному уровню геоэкологического мышления на основе освоения знаний о взаимосвязях в природных комплексах, об основных географических особенностях природы, населения и хозяйства России и мира, своей местности, о способах сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, формирование способности поиска и применения различных источников географической информации, в том числе ресурсов информационно-телекомуникационной сети «Интернет», для описания, характеристики, объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов, жизненных ситуаций;
- формирование комплекса практико-ориентированных географических знаний и умений, необходимых для развития навыков их использования при решении проблем различной сложности в повседневной жизни на основе краеведческого материала, осмысления сущности происходящих в жизни процессов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
- формирование географических знаний и умений, необходимых для продолжения образования по направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия серьёзной базы географических знаний.
Личностные результаты освоения географии должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширения опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
1) патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины – цивилизационному вкладу России; ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране; уважение к символам России, своего края;
2) гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны для реализации целей устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной деятельности;
3) духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий для окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на основе личностного выбора с использованием нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения с учётом осознания последствий для окружающей среды;
4) эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других народов, понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой родины; природе и культуре других регионов и стран мира, объектам Всемирного культурного наследия человечества;
5) ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений географических наук об основных закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение читательской культурой как средством познания мира для применения различных источников географической информации при решении познавательных и практико-ориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;
6) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в Интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и способность осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе и окружающей среде;
7) трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населённого пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения географических знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;
8) экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Таким образом, одним из методов достижения вышеобозначенных целей по изучению предмета «География» в системе получения основного общего образования является использование в учебном процессе методических материалов – соответствующих географических карт.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в МКОУ при осуществлении образовательного процесса по предмету «География» нарушаются права учащихся данного учреждения путём неиспользования географической карты Российской Федерации с отражёнными на ней новыми включёнными в состав Российской Федерации субъектами – Херсонской области, Запорожской области, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Республики Крым и города федерального значения Севастополь (включены в состав Российской Федерации на основании соответствующих Федеральных конституционных законов от 04.10.2022 №№5-ФКЗ, 6-ФКЗ, 7-ФКЗ, 8-ФКЗ, а также от 21.03.2014 №6-ФКЗ).
Кроме того, использование в процессе обучения по предмету «География» актуального содержания географической карты Российской Федерации является одной из профилактических мер, направленной на предупреждение экстремистской деятельности, а также на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности, что в полной мере соотносится с положениями, изложенными в статье 3 Федерального закона от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
Согласно Устава МКОУ «Верх-Озернинская ОСШ», учредителем данного образовательного учреждения и собственником его имущества является муниципальное образование «Быстроистокский район Алтайского края», функции и полномочия которого в отношении указанной школы осуществляются отделом администрации Быстроистокского района по образованию и молодёжной политике (п.1.10).
Предметом деятельности Верх-Озернинской ОСШ, которая, будучи юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс и счета в территориальном органе Федерального казначейства по Алтайскому краю, является, согласно п.2.2 Устава, реализация конституционного права граждан РФ на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования в интересах человека, семьи, общества и государства. При этом, директор Верх-Озернинской ОСШ как единоначальный исполнительный орган, помимо прочего, осуществляет формирование контингента учащихся, годовое и оперативное планирование деятельности МКОУ по всем направлениям, а также обязан обеспечивать эффективную деятельность МКОУ, организацию её административно-хозяйственной, финансовой и иной деятельности, обеспечивать целевое и эффективное использование денежных средств учреждения (п.п.5.2-5.6 Устава).
На основании п.1 ст.35 Закона №273-ФЗ, обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований, образовательных стандартов и самостоятельно устанавливаемых требований, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.
В соответствии с п.13 ч.2 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. от 21.12.2021, с изм. от 14.07.2022), к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, помимо прочего, решение вопроса об обеспечении государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, обязанность финансового обеспечения образовательного процесса возлагается на субъекты Российской Федерации.
На региональном уровне действует Закон Алтайского края от 04.09.2013 №56-ЗС «Об образовании в Алтайском крае» (в ред. от 07.09.2023), согласно пункту 3 части 1 статьи 7 которого к полномочиям Правительства Алтайского края, помимо прочего, относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами исполнительной власти Алтайского края.
Кроме того, Постановлением Алтайского края от 24.01.2014 №22 (в ред. от 23.11.2022) утверждена Методика расчёта нормативов бюджетного финансирования реализации образовательных программ и субвенций из краевого бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в общеобразовательных организациях Алтайского края. Так, согласно пункту 11 данной Методики, при определении объёма субвенции для каждого муниципального образования используются, помимо прочих, и сведения о списочной численности обучающихся по состоянию на 1 сентября текущего года, предоставляемые в Министерство финансов Алтайского края в сроки, установленные для предоставления расчётов таковых субвенций на очередной финансовый год, за подписью министра образования и науки Алтайского края.
Доводы, изложенные в ответе на представление прокурора Быстроистокского района Алтайского края, который приобщён к материалам рассматриваемого дела, в целом сводятся к тому, что допущенные нарушения связаны с отсутствием в продаже географических карт Российской Федерации с отражением актуальных территориальных границ данного государства. Вместе с тем, каких-либо доказательств о предпринятых достаточных мерах, связанных с приобретением требуемой актуальной географической карты Российской Федерации, ответчиком суду не представлено, как и не представлено сведений от тех или иных торгующих специализированных организаций об отсутствии изготавливаемых и отпускаемых в продажу таковых карт.
Оценив все представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования о возложении обязанности на ответчика приобрести и использовать в процессе обучения учащихся МКОУ по предмету «География» географическую карту Российской Федерации с отражёнными на ней актуальными сведениями касаемо принятых в состав Российской Федерации новых субъектов – Херсонской области, Запорожской области, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Республики Крым и города федерального значения Севастополь подлежат удовлетворению в полном объёме.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ, суд устанавливает срок для исполнения решения суда – в течение 2-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, который, по мнению суда, является разумным, достаточным и необходимым с учётом всех обстоятельств дела. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Согласно правовой позиции, изложенной в п.33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 №7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», на основании судебного акта о понуждении к исполнению обязательства в натуре выдаётся отдельный исполнительный лист. При этом, факт неисполнения или ненадлежащего исполнения решения суда устанавливается судебным приставом-исполнителем.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования удовлетворить.
Возложить на Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Верх-Озернинская общеобразовательная средняя (полная) школа» (ОГРН №, ИНН №) обязанность в течение двух месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу приобрести и использовать в образовательном процессе по учебному предмету «География» географическую карту Российской Федерации, учитывающую принятые в состав Российской Федерации новые субъекты – Херсонскую область, Запорожскую область, Донецкую Народную Республику, Луганскую Народную Республику, Республику Крым и город федерального значения Севастополь.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Быстроистокский районный суд Алтайского края в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 14 ноября 2023 года.
Председательствующий А.В. Вдовенко