ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1960/19 от 16.04.2019 Кировского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

<***>

Дело №2-1960/2019

УИД - 66К80003-01 -2019-000939-80 Мотивированное решение изготовлено 16.04.2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Екатеринбург 12 апреля 2019 года

Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Деминой Т.Н., при секретаре судебного заседания Осиповой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению Лицей №130, Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Екатеринбурга о возложении обязанности установить факт начисления и размер заработной платы, произвести перерасчете пенсии,

установил:

ФИО1 обратилась в суд к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению Лицей №130, Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Екатеринбурга о возложении обязанности установить факт начисления и размер заработной платы, произвести перерасчете пенсии.

В обосновании иска указала, что с *** ей назначена страховая пенсия по старости в размере 11 014 руб. 59 коп. Данный период пенсии был установлен на период по *** в связи с тем, что ее дочь является студенткой ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», обучается по основной образовательной программе за счет средств субсидии из федерального бюджета. По истечении указанного срока размер пенсии будет изменен. При расчете размера пенсии по старости был не учтен период трудовой деятельности с *** г.г. в связи с отсутствием сведений о лицевых счетах за указанный период. В результате ей причинен ущерб, выражающийся в невозможности назначения пенсии из наиболее выгодного варианта среднемесячного заработка, поскольку был занижен индивидуальный коэффициент, следовательно и размер пенсии.

В судебном заседании истец ФИО1 требования и доводы иска поддержала, на их удовлетворении настаивала.

Представитель ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Екатеринбурга ФИО2, действующая по доверенности от ***, в судебном заседании против заявленных требований возразила, поддержала доводы письменных возражений, указав, что истцом при назначении пенсии была предоставлена справка № 117 от 06.03.2018, выданная филиалом ЦБ ОУ Кировского района, в которой указано, что лицевые счета на *** г.г. отсутствуют. При расчете размера страховой пенсии по старости ФИО1 учтена заработная плата за 1887-2001, отраженная на индивидуальном счете застрахованного лица. Коэффициент заработной платы составил 0,859. Других документов подтверждающих размер заработной платы, истцом не представлено. Просит в иске отказать.

Представитель ответчика Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Лицей №130 ФИО3 (директор) в судебном заседании иск не признала, пояснила, что на основании приказа Администрации Кировского района г.Екатеринбурга от *** осуществлен перевод на централизованный бухгалтерский учет, осуществлена передача всех документов, в том числе лицевых счетов.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, ФИО1 является получателем пенсии по старости в соответствии с п.19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от


28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ***. Размер пенсии составил 11 014 руб. 59 коп.

По причине отсутствия первичных документов по начисленной заработной плате за периоды с 1994 по 1996 годы, утраченных не по вине истца, просила ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Кировском районе г. Екатеринбурга произвести исчисление пенсии исходя из средней заработной платы, полученной за осуществление трудовой деятельности.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (действующего с 01.01.2015) размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

В силу ч. 10 ст. 15 данного закона величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 01.01.2015, определяется с учетом размера страховой части трудовой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), исчисленного по состоянию на 31 декабря 2014 года по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

В силу п. 3, 4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» при определении расчетного размера трудовой пенсии в связи с оценкой пенсионных прав застрахованных лиц учитывается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок застрахованного лица не подтверждается.

В соответствии с п. 6 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Пунктом 26 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденного Постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27.02.2002 N 16/19па, определено, что среднемесячный заработок застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования за 2000 - 2001 годы подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета.

Среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002 в течение трудовой деятельности после регистрации застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов. В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.

Как следует из совместного Письма Министерства труда и социального развития РФ N 8389-ЮЛ и Пенсионного фонда РФ N ЛЧ-06-27/9704 от 27Л 1.2001, в случае невозможности назначения и перерасчета пенсии из наиболее выгодного варианта среднемесячного заработка, в частности, в результате наводнений, землетрясений, ураганов, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии, которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.

Пенсионное законодательство основывается на том, что установление, перерасчет и выплата пенсии пенсионным органом могут быть произведены на основании документов, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника. Обязательное подтверждение индивидуального характера заработка работника обусловлено тем, что получаемая работником заработная плата строго индивидуализирована и зависит от ряда обстоятельств, таких, как количество отработанного времени, объем проделанной работы, квалификация (разряд) работника, режим работы, временная нетрудоспособность, обучение, выполнение необходимого объема работы, различные системы оплаты труда и премирования и другие.

Как разъяснено в подп. 8 гг 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», исчисляя расчетный размер трудовой пенсии по приведенным вариантам, следует обратить внимание на то, что: среднемесячный заработок (ЗР) застрахованного лица, необходимый для подсчета расчетного размера трудовой пенсии по указанным в п. п. 3 и 4 ст. 30 формулам, определяется за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Такими документами могут являться лицевые счета, платежные ведомости и иные первичные бухгалтерские документы, а также другие документы, на основании которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка.

В соответствии со ст. 53 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему и регистрации граждан об установлении им пенсий в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.12.2011 N 1521н, среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002 в течение трудовой деятельности за период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается справками, выданными работодателем либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.

Указанием от 20.05.1992 N 1-68-У «О порядке оформления справки о заработной плате для назначения государственной пенсии», утвержденным Министерством социальной защиты населения Российской Федерации установлено, что одним из обязательных реквизитов справки о заработной плате является основание выдачи справки (лицевые счета, платежные ведомости).

Из справки, выданной МКУ Центр бухгалтерского и материально-технического обеспечения образовательных учреждений города Екатеринбурга от *** № 117, лицевые счета за 1994-1996 г.г. на ФИО1 отсутствуют.

Согласно ответу МКУ «Екатеринбургский муниципальный центр хранения архивной документации» от 11.12.2018 № 11782/8841 предоставить сведения на ФИО1 не представляется возможным, поскольку документы по личному составу Средней школы № 130 на муниципальное хранение не поступили, местонахождение документов не известно (л.д. 7).

Справкой от ***, выданной ЕКУСО «Еосударственный архив документов по личному составу Свердловской области» по запросу ГУ - УПФ РФ в Кировском районе г.Екатеринбурга сообщено, что запрашиваемой информацией не располагает ввиду отсутствия соответствующих документов на хранении (л.д. 9).

Ответчиком МАОУ Лицей № 130 в материалы дела представлен приказ № 76 от 31.01.2006 начальника управления образования Администрации Кировского района г.Екатеринбурга «Об утверждении графика централизации бюджетных и внебюджетных средств МОУ Лицей № 130», согласно которого во исполнение Постановления Главы г.Екатеринбурга «Об утверждении единой формы платежной квитанции со штрих-кодом по расчетам за платные услуги муниципальных учреждений образования, детских школ искусств и средних специальных учетных заведений культуры города Екатеринбурга» от 02.03.2005 № 161, директору МОУ Лицей № 130 осуществить перевод на централизованный бухгалтерский учет всех видов бюджетных и внебюджетных средств учреждения согласно графику.

С учетом изложенного, поскольку основным принципом пенсионного обеспечения является установление пенсии в соответствии с результатами труда каждого гражданина на основании его трудового стажа и заработка, то подтверждение индивидуального характера является обязательным.

При этом никакие усредненные показатели - средние данные о заработной плате по организации, региону или отрасли, сведения о тарифных ставках и должностных окладах, данные, определенные расчетным путем, не могут быть использованы для подтверждения среднемесячного заработка для установления пенсии.

Среднемесячный заработок лица может быть подтвержден только лишь на основании документов, выданных в установленном порядке.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии доказательств среднемесячного заработка ФИО1 в спорный период. Следовательно, оснований для возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет страховой пенсии у суда не имеется.

Что касается требований об установлении факта начисления и размера заработной платы, то при отсутствии начисления истцу заработной платы за спорный период, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований ФИО1 об установлении факта начисления ей заработной платы.

Таким образом, у суда отсутствуют предусмотренные законом основания для удовлетворения требований ФИО1

На основании изложенного и руководствуюсь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования ФИО1 к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению Лицей №130, Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Екатеринбурга о возложении обязанности установить факт начисления и размер заработной платы, произвести перерасчете пенсии - оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья <***> Т.Н. Демина