Гражданское дело № 2-1960/2020
УИД 47RS0005-01-2020-001393-73
город Выборг 18 мая 2020 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Выборгский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Киселевой С.Н.
при секретаре Коженковой А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области и Комитету по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации Муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области об обязании заключить договор аренды земельного участка и поставить земельный участок на кадастровый учет,
УСТАНОВИЛ:
истец обратился в суд с иском об обязании заключить договор аренды земельного участка и поставить земельный участок на кадастровый учет.
В обосновании заявленных требований истец указал, что истцом 30 июля 2010 года было подано заявление в администрацию МО «Выборгский район» Ленинградской области с просьбой предоставить земельный участок, расположенный по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, МО «Первомайское сельское поселение», площадью <данные изъяты> кв.м., в аренду сроком на 49 лет под индивидуальное жилищное строительство.
Обзорный план предоставляемого земельного участка был согласован в установленном законом порядке.
В 2010 году ООО «Проект-студия «Выборг» была разработана проектная документация схемы расположения земельного участка на кадастровом плане под ИЖС.
20 июля 2011 года администрацией МО «Выборгский район» было издано постановление № 5118 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, расположенного по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, МО «Первомайское сельское поселение», пос. Чернявское».
Администрация МО «Выборгский район» постановила утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане, КУМИГ администрации МО «Выборгский район» в течение одиннадцати месяцев со дня издания настоящего постановления выполнить в отношении земельного участка кадастровые работы и осуществить его государственный кадастровый учет, с целью последующего включения земельного участка в границы населенного пункта пос. Чернявское МО «Первомайское сельское поселение», из категории «земли запаса».
25 сентября 2011 года вышеуказанный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет, земельному участку был присвоен кадастровый номер №.
25 октября 2011 года администрацией МО «Выборгский район» в адрес администрации МО «Первомайское сельское поселение» было направлено заявление с просьбой включить земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером № в границы населенного пункта пос. Чернявское МО «Первомайское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области, с установлением вида разрешенного использования - для целей индивидуального жилищного строительства.
Также администрацией МО «Выборгский район» 25 октября 2011 года в адрес председателя комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области было направлено письмо с просьбой подготовить заключение для осуществления процедуры включения земельного участка с кадастровым номером № в границы населенного пункта пос. Чернявское МО «Первомайское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области площадью <данные изъяты> кв.м., из категории земель - земли запаса (государственная собственность), с установлением вида разрешенного использования - для целей индивидуального жилищного строительства.
07 ноября 2011 года администрацией МО «Первомайское сельское поселение» в адрес вице-губернатора Ленинградской области - председателя комитета по управлению государственным имуществом было направлено заключение о возможности целесообразности включения земельного участка с кадастровым номером № в границы населенного пункта Чернявское МО «Первомайское сельское поселение».
Однако земельный участок с кадастровым номером № так и не был включен в границы населенного пункта Чернявское.
21 февраля 2013 года администрацией МО «Выборгский район» повторно в адрес администрации МО «Первомайское сельское поселение» и председателя комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области были направлены заявления о включении вышеуказанного земельного участка в границы населенного пункта Чернявское.
В 2013 году часть земельного участка с кадастровым номером № была включена в границы населенного пункта Чернявское МО «Первомайское сельское поселение», но в соответствии с правилами землепользования и застройки данная часть земельного участка была отнесена к зоне ТР-1 (зона городских лесов).
Истец неоднократно обращался в администрацию МО «Первомайское сельское поселение» с просьбой внести изменения в правила землепользования и застройки.
В свою очередь администрация МО «Первомайское сельское поселение» неоднократно обращалась в администрацию МО «Выборгский район» и КУМИГ администрации МО «Выборгский район» с просьбой внести изменения в правила землепользования и застройки.
Письмом от 10 марта 2016 года № А-973 КУМИГ администрации МО «Выборгский район» сообщил главе администрации МО «Первомайское сельское поселение» о принятом решении об изменении границ территориальной зоны ТР-1, зона городских лесов на ТЖ-2, зона размещения отдельно стоящих жилых домов коттеджного (усадебного) типа в отношении земельных участков с КН №, №, №.
21 марта 2019 года истец обратился в КУМИГ администрации МО «Выборгский район» с заявлением о предоставлении земельного участка без торгов с учетом действующих норм на 2011-2016 года.
В ответ на обращение истца КУМИГ администрации МО «Выборгский район» сообщил о том, что испрашиваемый земельный участок площадью 2500 кв.м. предоставлен быть не может, так как идет наложение части земельного участка на земли государственного лесного фонда.
Кроме того, согласно ответу Управления Росреестра по Ленинградской области от 17 июня 2019 года № 10439 земельный участок с кадастровым номером № снят с государственного кадастрового учета 24 октября 2013 года, земельному участку присвоен статус «аннулированный» в связи с тем, что с момента постановки на кадастровый учет заявления о государственной регистрации права либо договора аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером № не поступало.
Истец полагает, что из-за длительного бездействия органов местного самоуправления в части включения земельного участка с кадастровым номером № в границы населенного пункта п. Чернявское МО «Первомайское сельское поселение», а также несвоевременного внесения изменений в правила землепользования и застройки МО «Первомайское сельское поселение» в части изменения границ территориальной зоны ТР-1 на ТЖ-2, истец своевременно не смог реализовать свое право на получение земельного участка в аренду под строительство индивидуального жилого дома в соответствии с действующими на период подачи заявления о предоставлении земельного участка нормами права.
Договор аренды земельного участка должен был быть заключен с истцом без проведения торгов как с лицом, подавшим единственную заявку.
Поскольку на сегодняшний день имеет место наложение части земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. на земли государственного лесного фонда, кадастровым инженером ЧИВ был изготовлен ситуационный план земельного участка (в части не накладываемой на ГЛФ), расположенного по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, МО «Первомайское сельское поселение», пос. Чернявское, а также схема расположения данного земельного участка.
Согласно указанным документам площадь земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, составляет <данные изъяты> кв.м..
Истец считает, что ему должен быть предоставлен земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. без проведения торгов с учетом действующих на 2010 год норм права.
Истец просит суд обязать администрацию МО «Выборгский район» Ленинградской области в течении трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу поставить земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, на государственный кадастровый учет; обязать администрацию муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области в течение 30 дней с момента постановки земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на государственный кадастровый учет заключить с истцом без проведения торгов договор аренды земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, сроком на 49 лет, с видом разрешенного использования - под индивидуальное жилищное строительство.
ФИО1, администрация Муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации Муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области и администрация Муниципального образования «Первомайское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Суд на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, исследовав материалы дела, находит требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 28 ЗК РФ (в редакции от 22 июля 2010 года) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Положения пп. 3 п.4 ст. 30 ЗК РФ предусматривали предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта путем проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
В силу ч. 1 ст. 30.1 ЗК РФ (в редакции от 22 июля 2010 года) земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду.
Частью 2 ст. 30.1 ЗК РФ (в редакции от 22 июля 2010 года) продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса.
Как указано в ч. 3 ст. 30.1 ЗК РФ (в редакции от 22 июля 2010 года) предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.1 ЗК РФ (в редакции от 22 июля 2010 года) в двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано обязательными для сторон правилами, установленными законом или иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения.
Как усматривается из материалов дела, 30 июля 2010 года истцом было подано заявление в администрацию МО «Выборгский район» Ленинградской области с просьбой предоставить земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м., в аренду сроком на 49 лет под индивидуальное жилищное строительство.
Обзорный план предоставляемого земельного участка был согласован в установленном законом порядке.
В 2010 году ООО «Проект-студия «Выборг» была разработана проектная документация схемы расположения земельного участка на кадастровом плане под ИЖС.
20 июля 2011 года администрацией МО «Выборгский район» было издано постановление № 5118 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, расположенного по адресу: <адрес>
Администрация МО «Выборгский район» постановила утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане, КУМИГ администрации МО «Выборгский район» в течение одиннадцати месяцев со дня издания настоящего постановления выполнить в отношении земельного участка кадастровые работы и осуществить его государственный кадастровый учет, с целью последующего включения земельного участка в границы населенного пункта пос. Чернявское МО «Первомайское сельское поселение», из категории «земли запаса».
25 сентября 2011 года вышеуказанный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет, земельному участку был присвоен кадастровый номер №.
25 октября 2011 года администрацией МО «Выборгский район» в адрес администрации МО «Первомайское сельское поселение» было направлено заявление с просьбой включить земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером № в границы населенного пункта пос. Чернявское МО «Первомайское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области, с установлением вида разрешенного использования - для целей индивидуального жилищного строительства.
Также администрацией МО «Выборгский район» 25 октября 2011 года в адрес председателя комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области было направлено письмо с просьбой подготовить заключение для осуществления процедуры включения земельного участка с кадастровым номером № в границы населенного пункта пос. Чернявское МО «Первомайское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области площадью <данные изъяты> кв.м., из категории земель - земли запаса (государственная собственность), с установлением вида разрешенного использования - для целей индивидуального жилищного строительства.
07 ноября 2011 года администрацией МО «Первомайское сельское поселение» в адрес вице-губернатора Ленинградской области - председателя комитета по управлению государственным имуществом было направлено заключение о возможности целесообразности включения земельного участка с кадастровым номером № в границы населенного пункта Чернявское МО «Первомайское сельское поселение».
Однако земельный участок с кадастровым номером № так и не был включен в границы населенного пункта Чернявское.
21 февраля 2013 года администрацией МО «Выборгский район» повторно в адрес администрации МО «Первомайское сельское поселение» и председателя комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области были направлены заявления о включении вышеуказанного земельного участка в границы населенного пункта Чернявское.
В 2013 году часть земельного участка с кадастровым номером 47:01:1717001:1068 была включена в границы населенного пункта Чернявское МО «Первомайское сельское поселение», но в соответствии с правилами землепользования и застройки данная часть земельного участка была отнесена к зоне ТР-1 (зона городских лесов).
Истец неоднократно обращался в администрацию МО «Первомайское сельское поселение» с просьбой внести изменения в правила землепользования и застройки.
В свою очередь администрация МО «Первомайское сельское поселение» неоднократно обращалась в администрацию МО «Выборгский район» и КУМИГ администрации МО «Выборгский район» с просьбой внести изменения в правила землепользования и застройки.
Письмом от 10 марта 2016 года № А-973 КУМИГ администрации МО «Выборгский район» сообщил главе администрации МО «Первомайское сельское поселение» о принятом решении об изменении границ территориальной зоны ТР-1, зона городских лесов на ТЖ-2, зона размещения отдельно стоящих жилых домов коттеджного (усадебного) типа в отношении земельных участков с КН №, №, №.
21 марта 2019 года истец обратился в КУМИГ администрации МО «Выборгский район» с заявлением о предоставлении земельного участка без торгов с учетом действующих норм на 2011-2016 года.
В ответ на обращение истца КУМИГ администрации МО «Выборгский район» сообщил о том, что испрашиваемый земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. предоставлен быть не может, так как идет наложение части земельного участка на земли государственного лесного фонда.
Кроме того, согласно ответу Управления Росреестра по Ленинградской области от 17 июня 2019 года № 10439 земельный участок с кадастровым номером № снят с государственного кадастрового учета 24 октября 2013 года, земельному участку присвоен статус «аннулированный» в связи с тем, что с момента постановки на кадастровый учет заявления о государственной регистрации права либо договора аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером № не поступало.
Поскольку на сегодняшний день имеет место наложение части земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. на земли государственного лесного фонда, кадастровым инженером ЧИВ был изготовлен ситуационный план земельного участка (в части не накладываемой на ГЛФ), расположенного по адресу: <адрес>, а также схема расположения данного земельного участка.
Согласно указанным документам площадь земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, составляет <данные изъяты> кв.м..
Поскольку по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, орган местного самоуправления должен был принять решение о предоставлении земельного в аренду истцу. Договор аренды земельного участка подлежал заключению с истцом в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
Учитывая, положения ст. 11.1 ЗК РФ, что земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами, и положения ст. 30.1 ЗК РФ о необходимости постановки земельного участка на государственный кадастровый учет, ответчики должны быть обязаны осуществить постановку земельного участка на кадастровый учет.
Отсутствие решения об изменении границ территориальной зоны ТР-1, зона городских лесов на ТЖ-2, не может служить основанием для отказа в заключении договора аренды земельного участка, тем более. Что границы земельного участка в настоящий момент не накладываются на земли лесного фонда.
Основываясь на изложенном и руководствуясь ст. ст. 194, 196-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования ФИО1 к администрации Муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области и Комитету по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации Муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области об обязании заключить договор аренды земельного участка и поставить земельный участок на кадастровый учет удовлетворить.
Обязать администрацию МО «Выборгский район» Ленинградской области в течении трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу поставить земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, на государственный кадастровый учет.
Обязать администрацию муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области в течение 30 дней с момента постановки земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на государственный кадастровый учет заключить с ФИО1, Дата рождения, уроженкой <данные изъяты>, проживающей по адресу: <адрес>, без проведения торгов договор аренды земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, сроком на 49 лет, с видом разрешенного использования - под индивидуальное жилищное строительство.
На решение суда в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Ленинградский областной суд через Выборгский городской суд Ленинградской области.
Председательствующий подпись
Мотивированное решение изготовлено 25 мая 2020 года.
Председательствующий подпись
Копия верна
Судья Выборгского городского суда С.Н. Киселева
Секретарь А.И. Коженкова
Подлинный документ находится в гражданском деле № 2-1960 за 2020 год в Выборгском городском суде Ленинградской области.
На _______________________ года решение не вступило в законную силу.
Судья Выборгского городского суда С.Н. Киселева
Секретарь А.И. Коженкова