К делу № 2-1961/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Гулькевичи 10 ноября 2017 года
Гулькевичский районный суд Краснодарского края в составе:
судьи Мелкозеровой О.М.
при секретаре Глущенко Т.С.
с участием истца ФИО1
представителя истца ФИО2
представителя ответчика ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к АО «НЭСК Краснодарского края» филиал «Гулькевичиэнергосбыт» о защите прав потребителей
у с т а н о в и л:
Истец ФИО1 обратился в суд с иском к АО «НЭСК Краснодарского края» филиал «Гулькевичиэнергосбыт» о защите прав потребителя, просит обязать Акционерное общество «Независимая Энергосбытовая компания Краснодарского края» филиал «Гулькевичиэнергосбыт» применить при начислении оплаты за электроэнергию для его домовладения понижающий коэффициент 0,7 тарифа для населения, проживающего в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками.
Исковые требования обоснованы тем, что истец проживает в домовладении по адресу <адрес>, находящемся в городской черте, не имеющем центрального газоснабжения. При оформлении в 2003г. проектной документации на электроснабжение его домовладения не учитывалось то обстоятельство, что понадобится готовить еду на электроплите, так как ожидалось, что в данном районе будет проведен газопровод. Соответственно, это не нашло отражения в проекте по электроснабжению дома. Его дом введен в эксплуатацию в 2010г. и фактически он использует для приготовления пищи электроплиту, для горячего водоснабжения - электробойлер. В техническом паспорте на его жилой дом-объект индивидуального жилищного строительства, выданным ему в 2010г. филиалом ФГУП «Ростехинвснтаризация-Федеральное БТИ» по Краснодарскому краю, отражена информация об отсутствии газоснабжения, а на поэтажном плане отмечена электроплита. В технических паспортах вышеперечисленных электроприборов не содержится каких-либо особенных требований для их подключения к действующей электросети. В 2015 году он обратился в филиал АО «НЭСК-электросети» «Гулькевичиэлектросеть» с просьбой об увеличении максимальной мощности ЭПУ до 15 кВт. В заявлении обосновал просьбу тем, что имеющейся мощности в 4кВт недостаточно, чтобы выдержать нагрузку от всех используемых в своей жизнедеятельности электроприборов. Необходимое технологическое присоединение по адресу <адрес> было осуществлено в 2015г. во исполнение договора на технологическое присоединение между ним и филиалом АО «НЭСК- электросети» «Гулькевичиэлектросеть». Все указанные документы предоставлялись им в филиал АО «НЭСК» «Гулькевичиэнергосбыт» для заключения договора на поставку электроэнергии в пределах максимальной мощности 15 кВт. Договор был заключен 27.07.2015г. Федеральная служба по тарифам России устанавливает тарифы на оплату электроэнергии для населения по следующим видам групп потребителей: 1.Тарифы для населения и приравненных к нему категорий, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных газовыми плитами. 2. Тарифы для населения и приравненных к нему категорий, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке электрическими плитами (используется понижающий коэффициент 0,7). 3.Тарифы для населения и приравненных к нему категорий, проживающего в сельских населенных пунктах. С 2010г. он оплачивает потребленную электроэнергию по тарифу, описанному в п.1, задолженности по оплате не имеет. Также в 2010г. он устно обращался к директору филиала АО «НЭСК» «Гулькевичиэнергосбыт» Д.А. с вопросом о возможности применения к его домовладению понижающего тарифа при оплате за электроэнергию, на что получил отказ. Считает, что к его домовладению правомерно применение тарифа, указанного в п.2. Правительством Российской Федерации утверждено Постановление от 22 июля 2013г. №614 «Положение об установлении и применении социальной нормы потребления электроэнергии». В п.34 данного Постановления прописано: «Наличие стационарных электроплит в жилых домах при отсутствии централизованного газоснабжения является основанием для применения социальной нормы, установленной для жилых помещений в городских или сельских населенных пунктах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами при наличии заявления соответствующего потребителя с приложением копии технического паспорта (свидетельства) на соответствующую электроплиту». То же касается электроотопительных и электронагревательных установок в жилых домах при отсутствии централизованных газоснабжения, теплоснабжения и горячего водоснабжения. В соответствии с п.2 ст.115 гл.6 Конституции Российской Федерации, Постановления и Распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации. Исполнение норм указанного Постановления Правительства Российской Федерации, в его случае, находится в компетенции филиала АО «НЭСК» «Гулькевичиэнергосбыт». Решив воспользоваться законным правом оплачивать потребленную электроэнергию по пониженному тарифу, он в 2016г. обратился с письменным заявлением, с вложением копий паспортов на имеющиеся электроприборы, в филиал АО «НЭСК» «Гулькевичиэнергосбыт» с просьбой о применении понижающего тарифа. В ответном письме от 29.11.2016г. исх. №136.117-02/593 директор филиала предложил соблюсти «установленный порядок» и обратиться в органы Ростехнадзора для подтверждения факта использования электроплиты. Он лично обращался в территориальный орган Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ранее Ростехнадзор) с вопросом о приемке в эксплуатацию его электрооборудования. На что получил устное разъяснение в следующем. Территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ранее Ростехнадзор) руководствуются в своей деятельности «Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004г. (в редакции от 05.10.2016г.). В соответствии с подпунктом «г» пункта 7, пунктом 14, подпунктом «е» пункта 18, территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору не выполняют обследование с составлением акта осмотра и не выдают разрешение на допуск в эксплуатацию объектов заявителей-физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединённых энергопринимающих устройств). Обзор судебной практики по спорам в сфере энергоснабжения позволяет сделать практически однозначный вывод, что в настоящее время в Российской Федерации не существует законодательных актов, которые бы давали четкое определение такому понятию, как «установленный порядок» для применения понижающего коэффициента в домах, «оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами».) В своем письме от 27.02.2017г. исх.№36.117-02/127, направленном в его адрес, ответчик сообщил: «Считаю возможным применение тарифа «Население, проживающее в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами» при расчетах за потребленную электроэнергию по вышеуказанному договору, при условии предоставления Вами технического паспорта на указанный жилой дом, содержащего.. . информацию о наличии электроплиты, электрокотла и/или электроводонагревателя». Он обратился в филиал ГУП КК «Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ» по Гулькевичскому району с просьбой о проведении в его доме технической инвентаризации. По завершении работ, он получил 21.03.2017г. новый технический паспорт на домовладение, в котором зафиксирована информация обо всех имеющихся в его доме электроприборах, с указанием их названий и марки. В адрес ответчика он направил заявление от 27.03.2017г. вх. № 248, к которому приложил все затребованные документы. После чего в его адрес ответчиком направлены «отписки», не содержащие существенной информации. У него сложилось мнение, что ответчик намеренно организовал бюрократическую волокиту, выдвигая в своих ответах на его заявления каждый раз новые условия, выполнив которые, он в конечном итоге - после длительной переписки и финансовых расходов - не имеет результата. По настоящее время его требования не удовлетворены. Отказ ответчика в применении понижающего коэффициента для его дома, оборудованного в установленном порядке стационарной электроплитой, нарушает нормы действующего законодательства Российской Федерации. Он считает, что действиями ответчика нарушены нормы Закона «О защите прав потребителей». В соответствии со ст.4 указанного закона исполнитель обязан передать потребителю товар (выполнить работу, услугу), качество которого соответствует договору, при отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить товар, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.
В судебном заседании истец ФИО1 и представитель истца ФИО2 на удовлетворении исковых требований настаивали. Истец пояснил, что его дом не газифицирован. Ближайшая газовая магистраль не менее 400 метров. Подключиться нет возможности, нет денег. Его дом в установленном порядке сдан в эксплуатацию, зарегистрировано право собственности. Разрешение на установку электроплит и приборов в жилом доме не выдается, так как такого порядка не предусмотрено. Электроприборы он купил в магазине, имеет на них паспорта. Электроприборы установлены законно, внесены в технический паспорт жилого дома. По закону к нему подлежит применению понижающий коэффициент 0,7. Пользуясь электроэнергией, он несет большие затраты. Была бы возможность, он оборудовал дом газом. Однако, такой возможности не имеется. Ответчик на протяжении нескольких лет занимается отписками; каждый раз после того, как он выполнит требования ответчика, тот выдвигает новые требования.
Представитель ответчика по доверенности ФИО3 в судебном заседании просил в удовлетворении иска отказать, пояснил, что согласно № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Постановлению Правительства РФ от 29 декабря 2011 года № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», приказу Федеральной службы по тарифам России от 09.10.2012 № 230-э/3 на основании экспертных заключений и решений правления Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края руководителем этого Департамента утверждаются тарифы на электроэнергию, понижающие коэффициенты, в т.ч. для организации Ответчика и общеизвестны. Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии- установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике". Во исполнение пункта 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике Правительством Российской Федерации принято постановление от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", которым утверждены Основы ценообразования (далее - Основы ценообразования) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен (тарифов)). Пунктом 71 Основ ценообразования предусмотрено, что при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1. Также понижающий коэффициент от 0,7 до 1 применяется по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов к ценам (тарифам) на электрическую энергию (мощность) при их утверждении на соответствующий период регулирования для каждой из приравненных к населению категорий потребителей по перечню согласно приложению. В соответствии со статьей 3 Закона об электроэнергетике применение указанных выше понижающих коэффициентов является мерой государственной поддержки граждан, в результате которой населению и приравненным к ним потребителям электроэнергии устанавливается тариф на электрическую энергию (мощность) ниже экономически обоснованного тарифа, а для иных категорий потребителей электроэнергии - выше на разницу между экономически обоснованным тарифом и тарифом, установленным для населения и приравненным к ним потребителям. Указанная разница образует величину перекрестного субсидирования. В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1997 г. N 1231, и от 31 июля 2014 г. N 750 величина перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе подлежит поэтапному снижению. В указанных целях в пункт 71 Основ ценообразования постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2014 г. N 136 внесены изменения, устанавливающие интервал понижающих коэффициентов от 0,7 до 1, применяемых при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населении и приравненных к населению категориям потребителей. Согласно письму Минэнерго России от 29 октября 2014 г. N ВК-12232/09 размер тарифа на электрическую энергию, установленного для потребителей, приравненных к городскому населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными газовыми плитами, составляет около 70% от размера экономически обоснованного тарифа. При этом межтарифная разница возмещается за счет создания условий для применения при расчетах с иными категориями потребителей электрической энергии повышенных розничных цен на энергетическую энергию. Приказом от 19.12.2016г. № 51/2016-э Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории население по Краснодарскому краю и республики Адыгея установлен примерный понижающий коэффициент при установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками и приравненные к ним, который с 01.01.2017 по 30.06.2017 составлял - 0,7; с 01.07.2017 по 31.12.2017 - 0,7. В исковом заявлении истец ссылается как на основание своих требований на п. 34 нижеуказанного постановления Правительства РФ от 22.07.2013 года № 614 о порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты правительства РФ по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности). Согласно абз 3 п. 3. По решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) социальная норма может не устанавливаться и не применяться в отношении населения и (или) приравненных к нему категорий потребителей. На сегодня в Краснодарском крае социальные нормы не установлены. При этом являются действующими нижеуказанные нормативные акты, которыми обязан руководствоваться истец и ответчик. Как установлено пунктом 4.1 Инструкции о порядке согласования применения электрокотлов и других электронагревательных приборов, утвержденной Минтопэнерго России 24.11.1992 (зарегистрирована в Минюсте РФ 26.01.1993 N 127), вопросы применения кухонных электроплит в жилых домах, где не предусмотрено центральное отопление и горячее водоснабжение, должны согласовываться с региональными энергетическими комиссиями, образованными при правительствах республик, входящих в состав Российской Федерации, органах исполнительной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. В силу пункта 1.6 данной инструкции ею должны руководствоваться все потребители электроэнергии, применяющие электронагревательные приборы независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности. В соответствии с Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденными приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 N 6, дом считается оборудованным стационарными электрическими плитами и (или) электро отопительными установками в установленном порядке, если указанное оборудование установлено при строительстве дома в соответствии с проектом или если произведена реконструкция электрических сетей дома, для которой необходимо: получить разрешение органа исполнительной власти на реконструкцию; получить технические условия в энергоснабжающей организации; составить проект на реконструкцию инженерных сетей жилого дома; выполнить строительно-монтажные работы в соответствии с проектом; согласовать проектную документацию с энергоснабжающей организацией, выдавшей технические условия, и органом государственного энергетического надзора; оформить акт о приемке реконструкции инженерных сетей в эксплуатацию; внести изменения в технический паспорт жилого дома. Вопрос об установлении тарифа для населения, проживающего в городских населенных пунктах и домах, оборудованных и установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, может быть рассмотрен лишь после предоставления необходимых документов. Такая формулировка предполагает, что в целях применения понижающего коэффициента должен быть соблюден и подтвержден установленный порядок оборудования домов электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками. Применение понижающего коэффициента предусмотрено не в ""заявительном", безусловном порядке, а при соблюдении определенных условий. Поскольку цены на электроэнергию и понижающие коэффициенты на определенный период времени устанавливается решениями правления Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края, то этим же Департаментом осуществляется контроль за организацией ответчика по вопросу применения понижающего коэффициента, в частности, для гр. ФИО1 за счет повышения тарифа иной категории потребителей. Неправильное применение ответчиком тарифов, коэффициентов чревато привлечением к административной ответственности ответчика, по инициативе вышеуказанного РЭК-департамента и антимонопольных органов. В связи с этим, собрав документы, предоставленные истцом, ответчик 10.05.2017 направил запрос руководителю РЭК-департамента цен и тарифов Краснодарского края, задав вопрос о возможности применения в ситуации истца, понижающего коэффициента. Из полученного ответа следует под понятием «в установленном порядке» понимается установка электрических плит для приготовления пищи и (или) электроотопительных установок в соответствии с утвержденным проектом, при наличии паспорта на домовладение, в котором указано на установку электрооборудования, разрешения на отпуск мощности и выданных технических условий энерго-снабжающей организацией, выполненных специальной организацией. В соответствии с разъяснениями Минэнерго России от 04.02.2015 №09-292, основанием для применения тарифа на электрическую энергию для населения проживающего в жилых домах, оборудованных электрическими плитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, могут являться документы, составленные в ходе осуществления технологического присоединения и подтверждающие оборудование жилых помещений в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками (акты об осуществлении технологического присоединения, акты о разграничении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, составленные между заявителями и сетевыми компаниями, в которых указаны характеристики энеугопуинимаюших устройств). Федеральным агентством по строительству и ЖКХ РФ письмом от 30.04.2013 № 3740-МС/04/ГС и Министерством строительства и ЖКХ РФ письмом от 09.02.2015 № 3102-ЛТ704 были даны аналогичные официальные разъяснения относительно установленного порядка оборудования жилых помещений электроустановками. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в письме от 16.01.2014 N 119-МС/04/МС дало разъяснение понятия "в установленном порядке". Под ним понимается установка стационарных электроплит для пищеприготовления (или) электроотопительных (электронагревательных) установок в соответствии с проектом, выполненным специализированной организацией, при наличии разрешения на отпуск мощности и выданных сетевой организацией технических условий. В этом же письме указано, что дом считается оборудованным стационарными электрическими плитами и (или) электроотопительными (электронагревательными) установками в установленном порядке, если указанное оборудование установлено при строительстве дома в соответствии с проектом или произведена реконструкция электрических сетей дома, для которой необходимо: получить разрешение исполнительной власти; получить технические условия от эксплуатирующей жилой дом организации; составить проект на реконструкцию инженерных сетей жилого дома; выполнить строительно-монтажные работы в соответствии с проектом; оформить акт допуска жилого дома в эксплуатацию. Кроме этого, порядок, который должен быть соблюден при оборудовании жилых домов стационарными электроплитами, установлен Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденными Приказом Минэнерго Российской Федерации от 13.01.2003 N 6, в соответствии с которыми до начала монтажа при реконструкции электроустановок необходимо получить технические условия, выполнить проектную документацию и согласовать ее с органом государственного энергетического надзора. Минстрой в письме от 16.01.2014 N 119-МС/04/МС отметил, что отсутствие газоснабжения жилого помещения, а также самостоятельная установка стационарных электроплит для пищеприготовления и (или) электроотопительных установок без получения соответствующего разрешения, выданного в установленном порядке, не дает основания для применения понижающего коэффициента при оплате электроэнергии. При этом, федеральные органы власти в своих разъяснениях относительно установленного порядка оборудования жилых помещений стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, и, соответственно, применения понижающего коэффициента 0,7 к тарифу для населения, не привязывают возможность применения понижающих коэффициентов в условиях лишь отсутствия газоснабжения, а акцептируют внимание на соблюдении установленного порядка оборудования жилых помещений электроустановками с соблюдением правил и норм электробезопасности. Учитывая изложенное, в целях возможности применения понижающих коэффициентов от 0,7 до 1,0 к тарифу для населения, РЭК - департаментом в адрес Минэнерго России направлено обращение о предоставлении дополнительных разъяснений. Со стороны Минэнерго России письмом от 04.10.2016 №09-5351 предоставлены разъяснения, согласно которым, по мнению Минэнерго России, по данному вопросу необходимо руководствоваться действующими нормативно-правовыми актами, в том числе Градостроительным кодексом РФ, предусматривающим проектную документацию на объект капитального строительства, в состав которой включаются в том числе и сведения об источниках электро, газо и теплоснабжения, схемах размещения электрооборудования и другие сведения. РЭК - департамент считает, что применение тарифа на электрическую энергию с применением понижающего коэффициента, как для домов, оборудованных в установленном порядке стационарными электрическими плитами и (или) электроотопительными установками, возможно только в случае выполнения всех указанных выше мероприятий и наличия документов в соответствии с официальными разъяснениями Федеральных органов власти. Вместе с тем, имеющиеся разъяснения федеральных, органов власти не содержат информации в случаях, когда отсутствуют документы на объект капитального строительства (имеется только технический паспорт с информацией об установленном электрооборудовании),.. .. В целях урегулирования данного вопроса, со стороны РЭК-департамента подготовлено обращение в адрес федеральных органов власти о предоставлении разъяснений в данных случаях. По итогам получения разъяснений федеральных органов власти РЭК-департаментом соответствующая информация будет доведена до заинтересованных сторон, в том числе и посредством средств массовой информации. Поскольку истец не предоставил ответчику согласования с региональной энергетической комиссией Краснодарского края на установку в своем домовладении электроплиты, электрокотла и других электронагревательных приборов; деятельность ответчика контролируется вышеуказанным Департаментом и антимонопольными органами; в предоставленных на данный момент разъяснениях указано, что документами, подтверждающими оборудование домов в установленном порядке электроплитами могут являются: акты об осуществлении технологического присоединения, акты о разграничении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, составленные между заявителями и сетевыми компаниями, в которых указаны характеристики энергопринимающих устройств; проектная документация на объект капитального строительства, в состав которой включаются, в том числе и сведения об источниках электро, газо и теплоснабжения, схемах размещения электрооборудования и другие сведения; разъяснения федеральных, органов власти не содержат информации в случаях, когда отсутствуют документы на объект капитального строительства (имеется только технический паспорт с информацией об установленном электрооборудовании). не получения РЭК - департаментом и, соответственно, ответчиком разъяснений федеральных органов власти по применению понижающего коэффициента в ситуации, аналогично имеющейся у истца. Ответчик самовольно, во внесудебном порядке не принял решения о применении для истца понижающего коэффициента 0,7 дожидаясь официальных разъяснений. Самостоятельная установка бытовых электрических плит не дает оснований для применения понижающего коэффициента при оплате электроэнергии (постановление Верховного Суда Российской Федерации от 05.05.2016 N 304-АД16-3532).
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению.
Согласно п. 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен \тарифов\ в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен \тарифов\ в электроэнергетике», при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.
В соответствии с п. 34 Постановления Правительства РФ от 22.07.2013 года № 614 «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты правительства РФ по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)» - Для целей применения социальной нормы оснащенность стационарными электроплитами, электроотопительными и (или) электронагревательными установками жилого помещения в многоквартирном доме определяется в соответствии с техническим паспортом такого дома либо при его отсутствии - в соответствии с проектной документацией.
Наличие стационарных электроплит в жилых домах при отсутствии централизованного газоснабжения является основанием для применения социальной нормы, установленной для жилых помещений в городских или сельских населенных пунктах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами при наличии заявления соответствующего потребителя с приложением копии технического паспорта (свидетельства) на соответствующую стационарную электроплиту. В случае если степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома предусматривает предоставление коммунальной услуги по газоснабжению, наличие стационарной электроплиты не является основанием для применения социальной нормы, установленной для жилых помещений в городских и сельских населенных пунктах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами.
Наличие электроотопительных установок в жилых домах при отсутствии централизованного теплоснабжения является основанием для применения социальной нормы, установленной для жилых помещений в городских или сельских населенных пунктах, оборудованных в установленном порядке электроотопительными и (или) электронагревательными установками, и подтверждается органами местного самоуправления, отвечающими за согласование проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, при наличии централизованного теплоснабжения не является основанием для применения указанной величины социальной нормы.
Наличие электронагревательных установок в жилых домах при отсутствии централизованного горячего водоснабжения является основанием для применения социальной нормы, установленной для жилых помещений в городских и сельских населенных пунктах, оборудованных в установленном порядке электроотопительными и (или) электронагревательными установками, и подтверждается органами местного самоуправления, отвечающими за согласование проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, а при наличии горячего водоснабжения не является основанием для применения указанной величины социальной нормы.
В случае если на момент введения социальной нормы поставщик электрической энергии осуществлял поставку электрической энергии (мощности) в жилые дома (жилые помещения многоквартирного дома) с применением понижающего коэффициента, устанавливаемого в соответствии с пунктом 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, предоставление указанных подтверждений не требуется.
В силу ч.2 ст. 115 Конституции Российской Федерации - постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.
Из материалов дела видно, что истец ФИО1 является собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес> /свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ/.
Согласно акту выполненных работ по договору на технологическое присоединение от 06.07.2015 №, исполнитель филиал АО «НЭСК-электросети» «Гулькевичиэлектросеть» выполнил работы для заказчика ФИО1<адрес> соответствии с разделом 2 договора: разработка схемы электроснабжения, подготовка ТУ, проверка выполнения ТУ заказчиком и подготовка акта о технологическом присоединении и акта балансовой и эксплуатационной ответственности, осуществление присоединения энергопринимающего устройства в электрической сети объекта: ЭПУ земельного участка для ИЖС <адрес> максимальная мощность 15 кВт.
15.07.2015 года между филиалом АО «НЭСК-электросети» «Гулькевичиэлектросеть» и ФИО1 во исполнение договора на технологическое присоединение к электрическим сетям составлен акт № о технологическом присоединении электроустановки «индивидуальный жилой дом» мощностью 15 кВт по адресу: <адрес>.
15.07.2015 года между филиалом АО «НЭСК-электросети» «Гулькевичиэлектросеть» и ФИО1 составлен акт разграничений эксплуатационной ответственности сторон, согласно которому границы эксплуатационной ответственности электроустановок сторон находятся по адресу: <адрес>, указана схема границ эксплуатационной ответственности сторон.
27.07.2015 года между сторонами заключен договор энергоснабжения, согласно которому ответчик ФИО1 является потребителем электроэнергии ОАО «Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края» в лице филиала ОАО «НЭСК» «Гулькевичиэнергосбыт» в жилом доме по адресу: <адрес>.
Согласно справке, выданной АО «Гулькевичирайгаз» 15.11.2016 года, АО «Гулькевичирайгаз» не производил комплекс работ по врезке и пуску газа в домовладение, расположенное по адресу: <адрес>.
Домовладение ФИО1 расположенное по адресу: <адрес>, не газифицировано, для обустройства жизнедеятельности истцом были приобретены электрические приборы: электрический водонагреватель Ariston, варочная панель, печь «Бренеран-акватэн» для водяного отопления.
Судом обозревались паспорта на указанные электроприборы.
21.11.2016 года ФИО1 обратился в филиал АО «НЭСК» «Гулькевичиэнергосбыт» с заявлением об изменении ему тарифа на электроэнергию для населения (приказ РЭК-ДЦТ КК от 18.12.2015 № 78/2015-э) проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных стационарными электроплитами и электроотопительными установками, согласно п. 2.2. (при использовании эл. счетчика по двум зонам суток); с 01.11.206 года присылать в его адрес квитанции с использованием указанного тарифа; произвести перерасчет по оплате за электроэнергию.
Согласно ответу АО «НЭСК» филиал «Гулькевичиэнергосбыт» от 29.11.2016 года, ими был направлен запрос в региональную энергетическую комиссию - департамент цен и тарифов Краснодарского края (далее - РЭК - ДЦТ КК) по вопросу применения понижающего коэффициента в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками; получено разъяснение от 25.11.2015 № 57-10346/15-05, согласно которому «под понятием в «установленном порядке» понимается установка электрических плит для пищеприготовления в соответствии с утвержденным проектом, при наличии паспорта на домовладение, в котором указано на установку электроплит, разрешения на отпуск мощности и выданных технических условий сетевой организацией, а также приемки электроустановок органами Ростехнадзора. В соответствии с разъяснениями Минэнерго России от 04.02.2015 №. 09-292 основанием для применения тарифа на электрическую энергию для населения, проживающего в жилых домах, оборудованных электрическими плитами для пищеприготовления, могут являться документы, составленные в ходе осуществления технологического присоединения и подтверждающие оборудование жилых помещений стационарными электроплитами в установленном порядке (акты осмотра электроустановок и разрешения на допуск в эксплуатацию электроустановок, составленные территориальными органами Ростехнадзора, акты об осуществлении технологического присоединения, акты о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей и акты о разграничении эксплуатационной ответственности сторон, составленные между заявителями и сетевыми компаниями, в которых указаны характеристики энергопринимающих устройств.
27.02.2017 г. ответчиком дан ответ истцу о том, что возможно применение тарифа «Население, проживающее в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами» при расчетах за потребленную электроэнергию, при условии предоставления истцом технического паспорта на жилой дом, содержащего в описании конструктивных элементов здания и определении физического износа строений, информацию о наличии напольной электроплиты, электрокотла и\или электроводонагревателя.
27.03.2017 г. истец направил ответчику письмо, в котором указал, что считает требование о предоставлении технического паспорта его домовладения не существенным, т.к. ранее в «Гулькевичиэнергосбыт» им был предоставлен технический паспорт домовладения, где в описании 5. «Благоустройство объекта индивидуального жилищного строительства» четко указана информация об электроснабжении, отсутствии газоснабжения, имеющемся автономном горячем водоснабжении, автономном отоплении. Тем не менее, выполняя указанное условие, предоставил технических паспорт домовладения дополненный приложением № 2 «Техническое описание конструктивных элементов и определение физического износа основных строений, отапливаемых пристроек», в котором содержится информация об электроплите, электроводонагревателе, электронасосе для котла отопления. Просит приметь при расчете оплаты за электроэнергию понижающий коэффициент тарифа для населения, проживающего в домах, оборудованных стационарными электроплитами и электроотопительными установками с момента первого обращения в ноябре 2016 года.
05.04.2017 г. ответчиком истцу дан ответ о том, что для подготовки мотивированного ответа направлены запросы в ОАО «Гулькевичирайгаз» и в филиал ГПК «Крайтехинвентаризация» по Гулькевичскому району, после поулчения которых будет принято решение и дан официальный ответ.
11.05.2017 г. ответчиком истцу дан ответ о том, что руководством направлены письмо-запрос руководителю региональной энергетической комиссии департамента цен и тарифов Краснодарского края вместе с копиями предоставленных истцом документов на согласование о возможности применения тарифа с понижающим коэффициентом.
Согласно техническому паспорту жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 21 марта 2017 года, в разделе «Технологическое описание конструктивных элементов и определение физического износа основных строений, отапливаемых пристроек» указано, что отопление домовладения производится от котла на твердом топливе Акватэн с электронасосом, горячее водоснабжение от электрического водонагревателя Ariston eco 100v, установлена электроплита - варочная панель Piano KRM 640C, духовка электрическая Gorenje.
Судом установлено, что в жилом доме истца отсутствует централизованное газоснабжение, дом не газифицирован. Жилой дом истца оборудован стационарной электроплитой для пищеприготовления, электронагревательными приборами. Оборудование жилого дома такой плитой, электроприборами не является самовольным. Истцом в установленном законом порядке были проведены работы по оборудованию своего жилого дома стационарной электроплитой, электрическим водонагревателем, установкой котла на твердом топливе для обогрева жилого помещения; составлены акты с АО «НЭСК-электросети» «Гулькевичиэлектросеть» об осуществлении технологического присоединения, о разграничении эксплуатационной ответственности сторон; внесены данные в технический паспорт об оборудовании жилого дома стационарной электроплитой, котлом и водонагревателем. Следовательно, в отношении истца возможно применение тарифа «население, проживающее в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками.
Суд считает, что требования истца о применения при начислении оплаты за электроэнергию его домовладения понижающего коэффициента 0,7 тарифа для населения, проживающего в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками являются обоснованными, законными, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Обязать АО «НЭСК Краснодарского края» филиал «Гулькевичиэнергосбыт» применить при начислении оплаты за электроэнергию для домовладения по адресу <адрес> понижающий коэффициент 0,7 тарифа для населения, проживающего в домах оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Гулькевичский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения суда, т.е. с 14.11.2017 г.
судья