ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1961/2017 от 23.01.2018 Североморского районного суда (Мурманская область)

Мотивированное решение изготовлено 23 января 2018 года

Дело № 2-52/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 января 2018 года

Североморский районный суд Мурманской области в составе

председательствующего судьи Петровой О.С.

при секретаре Бурлачко Ю.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО г.Североморск о перерасчете трудовой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2, действуя в интересах ФИО1, обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО г.Североморск Мурманской области (далее – УПФ РФ в ЗАТО г.Североморск) о перерасчете трудовой пенсии.

В обоснование заявленных требований указал, что истец является пенсионером, получающим досрочную трудовую пенсию по старости, назначенную ответчиком 06 февраля 2004 года в соответствии с пп.9 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» как лицу, имеющему необходимый специальный трудовой стаж (плавсостав) в районах Крайнего Севера.

17 и 18 апреля 2018 года истец обращался с заявлениями к ответчику по вопросу включения в специальный стаж неучтенных периодов работы и пересчёта пенсии.

Письмом от 24 июля 2017 года УПФ РФ в ЗАТО г.Североморск уведомило истца о вынесении распоряжения о перерасчёте пенсии. Размер пенсии пересчитан с 01 мая 2017 года и составил 17 626 руб.

При этом в льготный стаж (плавсостав) истца были засчитаны:

- период работы в должности реф.механика в сельскохозяйственном производственном кооперативе рыболовецкий колхоз «Мурман» (СПК РК «Мурман») с 20 ноября 1999 года по 25 марта 2000 года;

- период работы в должности реф.механика в сельскохозяйственном производственном кооперативе рыболовецкий колхоз «Северная звезда» с 03 июля 2000 года по 26 декабря 2000 года.

Не засчитаны в льготный стаж:

- период работы машинистом холодильных установок в войсковой части 2865 с 20 апреля 1994 года по 21 января 1996 года;

- период работы реф.механиком БИ-1419 «Олекминск» в товариществе с ограниченной ответственностью производственно-торговой фирме «Альбион» с 05 марта 1996 года по 19 октября 1996 года;

- период работы в должности реф.механика по контракту в обществе с ограниченной ответственностью «Тимур» с 14 июля 1997 года по 08 января 1998 года, с 03 июля 1998 года по 09 октября 1998 года.

В отношении периодов с 03 мая 1973 по 05 мая 1975 года (срочная служба в армии), с 09 марта 1983 по 09 мая 1983 года (обучение на факультете повышения квалификации), с 11 марта 1985 года по 11 мая 1985 года (обучение на факультете повышения квалификации) решение ответчиком принято не было.

С учетом изложенного истец просил признать незаконным отказ ответчика от 20 июня 2017 года включить спорные периоды работы в специальный трудовой стаж, обязать ответчика включить в специальный стаж истца спорные периоды работы, в том числе периоды, засчитанные ответчиком (с 20 ноября 1999 года по 25 марта 2000 года; с 03 июля 2000 года по 26 декабря 2000 года), с момента назначения пенсии с 06 февраля 2004 года и произвести перерасчёт пенсии.

В судебных заседаниях истец ФИО1 и его представитель ФИО2 поддержали заявленные требования, настаивали на их удовлетворении по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Указали, что в период с 03 мая 1973 года по 05 мая 1975 года истец проходил срочную службу в армии (2 года 2 дня). Действующее на момент службы истца правовое регулирование, а именно п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 № 590, приравнивало время службы в армии к работе, дающей право на льготное пенсионное обеспечение, если служба предшествовала такой работе или следовала за ней. Ссылаясь на то обстоятельство, что до и после призыва на срочную службу в армии истец работал на должностях плавсостава, полагали, что период службы в армии также должен быть включен в специальный трудовой стаж истца.

В периоды с 09 марта 1983 года по 09 мая 1983 года (2 месяца) и с 11 марта 1985 года по 11 мая 1985 года (2 месяца) истец проходил обучение на факультете повышения квалификации при МВИМУ им. Ленинского комсомола по специальности современные судовые холодильные машины и установки с отрывом от производства. В эти периоды истец получал заработную плату по месту работы. Согласно пп. «з» п.109 Постановления Совмина СССР от 03.08.1972 № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий», в общий стаж работы засчитывается также обучение на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации.

При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты «а» и «б») периоды, указанные подпункте «з», приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Так как после указанного периода обучения истец работал на должностях плавсостава, считали, что указанные периоды также подлежат включению в специальный стаж.

Не согласились с отказом ответчика во включении в стаж периода работы истца машинистом холодильных установок в войсковой части 2865 с 20 апреля 1994 года по 21 января 1996 года (1 год 9 мес. 1 день), поскольку согласно паспорту холодильника № 4532 от 20 июня 1983 года емкости холодильника, который обслуживал истец, были заполнены аммиаком. Иных холодильных установок у работодателя не имелось.

Также, по мнению истца и его представителя, ответчиком необоснованно не зачтен в стаж истца период с 05 марта 1996 года по 19 октября 1996 года (7 мес. 14 дней) - работа истца в должности реф.механика БИ-1419 «Олекминск» в товариществе с ограниченной ответственностью производственно-торговой фирме «Альбион» (далее по тексту - ТОО ПТФ «Альбион»), тогда как согласно справке с ТОО ПТФ «Альбион» от 16 июня 2004 года истец действительно работал в указанные периоды на корабле, судно эксплуатировалось исключительно в качестве морского рыболовного, по своему непосредственному назначению. При этом наименование должности истца соответствует наименованию должностей в иные периоды, засчитанные в специальный трудовой стаж (плавсостав). Данная должность также фиксировалась в паспорте моряка, выданном на имя истца в последующих периодах его трудовой деятельности.

Относительно периода работы истца с 14 июля 1997 по 08 января 1998 года (5 мес. 3 недели 4 дня) и периода с 03 июля 1998 года по 09 октября 1998 года (3 мес. 6 дней) указали, что истец работал в должности реф.механика по контракту в ООО «Тимур», что подтверждается архивными справками Мурманского бюджетного учреждения «Управление по обеспечению деятельности органов местного самоуправления города Мурманска (ММБУ «УОДОМС города Мурманска») №Т-6280 и Т-6281 от 16.12.2006, такая же информация имеется в паспорте моряка истца, в связи с чем полагали, что данные периоды подлежат зачислению в специальный трудовой стаж (плавсостав).

Привели довод о том, что истцу при назначении пенсии не было разъяснено право на представление дополнительных документов о стаже и такие документы не были самостоятельно затребованы ответчиком. Таким образом, полагали, что ответчик надлежащим образом не исполнил возложенную на него государственную функцию и по его вине имеющиеся у истца спорные периоды стажа не были зачтены в специальный стаж при обращении за назначением пенсии.

Просили признать незаконным отказ ответчика, отраженный в протоколе от 20 июня 2017 года, включить спорные периоды работы истца в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, обязать ответчика включить в специальный стаж истца спорные периоды работы, в том числе периоды, засчитанные ответчиком (с 20 ноября 1999 года по 25 марта 2000 года; с 03 июля 2000 года по 26 декабря 2000 года), с момента назначения пенсии с 06 февраля 2004 года и произвести перерасчёт пенсии.

Представитель ответчика ФИО3 в письменных возражениях и в судебных заседаниях возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Указала, что 06 февраля 2004 года ФИО1 Управлением ПФР в ЗАТО г. Североморске назначена досрочно трудовая пенсия по старости на основании пп. 9 п. 1 ст. 27 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ (далее - Закон № 173-ФЗ).

Истцу пенсия рассчитана по наиболее выгодному варианту - по п. 3 ст. 30 Закона № 173 – ФЗ с учетом общего трудового стажа в календарном исчислении.

Согласно п. 9 ст. 30 Закона № 173 – ФЗ конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, и застрахованных лиц, указанных в статье 27.1 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).

Пункт 9 ст. 30 Федерального закона № 173 – ФЗ был введен статьей 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»

В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под стажем на соответствующих видах работ понимается суммарная продолжительность периодов работы до 1 января 2002 года, определенная в пункте 1 статьи 27 и статье 27.1 настоящего Федерального закона (п.10 ст. 30 Закона № 173 – ФЗ).

При этом применяется порядок подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (п. 12 ст. 30 Закона № 173 - ФЗ).

Согласно ст. 23 Закона № 400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.

17 апреля 2017 года ФИО1 обратился с заявлениями о перерасчете размера страховой пенсии за периоды работы до 01 января 2015 года за счет изменения сумм расчетного пенсионного капитала. К заявлению были представлены документы: справка № 473 от 11 октября 2016 года, архивная справка № 6281 от 16 декабря 2016 года, архивная справка № 6280 от 16 декабря 2016 года, справка работодателя № 63 от 29 сентября 2016 года и документы об образовании.

18 апреля 2017 года ФИО1 вновь обратился с заявлением о перерасчете размера пенсии, приложив к заявлению справку о работе с 20 апреля 1994 года по 21 января 1996 года.

20 июля 2017 года на заседании Комиссии принято решение засчитать периоды работы в льготный стаж истца (плавсостав) по справкам № 63 от 29 сентября 2016 года, № 473 от 11 октября 2016 года, отказать в зачете периодов работы в льготный стаж по справке № 18 от 08 февраля 2016 года, справке от 10 июня 2004 года, справке от 16 декабря 2016 года № Т-6280, Т-6281.

С требованиями истца о признании данного решения незаконным Управление Пенсионного фонда не согласно по следующим основаниям.

Период срочной службы с 03 мая 1973 года по 05 мая 1975 года включен в страховой стаж истца в календарном исчислении (2 года 2 дня) и включению в плавсостав не подлежит, поскольку истец обратился за назначением пенсии в период действия нового законодательства, то есть не приобрел пенсионные права до введения нового правового регулирования. Полагала ошибочной ссылку стороны истца на п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 г. № 590, поскольку указанный документ применялся при назначении пенсии рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда, в горячих цехах и на предприятиях текстильной промышленности, а это Списки производств, цехов, профессий и должностей, утвержденные Советом Министров СССР № 1 и № 2, а не при назначении пенсии лицам, работающим в плавсоставе.

Указала, что периоды работы истца с 09 марта 1983 года по 09 мая 1983 года и с 11 марта 1985 года по 11 мая 1985 года (4 месяца) включены в страховой стаж, а не в стаж плавсостава, поскольку в справке, уточняющей особый характер работы, необходимый для назначения пенсии, выданной Карельским рыболовным флотом от 17 декабря 2003 года № 2736, отсутствуют сведения о сохранении истцу среднемесячного заработка в период повышения квалификации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В силу пункта 4 названных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно названным Правилам в стаж на соответствующих видах работ также включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности и периоды ежегодного основного и дополнительных оплачиваемых отпусков, т.е. периоды, когда отсутствует факт непосредственного выполнения функциональных обязанностей работником согласно занимаемой должности на основании трудового договора с работодателем абзац 2 пункта 5).

Таким образом, Правилами строго очерчен круг периодов, включаемых в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, наряду с работой, обусловленной выполнением трудовых обязанностей по характеру и условиям труда соответствующим занимаемой должности, на которую принят работник. Периоды нахождения на курсах в указанных Правилах не поименованы, с вытекающими отсюда правовыми последствиями в части включения названных периодов в стаж на соответствующих работ в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости.

Кроме того, согласно п. 9 Указаний Минсоцзащиты РФ от 20 апреля 1992 года N 1-28-У «О порядке применения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет» в специальный стаж наряду с периодами работы в плавсоставе судов морского и речного флота по перевозке пассажиров и грузов либо в составе флота рыбной промышленности по добыче и переработке рыбы и морепродуктов, а также на других работах во время рейса включаются некоторые периоды, непосредственно предшествовавшие или непосредственно следовавшие за такой работой. К предшествующим направлению экипажа судна для выполнения рейсового задания относятся оплачиваемый резерв и периоды, когда член экипажа используется по своей специальности на ремонтных и других работах, необходимых для отправки судна в рейс. К следующим за окончанием рейса относятся периоды: стоянки судна в порту под погрузочно-разгрузочными операциями, межрейсового технического обслуживания судна или его ремонта, нахождения членов экипажа по окончании рейса в основных и дополнительных отпусках, оплачиваемых резерве и отгулах, отпуске по беременности и родам, оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения установленного законодательством возраста, временной нетрудоспособности, нахождения в командировках, а также иные периоды, когда не требуется перевода на другую работу.

Спорный период работы с 20 апреля 1994 года по 21 января 1996 года в качестве машиниста холодильных установок включен в страховой стаж ФИО1 и в стаж в районе Крайнего Севера.

В соответствии с разделом XXXIII «Общие профессии», кодом позиции 23200000-14341 Списка № 2, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользуются машинисты холодильных установок, обслуживающие аммиачно-холодильные установки.

В справке № 18 от 08 февраля 2016 года не указано, что ФИО1 обслуживал аммиачно–холодильные установки, также в справке отсутствует основание выдачи справки и сведения о том, какими документами подтверждается льготный характер работы истца.

В соответствии с п. 22 Правил, утвержденных Постановлением Минтруда России от 17.11.2014 г. № 884н) территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, предоставлено право давать оценку содержащимся в них сведениям, правильности оформления документов, а также проверять в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений.

Управлением проведена камеральная проверка, в ходе которой установлено, что в спорный период по данным личной карточки формы Т-2 не усматриваются вредные условия труда, согласно лицевому счету к заработной плате надбавка за вредные условия труда не устанавливалась.

Кроме того, войсковой частью 77360 отозвана справка о льготном характере работы истца и представлена новая справка от 06 мая 2016 г. № 141 без указания вредных условий труда истца.

Согласно Приказу начальника 2865 военного склада, истец принят на должность машиниста холодильных установок с 20 апреля 1994 года, но допущен к самостоятельному обслуживанию холодильной установки только с 04 мая 1994, что подтверждается приказом № 147.

Поскольку истцом не представлены документы, подтверждающие работу по Списку 2, у Управления отсутствуют основания для включения этого периода в специальный стаж, а именно в Список 2.

Кроме того, данный спор о зачете этого периода работы уже рассматривался в Североморском районном суде, дело № 2-1873/2016. Производство по делу было прекращено, в связи с отказом истца от иска, о чем было вынесено определение суда от 28 июня 2016 года.

Привела довод о том, что согласно ст. 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете не допускается.

Период работы истца с 05 марта 1996 года по 19 октября 1996 года (7 мес. 14 дней) включен в страховой стаж и стаж в районе Крайнего Севера. Согласно справке от 10 июня 2004 года сведений о том, что он в данный период работал в плавсоставе, не имеется, отсутствуют сведения о судне.

Истцом документально не подтверждено, что его должность относится к плавсоставу, а суда, на которых он работал, не относятся к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения.

Период с 14 июля 1997 года по 08 января 1998 года (5 мес. 24 дн.) и период с 03 июля 1998 года по 09 октября 1998 года (3 мес. 6 дн.) включены в страховой стаж истца и стаж в районах Крайнего Севера.

Для назначения пенсии в связи с особыми условиями труда плавсоставу судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности достаточно уточняющей справки предприятия, что данная должность относятся к плавсоставу, а суда, на которых он работал, не относится к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения.

Основанием для выдачи справки является приказ (распоряжение) судовладельца о приписке флота, штатное расписание или схема должностных окладов. Порядок исчисления стажа работы (приложен в пункте 9 указаний).

Уточняющая справка за данный период работы истцом не представлена.

Таким образом, одной записи в трудовой книжке недостаточно для досрочного назначения пенсии.

Согласно части 4 статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации в трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе. Сведения о взысканиях в трудовую книжку не вносятся, за исключением случаев, когда дисциплинарным взысканием является увольнение (часть 4 статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации).

В трудовой книжке содержатся данные о периодах трудовой деятельности работника и занимаемых им должностях. Внесение в трудовую книжку сведений о характере выполняемой гражданином работы, ее выполнении в определенных условиях, в течение полного рабочего дня, законом не предусмотрено.

Согласно ч. 1 ст. 56, ч. 1 ст. 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

В целом, просила отказать в иске.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обозрев материалы гражданских дел № 2-1873/2016, 2-683/2017, суд находит исковые требования истца подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, а статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Основным принципом пенсионного обеспечения является установление пенсии в соответствии с результатом труда каждого гражданина на основании его трудового стажа и заработка.

Подпунктом 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Пунктом 2 статьи 27 указанного Федерального закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 № 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Пунктом 4 Правил установлено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно пункту 5 вышеназванных Правил в стаж, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Из приведенных положений следует, что определяющим основанием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда является работа в плавсоставе судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности, за исключением судов, указанных в подпункте 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 № 173-ФЗ, независимо от вида выполняемых работниками работ, наименования профессий и должностей, ведомственной принадлежности судов, а также организационно-правовой формы и формы собственности судовладельца.

Аналогичные положения содержались и в ранее действовавшем пенсионном законодательстве - в подпункте "и" пункта 1 статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

Согласно пункту 6.3 Указаний Министерства социальной защиты населения РСФСР от 20 апреля 1992 N 1-28-У "О порядке применения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", для решения вопроса о праве на назначение пенсии в соответствии с пунктом "и" статьи 12 Закона от 20.11.1990 плавсоставу судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности (кроме судов портовых, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных, разъездных, пригородного внутригородского сообщения) также не требуется перечня соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом выполнения которых пенсия назначается в связи с особыми условиями труда. Для назначения пенсии в связи с особыми условиями труда плавсоставу судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности достаточно уточняющей справки предприятия, что данная должность относятся к плавсоставу, а суда, на которых он работал, не относятся к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения. Основанием для выдачи справки является приказ (распоряжение) судовладельца о приписке флота, штатное расписание или схема должностных окладов. Порядок исчисления стажа работы (приложен в пункте 9 указаний).

Таким образом, при оценке пенсионных прав для назначения пенсии в связи с особыми условиями труда правовое значение имеет время работы лица в составе членов экипажей судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности, занятых на перевозках грузов, пассажиров, добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приеме готовой продукции на промысле и других работах, а также документальное подтверждение постоянной занятости в качестве плавающего состава судна.

Судом установлено, что 06 февраля 2004 года ФИО1, *** рождения, досрочно назначена трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

17 апреля 2017 года ФИО1 обратился с заявлениями о перерасчете размера страховой пенсии за периоды работы до 01 января 2015 года за счет изменения сумм расчетного пенсионного капитала. К заявлению были представлены документы: справка № 473 от 11 октября 2016 года, архивная справка № 6281 от 16 декабря 2016 года, архивная справка № 6280 от 16 декабря 2016 года, справка работодателя № 63 от 29 сентября 2016 года и документы об образовании.

18 апреля 2017 года ФИО1 вновь обратился с заявлением о перерасчете размера пенсии, приложив к заявлению справку о работе с 20 апреля 1994 года по 21 января 1996 года.

Письмом от 24 июля 2017 года УПФ РФ в ЗАТО г.Североморск уведомило истца о вынесении распоряжения о перерасчёте пенсии. Размер пенсии пересчитан с 01 мая 2017 года и составил 17 626 руб.

При этом в льготный стаж (плавсостав) истца согласно протоколу Комиссии от 20 июля 2017 года засчитаны:

- период работы в должности реф.механика в сельскохозяйственном производственном кооперативе рыболовецкий колхоз «Мурман» (СПК РК «Мурман») с 20 ноября 1999 года по 25 марта 2000 года;

- период работы в должности реф.механика в сельскохозяйственном производственном кооперативе рыболовецкий колхоз «Северная звезда» с 03 июля 2000 года по 26 декабря 2000 года.

Не засчитаны в льготный стаж:

- период работы мастером холодильных установок в войсковой части 2865 с 20 апреля 1994 года по 21 января 1996 года;

- период работы реф.механиком БИ-1419 «Олекминск» в товариществе с ограниченной ответственностью производственно-торговой фирме «Альбион» с 05 марта 1996 года по 19 октября 1996 года;

- период работы в должности реф.механика по контракту в обществе с ограниченной ответственностью «Тимур» с 14 июля 1997 года по 08 января 1998 года, с 03 июля 1998 года по 09 октября 1998 года.

В отношении периодов с 03 мая 1973 по 05 мая 1975 года (срочная служба в армии), с 09 марта 1983 по 09 мая 1983 года (обучение на факультете повышения квалификации), с 11 марта 1985 года по 11 мая 1985 года (обучение на факультете повышения квалификации) решение ответчиком принято не было.

По мнению суда, решение ответчика об отказе истцу во включении указанных периодов в специальный стаж является незаконным и необоснованным.

Так, согласно представленным суду документам в период с 03 мая 1975 года по 05 мая 1975 года истец проходил срочную службу в армии, с 09 марта 1983 по 09 мая 1983 года и с 11 марта 1985 года по 11 мая 1985 года истец проходил обучение на факультете повышения квалификации при МВИМУ им. Ленинского комсомола по специальности современные судовые холодильные машины и установки с отрывом от производства.

Однако ответчик не согласился включить период службы в армии и повышения квалификации в специальный трудовой стаж, полагая, что истец приобрел пенсионные права после введения нового правового регулирования, так как обратился за назначением трудовой пенсии в период действия законодательства, не предусматривающего включения периода службы в армии и курсов повышения квалификации в специальный стаж.

Вместе с тем положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Принимая во внимание указанную правовую позицию, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц. При разрешении настоящего спора следует учитывать, что в спорный период времени (с 03 августа 1972 года) действовало "Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года № 590.

Названным Положением предусмотрено, что при назначении на льготных условиях или в льготном размере пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, период службы в составе Вооруженных Сил СССР приравнивался по выбору обратившего за пенсией либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода, а периоды курсов повышения квалификации – к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Поскольку периоды службы истца в рядах Советской Армии и прохождения им курсов повышения квалификации имели место до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий, то они подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права, иное толкование противоречило бы положениям ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19, ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации и правовой позиции, изложенной в Постановлениях Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-п и от 24 мая 2001 года № 8-П, а также в Определении Конституционного Суда РФ от 05 ноября 2002 года № 320-О.

После периода службы по призыву в рядах Советской Армии и после указанного периода обучения истец работал на должностях плавсостава, что не оспаривается ответчиком и подтверждается расчетом специального трудового стажа истца, в период прохождения курсов повышения квалификации истец сохранял среднюю заработную плату, о чем свидетельствует представленная им в материалы дела справка о заработной плате ОАО «Карелрыбфлот», в связи с чем приведенные обстоятельства и положения указанных выше правовых норм дают основания для включения в специальный стаж на соответствующих видах работ истца периода его службы в Советской Армии с 03 мая 1975 года по 05 мая 1975 года и периодов прохождения курсов повышения квалификации с 09 марта 1983 по 09 мая 1983 года и с 11 марта 1985 года по 11 мая 1985 года.

Доводы представителя ответчика о том, что пенсия была назначена истцу по заявленному им основанию - подпункту 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ как работнику плавсостава, а не как лицу, работающему в тяжелых условиях, по соответствующим Спискам, суд признает несостоятельными, поскольку Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 № 516, при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, предусмотрено суммирования периодов работы с тяжелыми условиями труда и периодов работы в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения).

Суд также полагает необходимым включить в специальный стаж истца период его работы машинистом холодильных установок в войсковой части 2865.

Отказывая во включении данного стажа в специальный стаж работы истца, ответчик сослался на то, что в предоставленной справке № 18 от 08 февраля 2016 года отсутствуют сведения о том, что истец обслуживал аммиачно-холодильные установки, а также не указано основание выдачи справки и неизвестно, какими документами подтверждается льготный характер работы истца. Кроме того, впоследствии данная справка отозвана и предоставлена новая справка от 06 мая 2016 года № 141, в которой не имеется указания на работу истца во вредных условиях труда.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 16 июля 2014 № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются: Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10; Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173, - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992.

В Списке № 2 Производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах утвержденного Постановлением Совмина СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 в разделе XXXII "Общие профессии" указана должность машинист (мотористы, компрессорщики), обслуживающие аммиачно-холодильные установки в промышленности и на транспорте.

Согласно трудовой книжке истца за указанный спорный период значится запись о том, что ФИО1 принят на должность машиниста холодильных установок на основании приказа № 140 от 21 апреля 1994 года.

Таким образом, условием отнесения работы машиниста холодильных установок к льготному стажу является обслуживание аммиачно-холодильных установок.

Согласно паспорту холодильника № 4532 от 20 июня 1983 года, емкости холодильника, который обслуживал истец, были заполнены аммиаком. При этом по сведениям работодателя, имеющимся в материалах дела, иных холодильных установок у работодателя ни в то время, ни в настоящий момент не имеется, истец работал в течение полного рабочего дня без отпусков без сохранения заработной платы.

Отсутствие по вине работодателя сведений об особых условиях труда в спорные периоды работы истца не может повлечь для истца неблагоприятных последствий в виде отказа во включении оспариваемых периодов работы в льготный стаж, поскольку обязанность указывать сведения льготного характера труда лежит на работодателе. При выполнении работы истец подвергался неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда, с наличием которых законодатель связывает возникновение права на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением деятельности машиниста холодильных установок, обслуживающего аммиачно-холодильные установки.

Доводы ответчика о том, что правовых оснований для обращения истца с требованиями о зачете указанного периода в специальный стаж не имеется, поскольку аналогичный спор рассматривался в Североморском районном суде Мурманской области и производство по делу было прекращено в связи с отказом истца от иска, суд находит несостоятельными.

Как следует из материалов гражданского дела № 2-1873/2016 по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО г. Североморск о перерасчете пенсии, истец действительно ранее (01 июня 2016 года) уже обращался с требованиями к ответчику о зачете периодов службы в армии и работы машинистом холодильных установок. Вместе с тем, поскольку на момент рассмотрения дела истец не обратился в пенсионный фонд с приложением всех необходимых документов, производство по делу было прекращено в связи с намерением истца представить ответчику вместе с заявлением доказательства, обосновывающие его требования о включении спорных периодов.

При таких данных обращение истца с иском с аналогичными требованиями в 2017 году, уже после рассмотрения пенсионным органом представленных ФИО1 документов, не может быть расценено как повторное обращение по тем же основаниям, что были установлены при рассмотрении гражданского дела № 2-1873/2016 в 2016 году.

Также, по мнению суда, ответчиком необоснованно не зачтены в стаж истца периоды его работы в должности реф.механика БИ-1419 «Олекминск» в ТОО ПТФ «Альбион» с 05 марта 1996 года по 19 октября 1996 года и работы в должности реф.механика МИ-1456 «Створ» в ООО «Тимур» с 14 июля 1997 по 08 января 1998 года, поскольку согласно справке ТОО ПТФ «Альбион» от 16 июня 2004 года и справке Мурманского бюджетного учреждения «Управление по обеспечению деятельности органов местного самоуправления города Мурманска (ММБУ «УОДОМС города Мурманска») №Т-6280 истец действительно работал в указанные периоды на суднах, которые эксплуатировались исключительно в качестве морских рыболовных, по своему непосредственному назначению. Учитывая то обстоятельство, что в спорные периоды истец находился в море в должности реф.механика, что подтверждается архивной справкой филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Администрация морских портов Западной Арктики» в морском порту Мурманск от 19 апреля 2017 года, принимая во внимание, что должность истца относится к плавсоставу, работа по должности истцом выполнялась в течение полного рабочего дня, суд приходит к выводу о том, что приведенные доказательства в их совокупности позволяют сделать вывод, что истец приобрел право на перерасчет трудовой пенсии с учетом оспариваемого периода работы.

Что же касается периода работы истца с 03 июля 1998 года по 09 октября 1998 года в должности реф.механика по контракту в ООО «Тимур», то суд учитывает что в архивной справке филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Администрация морских портов Западной Арктики» в морском порту Мурманск от 19 апреля 2017 года сведений, подтверждающих плавание ФИО1 в период с 03 июля 1998 года по 09.10.1998 года в составе экипажа МИ-1456 «Створ» в архиве судовых ролей по данному судну, не имеется. Вместе с тем согласно архивной справке Мурманского бюджетного учреждения «Управление по обеспечению деятельности органов местного самоуправления города Мурманска (ММБУ «УОДОМС города Мурманска») №Т-6281 от 16 декабря 2006 года в документах архивного фонда ООО «Тимур» имеются сведения о том, что истец работал реф.механиком МИ-1456 «Створ», такая же информация имеется в паспорте моряка истца.

В указанных справках также содержится информация, что сведений об отвлечении истца от основной работы в документах по личному составу за указанный период не имеется, истец получал зарплату за указанные периоды, а также начисления «за рыбу».

Оснований не доверять указанным документом у суда не имеется, в связи с чем суд находит доказанным то обстоятельство, что истец в указанный период также работал в плавсоставе на судне морского рыболовства, и, следовательно, названный период подлежит зачислению в специальный трудовой стаж (плавсостав).

Учитывая вышеизложенное, суд признает незаконным отказ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО г.Североморск Мурманской области, отраженный в протоколе Комиссии от 20 июня 2017 года, во включении в специальный стаж истца спорных периодов и возлагает на ответчика обязанность включить в специальный трудовой стаж истца период срочной службы в армии с 03 мая 1973 года по 05 мая 1975 года, а также периоды его работы машинистом холодильных установок в войсковой части 2865 с 20 апреля 1994 года по 21 января 1996 года, в должности реф.механика БИ-1419 «Олекминск» в ТОО ПТФ «Альбион» с 05 марта 1996 года по 19 октября 1996 года, в должности реф.механика в ООО «Тимур» с 14 июля 1997 года по 08 января 1998 года и с 03 июля 1998 года по 09 октября 1998 года.

Вместе с тем суд не находит правовых оснований для возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет пенсии истца с момента ее назначения – с 06 февраля 2004 года по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

Согласно части 2 статьи 18 названного Федерального закона, перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, ее назначения и перерасчета размера указанной пенсии, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты этой пенсии, ведения пенсионной документации, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 20 Закона установлено, что перерасчет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения.

Заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя (часть 2 статьи 20). Согласно части 2 статьи 23 Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости), не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

Из анализа указанных положений закона следует, что перерасчет пенсии в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" возможен только на основании заявления получателя пенсии, к которому приложены все необходимые для этого документы. День и период перерасчета пенсии определяется в зависимости от даты приема заявления со всеми необходимыми документами, подтверждающими наличие основания для проведения перерасчета, и наличия вины органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, в несвоевременной выплате пенсионеру причитающихся сумм.

Как следует из материалов дела, ФИО1 обращался с заявлениями о перерасчете пенсии с учетом спорных периодов и приложением соответствующих документов 17 и 18 апреля 2017 года. До указанного времени в распоряжении пенсионного фонда всех необходимых документов, подтверждающих наличие оснований для проведения перерасчета пенсии с учетов периодов курсов повышения квалификации, работы истца в должностях машиниста холодильных установок и реф.механика в ТОО ПТФ «Альбион» и ООО «Тимур» не имелось.

Так, истцом при обращении по вопросу назначения пенсии не были представлены в пенсионный орган сведения о выплате в период прохождения курсов повышения квалификации средней заработной платы, что является основанием для зачисления указанного периода в специальный стаж, а также доказательства того, что суда БИ-1419 «Олекминск» и МИ-1456 «Створ» не относились к портовым судам, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным и разъездным судам, судам пригородного и внутригородского сообщения.

Обязанность проверить указанные сведения возникла у пенсионного органа лишь с момента обращения истца с заявлением о перерасчете пенсии.

При таких обстоятельствах суд, учитывая, что обращение за назначением и перерасчетом пенсии носит заявительный характер, вины пенсионного органа в отказе в перерасчете пенсии истца при отсутствии необходимых для перерасчета документов, обязанность представления которых лежала на истце, не установлено, доказательств обратного стороной истца не представлено, суд обязывает ответчика произвести перерасчет пенсии ФИО1 с учетом периодов прохождения им курсов повышения квалификации и работы в должностях машиниста холодильных и реф.механика в ТОО ПТФ «Альбион» и ООО «Тимур» с первого числа месяца, следующего за его обращением с заявлением о перерасчете, то есть с 01 мая 2017 года.

По этим же основаниям суд отказывает истцу в удовлетворении его требований о перерасчете пенсии с момента назначения с учетом периодов, включенных пенсионным органом на основании протокола Комиссии от 20 июля 2017 года: периода работы в должности реф.механика СПК РК «Мурман» с 20 ноября 1999 года по 25 марта 2000 года и периода работы в должности реф.механика в сельскохозяйственном производственном кооперативе рыболовецкий колхоз «Северная звезда» с 03 июля 2000 года по 26 декабря 2000 года.

Так, с заявлением о перерасчете пенсии с учетом указанных периодов истец обратился 17 апреля 2017 года, документы, подтверждающие основание для перерасчета, представил только вместе с названным заявлением.

Вместе с тем из материалов пенсионного дела видно и ответчиком не оспорено то обстоятельство, что пенсионный орган на момент назначения истцу пенсии, а также на 01 января 2010 года обладал сведениями о прохождении истцом военной службы по призыву с 03 мая 1973 года по 05 мая 1975 года, поэтому пенсионный орган обязан был произвести преобразование пенсионных прав истца в расчетный пенсионный капитал с использованием стажа на соответствующих видах работ с учетом валоризации с 01 января 2010 года в связи с вступлением в силу Федерального закона от 24 июля 2009 года № 213-ФЗ. До вступления указанного закона в силу включение периода срочной службы в специальный стаж истца правового значения для размера пенсии истца не имело, в связи с чем суд возлагает на ответчика обязанность произвести перерасчет пенсии истца с учетом периода службы в армии с 01 января 2010 года, отказывая тем самым истцу в удовлетворении его требования о перерасчете пенсии с учетом спорного периода с момента ее назначения.

Таким образом, на основании вышеизложенного, оценив все обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в совокупности, суд удовлетворяет исковые требования частично.

Суд рассматривает спор на основании представленных сторонами доказательств, с учетом ст. 56 ГПК РФ и в пределах заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО г. Североморске о перерасчете пенсии удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО г. Североморске (протокол от 20 июля 2017 года) об отказе во включении в специальный трудовой стаж ФИО1 периодов трудовой деятельности с 20 апреля 1994 года по 21 января 1996 года, с 05 марта 1996 года по 19 октября 1996 года, с 14 июля 1997 года по 08 января 1998 года, с 03 июля 1998 года по 09 октября 1998 года.

Обязать Государственное Учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО г. Североморск включить в специальный трудовой стаж ФИО1 период службы в армии с 03 мая 1973 года по 05 мая 1975 года и произвести перерасчет пенсии ФИО1 с учетом указанного периода с 01 января 2010 года.

Обязать Государственное Учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО г. Североморск включить в специальный трудовой стаж ФИО1 периоды обучения на факультете повышения квалификации с 09 марта 1983 года по 09 мая 1983 года и с 11 марта 1985 года по 11 мая 1985 года, период работы мастером холодильных установок с 20 апреля 1994 года по 21 января 1996 года, период работы в должности реф.механика БИ-1419 «Олекминск» в товариществе с ограниченной ответственностью производственно-торговой фирме «Альбион» с 05 марта 1996 года по 19 октября 1996 года, период работы в должности реф.механика в обществе с ограниченной ответственностью «Тимур» с 14 июля 1997 года по 08 января 1998 года, с 03 июля 1998 года по 09 октября 1998 года и произвести перерасчет пенсии ФИО1 с учетом указанных периодов с 01 мая 2017 года.

В удовлетворении требований ФИО1 о перерасчете пенсии с учетом включенных период с момента назначения пенсии отказать.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Североморский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий О.С. Петрова