ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1962/19 от 10.02.2020 Нерюнгринского городского суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2-255/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Нерюнгри 10 февраля 2020 года

Нерюнгринский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ткачева В.Г., при секретаре ФИО2, с участием представителя истца ФИО4, действующей на основании ордера, представителя ответчика ФИО3, действующей на основании приказа о назначении на должность, представителя третьих лиц ФИО5, действующей на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к муниципальному учреждению дополнительного образования Детско-юношеская спортивная школа «Триумф» о взыскании надбавки к окладу за присвоение нагрудного знака, об обязании производить ежемесячное начисление и выплату надбавки к окладу,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к МУО Детско-юношеская спортивная школа «Триумф», указав, что с ДД.ММ.ГГГГ истец состоит в трудовых отношениях с ответчиком в должности <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ в честь празднования «Дня учителя» истцу был вручен нагрудный знак <данные изъяты> и удостоверение , из которого следовало, что ФИО1 награжден знаком отличия на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ. Полагая, что присвоение знака отличия <данные изъяты> влечет за собой возникновения права на получение надбавки к окладу и соответствующие выплаты, ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к работодателю с заявлением, в котором просил разъяснить, по какой причине не выплачивается надбавка за присвоенный знак. По мнению работодателя, такая надбавка ФИО1 не положена, с чем истец не согласен. На основании изложенного, просит суд взыскать с МУО ДЮСШ «Триумф» <адрес> 10% надбавку к окладу за присвоение нагрудного знака <данные изъяты> Республики Саха (Якутия) с применением районного коэффициента и процентных надбавок, начиная с ДД.ММ.ГГГГ и до дня присуждения ее судом; обязать ответчика установить 10% надбавку к окладу за присвоение нагрудного знака <данные изъяты> и производить соответствующие выплаты; обязать ответчика сделать отметку в трудовой книжке о награждении наградным знаком <данные изъяты> с указанием номера и даты решения коллегии о награждении.

Определением Нерюнгринского городского суда РС(Я) от ДД.ММ.ГГГГ производство по гражданскому делу по исковому заявлению ФИО1 к МУО ДЮСШ «Триумф» было прекращено в части требований о внесении записи в трудовую книжку о награждении наградным знаком <данные изъяты>» в связи с отказом истца от данного требования.

При рассмотрении гражданского дела истцом также уточнено требование о взыскании с ответчика денежных средств, и ФИО1 просит взыскать с МУО ДЮСШ «Триумф» 10% надбавку к окладу за присвоение нагрудного знака <данные изъяты> Республики Саха (Якутия) с применением районного коэффициента и процентных надбавок, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 68 459,33 руб.

Истец ФИО1 о времени и месте судебного заседания извещён, ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель истца ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика ФИО3 в судебном заседании с иском ФИО1 не согласился, просил отказать.

Представитель третьих лиц АМО «<адрес>» и МКУ «Управление образования <адрес>» ФИО5 в судебном заседании выразила согласие с позицией ответчика.

Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы гражданского дела, приходит к следующему.

Согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 принят на работу на должность <данные изъяты>

На основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ совместной коллегии Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) и Президиума Якутского рескома профсоюза работников образования ФИО1 награжден нагрудным знаком <данные изъяты>

Истец полагает, что награждение указанным нагрудным знаком влечет для за собой возникновение у него права на получение по месту основной работы соответствующих доплат, предусмотренных нормативно-правовыми актами Республики Саха (Якутия). В связи с этим, просит возложить на работодателя обязанность по осуществлению таких доплат.

Таким образом, истец настаивает на том, что работодатель должен производить ему выплату стимулирующего характера, однако данную обязанность ответчик неправомерно не исполняет.

Однако суд с данной позицией истца не соглашается в связи со следующим.

Так, в соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно части 1 статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 ТК РФ).

Части 5 и 6 статьи 135 ТК РФ закрепляют, что условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В период спорных отношений система оплаты труда МУО ДЮСШ «Триумф» была урегулирована Положением об оплате труда работников МУО ДЮСШ «Триумф», утвержденным ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая, что МУО ДЮСШ «Триумф» является муниципальным учреждением, полностью финансируемым из бюджета муниципального образования «<адрес>», вышеуказанное Положение об оплате труда работников от ДД.ММ.ГГГГ было разработано и утверждено на основании и в соответствии с Положением об оплате труда работников муниципальных учреждений системы образования <адрес>, утвержденным постановлением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ.

В свою очередь Положение об оплате труда работников муниципальных учреждений системы образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было разработано на основании рекомендаций, содержащихся в пункте 3 приказа Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положения об оплате труда работников государственных учреждений, подведомственных министерству образования и науки <адрес> (Якутия)».

Согласно пункту 1.3 Положения об оплате труда работников МУО ДЮСШ «Триумф» от ДД.ММ.ГГГГ данное Положение включает в себя: 1) размеры должностных окладов по профессиональным квалификационным группам; 2) виды, критерии установления и размеры выплат компенсационного характера и стимулирующего характера (за счет всех источников финансирования); 3) выплаты за работу в условия, отклоняющихся от нормальных; 4) условия оплаты труда руководителей учреждений, заместителей руководителя; 5) другие вопросы оплаты труда.

Указанный перечень вопросов, урегулированных Положением об оплате труда работников МУО ДЮСШ «Триумф» от ДД.ММ.ГГГГ, содержится в разделе «Общие положения» и предполагает, что условия оплаты труда руководителя учреждения, заместителей руководителя имеют особый характер, в связи с чем подлежат отдельному специальному урегулированию.

Так, вышеуказанное Положение в своем составе имеет Раздел 6 «Условия оплаты труда руководителя учреждения, заместителей руководителя».

При этом пункт 6.1 данного раздела Положения об оплате труда работников МУО ДЮСШ «Триумф» от ДД.ММ.ГГГГ предусматривает, что заработная плата руководителя учреждения, заместителей руководителя состоит из должностного оклада, выплат компенсационного характера и премий.

Указанный пункт локального нормативного акта носит специальный характер по отношению к общим правилам, закрепленным в иных положениях локального акта. Из содержания данного пункта однозначно и недвусмысленно следует, что выплаты стимулирующего характера, кроме выплаты премии, руководителю учреждения и его заместителям не производятся.

Остальные пункты раздела 6 «Условия оплаты труда руководителя учреждения, заместителей руководителя» также не предусматривают обязанности работодателя производить руководителю учреждения и его заместителям выплаты стимулирующего характера, кроме премии. Не содержат такой обязанности и иные разделы Положения об оплате труда.

Трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между истцом и ответчиком, а также дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору также не предусматривают обязанность работодателя по осуществлению выплаты стимулирующего характера.

Следовательно, требования истца о возложении на ответчика обязанности по осуществлению ФИО1 доплаты в связи с награждением наградным знаком <данные изъяты> являются необоснованными, так как данная выплата не предусмотрена системой оплаты труда, действующей у работодателя.

При этом доводы стороны истца о том, что обязанность ответчика по осуществлению указанной доплаты обусловлена не самим Положением об оплате труда, а прямым указанием, содержащимся в Законе Республики Саха (Якутия) от 14.06.1995 З N 67-I «Об учителе», судом не принимаются в связи со следующим.

Так, в соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Вопросы образования на федеральном уровне урегулированы вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

При этом в соответствии с частью 4 статьи 22 указанного Федерального закона образовательная организация в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной.

Преамбула к Закону Республики Саха (Якутия) «Об учителе» устанавливает, что настоящий закон определяет общественное положение, права и обязанности учителя государственных образовательных организаций, основные принципы осуществления педагогической деятельности в Республике Саха (Якутия) и устанавливает основные направления государственной политики по поддержке профессии учителя (педагога).

Согласно статье 1 Закона Республики Саха (Якутия) «Об учителе» субъектом правоотношений настоящего закона признается лицо, принятое на работу в качестве руководителя, учителя-педагога (в дальнейшем - учитель) в государственную образовательную организацию: а) государственные общеобразовательные школы; б) государственные дошкольные и внешкольные образовательные организации; в) государственные научно-исследовательские и методические организации, осуществляющие образовательный процесс; г) государственные педагогические профессиональные образовательные организации.

Таким образом, в силу прямого указания, содержащегося в Законе Республики Саха (Якутия) «Об учителе», данный нормативно-правовой акт распространяется только на государственные образовательные учреждения, то есть только те, которые созданы органами государственной власти Республики Саха (Якутия) «Об учителе».

Между тем, ответчик МУО ДЮСШ «Триумф» является муниципальным образовательным учреждением, созданным Администрацией муниципального образования «<адрес>», а, следовательно, нормы, содержащиеся в Законе Республики Саха (Якутия) «Об учителе», не распространяются на данной образовательное учреждение.

При таких обстоятельствах основания для удовлетворения заявленных истцом исковых требований в рассматриваемой ситуации отсутствуют.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении искового заявления отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Нерюнгринский городской суд Республики Саха (Якутия).

Судья В.Г. Ткачев

Решение в окончательной форме принято 17 февраля 2020 года.