УИД 61RS0020-01-2020-003938-23
Дело № 2-94/2021 (2-1962/2020)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 января 2021 года г. Новошахтинск
Новошахтинский районный суд Ростовской области
в составе:
председательствующего судьи Меликяна С.В.,
при секретаре Платоновой Т.Ю.,
с участием:
истца ФИО1,
представителя истца в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ ФИО2,
представителя ответчика по доверенности ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, действующей в своих интересах, и интересах несовершеннолетней ФИО4, ФИО5, ФИО6, действующей в своих интересах, а также интересах несовершеннолетнего ФИО7, к Администрации города Новошахтинска Ростовской области об обязании заключить договор на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд с исковым заявлением к ответчику, в котором после уточнения требований просят обязать Администрацию города Новошахтинска включить ФИО1, ФИО4, ФИО5, ФИО6 и ФИО7 в списки (список) расчета предоставляемых субсидий в 2021 году и заключить с ними договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке по форме, установленной Министерством энергетики РФ, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, в срок до 31.12.2021.
В обоснование заявленных требований указали, что они зарегистрированы и проживают в жилом доме по адресу: <адрес>. Жилой дом по адресу: <адрес> признан ветхим, а граждане, зарегистрированные в нем, включены в дополнительный список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилого фонда, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированной шахтой «Соколовская» ОАО «Ростовуголь» непригодными для проживания по критериям безопасности. Семья истцов из пяти человек включена в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, список утвержден протоколом Министерства энергетики РФ №.... пр. от 27.09.2016.
18.09.2020 ФИО1 обратилась письменно к ответчику с просьбой заключить договор в 2020 г. или 2021 г. Из полученного ответа Администрации города Новошахтинска от 14.10.2020 №.... следовало, что списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и расчёта размера предоставляемых в 2020 году социальных выплат для приобретения жилья в соответствии с Правилами на предусмотренный в 2020 году муниципальному образованию «Город Новошахтинск» объем средств сформированы. Рассмотрение вопроса о включении истцов в список расчета размера предоставляемых социальных выплат для приобретения жилья в соответствии с Правилами и заключение договора на предоставление социальной выплаты возможно при наличии 2020 году средств, предусмотренных для реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в объеме достаточном для реализации прав граждан, включенных в списки граждан подлежащих переселению.
В соответствии с п. 2.6. Положения о порядке оказания содействия переселяемым из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированными шахтами города непригодным для проживания по критериям безопасности, гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, утвержденного решением Новошахтинской городской Думы от 05.02.2013 № 403 (ред. от 03.11.2015, с изм. от 12.05.2017), ежегодно управление жилищной политики с целью установления объема денежных средств, подлежащих направлению гражданами по способам приобретения жилья (первичный рынок жилья, вторичный рынок, участие в долевом строительстве, исполнение решений суда, вступивших в законную силу), проводит анализ информационных карт, поступивших от граждан в Администрацию города, и в срок до 1 марта текущего года предоставляет Рабочей комиссии сведения об объемах средств, необходимых для переселения обратившихся граждан.
В настоящее время дом истцов уже фактически разрушен, несмотря на то, что они ухаживали за домом, постоянно штукатурили и замазывали трещины, он продолжал разваливаться. Сейчас остались только стены. Семье истцов приходится снимать дом. Большая часть их зарплаты уходит на оплаты за аренду и коммунальные услуги.
Считают, что Администрация города Новошахтинска уклоняется от заключения с ними договора на предоставления социальной выплаты для покупки жилья на вторичном рынке, ссылаясь на отсутствие финансирования.
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить.
Истцы ФИО5, ФИО6, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие с участием представителя ФИО2 Дело рассмотрено в отсутствие указанных истцов в порядке ст. 167 ГПК РФ.
В судебном заседании представитель истцов в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ ФИО2 исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям. Дополнительно пояснил, что дом разрушен, на фото имеются только остатки стен.
Представитель ответчика Администрации г. Новошахтинска по доверенности ФИО3 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных требований. Пояснила, что Администрация не нарушала прав истцов. Указывает, что истцы не относятся к льготной категории, а также на недостаточное финансирование программы по переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ. Полагает, что истцам не отказано в предоставлении социальной выплаты, при наступлении их очереди и при наличии денежных средств договор о предоставлении социальной выплаты будет заключен.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 840 утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования, среди которых предусмотрены мероприятия по реализации программ местного развития, в частности, снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и содействие гражданам в приобретении жилья взамен указанного сносимого ветхого жилья (п. 8).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 N 428 "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков", утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, в соответствии с которыми администрация оказывает содействие для приобретения жилья гражданам, подлежащим переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности. Данного рода содействие осуществляется в виде предоставления социальных выплат.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 N 428 "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков" администрация оказывает содействие гражданам, переселяемым из ветхого жилья, в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого путем предоставления социальных выплат, социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Минэнерго России, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов (п.п. 5, 8 Правил).
Орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации (п. 12 Правил).
Согласно Положению о порядке оказания содействия переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, утвержденного решением Новошахтинской городской Думы № 403 от 05.02.2013, установление очередности предоставления социальных выплат (с учетом случаев проживания граждан в домах, из которых переселена большая часть жителей, с учетом причастности граждан к льготной категории, установленной федеральным и областным законодательством, а также с учетом необходимости переселения граждан, включенных в основные списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированными шахтами города) является правом Администрации города - получателя бюджетных средств.
Вопрос об очередности предоставления гражданам социальных выплат подлежит коллегиальному рассмотрению рабочей комиссией при Администрации города, уполномоченной на рассмотрение вопросов, возникающих в рамках оказания гражданам содействия в переселении из ветхого жилья.
Из материалов дела следует, что истцы зарегистрированы в <адрес> в г. Новошахтинске Ростовской области.
Данное жилое помещение признано непригодным для постоянного проживания. Семья истцов в составе 5 человек были включены в дополнительный список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилого фонда, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированной шахтой «Соколовская» ОАО «Ростовуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности, под ТЭО №...., который был утвержден протоколом №.... от 27.09.2016.
Из материалов дела следует, что истец ФИО1 18.09.2020 обратилась к ответчику с заявлением о ее включении в списки на финансирование в 2020 году и заключении с ней договора о предоставлении социальной выплаты, однако на ее имя 14.10.2020 за №.... заместителем Главы Администрации г. Новошахтинска М.О.А. был направлен ответ о том, что денежные средства федерального бюджета, выделенные муниципальному образованию «Город Новошахтинск» на реализацию мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, распределены в полном объеме. Рассмотрение вопроса о включении истцов в список расчета размера предоставляемых социальных выплат для приобретения жилья и заключение договора на предоставление социальной выплаты возможно при наличии средств федерального бюджета на реализацию мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам.
Суд полагает действия ответчика не соответствующими закону и нарушающими права истца на переселение из непригодного для проживания жилого помещения по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2.6. Положения о порядке оказания содействия переселяемым из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированными шахтами города непригодным для проживания по критериям безопасности, гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, утвержденного решением Новошахтинской городской Думы от 05.02.2013 № 403, ежегодно управление жилищной политики с целью установления объема денежных средств, подлежащих направлению гражданами по способам приобретения жилья (первичный рынок жилья, вторичный рынок, участие в долевом строительстве, исполнение решений суда, вступивших в законную силу), проводит анализ информационных карт, поступивших от граждан в Администрацию города, и в срок до 1 марта текущего года предоставляет Рабочей комиссии сведения об объемах средств, необходимых для переселения обратившихся граждан.
Согласно п. 1.5 Положения установление очередности предоставления социальных выплат (с учетом случаев проживания граждан в домах, из которых переселена большая часть жителей, с учетом причастности граждан к льготной категории, установленной федеральным и областным законодательством, а также с учетом необходимости переселения граждан, включенных в основные списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированными шахтами города) является правом Администрации города - получателя бюджетных средств.
Из материалов дела следует, что дом, в котором проживает истец, 1956 года постройки, процент его износа составляет 89%, дом непригоден для проживания.
Из приложенным истцами фото следует, что дом разрушен, от него остались только части стен, проживать в нем невозможно. Истцы арендуют жилье.
На основании изложенного, суд считает установленным, что права истцов со стороны Администрации г. Новошахтинска на заключение с ними договора о предоставлении социальной выплаты нарушены, поскольку дом, в котором они зарегистрированы, разрушен фактически и является непригодным для проживания по критериям безопасности.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Ответчиком не представлено суду каких-либо доказательств в обоснование отказа в удовлетворении исковых требований. Само по себе недостаточное финансирование не является основанием для освобождения ответчика от обязанности переселить истцов в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 24.12.2004 № 840 и от 13.07.2005 № 428. Отсутствие финансирования не может служить основанием и препятствием к реализации имеющихся у граждан прав на получение социальных выплат, и государство, издавая нормативные правовые акты, направленные на реализацию мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, приняло на себя публичные обязательства по финансированию данных мероприятий.
Право истцов на переселение из ветхого жилья ответчиком не оспаривается.
В связи с изложенным, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1, действующей в своих интересах, и интересах несовершеннолетней ФИО4, ФИО5, ФИО6, действующей в своих интересах, а также интересах несовершеннолетнего ФИО7, к Администрации <адрес> об обязании заключить договор на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке, удовлетворить.
Обязать Администрацию г. Новошахтинска Ростовской области заключить с ФИО1, ФИО4, ФИО5, ФИО6 и ФИО7, зарегистрированными по адресу: <адрес>, договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья по форме, установленной Министерством энергетики РФ, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, в срок до 31.12.2021.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новошахтинский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: С.В. Меликян
Мотивированное решение составлено 26.01.2021