Дело № 2-1962/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«03» сентября 2013 года г.Владимир
Октябрьский районный суд г.Владимира в составе :
председательствующего судьи Авдеевой Н.В.,
при секретаре Сумароковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Владимирской региональной общественной организации потребителей «Общество защиты прав потребителей «Народный контроль», действующей в интересах неопределенного круга лиц потребителей к ОАО «Владимирский городской расчетно-кассовый центр» о признании противоправными действий и возложении обязанности прекратить противоправные действия,
установил:
Владимирская региональная общественная организация потребителей «Общество защиты прав потребителей – Народный контроль», действующая в интересах неопределенного круга потребителей, обратилась в суд с иском к ОАО «Владимирский городской расчетно-кассовый центр» о защите прав потребителей.
В обоснование исковых требований указано, что в платежных документах на оплату коммунальных услуг (электроэнергия, горячее водоснабжение, отопление), предъявляемых ОАО «ВГРКЦ» потребителям для оплаты вышеназванных коммунальных услуг, указываются сведения об ОАО «ВГРКЦ»: адрес, телефон, режим работы и сведения о получателе денежных средств ОАО «ВКС»: реквизиты и счет, на который потребители обязаны перечислять оплату. Указание в платежных документах реквизитов ОАО «ВГРКЦ» и ОАО «ВКС» для оплаты жилищно-коммунальных услуг потребителями, вводит потребителей в заблуждение относительно исполнителя услуги, изменяет структуру оплаты, согласованную с потребителями, а так же обработка персональных данных потребителей жилищно-коммунальных услуг является незаконной, по следующим основаниям:
ОАО «ВГРКЦ» создано в соответствии с решением Совета народных депутатов г. Владимира № 6 от 25.01.2012 года. В соответствии с п.16 ст. 12 ЖК РФ установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений. В соответствии со ст. 14 ЖК РФ установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы не относится к полномочиям органов местного самоуправления. Деятельность расчетно-кассового центра и применение «единых платежных документов» не может основываться на нормативно-правовых актах органов местного самоуправления.
Согласно ст. 37 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель обязан оплатить оказанные ему услуги в порядке и в сроки, которые установлены договором с исполнителем.
В соответствии с п.2 ст. 155 Жилищного Кодекса РФ, плата за коммунальные услуги должна вноситься на основании предоставленных платежных документов и в соответствии с п. 7 ст. 155 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят управляющей организации, обслуживающей жилищный фонд. В соответствии с п.6.2 ст. 155 Жилищного Кодекса РФ управляющая организация осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с п.7.1 ст. 155 Жилищного Кодекса РФ только на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям.
В соответствии со ст.ст. 8, 9 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать необходимой и достоверной информации об изготовителе, исполнителе, продавце. Согласно п. «Б» ст.69 постановления Правительства РФ № 354 от 06 мая 2011 года «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах» в платежном документе указываются: наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и. банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет. Другая информация, в том числе о расчетно-кассовых центрах не предусмотрена.
В платежных документах на оплату услуг в качестве «получателя» указано ОАО «ВКС», не являющееся для потребителя исполнителем услуг, что нарушает права потребителя на достоверную информацию об исполнителе.
Вышеуказанными действиями ОАО «ВГРКЦ», в нарушение требований действующего законодательства, при отсутствии решений общих собраний собственников многоквартирных домов изменило порядок расчетов платы за коммунальные услуги, тем самым ограничило права неопределенного круга потребителей, предусмотренных ч.ч. 4 и 7 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданским законодательством при осуществлении расчетов за жилищно-коммунальные услуги.
ОАО «ВГРКЦ», которое в настоящее время оказывает услуги по начислению платы населению за оказанные жилищно-коммунальные услуги использует и обрабатывает персональные данные, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга потребителей, в области персональных данных.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152- ФЗ «О персональных данных» фамилия, имя, отчество, адрес, имущественное положение относится к персональным данным.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных может осуществляться оператором только с согласия субъектов персональных данных.
Согласно ст.7 Закона, операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, деятельность ОАО «ВГРКЦ» по начислению и сбору платежей от неопределенного круга потребителей за оказанные жилищно-коммунальные услуги, использованию и обработке персональных данных плательщиков услуг жилищно-коммунального хозяйства является незаконной.
В связи с указанными обстоятельствами истец просил суд:
-признать противоправными в отношении неопределенного круга потребителей коммунальных услуг действия ОАО «ВГРКЦ» по использованию и обработке персональных данных потребителей при начислении платы и выставлении платежных документов и обязать ОАО «ВГРКЦ» прекратить данные противоправные действия;
-признать противоправными в отношении неопределенного круга лиц потребителей коммунальных услуг действия ОАО «ВГРКЦ» по изменению порядка расчетов за предоставленные коммунальные услуги, путем внесения в платежные документы в качестве получателя реквизитов не поставщиков коммунальных услугу, а ресурсоснабжающей организации «ОАО «ВКС» без соответствующего решения общего собрания и обязать ОАО «ВГРКЦ» прекратить данные противоправные действия.
В судебном заседании представитель истца ФИО1 поддержал исковые требования в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что ОАО «ВГРКЦ», указывая в квитанциях об оплате коммунальных услуг реквизиты ОАО «ВКС», вводит потребителей в заблуждение относительно исполнителя коммунальных услуг и относительно предъявления претензий в случае некачественного оказания услуг. ФИО1 считает, что ОАО «ВГРКЦ» отвечает напрямую перед потребителями за количество и качество предоставляемых услуг, но не предоставляет информацию, кто является поставщиком и исполнителем коммунальных услуг.
Представитель ответчика по доверенности ФИО2 не согласилась с заявленными требованиями, указав, что в платежных документах указаны реквизиты ОАО «ВКС», в связи с тем, что оно является поставщиком коммунального ресурса (горячая вода, тепловая и электрическая энергия) гражданам. Управляющие компании не приобретают данные ресурсы у ОАО «ВКС» и не оказывают данные услуги гражданам. В данном случае имеет место публичный договор, то есть договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающей ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, услуги связи, энергоснабжение и т.д.). Кроме того, ОАО «ВГРКЦ» действует в рамках Устава и агентского договора с ОАО «ВКС» и самостоятельно определять, реквизиты какой организации должны быть указаны в квитанция об оплате, ответчик не вправе, поскольку агентским договором ему этого не поручено. Таким образом, сложившийся порядок расчетов не был изменен в одностороннем порядке и действия ОАО «ВГРКЦ» по выставлению счетов с указанием реквизитов только ОАО «ВКС» правомерны.
По общему правилу ч.1 ст.6 Федерального закона N 152-ФЗ обработка персональных данных осуществляется оператором с согласия субъектов персональных данных. Вместе с тем, положения п. п. 2, 5 ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 9 Федерального закона N 152-ФЗ допускают возможность обработки персональных данных без согласия субъекта персональных данных, если это необходимо для достижения целей, предусмотренных законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей, а также в целях исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных. ФИО2 пояснила, что ОАО «ВГРКЦ», являясь агентом для ОАО «ВКС» на основании агентского договора, выполняет комплекс работ по начислению платы за отопление, горячее водоснабжение и электроэнергию, а также осуществляет сбор денежных средств с граждан. Кроме того, ОАО «ВГРКЦ» не является оператором, осуществляющим обработку персональных данных, и не обязано проверять, получило ли ОАО «ВКС» согласие граждан на обработку персональных данных. Вместе с тем, как пояснила представитель ответчика ФИО2, с 01.09.2013г. ОАО «ВГРКЦ» уведомляет граждан о том, что с 01.01.2013г. указанная организация осуществляет обработку персональных данных. Эта информация содержится в квитанциях об оплате коммунальных услуг, направляемых гражданам, в подтверждение чего представлена копия квитанции об оплате коммунальных услуг за август 2013г.
Представители третьего лица ОАО «ВКС» ФИО3 и ФИО4, действующие по доверенностям, не согласились с заявленными требованиями, указав, что ОАО «ВГРКЦ» создано в целях улучшения сбора платы за жилье и коммунальные услуги, рационального распределения указанных средств. Действующим законодательством РФ не запрещено создание и деятельность расчетно-кассовых центров. Функционирование единого расчетно-кассового центра не меняет структуру платежей, порядок расчетов за предоставленные коммунальные услуги и не приводит к нарушению прав потребителей.
В рамках заключенного между ОАО «ВГРКЦ» и ОАО «Владимирские коммунальные системы» агентского договора от ДД.ММ.ГГГГ. ### сторонами в полном объеме соблюдены требования Федерального закона РФ от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных», в соответствии с п.5 ст.6 которого одним из случаев обработки персональных данных в отсутствии согласия субъекта персональных является обработка персональных данных в целях исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных.
Между ОАО «Владимирские коммунальные системы» и потребителями, использующими энергию для бытового потребления, сложились договорные отношения по поставке тепловой энергии через присоединенную сеть которые в силу ст.548 ГК РФ регулируются правилами о договоре энергоснабжения. Согласно ст. 426 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным договором.
Договор энергоснабжения с абонентом-гражданином, использующим энергию для бытового потребления, считается заключенным с момента первого фактического подключения такого абонента в установленном порядке к присоединенной сети, что прямо предусмотрено статьей 540 ГК РФ, а не с момента заключения или не заключения договора в письменной форме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 434 ГК РФ, договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для данного вида договоров не установлена определенная форма, а также то, что действующее законодательство не предусматривает обязательной письменной формы для публичного договора, каковым является договор энергоснабжения, как и не предусматривает и специальных требований к форме договора энергоснабжения с бытовыми потребителями.
Согласно п.6,7 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и нанимателям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 (далее – Правила), договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее конклюдентные действия). Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами.
Таким образом, сбор, обработка и использование организацией персональных данных потребителей осуществляется с учетом положений ФЗ «О персональных данных» для своевременного и правильного начисления коммунальных платежей и получение согласия последних не требовалось.
Согласно п.8 Правил, исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9,10 Правил.
С момента вступления в силу Правил ОАО «ВКС» в отношениях с потребителями коммунальных услуг, стало соответствовать требованиям п.п.в п.9, п.10, п.17 Правил.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 9 Правил, условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
Согласно п.п. «б» п.17 Правил, ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 Правил, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 настоящих Правил.
Таким образом, в случае если собственники жилых помещений выбрали способ управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией (ТСЖ), которая не заключила договор о приобретении коммунального ресурса с соответствующей ресурсоснабжающей организацией, то последняя выступает исполнителем коммунальных услуг. Представитель ОАО «ВКС» по доверенности ФИО3 просила учесть, что ответчик по делу ОАО «ВГРКЦ» не является исполнителем коммунальных услуг, следовательно, не несет ответственности перед потребителями.
Представитель третьего лица - администрации г.Владимира в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Ранее в судебном заседании 12 августа 2013г. представитель администрации г.Владимира по доверенности ФИО5 указала, что истец ошибочно полагает, что Открытое акционерное общество «Владимирский городской расчетно-кассовый центр» создано на основании решения Совета народных депутатов города Владимира от 25.01.2012 № 6 «Об участии муниципального образования город Владимир в создании ОАО «Владимирский городской расчетно-кассовый центр».
Согласно п.2 ст.6 Положения решения об участии города Владимира в хозяйственных обществах, о реорганизации и ликвидации акционерных обществ, 100% акций которых находятся в муниципальной собственности, а также об отчуждении акций (долей), находящихся в муниципальной собственности, принимает Совет народных депутатов города Владимира.
Следовательно, указанным решением Совет народных депутатов города Владимира определил необходимость участия муниципального образования город Владимир в хозяйственном обществе на предусмотренных решениям условиях.
При таких обстоятельствах, на основании Положения и решения Совета народных депутатов от 25.01.2012 № 6 управление муниципальным имуществом г.Владимира представляло интересы муниципального образования город Владимир на учредительном собрании, на котором и было принято решение о создании ОАО «Владимирский городской расчетно-кассовый центр» являющегося самостоятельным юридическим лицом.
Управление Роспотребнадзора по Владимирской области в своем заключении, подготовленном в соответствии со ст.47 ГПК РФ указало, что в том случае, если ОАО «ВКС» по факту заключения публичного договора о предоставлении коммунального ресурса потребителя будет признано исполнителем коммунальной услуги, то на указанную организацию возлагается обязанность по предоставлению достоверной информации об оказываемой услуге на основании ст.10 ФЗ «О защите прав потребителей».
Управление Роскомнадзора по Владимирской области в своем заключении, подготовленном в соответствии со ст.47 ГПК РФ указало, что ОАО «ВКС» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.
В соответствии ч.З ст.6 Федерального закона от 27 июля 2006г. №152-ФЗ «О персональных данных» оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора, в том числе государственного или муниципального контракта, либо путем принятия государственным или муниципальным органом соответствующего акта.
Таким образом, при поручении ОАО «ВКС» обработки персональных данных неопределенного круга потребителей коммунальных ресурсов другому юридическому лицу, а именно в ОАО «ВГРКЦ» обязаны были получить согласия субъектов персональных данных на их передачу третьим лицам, этого требует и ст.7 ФЗ от 27 июля 2006г. №152-ФЗ «О персональных данных» операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, а этого, в нарушение закона сделано не было.
ОАО «ВГРКЦ» при получении персональных данных неопределенного круга потребителей коммунальных ресурсов от ОАО «ВКС» до начала обработки персональных данных обязано было предоставить субъектам персональных данных информацию об обработке их персональных данных.
Свидетели ФИО7 и ФИО8, являющиеся жителями многоквартирных домов, суду пояснили, что письменных договоров на поставку коммунальных услуг они не заключали, не отрицая, что получают коммунальные услуги, согласия ОАО «ВКС» на обработку их персональных данных они не давали.
Выслушав лиц, участвующих в деле, свидетелей, исследовав материалы дела, заключения Роспотребнадзора по Владимирской области, Роскомнадзора по Владимирской области, суд приходит к следующему.
На основании пункта 2 статьи 45 закона РФ «о защите прав потребителей», общественные объединения потребителей для осуществления своих уставных целей вправе проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей.
Согласно статье 46 закона РФ «о защите прав потребителей», общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий.
Судом установлено, что Владимирская региональная общественная организация потребителей «Общество защиты прав потребителей – Народный контроль» является общественной организацией (п. 1.1 устава), образованной для защиты прав потребителей и создания условий для внедрения правовой защиты в повседневную жизнь жителей Владимирской области (п. 2.1 устава).
Под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в судебном постановлении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Как видно из представленных материалов, иск общественным объединением потребителей предъявлен в суд в интересах собственников жилых помещений многоквартирных жилых домов, плательщиков жилищно-коммунальных услуг, индивидуализировать которых не представляется возможным в силу нестабильности круга лиц и постоянного изменения количества участников.
Судом установлено, что ОАО «ВГРКЦ» создано в соответствии с договором о создании открытого акционерного общества от ДД.ММ.ГГГГ., заключенным между муниципальным образованием г.Владимир в лице Управления муниципальным имуществом г.Владимира и ОАО «ВКС» и протоколом учредительного собрания ОАО «ВГРКЦ» от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно Уставу, утвержденному учредительным собранием ОАО «ВГРКЦ» протоколом ### от ДД.ММ.ГГГГ. целью деятельности ОАО «ВГРКЦ» является упорядочение расчетов за жилищно-коммунальные услуги, повышение качества обслуживания населения, решение задач по сбору и распределению денежных средств, поступающих от населения, на расчетные счета поставщиков жилищно-коммунальных услуг.
Установлено, что 28.12.2012г. между ОАО «ВКС» и ОАО «ВГРКЦ» заключен агентский договор, предметом которого является начисление и сбор платежей за электрическую, тепловую энергию, а также горячую воду.
Согласно ч. 2 ст. 155 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов. В соответствии с п. п. "а" п. 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, в платежном документе указываются почтовый адрес жилого помещения, сведения о собственнике помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное положение и другая информация. Согласно указанной норме Федерального закона оператором признается государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.
В силу указанных положений закона ОАО «ВКС», не являющийся ответчиком по делу, является оператором персональных данных.
По общему правилу ч. 1 ст. 6 Федерального закона N 152-ФЗ обработка персональных данных осуществляется оператором с согласия субъектов персональных данных.
Вместе с тем, положения п. п. 2, 5 ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 9 Федерального закона N 152-ФЗ допускают возможность обработки персональных данных без согласия субъекта персональных данных, если это необходимо для достижения целей, предусмотренных законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей, а также в целях исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных.
Проанализировав указанные нормы права, суд приходит к выводу, что в данном случае обработка персональных данных ОАО «ВКС» осуществляется на основании Жилищного кодекса РФ во исполнение договора энергоснабжения, стороной которого является субъект персональных данных.
В силу ч. 4. ст. 6 Федерального закона N 152-ФЗ ответчик ОАО «ВГРКЦ», осуществляя обработку персональных данных по поручению оператора, не обязан был получать согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.
В любом случае, в соответствии со ст. 21 Федерального закона N 152-ФЗ обязанность по устранению нарушений законодательства, допущенных при обработке персональных данных, лежит на операторе. Согласно положений ч. 5 ст. 6 Федерального закона N 152-ФЗ в случае, если оператор поручает обработку персональных данных другому лицу, ответственность перед субъектом персональных данных за действия указанного лица несет оператор.
Правомерность передачи персональных данных от оператора ОАО «ВКС» к ОАО «ВГРКЦ» не являлось предметом исследования по делу, поскольку оператор ОАО «ВКС» не является ответчиком по делу. Более того, в процессе рассмотрения дела, представителем ответчика представлена копия квитанции об оплате жилищно-коммунальных услуг за август 2013г., в которой содержится уведомление о том, что с 01.01.2013г. ОАО «ВГРКЦ» осуществляет обработку персональных данных.
При таких обстоятельствах, учитывая положения законодательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания действий ответчика по обработке персональных данных противоправными.
Разрешая требования истца о признании противоправным действий ОАО «ВГРКЦ» по внесению в платежные документы в качестве получателя реквизитов ресурсоснабжающей организации «ОАО «ВКС» без решения общего собрания, суд исходит из следующего.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственника и пользователям помещений в многоквартирных домах регламентированы Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354.
В соответствии с п.6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия).
Согласно п.8 Правил предоставления коммунальных услуг исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в п.9 и 10 Правил. В соответствии с п.9 Правил исполнителем может выступать ресурсоснабжающая организация.
Таким образом, предоставление собственникам помещений в многоквартирных жилых домах коммунальных услуг ресурсоснабжающими организациями на основании прямых договоров, заключенных путем совершения сторонами конклюдентных действий, и следовательно, указание в платежных документах получателя платежей ресурсоснабжающей организации не противоречит требованиям действующего федерального законодательства.
Согласно ч.15 ст.155 ЖК РФ наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
На основании пункта 1 статьи 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.
Как установлено судом, ответчик ОАО «ВГКРЦ» действует в рамках агентского договора, заключенного с ОАО «ВКС» 28.12.2012г., согласно п.1.13 которого агент ОАО «ВГРКЦ» обязан оказывать услуги по приему от граждан наличных денежных средств в счет оплаты платежей и перечислению их на специальный банковский счет принципала.
Установлено, и не оспаривалось ответчиком, что во исполнение указанных агентских договоров ОАО «ВГРКЦ» направляет гражданам счета-квитанции для оплаты горячего водоснабжения, тепловой и электроэнергии.
На основании агентского договора ответчик осуществляет деятельность по приему платежей физических лиц, направленных на исполнение денежных обязательств перед ОАО «ВКС» по оплате коммунальных услуг в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг) регулируются Федеральным законом № 103-ФЗ от 03.06.2009 г. «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».
Установлено, что ОАО «ВГРКЦ» поставлено на учет уполномоченным органом, в порядке, установленном законодательством, что подтверждается уведомлением Межрегионального управления Росфинмониторинга по ЦФО от 26.11.2012г. о постановке ОАО «ВГРКЦ» на учет, в качестве платежного агента.
При таких обстоятельствах, оформление ОАО «ВГРКЦ» платежных документов не нарушает права потребителей, на которых в силу закона возложена обязанность по оплате потребленных коммунальных услуг.
Условиями агентского договора ответчику ОАО «ВГРКЦ» не предоставлено право и не установлено обязанности самостоятельно определять получателя платежей.
В силу ч.3 ст.196 Гражданского процессуального кодекса РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания действий ответчика - ОАО «ВГРКЦ» по внесению в платежные документы в качестве получателя реквизитов ресурсоснабжающей организации ОАО «ВКС» без решения общего собрания, противоправными.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Владимирской региональной общественной организации потребителей «Общество защиты прав потребителей «Народный контроль», действующей в интересах неопределенного круга лиц потребителей к Открытому акционерному обществу «Владимирский городской расчетно-кассовый центр» о признании противоправными в отношении неопределенного круга потребителей коммунальных услуг действий по использованию и обработке персональных данных потребителей при начислении платы и выставлении платежных документов, действий по изменению порядка расчетов за предоставленные коммунальные услуги, путем внесения в платежные документы в качестве получателя реквизитов ресурсоснабжающей организации ОАО «ВКС» без решения общего собрания и о возложении обязанности прекратить данные противоправные действия оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г.Владимира в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий судья Н.В. Авдеева
Мотивированное решение изготовлено 06 сентября 2013 года
Судья Н.В. Авдеева