Дело № 2-1962/2018 14 ноября 2018 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Ленинский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи И.В.Мошевой,
при секретаре Маркушиной Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Петербургского метрополитена к Санкт-Петербургскому государственному унитарному предприятию «Петербургский метрополитен» в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Петербургского метрополитена обратился в суд с настоящим иском к Санкт-Петербургскому государственному унитарному предприятию «Петербургский метрополитен», указав, что прокуратурой Петербургского метрополитена в период с 06.06.2018 по 30.06.2018 проведена проверка исполнения Санкт-Петербургским государственным унитарным предприятием «Петербургский метрополитен» (далее СПб ГУП «Петербургский метрополитен») законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения доступности метрополитена для маломобильных групп населения. В ходе проверки осуществлен выход на станции «Выборгская», «Лесная» Петербургского метрополитена; при проверке установлено, что информационные стенды и указатели, размещенные на названных станциях, надписей, знаков и символов, выполненных шрифтом Брайля, не имеют. Расположенные при входе на станцию информационные таблички о режиме работы также не продублированы шрифтом Брайля.
В обоснование иска прокурор Петербургского метрополитена ссылается на статью 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Государственный стандарт Российской Федерации «ФИО3 51671-2000 Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов», Национальный стандарт Российской Федерации «ГОСТ Р 52875-2007 Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению», распространяющийся на тактильные указатели, с помощью которых инвалиды по зрению получают информацию о путях движения в населенных пунктах и общественных заданиях, СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 (утв. Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 г. N 605), согласно п.6.5.9 которого перед входом в здание устанавливается информирующая тактильная табличка для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля с указанием наименования учреждения, времени оказания услуг, полагая, что несоблюдение изложенных в них требований законодательства нарушает права неопределенного круга лиц из числа инвалидов.
Прокурор Петербургского метрополитена просит обязать СПб ГУП «Петербургский метрополитен» в срок до 31.12.2019 выполнить мероприятия по обеспечению доступности объектов Петербургского метрополитена для инвалидов по зрению, а именно: разместить на станциях Петербургского метрополитена информационные указатели (информирующие тактильные таблички) для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля с указанием необходимой информации, в том числе наименования станции, графика работы станции, времени проследования первых и последних поездов с пассажирами, времени закрытия межстанционных переходов.
Представитель прокуратуры Петербургского метрополитена в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, пояснив, что просит обязать ответчика разместить указанные в исковом заявлении информационные указатели (информирующие тактильные таблички) у дверей со стороны улицы при входе на станции метрополитена.
Представитель ответчика по доверенности в судебное заседание явился, в иске просил отказать по основаниям, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему:
Метрополитен - транспортное предприятие, связанное с повышенной опасностью, основной задачей которого является предоставление пассажирам безопасных, бесперебойных услуг.
В соответствии со ст.10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать, в том числе, правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг); информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) (пункт 2 ст.10 Закона).
Информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг) (пункт 3 ст.10 Закона).
В соответствии с частью 1 ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
В соответствии с ч.2 ст.15 указанного Федерального Закона порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются (с.5 ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
В соответствии с п.3 ст.26 Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" положения части первой статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 указанного закона Правительство РФ утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Согласно п. 76 Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 г. N 1047-р, в указанный перечень включен СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения".
Свод правил 59.13330.2016 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" является актуализированной редакцией СНиП 35-01-2001.
В соответствии с п.6.5.3 СП 59.13330.2016 технические средства информирования, ориентирования и сигнализации в местах массового посещения должны обеспечивать посетителям объекта возможность однозначной идентификации объектов и мест посещения, получения информации о размещении и назначении функциональных элементов, об ассортименте и характере предоставляемых услуг, надежной ориентации в пространстве, своевременного предупреждения об опасности экстремальных ситуациях, расположении путей эвакуации и т.п.
В соответствии с п.6.5.9 СП 59.13330.2016 информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м., перед входов в здание с указанием наименования учреждения, времени оказания услуг.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что в период с 06.06.2018 по 30.06.2018 прокуратурой Петербургского метрополитена проведена проверка соблюдения СПб ГУП «Петербургский метрополитен» законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения доступности для маломобильных групп населения, в ходе которой осуществлен выход на станции «Выборгская» и «Лесная». При проверке установлено, что информационные стенды и указатели, размещенные на названных станциях, надписей, знаков и символов, выполненных шрифтом Брайля, не имеют, расположенные при входе на станцию информационные таблички о режиме работы также не продублированы шрифтом Брайля, в связи с чем просит обязать ответчика разместить соответствующую информацию на всех станциях Петербургского метрополитена.
Между тем, как установлено в ходе рассмотрения дела, положения части 1 ст.15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 01 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
Из материалов дела следует, что таким требованиям отвечают только две станции Петербургского метрополитена – «Беговая» и «Новокрестовская», эксплуатация которых осуществляется с 26 мая 2018 года.
На основании Соглашения о временной эксплуатации объекта от 25.05.2018, заключенного между СПб ГУП «Петербургский метрополитен» и СПб КГУ «Дирекция транспортного строительства», Метрополитен принял во временную эксплуатацию, в том числе временное содержание и обслуживание, участок Невско-Василеостровской линии метрополитена от станции «Приморская» до станции «Беговая», включая станцию «Новокрестовская».
В соответствии с Приказом Комитета по транспорту № 25-п 120 от 18.05.2018 расходы, связанные с временной эксплуатацией, обслуживанием Объекта и исполнением иных обязательств, предусмотренных настоящим соглашением, метрополитен осуществляет за счет средств на перевозку пассажиров социальным транспортом, предусмотренных планом финансово-хозяйственной деятельности и согласованных Комитетом по транспорту на соответствующий финансовый год.
В отношении станций метрополитена «Лесная» и «Выборгская» положения части 1 ст.15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части обеспечения доступности для инвалидов применены быть не могут, поскольку на станции «Выборгская» проводился капитальный ремонт наклонного входа, на станции «Лесная» - капитальный ремонт вестибюля и наклонного хода, то есть работы, не относящиеся к реконструкции, модернизации и полному капитальному ремонту указанных станций.
В соответствии с ч.8 ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
В рамках согласования с общественным объединением инвалидов мер для обеспечения доступа инвалидов по зрению на территорию Петербургского метрополитена по инициативе СПб ГУП «Петербургский метрополитен» проведено рабочее совещание с участием общественных объединений инвалидов, экспертов и специалистов ВОС по вопросам реализации технических мероприятий по обеспечению доступности для инвалидов объектов и услуг Петербургского метрополитена. По итогам совещания в адрес СПб ГУП «Петербургский метрополитен» от СПб РО ВОС поступило письмо, содержащее меры, направленные на повышение доступности объектов метрополитена для инвалидов по зрению. Среди предложенных мероприятий отсутствуют предложения об установке информационных табличек, СПб РО ВОС указано, что дублировать шрифтом Брайля всю информацию, размещенную на объектах метрополитена, нецелесообразно, так как поиск этой информации в условиях оживленного пассажиропотока будет малоэффективен.
Таким образом, в отношении станций метрополитена, введенных в эксплуатацию ранее 01 июля 2016 года, на которые требования положений части 1 ст.15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не распространяются, достигнуто соглашение с общественным объединением СПб РО ВОС о необходимых мерах по обеспечению доступности для инвалидов объектов и услуг Петербургского метрополитена, к числу которых установление при входе на станции метрополитена информационных табличек указателей (информационных тактильных табличек) для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля не отнесено.
При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования истца подлежат частичному удовлетворению, а именно в части обязания ответчика в срок до 31 декабря 2019 года разместить при входе на станции Петербургского метрополитена «Беговая» и «Новокрестовская» информационные указатели (информационные тактильные таблички) для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля с указанием наименования станции, графика работы станции, времени проследования первых и последних поездов с пассажирами, времени закрытия межстанционных переходов.
В соответствии с положениями ст. 103 ГПК РФ, ст.333.19 НК РФ с ответчика в доход государства подлежит взысканию госпошлина в размере 6 000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 103, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Петербургского метрополитена к Санкт-Петербургскому государственному унитарному предприятию «Петербургский метрополитен» в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об обязании совершить определенные действия – удовлетворить частично.
Обязать Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие «Петербургский метрополитен» в срок до 31 декабря 2019 года разместить при входе на станции Петербургского метрополитена «Беговая» и «Новокрестовская» информационные указатели (информационные тактильные таблички) для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля с указанием наименования станции, графика работы станции, времени проследования первых и последних поездов с пассажирами, времени закрытия межстанционных переходов.
В остальной части в иске отказать.
Взыскать с Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия «Петербургский метрополитен» в доход бюджета Санкт-Петербурга государственную пошлину в размере 6000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья И.В.Мошева
Решение принято судом в окончательной форме 19 ноября 2018 года.