ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1963/2012 от 27.06.2013 Пятигорского городского суда (Ставропольский край)

            Дело № 2-42-13

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 июня     2013 года                                                                             г.Пятигорск

      Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи: Омельченко В.В.,

при секретаре:                                 Некрасове М.Ю.,

с участием:

представителя истца : старшего помощника прокурора

г. Пятигорска Швец Е.С.,

представителя ответчика -

ООО «РОСЛОТО-КМВ»: Трофим С.Г.,

      рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пятигорского городского суда гражданское дело по иску прокурора <адрес> Республики, в защиту прав государства и интересов неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «РОСЛОТО-КМВ» <адрес> о признании незаконной деятельность по проведению азартных игр и возложении обязанности прекратить деятельность, связанную с организацией и проведением азартных игр на территории <адрес> Республики,-

у с т а н о в и л :

      <адрес> Республики обратился в суд с иском в защиту прав государства и интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «РОСЛОТО-КМВ» <адрес> о признании незаконной деятельность по проведению азартных игр и возложении обязанности прекратить деятельность, связанную с организацией и проведением азартных игр на территории <адрес> Республики.

      Заявленные исковые требования прокурор <адрес> Республики мотивировал тем, что прокуратурой <адрес> была проведена проверка соблюдения ООО «РОСЛОТО-КМВ» <адрес> действующего законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр, законодательства о лотереях. В ходе проверки было установлено, что ООО «РОСЛОТО-КМВ», зарегистрированное по <адрес>, осуществляет свою деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта. Общество осуществляет свою деятельность с ДД.ММ.ГГГГ года. В ДД.ММ.ГГГГ года ООО «Рослото-КМВ» установило на арендуемых земельных участках по адресам:     <адрес>, временные объекты сборно-разборного характера - торговые киоски площадью не более <данные изъяты> кв.м каждый, с целью осуществления в них продажи лотерейных билетов.

      ООО «РОСЛОТО - КМВ», действуя на основании заключенного с ООО «Форпост» ДД.ММ.ГГГГ договора возмездного оказания услуг №, взяло на себя обязательства по предоставлению услуг по обслуживанию автоматизированного процесса распространения лотерейных билетов Всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «<данные изъяты>), организатором которой является <данные изъяты>». В приложении № к договору возмездного оказания услуг № от ДД.ММ.ГГГГ установлен регламент по обслуживанию процесса реализации лотерейных билетов Всероссийской       негосударственной бестиражной лотереи «<данные изъяты> ). Указанным регламентом определено, что услуга по обслуживанию автоматизированного процесса распространения Всероссийской негосударственной лотереи «<данные изъяты>) осуществляется работниками ООО «РОСЛОТО - КМВ» с соблюдением правил эксплуатации Устройств по распространению (реализации) лотерейных билетов Устройство по реализации лотерейных билетов Л1 и Устройства по реализации лотерейных билетов Л2, оснащенных торговой программой «Сантехник» и Условиями проведения лотереи - Условия проведения всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «<данные изъяты> согласованные с Федеральной Налоговой Службой Российской Федерации и разработанные Организатором лотереи в соответствии с требованиями ст.ст. 1062 и 1063 Гражданского кодекса РФ и Федерального Закона Российской Федерации «О лотереях» № 138 -ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ. Между <данные изъяты>» и <данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор № р на оказание услуг по распространению лотерейных билетов, где <данные изъяты>» выступает организатором лотереи, а <данные изъяты>» - распространителем лотерейных билетов с обязательством оказания Организатору лично, а также с привлечением третьих лиц услуги, связанной с распространением лотерейных билетов и выплатой выигрышей. В соответствии с разрешением №, выданным Федеральной налоговой службы России ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты>» предоставлено право на проведение Всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «МОБИУС» (серии 75 ) на территории Российской Федерации сроком на пять лет, то есть до ДД.ММ.ГГГГ включительно.

      Согласно утвержденным генеральным директором <данные изъяты>» - ФИО6 условиям проведения Всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «<данные изъяты> лотерея проводится в течение пяти лет с момента выдачи разрешения на право проведения лотереи. Пунктом 7.1. данных условий предусмотрено, что лотерея является беспроигрышной, т.е. каждый билет Лотереи содержит выигрыш. Размеры выигрышей наносятся на лотерейные билеты специализированным полиграфическим предприятием на стадии их изготовления, то есть до распространения этих лотерейных билетов среди участников Лотереи. Пунктом 7.2. оговорено, что при проведении лотереи Участник непосредственно после внесения платы за участие в лотерее и предоставления лотерейного билета может определить размер выигрыша лотерейного билета. Пунктом 9.1. регламентировано, что вступление в договор между Организатором лотереи и участником Лотереи основано исключительно на принципе добровольности и оформляется предоставлением участнику Лотереи лотерейного билета в обмен на денежные средства, в размере, эквивалентном номиналу билета. Пункт 9.2. определяет, что Участник лотереи - лицо, которое оплатило лотерейный билет и тем самым получило право на участие в розыгрыше призового фонда Лотереи, указанного на лотерейном билете. Факт выпадения выигрыша на лотерейный билет может определяться с помощью торгового аппарата по распространению лотерейных билетов или участником лотереи самостоятельно. Так е     установлено,     что     реализация     лотерейных     билетов Всероссийской негосударственной бестиражной      моментальной лотереи <данные изъяты> осуществляется через два торговых автомата «Устройство по реализации лотерейных билетов Л 1», оснащенных программой «Сантехник», которые вмонтированы в киоск «По реализации лотерейных билетов». В соответствии с техническим паспортом, торговый автомат «Устройство по реализации лотерейных билетов Л1» изготавливается ЗАО <данные изъяты>» и предназначено для распространения (реализации) лотерейных билетов бестиражной лотереи и состоит из компьютера в комплекте с процессором, памятью, дополнительной платой с интерфейсом для подключения устройства ввода - вывода информации, ЖК видеомонитора, купюроприемника, монетоприемника, хоппера.

      Проведенной прокуратурой <адрес> проверкой соблюдения <данные изъяты>" действующего законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр установлено следующее. ДД.ММ.ГГГГ незаинтересованным лицом принято участие в лотерее, проводимой <данные изъяты>», по адресу: <адрес>. В этой связи, он в монетоприемник устройства вставил монету достоинством 10 рублей, после чего сразу запустилась игра «Сантехник». При этом лотерейный билет, через предусмотренный для этого разъем, выдан не был. Правила проведения и наименование лотереи на мониторе не отразились. Также не было указано наименование лотереи на видимых участках самого устройства, а также киоске «По реализации лотерейных билетов», в который вмонтировано устройство. Устройство самостоятельно начало и окончило игру, пояснительных надписей на мониторе о выигрыше или проигрыше не отобразилось. Факт принятия участия в лотерее документально ничем не подтвердился, то есть не был выдан лотерейный билет, не был выдан чек. По окончании игры в устройство по выдаче монет (хоппер) выигрыш в денежном эквиваленте не поступил. В последствие, на указанном устройстве было произведено еще несколько игр, в результате чего было проиграно 30 рублей. Аналогичная ситуация с проигрышем денежных средств, произошла и на других аналогичных устройствах, вмонтированных в киоск «По реализации лотерейных билетов» по адресу: <адрес> Правовая     основа     государственного     регулирования     отношений, возникающих в области организации и проведения лотерей, определена Законом. В соответствии со статьей 2 Закона о лотереях, - под лотереей понимается игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом. Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о лотереях, - в зависимости от способа проведения лотереи подразделяется на тиражную, бестиражную и комбинированную. Тиражная лотерея - лотерея, в которой розыгрыш призового фонда лотереи между всеми участниками лотереи проводится единовременно после распространения лотерейных билетов. Проведение такой лотереи может включать в себя отдельные тиражи, представляющие собой распространение партии лотерейных билетов, проведение розыгрыша призового фонда лотереи и выплату, передачу или предоставление выигрышей. Бестиражная лотерея - лотерея, в которой выигрышные лотерейные определяются на стадии их изготовления, то есть до распространения среди участников лотереи. При проведении бестиражной лотереи участник лотереи может непосредственно после внесения платы за участие в и получения лотерейного билета определить, является его лотерейный билет выигрышным или нет. Комбинированная лотерея - лотерея, в которой выигрышные иные билеты определяются как непосредственно после внесения платы участие в лотерее и получения лотерейного билета, так и после проведения розыгрыша призового фонда лотереи.

      Согласно статье 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», - к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, на осуществление которых на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с данным законом; лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензированных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Согласно статье 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» № 244-ФЗ государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем выделения территорий, предназначенных для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, - игорных зон; выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах; выдачи лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, в том числе вне игорных зон. В соответствии с частями 1 и 2 статьи 5 Закона № 244-ФЗ, - деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных этим же Законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, и исключительно в игорных заведениях, отвечающих установленным требованиям. Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах (часть 4 статьи 5 Закона № 244-ФЗ ). Согласно части 2 статьи 9 Закона № 244-ФЗ игорные зоны создаются на территориях следующих субъектов Российской Федерации: <адрес>.

      В силу п. 3 ч. 1 ст. 3, п. 8 ст. 4, ч. 2 ст. 13 Закона № 244-ФЗ, - деятельность по организации и проведению азартных игр в игорной зоне осуществляется на основании разрешения, выдаваемого органом управления игорной зоной в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (соглашением между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации), в том числе путем проведения аукциона или конкурса. Исходя из системного толкования норм Закона № 244-ФЗ, существует запрет на деятельность по организации и проведению азартных игр вне игорных зон. Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. В соответствии с пунктами 1, 3, 4, 5, 16 статьи 4 Закона № 244-ФЗ, - азартная игра - это основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между гобой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры; ставка - денежные средства, передаваемые участником азартной игры организатору азартной игры или другому участнику азартной игры и служащие условием участия в азартной игре в соответствии с правилами, установленными организатором азартной игры; выигрыш - денежные средства или иное имущество, в том числе вещественные права, подлежащие выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата азартной игры, предусмотренного правилами, установленными организатором азартной игры; организатор азартной игры - юридическое лицо, осуществляющее деятельность по организации и проведению азартных игр; игровое оборудование - устройства или приспособления, используемые для проведения азартных игр. Из вышеуказанных норм права следует, что основными признаками, позволяющими отличить игровое оборудование от лотерейного, является его использование для проведения азартных игр и случайное определение материального выигрыша без участия организатора азартных игр или его работников. Федеральным законом «О лотереях» не предусмотрено определение выигрыша     бестиражной     лотереи     непосредственно     на     лотерейном оборудовании, а организатором лотереи. Аналогичная позиция содержится и в письме Министерства финансов РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Проверкой установлено, что лотерейный билет участнику игры на руки не выдается. Лотерейные билеты располагаются в устройстве и не извлекаются из него в течение всего процесса проведения игры. Участник лотереи самостоятельно факт выпадения выигрыша на лотерейный билет определять не может. Каждое участие в игре не является выигрышным. Условия проведения Всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «<данные изъяты>), согласованные с Федеральной Налоговой Службой Российской Федерации и разработанные Организатором лотереи в соответствии с требованиями ст.ст. 1062 и 1063 Гражданского кодекса РФ и Федерального Закона Российской Федерации «О лотереях» № - ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ исполнителем - ООО «РОСЛОГО - КМВ» не соблюдены. В рассматриваемой ситуации фактически возможность стать участником лотереи обусловлена внесением наличных денежных средств, основанном на риске утраты внесенной денежной суммы, что является признаком азартной игры.

       Изложенное в совокупности свидетельствует о том, что ООО «РОСЛОТО-КМВ» осуществлялась деятельность по организации и проведению азартных игр. Никаких финансовых документов, лотерейных билетов клиентам не выдается, гражданин на собственные деньги играет на электронном оборудовании, и может выиграть или проиграть денежные средства. Азарт имеет место в связи с потенциальной возможностью выиграть деньги. Проведение лотереи фактически является прикрытием         для осуществления деятельности по проведению азартных игр с помощью игровых автоматов. При этом сертификаты соответствия торговых программ, конкретные технические характеристики, применяемых в деятельности обществом торгового оборудования, правового значения       не имеет, поскольку сама осуществляемая ООО «РОСЛОТО - КМВ» деятельность организована таким образом, что отвечает признакам азартной игры, определенным в Законе от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ. Законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ

№ «О запрещении деятельности по организации и проведению азартных игр на территории <адрес>» на территории <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ запрещено осуществление     деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах, тотализаторах и залах игровых автоматов. Названный Закон Чувашской Республики принят в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан, а потому нарушение его требований является фактическим нарушением прав и законных интересов, неопределенного круга лиц, что в силу ст. 45 ГПК РФ, является основанием для предъявления настоящего иска прокурором. Частью 1 ст.5 Федерального закона от 29.12,2006 №      «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр» государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем выявления, запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных игр с нарушением законодательства. Согласно ст. 12 ГК РФ, - прекращение или изменение правоотношений имеется одним из видов защиты гражданских прав.

      На основании изложенного, прокурор <адрес> Республики просил признать незаконной деятельность ООО «РОСЛОТО - КМВ» по проведению азартных игр на территории <адрес>, и обязать ООО «РОСЛОТО-КМВ» прекратить деятельность, связанную с организацией и проведением азартных игр на территории города
<адрес>.

      Представитель истца - <адрес> Республики - старший помощник прокурора <адрес> - Швец Е.С., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании заявленные прокурором <адрес> Республики в защиту прав государства и неопределенного круга лиц исковые требования к ответчику - ООО «РОСЛОТО-КМВ» <адрес> поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, представленном прокурором <адрес> суду.

      В дополнение     к основаниям, изложенным прокурором <адрес> Республики в представленном суду исковом заявлении, поданном в защиту прав государства и неопределенного круга лиц, пояснила, что в ходе судебного разбирательства по делу была проведена судебная техническая экспертиза - заключение № от ДД.ММ.ГГГГ. Указанная экспертиза была проведена экспертом АНО «Научно-исследовательский центр экспертизы и сертификации» г. ФИО7, который также давал аналогичное заключение № от ДД.ММ.ГГГГ в рамках административного дела в отношении ООО «РОСЛОТО-КМВ» <адрес> по ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ на основании определения мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Однако, по сведениям, имеющимся у прокуратуры <адрес>, при проведении экспертизы на основании определения Пятигорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, эксперту ФИО8 оборудование для проведения исследования сотрудниками ОП № УМВД России по <адрес>, где находятся на хранении аппараты, принадлежащие ООО «РОСЛОТО-КМВ», не предоставлялось, из чего следует, что при оформлении заключения экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ экспертом ФИО8 исследование оборудования не производилось, что ставит под сомнение указанное заключение эксперта и содержащиеся в нем выводы эксперта.

      <адрес> Республики в обоснование оснований заявленных исковых требований, приведенных в исковом заявлении, представлено суду заключение № от ДД.ММ.ГГГГ эксперта Торгово-Промышленной палаты <адрес>, из которого следует, что представленные экспертам аппараты для распространения лотерейный билетов ООО «РОСЛОТО-КМВ» являются устройствами для проведения азартных игр, а именно, игровыми автоматами, используемыми для проведения азартных игр материальным выигрышем, который определяется как случайным образом, так и закономерным образом, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников и с участием организатора азартных игр или его работников. Указанное заключение является, по мнению истца, достаточным и достоверным доказательством в подтверждение заявленных истцом - прокурором <адрес> Республики исковых требований к ответчику - ООО «РОСЛОТО-КМВ» <адрес>.

      На основании изложенного просила удовлетворить заявленные прокурором <адрес> Республики в защиту прав государства и неопределенного круга лиц исковые требования к ООО «РОСЛОТО-КМВ» <адрес> в полном объеме, признать незаконной деятельность ООО «РОСЛОТО-КМВ» <адрес> по проведению азартных игр на территории <адрес> и возложить на ООО «РОСЛОТО-КМВ» <адрес> обязанность прекратить деятельность, связанную с организацией и проведением азартных игр на территории

<адрес>.

      Представители 3-х лиц на стороне истца - Инспекции федеральной налоговой службы РФ по <адрес> и Инспекции федеральной налоговой службы РФ по <адрес> Республики,, будучи надлежащим образом извещенными о дате и времени судебного заседания, в суд не явились, не известив суд о наличии уважительных причин неявки, не представив ходатайств об отложении судебного разбирательства по делу.

      На основании ст. 167 п.3 ГПК РФ, с учетом мнений лиц, участвующих в деле, признавая причины неявки представителей 3-х лиц на стороне истца - Инспекции федеральной налоговой службы РФ по <адрес> и Инспекции федеральной налоговой службы РФ по <адрес> Республики в судебное заседание не уважительными, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей указанных 3-х лиц на стороне истца.

       Представитель ответчика - ООО «РОСЛОТО-КМВ» <адрес> - Трофим С.Г., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные <адрес> Республики к Обществу с ограниченной ответственностью «РОСЛОТО-КМВ» <адрес> исковые требования о признании незаконной деятельности по проведению азартных игр и возложении обязанности прекратить деятельность, связанную с организацией и проведением азартных игр на территории <адрес> Республики не признал в полном объеме, пояснив в обоснование возражений против указанных исковых требований, что, как следует из искового заявления прокурора <адрес> - незаконность деятельности ООО «РОСЛОТО-КМВ» выражена в осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр в нарушение Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 244-ФЗ. ООО «РОСТОЛО-КМВ» не занимается деятельностью по организации и проведению азартных иг<адрес> осуществляет законную деятельность по распространению лотерейных билетов и выплате выигрышей участникам Всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «<данные изъяты> в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 138-ФЗ «О лотереях». Организатором данной лотереи является ООО «<данные изъяты> которому в соответствии с п. 1 ст. 6 Закона о лотереях Федеральной Налоговой службой Российской Федерации выдано разрешение от ДД.ММ.ГГГГ № на проведение лотереи <данные изъяты> на территории Российской Федерации (государственный регистрационный номер лотереи №. Срок действия разрешения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Согласно ст. 8 Закона о лотереях, - Условия утверждаются организатором лотереи и включают в себя, в том числе: описание концепции лотереи; организационно-технологическое описание лотереи; порядок информирования участников лотереи о правилах участия в лотерее и результатах розыгрыша призового фонда лотереи; порядок изготовления и реализации лотерейных билетов (порядок определения и регистрации лотерейных ставок); порядок проведения розыгрыша призового фонда лотереи, алгоритм определения выигрышей. В соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 6 Закона о лотереях условия лотереи прилагаются к заявлению о предоставлении разрешения на проведение лотереи. Данные условия в составе заявления были проверены и рассмотрены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на выдачу разрешения на проведение лотереи (Федеральная налоговая служба Российской Федерации), в порядке, установленном Правилами проведения негосударственной лотереи, утвержденных Приказом Минфина РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н. Ввиду указанных положений законодательства, а также понятия «лотереи», изложенного в ст. 3 Закона о лотереях, лотерея должна проводиться в соответствии с требованиями действующего законодательства, а также условий проведения лотереи, утвержденных в установленном порядке. Так, условия проведения лотереи «<данные изъяты>) утверждены генеральным директором <данные изъяты>», а также были рассмотрены и согласованы Федеральной налоговой службой РФ при выдаче разрешения на проведение лотереи.

      Статьей 3 Закона о лотереях установлена классификация видов лотерей, каждая из которых имеет свои особенности. В соответствии с положениями данной нормы лотерея «<данные изъяты>) в зависимости от установленных законом признаков является: в зависимости от территории проведения - всероссийской ; в зависимости от организатора лотереи - негосударственной; по способу проведения лотереи - бестиражной.

      Организатором негосударственной лотереи может быть муниципальное образование или созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющее место нахождения в Российской Федерации юридическое лицо. От имени муниципального образования организатором негосударственной лотереи, проводимой на территории одного муниципального образования, может быть только уполномоченный орган местного самоуправления. Федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не могут быть организаторами негосударственной лотереи (ч. 5 ст. 3 Закона о лотереях). Поскольку организатор лотереи - <данные изъяты>» - является юридическим лицом, имеющим место нахождения в Российской Федерации, и создано в соответствии с законодательством Российской Федерации, проводимая им лотерея является негосударственной.

      Лотерея в зависимости от способа ее проведения подразделяется на тиражную, бестиражную и комбинированную (ч. 2 ст. 3 Закона о лотереях). Бестиражной лотереей является лотерея, в которой выигрышные лотерейные билеты определяются на стадии их изготовления, то есть до распространения среди участников лотереи. При проведении бестиражной лотереи участник такой лотереи может непосредственно после внесения платы за участие в лотерее и получения лотерейного билета определить, является его лотерейный билет выигрышным или нет. Призовой фонд лотереи «<данные изъяты>) формируется в порядке, установленном разделом 15 Условий. Согласно положениям данного раздела (пункты 15.1-15.5) призовой фонд лотереи формируется за счет распространения лотерейных билетов, реализация которых производится на возмездной основе (<данные изъяты>). Призовой фонд является собственностью участников лотереи и распределяется в соответствии с Условиями.

      Согласно положениям п. 6 ст. 2 Закона о лотереях, - распространение Обществом билетов осуществляется на основании договора оказания услуг по распространению лотерейных билетов № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Обществом и распространителем лотерейных билетов - <данные изъяты>», которое, в свою очередь, имеет договор №р от ДД.ММ.ГГГГ с организатором лотереи - <данные изъяты>». Согласно условиям договора оказания услуг по распространению лотерейных билетов №р от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между <данные изъяты>» и <данные изъяты>», распространитель обязан при оказании услуг руководствоваться условиями проведения лотереи (п. 3.2.6 договора). В соответствии с положениями п. 12.7. Условий распространитель вправе распространять билеты как в ручную, так и с использованием торгового оборудования. Договор № служит для оказания возмездных услуг по обслуживанию автоматизированного процесса распространения лотерейных билетов лотерей, которые указаны в приложении к настоящему договору (п. 2.1 Договора ). Как следует из Дополнительного соглашения № к Договору № от ДД.ММ.ГГГГ, Исполнитель осуществляет обслуживание автоматизированного процесса распространения лотерейных билетов Всероссийской негосударственной бестиражной лотереи <данные изъяты>) (далее - <данные изъяты>»), организатором которой является <данные изъяты>». Распространение лотерейных билетов данной лотереи осуществляется на основании Разрешения на проведение лотереи № от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктом 12.7 приложения № Условий проведения Всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «<данные изъяты>) распространение лотерейных билетов осуществляется организатором или распространителями лотерейных билетов как в ручном режиме, так и с использованием торгового оборудования. Согласно п.п. 2.1, 3.1.1 Договора

№ от ДД.ММ.ГГГГ, Исполнитель (ООО «РОСЛОТО-КМВ») обязуется обеспечить автоматизированную процедуру распространения лотерейных билетов в соответствии с условиями настоящего договора и приложений к нему, включая Регламенты по обслуживанию процесса распространения лотерейных билетов. Заказчик (ООО <данные изъяты>») обязуется оплатить предоставленные Исполнителем услуги. Согласно п. 3.1.6 Договора № от ДД.ММ.ГГГГ Исполнитель в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным, обязуется предоставлять Заказчику (<данные изъяты>») на подпись, а также возвратить по накладной упаковки лотерейных билетов, распространенных в автоматизированном процессе. Приложением № к Договору № от ДД.ММ.ГГГГ является РЕГЛАМЕНТ по обслуживанию процесса реализации лотерейных билетов лотереи <данные изъяты> утвержденный и подписанный сторонами. Согласно п. 2.1. Регламента, процедура автоматизированного процесса реализации лотерейных билетов состоит из следующих этапов: приемка упаковок с лотерейными билетами Исполнителем от Заказчика, пусконаладочные работы автоматизированного процесса распространения лотерейных билетов, надзор за автоматизированным процессом распространения лотерейных билетов, возврат Заказчику распространенных билетов. Надзор за автоматизированным процессом реализации лотерейных билетов включает в себя, согласно п. 5.2. Регламента, отслеживание соблюдения процедуры распространения. Данная процедура состоит из оплаты лотерейного билета участником лотереи, представления лотерейного билета (путем визуализации видеоизображения лотерейного билета на экране оборудования и в окошке «выдачи» в оригинальном бумажном варианте) после его оплаты, определения выигрыша, выплаты выигрыша и изъятия выигрышных билетов у участника лотереи. Реализация лотерейных билетов Обществом осуществляется посредством специального Устройства по реализации лотерейных билетов Л1, а также посредством специального Устройства по реализации лотерейных билетов Ф2 (далее - «Устройство»), переданного Обществу ООО <данные изъяты>» на основании Договора субаренды № от ДД.ММ.ГГГГ, которое, в свою очередь, заключило Договор Аренды № от ДД.ММ.ГГГГ.

      Ошибочным является следующий довод прокурора о порядке игры: игра «Сантехник» самостоятельно началась и закончилась. При этом лотерейный билет через предусмотренный для этого разъем выдан не был. Правила проведения и наименование лотереи на мониторе не отразились. Факт игры ничем не был подтвержден, т.е. не были выданы лотерейные билеты… Во-первых, «Сантехник» является не игрой, а торговой программой, установленной на оборудовании. Во-вторых, распространение лотерейных билетов осуществляется в автоматизированном режиме; а лицо, принявшее участие в лотерее, не обращалось к продавцу с требованием о предоставлении наименования (которую он мог прочитать на самом лотерейном билете) и правилах проведения лотереи либо с требованием о предоставлении ему лотерейного билета. Ввиду этого несостоятельным является также довод прокурора и том, что «Устройство самостоятельно начало и окончило игру».

Вступление в договор между Организатором лотереи и участником Лотереи основано исключительно на принципе добровольности и оформляется предоставлением участнику Лотереи лотерейного билета в обмен на денежные средства. Также, противоречащими Закону о лотереях и Условиям лотереи «<данные изъяты>) являются следующие доводы прокурора: - не было указано наименование лотереи на видимых сторонах устройства, а также в киоске «По реализации лотерейных билетов»;- лотерейный билет участнику игры на руки не выдается. Из п. 11.2 и 10.1 Условий следует, что выдержки из условий лотереи, необходимые для формирования адекватного представления участника лотереи о лотерее и порядке получения выигрышей, участники лотереи могут получить также в местах распространения лотерейных билетов, на самих билетах. На лицевой стороне Устройства содержатся выдержки из Условий проведения лотереи (см. приложение к сертификатам соответствия) и надпись, прямо свидетельствующая о том, что проводится ЛОТЕРЕЯ,

Устройство не скрыто от участника лотереи; наименование лотереи содержится на лотерейном билете, который предоставляется участнику в окошке выдачи билета. Кроме того, ни участник лотереи ни сотрудники прокуратуры при проведении проверки не обращались за информацией о лотерее к продавцу, отказ продавца киоска от предоставления информации он не получал и об этом нигде не указывал. Обязанность продавца по предоставлению информации о лотерее предусмотрена его должностной инструкцией, а также п. 9.2. Условий. Законность деятельности Общества подтверждается ст. 2 ФЗ «О лотереях», изложенной в исковом заявлении прокурором. Из смысла данной нормы следует, что договор между организатором лотереи и ее участником заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.

      Таким образом, прокурором не исследованы документы, подтверждающие законность деятельности ООО «РОСЛОТО-КМВ», которые приложены им в качестве доказательств незаконности деятельности Общества. Истцом не представлено доказательств несоблюдения Обществом Условий проведения лотереи «<данные изъяты>

      Следовательно, возможность использования устройств, специально предназначенных для распространения лотерейных билетов, при проведении лотереи <данные изъяты> прямо предусмотрена Условиями, и соответственно, действующим законодательством РФ. Устройство по реализации лотерейных билетов Л1 и Устройство по реализации лотерейных билетов Ф2 не является лотерейным оборудованием, поскольку не изготовлено для проведения лотереи, а лишь предназначено для реализации уже заранее изготовленных билетов. Более того, указанное оборудование не связано сетью электросвязи (данное обстоятельство подтверждается также представленной заявителем Справкой об исследовании №и от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Экспертно-криминалистическим центром ГУВД СК).

Соответственно, несостоятельным и противоречащим материалам дела является довод истца, что Законом «О лотереях» не предусмотрено определение выигрыша бестиражной лотереи непосредственно на лотерейном оборудовании, а организатором лотерее, поскольку используемое оборудование не является лотерейным. В исковом заявлении прокурор указал, что согласно техническим паспортам торговый автомат «Устройство по реализации лотерейных билетов Л1» предназначено для распространения (реализации) лотерейных билетов бестиражной лотереи, т.е. данный факт им не отрицается. Выигрыш определяется путем считывания информации о размере выигрыша, указываемого в билете на стадии изготовления в соответствии с. п. 7.1 Условий, что подтверждается самим истцом. Используемое Обществом Устройство не является игровым оборудованием и предназначено исключительно для реализации лотерейных билетов.

      Кроме того, считает несостоятельными доводы прокурора о том, что заключение проведенной по делу экспертом АНО «Научно-исследовательский центр экспертизы и сертификации» г. ФИО7 на основании определения Пятигорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ судебной технической экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ вызывает сомнения в достоверности выводов указанной экспертизы, и ссылку на проведенное в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании письма № от ДД.ММ.ГГГГ заместителя начальника капитана полиции ФИО9 экспертное исследование № экспертами Торгово-промышленной палаты Чувашской Республики, поскольку экспертные исследования эксперта АНО «Научно-исследовательский центр экспертизы и сертификации» г. ФИО7 были проведены в рамках судебного разбирательства по гражданскому делу и по делу об административном правонарушении на основании определений мирового судьи судебного участка № <адрес> и Пятигорского городского суда, с уведомление всех сторон по делу, тогда как исследование оборудования экспертами Торгово-промышленной палаты Чувашской Республики было проведено в отсутствие уведомления ООО «РОСЛОТО-КМВ» <адрес>, за рамками судебного разбирательства.

        На основании изложенного, просил в удовлетворении заявленных Прокурором <адрес> Республики к Обществу с ограниченной ответственностью «РОСЛОТО-КМВ» <адрес> исковых требований о признании незаконной деятельности по проведению азартных игр и возложении обязанности прекратить деятельность, связанную с организацией и проведением азартных игр на территории <адрес> Республики, - отказать в полном объеме.

      Представители 3-х лиц на стороне ответчика - <данные изъяты>, будучи надлежащим образом извещенными о дате и времени судебного заседания, в суд не явились, не известив суд о наличии уважительных причин неявки, не представив ходатайств об отложении судебного разбирательства по делу.

      На основании ст. 167 п.3 ГПК РФ, с учетом мнений лиц, участвующих в деле, признавая причины неявки представителей 3-х лиц на стороне ответчика - ООО <данные изъяты>» <адрес> и <данные изъяты>» <адрес>, в судебное заседание не уважительными, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей указанных 3-х лиц на стороне ответчика.

      Из представленных суду в письменной форме объяснений представителей 3-х лиц на стороне ответчика - <данные изъяты>» <адрес> на исковые требования, заявленные прокурором <адрес> Республики, следует, что указанные 3-и лица находят заявленные прокурором исковые требования - необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

      Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные сторонами в условиях состязательного процесса доказательства, - суд находит заявленные     прокурором <адрес> Республики, в защиту прав государства и интересов неопределенного круга лиц, исковые требования     к Обществу с ограниченной ответственностью «РОСЛОТО-КМВ» <адрес> - не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям:

      Согласно п. 1 ст. 45 ГПК РФ, - прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

      <адрес> Республики обратился в суд с иском в защиту прав государства и интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «РОСЛОТО-КМВ» <адрес> о признании незаконной деятельность по проведению азартных игр и возложении обязанности прекратить деятельность, связанную с организацией и проведением азартных игр на территории <адрес> Республики.

       Законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О запрещении деятельности по организации и проведению азартных игр на территории <данные изъяты>» на территории <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ запрещено осуществление     деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах, тотализаторах и залах игровых автоматов. Указанный Закон <данные изъяты> принят в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан, а потому нарушение его требований является фактическим нарушением прав и законных интересов, неопределенного круга лиц, что в силу ст. 45 ГПК РФ, является основанием для предъявления прокурором <адрес> Республики в суд указанных исковых требований.

       Как следует из представленных суду прокурором <адрес> Республики доказательств в обоснование заявленных к ответчику исковых требований, - прокуратурой <адрес> была проведена проверка соблюдения ООО «РОСЛОТО-КМВ» <адрес> действующего законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр, законодательства о лотереях. В ходе проверки было установлено, что ООО «РОСЛОТО-КМВ», зарегистрированное по <адрес>, осуществляет свою деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта. Общество осуществляет свою деятельность с ДД.ММ.ГГГГ года. В ДД.ММ.ГГГГ года ООО «Рослото-КМВ» установило на арендуемых земельных участках по адресам:     <адрес>, временные объекты сборно-разборного характера - торговые киоски площадью не более <данные изъяты> кв.м каждый, с целью осуществления в них продажи лотерейных билетов.

       В соответствии с частями 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации, проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», - деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами и исключительно в игорных заведениях, соответствующих установленным требованиям. Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (часть 4 статьи 5 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 244-ФЗ).

      Согласно части 2 статьи 9 указанного Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ

№ 244-ФЗ, - игорные зоны создаются на территориях следующих субъектов Российской Федерации: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес> и <адрес>.

      В силу пункта 3 части 1 статьи 3, пункта 8 статьи 4, статьи 13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 244-ФЗ, - деятельность по организации и проведению азартных игр в игорной зоне осуществляется на основании разрешения, выдаваемого органом управления игорной зоной в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (соглашением между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации), в том числе, путем проведения аукциона или конкурса.

       В силуп. 18. ст. 4 Закона РФ № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр», - игровой автомат определяется какигровое оборудование ( механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников.

      Правовую основу государственного регулирования отношений, возникающих в области организации и проведения лотерей, порядок их организации и проведения на территории Российской Федерации определяет Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 138-ФЗ « О лотереях ».

      В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона «О лотереях», - лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает права на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи.

      Согласно пункту 8 указанной статьи закона № 138-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, - под проведением лотереи понимается осуществление мероприятий, включающих в себя заключение договоров ( контрактов ) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров ( контрактов ), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.

      В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона РФ «О лотереях», - лотерея, в зависимости от способа формирования ее призового фонда, подразделяется на: лотерею, право на участие в которой связано с внесением платы, за счет которой формируется призовой фонд лотереи и лотерею, право на участие в которой не связано с внесением платы, и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (стимулирующая лотерея).

      Следовательно, основными признаками, позволяющими отличить игровое оборудование от лотерейного или иного оборудования, в частности, от оборудования, предназначенного для реализации лотерейных билетов, являются: его использование для проведения азартных игр; случайное определение материального выигрыша самим устройством; автономная (самостоятельная) работа аппарата, т.е. работа без участия организатора игры или его работников.

      Как достоверно следует из документов, представленных сторонами в качестве письменных доказательств в обоснование заявленных исковых требований и возражений, - ООО «РОСЛОТО-КМВ» <адрес> осуществляет распространение лотерейных билетов на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между указанным обществом и распространителем лотерейных билетов - <данные изъяты>» <адрес>. В свою очередь, <данные изъяты>» имеет договор №р от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с организатором лотереи - Обществом с ограниченной ответственностью <данные изъяты>» <адрес>. Обществу с ограниченной ответственностью <данные изъяты>» Федеральной Налоговой службой Российской Федерации выдано разрешение № от ДД.ММ.ГГГГ на проведение Всероссийской негосударственной бестиражной лотереи <данные изъяты>) на территории Российской Федерации. Государственный регистрационный номер лотереи № ФНС. Срок действия указанного разрешения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

      Приложением № к заявлению о предоставлении разрешения на право проведения лотереи, со стороны <данные изъяты>» были представлены Условия проведения Всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «МОБИУС» (серия 75)», порядок утверждения которых установлен «Правилами проведения негосударственной лотереи», утвержденными Приказом Министерства финансов РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н.

      В соответствии с пунктом 9.2 Условий проведения Всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «<данные изъяты>), - участником лотереи признается лицо, которое оплатило лотерейный билет и тем самым получило право на участие в розыгрыше призового фонда лотереи, указанного на лотерейном билете. Факт выпадения выигрыша на лотерейный билет может определяться с помощью торгового аппарата по распространению лотерейных билетов или участником лотереи самостоятельно. В соответствии с пунктом 12.7 Условий, - распространение лотерейных билетов осуществляется организатором или распространителем лотерейных билетов как в ручном режиме, так и с использованием торгового оборудования.

      Как было достоверно установлено в судебном заседании, не оспаривалось сторонами в ходе судебного разбирательства по делу - распространение лотерейных билетов осуществляется ответчиком - ООО «РОСЛОТО-КМВ» <адрес> как в ручном режиме, так и в автоматическом режиме, посредством устройств - Устройств по реализации лотерейных билетов Л1, а также, посредством Устройств по реализации лотерейных билетов Ф2, переданных ответчику на основании Договора субаренды № от ДД.ММ.ГГГГ. В свою очередь, ООО «РОСЛОТО - КМВ» получило указанное оборудование от <данные изъяты>» <адрес> по Договору аренды № ДД.ММ.ГГГГ.

      Пунктом 10.2 Условий проведения Всероссийской негосударственной бестиражной лотереи <данные изъяты>), предусмотрено, что носителем права требования выигрыша является обладатель лотерейного билета, на который выпал выигрыш. Выигрышный билет определяется путем выявления скрытой надписи на билете, где указана сумма выигрыша. Все предоставленные к получению выигрыша билеты проходят процедуру идентификации, т.е. проверку на подлинность, отсутствие подделок, подтверждение факта выпадения размера выигрыша. Идентификация (экспертиза) выигрышного лотерейного билета и выдача выигрыша по нему происходит немедленно, непосредственно в месте распространения билетов Лотереи (п. 10.3 Условий ). Выплату выигрышей на местах организатор лотереи - <данные изъяты>» вправе поручить распространителям лотерейных билетов. Выигрыши выплачиваются на протяжении всего срока проведения лотереи (п. 10.5 Условий). При этом, выигравшие билеты, по которым выплачены выигрыши, изымаются, погашаются а после проведения процедуры идентификации и внесения информации в идентификационный протокол, уничтожаются (п. 10.6 Условий).

      В соответствии с пунктом 7.2. Условий проведения Всероссийской негосударственной бестиражной лотереи <данные изъяты> - при проведении лотереи Участник непосредственно после внесения платы за участие в лотерее и предоставления лотерейного билета может определить размер выигрыша лотерейного билета.

      На основании приказов № директора ООО «РОСЛОТО-КМВ» от ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> республики были открыты обособленные структурные подразделения ООО «РОСЛОТО-КМВ» по адресам: <адрес>

      Из документов, имеющихся в материалах гражданского дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ старшим помощником прокурора <адрес>

<адрес> республики ФИО10 были составлены акты о том, что по адресам : <адрес> <адрес> незаинтересованные лица подошли к киоскам «ФИО1» и приняли участие в лотереи, а именно, опустили в купюроприемник денежные средства. В данных актах указано, что после внесения денег запустилась игра «Сантехник». При этом, лотерейные билеты стоимостью <данные изъяты> каждый выданы автоматом не были, правила проведения и наименование лотереи до участников доведены не были. Игра самостоятельно началась и закончилась. Факт игры ничем не был подтвержден, т.е. по мнению прокурора, составившего акта, не были выданы лотерейные билеты. По окончании игры «Сантехник» в устройство выпадали денежные средства от <данные изъяты>.    

       В обоснование заявленных исковых требований прокурор <адрес> сослался на заключение эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, которое было выполнено экспертом АНО «Научно-исследовательский центр экспертизы и сертификации» - ФИО11 на основании определения мирового судьи судебного участка № <адрес> ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГ года по делу об административном правонарушении в отношении ООО «РОСЛОТО-КМВ», о совершении Обществом административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.1.1. КоАП РФ, по адресу :

<адрес>. Согласно указанного заключения АНО «Научно-исследовательский центр экспертизы и сертификации» № от ДД.ММ.ГГГГ - торговый автомат «Устройство по реализации лотерейных билетов Л1», является оборудованием, специально предназначенным для реализации и распространения лотерейных билетов бестиражной лотереи. Данные устройства предназначены для реализации бестиражной лотереи, выявлению по уникальному коду скрытой информации, сопоставления данного кода с электронной базой билетов, выплаты выигрыша монетами не менее <данные изъяты> учете выигрыша менее <данные изъяты> на счете и предоставления суммы кратной <данные изъяты>. Гашение билетов производится механическим способом. После чего билеты изымаются, а после проведения процедуры идентификации и внесения информации в идентификационный протокол - уничтожаются. Для обеспечения этих функций билеты находятся в рулонах и имеют уникальный код. Согласно выводам эксперта АНО «Научно-исследовательский центр экспертизы и сертификации» - ФИО11, содержащимся в указанном заключении № от ДД.ММ.ГГГГ (ответ на вопрос №) - торговый автомат «Устройство по реализации лотерейных билетов Л1», частью которого являлись исследуемые платы, не является игровым автоматов в соответствии с определением, содержащимся в Федеральном Законе РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 244-ФЗ.

      Аналогичные выводы содержаться и в заключении проведенной в ходе судебного разбирательства по делу судебной технической экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной в соответствии со ст. 79 ГПК РФ, на основании определения Пятигорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, экспертом АНО «Научно-исследовательский центр экспертизы и сертификации» <адрес> - ФИО11, которому было поручено экспертное исследование Устройств по реализации лотерейных билетов Л1 с заводскими номерами: №, а также, Устройства по реализации лотерейных билетов Ф2 с заводским номером № посредством которых Обществом осуществлялась реализация лотерейных билетов по адресам: <адрес> Из содержания выводов указанного заключения экспертизы следует ( ответ на вопрос №), что представленные на экспертизу Торговые автоматы «Устройство по реализации лотерейных билетов Л1» и Торговый автомат Ф2, не являются игровым автоматом (либо его комплектующими) в соответствии с определением, содержащимся в Федеральном Законе от ДД.ММ.ГГГГ

№ 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». В отличие от игровых автоматов с денежным выигрышем, описание которых приведено в заключении, «Устройство по реализации лотерейных билетов Л1» и Торговый автомат Ф2 не имеют клавиатуры управления, Участник лотереи не имеет возможности влиять на работу Устройства, выигрыш определен заранее на этапе изготовления лотерейных билетов и нанесен типографским способом на каждый билет, математические алгоритмы, определяющие выигрыш случайным образом, в программном обеспечении отсутствуют. Для функционирования «Устройства по реализации лотерейных билетов Л1» необходимо наличие кассеты с билетной лентой, содержащей лотерейные билеты установленного образца. Торговый автомат Ф2 также не может работать без бобин с лотерейными билетами. По результатам проведенного сравнения «Устройства по реализации лотерейных билетов Л1», Торгового автомата Ф2 и игровых автоматов, предназначенных для организации азартных игр с денежным выигрышем, сходств не выявлено.

      Из объяснения представителя ответчика - ООО «РОСЛОТО-КМВ» следует, что функционирование спорного устройства осуществляется следующим образом: распространитель вставляет в Устройство бобины с лотерейными билетами. Лотерейные билеты отпечатаны типографским способом по одному макету (шаблону), имеют специальную защиту. После заправки бобины лотерейными билетами Устройство готово к работе. Самостоятельная работа Устройства без лотерейных билетов невозможна, что подтверждается соответствующей надписью на дисплее Устройства и прекращением работы Устройства. Приобретение билетов через Устройство происходит путем внесения стоимости билета в размере <данные изъяты> через монетоприемник и купюроприемник Устройства. После оплаты билета лотерейный билет представляется участнику путем визуализации видеоизображения лотерейного билета на экране оборудования, а также в окошке «выдачи» в оригинальном, т.е. бумажном варианте, затем происходит считывание штрих-кода на билете (т.е. двухмерного матричного штрих-кода DataMatrix) специальной программой «Сантехник», установленной на оборудовании. Участнику лотереи не представляется возможность каким-либо образом влиять на функционирование аппарата, так как устройство не оборудовано какими-либо рычагами, кнопками (напр. «Пуск», «Старт», Пауза», «Финиш», «Стоп» или др.,) позволяющими участнику лотереи каким-либо образом влиять на изображение на экране или движение ленты с лотерейными билетами. Движение ленты с билетами осуществляется последовательно, в одном направлении, что свидетельствует о том, что случайный отбор аппаратом (или программой, которой он оборудован) лотерейных билетов также исключен. Участник лотереи имеет возможность проверить размер выигрыша лотерейного билета, путем стирания защитного слоя на лотерейном билете.

      Суду ответчиком в обоснование своих возражений против удовлетворения заявленных прокурором исковых требований, представлены : сертификат соответствия № от ДД.ММ.ГГГГ, выданный АНО «Межрегиональный испытательный центр», из которого следует, что «Торговые автоматы «Устройство по реализации лотерейных билетов Л1» предназначены для распространения (реализации) лотерейных билетов бестиражной лотереи, технические характеристики и функциональные возможности «Торговый автомат «Устройство по реализации лотерейных билетов Л1» соответствует требованиям нормативной и технической документации, скрытые алгоритмы, скрытые (недекларированные) возможности, информационные массивы, узлы и агрегаты, недоступные для инспектирования и тестирования в представленном АПК отсутствуют, базовое программное обеспечение выполняет функции, заявленные в документации на испытанный АПК; сертификат соответствия № от ДД.ММ.ГГГГ, выданный АНО «Межрегиональный испытательный центр», из которого следует, что «Торговая программа «Сантехник» (RUNMAN) предназначена для обеспечения взаимодействия с периферийными устройствами в аппаратно-программных комплексах (АПК) «Устройство по реализации лотерейных билетов Л1» (или аналогах) при реализации лотерейных билетов. Функциональные возможности ПО «Торговая программа «Сантехник» соответствуют требованиям нормативной и технической документации. Скрытые алгоритмы (в том числе, исходные тексты компьютерных программ), недекларированные возможности, информационные массивы, недоступные для инспектирования и тестирования со стороны органов, осуществляющих контроль, в предоставленном ПО «Торговая программа «Сантехник» отсутствуют.

       Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Экспертно-криминалистическим Центром ГУВД по <адрес>, Устройство по реализации лотерейных билетов Л 1 соответствует техническим паспортам.

      Согласно техническому заключению по результатам экспертного заключения № от ДД.ММ.ГГГГ, проведенным главным экспертом ЦНКЭС, кандидатом технических наук ФИО8 и экспертом ФИО14Родиным, - Устройство по реализации лотерейных билетов «Л1» соответствуют требованиям Закона РФ № 138-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О лотереях».

      В соответствии с заключением эксперта №Э от ДД.ММ.ГГГГ Регионального филиала по <адрес> Российской Федерации МОО «Союз криминалистов», проводимого в рамках уголовного дела №, аналогичное оборудование, используемое обществом для реализации лотерейных билетов, не соответствует ГОСТ Р50991-96 «Автоматы игровые. Технические требования и методы испытаний», поскольку в указанном оборудовании выигрыш не зависит от работы программного обеспечения и определен в лотерейных билетах, вероятность выигрыша с работой программы визуализации не связана, а также в работе оборудования отсутствует «игровая цель».

      Также по итогам испытания аппаратно-программного комплекса «Устройство по реализации лотерейных билетов Л1» и программного обеспечения, проводимого ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы» № от ДД.ММ.ГГГГ, - данный аппаратно-программный комплекс не является ни игровым оборудованием, предназначенным для организации и проведения азартных игр, ни лотерейным оборудованием, а предназначен исключительно для реализации лотерейных билетов бестиражной лотереи.

      Из содержания справки об исследовании №и от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Экспертно-криминалистическим центром ГУВД <адрес>, следует, что «Устройства по реализации лотерейных билетов Л1» возможно использовать без подключения к сети интернет, а представленные на исследование 2 аппарата соответствуют конструктивно-техническим характеристикам и комплектности, указанным в технической документации.

      В соответствии с заключением экспертизы Центра независимой комплексной экспертизы и сертификации систем и технологий «Область», эксперт ФИО13, № от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной на основании поступивших материалов проверки ( КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ, КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ, КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ и т.д.) было установлено, что «Устройство по реализации лотерейных билетов Л1» соответствуют техническому описанию, указанному в техническом паспорте на данные устройства, представленное на исследование программное обеспечение не является игровыми аппаратами; в составе программного обеспечения и аппаратной части генераторов игровых комбинаций не обнаружено; представленное на исследование оборудование не является лотерейным; технической и программной возможности влиять на предопределение выигрыша ли проигрыша нет; данные устройства не могут работать без наличия кассеты с билетами; программное обеспечение «Сантехник» компании ЗАО «Флинт и К» работает под управлением операционной системы «Linux».

      Из технического заключения, данного по результатам экспертного исследования № от ДД.ММ.ГГГГ, выполненного экспертами «Центра независимой комплексной экспертизы и сертификации систем и технологий» ФИО8 и ФИО15, следует, что функциональные возможности аппаратно-программного комплекса по распространению лотерейных билетов тиражных и бестиражных лотерей соответствуют заявленным в документации. Функциональных возможностей, не отраженных в документации, в результате экспертного исследования не выявлено. Порядок распространения лотерейных билетов, порядок выплаты выигрыша соответствует требованиям Закона РФ № 138 -ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О лотереях».

      Бесспорных, достоверных и допустимых доказательств в подтверждение того факта, что спорное оборудование является игровым аппаратом прокурором суду не было представлено. Кроме того, в ходе судебного разбирательства по делу доводы прокурора <адрес> о том, что «Устройства по реализации лотерейных билетов Л1» являются игровыми автоматами, своего подтверждения не нашли и были опровергнуты доказательствами, представленными суду ответчиком, в том числе, и заключением проведенной в ходе судебного разбирательства по делу с соблюдением процессуальных прав сторон технической экспертизы, которому суд отдает предпочтение, по сравнению с заключением № от ДД.ММ.ГГГГ эксперта Торгово-Промышленной палаты Чувашской республики, на которое ссылается в обоснование заявленных исковых требований прокурор, которое было проведено вне рамок гражданского дела.

      В ходе судебного разбирательства по делу было     достоверно установлено, подтверждено надлежащими и допустимыми доказательствами, что ни один из      элементов, необходимых в силу п. 18. ст. 4 Федерального закона № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр» для отнесения спорного оборудования к игровым автоматам для исследованного судом «Устройства по реализации лотерейных билетов Л1» не характерен, т.к. указанное устройство не определяет материальный выигрыш случайным образом, а лишь осуществляет считывание кода на лотерейных билетах, выигрыш зависит только от содержания лотерейного билета, работа данного устройства и выигрыш, получаемый участником лотереи, не зависит от встречных действий участника лотереи, устройство не оборудовано какими-либо рычагами, кнопками ( например: «Пуск», «Старт», Пауза», «Финиш», «Стоп» или другие ), позволяющими участнику лотереи каким-либо образом влиять на изображение на экране или движение ленты с лотерейными билетами, движение ленты с билетами последовательное, в одном направлении, что свидетельствует о том, что случайный отбор аппаратом (или программой, которой он оборудован) лотерейных билетов также исключен, данное устройство не может работать без участия работника -распространителя лотерейных билетов, поскольку участие работника требуется для заправки бобин с лотерейными билетами в устройство, выдачи выигрыша при превышении лимита монет находящихся в устройстве, обмена денежных средств участнику лотереи на купюры необходимого достоинства, выдачи участнику лотерейных билетов в случае наличия такого требования у участника, а также, указанное оборудование предназначено для автоматизированной реализации лотерейных билетов, а не для проведения азартной игры. В устройстве отсутствует игровая цель, поскольку работа устройства ни коим образом не зависит от личных способностей участника лотереи.

       На основании установленных в ходе судебного разбирательства по делу фактических обстоятельств при проведении всестороннего анализа всех доказательств, представленных суду сторонами, суд приходит к выводу о том, что используемые ответчиком - ООО «РОСЛОТО-КМВ» <адрес> устройства по реализации лотерейных билетов не являются игровыми автоматами, а бесспорных, достоверных и допустимых     доказательств осуществления ответчиком - ООО «РОСЛОТО-КМВ» <адрес> деятельности по проведению азартных игр на территории <адрес> прокурором в ходе судебного разбирательства по делу в условиях состязательного процесса представлено не было.

      Согласно ст. 8 Закона РФ «О лотереях» - условия лотереи утверждаются организатором лотереи и включают в себя, в том числе: описание концепции лотереи; организационно-технологическое описание лотереи; порядок информирования участников лотереи о правилах участия в лотерее и результатах розыгрыша призового фонда лотереи; порядок изготовления и реализации лотерейных билетов (порядок определения и регистрации лотерейных ставок); порядок проведения розыгрыша призового фонда лотереи, алгоритм определения выигрышей.

      В соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 6 Закона РФ « О лотереях », - условия лотереи прилагаются к заявлению о предоставлении разрешения на проведение лотереи. Данные условия в составе заявления подлежат проверке и рассмотрению федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ на выдачу разрешения на проведение лотереи в порядке, установленном Правилами проведения негосударственной лотереи (утв. Приказом Минфина РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н). Ввиду указанных положений закона, а также понятия самой «лотереи», изложенного в ст. 3 Закона «О лотереях», лотерея должна проводиться в соответствии с требованиями действующего законодательства, а также условий лотереи, утвержденных в установленном порядке.

      Как установлено в ходе судебного разбирательства по делу, следует из документов, представленных суду сторонами, - распространение ООО «РОСЛОТО-КМВ» <адрес> билетов осуществляется на основании договора оказания услуг по распространению лотерейных билетов № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Обществом и распространителем лотерейных билетов - <данные изъяты>», которое, в свою очередь, имеет договор №р от ДД.ММ.ГГГГ с организатором лотереи - <данные изъяты>», что не противоречит положениям п. 6 ст. 2 Закона РФ «О лотереях».

      Согласно условиям договора оказания услуг по распространению лотерейных билетов №р от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между <данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты> - распространитель обязан при оказании услуг руководствоваться условиями проведения лотереи (п. 3.2.6 договора).

      В соответствии с пунктом 12.7 приложения № Условий проведения Всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «<данные изъяты>) распространение лотерейных билетов осуществляется организатором или распространителями лотерейных билетов как в ручном режиме, так и с использованием торгового оборудования.

      Из представленных суду доказательств следует, что ООО «РОСЛОТО-КМВ» <адрес> на основании оказания услуг по распространению лотерейных билетов № от ДД.ММ.ГГГГ оказывает возмездные услуг по обслуживанию автоматизированного процесса распространения лотерейных билетов лотерей, которые указаны в приложении к данному договору (п. 2.1 Договора).

      Как следует из дополнительного соглашения № к договору № от ДД.ММ.ГГГГ, Исполнитель осуществляет обслуживание автоматизированного процесса распространения лотерейных билетов Всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «<данные изъяты>), организатором которой является <данные изъяты>».

      Приложением № к договору № от ДД.ММ.ГГГГ является РЕГЛАМЕНТ по обслуживанию процесса реализации лотерейных билетов лотереи <данные изъяты> утвержденный и подписанный сторонами, заключившими договор.

      Согласно п. 2.1 Регламента, - процедура автоматизированного процесса реализации лотерейных билетов состоит из следующих этапов: приемка упаковок с лотерейными билетами Исполнителем от Заказчика, пусконаладочные работы автоматизированного процесса распространения лотерейных билетов, надзор за автоматизированным процессом распространения лотерейных билетов, возврат Заказчику распространенных билетов.

      Надзор за автоматизированным процессом реализации лотерейных билетов включает в себя, согласно п. 5.2. Регламента, отслеживание соблюдения процедуры распространения. Данная процедура состоит из оплаты лотерейного билета участником лотереи, представления лотерейного билета (путем визуализации видеоизображения лотерейного билета на экране оборудования и в окошке «выдачи» в оригинальном бумажном варианте) после его оплаты, определения выигрыша, выплаты выигрыша и изъятия выигрышных билетов у участника лотереи.

      Из представленных суду сторонами доказательств следует, что реализация лотерейных билетов ООО «РОСЛОТО-КМВ» <адрес> осуществляется посредством специального Устройства по реализации лотерейных билетов Л1, а также посредством специального Устройства по реализации лотерейных билетов Ф2, переданного Обществу - ООО «<данные изъяты>» на основании Договора субаренды <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, которое, в свою очередь, заключило     Договор аренды

<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, возможность использования устройств, специально предназначенных для распространения лотерейных билетов, при проведении лотереи <данные изъяты>)», предусмотрена Условиями на проведение этой лотереи и не противоречит Закону РФ «О лотереях».

      Суд также считает необоснованными утверждения прокурора об отсутствии необходимых реквизитов на лотерейных билетах и несоответствии указанных билетов требованиям закона «О лотереях», поскольку в ходе судебного разбирательства было достоверно установлено, что распространение указанных лотерейных билетов осуществляется ответчиком на основании договора оказания услуг по распространению лотерейных билетов № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между обществом и распространителем лотерейных билетов - <данные изъяты>» имеет заключенный договор №р от ДД.ММ.ГГГГ с организатором лотереи - Обществом с ограниченной ответственностью <данные изъяты>».

      Пунктом 6 ст. 2 Закона РФ «О лотереях», - организатору лотереи предоставлено право проводить лотерею непосредственно или через оператора лотереи посредством заключения с ним договора (контракта).

      В соответствии с п. 12.2. Условий, - изготовление лотерейных билетов осуществляется специализированным полиграфическим предприятием, обеспечивающим производство лотерейных билетов с необходимыми уровнями защиты от подделки, по образцам, утвержденным Организатором Лотереи.

      В соответствии с представленным суду письмом Федерального государственного унитарного      предприятия «ЦентрИнформ», исходящий № Р24-335 от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждено, что ФГУП «ЦентрИнформ» в рамках договора №ПР от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с <данные изъяты>», осуществляет для ООО «<данные изъяты>» изготовление и поставку лотерейных билетов Всероссийской негосударственной бестиражной лотереи <данные изъяты>, которые являются защищенной от подделок полиграфической продукцией уровня защиты «Б». Из указанного письма также следует, что билеты с нулевым выигрышем не печатались, минимальный выигрыш - один рубль.

      Несостоятельными суд также считает доводы прокурора о том, что на организацию и проведение азартных игр указывает отсутствие у устройства, используемого ООО «РОСЛОТО-КМВ» <адрес>, возможности выдать лотерейный билет на бумажном носителе участнику лотереи, поскольку согласно условиям проведения лотереи <данные изъяты> билеты, выигрышные билеты, по которым выплачены выигрыши, изымаются, погашаются, а после проведения процедуры идентификации и внесения информации в идентификационный протокол уничтожаются (п. 10.6 Условий).

      Пунктом 3.1.6 договора, заключенного между ООО «РОСЛОТО-КМВ» и распространителем лотерейных билетов - <данные изъяты>», установлено, что Исполнитель возвращает упаковки лотерейных билетов, распространенных в автоматизированном режиме. Пунктом 4.3 Договора, заключенного между <данные изъяты>» и организатором лотереи - <данные изъяты>» предусмотрено, что при выплате выигрыша Распространитель в обязательном порядке изымает выигрышный лотерейный билет.

      Поскольку при использовании участником лотереи устройства автоматически производится идентификация лотерейного билета и выплата выигрыша, необходимость выдачи такого лотерейного билета, по которому выигрыш уже выплачен, отсутствует, так как этот лотерейный билет в силу названных требований Условий и Закона о лотереях подлежит изъятию.

      С учетом установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что являющееся предметом спора оборудование - «Торговый автомат «Устройство по реализации лотерейных билетов Л1» и «Торговый автомат «Устройство по реализации лотерейных билетов Ф2», а также программное обеспечение, установленное на данном оборудовании, не может служить для проведения азартных игр, а предназначено для распространения лотерейных билетов и выплаты суммы выигрыша из призового фонда лотереи, который заранее распределен специализированной типографией по данным билетам, в результате чего суд находит исковые требования, заявленные прокурором <адрес> Республики, в защиту прав государства и интересов неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «РОСЛОТО-КМВ» <адрес>, о признании незаконной деятельность по проведению азартных игр и возложении обязанности прекратить деятельность, связанную с организацией и проведением азартных игр на территории <адрес> Республики, - не обоснованными, не подтвержденными надлежащими, допустимыми, достоверными и бесспорными доказательствами, а потому, - не подлежащими удовлетворению в полном объеме.

      На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 14, 38, 45, 55-59, 194-199 ГПК РФ, Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации, проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 138-ФЗ «О лотереях», -

р е ш и л :

       В удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> Республики, в защиту прав государства и интересов неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «РОСЛОТО-КМВ» <адрес> о признании незаконной деятельность по проведению азартных игр и возложении обязанности прекратить деятельность, связанную с организацией и проведением азартных игр на территории <адрес> Республики, - отказать.

      Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда путем подачи апелляционной жалобы через Пятигорский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

      Судья:                                                                                        В.В. Омельченко