Дело № 2-1963/2021
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Воркута 14 сентября 2021г.
Воркутинский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Поляковой Н.В.,
при секретаре Костоусовой А.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке заочного производства гражданское дело №2-1963/2021 по иску Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области к ФИО1 о предоставлении доступа в жилое помещение,
установил:
Департамент государственного жилищного надзора Ярославской области (далее – Департамент) обратился в суд с иском к ФИО1 о возложении обязанности предоставить доступ в жилое помещение.
В обоснование исковых требований истец указал, что ответчик является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. 24.08.2020 в Департамент из территориальной администрации Кировского и Ленинского районов г.Ярославля поступила информация о проведении самовольных работ по переустройству и перепланировке жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Департаменту в целях контроля за использованием, сохранностью и соответствии жилых помещений установленным правилам и нормам необходимо произвести осмотр <адрес> дома как единого объекта жилищного фонда. В адрес ФИО1 неоднократно направлялись уведомления об обеспечении доступа в жилое помещение специалисту Департамента и личном присутствии на проверке. Уведомления возвращены в адрес отправителя неврученными в связи с истечением срока хранения. Доступ в помещение не предоставлен, о чем составлен акт. Таким образом, ФИО1 не обеспечила доступ в жилое помещение инспектору Департамента, тем самым препятствует осуществлению Департаменту своих полномочий по контролю за использованием и сохранностью жилищного фонда, в том числе в части производства инспекторского обследования помещения. Просят обязать ответчика предоставить доступ в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> для проведения осмотра вышеуказанного помещения в целях осуществления контроля за его надлежащим использованием и сохранностью.
Представитель истца в судебное заседание не явился, просил рассматривать дело в свое отсутствие.
Ответчик в судебное заседание явилась, уведомлена надлежащим образом, о причинах неявки не сообщила, об отложении судебного заседания не ходатайствовала.
На основании ст. ст. 167, 233 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 25 Конституции Российской Федерации жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нём лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Аналогичные нормы закона содержатся в ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как следует из ч.2 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) граждане, осуществляя жилищные права не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
Исходя из требований ч.4 ст. 17 ЖК РФ, пользование жилым помещением осуществляется с учётом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч.4 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно п.17 Постановления Правительства РФ от 21.01.2006 N 25 (ред. от 07.11.2019) "Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями" собственник жилого помещения в многоквартирном доме (далее - собственник) пользуется жилым помещением по назначению и в пределах, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации.
В качестве пользователя жилым помещением собственник обязан: использовать жилое помещение по назначению и в пределах, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации; обеспечивать сохранность жилого помещения; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения (п.19 Постановления).
Согласно ч.1 ст.26 Жилищного кодекса РФ переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Пунктами 6 и 8 статьи 2 Жилищного кодекса РФ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют региональный государственный жилищный контроль (надзор) (далее - государственный жилищный надзор или региональный государственный жилищный надзор) и муниципальный жилищный контроль.
Предметом государственного жилищного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда: требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений вмногоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме (ч.1 п.1 ст.20 Жилищного кодекса РФ).
Постановлением Правительства Ярославской области от 15.10.2014 №1030-п утверждено Положение о Департаменте государственного жилищного надзора Ярославской области.
Согласно Положению к полномочиям Департамента относится осуществление регионального государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда Ярославской области, соответствием иных помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; осуществление регионального жилищного надзора, регулирование отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах путем предупреждения, выявления и пресечения нарушений установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации требований: к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от форм собственности органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами; к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами (п.2.1., п.2.2.).
К функциям Департамента относится: организация и проведение проверок, проведение обследований, исследований, испытаний, экспертизы объектов жилого фонда.(п.3.2.9, 3.2.11 Положения).
Пунктом 11 Постановления Правительства РФ от 11.06.2013 N 493 (ред. от 13.09.2018) "О государственном жилищном надзоре" предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию; содержанию общего имущества в многоквартирном доме; порядку перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение; порядку переустройства и перепланировки жилых помещений.
По смыслу приведённых правовых норм в совокупности, Департамент, как орган государственной власти, обеспечивающий контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда и осуществляющий региональный государственный жилищный контроль (надзор) вправе требовать допуска в жилое помещение, а пользователи обязаны предоставить такой допуск.
Судом установлено, что ФИО1 является собственником квартиры по адресу: <адрес>.
Актом осмотра жилого помещения от 31.07.2020, проведенного представителями территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии г.Ярославля и представителя управляющей организации, установлено, что в жилом помещении по адресу <адрес>, ведутся работы по переустройству и перепланировке в отсутствие согласования.
24.08.2020 Территориальная администрация Кировского и Ленинского районов мэрии г.Ярославля обратилась в Департамент с просьбой принять меры к собственнику <адрес>, ведущему работы по переустройству без согласования с органами местного самоуправления.
Письмом департамента градостроительства Мэрии г.Ярославля от 01.09.2020 №4413 подтверждается отсутствие согласования по вопросу перевода помещения в нежилое (л.д.18).
Приказом Департамента от 08.02.2021 №580-11-4/21 назначено проведение внеплановой выездной проверки в отношении собственника жилого помещения- <адрес>ФИО1. Цель проверки - установление фактов, изложенных в обращении территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии г.Ярославля по вопросу нарушения собственником порядка пользования, принадлежащим ему на праве собственности жилого помещения. Задача проверки - получение необходимых сведений и данных, позволяющих сделать вывод о состоянии жилого помещения, предупреждение, выявление и пресечение нарушений, установленных в соответствии с жилищным законодательством.
08.02.2021 ФИО1 направлено уведомление ... об обеспечении доступа сотруднику Департамента 26.02.2021 в 14.00 в <адрес> лично присутствовать при проведении проверки (л.д.11-13).
26.02.2021 актом осмотра жилого дома (помещения) установлено, что доступ в квартиру собственник не предоставил.
26.02.2021 в адрес ФИО1 направлено повторное уведомление об обеспечении доступа в жилое помещение 12.03.2021 и личном присутствии при проведении проверки (л.д.7-9).
12.03.2021 актом осмотра жилого помещения установлено, что доступ в квартиру собственником не предоставлен (л.д.6).
В отсутствие доступа в жилое помещение Департаменту не представилось возможным проверить квартиру на предмет соответствия техническому паспорту, что отражено в акте выездной проверки от <дата>....
Принимая во внимание приведённые положения действующего законодательства, исходя из того, что доступ в жилое помещение, собственником которого является ФИО1, необходим в целях предупреждения нарушений прав и законных интересов проживающих в жилом помещении граждан, соседей, осуществления пользования жилым помещением с учетом требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, суд приходит к выводу о том, что Департамент праве требовать предоставления доступа в жилое помещение для осуществления осмотра в целях контроля за его надлежащим использованием и сохранностью.
В силу ст. 103 ГПК РФ удовлетворение исковых требований является основанием для взыскания с ответчика государственной пошлины в размере 6 000,00 руб. в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута».
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области удовлетворить.
Обязать ФИО1 предоставить должностным лицам департамента государственного жилищного надзора Ярославской области доступ в жилое помещение – <адрес> по адресу: <адрес>, для проведения осмотра в целях контроля за его надлежащим использованием и сохранностью.
Взыскать с ФИО1 в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» государственную пошлину в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей 00 копеек.
Ответчик вправе подать в Воркутинский городской суд Республики Коми заявление об отмене решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд Республики Коми в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Решение в мотивированной форме изготовлено 21 сентября 2021 года.
Председательствующий Н.В.Полякова