Дело № 2- 1963/2022
УИД 52RS0016-01-2021-006394-92
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 июля 2022 года г. Н.Новгород
Ленинский районный суд г.Н.Новгород в составе председательствующего судьи Шутова А.В., при секретаре Плиска А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 ФИО2 к Отделению Пенсионного Фонда России по Нижегородской о назначении повышенного фиксированного базового размера пенсии, включении периода работы в общий стаж,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с иском к ОПФР по Нижегородской области о назначении повышенного фиксированного базового размера пенсии, включении периода работы в общий стаж. В обосновании своих требований истец указала следующее. С "дата" истцу назначена страховая пенсия по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст. 32 № 400-ФЗ.
В заявлении о назначении пенсии по старости от "дата" истец указала о наличии иждивенца (нетрудоспособного лица) - сына ФИО2, "дата" г.р., то есть не достигшего возраста 23 лет, и обучающегося по очной форме обучения в образовательном учреждении и назначении мне фиксированного базового размера пенсии с учетом надбавки на иждивенца. Необходимый пакет документов ответчику был предоставлен. Кроме этого, ответчику было предоставлено письменное объяснение сына о том, что он проживает с истцом, и находится на ее иждивении. Но, после получения первой пенсии, "дата", истец обнаружила, что надбавка на иждивенца не назначена.
"дата" истец обратилась с заявлением к ответчику о перерасчете пенсии для назначения фиксированного базового размера пенсии с учетом надбавки на иждивенца. На личном приеме вновь предоставила необходимый пакет документов, а именно: подтверждения проживания сына с истцом и справку образовательного учреждения, что сын обучается по очной форме обучения.
Решением Пенсионного органа от "дата" за "номер истцу отказано в назначении повышенного фиксированного базового размера пенсии с учетом надбавки на иждивенца -сына, так как не подтвержден факт нахождения сына на иждивении по причине того, что истец не работает с "дата" и у нее отсутствует постоянный и основной источник дохода. Данный отказ истец обжаловала в вышестоящую инстанцию ответчика. В ответе на жалобу предложили обжаловать отказ в суд.
Истец считает данный отказ незаконным и необоснованным, так как сын находится на ее иждивении, обучается на 3 курсе Кстовского нефтяного техникума на дневном отделении по очной форме обучения, стипендию не получает, самостоятельного заработка не имеет, постоянно проживает с истцом. Кроме того, с "дата" истец являлась сотрудником органов внутренних дел (о чем ответчику доподлинно известно) и содерит сына. После увольнения из ОМВД России по Пинежскому району, некоторое время истец являлась самозанятой, затем занималась поиском работы, состояла на учете в ЦЗН по Кстовскому району, где получала пособие, а после снятия с учета, обратилась к ответчику за назначением мне пенсии по старости. Общий трудовой стаж составляет более 23 лет, что подтверждает справка о назначенной пенсии. С рождения и по настоящее время сын истца всегда проживает с ней, что подтверждается данными регистрационного учета. До сентября 2016 года в "адрес", после в гор. Кстово Нижегородской области. Расходы на содержание сына осуществляются из семейного бюджета, который в настоящее время складывается из ее пенсии и пенсии отца ребенка, мужа истца - ФИО3,. ФИО3 с "дата" является получателем военной пенсии за выслугу лет, назначенной УФСИН России по Архангельской области. Не работает. Иных доходов семья не имеет. Сына кроме истца и ее мужа никто не содержит. У истца имеется социальная банковская карта МИР, открытая в ПАО Сбербанк. Номер карты "номер. На указанную карту получает пенсию, осуществляет различные расчеты и платежи через мобильное приложение Сбербанка, сервиса СбербанкОнлайн, а также путем наличных расчетов, в том числе и на содержание своего сына ФИО3, не имеющего в настоящее время каких-либо источников дохода в силу того, что сын является студентом, получает первое профессиональное образование, работать не может, так как занят обучением. Возможности получать иные доходы, кроме помощи отца и матери, у сына также нет. Для расчётов истец также использует банковскую карту , держателем которой является. Из средств семейного бюджета, в том числе и для обеспечения жизнедеятельности сына, истцом систематически и регулярно приобретаются продукты питания, товары первой необходимости, бытовые и хозяйственные принадлежности, как например, "дата" в магазине ПРОДУКТЫ "адрес" на сумму 276 рублей, где семья была на отдыхе в период с 22 июля по 3 августа текущего года; "дата" в магазине торговой сети АШАН СТЦ Мега на сумму 4627,52 рублей; "дата" в магазине торговой сети Пятерочка "адрес" на сумму 457,92 рублей; "дата" в магазине торговой сети СПАР "адрес" на сумму 2 658,57 рублей; "дата" в магазине торговой сети СМАРТ "адрес" на сумму 2048,19 рублей. Расчеты производились истцом указанными выше банковскими картами. Из средств семейного бюджета для оплаты сыном завтраков и обедов в студенческой столовой, оплаты проезда на общественном транспорте, приобретения предметов первой необходимости (медицинские маски, питьевая вода и т.д.) на счет банковской карты сына ФИО2 Т., привязанной к номеру мобильного телефона "номер (банковская карта и сим-карта телефона оформлены на сына) истцом систематически и регулярно переводятся денежные средства, в том числе: "дата" в сумме 400 рублей; "дата" в сумме 200 рублей; "дата" в сумме 200 рублей; "дата" в сумме 600 рублей; "дата" в сумме 300 рублей; "дата" в сумме 100 рублей; "дата" в сумме 150 рублей; "дата" в сумме 200 рублей; "дата" в сумме 200 рублей; "дата" в сумме 300 рублей; "дата" в сумме 150 рублей; "дата" в сумме 200 рублей. Денежные средства мной зачисляются на карту сына с банковской карты МИР истца.Из средств семейного бюджета истцом ежемесячно осуществляются коммунальные платежи на оплату коммунальных и иных услуг по содержанию жилья за квартиру, расположенную в "адрес" по адресу "адрес" которой постоянно живет семья из трех человек; истец, ее муж и наш сын ЮРИЯ. Платежи производились в том числе по сводному счету ЖКХ в адрес Центр-СБК: "дата" в сумме 1862,77 рублей; "дата" в сумме 1959,04 рублей; "дата" в сумме 1887,43 рублей; "дата" в сумме 1815,82 рублей; "дата" в сумме 1887,43 рублей; "дата" в сумме 1533,96 рублей. Денежные средства по указанным платежам перечисляются в адрес поставщика коммунальных услуг с моей банковской карты МИР. Иного места жительства у сына ЮРИЯ нет. Из средств семейного бюджета истцом в период с октября 2021 переводятся денежные средства в адрес педагога "дата" за уроки по подготовке сына к сдаче ЕГЭ, как выпускника прошлых лет с целью поступления в ВУЗ после техникума, а именно "дата" в сумме 1200 рублей; "дата" в сумме 1200 рублей; "дата" в сумме 1200 рублей; "дата" в сумме 1200 рублей; "дата" в сумме 1200 рублей, "дата" в сумме 1200 рублей. "дата" сын успешно написал итоговое сочинение. Денежные средства истцом зачисляются на карту педагога с моей банковской карты МИР. Из средств семейного бюджета истцом систематически и регулярно производится оплата мобильной связи телефона с номером "номер, которым пользуется ее сын, в том числе: "дата" в сумме 250 рублей; "дата" в сумме 300 рублей. Денежные средства зачисляются истцом на счет телефона сына с ее банковской карты МИР. Из средств семейного бюджета по возможности регулярно производится оплата летнего отдыха семьи, в том числе и оздоровительного отдыха сына. Так, в период с 12 июля по "дата" истец, ее муж и сын ЮРИЯ проводили оздоровительный отдых в "адрес". Билеты ж/д транспортом к месту отдыха и обратно были оплачены истцом с банковской карты МИР в том числе "дата" в сумме 12744,39 рублей; "дата" в сумме 3275 рублей. На основании вышеизложенного истце полагает, что факт того, что ее сын ЮРИЯ находится на ее содержании, иждивении доказанным.
На основании изложенного просит суд обязать ответчика назначить ФИО1 ФИО2 повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости с учетом иждивенца - ФИО2, "дата" года рождения, с момента назначения пенсии по старости, то есть с "дата" и до окончания обучения сына в Кстовском нефтяном техникуме.
Кроме того, истец указывает, что на основании справки начальника УПФР по Кстовскому району Нижегородской области ЕНВ от "дата" № "номер, ей в соответствии с нормами пункта 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее-Закон № 400), с "дата" назначена страховая пенсия по старости в размере 6540,87 руб. К страховой пенсии по старости в соответствии с частями 1 и 6 статьи 16 указанного закона установлена фиксированная выплата в твердом размере 6044,48 руб. Общая сумма к выплате 12585,35 руб.
Частью 4 статьи 17 Закона "номер предусмотрено повышение фиксированной выплаты женщинам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 20 лет.
Однако пенсионным органом в повышении фиксированной выплаты по данному основанию при назначении пенсии было отказано, так как, якобы, ее стаж работы в районах Крайнего Севера составляет менее 15 календарных лет. Истец считает данный отказ незаконным и необоснованным в силу того, что ее общий трудовой стаж составляет 23 года 10 месяцев 4 дня, что подтверждается справкой МИЦ ПФР от 25.11.2021 № 100-21 -002-4767-2198 о назначенных пенсиях и социальных выплатах и, следовательно, составляет более 20 лет. Продолжительность работы в районах Крайнего Севера составляет 21 год 8 месяцев 20 дней, что более 15 лет.
Однако, УПФР по Кстовскому району Нижегородской области принят к учету стаж работы в районе Крайнего Севера 12 лет 2 месяца 2 дня (справка МИЦ ПФР от "дата""номер). Периоды службы в органах внутренних дел (военная служба в армии (не по призыву) в ВС РФ, ОВС СНГ, ВС СССР, КГБ, МВД - ст. 90 № 340-1, п. 1 ч. 1 ст. 12 Закона № 400- ФЗ) в районе Крайнего Севера - ОМВД России по "адрес" 6 лет 8 месяцев 2 дня (с "дата" по "дата") и 2 года 10 месяцев 16 дней (с "дата" по "дата") не засчитаны в стаж работы в районах Крайнего Севера.
Хотя, согласно справки ОМВД России по Пинежскому району от "дата""номер истец действительно проходила службу в органах внутренних дел на должностях среднего начальствующего состава в районе Крайнего Севера "адрес" в указанные периоды, а также в период с "дата" по "дата" в качестве стажера по должности, который в стаж работы в районе Крайнего Севера засчитан. А далее с "дата" не засчитан, хотя территориальный юридический статус отнесения территории "адрес" к району Крайнего Севера не изменился, не изменен и по настоящее время. Указанная справка ОМВД России по "адрес" в адрес пенсионного органа предоставлена, в выплатном деле имеется. Также на предварительной проверке документов, при подготовке к пенсии, "дата" УПФР по Кстовскому району Нижегородской области была предоставлена копия трудовой книжки на имя истца, где имеется запись о прохождении службы в органах внутренних дел в районе Крайнего Севера в период с "дата" по "дата", и в период с "дата" по "дата". Указанная копия также имеется в выплатном деле.
"дата" истец обратилась с заявлением к ответчику о перерасчете пенсии для назначения фиксированного базового размера пенсии с учетом надбавки за «северный» стаж». Однако решением УПФР по Кстовскому району от "дата""номер истцу отказано в установлении повышенной фиксированной выплаты ввиду отсутствия 15 календарных лет работы в районах Крайнего Севера. Данный отказ истец обжаловала в вышестоящую инстанцию ответчика. В ответе на жалобу сообщили, что за работу в районах Крайнего Севера предусмотрено назначение досрочной страховой пенсии по старости.
К юридически значимым обстоятельствам дела относится факт назначения пенсии по старости, наличие у меня страхового стажа 23 года 10 месяцев 4 дня, подтвержденный документально факт работы в тяжелых климатических условиях в районе Крайнего Севера 21 год 8 месяцев 20 дней.
Таким образом, решение пенсионного органа об отказе в назначении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с учетом стажа работы в районе Крайнего Севера необоснованно.
На основании выше изложенного, истец просит суд обязать ответчика включить период службы в органах внутренних дел в районе Крайнего Севера - ОМВД России по Пинежскому району 6 лет 8 месяцев 2 дня (с "дата" по "дата" ) и 2 года 10 месяцев 16 дней (с "дата" по "дата") в общий стаж работы в районах Крайнего Севера и назначить повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости с момента назначения пенсии, т.е. с "дата".
В судебное заседание истец не явилась, извещена надлежащим образом, направила ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии с частью третьей статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи.
Исходя из положений части 2 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях" нетрудоспособными членами семьи признаются дети кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами.
Из буквального толкования данной нормы закона следует, что законодателем установлена презумпция иждивенства трех категорий лиц - нетрудоспособных членов семьи:
дети, не достигшие возраста 18 лет;
дети, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет;
- дети, братья, сестры и внуки старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами.
Таким образом, дети, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, признаются нетрудоспособными, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.
В силу части 8 статьи 18 Закона "О страховых пенсиях" в случае изменения количества нетрудоспособных членов семьи или категории получателей страховой пенсии по случаю потери кормильца производится соответствующий перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению утвержден Приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 года N 958н.
В соответствии с пунктом 88 данного Перечня обучение лиц в возрасте старше 18 лет по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, подтверждается документами, выданными этими организациями.
Судом установлено, что с "дата" истец получает страховую пенсию по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», то есть имеет постоянный и основной источник дохода.
"дата" истец обратилась в ГУ УПФР по Кстовскому району Нижегородской области с заявлением о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом иждивенца – сына ФИО2, "дата" года рождения.
Решением ГУ УПФР по Кстовскому району Нижегородской области от "дата""номер истцу отказано в перерасчете в связи с тем, что она не работает, у нее отсутствует постоянный источник дохода.
ФИО2, "дата" года рождения, - сын истца, по состоянию на июнь 2021 года являлся студентом 2 курса очной формы обучения по программе основной профессиональной образовательной программе среднего профессионального образования в ГБПОРУ КНТ им. БЮ.И. ФИО4, начало учеты – "дата", конец обучения – "дата", что подтверждается справкой с места учебы.
С рождения и по настоящее время сын истца всегда проживает с ней, что подтверждается данными регистрационного учета.
Расходы на содержание сына осуществляются из семейного бюджета истца, который складывается из ее пенсии и пенсии отца ребенка, мужа истца - ФИО3,. Иных доходов семья не имеет.
Указанные обстоятельства ответчиком не опровергнуты.
Таким образом, у пенсионного органа не имелось законных оснований для отказа истцу в перерасчете фиксированной части страховой пенсии с учетом нетрудоспособного иждивенца – сына ФИО2,, обучающегося по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
На основании изложенного суд приходит к выводу о возможности удовлетворить требования истца в части обязания ответчика назначить ФИО1 ФИО2 повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости с учетом иждивенца - ФИО2, "дата" года рождения, с момента назначения пенсии по старости, то есть с "дата" и до окончания обучения сына в учебном заведении.
Разрешая требования истца об обязании ответчика включить период службы в органах внутренних дел в районе Крайнего Севера - ОМВД России по Пинежскому району 6 лет 8 месяцев 2 дня (с "дата" по "дата" ) и 2 года 10 месяцев 16 дней (с "дата" по "дата") в общий стаж работы в районах Крайнего Севера и назначить повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости с момента назначения пенсии, т.е. с "дата", суд не находит основания для их удовлетворения в силу следующего.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с "дата" Федеральным законом от "дата" N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (часть 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В соответствии с частью 4 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.
Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера (часть 6 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В силу части 1 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Одним из условий для установления фиксированной выплаты к страховой пенсии в размере, предусмотренном частью 4 статьи 17 данного Федерального закона (за работу в районах Крайнего Севера) и частью 6 статьи 17 закона (за работу в приравненных к ним местностях), является наличие необходимой продолжительности стажа, выработанного календарно в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона.
Согласно постановлению Совета Министров СССР от 25 марта 1968 года N 181 "О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях" солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
С учетом изложенного, вышеуказанным лицам, при соблюдении ряда условий, периоды прохождения срочной военной службы могут быть включены в стаж работы в районах Крайнего Севера (приравненных к ним местностях) в целях определения права на страховую пенсию по старости досрочно.
Вместе с тем, включение периодов военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера (приравненным к ним местностях) в целях определения размера пенсии и установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, перечисленными нормативными актами не предусмотрено.
Право на пенсию военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов реализуется в рамках государственного пенсионного обеспечения, в котором для данной категории граждан предусмотрено, в целях компенсации риска воздействия неблагоприятных факторов природно-климатических условий районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на организм человека, исчисление при назначении пенсии за выслугу лет периода службы в указанных районах и местностях на льготных условиях. Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", засчитывается в страховой стаж, а не в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии.
Согласно части 1 статьи 28.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии в соответствии с пунктами 7 - 14 статьи 14 и трудовой пенсии по инвалидности в соответствии с пунктами 6 - 9 статьи 15 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 18 части 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Из справки ОМВД России по Пинежскому району УМВД России по Архангельской области от "дата""номер следует, что истец проходила службу в органах внутренних дел в районе Крайнего Севера с.Карпогоры Пинежского раойна Архангельской области с "дата" по "дата" – стажер инспектора ПДН, с "дата" по "дата" – стажер по должности инспектора ПВГ, с "дата" по "дата" – на должностях среднего начальствующего состава, с "дата" по "дата" – на должностях среднего начальствующего состава (л.д.127)
Согласно справке ОМВД России по Пинежскому району УМВД России по Архангельской области от "дата""номер, истец проходила службу в органах внутренних дел, в период которой на нее не распространялось обязательное пенсионное страхование с "дата" по "дата", с "дата" по "дата". (л.д.128).
Исходя из положений части 1 статьи 28.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" указанный в справке период работы мог иметь значение для определения права на досрочную трудовую пенсию, но не для установления повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, решение законодателя не включать периоды прохождения военной службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа (определения от 25 января 2012 года N 19-О-О, от 23 декабря 2014 года N 2781-О, от 16 июля 2015 года N 1640-О, от 28 января 2016 N 48-О и др.).
Данная правовая позиция отражена также и в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 апреля 2018 года N 946-О.
Соответственно, период прохождения службы в органах внутренних дел включается в общий страховой стаж и не может быть включен в специальный трудовой (страховой) стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям при определении права на досрочную страховую пенсию, при определении права на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, что следует как из ранее действующего законодательства, так и из законодательства, действующего в настоящее время.
Принимая во внимание, что отсутствуют основания для включения периодов прохождения службы в органах внутренних дел в специальный трудовой стаж для досрочного назначения пенсии истцу на основании пункта 6 части 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", оснований для их учета в специальный страховой стаж с целью повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии также не имеется. Как для определения права на досрочную трудовую (страховую) пенсию, так и для установления права на повышенную фиксированную выплату требуется специальный трудовой (страховой) стаж не менее 15 лет, которого у истца не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО1 ФИО2 к Отделению Пенсионного Фонда России по Нижегородской о назначении повышенного фиксированного базового размера пенсии, включении периода работы в общий стаж удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижегородской области назначить ФИО1 ФИО2 повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости с учетом иждивенца - ФИО2, "дата" года рождения, с момента назначения пенсии по старости, то есть с "дата" и до окончания обучения сына в учебном заведении.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 ФИО2 к Отделению Пенсионного Фонда России по Нижегородской об обязании включить период службы в органах внутренних дел в районе Крайнего Севера - ОМВД России по Пинежскому району 6 лет 8 месяцев 2 дня (с "дата" по "дата") и 2 года 10 месяцев 16 дней (с "дата" по "дата") в общий стаж работы в районах Крайнего Севера и назначить повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости с момента назначения пенсии, т.е. с "дата" отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья А.В. Шутов