Мотивированное решение изготовлено
29.03.2021
Дело № 2-1964/2021
66RS0001-01-2021-001159-43
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 марта 2021 года г. Екатеринбург
Верх-Исетский районный суд г.Екатеринбурга, в составе председательствующего судьи Реутовой А.А., при секретаре Шакеровой О.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Верх-Исетском районе г.Екатеринбурга о признании решения незаконным, возложении обязанности направить средства материнского капитала на оплату услуг,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Верх-Исетском районе г.Екатеринбурга с иском о признании незаконным решения № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении заявления и направлении средств материнского капитала на получение образования ребенком; возложении обязанности на ответчика направить 216 000 рублей из средств материнского (семейного) капитала ФИО1 на оплату услуг ИП ФИО2 по посещению <ФИО>3 детского сада.
В обоснование заявленных требований истец указала, что в целях предоставления услуг по образованию между ней и ИП ФИО2 11.04.2020 был заключен договор об оказании услуг по содержанию, присмотру и уходу за ребенком – <ФИО>3, ДД.ММ.ГГГГ г.р.; стоимость предоставления услуг по договору составила 18 000 рублей в месяц. Исполнитель по договору об оказании услуг не возражал против перечисления в качестве оплаты по договору денежных средств из материнского капитала родителя.
14.10.2020 истец обратилась к ответчику с заявлением о распоряжении средствами материнского капитала в сумме 18 000 рублей путем перечисления средств материнского капитала на оплату посещения ребенком детского сада. Решением от № от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в удовлетворении заявления со ссылкой на то, что средства материнского (семейного) капитала могут быть направлены на оплату платных образовательных услуг только в организации, имеющей лицензию на осуществление образовательной деятельности. Индивидуальные предприниматели не являются организациями.
В судебном заседании истец уточнила, что за весь период действия договора подлежит оплате сумма в размере 216 000 рублей; в остальной части требования поддержала, просила удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика требования истца не признала, просила в иске отказать.
Третье лицо ИП ФИО2 требования истца поддержала, пояснила, что ребенок посещал детский сад без оплаты.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 01.06.2017 истцу выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, согласно которому она имеет право на получение материнского (семейного) капитала в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в размере 453 026 рублей.
14.10.2020 истец обратилась к ответчику с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала в размере 18 000 рублей на оплату услуг ИП ФИО2 по посещению дочерью истца - <ФИО>3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., детского сада.
Решением ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в удовлетворении ее заявления.
Согласно договору № 5 об оказании услуг по содержанию, присмотру и уходу за ребенком, заключенному между истцом и ИП ФИО2, предметом договора являются услуги по присмотру и уходу за ребенком, а именно: исполнитель осуществляет развивающие игры, прогулки, организует дневной сон ребенка, организует досуг ребенка. Стоимость услуг составляет 18 000 рублей в месяц.
ИП ФИО2 имеет лицензию № 20349 от 10.04.2020, выданную Министерством образования и молодежной политики Свердловской области, предоставляющую право бессрочно оказывать образовательные услуги по реализации образовательных программ по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования, указанным в приложении к настоящей лицензии (дополнительное образование детей и взрослых).
Статьей 11 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ, регулирующей порядок направления средств материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком, установлено, что средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении направляются на получение образования ребенком (детьми) в любой образовательной организации на территории Российской Федерации, имеющей право на оказание соответствующих образовательных услуг (ч.1). Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть направлены на оплату платных образовательных услуг, оказываемых по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам; на оплату иных связанных с получением образования расходов, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации (ч.2). Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 926, средства могут быть направлены: на оплату платных образовательных услуг, которые оказываются образовательными организациями по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам; на оплату иных связанных с получением образования расходов, предусмотренных п. 6 и 8(1) настоящих Правил (п. 2).
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 92 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступившего в силу 01.09.2013, согласно ч. 1 ст. 111 указанного Закона, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу, государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования, а также по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с образовательными стандартами, целью которой является подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях, организациях, осуществляющих обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ в Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы (ч. 2). К основным образовательным программам относятся: 1) основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования; 2) основные профессиональные образовательные программы: а) образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена; б) образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки; 3) основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих (ч. 3). К дополнительным образовательным программам относятся: 1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы; 2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки (ч. 4).
Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на оплату платных образовательных услуг, оказываемых по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, при этом такой государственной аккредитации подлежит образовательная деятельность, проводимая по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (за исключением образовательных программ дошкольного образования), а также по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с образовательными стандартами.
Принимая во внимание приведенные выше нормы права, устанавливающие возможность направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на оплату платных образовательных услуг, оказываемых исключительно по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.
Согласно п. 20 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В силу ч.1 ст.21 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями и в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями.
Индивидуальные предприниматели осуществляют образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения (ч.3 ст.32 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, к которым в соответствии с ч.3 ст.12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ относятся образовательные программы дошкольного образования, приравниваются к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, их услуги могут оплачиваться за счет средств материнского (семейного) капитала, основаны на приведенном выше правовом регулировании спорных правоотношений, установленных судом обстоятельствах и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Учитывая, что истцом заявлено о направлении средств (части средств) материнского (семейного) капитала на оплату платных образовательных услуг дополнительного образования, не требующих и не имеющих государственной аккредитации, не сопровождающихся получением (повышением) образовательного уровня, и не предполагающих получение документа о завершении образовательной программы, то, основываясь на положениях ст. ст. 8, 11 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ, суд отказывает истцу в удовлетворении заявленных требований.
Поскольку в иске истцу отказано, судебные расходы не подлежат взысканию с ответчика (ст.98 ГПК РФ).
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194 - 198, 209 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Верх-Исетском районе г.Екатеринбурга о признании решения незаконным, возложении обязанности направить средства материнского капитала на оплату услуг, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья