РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 июля 2019 года г. Братск
Братский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Вершининой О.В.,
при секретаре Сюртуковой А.В.,
с участием истца ФИО2, представителя ответчика ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело *** по иску ФИО2 к ООО «Иркутскэнергосбыт» о возложении обязанности использовать для начисления размера оплаты за потребленную электроэнергию тариф сельской местности, взыскании излишне уплаченных денежных средств, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда, штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО2 обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику обществу с ограниченной ответственностью «Иркутскэнергосбыт» (далее по тексту – ООО «Иркутскэнергосбыт»), в котором, с учетом уточнения исковых требований, просит суд обязать ответчика использовать для начисления размера оплаты за потребленную электроэнергию тариф сельской местности до момента официального включения дома, где расположена квартира истца, в территориальные границы муниципального образования <адрес>, взыскать с ответчика излишне уплаченные истцом денежные средства за предоставленную электроэнергию в размере 48429,65 рублей; взыскать с ответчика проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 6219,04 рублей; взыскать с ответчика штраф за неудовлетворение в добровольном порядке требований, изложенных в письменной досудебной претензии; взыскать с ответчика моральный вред в размере 10000,00 рублей.
В обоснование заявленных требований истец ФИО2 указала, что она является собственником квартиры (1/2 доли) по адресу: <адрес>, принадлежащей истцу на основании свидетельства о регистрации права. Между истцом и Братским отделением ООО "Иркутскэнерго" заключен договор об обеспечении электроэнергией данной квартиры с присвоенным лицевым счетом БРРН11602028. Истцу, как потребителю, Братское отделение ООО «Иркутскэнергосбыт», являющееся представителем гарантирующего поставщика электрической энергии на территории <адрес>, оказывает услугу по энергоснабжению, относящуюся к коммунальной услуге в силу пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ***. Братское отделение ООО «Иркутскэнергосбыт» нарушало данный пункт в части применения Приказа Службы по тарифам <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ***-спр «О применение понижающего коэффициента к тарифам на электрическую энергию для населения <адрес>» (п.1. При оплате электрической энергии населением <адрес>, проживающим в сельских населенных пунктах, применять понижающий коэффициент 0,7). Плата за электрическую энергию истцу начислялась по тарифам городского населения (муниципального образования <адрес>)..
В соответствии с п.3 ст. 12 Закона Иркутской области от 21 июня 2010 года № 49-оз "Об административно-территориальном устройстве Иркутской области» поселки относятся к сельской местности. Квартира истца в соответствии с правоустанавливающими документами, выписки ЕГРН и кадастровой карте находится в территориальных границах сельской местности, а именно Братского района поселка Новая Стениха, поэтому должен применяться тариф для сельской местности. На основании вышеизложенного, истец обратилась в Братское отделение ООО «Иркутскэнергосбыт» с письменной досудебной претензией от 02.02.2019г., содержащей требования сделать перерасчет размера оплаты за электроэнергию, учесть излишне начисленную оплату в счет будущих платежей, применять тариф для сельской местности. Однако в добровольном порядке предъявляемые требования были удовлетворены лишь частично, а именно: начисления за февраль и март 2019г. были насчитаны по тарифу для сельской местности; учтена переплата с февраля 2019г. Однако переплату за прошедшие периоды (октябрь 2015г. - январь 2019г.) Братское отделение ООО «Иркутскэнергосбыт» признавать отказывается.
В судебное заседание истец ФИО2 уточненные исковые требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в иске, дополнительно суду пояснила, что границы населенного пункта Новая Стениха не определены, так как его нет в генеральном плане. КУМИ администрации <адрес> наделено полномочиями только в отношении муниципального имущества, поэтому ссылка ответчика на сообщение КУМИ администрации Братска о том, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, входит в границы муниципального образования <адрес>, является необоснованной. В соответствии с мнением Службы по тарифам Иркутской области, нахождение объекта недвижимости в границах сельского поселения населенного пункта подтверждается адресом, присвоенным указанному объекту в установленном порядке. Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости и свидетельства о государственной регистрации права адресом ее квартиры указан <адрес>.
Представитель ответчика по доверенности ФИО4 в судебном заседании с исковыми требованиями ФИО2 не согласилась, суду пояснила, что границы территории Братского района определены законом Иркутской области ***-оз от ДД.ММ.ГГГГ, в нем не содержится указания на то, что п. Новая Стениха относится к Братскому району. Границы территории муниципального образования г. Братска определены законом Иркутской области № 66-оз от 02.12.2004, согласно которому в состав территории муниципального образования г. Братска входит жилой массив Новая Стениха, отсутствие сведений в генеральном плане не влияет на границы населенного пункта., установленного законом Два месяца истцу было ошибочно начислено по тарифу сельской местности, в последующем был произведен перерасчет, истцу начисляют платежи по тарифу города. Договор по электроснабжению является публичным договором, и он может быть заключен путем совершения конклюдентных действий. В данном случае ответчик не оспаривает факт заключения с истцом такого договора.
Выслушав пояснения истца, представителя ответчика, изучив письменные материалы дела, предмет и основание заявленного иска, исследовав и оценив все представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно п. 33 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества; получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, в том числе с использованием цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, а также о наличии (об отсутствии) задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, наличии оснований и правильности начисления исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней).
В соответствии с п.31 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", исполнитель обязан: а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; б) заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; в) самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, если иное не установлено в соответствии с пунктом 21 настоящих Правил; г) производить в установленном настоящими Правилами порядке с учетом особенностей, установленных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении; д) производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя (при наличии).
В соответствии с Законом Иркутской области от 02.12.2004 № 66 – оз «О статусе и границах муниципального образования города Братска Иркутской области» муниципальное образование города Братска наделено статусом городского округа с административным центром в городе Братске и установлены границы в соответствии с картографическим описанием согласно приложению к настоящему Закону.
Согласно Приложение к Закону Иркутской области "О статусе и границах муниципального образования города Братска Иркутской области" от 2 декабря 2004 года N 66-оз, в состав территории муниципального образования города Братска входят земли населенного пункта город Братск: на западе от устья р. Мостовая по левому берегу вниз по течению р. ФИО1 по западной, северной и восточной границам жилого района ФИО3, далее по северной стороне автодороги "ФИО3 - водозабор" на протяжении 300 м, затем на востоко-юго-восток 100 м, пересекая автодорогу Тулун - Усть-Кут. Затем в северо-северо-восточном направлении проходит вдоль северо-западной границы водозабора. От северного угла водозабора идет на восток по прямой на протяжении 100 м, поворачивает и в востоко-юго-восточном направлении проходит 300 м до левого берега р. ФИО1. Далее идет по левому берегу р. ФИО1 вниз по течению на протяжении 1100 м, пересекая железнодорожный мост. В западном направлении идет по прямой 500 м до подъездного железнодорожного пути, по восточной стороне подъездного железнодорожного пути 100 м до полосы отвода объездной автодороги Тулун - Усть-Кут. Затем 1700 м вдоль восточной стороны полосы отвода объездной автодороги Тулун - Усть-Кут, плавной линией на северо-запад на протяжении 800 м до южной оконечности жилого массива Новая Стениха. Далее огибает жилой массив Новая Стениха с южной, западной и северной сторон на протяжении 900 м и в северо-северо-восточном направлении идет 200 м до подъездной автодороги, пересекает ее и в северо-восточном направлении проходит 600 м до ручья Чумахай. По ручью Чумахай идет вниз по течению до полосы отвода объездной автодороги Тулун - Усть-Кут и пересекает ее. Затем проходит 500 м на север вдоль восточной стороны полосы отвода объездной автодороги Тулун - Усть-Кут, на востоко-северо-восток 800 м вдоль северной стороны жилого района "Стениха" до левого берега р. ФИО1 в районе устья ручья ФИО6, далее по левому берегу р. ФИО1 вниз по течению реки на юго-запад до юго-восточного угла очистных сооружений, далее по южной стороне подъездной дороги к очистным сооружениям до объездной дороги "Тулун - Усть-Кут", 750 м на север по ее восточной стороне, на запад по южной стороне теплотрассы, далее 600 м от продолжения ул. Профсоюзная жилого района Бикей по тальвегу лога, на север, огибая с западной стороны водоотстойник по линии ЛЭП до улучшенной автодороги, идущей на поля подсобного хозяйства, на северо-восток по этой дороге до пересечения с объездной автодорогой "Тулун - Усть-Кут", на север по ее восточной стороне до автодороги "Бикей - Падун", по ее северной стороне до левого берега р. ФИО1 и до начала северной границы.
Из материалов дела судом установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГФИО2 является собственником в ? доле в праве обще долевой собственности квартиры, расположенной по адресу: <адрес> на основании договора купли – продажи квартиры и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. Иные участники общей собственности согласно записям ЕГРП по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ является ФИО5, доля в праве 1/2., что также подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ истцом в адрес ответчика ООО «Иркутскэнергосбыт» была направлена досудебная претензия, в которой истец просит сделать перерасчет размеров оплаты за электроэнергию, учесть излишне начисленную оплату в размере 42 853,21 руб. в счет будущих платежей по данному лицевому счету, с февраля 2019 года применять тариф для сельской местности.
В материалы дела истцом представлен платежный документ для внесения платы за предоставление коммунальных услуг ООО «Иркутскэнергосбыт» за март 2019 за жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, лиц. счет БРРН11602028; дата последней поступившей оплаты – ДД.ММ.ГГГГ в размере 1222,77 руб., что также подтверждается информацией с сайта личного кабинета физического лица.
Из сообщения ООО «Иркутскэнергосбыт» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по адресу: ж.<адрес> для расчетов за электроэнергию, потребленную в жилом помещении, присвоен лицевой счет БРНН11602028. В соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ*** – оз «О статусе и границах муниципального образования города Братска Иркутской области» п. Новая Стениха входит в состав территории муниципального образования <адрес>, основания для пересчета размера платы отсутствуют.
Из сообщения комитета по управлению муниципальным имуществом администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в администрации <адрес> сведения о жилом помещении по адресу: <адрес>, с кадастровым номером *** отсутствуют.
Согласно сообщению комитета по управлению муниципальным имуществом администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ согласно <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ***-ОЗ «О распространении действия отдельных законов <адрес> на всю территорию нового субъекта РФ – <адрес> и внесении в них изменений» изменились границы <адрес> и <адрес>. Земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: <адрес> вошел в границы муниципального образования.
Из сообщения службы по тарифам <адрес> следует, нахождение объекта недвижимости в границах городского или сельского населенного пункта подтверждается адресом, присвоенным указанному объекту в установленном порядке.
Как следует из сообщения муниципального образования «<адрес>» от 05ДД.ММ.ГГГГ жилой район Новая Стениха расположен и входит в состав муниципального образования <адрес> согласно Приложению 12 к <адрес> "О статусе и границах муниципального образования <адрес>" от 2 декабря 2004 года N 76-оз «Картографическое описание границ Кузнецовского муниципального образования».
Из сообщения комитета по градостроительству от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилой массив Новая Стениха входит в состав территории муниципального образования <адрес> и относится к жилому району Стениха Центрального района города Братска. Сведения о границе муниципального образования города Братска внесены в Единый государственный реестр недвижимости от 18.04.2018, жилой массив также включен в границы муниципального образования города Братска. В Генеральный план города Братска соответствующие изменения не внесены.
Согласно уведомлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр внесены сведения о границах муниципального образования: вход. ***, реестровый ***, наименование - муниципальное образование <адрес>.
Судом было установлено, что истец является бытовым потребителем электрической энергии. Для расчетов за электроэнергию, потребленную истцом по адресу: <адрес>, присвоен единый лицевой счет БРРН11602028. Расчет за потребленную электроэнергии производится ответчиком по тарифу для населения, проживающему в городских населенных пунктах.
Разрешая исковые требования истца, суд пришел к выводу о том, что оснований для удовлетворения требований истца о возложении на ООО «Иркутскэнергосбыт» обязанности использовать для начисления размера оплаты за потребленную электроэнергию тариф сельской местности до момента официального включения дома, в котором находится квартира истца, в территориальные границы муниципального образования <адрес> и взыскании излишне выплаченных денежных средств не имеется, так как согласно <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ*** – оз «О статусе и границах муниципального образования <адрес>» жилой массив Новая Стениха входит в состав территории муниципального образования <адрес>. Как следует из ответа службы по тарифам <адрес>, законодательство дифференцирует оплату населением потребленной электрической энергии в зависимости от статуса населенного пункта, на территории которого находится данная категория потребителей. Из представленных материалов следует, что в правоустанавливающих документах адресом земельного участка и находящегося на нем жилого помещения истца указано: <адрес>. Вместе с тем, данный земельный участок входит в границы муниципального образования <адрес>, доказательств того, что указанный земельный участок в установленный законом порядке отнесен к территории <адрес> и <адрес> является муниципальным образованием <адрес>, имеет статус сельского поселения и входит в состав <адрес> суду не представлено. Как следует из закона <адрес>***-оз от ДД.ММ.ГГГГ перечисленные в п.1 настоящего закона муниципальные образования, среди которых <адрес> не указан, наделяются статусом сельского поселения. Границы территории МО <адрес> были определены в законе <адрес>***-оз от ДД.ММ.ГГГГ с учетом положений закона <адрес>***-оз от ДД.ММ.ГГГГ «О распространении действия отдельных законов <адрес> на всю территорию нового субъекта Российской Федерации –<адрес> и внесении в них изменений», содержащих картографическое описание этих границ. Само по себе указание в свидетельстве о регистрации права собственности на жилое помещение и земельный участок в адресе объекта недвижимости <адрес> и не внесение администрацией <адрес> в Генеральный план МО <адрес> изменений не является достаточным основанием для удовлетворения иска.
При таких обстоятельствах суд соглашается с доводами представителя ответчика о необоснованности иска и приходит к выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
Ссылка истца на мнение Службы по тарифам Иркутской области относительно адреса объекта является несостоятельной, поскольку доказательств наделения п. Новая Стениха в установленном законом порядке статусом сельского поселения муниципального образования Братского района Иркутской области не имеется.
Поскольку судом не установлено оснований для взыскания с ответчика в пользу истца излишне выплаченных денежных средств за предоставленную электроэнергию в размере 48 429,65 руб., то требование о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 6 219,04 руб., являющееся производным от вышеуказанного требования. также не подлежит удовлетворению.
На основании ст. 15 Закона «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Согласно ст. 151, 1099 ГК РФ моральный вред (физические и нравственные страдания) подлежит возмещению в случае, если он причинен действиями, нарушающими личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом.
В соответствии со ст. 1101 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации определяется судом в зависимости от характера причиненных физических или нравственных страданий, с учетом степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Учитывая, что доказательств нарушения ООО «Иркутскэнергосбыт» прав истца, в том числе как потребителя услуги, истцом не представлено, поэтому требования о взыскании компенсации морального вреда не обоснованы.
Суд отклоняет доводы истца относительно заявленных им исковых требований, поскольку они основаны на произвольном толковании закона.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении иска ФИО2 к ООО «Иркутскэнергосбыт» о возложении на ООО «Иркутскэнергосбыт» обязанности использовать для начисления размера оплаты за потребленную электроэнергию тариф сельской местности до момента официального включения дома, в котором находится квартира ФИО2, в территориальные границы муниципального образования <адрес>; о взыскании с ООО «Иркутскэнергосбыт» в пользу ФИО2 компенсации морального вреда в размере 10 000 руб., штрафа за неудовлетворение в добровольном порядке требований, изложенных в письменной досудебной претензии.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: О.В. Вершинина