Дело № 2-1966/2013
Изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярославль
30 апреля 2013 года
Кировский районный суд города Ярославля в составе
председательствующего судьи Бабиковой И.Н.,
при секретаре Касаткиной Е.В.,
с участием прокурора Иромашвили А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Симона А.А. о признании незаконными решений муниципалитета города Ярославля и избирательной комиссии города Ярославля,
У С Т А Н О В И Л :
Симон А.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконными и отмене решения муниципалитета г.Ярославля от 10 апреля 2013 года № 85 «О вопросе, предлагаемом на местный референдум», решения избирательной комиссии города Ярославля от 16.04.2013 № 172/36 «Об отказе в регистрации инициативной группы граждан по проведению местного референдума г.Ярославля»; просил назначить местный референдум города Ярославля с вынесением на референдум вопроса «Следует ли внести в положение о порядке организации и проведения публичных слушаний в городе Ярославле, утвержденное решением муниципалитета города Ярославля от 24.10.2005 года № 135, дополнение следующего содержания «В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, при принятии решения по итогам публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, учитываются только голоса граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение»; и обязать избирательную комиссию города Ярославля зарегистрировать инициативную группу по выдвижению инициативы и сбора подписей в поддержку проведения местного референдума города Ярославля.
Требования мотивированы тем, что с принятыми муниципалитетом города Ярославля и избирательной комиссией решениями он не согласен, потому что п.8 ст.12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» содержит исчерпывающий перечень вопросов, которые не могут быть вынесены на местный референдум, а пункт 9 данной статьи запрещает установление ограничений для вопросов, выносимых на референдум, кроме указанных в пункте 8. Выносимый инициативной группой вопрос не входит в исчерпывающий перечень вопросов, оговоренных в п.8 ст.12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Вопрос, выносимый инициативной группой на местный референдум, является вопросом местного значения, этот вопрос направлен на устранение вопиющего противоречия местного нормативного акта законодательству Российской Федерации. В соответствии с п.3 ст.39 Градостроительного кодекса РФ публичные слушания проводятся по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым испрашивается разрешение. В Ярославле же сложилась практика, когда к участию в публичных слушаниях привлекаются «штатные слушатели» в лице студентов, всегда голосующих по заказу застройщиков. Однако фактически решение муниципалитета № 135 привело к тому, что в публичных слушаниях могут принимать участие все, кто захочет. Оспариваемые решения ущемляют его право на участие в местном референдуме.
В судебном заседании Симон А.А. доводы заявления поддержал, подтвердил изложенные в тексте заявления обстоятельства, и, ссылаясь на апелляционное определение по рассмотренному Ленинским районным судом г.Ярославля гражданскому делу по его заявлению об оспаривании законности проведения публичных слушаний, пояснил, что существующая судебная практика подтверждает правильность его мнения.
Представитель заинтересованного лица муниципалитета г.Ярославля по доверенности Одинцов А.М. с заявлением не согласился, подтвердил доводы отзыва на заявление Симона А.А.. Согласно отзыву муниципалитет города Ярославля не согласен с заявлением Симона А.А. В муниципалитет города Ярославля ДД.ММ.ГГГГ года поступило решение избирательной комиссии города Ярославля от 25.03.2013 г. № 169/34 «О направлении ходатайства о регистрации инициативной группы граждан по проведению местного референдума и приложенных к нему документов в муниципалитет города Ярославля» с приложением вопроса, выносимого на местный референдум. В соответствии с п.3 ст.12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения. Статья 16 Федерального закона № 131-ФЗ устанавливает исчерпывающий перечень вопросов, которые относятся к вопросам местного значения. Вопрос по организации и проведению публичных слушаний к вопросам местного значения не относится. В силу п.5 ст.12 Федерального закона вопросы референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод. Частью 2 ст.3 Конституции РФ установлено, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Согласно положениям ст.28 Федерального закона № 131-ФЗ публичные слушания являются одной из форм участия населения в осуществлении местного самоуправления. Таким образом, установление ограничения на учет голосов участников публичных слушаний не проживающих на определенной территории (каким, по сути, является формулировка предлагаемого для вынесения на референдум вопроса) ограничивает законные права граждан. В силу п.6 статьи 12 Федерального закона вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации. Градостроительным кодексом Российской Федерации установлен порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства. Статьей 39 ГрК РФ установлено, что вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях, которые проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение. Таким образом, ГрК РФ предусмотрено обязательное участие в публичных слушаниях по указанному вопросу и учет голосов граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, и не установлено при этом каких-либо ограничений на участие в референдуме иных граждан, проживающих на территории муниципального образования либо запрет на учет таких голосов. Указанные положения федерального законодательства закреплены в решении муниципалитета от 24.10.2005 № 135 «О порядке организации и проведения публичных слушаний в городе Ярославле». Внесение предлагаемых дополнений в решение муниципалитета может рассматриваться как ограничение прав граждан, что противоречит положениям Конституции РФ. Таким образом, предлагаемый для вынесения на местный референдум вопрос не отвечает требованиям Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Просит отказать заявителю в удовлетворении его требований.
Представитель избирательной комиссии г.Ярославля Копинкова М.В. считала необоснованными требования Симона А.А., адресованные избирательной комиссии города, подтвердила доводы отзыва на заявление, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ года в избирательную комиссию города Ярославля направлено решение муниципалитета города Ярославля № 85 от 10.04.2013 «О вопросе, предлагаемом для вынесения на местный референдум», которым предложенный инициативной группой вопрос был признан не отвечающим требованиям статьи 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в компетенцию избирательной комиссии города Ярославля не входит обязанность проверки соответствия вопросов, предлагаемых для вынесения на местный референдум требованиям статьи 12 данного Федерального закона. Эта обязанность возложена на муниципалитет г.Ярославля. На основании решения муниципалитета города Ярославля от 10.04.2013 № 85 и в соответствии в пунктом 11 статьи 36 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательной комиссией города Ярославля было принято решение от 16.04.2013 № 172/36 «Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума города Ярославля». Просит в требованиях Симону А.А. отказать.
Выслушав стороны, прокурора, давшего заключение о необоснованности требований Симона А.А., исследовав письменные материалы дела, суд находит требования Симона А.А. не подлежащими удовлетворению.
В силу п.п.1,3 ст.14 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее-Федеральный закон № 67-ФЗ) инициатива проведения референдума в Российской Федерации принадлежит гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме. Для выдвижения инициативы проведения референдума, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, и сбора подписей граждан Российской Федерации в ее поддержку образуется инициативная группа по проведению референдума. Такую инициативную группу вправе образовать гражданин или группа граждан Российской Федерации, имеющие право на участие в референдуме.
Порядок реализации инициативы проведения местного референдума предусмотрен статьей 36 Федерального закона № 67-ФЗ, статьей 5 Закона ЯО от 12.02.2007 N 6-з «Об отдельных вопросах назначения и проведения референдума Ярославской области и местного референдума» (далее –закон № 6-з).
Согласно порядку, предусмотренному данной нормой, инициативная группа по проведению местного референдума обращается в избирательную комиссию соответствующего муниципального образования Ярославской области с ходатайством о регистрации группы. Ходатайство и приложенные к нему документы должны быть рассмотрены соответствующей избирательной комиссией в течение 15 дней со дня их поступления. В случае соответствия ходатайства о проведении местного референдума и приложенных к нему документов требованиям Федерального закона, Закона № 6-з, устава муниципального образования избирательная комиссия муниципального образования Ярославской области принимает решение о направлении их в представительный орган соответствующего муниципального образования.
В срок, не превышающий 20 дней со дня поступления указанного ходатайства и приложенных к нему документов, представительный орган соответствующего муниципального образования обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум требованиям Федерального закона.
В случае признания представительным органом соответствующего муниципального образования вопроса, выносимого на местный референдум, отвечающим требованиям Федерального закона, избирательная комиссия соответствующего муниципального образования осуществляет регистрацию инициативной группы по проведению местного референдума, выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в средства массовой информации.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ инициативной группой по проведению местного референдума принято решение об обращении с ходатайством о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума города Ярославля с вынесением на референдум следующего вопроса: «Следует ли внести в положение о порядке организации и проведения публичных слушаний в городе Ярославле, утвержденное решением муниципалитета города Ярославля от 24 октября 2005 № 135 дополнение следующего содержания: «В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, при принятии решения по итогам публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, учитываются только голоса граждан, проживающий в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение».
Указанное ходатайство и приложенный к нему протокол собрания инициативной группы по проведению местного референдума был представлен в избирательную комиссию города Ярославля уполномоченным представителем инициативной группы по проведению местного референдума города Ярославля Симоном А.А. ДД.ММ.ГГГГ
Представленные Симоном А.А. документы избирательной комиссией города Ярославля направлены для рассмотрения в муниципалитет г.Ярославля.
10 апреля 2013 года муниципалитетом г.Ярославля принято решение № 85 «О вопросе, предлагаемом для вынесения на местный референдум», согласно которому вопрос «Следует ли внести в положение о порядке организации и проведения публичных слушаний в городе Ярославле, утвержденное решением муниципалитета города Ярославля от 24 октября 2005 № 135 дополнение следующего содержания: «В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, при принятии решения по итогам публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, учитываются только голоса граждан, проживающий в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение» признан не отвечающим требованиям ст.12 Федерального закона № 67-ФЗ.
На основании данного решения избирательной комиссией города Ярославля 16 апреля 2013 года принято Решение № 172/36 об отказе в регистрации инициативной группы граждан по проведению местного референдума города Ярославля по ходатайству, направленному в муниципалитет города Ярославля в соответствии с решением избирательной комиссии города Ярославля от 25 марта 2013 года № 169/34.
Суд считает оспариваемые решения законными.
Решения приняты надлежащими органами, в установленные законом сроки с соблюдением процедуры их принятия.
В соответствии с нормами, послужившими основанием к вынесению муниципалитетом оспариваемого решения,- п.п.3,5,6 ст.12 Федерального закона № 67-ФЗ на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения. Вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.
В пункте 8 ст.12 Федерального закона № 67-ФЗ установлен перечень вопросов, которые не могут быть вынесены на местный референдум.
Пункт 9 данной статьи содержит запрет установления иных ограничений для вопросов, выносимых на референдум, кроме указанных в ст.12 Федерального закона № 67-ФЗ.
Мнение Симона А.А. о том, что исключительно пункт 8 ст.12 Федерального закона № 67-ФЗ содержит перечень недопустимых вопросов, а пункт 9 статьи 12 Федерального закона № 67-ФЗ запрещает расширять перечень, установленный пунктом 8, основано на неверном толковании положений статьи 12 Федерального закона № 67-ФЗ.
Муниципалитет города Ярославля, рассматривая ходатайство инициативной группы, проверяя соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям Федерального закона, обязан, в том числе, проверять соответствие предложенного вопроса и требованиям иных пунктов статьи 12 Федерального закона № 67-ФЗ.
Перечень вопросов местного значения городского округа определен в статье 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее-Федеральный закон № 131-ФЗ). Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Вывод о том, что предложенный инициативной группой вопрос не может быть отнесен к вопросам местного значения городского округа, является верным, соответствует норме ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ.
Суд также соглашается с возражениями заинтересованного лица относительно несоответствия предложенного инициативной группой вопроса требованиям п.п. 5,6 ст. 12 Федерального закона № 67-ФЗ.
В силу п.3 ч.3 ст.28 Федерального закона № 131-ФЗ, ч.1 ст.39 Градостроительного кодекса РФ вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства выносятся на публичные слушания.
Согласно ч.4 ст.28 Федерального закона № 131-ФЗ, ч.2 ст.39 Градостроительного кодекса РФ порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.
В г.Ярославле таким нормативным правовым актом является «Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний в городе Ярославле», утвержденное Решением муниципалитета г.Ярославля от 24.10.2005 № 135.
Указанное Положение не содержит норм, устанавливающих принцип определения состава участников публичных слушаний.
На основании ч.3 ст.39 Градостроительного кодекса РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение. В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия.
Из приведенной нормы закона не вытекает обязанности органа местного самоуправления по организации проведения публичных слушаний исключительно с участием населения, проживающего в пределах соответствующей территориальной зоны.
Возможность реализации права гражданина на участие в публичных слушаниях не может быть поставлена в зависимость от места его проживания на территории муниципального образования.
При этом участие в публичных слушаниях предполагает и включение в себя и такого элемента как учет мнения участника публичных слушаний.
Кроме того, суд считает необходимым отметить, что по результатам публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования соответствующая комиссия готовит рекомендации о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (ч.8 ст.39 Градостроительного кодекса РФ). На основании этих рекомендаций глава местной администрации принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения (ч.9 ст.39 Градостроительного кодекса РФ). По сути, вынесение на референдум предложенного заявителем вопроса направлено на более детальную регламентацию установленного федеральным законодателем порядка принятия решения по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, так как возлагает на главу местной администрации обязанность по применению дополнительных правил учета мнения населения.
Таким образом, вынесение на местный референдум вопроса: «Следует ли внести в положение о порядке организации и проведения публичных слушаний в городе Ярославле, утвержденное решением муниципалитета города Ярославля от 24.10.2005 года № 135, дополнение следующего содержания «В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, при принятии решения по итогам публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, учитываются только голоса граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение» направлено на установление ограничения на участие граждан в публичных слушаниях, влечет ограничение общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, конституционных гарантий реализации таких прав и свобод, противоречит нормам ст.39 Градостроительного Кодекса РФ.
В связи с чем, данный вопрос не соответствует требованиям закона, а именно п.п.5, 6 ст.12 Федерального закона № 67-ФЗ.
В связи с отказом в удовлетворении требования о признании незаконным решения муниципалитета № 85 требование Симона А.А. о признании незаконным решения избирательной комиссии № 172/36, как производное от вышеуказанного требования, также удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд
решил:
Отказать в удовлетворении заявления Симона А.А. о признании незаконным решения муниципалитета г.Ярославля от 10 апреля 2013 года № 85 «О вопросе, предлагаемом для вынесения на местный референдум» и решения избирательной комиссии города Ярославля года от 16.04.2013 № 172/36 «Об отказе в регистрации инициативной группы граждан по проведению местного референдума города Ярославля».
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение одного месяца с даты изготовления мотивированного решения с подачей апелляционной жалобы через Кировский районный суд города Ярославля.
Судья
И.Н.Бабикова