ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1966/2022 от 15.08.2022 Петроградского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2-1966/2022

78RS0017-01-2022-000744-59

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 15 августа 2022 года

Петроградский районный суд Санкт-Петербурга

в составе: председательствующего судьи Калининой М.В.,

при секретаре Вовк К.Я.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ООО «Жилкомсервис № 2 Петроградского района» к Райтеру Даниле Мироновичу и Немноновой Дарье Мировновне об обязании совершить действия

У С Т А Н О В И Л:

ООО «Жилкомсервис № 2 Петроградского района» обратилось в суд с иском к Райтеру Д.М. и Немноновой Д.М. об обязании совершить действия.

В обоснование своих требований истец указывает следующее.

Райтер Д.М. и Немнонова Д.М. являются собственниками , по ().

Истец является управляющей компанией в отношении , по ().

Истец указывает, что на фасаде , лит.А. по в районе размещен кондиционер, разрешительная документация не представлена ().

Истец просит обязать ответчиков произвести демонтаж кондиционера с фасада , лит.А по в районе ; взыскать в свою пользу расходы по уплате государственной пошлины, в размере 6 000 рублей.

Истец о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела уведомлен, своего представителя в судебное заседание не направил, об отложении рассмотрения дела не просил, уважительных причин к неявке не представил.

Ответчики о времени и месте рассмотрения дела извещены, в суд не явились, об отложении рассмотрения дела не просили, уважительных причин к неявке не представили, своих представителей в судебное заседание на направили.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд принял решение о возможности рассмотрения дела, в отсутствии истца и ответчиков.

Исследовав представленные суду доказательства, суд исходит из следующего.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждый доказывает обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих требований и возражений.

В силу п.1 ст.247 ГК РФ, владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.

В соответствии с п.1 ст.290 ГК РФ, собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

В соответствии с ч.ч.1, 2, 4 ст.36 ЖК РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

По решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.

В соответствии с п.2г «Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме…», утвержденными Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 (далее, Правила), ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции) входят в состав общего имущества.

В соответствии со ст.44 ЖК РФ, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.

К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся:

принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами.

Позицию ответной стороны, что для размещения наружного блока кондиционера на фасадной стене дома для собственника помещения многоквартирного дома не требуется, суд находит ошибочной.

В силу положений ст.ст.247, 290 ГК РФ, толкуемых в единстве, следует прийти к выводу о том, что у ответчиками не представлен документ, свидетельствующий о том, что наружный блок кондиционера был установлен при взаимном согласие всех собственников помещений многоквартирного дома. Установление наличия такового согласия может быть подтверждено решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома. Однако, таковой документ суду для оценки так же представлен не был.

Размещение блоков кондиционирования на фасадах здания регулируется Правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденными Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 № 961 (далее, Правилами).

Согласно п.2.4.6 Приложения № 2 к Правилам «Виды элементов благоустройства Санкт-Петербурга, инженерное и техническое оборудование фасадов зданий, сооружений (включая наружные блоки систем кондиционирования и вентиляции, вентиляционные трубопроводы, вентиляционные решетки, является оборудованием, как элементы благоустройства.

В силу п.1.1 Приложения № 4 к Правилам «Перечень мероприятий по размещению элементов благоустройства и требования к осуществлению данных мероприятий, порядок приемки работ по размещению элементов благоустройства», размещение элементов благоустройства осуществляется на основании разработанного и согласованного проекта благоустройства, если иное не установлено законодательством Санкт-Петербурга и РФ.

В силу Приложения № 3 к Правилам Перечень мероприятий по проектированию благоустройства и требования к осуществлению данных мероприятий, виды проектов благоустройства, требования к проектам благоустройства, порядок согласования проектов благоустройства с уполномоченными правительством Санкт-Петербурга исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга», согласование проектов осуществляется КГА, при наличии необходимости, с учетом заключения КГИОП.

Согласно п.4.4 Приложения № 3 к Правилам «Перечень мероприятий по размещению элементов благоустройства и требования к осуществлению данных мероприятий, порядок приемки работ по размещению элементов благоустройства», при наличии в отношении объекта благоустройства или элемента благоустройства права общей долевой собственности к заявлению прикладывается согласие всех собственников или решение общего собрания собственников.

Согласно п.14.1 Постановления об утверждении Правил, размещение элементов благоустройства (элементов внешнего благоустройства), согласованное Комитетом по градостроительству и архитектуре, в соответствии с законодательством в области благоустройства, действовавшим до утверждения Правил, не подлежит повторному согласованию, если в отношении элементов благоустройства (элементов внешнего благоустройства) осуществлена приемка, в случаях, предусмотренных указанным законодательством.

Ранее рассматриваемые отношении была урегулированы и, в соответствии с п.1.2 Приложения 1 к Распоряжению Администрации Санкт-Петербурга от 23.09.2002 № 1784-ра «Регламент внешнего благоустройства Санкт-Петербурга» (утратившим силу), под внешним благоустройством в настоящем Регламенте понимается деятельность физических и юридических лиц, направленная на преобразование внешнего облика городской среды и повышение ее потребительских качеств. Элементами внешнего благоустройства являются любые самостоятельно выделяемые для проектирования части внешнего благоустройства: настенные кондиционеры и другое оборудование, пристроенное к стенам или вмонтированное в них.

В соответствии с п.2.3.29 Правил содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений в Санкт-Петербурге, утвержденных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 14.09.2006 № 1135 (далее, Правил, ныне утратившими силу), размещение наружных блоков систем кондиционирования и вентиляции допускается в верхней части оконных и витринных проемов, в плоскости остекления с применением маскирующих устройств (решеток, жалюзи). Цветовое решение должно соответствовать тону остекления.

В соответствии с 4.3.6 Правил, размещение наружных блоков систем кондиционирования и вентиляции допускается:

на кровле зданий и сооружений (крышные кондиционеры с внутренними воздуховодными каналами);

в верхней части оконных и дверных проемов, в окнах подвального этажа без выхода за плоскость фасада с использованием маскирующих ограждений (решеток, жалюзи);

на дворовых фасадах, брандмауэрах - упорядоченно, с привязкой к единой системе осей на фасаде;

на лоджиях, в нишах - в наиболее незаметных местах;

в арочном проеме на высоте не менее 3,0 м от поверхности земли.

В соответствии с п.4.3.8 Правил, размещение наружных блоков систем кондиционирования и вентиляции не допускается на поверхности лицевых фасадов.

В соответствии с п.4.1.2 Правил, любые действия, связанные с размещением дополнительного оборудования на фасадах, должны быть согласованы с КГА, а для объектов культурного наследия и в зонах охраны объектов культурного наследия - с КГИОП, а также собственниками зданий и сооружений.

В соответствии с п.4.1.3 Правил, основанием для проектирования и размещения дополнительного оборудования является архитектурное задание, выдаваемое КГА в установленном порядке.

Согласно п.4.2.1 Правил, основными видами дополнительного оборудования являются наружные блоки систем кондиционирования и вентиляции, вентиляционные трубопроводы.

Время установки кондиционера, по мнению суда, не имеет значения для правовой оценки ситуации.

Ранее действовавшими правыми актами вопрос установки кондиционеров был урегулирован Распоряжением мэра Санкт-Петербурга от 23.03.1994 № 280-р «Об утверждении Правил благоустройства, обеспечении чистоты и порядка в Санкт-Петербурге и на территориях, подчиненных Санкт-Петербургу».

Согласно п.1.16 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Санкт-Петербурге и на территориях, подчиненных Санкт-Петербургу», утвержденных распоряжением Мэра Санкт-Петербурга от 23.03.2004 № 280-р, должностные лица предприятий, учреждений, организаций, независимо от их правового статуса и формы хозяйственной деятельности, в собственности, полном хозяйственном ведении (оперативном управлении) которых находятся земельные участки, здания, сооружения и транспортные средства, а также граждане - владельцы, распорядители или пользователи земельных участков, зданий, сооружений и транспортных средств, должностные лица, лица, ответственные за исполнение работ ремонтно-эксплуатационных служб жилищно-коммунального хозяйства и других предприятий, независимо от их правового статуса, деятельность которых связана со строительством, ремонтом, обслуживанием и использованием территорий, зданий, сооружений, инженерных сетей и коммуникаций, обязаны обеспечить исключение случаев самовольного использования территорий без архитектурно-планировочных заданий, схем размещения или специально оформленных разрешений под строительные площадки, земляные работы, установку лотков, киосков, павильонов или иных строений и сооружений, оборудование объектов внешней рекламы и информации и для других целей, недопущение самовольного размещения и расклеивания объявлений, рекламы, печатной продукции в неустановленных местах, самовольной установки строительных лесов, изменения колера фасадов зданий, входных дверей, элементов благоустройства, архитектуры и объектов монументально-декоративного искусства.

В силу п.2.21 тех же Правил, самовольная установка строительных лесов, ограждений, изменение колера фасадов зданий, входных дверей, элементов благоустройства, самовольное переоборудование фасадов и конструктивных элементов зданий и сооружений влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере до десяти МРОТ, на граждан - до трех МРОТ.

Таким образом, размещение наружного блока кондиционирования является незаконным, вне зависимости от срока его установки, поскольку решение общего собрания собственников помещений многоквартирного , по на размещение на фасаде дома такового, необходимое согласование с КГА, возможно и КГИОП, ответчиком суду для рассмотрения не представлены. А потому требования истца обоснованы и подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ, в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.

С учетом характера действий ответчиков, неисполнения им приведенной выше нормативной базы, суд полагает разумным и достаточным установить месячного срока со дня вступления настоящего решения в законную силу для исполнения действий ответчиками.

В соответствии с ч.1 ст.98 ГКР РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Уплата государственной пошлины подтверждена ().

При таких обстоятельствах, с ответчиков, в пользу истца надлежит взыскать полностью расходы по уплате государственной пошлины, в размере по 3 000 рублей, с каждого.

Руководствуясь ст.ст.194, 198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ООО «Жилкомсервис № 2 Петроградского района» удовлетворить.

Обязать Райтера Данилу Мироновича и Немнонову Дарью Мироновну в течение одного месяца с даты вступления настоящего решения в законную силу выполнить работы по демонтажу кондиционера с фасада здания, расположенного в Санкт-Петербурге, по адресу: , лит.А в зоне расположения жилого помещения – .

Взыскать с Райтера Данилы Мироновича и Немноновой Дарьи Мироновны в пользу ООО «Жилкомсервис № 2 Петроградского района» расходы по уплате государственной пошлины, в размере по 3 000 рублей, с каждого.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в апелляционном порядке через Петроградский районный суд Санкт-Петербурга в течение одного месяца со дня принятия решение в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 22 августа 2022 года.

Судья: М.В.Калинина