ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1967/14 от 26.11.2014 Кировского районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2-1967/2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 ноября 2014 года г. Хабаровск

Кировский районный суд г. Хабаровска

в составе председательствующего судьи Якубанец Е.Ю.

при секретаре Столяровой М.В.,

с участием представителя третьего лица Ефремова Д.В., действующего на основании доверенности от 29.01.2014г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Евтеева В.В. к ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ о признании незаконными действия по исключению из числа участников подпрограммы, возложению обязанности по восстановлению в списках участников подпрограммы по избранному месту жительства, предоставлению ГЖС,

У С Т А Н О В И Л:

Евтеев В.В. обратился в суд с иском к ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ о признании незаконными действий по исключению из числа участников подпрограммы, возложению обязанности по восстановлению в списках, возложении обязанности по внесении изменений в учетные документы жилищного дела, возложении обязанности по предоставлению государственного жилищного сертификата в избранном месте жительства <адрес>. В обоснование указал, что проходил военную службу в ВС РФ с 01.08.1990 г. по 07.07.2006 г., был уволен в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. Выслуга лет в календарном исчислении составляет 15 лет 09 мес., в льготном – 21 год 01 мес. На основании ордера от 10.10.1998 г. было предоставлено служебное жилое помещение, расположенное в закрытом военном городке по адресу: <адрес>, в котором истец и члены его семьи зарегистрированы по месту жительства. 20.07.2006 г. истец подал заявление на имя командира в/ч с просьбой включить его и членов его семьи в состав участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» и выдать истцу и членам его семьи государственный жилищный сертификат для приобретения жилья в <адрес>. С 16.10.2006 г. истца включили в список участников подпрограммы как лицо, подлежащее переселению из ЗВГ. 16.04.2012 г. истец обратился в ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ с заявлением о внесении изменений в учетные документы в составе семьи с 4 человек на 5 человек, т.к. 15.12.2011 г. у истца родилась дочь. 13.06.2012 г. истцом от ответчика получен ответ, что по состоянию на 17.04.2012 г. он и члены его семьи состояли в списках граждан, изъявивших желание получить ГЖС по категории – «граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков» с 16.10.2006 г. Однако закрытый военный городок с местом дислокации – <адрес>, исключен из списка ЗВГ, в связи с чем, истцом и членами его семьи утрачено право на получение ГЖС по линии МО РФ. Считает решение о снятии его с учета незаконным и необоснованным.

Определением суда от 22.10.2014г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство обороны РФ.

В судебное заседание истец Евтеев В.В. не явился, о месте и времени слушания дела извещен, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддерживает. Суд определил, рассмотреть дело в отсутствие истца, в порядке ч.5 ст.167 ГПК РФ.

Представитель ответчика ФКГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен, причины неявки суду не сообщил. Суд определил, рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика, в порядке ч.4 ст.167 ГПК РФ.

Представитель третьего лица Ефремов Д.В. в судебном заседании доводы, изложенные в возражениях, поддержал. С заявленными требованиями не согласен, считает, что действия по снятию истца с учета законны и обоснованны, поскольку в соответствии с п. 14 ст. 15, ч. 12 п. 1 ст. 15 закона «О статусе военнослужащих» получение и реализация ГЖС является одним из способов обеспечения жилым помещением при увольнении с военной службы. Право на избрание способа получения жилья имеют военнослужащие, признанные установленным порядком нуждающимися в предоставлении такового. Распоряжением Правительства РФ от 17.04.2012 г. № 487-р военный городок исключен из перечня закрытых, в связи с чем основание для получения ГЖС у истца в настоящее время отсутствует. Жилое помещение, занимаемое семьей истца, является федеральной собственностью, закрепленной за МО РФ, намерений выселять истца из занимаемого жилого помещения ФГКУ «Востокрегионжилье» не имеет, следовательно, истец обеспечен жилым помещением за счет средств Министерства обороны РФ. В удовлетворении требований просит отказать в полном объеме.

Выслушав пояснения участвующих лиц, исследовав письменные доказательства по делу, судом установлены следующие обстоятельства.

Согласно выписке из приказа командующего войсками Сибирского военного округа от 24.05.2006 г. (л.д. 7) Евтеев В.В. уволен с военной службы с зачислением в запас в порядке п.п. «б» п. 1 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. Выслуга лет в календарном исчислении составляет 15 лет 09 мес., в льготном – 21 год 01 мес.

На основании ордера от 10.10.1998 г. , выданного Исполнительным комитетом Советского районного Совета народных депутатов (л.д. 16), постановления Главы Администрации Советского района г. Улан-Удэ (л.д. 17), Евтееву В.В. было предоставлено служебное жилое помещение по адресу: <адрес>, где он и члены его семьи зарегистрированы и проживают по настоящее время.

В соответствии со справкой Военного комиссариата Саратовской области по Кировскому, Волжскому и Ленинскому районам г. Саратова от 16.06.2014 г., свидетельством о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствами о рождении от <данные изъяты>, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ в составе семьи Евтеева В.В. включены: жена – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, сын – ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ, дочь – ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ, дочь – ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8, 11, 12-14).

Исходя из положений ст.69 ЖК РФ, ФИО3ДД.ММ.ГГГГ является членом семьи Евтеева В.В., в связи с чем, в учетные данные истца о составе семьи подлежат изменению.

Евтеев В.В. на основании заявления от 20.07.2006 г. (л.д. 15) с 16.10.2006 г. включен в состав участников программы ГЖС по категории «граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков».

В соответствии с уведомлениями Росреестра об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от 11.08.2014 г. и от 29.09.2014 г. (л.д. 21-25) за истцом право собственности на объекты недвижимого имущества жилого назначения не зарегистрировано.

Как следует из ответа ФГКУ «Востокрегионжилье» от 22.05.2012 г. Евтеев В.В. по состоянию на 17.04.2012 г. состоял на учете в автоматизированной базе граждан, изъявивших желание получить ГЖС, с даты постановки на учет с 16.10.2002 г. по категории «граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков» составом семьи 4 человека по избранному месту жительства <адрес>. Распоряжением Правительства РФ от 17.04.2012 г. № 487-р военный городок , место дислокации – <адрес>, исключен из списка закрытых военных городков, в связи с чем, отпало условие, при наличии которого истец имел право на получение субсидии в виде ГЖС для переселения. Евтеев В.В. был исключен из списков очередников на получение ГЖС, и ему было предложено решить свой жилищный вопрос на общих основаниях, предусмотренных ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» (л.д. 18-19).

В силу п. З ст. б и п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих” граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, общая продолжительность военной службы которых составляет. 10 лет и более, имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации и обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Изложенное указывает на то, что при реализации жилищных прав военнослужащих, помимо Федерального закона “О статусе военнослужащих”, подлежат учету и другие нормы действующего законодательства.

В частности, основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма, а также снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма, предусмотрены гл. 7 и ст. 56 Жилищного кодекса РФ.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

В силу подпункта “г” пункта 26 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 г. № 1054, с учетом последующих изменений, военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений за счет средств федерального бюджета в случае решения жилищной проблемы.

Под решением жилищной проблемы по смыслу пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации следует понимать наличие у граждан по установленным нормам жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма либо находящихся в их собственности.

Возможность реализации права на получение жилых помещений вне бывших закрытых военных городков путем получения ГЖС гражданами, включенными ранее в соответствующие списки участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004 - 2010 годы в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2004 года № 522 и (или) подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, и постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, как относящимися к категории граждан, подлежащих переселению из закрытого военного городка, должна быть реализована.

По общему принципу действия закона во времени закон обратной силы не имеет и распространяет свое действие лишь на правоотношения, возникшие после введения его в действие, следовательно, исключение соответствующего военного городка из перечня закрытых исключает возможность реализации права на получение ГЖС в порядке отселения из закрытого военного городка лишь теми гражданами, которые до этого момента не были признаны нуждающимися в получении ГЖС на указанных условиях. Те граждане, которые ранее были признаны нуждающимися в получении ГЖС, как лица, подлежащие отселению из закрытого военного городка, в случае их согласия, должны сохранять право на получение ГЖС, так как такие граждане имели право на получение ГЖС и по не зависящим от них причинам не смогли реализовать указанное право.

По смыслу Конституции Российской Федерации общим правилом для отраслей права является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, обратной силы не имеет. Так, в ч. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации прямо предусмотрено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Аналогичные положения закреплены в ст. б Жилищного кодекса Российской Федерации, в которой указано, что акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

По существу, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, и тем самым отмена для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимы с требованиями, вытекающими из ст. 1 (ч. 1), ст.ст. 2. 18, 54, 55 (ч.ч. 2 и З) и ст. 57 Конституции Российской Федерации.

По своей сути изложенные выше обстоятельства аналогичны нормативному положению, признанному не соответствующим Конституции Российской Федерации в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года № 8-П.

Таким образом, поскольку истец в соответствии с ранее действовавшим законодательством в установленном порядке был признан нуждающимся в получении ГЖС в порядке переселения из закрытого военного городка и был включен в сводный список граждан - участников соответствующей подпрограммы, но по независящим от него причинам не был обеспечен жилищным сертификатом до исключения военного городка из перечня закрытых, он должен реализовать свое право на получение ГЖС.

Доводы ответчика, представителя третьего лица о том, что истец в настоящее время утратил право на участие в подпрограмме и имеет право прибрести занимаемое жилое помещении в собственность на условиях, предусмотренных Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» суд отклоняет, поскольку квартира, в которой проживает Евтеев В.В., является служебной, в установленном порядке в муниципальную собственность не передана, договор социального найма с истцом на эту квартиру не заключался.

Судом установлено, что истец зарегистрирован и проживает по настоящее время в военном городке по адресу: <адрес>, которое было предоставлено по ордеру в 1998 г.

Распоряжением Правительства РФ от 17.04.2012 г. № 487-р закрытый военный городок с местом дислокации <адрес> исключен из списка закрытых военных городков.

Как установлено судом, истец на основании заявления от 20.07.2006 г., в установленном действующим законодательством порядке был включен в список граждан, подлежащих переселению из закрытого военного городка, при этом данное право возникло у истца в 2006 году, с момента подачи им заявления, то есть до исключения городка из перечная закрытых – изменения статуса. В указанный период времени возникла обязанность у организаций, учреждений федеральных органов исполнительной власти по предоставлению истцу государственного жилищного сертификата, которая не была исполнена до момента исключения военного городка из перечня закрытых. Как следует из представленных истцом справок органов осуществляющих регистрационный учет недвижимости, объектов недвижимости жилого назначения в собственности Евтеев В.В. и члены его семьи не имеют, что подтверждается представленными уведомлениями Управления Росреестра по Саратовской области.

В отношении истца не была исполнена обязанность государства в лице ее государственных органов по предоставлению ему ГЖС. Тот факт, что военный городок, в котором проживает истец, исключен из перечня закрытых, не может исключать обязанность государства по исполнению ранее принятых на себя обязательств, которые существовали до 2012 года, в ином случае это бы умаляло права истца, уменьшило содержание прав Евтеева В.В. на обеспечение его жилым помещением путем предоставления ГЖС, что идет в противоречие с Конституцией Российской Федерации. Тем самым, нарушенное право истца подлежит защите в порядке гражданского судопроизводства в соответствии с задачами, установленными ст. 2 ГПК РФ.

Правила предусматривают отказ в признании гражданина участником подпрограммы, однако истец уже был признан кандидатом на получение государственного жилищного сертификата в установленном порядке, что ответчиком не оспаривается.

Таким образом, судом установлено, что истец в установленном действующим законодательством порядке был включен в список граждан, подлежащих переселению из закрытого военного городка, при этом данное право возникло у истца в 2006 году, то есть до исключения военного городка из перечня закрытых. В указанный период времени возникла обязанность у организаций, учреждений федеральных органов исполнительной власти по предоставлению истцу государственного жилищного сертификата, которая не была исполнена до момента исключения военного городка из перечня закрытых.

Сам факт исключения военного городка, в котором проживает истец и члены его семьи, из перечня закрытых, при отсутствии иных оснований, которые бы препятствовали получению ГЖС, а также наличию у истца права на получение ГЖС по избранному месту жительства, как военнослужащего, уволенного с военной службы по достижению предельного возраста, имеющего выслугу лет более 10 лет, не может являться основанием для утраты истцом ранее возникшего права на получение ГЖС, в противном случае это привело бы к необоснованному лишению того, на что он рассчитывал при реализации своего права на получение ГЖС, которое им было гарантировано в силу закона и не принимал при этом иных мер, связанных с обеспечением своих жилищных прав, а также указывало бы на односторонне снятие с себя обязательств со стороны государственных органов, которые не были ими исполнены в силу закона.

При таких обстоятельствах, поскольку до настоящего времени право истца на получение государственного жилищного сертификата не реализовано по независящим от него обстоятельствам, с учетом приведенных правовых норм суд считает необходимым признать незаконным решение ФГКУ «Востокрегионжилье» в части исключения Евтеева В.В. и членов его семьи из списка кандидатов на получение ГЖС, признать право за истцом на получение государственного жилищного сертификата, начиная с первоначальной даты постановки на учет, восстановить в списках, с даты первоначальной постановки на учет с 16.10.2006 г.

Однако требование истца о возложении обязанности на ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ о выдаче ему ГЖС, не могут быть удовлетворены, поскольку с учетом положений приказа Министра обороны РФ №1455 от 3.11.2010г., полномочий, определенных Уставом ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, обязанность по оформлению и выдаче сертификат возложена на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации. В связи с чем, оформление ГЖС не входит в обязанности ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ, выдача государственного жилищного сертификата осуществляется по его получению.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что Евтеев В.В. имеет право на получение ГЖС и подлежит восстановлению в списке кандидатов на получение ГЖС, по избранному месту жительства, поскольку не утратил оснований, дающих ему право состоять в списках кандидатов.

С учетом восстановления нарушенного права истца, суд считает возможным признать за истцом право на получение государственного жилищного сертификата в порядке очередности на состав семьи пять человек, с учетом в том числе дочери ФИО3ДД.ММ.ГГГГ, и возложить на ответчика – ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ обязанность по включению в список получателей ГЖС, с даты постановки на учет, т.е. с 11.01.2006г.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Евтеева В.В. к ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ о признании незаконными действия по исключению из числа участников подпрограммы, возложению обязанности по восстановлению в списках участников подпрограммы по избранному месту жительства, предоставлению ГЖС – удовлетворить.

Признать незаконными действия Федеральное государственное казенное учреждение «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации по исключению Евтеева В.В. и членов его семьи из списка граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат по категории «граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков».

Признать за Евтеевым В.В., с учетом в качестве членов семьи: жены ФИО1ДД.ММ.ГГГГ, сына ФИО2ДД.ММ.ГГГГ.,дочери ФИО3ДД.ММ.ГГГГ, дочери ФИО4ДД.ММ.ГГГГ, право на получение социальной выплаты, удостоверенной государственным жилищным сертификатом, с даты постановки на учет, с 16.10.2006г.

Обязать Федеральное государственное казенное учреждение «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации восстановить Евтеева В.В. с составом семьи 5 человек в реестре граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат, по избранному месту жительства – <адрес>, с даты принятия на учет, с 16.10.2006 г. и выдать ГЖС в установленном порядке.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 26.11.2014г.

Судья: /подпись/

Решение не вступило в законную силу

Копия верна: судья Е.Ю.Якубанец

Подлинник решения находится в материалах дела №2-1967/2014 в Кировском районном суде г.Хабаровска

Секретарь М.В.Столярова