ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1967/2021 от 17.06.2021 Заводской районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело №2-1967/2021

64RS0044-01-2021-003656-23

Решение

Именем Российской Федерации

17 июня 2021 года г. Саратов

Заводской районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Хисяметдиновой В.М.,

при секретаре Анисян А.Г.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску ФИО1 к фонду поддержки образования муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия №5» г.Саратова «Добросердие» о ликвидации фонда и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

истец обратился в суд с указанным иском к ответчику, ссылаясь на то, что в настоящее время фактическая деятельность фонда поддержки образования муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия №5» г.Саратова «Добросердие» (далее – Фонд) прекращена, цели Фонда, для которых он был создан, не могут быть достигнуты. Финансирование Фонда отсутствует, имущества у фонда нет. В связи с чем просит ликвидировать Фонд с внесением в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его прекращении.

Истец ФИО1 в судебном заседании требования поддержала.

Третье лицо ФИО2, представитель третьего лица ФИО3 не возражали против удовлетворения заявленных требований.

В письменном отзыве представитель Управления Министерства юстиции РФ по Саратовской области полагает возможным удовлетворить заявленные требования при предоставлении доказательств фактического прекращения деятельности организации.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и места рассмотрения дела надлежащим образом.

С учетом мнения участников процесса, и положений ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 года
№ 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее - Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ).

Согласно статье 7 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ одной из организационно-правовых форм общественного объединения является общественный фонд, который представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели (статья 10 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ).

Вопросы принудительной ликвидации общественных объединений организаций урегулированы комплексом нормативных правовых актов, в том числе и Гражданским кодексом Российской Федерации.

Статьей 18 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ установлено, что общественные объединения создаются по инициативе их учредителей; последними могут быть среди прочего юридические лица - общественные объединения; решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании; с момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом; правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.

Пунктом 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации определен период правоспособности юридического лица; установлено, что правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 20 Федерального закона № 129-ФЗ от 08 августа 2001 года «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации; с этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или внесение в единый государственный реестр юридических лиц записей в связи с реорганизацией юридических лиц, участником которой является юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации.

В судебном заседании установлено, что Фонд поддержки образования муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия №5» г.Саратова «Добросердие» зарегистрирован инспекцией МНС России по Заводскому району г.Саратова <Дата> за основным государственным регистрационным номером <№> по решению Инспекции от <Дата>, учетный номер <№> Организационно-правовая форма при создании - фонд. Организация зарегистрирована как общественное объединение. Руководителем организации является ФИО1

Фонд поддержки образования муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия №5» г.Саратова «Добросердие» действует на основании Устава, утвержденного решением собрания учредителей, для достижения целей, установленных в нем, а именно: содействие развитию и материально-техническому оснащению МОУ «Гимназия №5» г.Саратова, содействие охране и укреплению физического и психического здоровья обучающих и работников МОУ «Гимназия №5» г.Саратова и иных.

В настоящее время денежные средства в Фонд не поступали, остаток денежных средств фонда на <Дата> составляет 44,51 руб. Согласно уведомлению ПАО «Сбербанк России» банковский счет фонда закрыт.

В соответствии с Уставом Фонда прекращение деятельности фонда может осуществляться в виде его ликвидации.

Решение о ликвидации Фонда вправе принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.

Фонд может быть ликвидирован, если имущества не достаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна.

Как установлено при рассмотрении дела, на заседании правления фонда, состоявшемся <Дата>, было принято решение о его ликвидации.

Истец просила принять решение о ликвидации Фонда поддержки образования муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия №5» г.Саратова «Добросердие».

Согласно подпунктам 5 и 6 пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется, а также в иных случаях, предусмотренных законом.

Пунктами 2 и 3 статьи 123.20 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц, в случае, если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна.

В случае ликвидации фонда его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе фонда, за исключением случаев, если законом предусмотрен возврат такого имущества учредителям фонда.

Аналогичные положения содержатся в пункте 2 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

В соответствии с письмом Верховного Суда РФ от 05.02.1998 № 109-4/общ «О подведомственности дел о ликвидации общественных фондов», заинтересованными лицами могут считаться граждане и (или) юридические лица, учредившие фонд и передавшие в его собственность свое имущество путем добровольных взносов. По заявлению самого фонда он не может быть ликвидирован.

В ГК РФ и в других федеральных законах, касающихся общественных фондов, не установлен перечень заинтересованных лиц, которые вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации фонда. Не предусмотрено каких-либо специальных ограничительных критериев для определения круга заинтересованных лиц, правомочных обращаться в суд с таким заявлением. Следовательно, всякое лицо, имеющее правовой интерес в ликвидации общественного фонда, может быть отнесено к числу заинтересованных лиц, которые вправе подать в суд заявление о его ликвидации. В определенных случаях созданный в соответствии с уставом общественного фонда его орган может иметь основание для подачи заявления в суд о ликвидации фонда. Дела о ликвидации общественных фондов подведомственны судам общей юрисдикции.

В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», пункта 2 статьи 123.20 Гражданского кодекса РФ Фонд может быть ликвидирован, если имущества Фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого, имущества нереальна.

Каких-либо исполнительных производств в отношении Фонда не имеется.

Исходя из представленных документов, в том числе бухгалтерской отчетности, усматривается, что имущества фонда для осуществления его целей не имеет и вероятность получения необходимого имущества нереальна, в связи с чем, требования истца подлежат удовлетворению.

Доказательств обратному суду представлено не было.

Пунктом 3 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ предусмотрена обязанность учредителей или органа, принявшего решение о ликвидации некоммерческой организации, назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора), определить порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.

По смыслу данной нормы назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) и установление порядка и срока ликвидации не является обязанностью суда; в том случае, если суд, принимая решение о ликвидации некоммерческой организации, не назначит ликвидационную комиссию (ликвидатора), не установит порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации, то это требование закона должны выполнить учредители (участник) некоммерческой организации.

В соответствии с п. 2 ст. 20 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Ликвидировать фонд поддержки образования муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия №5» г.Саратова «Добросердие» и исключить фонд поддержки образования муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия №5» г.Саратова «Добросердие» из Единого государственного реестра юридических лиц после завершения процедуры ликвидации.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Заводской районный суд г. Саратова в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 23 июня 2021 года.

Судья: В.М. Хисяметдинова